Рабочая программа физкультурно-оздоровительного кружка «ЗДОРОВЯЧОК»
рабочая программа (старшая группа)

Вобленко Татьяна Юрьевна

Кружок для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zdorovyachok.docx61.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Манинский детский сад №1 с. Манино Калачеевский район Воронежской области

«Утверждаю»  

Заведующий МКДОУ

Манинский детский сад №1

Н.И. Димитренко

Рабочая программа

физкультурно-оздоровительного кружка
«ЗДОРОВЯЧОК»

Старшая группа (дети 5-6 лет)

Руководитель: Вобленко Т.Ю.

2020 – 2021 г.

Пояснительная записка

Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым и дружить со спортом.

        По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.

       Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка.

Ребенок рождается беспомощным, обладающим единственной способностью – всему научиться со временем. Он не рождается с готовым набором движений, а осваивает их в процессе жизни.

       Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т.е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно – нравственных качеств.

       Обучаясь движениям, ребенок приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности, приобретает опыт их реализации, в том числе творческой.

      Обучение движениям способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает у него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре.

      Программа направлена на формирование у ребенка старшего дошкольного возраста интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.

Режим занятий:

Занятия проводятся один раз в неделю (во второй половине дня), 36 занятий в год для старшей группы. Продолжительность занятиядля детей  5-6 летнего возраста 25 мин.

Отличительные особенности программы:

  • Рассматривается под оздоровительным аспектом.
  • Специальные упражнения: на развитие больших мышечных групп (особенно мышц спины и брюшного пресса); для укрепления мышечного корсета позвоночника, формирующего правильную осанку; для укрепления мышечно-связочного аппарата, формирующего правильный свод стопы.

Все упражнения выполняются в более спокойном темпе.

Особенностью комплексов корригирующей гимнастики является использование игровых упражнений с привлекательными для детей образами. Все упражнения воспринимаются детьми как часть игры и включаются ими в самостоятельную двигательную деятельность, что чрезвычайно важно

  • Занятия построены с учетом возрастных критериев.

Цели и задачи программы:

Цель: сохранение и укрепление здоровья,  повышение физической подготовленности и уровня здоровья детей.

Задачи:

  • формировать потребность в здоровом образе жизни;
  • совершенствовать развитие двигательных способностей детей и физических качеств (силы, выносливости, гибкости, подвижности в суставах, ловкости);
  •  воспитывать эмоционально-положительные отношения и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности;
  • развивать внимание, сосредоточенность, организованность, воображение, фантазию, умение управлять своими поступками и чувствами.

Специальные задачи:

  • укреплять мышцы, формирующий свод стопы;
  • укреплять мышечный корсет позвоночника, формирующий навык правильной осанки;
  • профилактика простудных заболеваний.

Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы предусмотрены следующие структуры:

  • Корригирующая и  ритмическая  гимнастики
  • Динамические и оздоровительные паузы
  • Релаксационные упражнения
  • Хороводы, различные виды игр
  • Занимательные разминки
  • Различные виды массажа
  • Дыхательная гимнастика

Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:

  • Традиционные
  • Круговые тренировки
  • Игровые
  • Занятия – путешествия
  • Обучающие
  • Познавательные

Принципы построения программы:

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

 

Принципы взаимодействия с детьми:

  • сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
  • постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
  • исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
  • сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
  • каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

Возрастные особенности детей 5-6 лет:

       Знания особенностей возрастной периодизации необходимы для правильного построения программы «Здоровячок».  

 Основные особенности формирования опорно-двигательного аппарата  ребенка 5-6 лет: физиологические изгибы выражены и продолжают формироваться, укрепляются мышцы и скелет. Увеличивается объем активных движений. К 5 годам у ребёнка улучшается координация движений. Завершается период яркой отличительной особенностью – первым физиологическим (скелетным) вытяжением, которое характеризуется ускоренным ростом тела в длину. Второе такое вытяжение будет отмечаться только в пубертатном возрасте. С интенсивным ростом скелета связано увеличением количества признаков нарушения осанки и плоскостопия.

Результативность программы:

1. Повышение уровня физического, психического здоровья детей.

2. Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.

3. Усвоение программы.

4. Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.

5. Положительный результат темпов прироста физических качеств.

Содержание   программы

Старшая группа (5-6 лет)

   Задачи:

  •  закреплять навыки правильной осанки, походки и самоконтроля;
  •  развивать память, внимание, волю, воображение и творческие  способности;
  •  способствовать адаптации организма к физическим нагрузкам;
  •  учить самостоятельно, выполнять упражнения на расслабление.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Основные виды деятельности

Количество часов

1.

Формирующие виды двигательной деятельности

Упражнения на осанку, профилактику плоскостопия, укрепление «мышечного корсета» туловища, упражнения для развития зрительно-двигательной ориентировки.

3

2.

Общая физическая подготовка

Упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины, брюшного пресса.

4

3.

Развитие двигательных качеств

Все виды игр и эстафет, специальные упражнения на развитие двигательных качеств: сила, гибкость, ловкость и т.д.

8

4.

Гимнастика на фитболах

Упражнения на больших упругих мячах в различных исходных положениях: сидя на мяче, лёжа (на спине и животе), лёжа на коврике.

4

5.

Тренажёры

Упражнения на тренажёрах

4

6.

Игры

Подвижные игры:

- общего характера;

- специального характера;

- игры с фитболом.

10

7.

Самомассаж

Упражнения самомассажа

1

8.

Релаксация

Упражнения на произвольное расслабление мышц

1

Итого: 36 часов

Перспективный  план работы

СЕНТЯБРЬ-2020г

№1 «Что такое правильная осанка»

  1. Дать представление о правильной осанке.
  2. ОРУ с гимнастической палкой
  3. П/и «Ловишка»
  4. Релаксация «Покачаемся на волнах»

№2 «Мотыльки»

  1.  Разминка «Весёлые шаги»
  2. ОРУ с гимнастической палкой
  3. Дыхательное упражнение «Расти травушка»
  4. Игра «Делим тортик»
  5. Упражнение на формирование осанки «Мотыльки»

ОКТЯБРЬ-2020г

№1 «Почему мы двигаемся?»

  1. Ходьба со сменой темпа и сохранением осанки
  2. ОРУ с мячом
  3. Упражнение для ног «Нарисуй солнышко»
  4. Самомассаж «Лепим голову, лицо, уши»
  5. П/и «На поляну мы пришли»
  6. Релаксация «Ветер»

№2 «Весёлые матрёшки»

  1. Ходьба с выполнением упражнений для осанки и стоп
  2. Комплекс «Матрёшки»
  3. Упражнение «Подтяни живот»
  4. П/и «Поймай мяч ногой»

№3 «Смешарики»

  1. Упражнения с выполнением задания для стоп и осанки
  2. ОРУ с гимнастическими палками
  3. Дыхательное упражнение «Пловец»
  4. Упражнение «Колобок» - перекаты на спине
  5. П/и  «Третий лишний»

№4 «Ловкие зверята»

  1.  Разминка «Ловкие зверята»
  2. Упражнения для ног «Дорожка здоровья»
  3. Самомассаж «массаж ушных раковин»
  4. П/и «Обезьянки»
  5. Релаксация  «Дождь»

НОЯБРЬ-2020г

№1 «Путешествие в страну Здоровья»

  1. Комплекс корригирующей гимнастики
  2. Познакомить с ритмическим танцем «Зарядка для хвоста»
  3. Упражнение «Качалочка»
  4. П/и «Мы на карусели сели»
  5. Игра м/п «Улитка»

№2 «Вот так ножки»

  1. Разминка «Весёлые ножки»
  2. ОРУ с обручем
  3. Дыхательное упражнение «Лыжник»
  4. Упражнение «Собери пуговки»
  5. П/и «Мы на карусели сели»
  6. Релаксация  «Пожалеем»

№3 «Буратино в сказочной стране»

  1. Ходьба со сменой темпа и сохранением осанки
  2. Ритмический танец «Зарядка для хвоста»
  3. Гимнастический комплекс с элементами корригирующей гимнастики
  4. П/и «Удочка»
  5. Релаксация  «Слушаем пение птиц»

№4«Пойдём в поход»

  1. Упражнение «Встань правильно»
  2. ОРУ с флажками
  3. Дыхательное упражнение «Рубка дров»
  4. Игровое упражнение «Найди правильный след»
  5. П/и «Удочка»
  6. Релаксация  «Слушаем пение птиц»

ДЕКАБРЬ-2020г

№1 «Незнайка в гостях у зимы»

  1. Разминка в ходьбе
  2. ОРУ с гимнастической палкой
  3. Ритмический танец «Зимушка-зима»
  4. Дыхательное упражнение «Гармошка»
  5. Упражнение для ног «Собери снежинки»
  6. П/и «Быстро возьми»

№2 «Снежинки»

  1. Разминка «Летят снежинки»
  2. Комплекс корригирующих упражнений
  3. П/и «Быстро возьми»
  4. Игра м/п «Карусель»
  5. Релаксация  «Летят снежинки»

№3 «Ловкие ножки»

  1. П/и «Найди себе место»
  2. Упражнение «Бег по кругу»
  3. ОРУ с обручем
  4. Дыхательное упражнение «Вьюга»
  5. П/и  «Плетень»

№4 «Поможем Лунтику»

  1. Упражнение встань правильно
  2. Комплекс упражнений на дыхание
  3. ОРУ с гимнастической палкой
  4. Упражнение для ног «Разорви бумажный лист»
  5. Упражнение «Лодочка»
  6. П/и «Быстро возьми»

ЯНВАРЬ-2021г

№1 «Гномы в лесу»

  1. Разминка «Весёлые шаги»
  2. ОРУ с мячом
  3. Дыхательное упражнение «Листья шелестят»
  4. Упражнения на формирование осанки «Весёлый тренинг"
  5. П/И «Плетень»
  6. Релаксация «Шум листвы»

№2  «Мальвина и Буратино»

  1. Ритмический танец «Кукла»
  2. Комплекс корригирующей гимнастики
  3. Упражнения для мышц ног
  4. Упражнение «Буратино»

№3 «В гости к лесным зверям»»

  1. Разновидности ходьбы и бега
  2. Упражнение «Ровная спина»
  3. ОРУ с малым мячом
  4. Упражнение «Нарисуй солнышко»
  5. П/и «Ловишка»
  6. Релаксация  «Солнышко»

№4 «Ровные спинки»

  1. Упражнение «Бег по кругу»
  2. ОРУ (и.п. лёжа, сидя, стоя) у гимнастической стенки
  3. Упражнение в висе
  4. Игра «Ходим в шляпах»

№5 «Береги своё здоровье»

  1. Упражнения в ходьбе и беге
  2. Комплекс гимнастики «Утята»
  3. Упражнение «Собери пальчиками платочек»
  4. П/и «Шалтай - Болтай»
  5. Релаксация «Покачаемся на волнах»

ФЕВРАЛЬ-2021г

№1 «У Лесовичка»

  1. Разновидности ходьбы и бега
  2. ОРУ со скакалкой
  3. Дыхательное упражнение «Вьюга»
  4. Упражнение «Собери шишки»
  5. Игра «Баба Яга костяная нога»
  6. Релаксация  «Ветерок»

№2 «Мы танцоры»

  1. Ритмический танец «Аэробика»
  2. Упражнения из низких и. п.
  3. Упражнение «Делим тортик»
  4. П/и  «Попляши и покружись – самым ловким окажись»

№3 «Путешествие в страну Смешариков»

  1. Упражнение «Надуем шары»
  2. Комплекс упражнений на фитбол-мячах
  3. Самомассаж стоп
  4. П/и «Ловишка с мячом», «Успей занять место»
  5. Релаксация  «Ветерок»

№4 «Вини Пух в гостях у кролика»

  1. П/и «Найди себе место»
  2. Ритмический танец «Аэробика»
  3. Комплекс упражнений на фитбол-мячах
  4. П/и «Бездомный заяц»
  5. Пальчиковая гимнастика «Зайчишка»

МАРТ-2021г

№1 «У  царя обезьян»  

  1. Ходьба с различным выполнением заданий
  2. ОРУ с мячами
  3. Упражнение «Пройди через болото»
  4. Самомассаж стоп
  5. П/и «Быстро возьми»
  6. Релаксация  «Устали»

№2 «Отгадай загадки»

  1. Комплекс упражнений «Загадки»
  2. Упражнения на фитбол – мячах
  3. Самомассаж головы
  4. П/И «Ловишка, бери ленту!»
  5. Игра м/п «Качели»

 №3 «В цветочном городе»

  1. Комплекс упражнений «Веселая маршировка»
  2. ОРУ с кубиками
  3. Упражнение «Собери небоскреб» (кубики стопами)
  4. П/И «Медведь и пчёлы»
  5. Игра м/п «Найди и промолчи»

 №4  «Будь здоров»  

  1.   Ходьба  и бег с различным выполнением заданий  
  2. ОРУ с гантелями
  3. Дыхательное упражнение «Насос»
  4. Упражнение  «Рисуем дом»
  5. П/и «Не останься на полу»
  6. Релаксация  «Солнышко»

АПРЕЛЬ-2021г

№1  “ Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка”

  1.  Упражнение «Прыгалка»
  2.  Комплекс пластической гимнастики
  3.  Упражнения на самовытяжение
  4. П/И «Не урони»

№2 «Медвежата»

  1. «Дорожка здоровья»
  2. ОРУ с гантелями
  3. Дыхательное упражнение «Поднимаем груз»
  4. Массаж лица «Ёжик»
  5. Упражнения на тренажёрах
  6. П/и «У медведя во бору»

№3 «Веселый колобок»  

  1. Ходьба в чередовании с бегом с выполнением упражнений
  2. Упражнения на тренажёрах
  3. Упражнение «Катаем мяч»
  4. П/И «Ловишка с мячом»»  

 №4 «Цирк зажигает огни»

  1. Ходьба с выполнением упражнений для стоп
  2. ОРУ с обручем
  3. Упражнения на тренажёрах
  4. П/И «Третий лишний»
  5. Упражнения на дыхание и расслабление  

№5 «Кузя в гостях у ребят»

  1. Упражнение «Бег по кругу»
  2. ОРУ с гимнастическими палками
  3. Упражнения на тренажёрах
  4. Упражнение «Ровная спина»
  5. П\И «Пятнашки»  

МАЙ-2021г

№1 «В гостях у морского царя Нептуна»

  1. Упражнение «Море»
  2. Игра «Отлив-прилив»
  3. Упражнение «Собери камушки»
  4. Игра «Спрыгни в море»
  5. Игра «Море волнуется»

№2 «Цветочная страна»

  1. Ходьба и бег с различным выполнением заданий.
  2. Дыхательное упражнение «Подыши одной ноздрей»
  3. Гимнастика на фитбол–мячах
  4. Упражнение «Колючая трава»
  5. П/И «Мы весёлые ребята»

№3 «В лесу»

  1. Ходьба  и бег с различным выполнением заданий.
  2. ОРУ с гантелями
  3. Самомассаж массажными мячами
  4. П/И «Кто быстрее»
  5. Упражнение «Колючая трава»

№4 «Весёлая тренировка»

  1. Ходьба и бег с различным выполнением заданий.
  2. ОРУ с гантелями
  3. П/и «Самый ловкий»
  4. Игра  м/п  «Кто позвал?»

Методическое обеспечение:

       Методика составления комплексов, как и обычное физкультурное занятие, состоит из трех частей.

       В подготовительную часть включают несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний, дозировка – 6-8 повторений.  В основную часть входят специальные упражнения из положения, лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при держании тела в положении стоя и сидя. Для профилактики плоскостопия используют упражнения с мелкими предметами (карандашами, игрушками от киндер-сюрприза, детали мелкого конструктора и др.), предлагают детям захватывать предметы пальцами ног; рисовать, зажав карандаш пальцами ног. Дозировка упражнений зависит от возраста детей, в среднем – 8-16 раз. Все упражнения обязательно исполняются в обе стороны. Во время физической нагрузки важно научить ребенка правильно дышать через нос, совершенно свободно, без малейшего напряжения.  Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксацию), выполняемых в и. п. лежа на спине, дыхательных упражнений и специальных – на ощущение правильной осанки или подвижной игре малой активности.

       Дозировка упражнений зависит от возраста детей: для детей 5-6 лет каждое упражнение повторяется 8-10 раз, 6-7 лет 10-12 раз. Упражнения чередуются с более длительными и разнообразными паузами отдыха.

        Моторная плотность занятий может быть невысокой – это обусловлено тем, что учитывается индивидуальный характер выполнения каждого упражнения. Дозировка увеличивается постепенно, по мере освоения техники выполнения.

      С детьми 5-7 лет с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, применяем словесные наглядные пособия (фотография, рисунки).

      Для сохранения ритма и темпа движений при выполнении упражнений применяются:

·  ритмическое музыкальное сопровождение;

· четкие команды;

· звуковой сигнал.

       Для детей 5-6 лет проводятся в игровой форме, используя упражнения, которые имитируют движения животных (например «кошечка», «змея») или других, не менее симпатичных объектов (например «самолет», «лодочка»), которые выполняются детьми совместно с инструктором по  физической культуре. Корригирующая гимнастика и подвижные игры проводятся с использованием спортивного оборудования коррекционного характера.

 комплексы  упражнений усложняются, используются задания по карточкам-схемам, наглядные пособия, загадки, соответствующие сюжету комплекса.

Также на занятие применяется художественное слово. Все это способствует повышению интереса и активности детей, а, следовательно, более качественному выполнению упражнений.

       Во время выполнения упражнений следует следить за дыханием ребенка.

        На занятиях у детей  применяется не только корригирующая гимнастика и  дыхательная гимнастика, но и фитбол-гимнастика.         Когда дети разучат все упражнения, занятия проводятся в форме круговой тренировки. Круговая тренировка обеспечивает индивидуально-максимальную нагрузку на каждого ребенка. Он сам задает темп и регулирует нагрузку. Моя задача – создать условия, настроить, проследить, подсказать, направить, скорректировать движение, то есть обеспечить индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку, учитывая его особенности

        На занятиях используем подвижные игры, направленные на формирование навыка правильной осанки и на укрепление мышц туловища и ног.  Проводится самомассаж в игровой форме.

Литература:

1. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7лет. М., «ТЦ Сфера», 2006

2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие, М., «ТЦ Сфера», 2007.

3. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М., «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

4. Орел В.И., Агаджанова С.Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.

5. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Методическое пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.

6. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. М., Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

7. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Учебное пособие, М., «Гном и Д.», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы кружка "ЗДОРОВЯЧОК" во 2 младшей группе

Материал содержит темы занятий с програмным содержанием на весь учебный год по физкультуре для детей 2-й младшей группы с сылкой на источник, построенные в игровой форме....

Рабочая программа оздоровительного кружка "Здоровячок"

В данной программе представлена работа по оздоровлению детей в области укрепления осанки и профилактики плоскостопия. Даны комплексы занятий с детьми на целый год....

Рабочая программа физкультурно-оздоровительного кружка "Здоровячок"

Программа (для детей 4-7 лет) направлена  на формирование интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.Занятия проводятся один раз в ...

Рабочая программа физкультурно-оздоровительного кружка «ЗДОРОВЯЧОК»

Рабочая программафизкультурно-оздоровительного кружка«ЗДОРОВЯЧОК»...

рабочая программа кружка "Здоровячок"

Пояснительная записка.Актуальностью данной программы является то, что в возрасте 4-7 лет свод стопы и осанка имеют неустойчивый характер и поддаются изменениям как в худшую, так и в лучшую сторо...

Рабочая программа физкультурно-оздоровительного кружка «ЗДОРОВЯЧОК» (для детей 5-6 лет)

Рабочая программа физкультурно-оздоровительного кружка «ЗДОРОВЯЧОК» (для детей 5-6 лет)...