Долгосрочный проект "Народные подвижные игры"
проект по физкультуре (старшая группа)

Долгосрочный проект "Народные подвижные игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_proekt_narodnye_podvizhnye_igry.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

Визитка проекта

Образовательная организация

МДОУ детский сад №20 «Умка»

Авторы проекта (Ф.И.О., должность):

Воспитатель: Смирнова Елена Викторовна

                       

Тема проекта

«Народные подвижные игры»

Творческое название

«Любимые игры наших пап и мам»

Типология проекта

Информационный,  игровой

Участники проекта

Дети старшей группы , воспитатели, родители

Продолжительность

проекта

Долгосрочный:  сентябрь – май

Образовательное направление

- физическое развитие;

- социально-коммуникативное;

- речевое развитие;

- познавательное развитие;

Цель проекта

- воспитание  и развитие детей на идеях народной педагогики, физическое воспитание детей 5-6 лет.

Задачи проекта

- обучение  малоизвестным народным подвижным играм;

- обогащение словарного запаса детей речевым материалом народного фольклора;

- развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр;

- приобщение детей к русским народным традициям;

Новизна проекта

Народные игры в дошкольном учреждении – это возвращение к народным традициям.

А все новое - это хорошо забытое старое.

Продукт  проекта

-  создана  картотека русских народных подвижных игр;

- картотека «Русских народных подвижных игр»;

- картотека «Малоподвижные игры»;

- картотека «Считалок»;

- картотека «Загадок»

- разработан и подобран  методический материал: беседа об истории народных подвижных игр  «Как играли в старину»,  считалки, загадки, скороговорки.

- подобрана методическая литература.

Обеспечение проекта

Информационное обеспечение:

- М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры. М. : Айрис-пресс, 2003.

- О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2010г.

Материально-техническое:

- Мячи;

- Флажки;

- Бубен;

- Колокольчик;

- Платок;

- Шапочки животных;

- Шнур, тонкий канат.

Ожидаемый результат

Создание системы работы по:

-  знакомство детей с малоизвестными народными подвижными играми;

- приобщению детей к истокам русской народной культуры;

- развитие диалогической и монологической речи детей;

- использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок;

- привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс  через  проведение русских народных  подвижных игр;

Этапы проекта:

Название этапа

Сроки

Описание этапа

  1. Организационный.

октябрь

- подбор методической литературы по тематике проекта;

- организация взаимодействия с родителями  в рамках проекта;

- разработка  тематических бесед с детьми о народных играх;

- подбор народных игр;

- составление тематическое планирование;

- подбор музыкального сопровождения.

  1. Основной.

ноябрь-апрель

-беседы с детьми об истории народных подвижных игр («Как играли в старину»);

- Заучивание считалок, скороговорок, потешек;

- Разгадывание загадок про птиц и животных;

- Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность (ознакомление с атрибутами игр,  объяснение правил  игры, техники безопасности);

- совместная игровая деятельность участников проекта;

  1. Заключительный

май

- Проведение досуга с участием родителей ”Мы- играем и нисколько не скучаем”;

 - Участие во всероссийском фестивале  «Игра 4D»;

Текстовое описание проекта

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны: это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.

Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любим играть в русские народные подвижные игры,  они имеют многовековую историю,  сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традиции.

В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка.

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Тему проекта подсказали дети. Однажды, рассматривая с ребятами нашей группы репродукцию картины В. Маковского «Игра в бабки», у детей возникли  вопросы «А что это за игра?», «Как в неё играть?». Мы с ребятами стали искать ответы на возникшие вопросы. Вопросами об играх ребята заинтересовали родителей, которые стали активными участниками проекта. Беседовали об истории народных игр. Ребята узнавали о любимых играх родителей  для того чтобы вместе поиграть. Ни одна прогулка не проходила без игр. За время реализации проекта дети познакомились и научились играть в малоизвестные народные игры, выучили большое количество считалок, загадок, скороговорок. Наша группа  совместно с родителями  приняла участие во Всероссийском фестивале «Игра 4D  Дети. Движение. Дружба. Двор», где игра стала массовой.  Результатом  проекта стало знакомство участников проекта  с историей русских народных игр; пополнение словарного запаса детей речевым материалом народного фольклора: потешками, считалками, скороговорками; участники проекта научились играть в малоизвестные  народные подвижные игры и полюбили их.

                     Картотека русских народных игр для детей 5-7 лет

П/и «Жмурки»

Цель: учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве.

Ход игры: Жмурка выбирается при помощи считалки. Ему завязывают глаза, отводят на середину площадки, и поворачивают несколько раз вокруг себя. Разговор с ним:

 - Кот, кот, на чем стоишь?

- На мосту.

- Что в руках?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас!

Игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится жмуркой.

П/и (русская народная) «Зимующие и перелетные птицы»

Цель: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой.

Ход игры: Дети надевают шапочки птиц (перелетных и зимующих). В середине площадки на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки. «Птицы» бегают врассыпную со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички-невелички».

После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» - к снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.

П/и (русская народная) «Пчелки и ласточка»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.

Ход игры: Играющие дети-«пчелки» сидят на корточках. «Ласточка» - в своем гнезде. «Пчелки» (сидят на поляне и напевают):

Пчелки летают, медок собирают!

Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка: - Ласточка летает, пчелок поймает.

Вылетает и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой».

П/и «Жмурки с колокольчиком»

Цель: развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.

Ход игры: Одному из детей дают колокольчик. Двое других детей – жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удается поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются ролями.

П/и (русская народная игра) «Картошка»

Цель: познакомить с народной игрой; учить перебрасывать мяч.

Ход игры: Игроки встают в круг и перебрасывают мяч друг-другу не ловя его. Когда какой-нибудь игрок роняет мяч - он садится в круг (становится "картошкой"). Из круга, подпрыгивая из положения сидя, игрок пытается поймать мяч. Если поймает, то снова становится к играющим, а тот игрок, который упустил мяч - становится картошкой.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок или не надоест.

П/и (русская народная) «Снежная баба»

Цель: развивать двигательную активность.

Ход игры: Выбирается «Снежная баба». Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притоптывая,

Баба Снежная стоит,

Утром дремлет, днями спит.

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

На эти слова «Снежная баба» просыпается и ловит детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой».

П/и (русская народная) «Утка и селезень»

Цель: знакомить с русскими народными играми; развивать быстроту движения.

Ход игры: Двое играющих изображают Утку и Селезня. Остальные образуют круг и берутся за руки. Утка становится в круг, а Селезень за кругом. Селезень пытается проскочить в круг и поймать Утку, при этом все поют:

Селезень, ловит утку,
Молодой ловит серую.
Пойди, утица, домой,
Пойди, серая, домой.
У тебя семеро детей,

Восьмой селезень.

П/и (русская народная) «Капуста»

Цель: развивать ловкость движений.

Ход игры: Круг – это огород. В середине складывают платки, обозначающие капусту. «Хозяин» садится рядом с капустой и говорит:

Я на камешке сижу, мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу, огород свой горожу.

Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали

Волки и синицы, бобры и куницы,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Дети стараются забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает – из игры выбывает.

Салки

Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. 
Но у этой игры есть несколько усложняющих ее вариантов. 
1. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили. 
Первый же игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим. 
2. Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в стороны и кричит: «Чай-чай-выручай». Он «заколдован». 
«Расколдовать» его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен «заколдовать» всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть двое или трое.

Прятки

Эта игра вам наверняка знакома, у нее, однако, много различных вариантов. 
Основные правила таковы: один человек водит, а другие – прячутся. 
Водящий должен отыскать всех игроков и осалить их до того, как они успеют спрятаться «дома». 
Водящий, выбранный с помощью считалки, становится в условленном месте с закрытыми глазами. Это место называется «кон». 
Пока водящий громко считает до 20–30, все играющие прячутся на определенной территории. После окончания счета водящий открывает глаза и отправляется на поиски спрятавшихся. 
Если он увидит кого-то из укрывшихся игроков, он громко называет его имя и бежит на кон. В знак того, что игрок найден, надо постучать на кону о стенку или дерево. 
Если найденный игрок добежит до кона и постучит там раньше водящего, то он не считается пойманным. Он отходит в сторону и ждет окончания игры. 
Водящий должен «застукать» как можно больше спрятавшихся игроков. 
В следующий раз водящим становится тот игрок, который был найден и «застукан» последним (или, по решению играющих, – первым). 
Каждый раз, когда водящий далеко отходит от кона, спрятавшиеся игроки могут незаметно подкрасться к кону и постучать. В этом случае они не будут считаться обнаруженными.

Гуси

На площадке на расстоянии 10–15 метров проводят две линии – два «дома». 
В одном находятся гуси, в другом их хозяин. 
Между «домами», «под горой», живет «волк» – водящий. 
«Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства: 
– Гуси, гуси! 
– Га-га-га! 
– Есть хотите? 
– Да-да-да! 
– Так летите! 
– Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой! 
После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит. 
Пойманный игрок становится «волком».

Горелки

Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. 
Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит: 
Гори-гори ясно, 
Чтобы не погасло. 
И раз, и два, и три. 
Последняя пара беги! 
На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим. 
Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара» или «Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

У медведя во бору.

На площадке чертят две линии на расстоянии 6–8 метров одна от другой. 
За одной линией стоит водящий – «медведь», за другой «дом», в котором живут дети. 
Дети выходят из «дома» в «лес» собирать грибы и ягоды. 
Они подходят к медвежьей берлоге со словами: 
У медведя во бору 
Грибы, ягоды беру. 
А медведь не спит, 
Все на нас глядит. 
На последних словах «медведь» выскакивает из «берлоги» и старается осалить убегающих в свой дом детей. 
Осаленный «медведем» игрок становится «медведем».

Красочки.

Выбирается водящий – «монах» и ведущий – «продавец». 
Все остальные играющие загадывают в тайне от «монаха» цвета красок. Цвета не должны повторяться. 
Игра начинается с того, что водящий приходит в «магазин» и говорит:

 «Я, монах в синих штанах, пришел к вам за красочкой». 
Продавец: «За какой?» 
Монах называет любой цвет, например: «За голубой». 
Если такой краски нет, то продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!» 
«Монах» начинает игру с начала. 
Если такая краска есть, то играющий, загадавший этот цвет, пытается убежать от «монаха», а тот его догоняет. 
Если догнал, то «краска» становится водящим, если нет, то краски загадывают вновь и игра повторяется.

Жмурки.

Игра проходит на небольшой ограниченной площадке, на которой нет опасных препятствий. 
Водящему завязывают глаза, или он просто зажмуривается. Он должен с закрытыми глазами осалить кого-нибудь из играющих. 
Играющие убегают от водящего, но при этом не заходят за пределы площадки и обязательно подают голос – называют водящего по имени или кричат: «Я здесь». 
Осаленный игрок меняется ролями с водящим.

Аленушка и Иванушка.

Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга. 
Играющие встают в круг и берутся за руки. 
Иванушка должен поймать Аленушку. 
Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» Аленушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. 
Движения водящих комичны и иногда неожиданны. 
Случается, Иванушка принимает за Аленушку кого-то из стоящих рядом и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку. 
Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.

Казаки - разбойники.

Играющие делятся на две группы. Одна изображает казаков, другая – разбойников. 
У казаков есть свой дом, где в течение игры находится сторож. В его обязанности входит охрана пойманных разбойников. 
Игра начинается с того, что казаки, оставаясь в своем доме, дают возможность разбойникам спрятаться. При этом разбойники должны оставлять следы: стрелки, условные знаки или записки, где указывается место следующей отметки. 
Следы могут быть и ложные, для того чтобы запугать казаков. Через 10–15 минут казаки начинают поиски. 
Игра заканчивается тогда, когда все разбойники пойманы, а пойманным считается тот, кого увидели казаки. 
Игру лучше проводить на большой, но ограниченной какими-либо знаками территории. 
По окончании игры казаки и разбойники меняются ролями.

Удочка.

Удочка – это скакалка. Один ее конец в руке «рыбака» – водящего. 
Все играющие встают вокруг «рыбака» не дальше чем на длину скакалки. 
«Рыбак» начинает раскручивать «удочку», пытаясь задеть ею по ногам играющих. 
«Рыбки» должны уберечься от «удочки», перепрыгнуть через нее. Чтобы «рыбки» не мешали друг другу, между ними должно быть расстояние примерно в полметра. 
«Рыбки» не должны сходить со своих мест. 
Если «рыбаку» удалось поймать «рыбку», то есть дотронуться «удочкой», то место «рыбака» занимает пойманная «рыбка». 
Необходимо соблюдать такое условие: скакалку можно крутить в любую сторону, но нельзя поднимать ее от земли выше, чем на 10–20 сантиметров.

Кошки-мышки.

Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой – «мышка». В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» бывает и больше. Это делается для того, чтобы оживить игру. 
Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки, и образуют «ворота». 
Задача «кошки» – догнать «мышку» (то есть дотронуться до нее рукой). При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга и снаружи. 
Стоящие в кругу сочувствуют «мышке» и, чем могут, помогают ей. Например: пропустив через «ворота» «мышку» в круг, они могут закрыть их для «кошки». Или, если «мышка» выбегает из «дома», «кошку» можно там запереть, то есть опустить руки, закрыв все «ворота». 
Игра эта не проста, особенно для «кошки». Пусть «кошка» проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку. 
Когда «кошка» поймает «мышку», из числа играющих выбирается новая пара.

                                       Тише едешь дальше будешь.

Водящий и играющие находятся по разные стороны двух линий, которые прочерчены на расстоянии 5–6 метров друг от друга. 
Задача играющих – как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становится водящим. 
Но дойти до водящего непросто. 
Играющие двигаются только под слова водящего: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп!» На слово «стоп» все играющие замирают. 
Водящий, который стоял до этого спиной к играющим, поворачивается и смотрит. 
Если в этот момент кто-то из играющих пошевелится, а водящий это заметит, то этому игроку придется уходить назад, за черту. 
Водящий может смешить замерших ребят. Кто рассмеется, также возвращается за черту. А затем игра продолжается.

                                        «Али-баба и разрывные цепи».

Играющие делятся на две команды и встают, взявшись за руки, лицом к команде противника, на расстоянии 5–7 метров. Игру начинает одна из команд словами: «Али-Баба!» Вторая команда хором отвечает: «О чем, слуга?» Вновь говорит первая команда, называя имя одного из игроков команды противника, например: «Пятого, десятого, Сашу нам сюда!» Названный игрок оставляет свою команду и бежит к команде противника, стараясь с разбега разорвать цепь, то есть расцепить руки игроков. Если ему это удается, он забирает в свою команду игрока, расцепившего руки. Если цепь не разорвалась, то он остается в команде противника. Игру команды начинают по очереди. Побеждает та команда, в которой через определенное время будет больше игроков.

                                                «Двенадцать палочек».

Для этой игры нужна дощечка и двенадцать палочек. Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. На нижний конец дощечки кладут двенадцать палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись. Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры. Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к «качелям» и вновь разбросать палочки. 
При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. 
Последний найденный игрок становится водящим.

«Пол, нос, потолок».

Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок». Делайте это не торопясь. 
Пусть ребята показывают с вами, а называть будете вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно. Хорошо, если вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос». Игра может повторяться много  раз с убыстрением темпа. 
В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа».

                                             «Укротители диких зверей».

Возьмите небольшие листы бумаги, напишите на каждом название животного. 
Листы раздайте детям и попросите их нарисовать то животное, которое они получили. 
Пока они этим заняты, поставьте в круг стулья, на один стул меньше, чем детей. 
Дети занимают стулья, а один из играющих становится укротителем диких зверей. 
Он медленно идет по кругу и называет подряд всех животных. 
Тот, чье животное названо, встает и начинает медленно идти вслед за своим укротителем. 
Как только укротитель произносит слова: «Внимание, охотники!», все играющие, включая укротителя, стараются занять пустые стулья. 
Тот, кому места не хватило, становится укротителем диких зверей.

                                                   «Достань яблоко».

Для игры необходим большой таз с водой. 
В таз бросают несколько яблок, а затем игрок встает на колени перед тазом, держа руки за спиной, и пытается зубами поймать яблоко и достать его из воды. 
Поскольку дети почти наверняка расплескают воду и забрызгаются сами во время игры, лучше проводить ее на улице, а детей одеть в что-то, что не линяет и не промокает.

«Брось предмет в цель».

Это достаточно старая игра, в ней используется по традиции предмет, который дети, возможно, раньше никогда не видели. Прищепку для белья можно заменить монетой, конфетой или другим небольшим предметом. Дети по очереди становятся но колени на стул и пытаются забросить небольшой предмет (который вы выберите для игры) в коробку или корзину. Тот, кто смог забросить большее количество предметов в корзину, победил. Если в игре используются конфеты, ребенок в конце игры забирает все, что попало в корзину, в качестве приза.

«Утки и гуси».

Эту игру лучше проводить на улице, в просторном и ровном месте, и желательно, чтобы играло побольше народу. Дети выбирают ведущего, а остальные садятся на землю в круг. Ведущий начинает медленно идти с наружной стороны круга, дотрагивается рукой до каждого игрока и говорит слово «утка» или «гусь». Если игрока назвали уткой, он продолжает спокойно сидеть, если гусем, он вскакивает и догоняет ведущего, пока тот не успел занять свободное место гуся. Если ведущему это удается, в следующем кону водит «гусь».

«Отыщи пуговицу».

В качестве подготовки к игре возьмите пуговицу, проденьте в нее леску или проволоку и сделайте кольцо такой величины, чтобы дети могли сесть вокруг этого кольца и взяться за него руками. Один из игроков – ведущий, он находится вне круга. По сигналу дети начинают передавать друг другу пуговицу по проволоке таким образом, чтобы ведущий не догадался, у кого она в данный момент.  Кого поймают с пуговицей в руке – тот водит в следующем кону.

«Угадай, кто главный?».

Дети выбирают ведущего, он на одну минуту покидает комнату, а в это время дети назначают «главного». Когда ведущий возвращается, по его команде «главный» начинает делать различные движения, например, качать головой или топать ногой, а дети должны повторять эти движения за «главным». Они должны это делать так, чтобы ведущий не догадался, кто эти действия придумывает. Задача ведущего – попытаться быстро отгадать, кто «главный», и если это ему удалось, то «главный» становится ведущем в следующем кону.

«Быстрее, пожар!»

Это эстафета, она похожа на игру «Собери коробочку». Дети делятся на две или более команд, каждой команде выдается пластмассовый стаканчик с водой. На определенном расстоянии от старта устанавливается большая кастрюля или ведро. По сигналу участники обеих команд начинают эстафету. Они бегут со стаканом воды в руках к кастрюле и выливают в нее воду. Затем игроки как можно быстрее бегут к своим командам и передают стаканчики следующему участнику. Стаканчик наполняется водой из шланга или другого источника (обе команды используют один шланг для большего веселья), и игрок снова бежит к кастрюле. Выигрывает команда, первая наполнившая ведро водой.

«Делай как я!»

Игра предназначена для малышей, в нее лучше играть на улице, где много места. 
Дети выбирают ведущего. Его задача состоит в том, чтобы придумать и выполнить такие действия, которые было бы трудно повторить остальным играющим, например, перепрыгнуть через что-то, попрыгать 50 раз на одной ноге и т. д. 
Кто не сумел повторить за ведущим – выбывает из игры. 
Можно также ввести правило, что дети водят по очереди, тогда из игры никто не выбывает, все играют просто ради веселья.

«Испорченный телефон»

Дети садятся в круг. Один из игроков получает лист бумаги с написанным на нем предложением или кто-либо из взрослых говорит ему это предложение на ухо (в случае если ребенок не умеет читать). Далее игрок шепчет на ухо соседу то, что он услышал или прочел, тот – следующему и так далее, по кругу. Последний игрок произносит предложение вслух, а потом вы зачитываете первоначальный вариант.  То, что получилось у детей, обычно сильно отличается от вашего варианта!

«Ха-ха-ха»

Это очень простая игра, и, что самое главное, в нее никто не проигрывает. Задача игроков состоит в том, чтобы не засмеяться. 
Дети садятся или становятся в круг, и один из игроков произносит как можно более серьезно: «Ха!». 
Следующий говорит: «Ха-ха!», третий – «Ха-ха-ха!», и так далее. 
Тот, кто произнесет неправильное количество «Ха» или засмеется – выбывает из игры. 
Игра продолжается, а те, кто выбыл, стараются делать все, чтобы рассмешить оставшихся в кругу игроков (только не дотрагиваясь до них). 
Кто засмеется последним – победил.

Борьба «вручную»

Игроки становятся напротив друг друга, ноги на ширине плеч, правая нога одного участника находится рядом с правой ногой второго участника. 
Затем они сжимают правые руки и по сигналу начинают толкать или тянуть друг друга, пытаясь заставить другого потерять равновесие. 
Кто первый сдвинулся с первоначальной позиции – проиграл.

«Руки вверх!»

В этой игре принимает участие 8 или более человек. Необходимо иметь 1 монету в 10 рублей или 1 рубль (для маленьких). Дети делятся на две команды и садятся напротив друг друга за длинный стол. Одна команда получает монету, и дети передают ее друг другу под столом. Командир противоположной команды медленно считает до десяти (можно про себя), а затем говорит: «Руки вверх!» Игроки команды, передававшей монету, тут же должны поднять руки вверх, причем руки сжаты в кулаки. Затемкомандир говорит: «Руки вниз!», и игроки должны положить руки ладонями вниз на стол. Тот, у когомонета, старается прикрыть ее ладонью. Теперь игроки противоположной команды совещаются, решают, у кого монета. Если они отгадали правильно, монета переходит к ним, если нет – остается у той же самой команды. Выигрывает та команда, которая большее число раз правильно угадало, у кого находится монета.

Попади в шляпу.

Существует много вариантов этой игры. 
Раздайте детям пять игральных карт, орешков в скорлупе, соломинок для питья воды и т. д. и попросите их попасть этими предметами в шляпу, стоя на определенном расстоянии от мишени.

Чем меньше, тем больше.

На полу чертят из одного центра три круга диаметром в 1, 2 и 3 шага. В кругах пишут числа 10, 5 и 3; чем меньше круг, тем больше число. Играющий становится в самый маленький круг. Ему дают спичечную коробку и завязывают глаза, подложив под повязку полоску чистой бумаги. Играющий идет в любом направлении 8 шагов и, повернувшись кругом, делает столько же шагов обратно. Остановившись, он кладет коробку на пол и снимает с глаз повязку. Каким числом обозначен круг, в который положена коробка, столько очков засчитывается играющему. Коробка может оказаться на черте между кругами, тогда выигрыш приравнивается к меньшему из двух чисел. Если играющий, возвращаясь, сильно отклонится в сторону и положит коробку за пределами кругов, с его счета сбрасывается 5 очков. Каждый участник игры, когда до него дойдет очередь, при желании имеет право заранее указать, в какой круг он положит коробку. При этом условии в случае удачи играющему засчитывается количество очков, вдвое большее того числа, которым обозначен круг; если же играющий ошибется и положит коробку не в тот круг, который он указал, то ни одного очка ему не засчитывается.

Скользкая цель.

Из плотной материи шьют пять-шесть мешочков размером 6x9 см. Мешочки туго набивают недробленым горохом и зашивают их через край. На пол ставят табуретку и в 4–5 шагах от нее отмечают черту. С черты играющий бросает три мешочка, по одному, с таким расчетом, чтобы мешочек упал на табуретку и остался на ней. Каждый раз, когда играющему удастся это сделать, ему засчитывается 1 очко. Организатор игры стоит возле табуретки и, если на ней остается мешочек, немедленно снимает его.  Выигрывает тот играющий, который раньше других наберет 10 очков.

Шапка-невдимка.

Держа руки за спиной, играющие становятся плечом к плечу по кругу. У одного из них в руках «шапка-невидимка» – треуголка, сложенная из листа бумаги. Водящий – в середине круга. 
По сигналу участники игры начинают передавать за спиной шапку друг другу, стараясь делать это так, чтобы водящий не знал, у кого она находится. 
Водящий ходит по кругу и зорко следит за движениями играющих. Время от времени он останавливается и, указывая на одного из игроков, громко говорит: «Руки!» Тот, к кому обращается водящий, должен сейчас же вытянуть руки вперед. 
Если при этом шапка окажется у игрока, он сменяет водящего. 
В минуту опасности нельзя бросать шапку на пол. Нарушивший это правило выходит из игры. 
Любой участник игры, когда к нему попадет шапка, может надеть ее себе на голову, если только водящий не обращает на него внимания или находится не очень близко. 
Секунду покрасовавшись в шапке, надо снять ее и пустить по кругу. 
Если водящий запятнает, когда шапка на голове, придется уступить ему свое место, а самому водить.

Горячий картофель.

Традиционно в игре использовался настоящий картофель, но его можно заменить на теннисный мячик или волейбольный мяч. Дети садятся в круг, ведущий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. 
Дети перебрасывают ее друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (будто это натуральная горячая картошка). Вдруг ведущий командует: «Горячий картофель!» 
Тот, у кого в данный момент оказалась в руках «горячая картошка» – выбывает из игры. 
Когда в кругу остается один человек, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

Камень, ножницы, бумага.

Эта игра знакома всем, в нее, как правило, играют двое. 
Каждый из игроков на счет «три» изображает рукой какую-либо фигуру – камень (сжатый кулак), бумагу (открытая ладонь) или ножницы (два пальца, вытянутые буквой). 
Победитель определяется так: ножницы разрежут бумагу, бумага обернет камень, камень затупит ножницы. 
За каждую победу участник получает одно очко, выигрывает тот, кто набрал большее количество очков.

«Беги, если не хочешь остаться без ужина!»

Эту игру, как и другие подвижные игры, лучше проводить на улице, с большим количеством игроков. 
Дети встают в круг, берутся за руки, а ведущий медленно идет внутри круга. 
Внезапно он останавливается у любых двух игроков, разжимает их руки и произносит: «Беги, а то останешься без ужина!» 
Двое игроков начинают бежать вокруг круга детей в противоположных направлениях, а ведущий – становится в круг вместо одного из игроков. 
Кто первый заполнит пустое место в кругу – победил, второй же игрок становится ведущим.

                                              «Сельди в бочке».

Эта игра – противоположный вариант «пряток». 
Игроки закрывают глаза и считают до 10, пока ведущий убегает и прячется. 
Через некоторое время один из игроков идет на поиски ведущего и если не находит его за одну минуту – выбывает из игры. Если же он нашел ведущего, то прячется вместе с ним. 
Далее на поиски ведущего выходит следующий участник, и тоже, если находит его, прячется, если нет – выбывает. 
Игра продолжается до тех пор, пока из игры не выйдет последний человек или пока все не спрячутся вместе с ведущим, словно сельди в бочке. 
Главное при этом – не засмеяться!

«Секретное задание».

Игроки делятся на две команды, каждая команда получает запечатанный конверт с «секретным» заданием – разыскать другой пакет, в нем – указания, как отыскать следующий, и т. д. 
(Каждой группе даются разные задания и конверты). 
Если дети помладше, конверты можно спрятать дома или во дворе. Для детей постарше задание можно усложнить спрятать все конверты, кроме последнего, вне дома. 
При этом в предпоследнем пакете будут содержаться указания, кок обнаружить последний «секретный пакет» в квартире.

«Юла».

Все ребята знают юлу. С юлой можно затеять веселую игру. 5–6 ребят становятся в кружок. 
Один берет фанеру такой величины, как тетрадь, запускает на ней юлу и быстро говорит: «У меня была юла, поюлила и ушла». 
Сказав эту скороговорку, нужно сейчас же передать фанерку с юлой соседу справа. 
Так юла переходит от одного играющего к другому; передавать ее дальше можно только тогда, когда скажешь скороговорку. 
У кого-то из ребят юла упадет боком на фанерку и «замрет». Тогда все кричат: «Юла замерла!» 
Тот, у кого на руках замрет юла, считается «зевакой», – он передает юлу вместе с фанеркой своему соседу, а сам скачет по кругу на одной ножке. 
Когда зевака доберется до своего места, его сосед запускает юлу, и игра продолжается. 
Смотрите, как бы, передавая фанерку, не уронить юлу на пол: кто уронит юлу, тоже становится зевакой – ему придется скакать на одной ножке.

«Змейка».

Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Ребенок, стоящий первым, становится ведущим. Он начинает бежать, увлекая за собой всех остальных. На бегу ведущий несколько раз должен резко изменить направление движения всей группы: побежать в противоположную сторону, сделать резкий поворот (под углом 90 ), закрутить цепочку «змейкой», описать круг и т.д.

Правила: Все дети должны крепко держаться за руки, чтобы «цепочка» не порвалась.
Игроки должны точно повторять все движения ведущего и стараться бежать «след в след».
Хорошо использовать в игре естественные препятствия: обегать вокруг деревьев, наклоняться, пробегая под их ветками, сбегать по склонам неглубоких оврагов. При игре в помещении можно создать «полосу препятствий» из больших кубиков или спортивных предметов (обручей, кеглей, гимнастических скамеечек).

Игру можно остановить, если «цепочка» порвалась,
и выбрать нового ведущего

«Липкие пеньки».  

Водящие (их несколько человек одновременно) присаживаются на корточки, а остальные игроки бегают между ними. Водящие пытаются, неподвижно сидя на корточках, поймать или хотя бы коснуться руками («ветками») пробегающих детей. Если им это удалось, то пойманный ребенок становится водящим, и теперь сам должен ловить («приклеивать») веселых бегунов.

Правила:

Нельзя ловить игроков за одежду.
«Пеньки» не должны сходить с места.

«Заяц».

Дети становятся кругом, в центре круга — «заяц». Игроки начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы он задел «зайца». «Заяц» пытается увернуться от мяча. Игрок, сумевший задеть мячом зайчика, становится на его место, и игра продолжается.

«Вестовые».

Перед началом игры дети делятся на две команды и разбиваются в них по парам. В каждой паре один ребенок будет «вестовым», а другой «оленем». В помещении или на площадке обозначается место для двух «столбов». Игра проводится в виде эстафеты: каждый вестовой вместе со своим оленем «скачет» к столбу, обегает его вокруг по часовой стрелке два раза и быстро возвращается к своей команде. Там он отдает свою связку тесемок («письмо») следующей паре игроков, и новый «вестовой» с «оленем» опять пускается в путь.

Выигравшей считается команда, чьи «вестовые» первыми вручат «письмо» судье по окончанию пути.

Правила:

«Вестовой» не должен обгонять своего «оленя».

Надо обязательно сделать два круга возле столба.
Следующий «вестовой» не имеет права выбегать навстречу игрокам своей команды, возвращающимся с «письмом».

«Золотые  ворота   —  круговые».

В этой игре половина игроков образует круг, взявшись за руки и подняв их вверх — это круглые ворота. Остальные дети образуют живую цепочку, которая поочередно огибает каждого игрока, стоящего в круге. Дети, изображающие «ворота», повторяют речитативом стих

На последнем слове дети опускают руки и ловят тех, кто оказался внутри круга.

Пойманные дети образуют вместе с детьми, уже стоявшими в круге, еще больший круг, и игра продолжается. Постепенно цепочка игроков становится все короче, а детей в круге — все больше. Игра заканчивается, когда вне круга остаются всего несколько детей.


«Два  Мороза».

Для этой игры надо выбрать двух водящих — «двух морозов».

Один — «Мороз Красный нос», а другой — «Мороз Синий нос». Обозначаются две крайние линии на противоположных концах поля: здесь можно прятаться от «морозов». По полю гуляют два «мороза». Они громко произносят: «Я — Мороз Красный нос!», «А я — Мороз Синий Нос». А потом вместе спрашивают у детей: «Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?»

Дети хором отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!» После этого дети стараются быстро перебежать из одного конца поля на другой, чтобы успеть спрятаться за спасительную линию границы поля, где мороз им уже не страшен. «Морозы» стараются догнать и «осалить» бегущих через поле детей. Если «мороз» коснулся рукой ребенка, то он считается «замороженным». Этот игрок должен замереть («замерзнуть») в той позе, в которой его настигнул «мороз.

«Стой, олень».

Водящий («пастух», «охотник»), который определяется по жребию или считалке, должен поймать за игру нескольких «оленей».

Игра начинается, когда водящий закричит: «Беги, олень!» Все игроки кидаются по площадке врассыпную, а «пастух» пытается догнать любого «оленя», коснувшись его небольшой палочкой и произнеся: «Стой, олень!» Игра продолжается до тех пор, пока «пастух» не поймает пять оленей.

Правила:

Надо лишь касаться игрока палочкой, а не ударять его.

Игроки, выбежавшие за пределы площадки, считаются пойманными.

«Ястреб и утки».

Игра проводится на улице. Необходимо разделит участок на несколько зон: «камыши», «озеро». На другом конце поля располагается «ястреб» — это ведущий, который будет ловить «уток». «Утки» должны по команде убегать от «ястреба», по дороге к «озеру» прячась в «камышах». «Камыши» — это несколько игроков, которые располагаются в произвольном порядке «Утки» спасаются сначала среди «камышей», потом — в «озере», где «ястреб» уже не может их ловить. Если «ястреб» сумел «осалить» нескольких уток, то они считаются пойманными и выходят за пределы игрового поля.

«Слепой медведь»

По жребию выбирают водящего «слепого медведя». Этому ребенку плотно завязывают глаза.Остальные дети приближаются к медведю и начинают трещать деревянными палочками. «Слепой медведь» идет на звук и пытается поймать или «осалить» любого игрока. Спасаясь от медведя, игроки убегают врассыпную. Но при этом они не должны покидать пределов игрового поля.    Пойманный игрок сам становится «слепым медведем».

«Жмурки».

Перед началом игры по жребию определяют, кто будет водящим. Ему плотно завязывают глаза, чтоб он не мог ничего видеть, и ставят лицом к стенке Водящий громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять я иду искать». За это время остальные дети должны спрятаться Водящий на ощупь пускается на поиски детей, а те, перебегая с места на место, стараются не шуметь, чтобы он не услышал, где они находятся. Водящий пытается сначала поймать игрока, а затем, если ему это удалось, должен определить, кто перед ним. Угаданный игрок сам становится водящим.                                        

«Маляр и краски».

Перед началом игры выбирают водящего («маляра») и «хозяйку красок». Остальные дети становятся «красками», каждый ребенок выбирает себе собственный цвет, но так, чтобы «маляр» не услышал названия. Водящий («маляр») обращается к «хозяйке красок»: «Бабушка, бабушка, я пришел за краской. Разрешите взять?» — «У меня красок много, — отвечает «хозяйка красок», — какую тебе?»

Все «краски» сидят рядышком на лавке и ждут, какой цвет назовет «маляр». Названная «краска» должна вскочить с лавки и успеть добежать до противоположного конца комнаты или площадки, где можно будет укрыться за специально начерченной линией.  «Маляр», называя «краску», не знает, есть ли она у «хозяйки» и какой это игрок. Он должен постараться угадать нужный цвет, а затем или успеть поймать убегающую «краску», или хотя бы «осалить» ее. Обычно «маляр» по условиям игры должен собрать не менее пяти красок. Тогда можно выбирать другого «маляра», «хозяйку красок», присвоить «краскам» новые имена и начинать игру снова.

«Свечки».

Все дети встают в круг, а водящий становится в центр круга и бросает мяч вверх со словами: «Свечка!» Пока мяч находится в воздухе, все дети кидаются врассыпную, стараясь убежать как можно дальше от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стоп!» Дети должны остановиться, а водящий пытается мячом попасть в ближайшего от него игрока. Если ему это удалось, то этот игрок становится водящим.


«Вышибалы».

Перед началом игры по жребию определяют двух «вышибал». Они становятся на противоположных концах площадки. Остальные дети выстраиваются в ряд на середине площадки, лицом к «вышибале», у которого мяч. «Вышибала» с размаху бросает мяч, пытаясь задеть любого из игроков на середине поля. Если ему это удалось, то такой игрок считается выбывшим из игры: он должен отойти за границы площадки. Мяч, проскочивший мимо игроков, должен поймать другой «вышибала»: теперь его очередь бросать


«Лапта».

Игроки делятся на две команды, в каждой команде выбирают своего водящего, он будет подавать мяч первым.

Игра проводится на улице. С одной стороны игрового поля находится «город», а с другой, на расстоянии 10—20 м, чертится линия кона. Игроки «города» располагаются на его территории, игроки поля в произвольном порядке располагаются в «поле». Водящий первым подбрасывает мяч и с помощью лапты направляет его в «поле», быстро бежит к линии кона, а затем также быстро возвращается в «город». Игроки «поля» ловят мяч в воздухе или поднимают его там, где он упал, и с этого места они могут «пятнать» бегущего противника, если он еще находится в «поле».

«Гуси-лебеди».

В начале игры выбирают Волка и Хозяина, остальные участники — Гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят «дом», где живут Хозяин и Гуси, на другой — живет Волк. Хозяин выпускает Гусей погулять, «травки пощипать». Гуси уходят от «дома» довольно далеко. Через некоторое время Хозяин и Гуси перекликаются:

Гуси-гуси!

Га-га-га.

Есть хотите?

Да, да, да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Серый волк за горой
Не пускает нас домой!

Гуси бегут в «дом», Волк пытается их поймать. Пойманные Гуси выходят из игры. Игра кончается, когда ПОЧТИ все Гуси пойманы. Последний оставшийся Гусь, самый ловкий и быстрый, становится Волком.

Правила игры. Гуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

                                               «Пятка – нос».
Оборудование: не требуется.
Содержание
Образуется два круга: внешний и внутренний с одинаковым количеством игроков. Один человек из внутреннего круга и один из внешнего образуют пару (каждый должен запомнить своего партнёра). По команде ведущего внешний круг начинает бежать по часовой стрелке, а внутренний против. Ведущий будет подавать команды, которые должна выполнить каждая пара, причём очень быстро. Пара, которая окажется последней - выходит из игры. Например, если ведущий выкрикивает: «Спина к спине!», значит, пары должны соединиться именно этими частями тела. Пара, которая последней сделает это, выходит из игры. Побеждает пара, которая дойдет до конца. Команды ведущего могут быть следующие: ладонь к ладони ухо к плечу колено к ладони пятка к пятке колено к плечу локоть к пятке спина к спине пятка к носу и т.д.
Правила
Нельзя толкать участников игры, кричать, нарушать скорость движения по кругу.
Усложнение
Ускорять и замедлять ритм движения по кругу. Добавлять «невыполнимые задачи»- стакан к шкафу, дом к забору и т.д. На них участники игры не должны реагировать.
Что развивает игра
Развивает слуховое внимание, координацию движений, произвольную регуляцию деятельности, формирует навыки общения.
Примечание
Количество участников: от 10 человек.
Игра способствует сплочению детского коллектива, носит юмористический характер, с интересом воспринимается детьми.

                                            «Лягушки и аист».
Оборудование: Маска аиста.
Содержание
На участке детского сада чертится большой круг (болото). Недалеко от болота находится аист-ребенок. Лягушки-ребята строятся друг за другом вокруг болота и начинают прыгать друг за другом, как лягушки (растопырив пальчики на руках, согнут ноги в коленях). Воспитатель произносит текст: Вот лягушки вдоль болота, Скачут вытянувши ножки, Ква, ква, ква, ква, ква, Скачут вытянувши ножки! На сигнал воспитателя «Аист!» дети прыгают в середину болота (начерченного круга), садятся на корточки и замирают. Ребенок аист, размахивая крыльями, высоко поднимая колени, ходит вокруг болота и смотрит, кто шевелится. Если замечает не замершего лягушонка, забирает себе в гнездо. Игра повторяется 2-3 раза. Затем выбирается другой аист-ребенок.
Правила
Дети-лягушки должны прыгать в болото после сигнала воспитателя «Аист!»
Усложнение/Упрощение
Для усложнения игры можно взять второго аиста.
Что развивает игра
Развивает внимание, быстроту реакции, умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед.


                                           «Дедушка Водяной».
Оборудование: Ориентиры для обозначения полей игры.
Содержание
Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирается водящий - «водяной». Он садится на «корточки» в центре круга и закрывает глаза.
Игроки идут по кругу и произносят слова:
Дедушка-водяной, что стоишь ты под водой?
Выйди хоть на час и поймай кого из нас?
Затем произносят «ночь» и приседают, а «водяной» встает и идет в любую сторону, пытается кого-то поймать. Поймав игрока, «водяной» пытается угадать, кто это мальчик или девочка. Если «водяной» угадывает, то становится на его место, а угаданный игрок становится «водяным». Если нет, то продолжает выполнять роль дальше.
Правила
1. Количество участников игры не ограничено.
2. «Водяной» должен дождаться, когда участники произнесут слова до конца и только затем приступать к движению.
Усложнение/Упрощение
Усложнение: «водяной» может не только угадать пол ребенка, но и назвать имя пойманного ребенка.
Что развивает игра
Ловкость, эмоциональную сферу ребенка, навыки произвольной регуляции поведения, улучшает ориентацию в пространстве.

                                       

                                         «Рукавицу гнать!».
Оборудование: Рукавица.
Содержание
Выбирают водящего и садятся (или встают) вокруг него тесным кругом или напротив ведущего на лавке, но тоже так тесно, чтобы не было зазоров между сидящими (или стоящими). Руки все игроки держат за спиной. У одного из игроков в руках рукавица. Он начинает громко нараспев приговаривать: « Рукавицу гони!», одновременно передавая рукавицу своему соседу. Тот, в свою очередь, громко подхватывает песню и как можно быстрее передает рукавицу дальше. Водящий указывает на игрока, который должен показать свои руки. Если в них рукавица, то проигравший становится водящим, если — нет, то игра продолжается.
Правила
1. Поет только тот, у кого рукавица.
2. Нельзя пытаться задержать у себя рукавицу, надо быстро передавать ее следующему игроку, который тут же начинает петь. Так создается эффект «какофонии», когда несколько игроков поют одновременно, с небольшой задержкой по времени.
3. Если водящий правильно указал игрока, у которого рукавица, тот не имеет права передавать ее дальше, а должен показать водящему и занять его место.
Усложнение/Упрощение
Усложнение: можно передавать одновременно две рукавицы навстречу друг другу.
Что развивает игра
Внимание, смекалку, сноровку, быстроту, ловкость. выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе, мелкую моторику рук, дыхание, певческие навыки.
Примечание
Особенность этой игры: соревновательный, творческий характер; возможность играть на любой площадке (в квартире, спортивном зале, в группе, во дворе, на спортивной площадке, на участке группы).

                                          «Акула и рыбки».
Оборудование: Бубен, обручи.
Содержание
Все играющие, кроме водящего, занимают места в обручах (домики рыбок). Водящий занимает место на краю площадки. Во время игры на бубне, все дети "рыбки" выбегают из домиков и начинают перемещаться по площадке. При остановке игры на бубне, выбегает водящий "акула", который должен осалить как можно больше детей "рыбок". «Рыбки» стараются быстро добраться до любого круга. Все, кто успел убежать от «акулы» и прибежать в домик побеждают в игре.
Правила
«Рыбки» покидают и занимают домик- обруч только по сигналу бубна.
Разрешается вставать в любой обруч.
«Акула» начинает салить рыбок только по сигналу
Усложнение/Упрощение
Можно менять темп игры на бубне. При ускорении или замедлении игры в бубен «рыбки» меняют темп.
Разрешается вставать только в свой домик
Можно назначить двух/трех водящих
Что развивает игра
Помогает формировать ориентировку в пространстве.
Приучать действовать по сигналу.
Развивает реакцию, внимательность, быстроту и координацию движения.

«Ручеек».

Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара,
взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.                                                                           Игра проводится в быстром темпе.

 

                                                «Караси и щука».

 Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность.                                                               Ход игры. Участвуют 2 группы. Одна строится в круг – это «камешки», другая – «караси», которые «плавают» внутри круга. Водящий – «щука» находится в стороне от игроков. По команде «Щука! » водящий быстро вбегает в круг, а караси прячутся за камешки. Не успевших спрятаться, щука пятнает. Пойманные караси временно выбывают из игры. Игра повторяется с другой щукой. По окончании игры отмечается лучший водящий.                            Правила игры. Карасям нельзя трогать камешки руками

 

«Хитрая лиса».

 Идеально подходит для проведения, среди детей старшего и среднего дошкольного возраста. Ее основные задачи заключаются в развитии: быстроты реакции, ловкости, координации движений и творческих способностей Для проведения игры не требуется специального инвентаря. Перед началом проведения игры выбирается площадка, на которой проводится, линяя, которая определяет домик лисы. После этого дети становятся по кругу и закрывают глаза, а воспитатель, обходя детей, незаметно дотрагивается до плеча ребенка и он превращается в «хитрую лису». После этого педагог предлагает всем участникам поискать глазами, предполагаемую хитрую лису. Лиса, не при каких условиях не должна выдавать себя. Если таким способом отыскать ее не удалось, то дети все вместе задают вопрос: «Хитрая лиса — где ты?» При этом все дети должны внимательно следить за лисой. 

                                  «Удочка» (простая и командная).

Подготовка. Для игры нужна верёвка длиной 3-4 м, на конце которой привязан мешочек, наполненный горохом или песком. Иногда для игры используют обычную скакалку. Это удочка, с помощью которой рыбак (водящий) ловит рыбок (остальных играющих). Все играющие становятся в круг, а водящий - в середину круга с верёвкой в руках.                                                          Содержание игры. Вариант 1. Водящий вращает верёвку с мешочком так, чтобы тот скользил по полу, делая круг за кругом под ногами играющих. Они внимательно следят за движением мешочка и подпрыгивают, чтобы он не задел кого-либо из них. Тот, кого заденет мешочек или верёвка, становится в середину и начинает вращать верёвку, а бывший водящий идёт на его место в круг.                                                                                                                        Выигрывают два-три игрока, оставшиеся последними.                                                               Правила игры: 1. Игрок считается пойманным в том случает, если верёвка коснулась его ноги не выше голеностопа. 2. Игрокам во время прыжков не разрешается приближаться к водящему. 3. Тот игрок, которого задела верёвка, выбывает из игры.                                          

 Вариант 2 (командный). Игроки, стоящие по кругу, рассчитываются на первый-второй и соответственно составляют команды. Водящий (как и в варианте 1) - один и тот же. Игрок, которого задела верёвка, поднимает руку вверх: он приносит своей команде штрафное очко. После каждой ошибки громко объявляется счёт. Победу в игре одерживает команда, после 2-4 мин игры получившая меньше штрафных очков.                                                                                                                                           Правила игры - те же, что и в варианте 1.

 

«Мышеловка».

 Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг — мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся вне круга.

Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая: «Ах, как мыши надоели,

Развелось их просто страсть.

Все погрызли, все поели,

Всюду лезут – вот напасть.

Берегитесь же, плутовки.

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех за раз!»

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу воспитателя: «Хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают — мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг (и размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышей будет поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.

В конце игры воспитатель отмечает наиболее ловких мышей, которые ни разу не остались в мышеловке.

Картотека считалок, загадок про животных и  птиц

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет!

Катилось яблочко

Мимо сада,

Мимо огорода,

Мимо частокола;

Кто его поднимет,

Тот вон выйдет!

 

Видишь, бабочка летает,

На лугу цветы считает:

Раз, два, три, четыре, пять…

Ох, считать – не сосчитать!

За день, за два и за месяц!

Шесть, семь, восемь,

Девять, десять…

Даже мудрая пчела

Сосчитать бы не смогла!

 

Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой,  могучий.

Через тучи скачет он,

Кто не верит, выйди вон.

 

Раз, два, три, четыре!

Жили мыши на квартире,

Чай пили, чашки били,

По три рублика платили.

Кто не хочет платить,

Тому и водить!

 

-Заяц белый, куда бегал?

-В лес дубовый.

-Что там делал?

-Лыко драл!

-Куда клал?

-По колоду!

-Кто украл?

-Родион!

-Выйди вон!

 

За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами.

-Здравствуй, Мишенька, дружок,

Сколько стоит пирожок?

-Пирожок-то стоит три,

А водить – то будешь ты!

 

 «Тили – тели»,

- Птички пели.

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнезда вить.

Кто не вьет, тому водить.

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем мы играть.

Вдруг сорока прилетела

И тебе водить велела.

Раз, два, три, четыре,

Жили мушки на квартире.

К ним на чай притопал вдруг

Крестовик, большой паук.

Пять, шесть, семь и восемь,

Паука мы вон попросим:

- К нам обжора не ходи.

Ну а ты, дружок, води.

 

Ёжик, ёжик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Встать в кружок, иду считать-

Нам водилку выбирать.

Загадки про щуку.

У неё во рту пила.
Под водой она жила,
Всех пугала, всех глотала,
А теперь – в котел попала

 

Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает

 

Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это…

 

Загадки про лису

Эта рыжая плутовка
Кур ворует очень ловко
Разгребёт из наста корку,
За мышами лезет в норку.
И на праздник в Новый год
Веселиться к нам придёт
Очень любит чудеса
Эта хитрая…

Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? …

Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу.
Пушистый рыжий хвост,
Все знаем мы...

Хвост пушист, быстра сноровка,
Золотисто-рыжий мех.
Если голодно, плутовка
Кур считает лучше всех.

За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара.

Загадки про мышек

 Скромный серенький воришка,
Прошмыгнул почти неслышно,
Утащил он хлеба корку,
Затаился снова в норке.
Держит ушки на макушке,
Очень умная зверюшка.
Знаешь ты её, малыш?
Озорница – это …

 

 С кошкой дружбу не вожу,
Стороною обхожу.
Даже маленький котенок,
Злейший враг еще с пеленок.
Хоть я ростом и мала,
Все достану со стола,
Если шорох странный слышен,
Значит в вашем доме  ….

Беседа на тему: « Русские народные игры»

Цель: знакомить детей с культурой, традициями русского народа и формировать здоровый образ жизни.

Задачи:

Образовательные - расширять представления детей о традициях и обычаях русского народа, знакомить с народными подвижными ирами.

Воспитательные – воспитывать доброжелательность между детьми, обучая их регулировать выражение своих эмоций во время подвижных игр на улице. формировать чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными праздниками, играми;

-развивать двигательную активность и физические качества, способствуя формированию ЗОЖ.

Ход беседы.

- Ребята, вы любите играть? (ответ детей)

- А какие игры у вас самые любимые? (ответ детей)

- Замечательно! И тема нашей сегодняшней беседы - «Русские народные игры».

- Что же обозначает слово игра?

Русский писатель Владимир Иванович Даль составил и записал

«Толковый словарь живого великорусского языка». В нем он дал такое объяснение слову «игра».

«Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие».

История появления игр.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Мальчишки и девчонки водили хороводы, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.

В старину на Руси хороводы были самым популярным ИГРИЩЕМ.

Для чего были нужны хороводы: познакомить, свести незнакомых людей, дать им показать себя: молодцам – показать себя удальцом (например: присядка с выбрасыванием ноги в сторону – не просто танцевальное движение, а обязательно надо было задеть ногой соседа, мол, вот я каков, тебе ли со мной тягаться). А девицы показывали свою стать, скромность, свои умения.

- Игры бывают зимние и летние. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки. На лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского народа к веселью, удальству. И поскольку игры - это всегда коллективное действие, то играющие научались согласовывать свои действия с действиями окружающих, т. е. возникало чувство общности, коллектива.

В любой русской народной игре есть обязательно водящий или ведущий. Для выбора водящего используют считалки, скороговорки.

- Ребята, а какие вы знаете считалки? (ответ детей) 

- Во время игры важно соблюдать правила!   

(Правила поведения во время игры:

- При проведении подвижных игр  нужно использовать только ту территорию, которую определяют правила игры; не толкаться, не кричать, не мешать в игре другим детям. Внимательно слушать и соблюдать правила игры.)

Дети приглашаются в игровую зону.

-Ребята, сегодня мы поиграем с вами в народную подвижную игру «Горелки». Это старинная игра, в неё играли еще ваши прабабушки и прадедушки. И вы уже знакомы с этой игрой.

-Я напомню правила игры «Горелки» : В игре участвует нечетное количество детей. Дети стоят в парах, а водящий «горельщик» стоит спиной к детям впереди всех.

Дети произносят слова:

 Гори, гори ясно

   Чтобы не погасло

Глянь на небо

Птички летят

           Колокольчики звенят

    Раз, два, три беги!

И последняя пара, разъединив руки, бегут с обеих сторон и должны перед водящим соединиться (т. е. взяться за руки, пока водящий не поймал кого-нибудь из пары). В том случае, если водящий поймал кого-нибудь, то водящим становится оставшийся из пары, а появившаяся пара становится в колонну и игра продолжается.


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов  о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме  двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов  с подвижными игр...

"Развитие социально-личностных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры соревновательной направленности" - долгосрочный совместный проект педагога-психолога и инструктора по ФК.

Развитие социально-личностной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Создание условий для...

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...

Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» Подвижная игра «Бабочки летают» Подвижная игра на прогулке «Карусели» (на прогулке)

Ребята, берём стулья и садимся на ковер. Посмотрите какая у нас полянка. А на нашу полянку прилетели бабочки, посмотрите какие они красивые!...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....

долгосрочный проект "Подвижные игры народов России" для детей 4-7 лет

долгосрочный проект "Подвижные игры народов России" для детей 4-7 лет...