Школа скакалки. Как научить и заинтересовать ребенка прыгать на скакалке.
консультация по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)

Бугаева Олеся Владимировна

В данном материале говорится как научить и с чего начинать учить детей прыгать на скакалке. Упражнения можно использовать как в детском саду, школе, так и дома, на улице. Скакалка это простейший и доступный каждому тренажер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_skakalka.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28 комбинированного вида»

(МАДОУ № 28)

Семинар – практикум:

«Школа скакалки. Как заинтересовать и научить ребенка

 прыгать на скакалке»

Подготовила:

инструктор по физической культуре

Бугаева Олеся Владимировна

Мончегорск, 2021

Цель семинара-практикума:

Освоение и последующее применение методов и приемов обучения дошкольников прыжкам через скакалку в практической деятельности педагогов ДОУ.

Задачи мастер - класса:

1. Повысить профессиональную компетентность педагогов

2. Развивать творческий потенциал педагогов, инициативность, активность, ответственность.

Этапы семинара-практикума:

1.Теоретическая часть

2.Практическая часть

Теоретическая часть

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня семинар-практикум будет посвящен одному из эффективных путей развития двигательных способностей у дошкольников, а именно координационных. А что же за инвентарь мы будем использовать, вы узнаете, отгадав загадку:

В руки ты меня возьми, 
Прыгать поскорей начни. 
Раз прыжок и два прыжок, 
Угадай, кто я, дружок?

Скакалка – это простейший тренажер, доступный каждому в любое время и в любом месте. С этой точки зрения скакалка, несмотря на кажущуюся простоту, один из лучших, если не самый лучший метод повышения уровня физической подготовки, почти не имеющий каких-либо границ или ограничений и приобщения ребенка к здоровому образу жизни.

Скиппинг (от англ. skipping — «многократное перескакивание»), именно так можно назвать занятия со скакалкой на современный лад. Прыжки через скакалку, в силу своей универсальности, доступности, эмоциональности и привлекательности, в многообразии средств физического воспитания дошкольников занимают особое место. Они способствуют укреплению мускулатуры, развивают координацию движений, скорость, выносливость, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер. При выполнении прыжков в работу вовлекается большее число мышечных групп.

Скакалка— это спортивный снаряд для физических упражнений взрослых и детей. Разновидностей снарядов несколько, они могут представлять собой различные шнуры:

  - синтетические, резиновые, кожаные

Как правильно подобрать скакалку для детей

В диаметре скакалка должна быть не тоньше 0,8 или 0,9 см. Если она будет тоньше – она будет слишком легкой и ее будет трудно крутить; если толще – то наоборот, тяжело. Она должна быть достаточно длинной, чтобы касаться каждый раз пола в тот момент, когда туловище выпрямлено и руки находятся на уровне бедер. Для того чтобы определить правильную длину скакалки, ребенок должен взять ее за ручки и наступить в середине стопой. Когда ребенок ее натянет, концы должны касаться подмышек. Остальную длину необходимо срезать. Когда скакалка слишком длинная, то трудно контролировать движения. Если скакалка слишком длинная, и вы завязали на ней узлы, чтобы укоротить, может произойти удар по телу тот же, что и от удара камнем. Ребенок в этом случае никогда не возьмет скакалку в руки. Ребенку, которой хорошо овладел приемами в прыжках на скакалке можно предложить пользоваться скакалкой немного большей длины, чем обычно.

Техника захвата скакалки за ручки

Захват руками за ручки скакалки осуществляется свободно, без напряжения, развернутыми пальцами вперед, а сама скакалка свисает с внешней стороны рук. Ручка скакалки направлена вниз и зажата между большим пальцем и остальными.

Техника вращения скакалки

Вращение скакалки производится только кистями слегка согнутых рук, а не всей рукой. Локти при этом свободно опущены и вместе с плечевыми суставами только поддерживают вращение. Чтобы добиться положительного результата при вращении скакалки в начале обучения нужно учить детей только перебрасывать скакалку вперед и назад, держа руки в стороны! Постепенно в процессе обучения ребенок самопроизвольно будет держать руки чуть согнутыми в локтях.

Чем быстрее вращается скакалка, тем интенсивнее работают кисти рук. При замедленном движении скакалки руки слегка разводятся в стороны.

Предостережения

Прыжки через скакалку – очень напряженная форма физических упражнений, особенно в самом начале, поскольку здесь нельзя начинать медленно и регулировать темп. ЧСС поднимается очень быстро, поэтому заниматься этой формой двигательной активности нельзя тому, у кого какое – либо сердечное заболевание или другие недуги, при которых недопустимы высокие показатели пульса.

Опасность получить травму при занятиях прыжками через скакалку небольшая, но все же правильно подбирайте обувь, которая должна быть легкой и удобной. Для того чтобы избежать растяжения икроножных мышц и связок голеностопа, предлагать детям выполнять специальные упражнения с вращением голеностопного сустава, скручиванием стоп, упражнения на растягивания икроножных мышц, а также упражнения для мышц пальцев ног.

Методику обучения прыжкам через скакалку я представила несколькими этапами.

Первый этап обучения прыжкам через скакалку предполагает прыжки без скакалки:

- на двух ногах на месте и с продвижением,

- бег,

- прыжки на месте с вращением скакалки в одной руке.

Главное внимание следует уделять мягкому приземлению и правильному положению тела.

Предлагаю вам выделить основные ошибки, которые можно допустить на первом этапе обучения прыжкам через скакалку:

- правильный подбор скакалки. Встаем ногами на середину скакалки, ее концы должны доходить до подмышек;

- скакалка не должна быть слишком легкой;

- техника захвата скакалки за ручки. Захват руками за ручки скакалки осуществляется свободно, без напряжения, развернутыми пальцами вперед, а сама скакалка свисает с внешней стороны рук. Ручка скакалки направлена вниз и зажата между большим пальцем и остальными;

- правильное исходное положение: руки расслаблены, ручки скакалки крепко зажать в ладонях, скакалка находится за пятками;

- приземление после прыжка (мягко приземляться после прыжка, приседая, сгибая колени и опускаясь на носки).

Второй этап - обучение техники различных видов прыжков через скакалку.

Дошкольникам трудно координировать и сочетать движения рук и ног, поэтому вначале обучают прыжкам через длинную скакалку, так как для их выполнения не требуется такое сочетание.

Первоначально дети учатся перешагивать через неподвижную длинную скакалку, которую держат двое других детей на высоте 3—5 см над землей, затем прыгать с одной ноги на другую, перепрыгивать через нее двумя ногами, одной (правой, левой), вперед-назад.

После освоения этих упражнений они учатся перепрыгивать через качающуюся вперед-назад скакалку. Эта же последовательность упражнений сохраняется при выполнении одиночных прыжков через вращающуюся скакалку. Постепенно дети переходят от одиночных к серии разнообразных прыжков (с промежуточными подскоками, в более быстром темпе и др.); освоению более сложного для детей навыка пробегания, вбегания и выбегания в прыжках через длинную скакалку, а затем парных прыжков и пробеганий в парах и тройках и др.

В прыжках через короткую скакалку, освоив серийные прыжки, дети соединяют движения рук с прыжками: вначале учатся перебрасыванию скакалки руками вперед-назад и перешагиванию через нее. Затем, усвоив координацию движений рук и ног, дети легко переходят на прыжки через короткую скакалку с вращением ее вперед-назад.

Предлагаю вам выделить основные ошибки, которые можно допустить на втором этапе обучения прыжкам через скакалку:

- неправильное исходное положение;

- вращение руками, а не кистями (прыжки через короткую скакалку);

- не соблюдение цикличности движений. Прыжки через скакалку в отличие от других видов прыжков представляют собой циклическое движение, в котором повторяется определенный цикл, состоящий из следующих друг за другом действий ребенка. Первая фаза начинается с вращения скакалки движением рук, полусогнутых в локтях. Плечо при этом остается почти в неподвижном состоянии. Вращательное движение совершают кисти. Несколько позже производится небольшое сгибание ног в коленных суставах. Вторая фаза - выпрямлением ног обеспечивается незначительное отталкивание, достаточное для подпрыгивания вверх на 5-10 см. Третья фаза - полет. Скакалка в это время проходит внизу под ногами ребенка. Четвертая фаза - приземление происходит на носки и слегка согнутые в коленях ноги. Корпус при прыжках через скакалку сохраняет прямое положение. Этот цикл повторяется неоднократно.

- высоко подпрыгивают (при прыжках ноги должны быть, возможно, меньше согнуты, носки вытянуты, туловище сохраняет прямое положение).

Третий этап – этап закрепления и совершенствования освоенных навыков прыжков через длинную и короткую скакалки. В процессе совместных игровых упражнений дети используют, изменяют, комбинируют знакомые прыжковые упражнения (в беге, с вращением скакалки назад, парами, стоя лицом друг к другу или друг за другом и др.) На этом этапе хорошо использовать музыку, так как музыкальное сопровождение способствует воспитанию грации, ритмичности, пластики движения.

Элементы прыжков через скакалку можно использовать:

  • на занятиях по физической культуре
  • в спортивных праздниках
  • в соревнованиях
  • в кружковой деятельности
  • в совместной деятельности ребенок-родитель
  • на прогулке

Для того чтобы заинтересовать ребенка скакалкой и избежать трудностей, на середину можно привязать яркий бантик и дать название игре «Летающая бабочка». Поначалу ребенок может почувствовать себя нескладной неумехой, поэтому всегда нужно стараться поддерживать интерес у ребенка и почаще подбадривать его. Прыжки на скакалке это тяжелая утомительная работа для детей, поэтому необходимо чаще менять и разнообразить двигательную деятельность. Например, дети вращают скакалку, затем бегут с ней, кладут на землю, перепрыгивают через нее разными способами.

Очень важно заинтересовать прыжками через скакалку мальчиков – это необходимое для них упражнение, развивающее прыгучесть, ловкость и выносливость, для этого надо стараться чаще организовывать подвижные групповые игры и соревнования со скакалкой.

Практическая часть

Предлагаю пройти краткий курс по освоению прыжков на скакалке.

  1. Подбор скакали и освоение техники захвата ручек;
  2. прыжки через неподвижную длинную скакалку на высоте 3-5 см от земли (перешагнуть с места, прыгнуть с одной ноги на другую, перепрыгнуть на двух ногах, на одной ноге);
  3. прыжки через качающуюся скакалку:

- двумя ногами,

- на правой ноге,

- на левой ноге,

- ноги скрестно;

  1. Затем только переходят к перепрыгиваниям через вращающуюся скакалку. При перепрыгиваниях скакалку вращают по отношению к занимающемуся вперед    (от лица к ногам);
  2. Прыжки через длинную скакалку парами, с места.
  3. Переходим к прыжкам через короткую скакалку, держа ее в одной руке (вращение скакалки вперед, взяв ее концы в одну руку). Крутить скакалку следует рукой, согнутой в локте. Важно крутить скакалку так, чтобы при ударе  землю (рядом с обувью) она издавала хлопающий звук. Т конечно, это упражнение отрабатывается правой и левой рукой.
  4. Вращение скакалки вперед двумя руками. И.п. – скакалка позади пяток. Движением рук поднять ее вверх и опустить перед собой так, чтобы она ударилась о землю, затем не прыгая, переступить ее и повторить упражнение снова.
  5. Прыжки через скакалку. После того как ребенок освоил вращение скакалки двумя руками можно приступить к прыжкам через скакалку. Вращая скакалку вперед выполнить прыжок в тот момент, когда скакалка приближается к земле, но еще не ударилась о землю, приземление после удара скакалки о землю.
  6. Прыжки через скакалки, вращая ее назад.
  7. Прыжки через скакалку на одной ноге.
  8. Прыжки через скакалку, скрещивая руки.

Игры со скакалкой

«Неделька»

Двое играющих натягивают веревку посередине зала на высоте 5 см (понедельник, все участники перешагивают через нее. Затем поднимают веревку на 10 см (вторник), 15 см (среда), 20 см (четверг), 25 см (пятница), 30 см (суббота), 35-40 см (воскресенье). Высота выбирается с учетом способностей детей.

«Ловкие руки, быстрые ноги»

Играющие складывают скакалку пополам, берут ее за концы, крутят возле ног и перепрыгивают через нее. Кто запутается, тот выбывает из игры.

«Удочка»

Все играющие становятся в круг, а водящий - в середине круга с веревочкой в руках. Он вращает скакалку так, чтобы та скользила по полу, делая круг за кругом под ногами играющих. Они внимательно следят за движением скакалки и подпрыгивают, чтобы она не задела кого-либо из них. Тот, кого заденет скакалка - садится.

«Имена»

Дети по очереди прыгают через короткую или длинную скакалку одновременно, начиная с первого прыжка говоря: «Я знаю имена мальчиков: Коля, Витя, Ваня, Гриша ... и т. д.» или: «Я знаю имена девочек: Люда, Валя, Зина и т. д.». Побеждает ребенок, назвавший больше имен без повторений. Вариант игры: число имен мальчиков или девочек можно ограничить числом 10. При запинке или повторении имени игрок выбывает из дальнейшей игры.

«Часы»

Описание игры: Участники игры хором произносят: «Тик-так, тик-так», а двое выбранных игроков в том же ритме вертят скакалку, остальные выстраиваются в очередь. Первый игрок прыгает через скакалку один раз и встает в конец очереди, второй - два и т.д. Сбившиеся меняются с одним из тех, кто держит скакалку. Если игрок собьется при прыжках или ошибется в счете - он меняется с одним из тех, кто держит скакалку.

Прыжки на скакалке вдвоем (с 8 лет)

Игроки берутся за руки, концы скакалки в свободных руках. А теперь, наловчившись можно прыгать вдвоем, устроив гонку или соревнование. Другой способ – дети встают в затылок друг другу. Скакалку при этом крутит только один из участников пары. И третий вариант: игроки встают спина к спине, скакалку крутит один из партнеров.

В этой игре-упражнении нет ни четких правил, ни победителей. У какой пары лучше всех получилось, те и молодцы.

Вывод

Использование прыжков через скакалку укрепляет здоровье и разносторонне развиваает ребенка, способствует повышению работоспособности; развитию и совершенствованию психомоторных физических качеств; овладению умением самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ! « Как научить ребенка прыгать со скакалкой»

РОДИТЕЛЯМ  НА  ЗАМЕТКУ! « Как научить ребенка прыгать со скакалкой»...

Консультация «Как научить ребенка прыгать на скакалке»

Прыжки через скакалку позволяют детям развивать координацию движений, ловкость и быстроту. Это замечательное упражнение и для девочек, и для мальчиков....

Как научить ребенка прыгать на скакалке

Как научить ребенка прыгать на скакалке...

Статья: "Как научить ребенка прыгать на скакалке"

Скакалка для детей – это увлекательное и интересное занятие, которое к тому же позволяет укрепить здоровье. Благодаря прыжкам на скакалке ребенок быстро становится более выносливым и внимательны...

Консультация для родителей "Как правильно научить ребенка прыгать на скакалке"

СКАКАЛКА ДЛЯ ДЕТЕЙ - ЭТО ДВЕРЬ В МИР СПОРТА!Если родители и дети вместе занимаются спортом - то это почти гарантия хорошего результата, ведь дети копируют своих родителей и берут с них пример. За...

«Как научить ребенка прыгать на скакалке».

Спорт для детей очень важен, он формирует полезные качества характера: настойчивость, целеустремленность, терпение, дисциплину, умение преодолевать трудности и многие другие. Когда дети занимаются с...

Как научить ребенка прыгать на скакалке

Рекомендации родителям по обучению детей прыжкам на скакалке...