Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Латышева Валентина Павловна

В статье обращается внимание на то, как сохранить радость детства и какова роль двигательной деятельности и двигательного опыта в этом. Актуализируются проблемы влияния разновозрастного взаимодействия на обогащение двигательного опыта старших дошкольников, использование проблемных ситуаций, спортивных развлечений, квест-технологий в процессе освоения спортивных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvigatelnaya_aktivnost_doshkolnikov.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх

В ряде исследований ученых отмечается загруженность старших дошкольников в связи с посещением дополнительных занятий статического характера, в том числе для подготовки к школе.

Несмотря на то, что задачи организации двигательного режима заявлены федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), содержание двигательной деятельности задано примерной и комплексными образовательными программами, проблема нормирования и оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста остается крайне актуальной. Ребенок, осваивая ценности физической культуры, обширный арсенал двигательных локомоций, технику различных физических упражнений, обретает свой двигательный опыт. Его недостаточность у современных дошкольников приводит к дефициту двигательной активности и становится угрозой для физического и интеллектуального развития. У многих дошкольников отмечаются морфофункциональные отклонения. Важность формирования двигательного опыта в период дошкольного детства подтверждается в отечественных и зарубежных исследованиях.

В справочной литературе находим следующее определение двигательного опыта: это «объем освоенных человеком двигательных действий и способов их использования». При этом разнообразие двигательного опыта зависит от количества этих действий и способов их применения. В работах Т.В. Волосниковой и С.О. Филипповой отмечается, что становление произвольности движений, осознанности и самостоятельности способствует обретению двигательного опыта. Свидетельством того, что он освоен, является умение детей применять выработанный навык в игровой или проблемной ситуации.

Интерпретация понятия «двигательный опыт» чаще всего соотносится с: 

  • формированием двигательных умений, навыков и знаний;
  • двигательной активностью; двигательной подготовленностью.

Но считается, что такая интерпретация понятия не отражает личностный аспект двигательного опыта ребенка, а именно его аксиологические составляющие: ценности, мотивы, потребности, интересы.

Рассмотрим содержание деятельности по формированию двигательного опыта дошкольников на примере спортивных игр.

Важным в этом плане представляется формирование когнитивного компонента двигательного опыта. Обогащение представлений ребенка о спортивных играх, игровых ролях, игровых сигналах, элементарных знаний о технике, о способах выполнения действий, правилах игрового взаимодействия – важная предпосылка успешности педагогических воздействий в решении задач формирования двигательного опыта ребенка.

Дошкольников необходимо учить ставить цель, планировать двигательную деятельность и достигать определенных результатов. Это позволяет использовать приобретенный опыт в самостоятельной двигательной деятельности. Оценить результат формирования двигательного опыта в старшем дошкольном возрасте можно в процессе наблюдений (проявление инициативы, склонностей к разным видам двигательной деятельности, готовности к коллективному взаимодействию и т.д.).

Как подчеркивается в исследованиях Л.В. Абдульмановой и О.Ю. Зинченко, формирование двигательного опыта зависит не только от уровня развития двигательных навыков у ребенка, но и от его собственной самостоятельной деятельности, в которой наглядно отражена внутренняя мотивация.

Огромная воспитательная роль в трансляции двигательного опыта ребенка принадлежит взрослым (родителям и педагогам). Воспитателю детского сада, инструктору по физической культуре необходимо учитывать, что положительному эффекту привлечения внимания дошкольников способствует эмоциональная подача информации, при этом часто используются такие педагогические приемы, как образцы решения конкретной игровой ситуации, включение реальных примеров из спортивных игр в другие виды детской деятельности.

По результатам ранжирования интересы и предпочтения дошкольников ориентированы на исследовательскую деятельность, игровую деятельность, компьютерные игры, спортивные и подвижные игры.

Многолетняя опытно-экспериментальная работа на базе ДОО показала, что обогащению двигательного опыта старших дошкольников способствует организация поэтапного игрового взаимодействия (в парах, тройках, в командах) на материале спортивных игр.

В образовательном процессе, где дошкольник становится участником взаимодействия «ребенок – взрослый», «ребенок – сверстник», «ребенок – младший ребенок», «ребенок – старший ребенок», дети на практике знакомятся с социальными нормами поведения, осваивают способы общения, позволяющие регулировать межвозрастные взаимоотношения. Так, в процессе взаимодействия с детьми младших групп у старших дошкольников проявляется заинтересованность в общении, ориентация на желания малышей, а у младших детей формируется самоконтроль, сопричастность и ответственность за результат деятельности. Обратим внимание, что в пространстве взаимодействия детей и взрослых интересы могут быть общими либо существовать параллельно. Это оказывает отрицательное влияние на формирование двигательного опыта дошкольников. Взрослый может выступать как в качестве посредника, который знакомит ребенка с миром человеческих взаимоотношений, так и в качестве субъекта, ограничивающего самостоятельную деятельность дошкольника.

На практике от родителей и педагогов дети часто слышат: «не бегай», «не прыгай», «положи мяч» и т.д. По мнению М.В. Сапоровской, в процессе детско-взрослого взаимодействия возникает «межпоколенная связь» – процесс передачи информации не только от родителей к детям, но и от детей к родителям. Широко используются в системе дошкольного образования детско-родительские совместные проекты: «Если хочешь быть здоров…», «Всей семьей на стадион!» и др. Участие в них принимают и родители, и дети, и педагоги, при этом взрослые оказываются организаторами мероприятий. Эти проекты представлены на страницах журнала «Дошкольное воспитание».

Положительное воздействие оказывают совместные занятия, где активными участниками являются дети и их родители. Например, квест-игры, в которых интегрируются разные виды деятельности, что позволяет решать задачи формирования двигательного опыта детей. Идея квест-игры достаточно проста – игроки команды, двигаясь от точки к точке, решают различные проблемные ситуации. Родители в квест-игре являются активными помощниками педагога – они включаются в процесс выполнения упражнений с элементами спортивных игр в парах (вместе с детьми, в командах и даже индивидуально), что позволяет демонстрировать личные достижения. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, а это является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. А поскольку «игре все возрасты покорны», радость бытия от совместной деятельности испытывают и родители, и дети. Тематика таких квестов разнообразна: «Веселое путешествие в мир спортивных игр», «Городки – игра народная», «Мой веселый, звонкий мяч».

Дети вступают в отношения со сверстниками и взрослыми в ходе спортивно-игровой деятельности. Совместное с родителями проведение праздников и развлечений, включение взрослых в спортивные игры дают ребенку возможность проявить силу, инициативу, приобрести опыт управления своими эмоциями, формируют рефлексивные способности. А главное – взрослые и дети получают заряд положительных эмоций.

Чаще всего мы видим это в совместных спортивных развлечениях детей и родителей (например, «Начинается футбол, кто забьет в ворота гол?», «Мини-баскетбол – это удовольствие и забава, а не состязание!», «Игры народов мира» и др.). Родители наблюдают не только за поведением своего ребенка, но и за действиями других детей, сравнивают, делают выводы. Если ребенок выполняет упражнение неправильно, поправляют его. Совместное выполнение движений в парах позволяет учитывать индивидуальные возможности ребенка. Таким образом, важное условие получения двигательного опыта ребенком – прочный контакт с родителем. Это помогает создать благоприятную, доброжелательную атмосферу, позволяющую дошкольнику успешнее осваивать двигательный опыт, а родители становятся активными посредниками между педагогом и детьми. Занятия в домашних условиях позволяют усилить эффект освоения двигательных действий. Активные родители создают и дома среду для развития, обучения и воспитания своих детей. Воспроизведение двигательных упражнений в измененных условиях позволяет дошкольникам улучшить их выполнение, включиться вместе с родителями в увлекательный мир спортивных игр.

В старшем дошкольном возрасте двигательный опыт позволяет выразить эмоциональное отношение к социуму, деятельности. Выразительность движений, по мнению Е.В. Горшковой, является эффективным средством общения с социумом, которое помогает ребенку не только понять окружающих его людей, но и осознать свой внутренний мир, увидеть проблемы, а также выразить чувства и переживания. Изменение эмоций влияет на изменение характера движений. Беседы, направленные на решение проблемно-практических и проблемно-игровых ситуаций в ходе спортивных игр, способствуют воспитанию. Дети учатся выражать доброжелательное отношение к окружающим, стремление к сотрудничеству. Они чувствуют себя субъектами и объектами детско-взрослого взаимодействия, учатся моделировать ситуации общения.

Проблемам разработки методических рекомендаций по организации взаимообучения детей спортивным играм посвящены исследования Л.Н. Волошиной, Т.В. Куриловой, Ю.М. Исаенко, Н.В. Финогеновой. В них отмечается, что организация сотрудничества в совместной деятельности по освоению спортивных игр позволяет детям понять общую игровую цель, учит договариваться с другими дошкольниками о распределении ролей и процессе их исполнения. Дети поэтапно осваивают формы совместной деятельности – работу в парах, тройках, мини-командах, подгруппах и т.д.

Значительно возрос интерес к играм с мячом после выхода таких фильмов, как «Легенда № 17», «Движение вверх», «Тренер». Победы наших сборных способствуют поднятию спортивного духа. Проведенный в нашей стране Чемпионат мира 2018 года по футболу наглядно подтвердил это.

Мы убедились, что после просмотра фильмов и в дни чемпионата по инициативе детей на прогулках возникли игры, позволяющие закреплять элементы техники спортивных игр (футбол, баскетбол, городки, теннис). У дошкольников развивалась точность выполнения движений, координация, быстрота и ловкость. Например, разучиванию элементов техники игры в баскетбол, развитию точности их выполнения, координации движений, быстроте и ловкости способствовали игры «Дойди – не урони», «Меткие стрелки», «Попади в корзину», «Подбрось еще выше», «Бросание мяча в мишень», «По кочкам», «Туннель с мячом».

Игры в парах формируют у дошкольников умение взаимодействовать друг с другом по элементарным правилам. Например, для развития технико-тактических действий с мячом, для парного взаимодействия в футболе мы использовали игры «Точный пас», «Борьба за мяч», «Не выпускай мяч из круга», «Солнышко». Обучению умениям командного взаимодействия способствуют игры-эстафеты «Серпантин», «Попади в корзину», «Чья команда быстрее?».

Игры-эстафеты, игры в мини-командах (по упрощенным правилам) вводились только после освоения дошкольниками алгоритма взаимодействия в парах и тройках. Игры-эстафеты коллективного характера, в которых действия одновременно выполняют все дети (взявшись за руки, за пояс или цепочкой друг за другом), не только помогают снятию напряжения (в ожидании эстафеты), но и оказывают положительное влияние на развитие навыков общения. Специально созданные для дошкольников игры-эстафеты учат договариваться в процессе игры, выполнять определенные упражнения, действовать «цепочкой» и т.д. Такое игровое сотрудничество позволяет ребенку самореализоваться, а общение, построенное на нравственных нормах поведения и ценностях с учетом индивидуальных качеств личности всех участников, помогает почувствовать радость совместных побед, способствует сплочению детского коллектива и формированию двигательного опыта.

Выводы Очевидно, что конструктивное детско-взрослое взаимодействие, предложенные алгоритмы и способы освоения элементов спортивных игр младшими и старшими дошкольниками положительно отразились на обогащении их двигательного опыта. Предположительно, что чем лучше ребенок освоил многообразные действия и движения, тем обширнее его контакты с окружающей действительностью. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые положительные эмоции – способ не только увеличения физиологических нагрузок, тренировки различных функций и систем, укрепления здоровья, но и эффективного обогащения двигательного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх

В статье обращается внимание на то, как сохранить радость детства и какова роль двигательной деятельности и двигательного опыта в этом. Актуализируются проблемы влияния разновозрастного взаимодействия...

Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх

В ряде исследований ученых отмечается загруженность старших дошкольников в связи с посещением дополнительных занятий статического характера, в том числе для подготовки к школе.Несмотря на то, что зада...

Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх

В ряде исследований ученых отмечается загруженность старших дошкольников в связи с посещением дополнительных занятий статического характера, в том числе для подготовки к школе.Несмотря на то, что зада...

Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх

В ряде исследований ученых отмечается загруженность старших дошкольников в связи с посещением дополнительных занятий статического характера, в том числе для подготовки к школе.Несмотря на то, что зада...

Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх

В ряде исследований ученых отмечается загруженность старших дошкольников в связи с посещением дополнительных занятий статического характера, в том числе для подготовки к школе.Несмотря на то, что зада...

Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх

Несмотря на то, что задачи организации двигательного режима заявлены федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), содержание двигательной деятельности зада...

Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх

В ряде исследований ученых отмечается загруженность старших дошкольников в связи с посещением дополнительных занятий статического характера, в том числе для подготовки к школе.Несмотря на то, что зада...