физкультура совместно с родителями
статья по физкультуре

Вместе с мамой и папой.

В этой статье мы хотим поделиться с читателями жур­нала «Обруч» своим опытом по организации и прове­дению совместных физкультурных занятий родителей с детьми 5—6-го года жизни в рамках эксперимента на тему: «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры».

Сразу подчеркнем, что такая подготовка занятий тре­бует тесного сотрудничества инструктора по физиче­ской культуре и педагога-психолога, а также серьез­ной предварительной работы с родителями.

С этого мы и начали: провели практические семи­нары для родителей по проблемам детско-родитель­ских отношений и вопросам физического воспитания детей в семье.

Важную помощь в организации групповой работы, в оформлении структуры занятий оказывал психолог. Чтобы семинары были более эффективными, мы ре­шили проводить их в форме тренингов и игровых заня­тий вместе с детьми. Два семинара мы посвятили воп­росу общения — «Умеете ли вы общаться с вашим ре­бенком?», а третий провели в форме игрового занятия совместно с детьми — «Играем пальчиками» — и по­святили его мелкой моторике.

Мы стремились сделать каждое физкультурное за­нятие интересным и увлекательным. Для этого ис­пользовали сюжетные, интегрированные и игровые формы.

Конспекты занятий разрабатывались инструкто­ром, а затем обсуждались с психологом.

Особое внимание уделялось предварительной ра­боте. Вместе с детьми мы составляли объявления и пригласительные билеты, которые накануне занятия вручались родителям. Форма пригласительного би­лета заранее подсказывала тему предстоящего занятия — фигурка клоуна для занятия «Цирк», бу­мажный кораблик для занятия «Морское путешест­вие» и т. д.

В занятии, как правило, участвовало 6—12 взрос­лых и их дети. Взрослые и дети были одеты в удоб­ную для движений форму.

Перед началом каждого занятия родителям сооб­щались правила поведения:

  1. На протяжении всего занятия выступать в разных ролях — партнера, помощника и тренера.
  2. Контролировать поведение своего ребенка без замечаний и сравнений с другими детьми.
  3. Принимать ребенка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков.
  4. Быть естественными, открытыми, раскрепощен­ными.

Каждое занятие состояло из трех частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.

Основная цель всех частей занятия — помочь роди­телям и детям ощутить радость от совместной двига­тельной деятельности, установить эмоционально-та­ктильный контакт, способствовать развитию меж­личностного общения.

 

Цель вводно-подготовительной части — на­строить взрослых и детей на предстоящую совмест­ную двигательно-игровую деятельность и подгото­вить организм к физической нагрузке. Начинается занятие с самомассажа — поглаживания и растира­ния отдельных частей тела (лица, ушных раковин, шеи, туловища, рук, ног) в игровой форме. Напри­мер, на занятии по теме «Цирк зажигает огни» ро­дители и дети, выполняя самомассаж, «превраща­лись» в артистов цирка: изображали улыбку кло­уна, надевали сверкающие цирковые костюмы, на­тягивая их на себя.

 

В качестве разминки используются разные виды ходьбы (с носка, на носках, на пятках и др.), прыж­ки с продвижением вперед, бег в паре (змейкой, обычный, врассыпную и др.).

 

          Продумывались раз­ные варианты выполнения основных движений в детско-родительской

паре, например, ходьба на носках:

1. Ребенок идет на носках, руки вверх, а взрослый, встав позади ребенка, берет его за вытянутые руки.

2. Взрослый и ребенок идут рядом на носках, руки на поясе.

3.  Взрослый и ребенок идут, взявшись за руки, на носках, руки подняты верх.

 

 

 

 

image

 

 

«У нас дружные ножки».

И.п сидя на полу, ноги в стороны, ребенок – спиной к взрослому, упор на руки.

В.одновременно оба поднимают правую (левую) ногу вверх.

 

 

 

 

imageВзрослый одновременно с ребенком вы­полняет физические упражнения, высту­пая при этом в роли партнера.

Например «Наклоны».

И.п. сидя на полу, ноги в стороны, ребенок – спиной к взрослому.

В.одновременно ребенок и взрослый поднимают руки вверх, наклоняются к правой (левой) ноге, И.п..

 

Взрослый-тренер помогает ребенку правильно выполнить упражнение, страхует его.

 Например, упражнение «Лук».

И.п. взрослый стоит, расставив ноги в стороны, ребенок лежит на животе между его ног, вытянув руки вперед

В.взрослый, наклоняясь вперед, берет кисти рук ребенка, приподнимает его и возвращается в И.п.

 

 

Взрослый в роли помощника помогает сделать упражнение для ребенка наиболее интересным.

Например, упражнение «Мостик».

И.п. взрослый наклоняется, руками касаясь пола, а ребенок пролезает на четвереньках под «мостиком»,

Затем взрослый ложится на живот, а ребенок перешагивает через него.

 

Цель основной части – научить родителей и детей выполнять физические упражнения в паре.

 В основную часть были включены ОРУ, танцевальные движения музыкально-подвижные игры.

image

 

 

   

 «Мы растем».

И.п. стоя лицом друг к другу, ноги на ширине плеч. Взявшись за руки.

В. Ребенок и взрослый поднимают руки через стороны вверх, встают на носки, (взрослый подтягивает руки ребенка вверх).

 

 

 

«Мы сильные».

И.п. стоя лицом друг к другу, выставив одну ногу вперед, руки согнуты в локтях перед грудью, опора на ладони.

В. Ребенок выпрямляет руки в локтях, взрослый прижимает к груди.

 

 

«Мы ловкие».

И.п. стоя на коленях, ребенок - спиной к взрослому, ноги расположены между ног взрослого, у ребенка руки на поясе, взрослый поддерживает их.

В.одновременный поворот обоих вправо (влево).

 

                                                                               

«Мы играем».

И. п. — стоя лицом друг к другу, ноги на ширине плеч, взявшись за руки. Ребенок приседает, взрос­лый стоит и  наоборот.

image

 

 

«Мы веселимся»

И. п. — взрослый сидит на полу, ноги вместе, ре­бенок стоит, ноги врозь, взявшись за руки взрос­лого. Родитель разводит ноги, ребенок выполняет прыжок на месте — ноги вместе, взрослый соеди­няет ноги, ребенок вы­полняет прыжок на мес­те — ноги врозь.

 

 

 

 

 

 

В основной части занятия использовались фрон­тальный, групповой и поточный способы организа­ции детско-родительских пар.

При фронтальной организации все пары выполняют упражнения одновременно.

При групповом способе из детско-родительских пар образовывались подгруппы. Каждая подгруппа вы­полняла определенное задание, а затем менялась местами с другой подгруппой. Например, на занятии по теме «Цирк» детско-родительские пары были раз­биты на группы: «жонглеры» (ребенок и взрослый бросают мяч друг другу через натянутую веревку), «канатоходцы» (ребенок идет приставным шагом по скрученной веревке, а взрослый страхует его), «ак­робаты» (ребенок выполняет элементарные акроба­тические упражнения, а взрослый помогает ему).

При поточном способе организации пары двигались друг за другом, выполняя определенные движения.

Так, на занятии по теме «Морское путешествие» ре­бенок и взрослый ходили по гимнастической скамей­ке, перешагивая предметы, удерживая равновесие («не наступи на острые камни»), забрасывали мяч в корзину («собери морские ракушки»), подтягивали тело на руках на гимнастической скамейке («пере­права через овраг»), прыгали из обруча в обруч с продвижением вперед («не замочи ноги»), пролеза­ли в обруч («не задень ветви деревьев»).

Мы стремились к тому, чтобы родители и дети не только выполняли предлагаемые инструктором физи­ческие упражнения, но и сами придумывали их. Поэ­тому в содержание занятий включали проблемные ситуации и задания. Так, родители вместе с детьми разгадывали способ передвижения, зашифрованный на карте, а затем передвигались по маршруту (заня­тие «Морское путешествие»), демонстрировали свой способ передвижения в паре — необходимо было пройти «через овраг» (занятие «Туристы в лесу»).

Особое удовольствие доставляли детям и родите­лям ритмические движения и подвижные игры с му­зыкальным сопровождением.

 

Музыкальная подвижная игра «Веселые клоуны»

Родители становятся вместе с детьми, образуя круг, и держатся за яркий «парашют», который по цветовой гамме напоминает купол цирка.

Под му­зыку участники игры стараются передать тот или иной образ.

«Поезд» - ходьба в полуприседе, с дви­жением руки, согнутой в локте, вперед-назад,

«ве­селые обезьянки» - ходьба с подниманием и отведе­нием колена в сторону, с движением руки, согнутой в локте, вверх-вниз;

прыжки с продвижением впе­ред,

«облака» - ходьба на носках, плавное движе­ние руки вверх-вниз; переход ходьбы из приседа в полуприсед и в ходьбу на носках,

«бабки-ежки» - боковой галоп с круговым движением руки вверху.

Музыкальная малоподвижная игра «Елка, дуб, береза*

Детско-родительские пары идут друг за другом.

По команде ведущего:

«Елка» - взрослый и ребенок становятся спиной друг к другу, опустив руки вниз и разведя их в стороны; «Дуб» - взрослый и ребенок становятся лицом друг к другу, поднимают руки вверх и соединяют их;

«Береза» - взрослый и ребенок ста­новятся боком друг к другу, взявшись за руку, и под­нимают полусогнутую в локте другую руку вверх.

 

Игровое упражнение «Морские волны»

Проводится под спокойную музыку. Взрослые сидят на гимнастической скамейке. Ребе­нок ложится на руки взрослых лицом вверх, родите­ли передают ребенка на руках. Каждый взрослый при этом ласково произносит имя ребенка.

Цель заключительной части - восстановление дыхания, профилактика плоскостопия, раскрепоще­ние взрослых и детей.

В конце каждого занятия мы раздавали родителям буклеты с упражнениями для совместного выполне­ния в домашних условиях, а детям — «киндер-сюрпризы», воздушные шары, игрушки.

Еще одним из эффективных приемов для мотива­ции родителей к занятиям явилась стенная газета с фотографиями на тему «Гимнастика вдвоем».

Для обратной связи был изготовлен «ящик для воп­росов и предложений». Каждый мог в письменной форме высказать свои пожелания, предложения или задать вопросы, касающиеся как организации и со­держания совместных физкультурных занятий роди­телей с детьми, так и особенностей физического вос­питания ребенка в семье.

 

ОБРУЧ ©2006 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkultura_sovmestno_s_roditelyami-statya.doc349 КБ

Предварительный просмотр:

С. ПРИЩЕПА, канд. пед. наук, доцент кафедры

дошкольного образования Педагогической Академии

последипломного образования

Вместе с мамой и папой.

В этой статье мы хотим поделиться с читателями журнала «Обруч» своим опытом по организации и проведению совместных физкультурных занятий родителей с детьми 5—6-го года жизни в рамках эксперимента на тему: «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры».

Сразу подчеркнем, что такая подготовка занятий требует тесного сотрудничества инструктора по физической культуре и педагога-психолога, а также серьезной предварительной работы с родителями.

С этого мы и начали: провели практические семинары для родителей по проблемам детско-родительских отношений и вопросам физического воспитания детей в семье.

Важную помощь в организации групповой работы, в оформлении структуры занятий оказывал психолог. Чтобы семинары были более эффективными, мы решили проводить их в форме тренингов и игровых занятий вместе с детьми. Два семинара мы посвятили вопросу общения — «Умеете ли вы общаться с вашим ребенком?», а третий провели в форме игрового занятия совместно с детьми — «Играем пальчиками» — и посвятили его мелкой моторике.

Мы стремились сделать каждое физкультурное занятие интересным и увлекательным. Для этого использовали сюжетные, интегрированные и игровые формы.

Конспекты занятий разрабатывались инструктором, а затем обсуждались с психологом.

Особое внимание уделялось предварительной работе. Вместе с детьми мы составляли объявления и пригласительные билеты, которые накануне занятия вручались родителям. Форма пригласительного билета заранее подсказывала тему предстоящего занятия — фигурка клоуна для занятия «Цирк», бумажный кораблик для занятия «Морское путешествие» и т. д.

В занятии, как правило, участвовало 6—12 взрослых и их дети. Взрослые и дети были одеты в удобную для движений форму.

Перед началом каждого занятия родителям сообщались правила поведения:

  1. На протяжении всего занятия выступать в разных ролях — партнера, помощника и тренера.
  2. Контролировать поведение своего ребенка без замечаний и сравнений с другими детьми.
  3. Принимать ребенка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков.
  4. Быть естественными, открытыми, раскрепощенными.

Каждое занятие состояло из трех частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.

Основная цель всех частей занятия — помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, установить эмоционально-тактильный контакт, способствовать развитию межличностного общения.

Цель вводно-подготовительной части — настроить взрослых и детей на предстоящую совместную двигательно-игровую деятельность и подготовить организм к физической нагрузке. Начинается занятие с самомассажа — поглаживания и растирания отдельных частей тела (лица, ушных раковин, шеи, туловища, рук, ног) в игровой форме. Например, на занятии по теме «Цирк зажигает огни» родители и дети, выполняя самомассаж, «превращались» в артистов цирка: изображали улыбку клоуна, надевали сверкающие цирковые костюмы, натягивая их на себя.

В качестве разминки используются разные виды ходьбы (с носка, на носках, на пятках и др.), прыжки с продвижением вперед, бег в паре (змейкой, обычный, врассыпную и др.).

         Продумывались разные варианты выполнения основных движений в детско-родительской

паре, например, ходьба на носках:

1. Ребенок идет на носках, руки вверх, а взрослый, встав позади ребенка, берет его за вытянутые руки.

2. Взрослый и ребенок идут рядом на носках, руки на поясе.

3.  Взрослый и ребенок идут, взявшись за руки, на носках, руки подняты верх.

«У нас дружные ножки».

И.п сидя на полу, ноги в стороны, ребенок – спиной к взрослому, упор на руки.

В.одновременно оба поднимают правую (левую) ногу вверх.

Взрослый одновременно с ребенком выполняет физические упражнения, выступая при этом в роли партнера.

Например «Наклоны».

И.п. сидя на полу, ноги в стороны, ребенок – спиной к взрослому.

В.одновременно ребенок и взрослый поднимают руки вверх, наклоняются к правой (левой) ноге, И.п..

Взрослый-тренер помогает ребенку правильно выполнить упражнение, страхует его.

 Например, упражнение «Лук».

И.п. взрослый стоит, расставив ноги в стороны, ребенок лежит на животе между его ног, вытянув руки вперед

В.взрослый, наклоняясь вперед, берет кисти рук ребенка, приподнимает его и возвращается в И.п.

Взрослый в роли помощника помогает сделать упражнение для ребенка наиболее интересным.

Например, упражнение «Мостик».

И.п. взрослый наклоняется, руками касаясь пола, а ребенок пролезает на четвереньках под «мостиком»,

Затем взрослый ложится на живот, а ребенок перешагивает через него.

Цель основной части – научить родителей и детей выполнять физические упражнения в паре.

 В основную часть были включены ОРУ, танцевальные движения музыкально-подвижные игры.

   

 «Мы растем».

И.п. стоя лицом друг к другу, ноги на ширине плеч. Взявшись за руки.

В. Ребенок и взрослый поднимают руки через стороны вверх, встают на носки, (взрослый подтягивает руки ребенка вверх).

«Мы сильные».

И.п. стоя лицом друг к другу, выставив одну ногу вперед, руки согнуты в локтях перед грудью, опора на ладони.

В. Ребенок выпрямляет руки в локтях, взрослый прижимает к груди.

«Мы ловкие».

И.п. стоя на коленях, ребенок - спиной к взрослому, ноги расположены между ног взрослого, у ребенка руки на поясе, взрослый поддерживает их.

В.одновременный поворот обоих вправо (влево).

        

«Мы играем».

И. п. — стоя лицом друг к другу, ноги на ширине плеч, взявшись за руки. Ребенок приседает, взрослый стоит и  наоборот.

«Мы веселимся»

И. п. — взрослый сидит на полу, ноги вместе, ребенок стоит, ноги врозь, взявшись за руки взрослого. Родитель разводит ноги, ребенок выполняет прыжок на месте — ноги вместе, взрослый соединяет ноги, ребенок выполняет прыжок на месте — ноги врозь.

В основной части занятия использовались фронтальный, групповой и поточный способы организации детско-родительских пар.

При фронтальной организации все пары выполняют упражнения одновременно.

При групповом способе из детско-родительских пар образовывались подгруппы. Каждая подгруппа выполняла определенное задание, а затем менялась местами с другой подгруппой. Например, на занятии по теме «Цирк» детско-родительские пары были разбиты на группы: «жонглеры» (ребенок и взрослый бросают мяч друг другу через натянутую веревку), «канатоходцы» (ребенок идет приставным шагом по скрученной веревке, а взрослый страхует его), «акробаты» (ребенок выполняет элементарные акробатические упражнения, а взрослый помогает ему).

При поточном способе организации пары двигались друг за другом, выполняя определенные движения.

Так, на занятии по теме «Морское путешествие» ребенок и взрослый ходили по гимнастической скамейке, перешагивая предметы, удерживая равновесие («не наступи на острые камни»), забрасывали мяч в корзину («собери морские ракушки»), подтягивали тело на руках на гимнастической скамейке («переправа через овраг»), прыгали из обруча в обруч с продвижением вперед («не замочи ноги»), пролезали в обруч («не задень ветви деревьев»).

Мы стремились к тому, чтобы родители и дети не только выполняли предлагаемые инструктором физические упражнения, но и сами придумывали их. Поэтому в содержание занятий включали проблемные ситуации и задания. Так, родители вместе с детьми разгадывали способ передвижения, зашифрованный на карте, а затем передвигались по маршруту (занятие «Морское путешествие»), демонстрировали свой способ передвижения в паре — необходимо было пройти «через овраг» (занятие «Туристы в лесу»).

Особое удовольствие доставляли детям и родителям ритмические движения и подвижные игры с музыкальным сопровождением.

Музыкальная подвижная игра «Веселые клоуны»

Родители становятся вместе с детьми, образуя круг, и держатся за яркий «парашют», который по цветовой гамме напоминает купол цирка.

Под музыку участники игры стараются передать тот или иной образ.

«Поезд» - ходьба в полуприседе, с движением руки, согнутой в локте, вперед-назад,

«веселые обезьянки» - ходьба с подниманием и отведением колена в сторону, с движением руки, согнутой в локте, вверх-вниз;

прыжки с продвижением вперед,

«облака» - ходьба на носках, плавное движение руки вверх-вниз; переход ходьбы из приседа в полуприсед и в ходьбу на носках,

«бабки-ежки» - боковой галоп с круговым движением руки вверху.

Музыкальная малоподвижная игра «Елка, дуб, береза*

Детско-родительские пары идут друг за другом.

По команде ведущего:

«Елка» - взрослый и ребенок становятся спиной друг к другу, опустив руки вниз и разведя их в стороны; «Дуб» - взрослый и ребенок становятся лицом друг к другу, поднимают руки вверх и соединяют их;

«Береза» - взрослый и ребенок становятся боком друг к другу, взявшись за руку, и поднимают полусогнутую в локте другую руку вверх.

Игровое упражнение «Морские волны»

Проводится под спокойную музыку. Взрослые сидят на гимнастической скамейке. Ребенок ложится на руки взрослых лицом вверх, родители передают ребенка на руках. Каждый взрослый при этом ласково произносит имя ребенка.

Цель заключительной части - восстановление дыхания, профилактика плоскостопия, раскрепощение взрослых и детей.

В конце каждого занятия мы раздавали родителям буклеты с упражнениями для совместного выполнения в домашних условиях, а детям — «киндер-сюрпризы», воздушные шары, игрушки.

Еще одним из эффективных приемов для мотивации родителей к занятиям явилась стенная газета с фотографиями на тему «Гимнастика вдвоем».

Для обратной связи был изготовлен «ящик для вопросов и предложений». Каждый мог в письменной форме высказать свои пожелания, предложения или задать вопросы, касающиеся как организации и содержания совместных физкультурных занятий родителей с детьми, так и особенностей физического воспитания ребенка в семье.

ОБРУЧ ©2006  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного с родителями мероприятия "Физкультура вместе с мамой"

Вырастить ребенка крепким, чильным, здоровым - это желание ролителей и ведущая задача, стоящая перед дошкольным учреждением. Взаимодействие семьи и детского сада оказывает большое влияние на развитие ...

НОД по физическому воспитанию в средней группе совместно с родителями «Физкультура вместе с мамой, вместе с папой»

В рамках проекта "Моя семья" была проведена непосредственно образовательная деятельность по физическому воспитанию совместно с родителями "Физкультура вместе с мамой, вместе с папой"....

Конспект физкультурного занятия для воспитанников 4-5 лет совместно с родителями «Физкультура вместе с мамой, вместе с папой!»

Во время совместных занятий двигательная деятельность раскрепощает родителей, они ведут себя естественно. Они имеют возможность оценить результаты своего воспитания, как физического, так и духовного. ...

Организованная образовательная деятельность по физкультуре совместно с педагогом-психологом "Прогулка в осенний лес".

Цель: Способствовать физическому развитию детей, снятию агрессии, беспокойства и мышечного напряжения....

Конспект совместного с родителями мероприятия "Физкультура вместе с мамой"

Вырастить ребёнка крепким, сильным, здоровым - это желание родителей и задача стоящая перед дошкольным учреждением. Взаимодействие семьи и детского сада оказывает большое влияние на развитие личности ...

Конспект НОД по физкультуре совместно с родителями в старшей группе «Олимпийский резерв»

Конспект НОД по физкультуре совместно с родителями в старшей группе «Олимпийский резерв»...

Физкультура совместно с родителями.

Семья – это среда, где формируется здоровье ребенка. Именно родители обязаны заложить в сознании ребенка основу к постоянному стремлению к здоровью. Задача педагогов заключается в том, чтобы убе...