Профилактика нарушения зрения
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Решетова Ирина Юрьевна

Дидактический материал «Профилактика нарушения зрения» разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями зрения, с синдромом дефицита внимания, эмоциональными нарушениями, задержкой речевого развития) 4 - 7 лет. Дидактический материал может быть использован педагогами, работающими в центрах дополнительного образования, педагогами-организаторами при проведении спортивных праздников, а также на занятиях социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического направления на физкультминутках, воспитателями ДОУ, родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_narusheniya_zreniya.docx707.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное\\metodist_2\Share\Эмблемы 2019 года\Эмблема ДТДиМ 2019 !!!.jpg

учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи»

Центр психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

Профилактика

нарушения зрения

дидактический материал

Оренбург


Автор-составитель:

Ирина Юрьевна Решетова,  педагог дополнительного образования ДТДиМ

Решетова И.Ю. «Профилактика нарушения зрения», дидактический материал. – Оренбург: ДТДиМ, 2019. 77 с.

  •  Решетова И.Ю.

Пояснительная записка

Все начинается с детства...

…именно в детстве истоки успеха или неуспеха человека, его здоровья или нездоровья. Многие причины как позитивного, так и негативного характера в судьбе взрослого человека находятся в раннем периоде его развития. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов жизни ребенка. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые, поведенческие качества. Вот почему так важно не растерять потенциал детей дошкольного возраста.

Актуальность

В России, по данным Министерства здравоохранения Российской Федерации Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом и косоглазием (данные по Оренбургской области: на 100000 детского населения в 2015 - 19,5%; в 2016 - 45,0% страдают нарушением зрения). С каждым годом число таких детей растет. Поэтому специалисты придают большое значение профилактике и ранней диагностике нарушений зрения. По итогам Всероссийской диспансеризации детей, нарушения зрения занимают по частоте 2-е место после патологии опорно-двигательного аппарата. Основной причиной снижения зрения подрастающего поколения является миопия или близорукость. За последние 10 лет заболеваемость детей и подростков данной патологией выросла в 1,5 раза. Миопия находится на втором месте среди причин детской инвалидности. Чем раньше начинается близорукость, тем быстрее ее прогрессирование и выше риск осложнений и инвалидизации. По данным ВОЗ, до 50% детского слабовидения и слепоты, обусловленных миопией, может быть предупреждено.

Тенденция к ухудшению зрения у россиян связана с резким увеличением зрительной нагрузки в последние годы. По мнению специалистов, причина заключается в масштабном развитии современных технологий и повсеместном использовании электронных девайсов - планшетов, смартфонов, компьютерных мониторов и т.д. Виноваты, конечно, не сами изобретения, а неконтролируемый контакт человека с ними. Безусловно, это приводит к постоянному перенапряжению и усталости глаз.

Дидактический материал «Профилактика нарушения зрения» разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями зрения, с синдромом дефицита внимания, эмоциональными нарушениями, задержкой речевого развития) 4 - 7 лет. Дидактический материал может быть использован педагогами, работающими в центрах дополнительного образования, педагогами-организаторами при проведении спортивных праздников, а также на занятиях социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического направления на физкультминутках, воспитателями ДОУ, родителями.

Новизна дидактического материала состоит в использовании оригинальных увлекательных комплексов упражнений, направленных на профилактику зрительных нарушений для детей 4-7 лет с нарушениями зрения.

        Содержание дидактического материала направлено на максимальное разнообразие, вариативность как основу мотивационных процессов.

Дидактический материал содержит:

  • подборку комплексов упражнений на укрепление и расслабление глазодвигательных мышц (приложение №1);
  • физкультминутки с целью профилактики нарушений зрения (приложение №2);
  • краткую характеристику зрительных нарушений у детей (приложение №3);
  • беседы с родителями о профилактике нарушений зрения у детей (приложение №4);
  • демонстрационные карточки-упражнения по профилактике нарушений зрения (приложение №5);
  • демонстрационные карточки «Лабиринт» (приложение №6);
  • демонстрационные карточки «Путаница» (приложение №7);
  • демонстрационные карточки «Силуэт» (приложение №8);
  •  правила техники безопасности при проведении занятий (приложение №9);
  •  требования к оборудованию спортивного зала (приложение №10).

Использование дидактического материала предполагает работу со спортивным инвентарем, рекомендуется повторить технику безопасности при проведении занятия в спортивном зале, на улице (приложение №9), необходимости наличия спортивной формы (белая майка, шорты, спортивный костюм), спортивная обувь (чешки, кеды и др.).


Цель дидактического материала: познакомить детей с упражнениями и игровыми приемами, направленными на профилактику нарушения зрения; спортивным инвентарем; пополнить словарный запас ребенка новыми словами.

Задачи:

Образовательные

  • познакомить детей с комплексами упражнений, направленных на профилактику нарушения зрения;
  • учить самостоятельной (свободной) двигательной деятельности в соответствии со своими интересами, потребностями и способностями.

Воспитательные

  • развивать положительную мотивацию к занятиям спортом и здоровому образу жизни;
  • формировать интерес к профилактике нарушения зрения.

Развивающие

  • развивать двигательные возможностей ребенка за счет освоения новых движений;
  • обогащать знаниями в области физической культуры и спорта;
  • развивать речь;
  • формировать потребность в здоровом образе жизни.

Особенности проведения зрительной гимнастики

с детьми с нарушением зрения

Зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми - она снимает зрительное напряжение. Зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления. Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата. Зрительная гимнастика развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием, так как при таком нарушении, когда одна из мышц не работает или находится в преобладающем тонусе по сравнению с другими мышцами глаза – корректирует функциональные дефекты. К тому же гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние ребенка, на работоспособность.

Рекомендуется проводить зрительную гимнастику в течение дня от 3-х до 5-ти минут. Целесообразно проводить гимнастику в игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше. Для гимнастики можно использовать также мелкие индивидуальные предметы и проводить её по словесным указаниям: посмотри вверх, вниз и т.п. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание детей работать и результаты работы. Хорошо подбирать предметы в соответствии с тематикой занятий. Например: при изучении насекомых для зрительного ориентира можно использовать фигурку яркой бабочки и т.п.

Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при спазме аккомодации, зрительном утомлении.

        Варианты работы с дидактическим материалом

Работа с карточками

Демонстрационные карточки-упражнения

Вариант 1. Детям демонстрируется карточка с изображение стрелки (круга, спирали и др.). Предлагается, при помощи педагога, следя за движением указки, проследить за направлением движения.

Вариант 2. Самостоятельно проследить направление движения.

Демонстрационные карточки «Лабиринт»

(на развитие остроты зрения, подвижности глаз)

Ребенку предлагается «провести» различных сказочных героев к своему домику, ведя карандашом по лабиринту (следя только глазами).

Демонстрационные карточки «Путаница»

Ребенку показывают карточку с различными наложениями друг на друга (овощами, предметами и др.). Просят назвать, какие предметы нарисованы. Вариант работы с карточками: назовите сначала овощи (фрукты, наземный транспорт, игрушки и др.), которые спрятались в путанице.        

Демонстрационные карточки «Силуэт»

 Ребенку предлагается рассмотреть карточку с контурным изображением (силуэтом) и найти среди предметов тот, который совпадает с силуэтом.


Рекомендуемая литература:

  1. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей: Методическое пособие / Велитченко В.К - М.: Терра – Спорт, 2013. - 108 c.
  2. Галигузова, Л.Н., Мещерякова С.Ю. Физическое развитие. Игры с детьми дошкольного возраста/ Галигузова Л.Н – М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 204 c.
  3. Горькова, Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий / Горькова Л.Г. – М.: Просвещение, 2012. - 144 с.
  4. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка / Доскин В.А., Голубева Л.Г.  – М.: Просвещение, 2015. –98 c.
  5. Игнатова, Л.В. и др. Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах. /Игнатова Л.В. – М.: ТЦ Сфера, 2010. - 111 c.
  6. Каргина, З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. / Каргина З.А. – М.: Школьная Пресса, 2014. -128 c.
  7. Каштанова, Г.В., Мамаева Е.Г. ЛФК и массаж методика оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста./ Каштанова Г.В.,Мамаева Е.Г. – М.: Просвещение, 2013. – 132 c.
  8. Кильпио, Н.Н. 80 игр для детского сада. /Кильпио Н.Н. – М.: Просвещение, 2012.– 151 c.
  9. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. /Кольцова М.М. – СПб.: Образование. 2010. – 114 c.
  10. Литвинова, О.М. Физкультурные занятия в детском саду. / Литвинова О.М. – М: Творческий центр, 2008. – 123 c.
  11. Томашпольская, И. Э. Развивающие игры для детей 4-6 лет. Систематизация, планирование, описание игр / Томашпольская И. Э. – СПб.: Смарт, 2011. – 62 с.

Рекомендуемые ресурсы:

  1. http://www.detlit.ru/
    Издательство «Детская литература»
  2. http://www.razumniki.ru/
    Тематический сайт «Раннее развитие детей»
  3. http://mirdoshkolnikov.ru/
    «Мир дошкольников» - образовательный сайт для детей и их родителей
  4. http://ten2x5.narod.ru/
    «Дважды пять» - сайт для хороших родителей
  5. http://baby-scool.narod.ru/index.html
    «Маленькие волшебники»
  6. http://www.i-deti.ru/
    «Игра и дети» - журнал для родителей
  7. http://www.talant.spb.ru/index.html
    «Созидание талантов: общество раннего детского обучения»
  8. http://www.kindereducation.com/
    «Дошколенок» - сайт для родителей. Воспитание, развитие, обучение и развлечение детей дошкольного возраста
  9. http://lubopyshka.ru/
    «Любопышка» – портал для родителей: все о семье и детях
  10. http://www.doshvozrast.ru/
    «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье»
  11. http://doshkolata.ru/
    «Дошколята» - сайт для воспитателей и родителей
  12. http://detsadclub.ru/
    «Детсадклуб» – информационный сайт для родителей малышей дошкольного возраста и воспитателей детских садов

Приложение №1

Комплекс упражнений на укрепление и расслабление

 глазодвигательных мышц

Гимнастика для глаз в стихах

Комплекс №1

ЧАСОВЩИК
Часовщик прищурил глаз

Чинит часики для нас.

(Закрыть один глаз)

(Закрыть другой глаз)
(Открыть глаза)
 

ЁЛКА
Ёлка плакала сначала

От домашнего тепла,
Утром плакать перестала,

Задышала. Ожила.

(Потереть глаза)

(Поморгать глазами) 

(Подышать)

БАБОЧКА
Спал цветок
И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Встрепенулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

(Закрыть глаза, расслабиться)

 (помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)

 (Поморгать глазами)

 (Руки поднять вверх (вдох)

Посмотреть на руки
Руки согнуты в стороны (выдох)

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево) 

СТРЕЛКИ ВЕСЕЛО БЕЖАЛИ 
Стрелки весело бежали,

На экране рисовали:
Влево, вправо, вверх и вниз

Вокруг себя ты повернись.
Руки стрелочками станут

И вращаться не устанут.

Станет спинка как картинка,

Ноги станут как пружинки.

Посмотри ты влево, вправо,
Вдаль, на потолок, на пол -
Ты не зря сюда пришёл.

Все четыре направленья
Ты освоил без сомненья.
И теперь по жизни смело
Можешь ты шагать умело.

(Повороты головы) 

(Руки в стороны)

(Круговые вращения руками)

(Выпрямляем спину)

(Выполняем приседания)

ЁЛКА
Вот стоит большая ёлка,

Вот такой высоты.        

У неё большие ветки. 
Вот такой ширины.

Есть на ёлке даже шишки,

А внизу — берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосёт в берлоге лапу.

(Выполняют движения глазами)

 (Посмотреть снизу вверх) 

(Посмотреть слева направо) 

(Посмотреть вверх) 

(Посмотреть вниз)

(Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. Повторить) 

СОЛНЫШКО И ТУЧКИ
Солнышко с тучками в прятки играло.

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, чёрные тучки.

Лёгких — две штучки,
Тяжёлых — три штучки. 
Тучки попрятались, тучек не стало. 
Солнце на небе вовсю засияло.

Продавало солнышко

на весёлой ярмарке
Платья разноцветные,
яркие-при яркие. 
Приходил на ярмарку весёлый народ. 
Побывал на ярмарке весь огород. 

(Посмотреть глазами) 

(вправо-влево) 

(вверх-вниз) 

(Закрыть глаза ладонями)

(Поморгать глазками)  

СНЕЖИНКИ
Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели. 
Вот снежинки полетели,

Дети влево посмотрели. 
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал...

Дети смотрят вверх и вниз. 
Всё! На землю улеглись.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

(Дети берут снежинку в руку)

(Вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд)  

(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом)

(Отвести её влево, проследить взглядом) 

(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз) 

(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол) 

(Закрыть ладошками глаза) 
(Дети складывают снежинки и садятся)


Комплекс №2

Упражнения со спортивным инвентарем

«Лабиринт»

Лабиринт развивает координацию, мелкую моторику. Наблюдение за движением шарика по лабиринту отлично укрепляет мышцы глаз.

Лабиринт «Серпантин»https://moda-detkam.ru/image/cache/data/A-NOVINKI_6/22435-650x650.jpg

Ручные лабиринты тренируют ловкость, развивают мелкую моторику и укрепляют зрение.

«Лабиринт-тренажер»http://aspect-modul.ru/images/cdid_15249/29448/29448_1458825085_65.jpg

Держась за боковые ручки, лабиринт можно двигать в воздухе, можно положить на стол или на пол.


Упражнение 1. И.п. осн.ст. вдох, наклон вперед -  вдох. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 2. И.п. осн.ст. закрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 3. И.п. осн.ст. руки - на пояс, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 4. И.п. осн.ст. поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 5. И.п. осн.ст. руки – вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). На 3-5 секунд. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 6. И.п. осн.ст. смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

Комплекс №3

Упражнения для активизации работы мышц глаза

Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшает кровообращения (и.п. – сидя)

1. Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (5-6 раз).

2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (3-4 раза).

3. Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (3-4 раза).

4. Смотреть вдаль, сидя перед окном (3-4 мин).

Комплекс №4

Способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаз (и.п. – стоя).

1. Смотреть прямо перед собой (2-3 сек), поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз).

2. Опустить голову; посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч, 3-4 раза).

3. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле; отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.

Комплекс №5

Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение (и.п. – сидя).

1. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко одноименного глаза (1-2 сек); отвести пальцы (3-5 раз).

2. Смотреть на концы пальцев вытянутой вперед руки (по средней линии лица); медленно приблизить указательный палец к лицу, не отводя от него взгляда (3 раза).

3. Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону; медленно передвигать игрушку справа налево, следить за ней двумя глазами; то же самое, но в обратную сторону (4-5 раз).

Комплекс №6

Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата (и.п. – стоя).

1. Поднять глаза вверх, опустить вниз, посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы (3-4 раза).

2. Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами по часовой стрелке (2-3 раза).

3. Посмотреть на левый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть на люстру (2-3 раза).

Комплекс №7

Тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.

1. И.п. – сидя на полу. Ноги согнуть в коленях, руки в упоре сзади; повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади (2 раза).

2. И.п. – стоя, руки на палке, расположенной вертикально. Отвести руки от палки в стороны и успеть удержать падающую палку; попеременно перехватывать палку двумя руками (3-4 раза).

3. И.п. – стоя. «Спрячь глазки» (зажмуриться). «У кого глазки большие» (широко открыть глаза).


Комплекс №8

Способствует тренировке мышц глаза, формированию сложных движений глазных мышц.

1. И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Поднять мяч до уровня лица, широко открытыми глазами посмотреть на него; опустить мяч; поднять мяч до уровня лица, прищурить глаза, посмотреть на мяч; опустить его.

2. И.п. – стоя, мяч в вытянутых перед собой руках. Двигать руками влево-вправо, следить глазами за мячом (5-6 раз).

3. И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Совершать медленные круговые вращения руками снизу-вверх, вправо и влево, следить взглядом за мячом (4-5 раз).

4. И.п. – стоя, мяч в вытянутых руках. Согнуть руки, поднести мяч к носу; вернуться в и.п., следить за мячом (4-5 раз).

Специальные упражнения для глаз

1. В положении стоя - смотреть прямо перед собой 2-3 сек, перевести взгляд на палец вытянутой правой руки в 25-30 см от глаза смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 10-12 раз.

2. В положении стоя - вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной на средней линии лица, медленно приближать палец, пока не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

3. В положении стоя - расположить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаза, прикрыть ладонью левой руки глаз на 3-5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек.; то же самое проделать с пальцем левой руки, затем убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек., повторить 5-6 раз.

4. В положении стоя - отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и, не двигая головою, следить глазами за пальцем. Медленно перемещать палец слева направо, следить глазами за ним. Повторить 10-12 раз.

5. Упражнения с гимнастической палкой. Смотреть на палку.

6. Упражнения с обручем - вращая его в руке. Смотреть на кисть.

7. И.п. - стоя, смотреть вперед на какой-нибудь предмет. Голову повернуть направо, затем налево, не отводя взгляда.

8. Сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек.

Повторить 6-8 раз.

9. Сидя, быстро поморгать в течение 1-2 минут. Двигаться должны только веки; моргать без усилий, следить за тем, чтобы брови сохранялись в расслабленном состоянии.

10. Сидя, закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять в течение 1 мин.

11. И.п. - сидя. «Пальминг». Быстро потрите ладони друг о друга в течение 5-10 секунд, положите теплые ладони на закрытые глаза. Длительность 20-30 секунд.

12. В положении сидя: тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек., снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.

13. И.п. - стоя (сидя) перевод взгляда с близкого на дальнее расстояние (двумя глазами).

14. И.п. - стоя (сидя) поочередный перевод взгляда из угла в угол спортзала.

15. И.п. - сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги приподнять. «Ножницы» - окрестные движения ногами, смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать.

16. И.п. - то же, поочередно поднимать и опускать ноги, смотреть на носок.

17. И.п. - то же. Махи ногами поочередно вправо, влево, вверх - вниз.

18. И.п. - то же. Круговые движения ногой.

19. И.п. - лежа на спине, руки в стороны, а в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди, переложить мяч в левую руку, вернуться в И.п. Смотреть на мяч.

20. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку вверх и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же другой рукой, смотреть на мяч. При поднимании руки - вдох, при опускании - выдох.

21. И.п. - лежа на спине, руки вперед в стороны. Окрестные движения прямыми руками 15-20 сек. Следить за движением кисти одной, затем другой руки.

22. И.п. - лежа на спине, руки вперед в стороны. Махи одной ногой к разноименной руке, 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Мах выполнять быстро. Во время маха - выдох.


Приложение №2

Физкультурные минутки с целью профилактики нарушений зрения

1. Глазки видят всё вокруг

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец, вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

2.«Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо)

Ах, как солнце высоко.

(Посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками)

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

(Посмотреть по дуге вверх - вправо и вверх - влево)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)


3. «Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох)

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

4. «Руки за спину, головки назад»

Руки за спину, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться)

Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх)

Головки опустим — на парту гляди. (Вниз)

И снова наверх — где там муха летит? (Вверх)

Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам)

И снова читаем. Немного еще.

5. Упражнения с движением

Показывают сначала левый глаз, потом - правый. Берутся сначала за мочку левого уха, потом правого.

Левой рукой показывают рот, правой — нос. Левую ладошку кладут на спину, правую — на живот.

Протягивают обе руки, потом два раза хлопают. Кладут ладони на бедра, потом два раза топают. Правой ладонью проводят по лбу.

6. «Мы ладонь к глазам приставим»

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Текст стихотворения сопровождается движениями педагога и ребенка.


7. «Стрекоза»

Вот какая стрекоза,

Как горошины глаза.

Влево — вправо, назад — вперед.

Ну, совсем как вертолет.

(Встать. Показать на уровне глаз большим и указательным пальцами глаза стрекозы. Повернуть голову вправо, влево. Руки на пояс, повороты туловищем вправо, влево. Исходное положение. Руки в стороны, голову опустить вниз, поднять вверх. Выполнить 3-4 раза).

8. «Сова»

В лесу темно,

Все спят давно.

(Дети изображают спящих)

Все птицы спят…

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

(Дети делают взмахи руками)

Совушка — сова,

Большая голова.

На суку сидит,

Головой вертит.

(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево)

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит.

(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте)


Приложение №3

Характеристика зрительных нарушений у детей

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Спазм аккомодации Аккомодация глаз является одной из важнейших функций органа зрения - это особый механизм устойчивого фокусирования взгляда с возможностью настраивать силу преломления лучей света на предметах. Зрительная аккомодация дает человеку возможность с оптимальной четкостью воспринимать предметы, расположенные на разных расстояниях от глаз.

Процесс аккомодации осуществляется специальной эластичной линзой – хрусталиком и управляющей им ресничной (цилиарной) мышцей.

При необходимости рассмотреть предметы вдали: цилиарная мышца расслабляется и хрусталик становиться более плоским, а при рассмотрении предметов вблизи - ресничная мышца напрягается и делает хрусталик более выпуклым. При спазме аккомодации происходит нарушение правильного функционирования цилиарной мышцы, отмечается ее периодическое напряжение, поэтому отсутствует регуляция кривизны хрусталика. Спазм ресничной мышцы и отсутствие ее расслабления вызывает у человека снижение остроты зрения и плохое различение предметов, расположенных на расстоянии.

Близорукость. Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко. Близорукость (миопия) - нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные на близком расстоянии, и плохо - предметы, удаленные от него. Встречается близорукость чрезвычайно часто: по статистике, ею страдает каждый третий житель Земли. Обычно болезнь начинает развиваться в возрасте от 7 до 15 лет, а затем либо усугубляется, либо сохраняется на прежнем уровне.

Развитию близорукости способствуют:

-наследственная предрасположенность;

-чрезмерная нагрузка на глаза: чтение в движущемся транспорте или в темноте, долгое сидение за компьютером и у телевизора;

-ослабление или перенапряжение глазных мышц;

-родовые травмы и травмы головного мозга.


Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм. Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников занимает близорукость.

Степень участия зрительного анализатора в процессе школьных занятий очень велика. А в школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения.

Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза. Между тем, к сожалению, именно в школьном возрасте у детей появляются зрительные расстройства и в первую очередь, близорукость. Зрение дошкольников и школьников является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность - увеличение числа учащихся. С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. Это имеет особое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно с профилактических позиций.

Профилактика нарушений зрения подразделяется на:

  • первичную - предупреждение возникновения нарушений зрения;
  • вторичную - предупреждение прогрессирования уже имеющихся нарушений зрения.

Приложение №4

Беседа №1

Профилактика нарушений зрения у детей. Беседы для родителей

Зрение ребенка подвергается усиленным нагрузкам, которые дополняются просмотром мультфильмов и затяжными компьютерными играми. В дошкольный период жизни развитие еще не полностью сформированных органов зрения очень легко нарушить, особенно если отсутствует режим труда и отдыха. Как правило, так и происходит: по статистике Всемирной организации здравоохранения, каждый четвертый ребенок дошкольного возраста имеет те или иные заболевания глаз, среди которых наиболее распространена близорукость. По убеждению врачей, проблемы со зрением лишь в некоторых случаях носят наследственный характер – большинство детей страдают по вине родителей, неправильно выстроивших режим дня. Чтобы сохранить зрение острым, снизить риск появления глазных болезней, офтальмологи советуют принять во внимание несколько основных правил. Не отдавайте в школу раньше 7 лет. Специалисты не рекомендуют подвергать детей школьным нагрузкам раньше, чем будет сформирована цилиарная мышца глаз, отвечающая за способность видеть предметы на разных расстояниях. Ее развитие, как правило, заканчивается к 7-8 годам, а до этого возраста испытывать ее на прочность не стоит. Ведь, согласно статистике, среди детей, ставших первоклассниками в 6-летнем возрасте, близоруких в два раза больше, чем среди школьников, отправившихся в первый класс в 7 или 8 лет. Выполняйте упражнения ежедневно по 5–7 минут, постепенно увеличивая скорость продвижения взгляда по лабиринту – фиксируйте ваши рекорды. Продвигайтесь по лабиринтам, начиная движение то с одной, то, с другой стороны.

Беседа №2 

Профилактика нарушений зрения у детей. Советы родителям

I. Правильная организация рабочего места школьника

Посадка за рабочим столом. Каждый школьник нуждается в постоянном месте за собственным или общим столом для выполнения письменных заданий и чтения. Рабочее место должно быть таким, чтобы школьник мог свободно расположиться с учебниками и тетрадями. Правильная посадка школьника обеспечивает нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке хорошей осанки. Индивидуальный специальный стол-парта с наклонной поверхностью – оптимален для детей. Размеры стола и стула должны соответствовать росту учащегося, в противном случае происходит быстрое утомление мышц, ребенок не может сохранять правильную позу за столом во время выполнения заданий. При работе школьника за общим столом разница в высоте стола от пола и высоте стула от пола должна быть не более 27 см и не менее 21 см. При правильной посадке 2/3 бедра школьника помещаются на сиденье стула, ноги согнуты под прямым углом в тазобедренных и коленных суставах, ступни опираются о пол или специальную подставку, оба предплечья свободно лежат на столе, плечи находятся на одном уровне, спина ребенка должна опираться на спинку стула. Между грудной клеткой и краем стола должно быть расстояние, равное ширине ладони школьника, расстояние от глаз до книги или тетради – не менее 30–35 см.

Освещение рабочей зоны. Обязательным условием работы на близком расстоянии является хорошее освещение. Наиболее благоприятные условия создаются при дневном свете, поэтому лучше стол школьника расположить у окна. Этим можно обеспечить и лучшую освещенность, и возможность периодически смотреть вдаль для снятия зрительного напряжения. Для освещения жилых помещений лучше применять лампы белого цвета, которые имитируют естественный свет и создают хорошие условия для глаз. Для облегчения работы на близком расстоянии нужно обязательно пользоваться местным освещением, то есть настольной лампой. Она должна находиться слева для правшей (для левшей – справа) и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цвета. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не выключается общее освещение в комнате. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещенной тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет – появляется чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать подолгу изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомодационной мышцы, т. е. создаются предпосылки для развития близорукости.

II. Правила чтения и письма

  1. Нельзя заставлять ребенка читать и писать до 6 лет, если у него нет желания!
  2. Читать и писать только за столом. Нельзя читать лежа! Нельзя читать в транспорте!
  3. Правильная посадка за столом и хорошая освещенность рабочего места. Свет должен падать на страницы сверху и слева (для правшей).
  4. Расстояние от книги или тетради до глаз не менее 30–35 см. Не допускать низкого наклона головы за столом!
  5. Активная зрительная нагрузка (чтение, письмо, рисование) каждые 20–30 минут должна прерываться на 10–15 минут на физическую активность или смену зрительной деятельности (посмотреть в даль, закрыть глаза, походить и т.д.).
  6. Обязательно должен быть зрительный отдых в течение 1–1,5 часа после классных занятий перед выполнением домашних заданий!
  7. Книги должны быть напечатаны на качественной бумаге с крупным текстом, яркими иллюстрациями. Избегать книг с мелким шрифтом, без иллюстраций, бледными буквами и картинками. Для того чтобы текст можно было хорошо и без затруднений читать, необходимо иметь хорошую контрастность с фоном. Как было установлено исследованиями, черный текст на белом фоне читается гораздо легче, так как бело-черное сочетание обеспечивает оптимальный контраст. При этом происходит более легкое усвоение информации. При чтении текста на других фонах (цветных), внимание человека отвлекается на обработку цветовой информации.
  8. Во время чтения и письма необходимо чаще моргать. Проще это делать в конце каждой строки!
  9. Для снятия зрительного напряжения в конце каждого абзаца полезно закрывать глаза на 1–2 секунды или посмотреть вдаль на какой-либо предмет.

III. Правила «общения» ребенка с компьютером

1. Офтальмологи не рекомендуют разрешать детям дошкольного возраста пользоваться компьютером. Сегодня для многих родителей это становится невыполнимой задачей. Однако если в семье есть наследственная предрасположенность к близорукости, то необходимо быть категоричными и не разрешать ребенку проводить время за компьютером. Ученикам первого и второго класса постепенно можно разрешать сидеть за компьютером по 15–20 минут, детям старше 10 лет до 1,5 часов в день.

2. При оборудовании рабочего места необходимо установить монитор на специальном компьютерном столике, экран не должен располагаться напротив окна или других прямых источников света, дающих блики на экране.

3. Мебель должна быть подобрана по росту ребенка. Рабочее кресло должно иметь подлокотники и регулироваться по высоте, углам наклона сидения и спинки.

4. Экран монитора оптимально должен находиться на расстоянии 60–70 см от глаз ребенка (не ближе 50 см) и на 15–30 градусов ниже уровня глаз, то есть пользователь смотрит на экран несколько сверху вниз.

5. Через каждые 25–30 минут работы следует делать перерывы на 5–10 минут, в течение которых обязательны упражнения для снятия зрительного напряжения и какая-либо физическая активность.

6. Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером (особенно с мониторами старого образца) рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблесков и подавляют вредную часть синего спектра света монитора.


IV. Правила «общения» ребенка с телевизором

Одним из неотъемлемых компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Однако, при всем их культурном и обучающем значении, они должны быть регламентированы с позиции гигиены, так как являются дополнительной нагрузкой для глаз школьников. Поэтому, составляя режим дня, очень важно стремиться к созданию оптимальных условий, с тем, чтобы телевизор не увеличивал накопившееся за день утомление, а наряду с пользой максимально способствовал отдыху детей.

1. Маленьким детям до двухлетнего возраста вообще не рекомендуется смотреть телевизор. Детям от двух до семи лет нельзя разрешать смотреть телевизор дольше 40 минут в день, старше семи лет – более 1,5 часов в день. При этом необходимо делать перерывы на 15–20 минут через каждые полчаса.

2. Наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при чрезмерном приближении глаз к экрану телевизора. По современным представлениям, расстояние до телевизора должно быть не меньше пяти диагоналей экрана. Например, если диагональ телевизора 72 см, то расстояние от экрана до глаз ребенка должен быть 72 х 5 = 360 см или 3,6 м. Если комната не позволяет этого сделать, то необходимо использовать телевизор с меньшим экраном. Сидеть дальше 5 м от телевизора не рекомендуется. Ребенок должен сидеть не сбоку, а прямо перед экраном в удобной позе на диване или в кресле, с опорой на спинку. Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего человека или чуть ниже. Не следует смотреть телевизор в положении лежа или сидя на полу.

3. При просмотре телевизора необходимо создать адекватное освещение в комнате. Если смотреть телепередачи в темноте, глаза приспосабливаются к ней, чувствительность их возрастает, и мы видим на экране больше деталей и оттенков, но через некоторое время сказывается большая разница между ярким свечением экрана телевизора и темным фоном комнаты – глаза быстро устают. Лучше всего, если комната освещена верхним светом или настольной лампой, торшером, не находящимися в поле зрения и не отражающимися на экране телевизора. Днем телевизор следует смотреть в незатемненной комнате и лишь в солнечные дни следует закрывать окна легкими шторами, так как яркий солнечный свет, попадая на экран, значительно уменьшает контрастность изображения, ухудшает видимость, что создает дополнительное зрительное напряжение. С позиции профилактики зрительного утомления, очень важно не концентрировать внимание в течение длительного периода на экране телевизора. Время от времени следует переключать взор на другие предметы, окружающие вас, чтобы дать отдых глазам.


V. Виды физической активности, способствующие сохранению зрения и профилактике близорукости

Ребенок обязательно должен много двигаться и проводить хотя бы 1,5–2 часа в день на улице, для того чтобы иметь возможность смотреть вдаль.

Физическая активность снимает зрительное утомление, улучшает кровоснабжение тканей глаза, способствует профилактике близорукости и препятствует ее прогрессированию. Самое лучшее для поддержания регулярной двигательной активности – записать ребенка в спортивную секцию. Для сохранения хорошего зрения полезны такие виды спорта, как плавание, лыжи, коньки, бадминтон, теннис, волейбол и футбол. Игры с двигающимся мячом тренируют ресничную мышцу, то есть аккомодационную способность глаза, ведь во время игры нужно все время смотреть и вдаль, и вблизи.

VI. Пальминг (экранирование)

Перевод взгляда. Периодически (через каждые 30-40 минут) переводите взгляд с изображения на стекле окна (можно нарисовать фломастером на стекле любую букву) вдаль. Длительность 20-30 секунд по 8-10 раз. Массаж областей вокруг глаз легким касанием кожи. Вращение глаз по часовой стрелке и против по 15-20 секунд.  Снятие статического напряжения глазных мышц с помощью видеотренажера. Это особый класс новых технических устройств для тренировки основных зрительных функций человека. Значение этих приспособлений велико: они позволяют противостоять гиподинамии, стимулируют кровообращение в области глаза и мозга. Эти тренажеры осуществляя своеобразный «оптический массаж» мышц, предотвращают прогрессирование как близорукости, так и дальнозоркости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация – практикум для родителей «Профилактика нарушения зрения у дошкольников».

Целью данной консультации является знакомство родителей с гимнастикой для глаз иразучивание комплекса упражнений для сохранения зрения у детей.Очень часто мы корим себя за то, что не сделали что-то во...

профилактика нарушения зрения

в статье отражена профилактика нарушения зрения, особенно для детей подготовительной группы...

Консультация для родителей "Профилактика нарушения зрения у дошкольников"

В данной консультации приведены упражнения, способствующие коррекции нарушения зрения у дошкольников....

Консультация для родителей Профилактика нарушения зрения у дошкольников Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей  Профилактика нарушения зрения у дошкольников " Гимнастика для глаз" Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Профилактика нарушений зрения у детей

Несколько простых рекомендаций для того, чтобы у детей не было проблем со зрением....

Проект Профилактика нарушений зрения и развитие мелкой моторики рук у детей дошколного возраста

Профилактика нарушений зрения и развитие мелкой моторики рук у детей дошколного возраста...

Консультация для родителей "Профилактика нарушения зрения"

Ребенок невсегда может в полной мере оценить важность такого дара, как зрение. Родителям очень важно проводить профилактические мероприятия, направленные на сохранение хорошего зрения у детей....