Военные подвижные игры по городам-героям
картотека по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Сызранова Людмила Александровна

Из всего арсенала военно – подвижных игр мы с детьми стали отбирать те, которые подходят к подвигу, того или иного города - героя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goroda_-_geroi_igry.docx144.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 429

(МБДОУ № 429)

Картотека подвижных игр

по городам - героям

76_102.jpg

        

                                                   Составила:

                                                                                    инструктор по физической культуре

                                                                                    Сызранова Л.А.

        

город Нижний Новгород

        2021 год

Город – герой Брест

  Брестская крепость стоит на самой границе. Пограничники зорко охраняют рубежи нашей Родины. Стараются не пропустить ни одного нарушители, помощникам им служат верные друзья – служебные собаки.

Игра  «Пограничник и его собака»

Цель игры: развивать умения взаимодействовать с партнером, ловкость.

Один из детей в роли пограничника, другой в роли «собаки». Задания выполняет «собака», пограничник бежит рядом, держа партнера за руку, как за поводок. Перепрыгнуть через барьер, пробежать по скамейке, обежать «змейкой» 4-5 ориентиров и бегом вернуться назад. После выполнения задания дети меняются ролями. Задание можно выполнять по кругу.

Город Брест первым принял на себя удар врага и был окружён со всех сторон. В крепости оставался гарнизон наших солдат. Они приняли решение не сдаваться. Больше месяца они держались и вели  неравный бой.

Игра «Перестрелка»

Цель игры: развивать умения взаимодействовать в команде, меткость и ловкость.

Площадка разделена  на две половины. Команды свободно располагаются на своих половинах. У каждой команды по  мячу. По сигналу начинается перестрелка - дети бросают мячи, стараясь выбить игроков команды соперника, те отвечают им тем же. Поймавший мяч, бросает его в любого из другой команды.

 Побеждает команда, которая быстрее выбьет своих соперников.

Правила: засчитываются только попадания в игрока  с лёта. Игрок может спастись, если поймает мяч, летевший в него, или увернется от него.

 Вместе с пограничниками сражались женщины и дети. 12-ти летние воспитанники музыкального взвода Петя Клыпа и его друг Коля Колесников разыскали склад, не задетый бомбами. Им удалось перенести несколько ручных пулеметов, ящики с минами и патронами. Немцы их заметили и открыли бешеный огонь. Но поздно спохватились: оружие уже было в крепости.

Эстафета «Доставка снарядов» 

Пробежать по полусферам, по скамейке, пролезть в обруч, добежать до склада со снарядами, взять один снаряд и тем же путем вернуться назад. Под снаряды сделаны полутора литровые бутылки темного цвета, наполненные водой.

И.Ф. – Женщины  перевязывали и ухаживали за ранеными.

Игровое задание «Полевой госпиталь»

Девочки – «медсестры» делают перевязку условно раненому бойцу и отводят его в госпиталь.

Отрезанные от внешнего мира,  с мизерными остатками продовольствия, защитники крепости сражались до конца. Одной из главных проблем защитников крепости  было отсутствие воды, если на первых порах боеприпасы и консервы были, то доступ  к реке немцы перекрыли почти сразу.

Эстафета «Глоток воды»

Команды строятся в колонны по одному на линии старта, у первых бойцов в руке кружка.  Рядом с каждой командой стоит  пустое ведро, на противоположной стороне площадки ведро с водой. По сигналу первые бойцы обеих команд бегут по скамейке, пролезают через обруч «лаз», подбегают к ведру, зачерпывают воду в кружку и тем же путем возвращаются обратно, стараясь не расплескать воду. Подбегая, наполняют своё ведро, передавая кружку следующему участнику. Побеждает команда, набравшая больше воды и быстрее справившаяся с заданием.

Когда сил у наших людей не оставалась и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».

Игра «Борьба за знамя»

В игре участвуют две команды. Количество участников может быть любым, но равным в обеих командах. У каждой команды имеется знамя (флажок), который устанавливается на видном месте и охраняется одним из игроков. Остальные члены команды делятся на защитников и нападающих.

Цель игры  – завладеть флажком противника, сохранив свой. В процессе игры разрешается передавать флажок другому игроку или убегать с флажком.

Правила: начинать игру надо по сигналу. В борьбе за флажок нельзя допускать грубых действий.

Даже когда фашисты овладели крепостью, ещё долго раздавались выстрелы, оставшиеся в живых отдельные бойцы, продолжали держать оборону.

Игра «Спасение пойманных»

Считалкой выбираются трое водящих. Они становятся на одной стороне площадки. Все остальные располагаются недалеко от них в ряд.

По команде дети разбегаются в разные стороны, а водящие стремятся их поймать. Пойманные игроки берутся за руки в центре площадки, становятся в круг. Водящие продолжают ловить игроков до тех пор, пока не останутся трое не пойманных, которые стремятся подбежать к игрокам, стоящим в кругу, и выручить кого-либо из них. Если это удалось, то игроки опускают руки и убегают из круга. Если оставшимся игрокам долго не удается подойти к кругу и коснуться одного из пойманных игроков, то они проигрывают. Игра начинается сначала, водящими становятся три не пойманных игрока.

Правила: игрокам нельзя выходить за пределы площадки. Пойманные игроки не должны покидать круг до тех пор, пока оставшиеся три игрока не выручат их.

Город-герой Смоленск

С началом Великой Отечественной войны Смоленск оказался на пути главного удара фашистских войск по направлению к Москве. 10 июля 1941 г началось знаменитое Смоленское сражение, в котором Красная Армия постоянными контратаками пыталась остановить наступающих.

Игра «Контратака на врага» по типу «Цепи кованные»

Цель игры: развивать скоростно-силовые качества, умение правильно оценивать свои силы.

Две команды встают напротив друг друга в шеренги на расстоянии 6 -8 м. друг от друга, образуя «цепь», крепко держась за руки. Они вызывают помериться силами по одному игроку из команды. Игрок, разбежавшись, старается прорвать «цепь» соперников. Если у него получилось, он забирает одного из игроков вместе разрыва, если ему не удалось, встает в строй к этой команде или попадает в плен (выбывает из игры). Команды заранее договариваются о способе взятия в плен.

Правила: цепь разбивать корпусом, не пуская в ход руки. Побеждает команда, на чьей стороне будет больше игроков.

Противник превосходил их численностью в людях, артиллерии и самолетах (в 2 раза), в танковой технике (в 4 раза). В этой битве Красная Армия не смогла разгромить врага, но задержка под Смоленском не дала немцам выйти к Москве до наступления осенней распутицы и холодов.

Эстафета «Переправа»  

Дети выстраиваются в две команды. Первые игроки каждой команды держат в руках по две дощечки. Подкладывая себе под ноги дощечки, пройти определенное расстояние на скорость, а затем передать дощечки следующему игроку. Побеждает команда, первой выполнившая задание.

В самом городе Смоленске было сформировано три истребительных батальона и один батальон милиции. Активно помогали советским бойцам и его жители, они рыли противотанковые рвы и окопы, сооружали взлетные площадки, строили баррикады и ухаживали за ранеными.

Эстафета «Взлетная полоса»

Первый участник команды кладет на вытянутую руку с расправленной ладонью альбомный лист бумаги. В таком положении он должен дойти до условного места и там оставить свой  лист.  Следующий игрок положит свой лист рядом с первым листом. И так далее. Из листов выкладывается «взлетная полоса». Когда «взлетная полоса» готова, участники команда друг за другом переходят по ней на противоположную сторону. Побеждает команда, первой выполнившая задание.

Правила: двигаться осторожно, чтобы лист не слетел с ладони, листы плотно прикладывать друг к другу.

Защитники города две недели героически сражались за каждый дом, улицу, квартал, не давая врагу перейти на правый берег Днепра.

После ожесточенных боев в ночь на 29 июля советские войска оставили город.

Игровое задание «Порази цель» с метанием

Цель игры: развивать меткость, формировать ОДС в метании.

Участники по очереди метают «гранату» (кегли или мешочки с песком). С расстояния 3 метров стараются попасть в вертикально подвешенную мишень.

Решающей битвой в ходе Смоленского сражения была битва за ликвидацию Ельнинского выступа. В ходе ее, советские солдаты разгромили пять дивизий фашистов и 6 сентября 1941 г. освободили город Ельню, остановив наступление гитлеровцев на московском направлении фронта.

Полоса препятствий «Тяжело в учении, легко в бою»

Задание выполняется с автоматом на шеи. Проползти по-пластунски по полу, пробежать по скамейке, перепрыгнуть через лежащие в ряд три обруча, обежать стойку и бегом вернуться назад, передавая автомат следующему игроку.

2 года и 3 месяца на Смоленской земле полыхал огонь войны, но и в течение этих страшных для Смоленска лет, его жители продолжали бороться с врагом, создавая партизанские отряды и ведя подпольную подрывную деятельность.

Игра «Перехватчики»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, внимание.

На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из домов.  На площадке врассыпную лежат 3-5 обручей, в которых стоят часовые. У каждого часового в обруче лежит капсула с секретом.

По сигналу командира «Вперед» дети бегут через площадку в другой дом, стараясь добыть капсулу и не попасться часовому. Часовые должны пятнать детей, не выходя из обруча, и постараться сохранить капсулу. Запятнанные ребята отходят в условное место и считаются пленными. Игра продолжается пока все капсулы не будут добыты.  В одной из капсул находится секретное донесение. 

В июле 1941 года комсомолец Владимир Куриленко из деревни Поречено, что под Смоленском, записался в партизанский отряд, где стал подрывником. На его счету 4 пущенных под откос эшелона противника, взорванный железнодорожный мост, сотни уничтоженных солдат и офицеров противника. 13 мая 1942 года он, возвращаясь из боевого задания со своей группой, попал в окружение и погиб. 1 сентября 1942 года ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Эстафета «Закладка мин»

Команды строятся в колонны, у командиров в руках коробка с импровизированными минами (обрезанные пластиковые бутылки), перед командой коробка с крышками от бутылок «запалами» по количеству участников. Капитан бежит и выставляет бутылки на участке 6-8 метров врассыпную, перейдя на противоположную сторону, поднимает флажок, сигнал для начала действия следующего игрока. Следующий игрок берет одну крышку и прикручивает её к бутылке. Перебежав на другую сторону, игрок поднимает флажок, сигнал для следующего и т.д., пока вся команда не перейдет на противоположную сторону.

Правила: действовать только после, поднятия флажка. Крышку прикручивать плотно.

В числе знаменитых героев Смоленска сержант М.А. Егоров, который вместе с двумя другими красноармейцами водрузил знамя Победы над берлинским рейхстагом.

Звание города-героя Смоленску было присвоено 6 мая 1985 года.

Игра «Слава героям»

Цель игры: развивать активное внимание.

Дети под военный марш, строевым шагом идут в колонне по одному. В конце любой музыкальной фразы нажимается пауза – дошкольники останавливаются и отдают честь.

Город герой – Ленинград (ныне Санкт-Петербург)

Город Ленинград (ныне Санкт-Петербург) второй по значению город нашей страны. В нем было сосредоточено большое количество заводов и фабрик, выпускающих танки,  тяжелую артиллерию и  военное снаряжение. В первые же дни войны фашисты попытались захватить Ленинград. Но защитникам города удалось его отстоять.

Эстафета «Боевая тревога»

Бег в солдатской рубахе, сапогах и с каской на голове. По команде задание выполняет первый участник команды. После он передает обмундирование следующему участнику. Эстафета заканчивается, когда участники каждой из команд выполнили задание.

Все жители города: взрослые и дети приняли активное участие по созданию оборонительных сооружений. В городе было оборудовано свыше 22 тысяч огневых точек (позиция для ведения огня по противнику), на улицах были установлены противотанковые баррикады.

Игра «Строительство линии обороны»  

Цель игры: формировать ОДС в ползании, развивать умение взаимодействовать в команде.

Команды встают в колонны по одному на расстоянии одного шага друг от друга, широко расставив ноги. По сигналу последний в колонне начинает движение, проползая между ног впередистоящих и встает в начале строя.  Вслед за ним, то же самое выполняют остальные участники. Побеждает команда, которая быстрее выполнит перестроение.

Правила: пролезать под ногами каждого участника команды, не пропуская никого;  после выполнения задания, сохранять дистанцию 1 шаг.

Когда план по быстрому захвату города провалился, немцы окружили город плотным кольцом, надеясь задушить его голодной блокадой и уничтожить бомбежками.

Игра «Воздушная тревога»  

Цель игры: развивать внимание, пространственную ориентацию.

Для игры необходимо  две детские палатки «бомбоубежище», два тоннеля «Метро».

По двум сторонам площадки стоят палатки, к входу каждой проложен тоннель из ткани. Звучит легкая музыка, дети свободно передвигаются по залу. Музыка становится тревожней –  раздаётся предупреждение «Воздушная тревога!», «Воздушная тревога!». Каждая команда должна быстро на  четвереньках перебраться по тоннелю в бомбоубежище.

Три года (900 дней) героически держались жители города.

Игра «Осада»   Повторить 2-3 раза

Цель игры: развивать умения взаимодействовать в команде, меткость и ловкость.

В центре площадки чертят круг диаметром 3-4 м. играют две команды: одни – защитники, другие – нападающие. Защитники входят в круг, а нападающие окружают их за чертой, отойдя друг от друга на одинаковое расстояние. Нападающие три раза подряд перебрасывают мяч над кругом. Это условие для начала игры. В это время нападающие не имеют права ударять находящихся в кругу, а те не могут прыгать и ловить мяч.

После трех перебросов нападающие стараются уловить момент и ударить по кругу. Дети в кругу стараются избежать ударов – защищаться, т.е. ловить мяч или стремиться удержать его в кругу. В случае удачной защиты команды меняются ролями.

Правила: если удар нападающих достиг цели и мяч вылетел из круга, то защитник, в которого попал мяч, выбывает из игры. Если мяч не достиг цели, из игры выходит тот нападающий, который бросал мяч.

 Единственной нитью, связывающей Ленинград со страной, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера.

 Эстафета «Переправа»

Дети выстраиваются в две команды парами, у каждого игрока в паре по обручу.

Дети, подкладывая себе под ноги обручи, проходят определенное расстояние на скорость, а затем передают обручи следующей паре. Игру можно проводить, как встречную эстафету. Чья команда быстрее поменяется местами?  

Правила: игроки должны переходить, вставая ногами только в обручи.

 В январе 1944 г. героическими усилиями наших войск блокада была прорвана.

Эстафета «Вперед пехота» 

Перепрыгнуть через 3 «мины», пролезть в тоннель, на мате сделать кувырок вперед, добежать до ориентира и забросить мешочек с песком в корзину.

 После освобождения Ленинграда вокруг города осталось много минных полей.

Игра  «Минное поле».

Цель игры – развивать пространственную ориентацию.

Перед каждым участником – «минное поле» (10 ковриков с шипами лежат в разных местах зала). Участникам предстоит перейти его с закрытыми глазами.  Один ребенок переходит, другой ему помогает, направляя его движение словами: «Вперед, правее, вперед, левее – БУХ! Если игрок может наступить или наступил на мину». Участники выполняют задание поочередно.

Город – герой  Москва

Москва — столица нашей Родины. Гитлер планировал быстро захватить Москву и поставить наш народ на колени. Война началась 22 июня 1941 года, а уже через 3 месяца фашисты были под Москвой, имея численное превосходство в танках, самолетах, артиллерии и пехоте.  7 ноября 1941 года в Москве состоялся военный парад.  Это было доказательством силы народа, его уверенности в победе.

Игра «Разведчики, парад, засада»

Цель игры: развивать самоконтроль, внимание.

По команде «Парад» дети идут парадным шагом, высоко поднимая колени.

По команде «Разведчики» дети идут осторожно, согнувшись.

По команде «Засада» приседают и не шевелятся.

Жители города устанавливали противотанковые ежи,  рыли  окопы и траншеи, противотанковые рвы.  Вся страна встала на защиту столицы.

Игра «Строительство траншей»

Цель игры: развивать ловкость, быстроту.

Дети делятся на две команды и образуют два круга. Удерживая  обручи вертикально на полу в боковой плоскости, выстраивают два «тоннеля». По сигналу первый в команде кладет обруч на пол, пролезает через другие обручи, против часовой стрелки, возвращается на свое место и, коснувшись следующего ребенка, ставит свой обруч в исходное положение. Второй начинает движение, и т.д. до выполнения задания всеми участниками. Выигрывает команда, которая быстрее выполнила задание.

Правила: обручи стоят на полу строго вертикально; не пропускать ни один.

По заболоченным  землям Подмосковья под неустанным огнем противника шла переброска нашей боевой техники к линии фронта.

Эстафета «Доставка снарядов»

Стартуют пары. Один ребенок принимает положение упора лежа,  другой берет его за ноги. По команде обойти ориентир и вернуться назад. Затем поменяться местами и проделать то же самое еще раз.

Игра «Не оступись»

Цель игра: развивать прыгучесть и ловкость.

На земле чертят две линии – два берега, между которыми болото (расстоянии  между линиями 10-15 м). Воспитатель чертит на болоте кочки – кружки (можно использовать плоские обручи) – на разном расстоянии друг от друга: 30, 40, 50, 70, 80 см. Двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку, стараясь перебраться на противоположный берег. Тот, кто оступился, остается в болоте. Выходит следующая пара. Когда все выполнят задание, воспитатель назначает, кому выводить детей из болота. Тот подает увязшему руку и показывает прыжками путь выхода из болота.

Правила: способ перепрыгивания с кочки на кочку оговаривается заранее. Дети могут выбирать маршрут по желанию. Нельзя становиться ногами между кочками, кто нарушил, остается в болоте, пока его не выручат. Выручать можно после того, как все переправятся на другой берег.

На одном из участков фронта дорогу врагу преградили 28 бойцов из дивизии генерала Панфилова. Они приняли на себя удар 50 вражеских танков, уничтожив 18 из них.    Один за другим в жестоком бою воины выбывали из строя. Четыре часа длился этот легендарный бой. Десятки солдат потерял здесь враг, но прорвать оборону ему так и не удалось. Бессмертный подвиг 28 героев-панфиловцев вошел в историю Великой Отечественный войны как замечательный пример героизма, беззаветной любви к своей Родине.

Эстафета «28 панфиловцев»

Команды строятся в колонны по одному на линии старта (обороны). На противоположной стороне площадки напротив каждой команды стоят по 3 «танка». Это мягкие модули,  стилизованные под танки. По сигналу первый боец (участник) ползет по-пластунски до линии огня (черты на полу), берет гранату (мешочек с песком), приподнимаясь от пола с опорой на руку и одно колено, выполняет бросок по цели (с расстояния 3 м) и бегом возвращается назад.

Побеждает команда, подбившая большее количество танков.

В битве под Москвой активное участие принимала отдельная кавалерийская группа под командованием генерала  Л.М.Доватора. В атаке они были грозной силой для пехоты противника, а также совершали рейды в тыл врага, нанося ощутимый урон фашистам, сея панику и срывая план наступления.

Игра «Кавалеристы»

Цель: развивать быстроту и внимание.

Дети выстраиваются в круг, в центре круга – водящий – командир с флажком.

Под речитатив дети скачут прямым галопом  по кругу, руки вытянуты вперед, сжимают воображаемые поводья.  Командир выполняет движения вместе с детьми, только двигается противоходом. Переходят на ходьбу с высоким подниманием колен, с окончанием слов дети останавливаются. Двое детей, около которых остановился командир, поворачиваются спинами друг к другу и на счет «раз, два, три, беги!» обегают вокруг детей. Кто первый добежит до командира и возьмет флажок становится новым водящим.

Рысью и галопом кони вдаль летят.                                                            

А на них лихие конники сидят.

Командир отважный, всех ведет вперед.

Знаменосец юный гордо флаг несет.

2 вариант - Прыжки на ортопедических мячах, кто быстрее? Проводится в форме эстафеты.

Вся страна встала на защиту столицы. Противник был остановлен.

Игра «Сильный удар»

Цель игры: развивать прыгучесть, быстроту реакции.

На горизонтально расположенную стойку подвешивается в сетке мяч. Двое детей одинакового роста встают с двух сторон от мяча, который висит выше поднятых рук детей на 25  см. Они подпрыгивают вверх и стараются  сильнее ударить по мячу. Выигрывает тот, кто чаще отбивал мяч от себя в другую сторону.

Правила: подпрыгивать вверх толчком двух ног; отбивать мяч, касаясь его двумя руками.

Эта победа имела очень большое значение. Она развеяла миф о непобедимости германской армии. Подвиг города-героя Москвы навсегда вошел в историю нашей Родины как символ стойкости и беспримерного героизма.

Игра «Будь внимателен»  4 сигнала

Цель игры: развивать саморегуляцию и внимание.

Красный флажок -  дети кричат ура; зеленый флажок – под веселую музыку бегают врассыпную; желтый – маршируют  на месте; нет сигнала – приседают и замирают.

Город – герой Сталинград (ныне Волгоград)

Город Сталинград, ныне Волгоград — крупный промышленный и культурный центр. С июля 1942 по февраль 1943 года здесь разворачивались события, которые получили название «Великая битва на Волге». Захватив Сталинград, фашисты легко могли бы отрезать нашу армию от нефти Кавказа и хлеба Кубани. Поэтому они стянули  огромные силы. 13 сентября начался штурм города.

Игра «Штурм города»

Цель игры: развивать умение взаимодействовать в команде, быстроту и ловкость.

Игроки делятся на две команды. Жеребьёвкой определяют, какая из команд будет нападать, а какая защищать город. В центре поля кладут доску (камень  - это и есть город).

По сигналу защитники окружают город на расстоянии 2-3 м и защищают его от нападения соперников. Нападающие расходятся в разные стороны. Город считается завоеванным, если кто из игроков наступит на доску и не будет пойман защитником.

Нападающие составляют различные планы осады, подходят к защитникам и заговаривают с ними, стараясь их отвлечь. Когда нападающие сжимают кольцо защиты, представители последней стремятся поймать их. В такой момент нападающие прорываются в город по прямой линии, и тогда защитники, оставшиеся за прорванной линией, выбывают из игры. Нападающий, прорвавший цепь защитников, но не успевший поставить ногу на доску до того, как его поймали, тоже выходит из игры.

Правила игры. Нападающим засчитывается очко, если они завоюют город. Если же всех нападающих поймают, то команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков или быстрее другой завоевавшая город.

Бои были ожесточенные, борьба шла за каждую улицу, за каждый дом. Вся страна знает про Дом Павлова в Сталинграде. Немцы его штурмовали несколько раз, но горстка защитников во главе с сержантом Яковом Павловым не сдала свой рубеж.

Игра «Огненный рубеж»

Цель игры: развивать меткость, формировать ОДС в метании.

Участники по очереди метают «гранату» (снежки или мешочки с песком). С расстояния 3 метров стараются попасть в горизонтальную мишень – макет танка (картонная коробка с нарисованным на ней силуэтом танка).

Игра «Под градом пуль»

Цель игры: развивать ловкость, прыгучесть, внимание.

Играющие стоят в колонне на расстоянии одного шага один от другого. Двое водящих с веревкой в руках (длиной 1,5 м.) располагаются справа и слева от колонны. По сигналу водящие проносят веревку перед колонной на высоте 15-20 см от земли. Дети в колонне поочередно перепрыгивают через веревку. Затем миновав колонну, водящие поворачиваются обратно, неся веревку на высоте 60-70 см. дети быстро приседают, принимая положение группировки, чтобы веревка их не задела. При повторении игры водящие меняются. Выигрывают те, кто не задал веревку, выполнив все задания.

Правила: подпрыгивать вверх толчком двух ног, не перешагивать; тот, кто коснулся веревки, выходит из колонны.

«За Волгой земли для нас нет», — под этим девизом защитники вели бои за свой город. В исключительно тяжелых условиях им удалось выстоять.

Игра  «Танкисты»

Цель игры: развивать слаженность движений в команде.

Дети делятся на команды по 4-6 человек в каждой. Игроки каждой команда встают у линии старта на четвереньки трое впереди, и трое за ними, на их спины кладут мат. По сигналу «танкисты» на четвереньках с матом на спине двигаются вперед (на расстояние 6-8 м). Побеждает команда, первой пересекшая линию финиша.

Правила:  если мат падает, то команда останавливается, и воспитатель снова кладет его на спины детей, после чего они могут продолжить движение.

Эстафета «Марш – бросок»

Играющие становятся в 3-4 колонны у общей черты. Впереди каждой колонны в 3-5 шагах поставлены гимнастические скамейки, дальше на полу положены обручи. По сигналу первые бегут к скамейкам, проползают по ним указанным способом, слезают, подбегают к обручам, пролезают в них и быстро возвращаются в конец колонны, передавая эстафету следующему игроку и т.д.

Правила: доползать указанным способом до конца скамейки; обруч класть на пол тихо, не бросать.

 Наряду с солдатами и офицерами под Сталинградом совершали героические подвиги сотни медицинских работников: врачей и молодых девчонок – санитарок.

Так, Зина Туснолобова за 8 месяцев пребывания на фронте вынесла с поля боя 128 раненых, была сама тяжело ранена. За мужество и отвагу ей было присвоено звание Героя Советского Союза и золотая медаль Международного Красного креста. 

Эстафета «Доставка раненого в тыл»

Девочки «санитарки» стоят в двух командах на одной стороне площадки, мальчики «солдаты» напротив своих команд с другой стороны, первые сидят на стульях. По сигналу первые санитарки подбегают к сидящим мальчикам «раненым», перевязывают «рану» на ноге и помогают раненому перейти на другую сторону площадки (в тыл), поддерживая его за пояс и положив его руку к себе на плечо, раненый прыгает на одной ноге. Побеждает команда первой, выполнившая задание.

 А вскоре советским  войскам удалось замкнуть кольцо окружения вокруг вражеских войск. В окружении оказались 22 дивизии. Огромное число немецких солдат, офицеров и генералов попали в плен.

Игра «Взятие в плен»

Цель игры: развивать быстроту реакции и скоростные качества.

После жеребьевки участники двух команд становятся в две шеренги напротив друг друга на расстоянии 6-10 м. Каждая команда в своей правой стороне отмечает круг – это убежище для пленников.

Получив право начать игру, первый номер одной команды подбегает к первому номеру другой команды и становится перед ним. Тот вытягивает одну руку, чтобы противник ударил его по ладони, и тут же готовится в беге поймать его. Игрок из первой команды ударяет три раза по ладони соперника, стараясь после третьего удара быстро убежать на свое место. Если ему не удается убежать, он попадает в плен. После первых номеров соперничают вторые номера команд. Победителем становится та команда, которая смогла взять в плен больше игроков.

2 вариант – в конце игры можно освобождать пленных.  Это делает игрок, уверенный в своих силах.  Он, ударив три раза по руке противника, бежит в сторону убежища и, хлопая по руке каждого пленника, освобождает всех из плена, затем бежит на своё место. Преследователь в этом случае имеет право опять ловить убегающих и снова пленить их.

Правила игры. Пленные не должны выходить за пределы круга навстречу освободителю. Освобожденный из плена игрок сам может стать освободителем. При освобождении пленных или преследовании игроков остальные участники не имеют права вмешиваться. Нельзя забегать за черту другой команды.

 Сталинградская битва - одна из крупнейших в Великой Отечественной  войне.

 Стала переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу. С нее начался коренной перелом в ходе войны. Бессмертный подвиг города-героя Сталинграда мы вспоминаем, посетив мемориальный комплекс — Мамаев курган.

Игра «Слава героям»

Цель игры: развивать внимание, отрабатывать строевой шаг.

Дети под военный марш, строевым шагом идут в колонне  по одному. В конце любой музыкальной фразы нажимается пауза – дошкольники останавливаются и отдают честь.

Курская битва

Курская битва занимает в ВОВ особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 года.

В результате победы в Сталинградской битве, Красная Армия продвинулась вперед на многие сотни километров. В результате появился выступ Курская дуга, вклинившийся в немецкий фронт.

Полоса препятствий «Вперед пехота»

Пробежать по скамейке, перепрыгнуть через барьеры (2 шт.), «змейкой» пробежать между ориентиров (7-8 шт. в ряд), перепрыгнуть через ров (шириной 80-100см).

Дети выполняют задание с автоматом в руках. Оборудование расположено параллельно друг другу, по длинной стороне зала.

В апреле – и июне наступило затишье. Обе стороны готовились к летней схватке. Для проведения мощного наступления гитлеровское командование выбрало Курский выступ. План летнего наступления был назван «Цитадель» её разработкой занимались лучшие немецкие военачальники. Они рассчитывали  двойным ударом сломить русскую оборону и срезать выступ.

Советское командование также готовилось к летним боям. В районе курской дуги нашей армией было создано 8 рубежей обороны.

Игра «Строительство линии обороны»

Цель игры: развивать умение взаимодействовать в команде.

Перед каждой командой стоит емкость с кубиками. Команда должна выложить линию из них. Эта «линия обороны». Предметы должны плотно прилегать друг к другу, чтобы через границу не пробрался враг. Какая команда быстрее выложит все кубики, та и побеждает. Число кубиков в командах одинаковое.

Боевые позиции были прикрыты большим количеством минных полей и защищены мощной артиллерией.

Эстафета «Минное поле»

Команды встают в колонны по одному, у капитанов в руках по 4-5 мин (ковриков с шипами). По сигналу капитаны раскладывают мины в обозначенных местах и бегом возвращаются обратно, следующие участники собирают мины и передает их другим игрокам.

Правила: нельзя ронять или бросать мины, иначе такой игрок считается «убитым».

Огромную роль в победе над Германией сыграла наша разведка. Советское командование получило полную информация об операции – дата ее проведения, тактика и стратегия германской армии.

Марш – бросок разведки

Две скамейки ставятся параллельно друг другу на расстоянии гимнастической палки, гимнастические палки укладываются на скамейки поперек, чтобы получился «тоннель» (5-6 палок). Игроки бесшумно должны проползти между скамейками, не задевая палки. Выигрывает команда, раньше других закончившая эстафета.

Ожесточенность боев была очень велика. На сравнительно небольшой территории столкнулись колоссальные силы.  Особая сложная обстановка сложилась под Прохоровкой. Здесь 12 июля разыгралось самое крупное танковое сражение за время войны. С обеих сторон участвовало более 1200 машин. Враг был разбит и отброшен.

Игра «Экипаж машины боевой»  (танкисты)

Цель игры: развивать слаженность действий в команде, быстроту.

Команды делятся по четверкам и встают на линии старта. Первые четверки занимают места в импровизированном танке (можно использовать большой обруч). По сигналу бегут вокруг ориентира и передают танк следующей четверки.

Игра «Огненный рубеж»

Цель игры: развитие меткости, формирование ОДС в метании.

Команды встают в две шеренги напротив друг друга на расстоянии 5-6 метров, у каждого игрока в руках по мешочку с песком. В середине между командами, ставится скамейка, на которой стоят набивные мячи (кегли и т.п.). По сигналу «Огонь!» обе команды одновременно начинают броски, стараясь сбить мишень на сторону противника. Побеждает команда, на чьей стороне окажется меньше мишеней.

Правила: способ метания оговаривается заранее по желанию игроков, нельзя переходить линию метания, такой бросок будет не засчитан.

Историческое значение Курской битвы трудно переоценить. Если бы не подвиги советских солдат в ходе сражения, немцы смогли бы перехватить инициативу на Восточном фронте и возобновить наступление, вновь двинутся на Москву и Ленинград.

Взвод Героев Романовского

Во время наступления для прикрытия фланга полка был назначен взвод лейтенанта Александра Романовского. Гитлеровцы контратаковали взвод, в котором было всего 18 воинов-пограничников. Завязался ожесточённый бой. Враг был задержан, а затем разбит подошедшими силами. Около сотни немцев нашли свою смерть на высоте, за Родину и нашу победу отдали свои жизни отважные пограничники.

Курская битва полностью переломила ход войны, стало окончательно ясно.

Победа будет за нами.

Игра «Круговая оборона»

Цель игры: развивать умения взаимодействовать в команде, меткость и ловкость.

В центре площадки чертят круг диаметром 3-4 м. играют две команды: одни – защитники, другие – нападающие. Защитники входят в круг, а нападающие окружают их за чертой, отойдя друг от друга на одинаковое расстояние. Нападающие три раза подряд перебрасывают мяч над кругом. Это условие для начала игры. В это время нападающие не имеют права ударять находящихся в кругу, а те не могут прыгать и ловить мяч.

После трех перебросов нападающие стараются уловить момент и ударить по кругу. Дети в кругу стараются избежать ударов – защищаться, т.е. ловить мяч или стремиться удержать его в кругу. В случае удачной защиты играющие меняются ролями.

Правила: если удар нападающих достиг цели и мяч вылетел из круга, то защитник, в которого попал мяч, выбывает из игры. Если мяч не достиг цели, из игры выходит тот нападающий, который бросал мяч.

Наступательный этап Курской битвы продолжался успешно для Красной Армии.

Следующие важные сражения на Курской дуге произошли под Орлом и Харьковом.

Уже 5 августа силами Красной Армии был освобожден город Орел. Именно 5 августа 1943 года впервые за все время боевых действий с Германией в столице СССР произошел небольшой парад с салютом.

Игровое задание «Салют»

Цель игры: развивать ОДС в прыжках через скакалку.

Прыжки через скакалку, к которой привязаны разноцветные ленточки.

Курская битва полностью переломила ход войны, теперь немецкое командование не  думало о масштабном наступлении, фронт покатился на запад. Несмотря на то, что советский народ ждали ещё серьезные испытания и жертвы, итог войны стал окончательно ясень. Победа будет за нами.

Город герой – Новороссийск

Мирная жизнь Новороссийска, как и многих других городов, остановилась 22 июня 1941г. В первые дни войны город стал важным стратегическим пунктом. Сюда был переведен штаб Черноморского флота. Через Новороссийский морской порт фронт снабжался боеприпасами и необходимым снаряжением.

Эстафета «Разгрузка судов»

Солдаты должны быть сильными, выносливыми, уметь переносить тяжести.

Пробежать с двумя набивными мячами вокруг ориентира и передать их следующему участнику.      

Летом 1942 г. гитлеровцы предприняли решительный бросок на юг, стремясь выйти к волге и захватить Кавказ. Гитлер приказал своим войскам овладеть всем восточным побережьем черного моря, чтобы лишить нас  черноморских портов и флота. Смертельная угроза нависла над Новороссийском. 19 августа 1942 г. начались упорные бои за город. Они продолжались 393 дня, дольше оборону держал только героический Ленинград.

Игра «Крепость» 

Цель игры: развивать умение взаимодействовать в команде, быстроту и ловкость.

Игроки делятся на две команды. Жеребьёвкой определяют, какая из команд будет нападать, а какая защищать крепость. В центре поля кладут доску - это и есть крепость.

По сигналу защитники окружают крепость на расстоянии 2-3 м и защищают её от нападения соперников. Нападающие расходятся в разные стороны. Крепость считается завоеванной, если кто из игроков наступит на доску и не будет пойман защитником.

Нападающие составляют различные планы осады, подходят к защитникам и заговаривают с ними, стараясь их отвлечь. Когда нападающие сжимают кольцо защиты, представители последней стремятся поймать их. В такой момент нападающие прорываются в крепость по прямой линии, и тогда защитники, оставшиеся за прорванной линией, выбывают из игры. Нападающий, прорвавший цепь защитников, но не успевший поставить нога на доску до того, как его поймали, тоже выходит из игры.

Правила игры. Нападающим засчитывается очко, если они завоюют крепость. Если же всех нападающих поймают, то команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков или быстрее другой завоевавшая крепость.

Сдержать врага на дальних подступах к городу не удалось. Уже 6 сентября бои с противником переметнулись на городские улицы. В нем активно создавались отряды народного ополчения, была оборудована полоса противотанковых и противопехотных препятствий, построено более 200 огневых точек. Там  где враг  уже надеялся на успех, наступление немецкой армии захлебнулось, город так и не был полностью захвачен.

Эстафета «Строительство противопехотных препятствий»

Команды из мягких модулей строят крепость (высотой в 2-3 ряда, в зависимости от числа участников) по очереди перенося предметы в условное место.

Оценивается быстрота и качество, выполнения задания.

Зимой 1943 года после разгрома фашистов под Сталинградом стратегическая инициатива перешла в руки красной армии. Казалось еще один натиск и  Новороссийск будет полностью освобожден, но враг успел очень хорошо подготовиться.

Нашими войсками было предпринято несколько десантов. 4 февраля на южном рубеже Новороссийска в районе населенного пункта Станички высадился морской десант под командованием майора Цезаря Куникова.

Полоса препятствий «Высадка десанта на малую землю»

Играющие становятся в 3-4 колонны у общей черты. Впереди каждой колонны в 3-5 шагах поставлены гимнастические скамейки, дальше на полу положены обручи. По сигналу первые бегут к скамейкам, проползают по ним указанным способом, слезают, подбегают к обручам, пролезают в них и быстро возвращаются в конец колонны, передавая эстафету следующему игроку и т.д.

Правила: доползать указанным способом до конца скамейки; обруч класть на пол тихо, не бросать.

Этот десант был отвлекающим, но оказался очень успешным. Плацдарм площадью около 30 квадратных километров, который заняли советские воины, вошел в историю ВОВ под названием «малая земля». Этот клочок земли стал настоящей передовой, но без тыла, с одной стороны враг, с другой море. Самоотверженные советские солдаты продержались на нем до главного наступления наших войск 225 дней.

Игра «Перестрелка»

Цель игры: развитие умения взаимодействовать в команде, меткости и ловкости.

Площадка разделена на две половины. Команды свободно располагаются на своих половинах. У каждой команды по мячу. По сигналу начинается перестрелка - дети бросают мячи, стараясь выбить игроков команды соперника, те отвечают им тем же. Поймавший мяч, бросает его в любого из другой команды.

 Побеждает команда, которая быстрее выбьет своих соперников.

Правила: засчитываются только попадания в игрока с лёта. Игрок может спастись, если поймает мяч, летевший в него, или увернется от него.

Это наступление началось 10 сентября 1943 года. Под сильным огнем противника высаживался морской десант, морской пехоте постоянно приходилось отбиваться от контратак противника, которые регулярно переходили в рукопашные.  Героический гарнизон «Малой земли» все дни штурма вел упорные бои и непрерывно атаковал позиции немцев. Тем самым он оттягивал на себя большие силы и способствовал прорыву немецкой обороны.

Игра «Под огнем противника»

Цель игры: развивать ловкость и быстроту, слаженность действий в группе.

Пробежать парами, тройками, группами  под вращающейся скакалкой, стараясь не задеть её.

Правила: тот, кто коснется скакалки, считается раненным, если повторно пробегая под скакалкой, он заденет её, то выбывает из игры.

16 сентября 1943 года Новороссийск был полностью очищен от гитлеровцев. Эта победа привела к изгнанию врага со всего Таманского полуострова.

7 мая 1966г. Новороссийск награжден орденом Отечественной войны 1 степени,

14 сентября 1973 года ему присвоено почетное звание «Город герой»

Музыкальная игра «Быстро в строй»

Цель игры: развивать пространственную ориентацию и память.

Под веселую музыку дети танцуют, на музыкальную паузу выстраиваются по командам в шеренги.

Город герой – Керчь

Керчь была одним из первых городов, попавших под удар немецко-фашистских войск в начале войны. За годы войны город был дважды оккупирован немецко-фашистскими войсками.

 Первый раз город был захвачен в ноябре 1941, после кровопролитных сражений. Но уже 30 декабря Керчь освободили войска 51-й армии. Именно благодаря его участникам - героям, были сорваны планы наступления на Кавказ, которые так тщательно разрабатывались захватчиками.

Эстафета «Бравые солдаты»

Перепрыгнуть через 3 «мины», пролезть в тоннель, добежать до ориентира и забросить мешочек с песком в корзину, бегом вернуться назад, передавая эстафету следующему участнику.

В мае 1942 г. фашисты сосредоточили крупные силы на Керченском полуострове и начали новое наступление на город. В результате тяжелых и упорных боев, Керчь снова была оставлена.

Часть войск в составе сводного отряда полковника П.М. Ягунова опускается в Аджимушкайские каменоломни. Героев подземелья ожидали суровые испытания. Игра «Проход по каменоломням»

Цель: развивать ориентирование по звуку.

Дети располагаются на площадки врассыпную и закрывают глаза. Перед этим выбирается водящий, который будет подавать звуковые сигналы (с помощью свистка, дудочки или хлопком). Игроки перемещаются по площадке, реагируя  на звуковой сигнал. Водящий может переходить с места на место. Побеждает игрок, который сумел подойти к водящему ближе всех.

Травимые газами, голодные, в сырости и холоде сражались воины гарнизона. Особенно трудно было с водой. Колодцы оказались снаружи, и воду можно было добывать только в бою.

Эстафета «Глоток воды»

Цель игры: развивать ловкости, ориентацию в пространстве.

Команды строятся в колонны по одному на линии старта, на противоположной стороне площадки напротив каждой команды стоят корзины с водой (0,5 литровые бутылки). По сигналу первые бойцы обеих команд бегут, стараясь не попасть под огонь противника (подвешенные к трубе раскачивающиеся мячи), подбегают к корзине и берут по одной бутылке, возвращаются обратно, складывая бутылки в ящик.  

Правила: побеждает команда, которая быстрее перенесет бутылки на свою сторону. Если мяч коснулся ребенка, такой игрок считается раненным.

В ночь с 8 на 9 июля вышли в бой все, кто мог держать в руках оружие, у кого были силы бросить гранату. Вражеский гарнизон в поселке Аджимушкай был разгромлен. Однако успех был омрачен трагической гибелью полковника П.М. Ягунова.

Игра «Попади в цель»

Цель игры: развитие меткости

Команда выстраивается в одну шеренгу, у каждого ребенка в руках по мягкому шарику. Задача каждого игрока попасть мячом в движущуюся цель (катящийся обруч, машину и т.п.) с расстояния 2-3 метров. Побеждает команда, сделавшая больше точных бросков.

За 700 дней, пока город был в руках врага, оккупанты разрушили все фабрики,  мосты и суда, вырубили и сожгли парки и сады, уничтожили электростанцию и телеграф, взорвали железнодорожные линии на полуострове. Керчь была почти полностью стерта с лица земли.

С наступлением 1943 г, немецкое командование считало Крым одним из важнейших плацдармов, поэтому к Керчи были стянуты огромные силы: танки, артиллерия, авиация. Кроме того, немцы заминировали сам пролив, чтобы не допустить прорыва советских освободительных войск на оккупированные земли.

Парная эстафета «Служили два товарища»

Команды встают в две колонны парами, взявшись за руки «два товарища». По сигналу первая пара бежит, перепрыгивая через шнур «минную растяжку», через обручи «ямы», обегают ориентир и возвращаются назад, рукой касаясь до следующей пары и т.д.

Правила: руки не расцеплять, побеждает команда, которая  быстрее и без ошибок преодолеет все препятствия.

Ночью, 1 ноября 1943 года, 18 автоматчиков заняли небольшой курган у поселка Эльтиген. Все эти герои погибли на взятом плацдарме, но не пропустили врага. Продолжавшийся 40 дней непрерывный бой вошел в историю под названием «Огненная земля».

Игра «Отразим врага» по типу игры «перебрось мяч на сторону противника»

Цель игры: развитие ловкости, быстроты реакции.

У каждой команды по 4-5 мячей (снарядов). По команде «Огонь!» дети одновременно начинают перебрасывать мячи на сторону противника через сетку. По свистку игра останавливается. Побеждает команда, на чьей стороне окажется меньше мячей.

Этот подвиг, с которого началось отвоевывание Керченского пролива, положил начало освобождению Крымского полуострова.

Бойцы Отдельной Приморской армии, Черноморского флота и Азовской военной флотилии при воздушной поддержке авиации 4-ой воздушной армии, начали штурмовать город 11 апреля 1944 г. и после продолжительных боев освободили Керчь.

«Морской десант»

Пробежать по узкой доске (скамейке), перепрыгнуть через 2-3 барьера, на мате сделать перекат (кувырок вперед) и бегом вернуться назад, передавая эстафету следующему участнику.

Знамя победы было поднято на горе Митридат, там, где сегодня возвышается гранитный обелиск Славы, в память о павших героях горит Вечный огонь.

Игровое задание «Водрузим знамя» лазание по лестнице

Дети стоят в колоннах лицом к гимнастической стенке. На верхней перекладине  закреплен флажок. По сигналу  дети, стоящими первыми, поднимаются вверх, рукой касаясь флажка. Затем переходят на соседний пролет и спускаются вниз, передавая эстафету следующему игроку. Выигрывает команда, которая первой выполнила задание.

Правила: подниматься по лестнице не ниже 5-6 перекладины,

Город – герой Севастополь

Севастополь — город русских моряков, крупнейшая база военно-морского флота. В первый же день войны немцы бомбили Севастополь. А осенью враг решил овладеть городом. Но встретил ожесточенное сопротивление. Нашим войскам приходилось постоянно отбивать атаки противника.

 Игра «Ловкие солдаты»

Цель игры: формировать ОДС в бросании и ловле мяча.

Дети делятся на 2-3 команды и выстраиваются в параллельные колонны. Напротив каждой команды на расстоянии 2-3 м встают капитаны, у каждого в руках мяч. По сигналу капитаны бросают мяч (заранее установленным способом – двумя руками снизу, из-за головы, от груди, от плеча и т.п.) первому игроку в своей команде. Тот ловит мяч, возвращает капитану и сразу приседает. Те же действия – обмен передачи мяча – капитаны выполняют со вторым, третьим и остальными игроками своей команды. Каждый игрок, вернув мяч капитану, приседает. Когда последний игрок отдает мяч капитану, тот поднимает его вверх, после чего все игроки команды быстро встают.

Победителем считается команда, чьи игроки быстрее и точнее выполняют передачи мяча. При каждом повторении игры выбирают новых капитанов команд.

Моряки, летчики, солдаты сражались насмерть. Героическая защита Севастополя продолжалась восемь месяцев.

29 октября 1941 г. в Севастополе было введено осадное положение. 30 октября первый удар по немецкой армии генерала Манштейна нанесла 54-я береговая батарея Черноморского флота под командованием лейтенанта И.И.Заики.

Игра «Морской бой»

Цель игры: развивать меткость, ловкость.

1 команда – береговая батарея. Дети располагаются двумя шеренгами напротив друг друга по двум сторонам площадки на расстоянии 8-10м. У капитана в руках большой мяч.

2 команда - моряки. Дети сидят на фитболах (кораблях) внутри площадки.

По сигналу 1 команда перекатывает мяч с одной стороны на другую, стараясь выбить игроков, сидящих на мячах. Дети из 2 команды стараются увернуться от мяча. Если мяч попал в фитбол или ребенка, тот выбывает из игры.

Побеждает команда, которая больше выбьет кораблей за 2-3 минуты. Затем команды меняются местами.

Артиллеристы три дня вели непрерывные ожесточенные бои с наседавшими фашистами. Почти одновременно с артиллеристами в бой вступили части морской пехоты, сформированные из курсантов военно-морского училища и матросов боевых кораблей и береговых частей флота, при поддержке береговых и зенитно-артиллерийских батарей. Так началась 250-дневная оборона Севастополя.

Игровое задание  «Высадка моряков»

Перед скамейкой выкладывают или рисуют круг диаметром 30 см. Дети встают  на возвышение, по сигналу спрыгивают в круги и тут же выпрыгивают из них.

Правила: спрыгивать мягко, сильно не приседать; быстро делать следующий прыжок; задевший круг выходит из игры.

Усложнение: спрыгнув в кружок, выполнить в нем прыжок вверх.

Полоса препятствий «Морской десант»

Дети  «морские пехотинцы» проходят полосу препятствий:

Бег «змейкой», пролезание в обруч «тоннель», перепрыгивание через препятствия (барьер), перекат на мате, возвращаясь бегом назад.

Отважно сражался рядовой пулемётчик, точно разил врагов. Оставшись один в окопе, принял неравный бой. Был ранен, контужен, но удержал окоп. Уничтожил до ста фашистов. Ему присвоили звание Героя Советского Союза. Звали пулеметчика Иван Богатырь. Не сыщешь лучшей фамилии.

Игра «Снайпер»

1 вариант - Проводятся две параллельные линии на расстоянии 8-10 м друг от друга. В середине между ними чертят круг диаметром 2 м. Один игрок – снайпер. Он с мячом в руках стоит в кругу. По сигналу остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Снайпер старается попасть в них мячом, момент броска он определяет сам. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают снайперу.

Тот игрок, в кого попали мячом, выбывает из игры. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.

2 вариант – Снайпер стоит в центре круга (в обруче), возле него лежат 6-8 мягких мячиков. По сигналу игроки начинают бегать по кругу, стараясь увернуться от мяча. Снайпер продолжает стрельбу, пока у него не кончатся патроны «мячики». Каждый мяч можно использовать только один раз.

Севастополь героически сражался, оттянув на себя в самое трудное для страны время более чем 200 - тысячную армию врага. Столь долгое противостояние немецким войскам было возможно во многом благодаря  в том числе и действиям подводных сил.

Игра «Подводная лодка»

Дети встают по три человека и кладут руки на плечи впереди стоящему «экипаж подводной лодки».

№1 – командир подводной лодки идет медленно, вытянув руки вперед и соединив ладони вместе. Двое следовавших за ним детей «торпеды».

Командир говорит: «Пли!» и «торпеды» отрываются и бегут один круг, возвращаясь к командиру. На команду «Стоп!» дети останавливаются. Второй номер встает на место первого, а первый встает последним. То же делает потом третий участник.

Глубоко под землей был построен целый город: госпитали, школы, детские сады. На подземных заводах делали оружие, в мастерских ремонтировали технику.

Эстафета «Тяжелая ноша» 

Пронести большой ортопедический мяч вдвоем, обегая стойки.

Эстафета «Доставка снарядов»

Пробежать с набивным мячом в руках по полусферам, провести мяч между ориентиров, пролезть в обруч и бегом вернуться назад, передавая мяч следующему участнику.

Когда фашисты взяли город, севастопольцы продолжали героическую борьбу в тылу врага.

Игра «Не попадись»  (перехватчик)

Цель игры: развивать быстроту и ловкость.

На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из домов в одну шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий «перехватчик». Дети хором произносят слова:

Мы умелые солдаты, любим бегать и скакать,

Раз, два, три, четыре, пять, ни за что нас не поймать!

После окончания слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать детей, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условное место.  В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.

2 вариант – «перехватчиков» может быть двое или более детей.

Ровно за год до Дня Победы Севастополь — город русской боевой славы — был освобожден.

Город – герой Мурманск

Гитлер придавал важное значение захвату Мурманска.

Это был незамерзающий порт на севере Европы, отсюда начинался Северный морской путь. Мурманск являлся центром богатого края с крупной  промышленностью.

Гитлеровцы планировали за трое-четверо суток преодолеть расстояние до Мурманска и захватить город.

Задача быстрой мобилизации советских сил на решительный отпор врагу  стала самой важной.

Игра «Военные» - на внимание

Летчики – бег врассыпную, прямые руки в стороны;

Моряки – бег врассыпную, сложив ладони вместе и вытянув руки вперед;

Танкисты – ходьба в полуприседе;

Пехотинцы – ходьба парами строевым шагом;

Снайперы – лечь на пол, приняв позу стрелка;

Тревога – построение в одну шеренгу

Через Кольский залив круглые сутки стали курсировать буксиры, катера, баржи. На них переправлялись красноармейцы, перевозили пушки и ящики с патронами, автомобили и полевые кухни.

Эстафета «Переправа»

Цель игры: развитие ловкости.

Ход игры: дети выстраиваются в две команды парами у линии старта «на одной стороне залива», на расстоянии 6-8м. линия «берега другой стороны». Первая пара стоит внутри обруча «лодки». По сигналу пары бегут на противоположную сторону, добежав они снимают обруч и отправляют его обратно, прокатив назад, сами остаются на берегу. Следующая пара, поймав обруч, переправляется на другой берег и т.д. Победителем становится команда, которая быстрее переправиться на другую сторону.

В ночь с 28 на 29 июня германские регулярные части перешли государственную границу СССР в районе Титовки. После артиллерийского обстрела и бомбежки,  в 4 часа утра дивизии врага начали наступление.

Фашисты встретили на подступах к Мурманску упорное сопротивление.

Кровопролитные бои шли за каждую сопку, за каждую удобную для прохода долину, буквально за каждый метр дороги. До последнего патрона, до последней гранаты, не жалея своих жизней, сражались пограничники, принявшие на себя первый удар противника.

Игра «Перестрелка»

Цель игры: развитие умения взаимодействовать в команде, меткости и ловкости.

Площадка разделена на две половины. Команды свободно располагаются на своих половинах. У каждой команды по мячу. По сигналу начинается перестрелка - дети бросают мячи, стараясь выбить игроков команды соперника, те отвечают им тем же. Поймавший мяч, бросает его в любого из другой команды.

 Побеждает команда, которая быстрее выбьет своих соперников.

Правила: засчитываются только попадания в игрока с лёта. Игрок может спастись, если поймает мяч, летевший в него, или увернется от него.

Советские летчики сражались, забывая счет дням и часам. Они прикрывали пехоту, боевые корабли, аэродромы, порт и железнодорожный узел Мурманска. Летать зачастую приходилось в туман, дождь, при плохой видимости. Защитники заполярного неба действовали по принципу: сам погибай, но товарища выручай.

10 июля 1941 г. совершил героический подвиг летчик  лейтенант А. З. Небольсин. При атаке вражеской автоколонны, следовавшей к фронту, его самолет был подбит, но комсомолец не покинул поля боя, а направил горящую машину в скопление бензовозов и погиб.  

Игра «Воздушный бой» - запуск бумажных самолетов

Цель игры: развитие меткости и ловкости.

Площадка разделена на две половины. Команды свободно располагаются на своих половинах. У одной команды в руках самолетики «нападающие», у другой мягкие мячики «защищающиеся».  По сигналу одна команда начинает запускать самолеты на сторону противника, другая команда старается их сбить, бросая мячики.

Затем команды меняются ролями.

Правила: подсчитывается, сколько самолетов было сбито только в воздухе. Игра продолжается пока не будут сбиты самолеты противника, или 2-3 вылета по договоренности.

В первый период обороны Мурманска Северный флот оказывал помощь сухопутным войскам: высадил во фланг и тыл противника несколько тактических десантов, выделил корабли для их огневой поддержки.  Обеспечил безопасность города с моря.

Игровое задание «Высадка морского десанта»

Цель игры: развитие прыгучести и точности движений.

Перед скамейкой выкладывают или рисуют круг диаметром 30 см. Дети встают на возвышение, по сигналу спрыгивают в круги и тут же выпрыгивают из них.

Правила: спрыгивать мягко, сильно не приседать; быстро делать следующий прыжок; задевший круг выходит из игры.

Усложнение: спрыгнув в кружок, выполнить в нем прыжок вверх.

В 1941 г. подводные лодки Северного флота потопили 32 транспорта и танкера, груженных топливом, рудой, войсками и снаряжением, и несколько боевых кораблей.

Именно здесь, на Севере, наша подводная лодка торпедировала и вывела надолго из строя немецкий линкор «Адмирал Тирпиу».

Игра «Подводная атака»

Цель игры: развитие умения взаимодействовать в команде, меткости и ловкости.

Дети встают по три человека и кладут руки на плечи впереди стоящему «экипаж подводной лодки».

№1 – командир подводной лодки идет медленно, вытянув руки вперед и соединив ладони вместе по кругу. Двое следовавших за ним детей «торпеды», в руках у них по одному мячику. У каждого корабля мячики определенного цвета. В центре площадки военный корабль противника (корзина, замаскированная под корабль).

Командир говорит: «Пли!» и «торпеды» отрываются и бегут один круг, стараясь мячиком попасть в «корабль», т.е. забросить его в корзину, затем возвращаются к командиру. На команду «Стоп!» дети останавливаются. Второй номер встает на место первого, а первый встает последним.

Правила игры: подводных лодок может быть несколько, метая мячики в корабль, дети не должны приближаться к кораблю на расстояние 3 метров, иначе сами попадают под взрывную волну и считаются погибшими.

Наши солдаты остановили врага в 20-30 километрах от граничной линии. Ценой ожесточенных боев и безграничного мужества этих героев, линия фронта оставалась неизменной до 1944 года, когда наши войска начали наступление.

После того, как Мурманск отразил  наступления немецких войск в июле и сентябре 1941 года, начались массовые бомбардировки города. Под регулярными авианалетами простыми жителями-героями проводились разгрузка и погрузка кораблей, строительство бомбоубежищ, производство военной техники.

Игра «Артобстрел»

Цель игры: развитие ловкости, внимания.

Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель с веревкой в руках, на конце которой привязан мягкий мячик. Воспитатель крутит веревку, направляя её вдоль пола снизу или сверху, если веревка снизу дети перепрыгивают двумя ногами через неё, если сверху приседают. Ребенок, задевший веревку, считается «убитым» и выбывает из игры.

Правила: ребенок должен подпрыгивать или приседать только тогда, когда веревка окажется рядом с ним.

7 октября 1944 года войска Карельского фронта, при поддержке кораблей Северного флота начали наступательную операцию.

Во время штурма высоты «Придорожная», пулеметный расчет под командованием сержанта Анатолия Бредова уничтожил почти сотню солдат противника. Но пулеметная точка была обнаружена и окружена немцами. Когда закончились патроны, во врага полетели гранаты, а последней гранатой командир и пулеметчик подорвали себя и немцев.

Эстафета «Отважные солдаты»

Цель игры: формировать ОДС в бросании и ловле мяча.

Дети делятся на 2-3 команды и выстраиваются в параллельные колонны. Напротив каждой команды на расстоянии 2-3 м встают капитаны, у каждого в руках мяч. По сигналу капитаны бросают мяч (заранее установленным способом – двумя руками снизу, из-за головы, от груди, от плеча и т.п.) первому игроку в своей команде. Тот ловит мяч, возвращает капитану и сразу приседает. Те же действия – обмен передачи мяча – капитаны выполняют со вторым, третьим и остальными игроками своей команды. Каждый игрок, вернув мяч капитану, приседает. Когда последний игрок отдает мяч капитану, тот поднимает его вверх, после чего все игроки команды быстро встают.

Победителем считается команда, чьи игроки быстрее и точнее выполняют передачи мяча. При каждом повторении игры выбирают новых капитанов команд.

 Город-солдат, город-труженик Мурманск стал неприступной крепостью на Севере. Он парализовал ударные силы врага и стойко и надежно держал государственную границу.

За мужество и стойкость Мурманску было присвоено почетное звание «Город-герой»

Игра «радость победы»

Звучит веселая музыка, дети бегают врассыпную, танцуют, играют. В конце любой музыкальной фразы нажимается пауза – дошкольники останавливаются и отдают честь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическая игра "Города - герои"

Патриотическая игра, которая познакомит детей с городами-героями. Готовый план и задания Как подготовиться и организовать патриотическую игру с воспитанниками, читайте далее....

Подвижные игры на военную тематику

Цель подвижных игр – укрепление здоровья детей, приобретение ими положительных навыков и качеств; формирование и повышение ориентации детей, на такие черты, как любовь к Родине, доброта, в ...

Подвижные игры и эстафеты на военную тему, для детей старшего дошкольного возраста

Подвижные игры и эстафеты на военную тему, для детей старшего дошкольного возраста, развивают не только физические качества, но и воспитывают, чувство патриотизма....

Дидактическая игра "Города герои ВОВ 1941-1945гг"

Дидактическая игра  для детей 5-7 лет "Города герои Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 гг"...

Военные подвижные игры

Военные подвижные игры по основным видам движений. Многим играм уже известным было дано другое название, некоторые игры были дополненны или внесены изменения соотвественно тематике....

квест-игра «По городам – героям нашей страны»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30786992","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30786995","attributes":{"alt":"","class"...