Картотека подвижных игр для детей раннего и младшего возраста
картотека по физкультуре (младшая группа)

Ганиева Альбина Витальевна

Подвижные игры занимают большое место в жизни маленького ре­бенка. В них детям приходится проделывать разнообразные движения: ходить в разных условиях, бегать, прыгать, бросать, лазать и т. п. Вы­полняя данные движения, малыши обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве. У них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость. Благодаря разнообразию движений в играх весь организм ребенка вовлекается в работу: учащается сердцебиение, углубляется дыхание, усиливается обмен веществ, что в целом оздоравливает его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnyh_igr.docx205.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад №36 «Васильки» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

Картотека подвижных игр

 для детей второй группы раннего возраста

Подготовила: Ганиева Альбина Витальевна

воспитатель

I квалификационной категории

2019 год

Подвижные игры занимают большое место в жизни маленького ребенка. В них детям приходится проделывать разнообразные движения: ходить в разных условиях, бегать, прыгать, бросать, лазать и т. п. Выполняя данные движения, малыши обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве. У них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость. Благодаря разнообразию движений в играх весь организм ребенка вовлекается в работу: учащается сердцебиение, углубляется дыхание, усиливается обмен веществ, что в целом оздоравливает его.

В играх детям приходится согласовывать свои движения с движениями других детей, выполнять несложные правила, например, выполнять движения в соответствии с текстом игры, убегать только после определенных слов и т. п. Это дисциплинирует малышей, воспитывает выдержку, внимание.

Большое значение подвижная игра имеет и для умственного развития. В играх обогащается кругозор детей, уточняются, закрепляются

имеющиеся у них знания, представления об окружающем, о свойствах предметов. Особенно ценно, что малыши не только уточняют, обогащают свои представления об окружающем, но и одномоментно действуют, изображая зайчика, медведя, мышку, самолет и т. п. Все это развивает воображение, инициативу, сообразительность у детей.

Таким образом, подвижные игры имеют огромное значение для всестороннего развития ребенка раннего возраста.

Мы обеспечиваем правильное руководство играм. Прежде всего, важно правильно выбрать игру с учетом не только возраста ребенка, но и фактического уровня развития, здоровья. Мы-воспитатели знаем, с какой целью мы хотим провести игру. Например, повысить двигательную активность или, наоборот, успокоить детей, а иногда просто позабавить их. В зависимости от цели подбираем игру. В большинстве случаев лучше начать игру с теми детьми, которые находятся рядом. Постепенно остальные ребята заинтересуются и тоже включатся в игру. Можно заинтересовать детей небольшим рассказом, связанным с содержанием игры. Воспитатель в начале игры говорит только самое главное, чтобы начать игру, привлечь внимание детей. В процессе игры дополняя рассказ и действуя вместе с детьми, берем на себя главную роль.

Продолжительность подвижных игр ориентировочно может быть от 5—8 минут (второй год жизни) до 10—15 минут (третий год жизни). Количество повторов — 3—5 раз с учетом возраста, уровня здоровья, характера двигательных заданий, настроения детей. Одна и та же подвижная игра может повторяться до тех пор, пока малыши не освоят ее. Затем мы вносит в игру усложнение: изменяя условия проведения, вводим новые или дополнительные пособия, включая дополнительные задания, увеличиваем расстояние и время ходьбы, бега в соответствии с возможностями детей раннего возраста.

При проведении игр важно осуществлять индивидуально-дифференцированный подход. В связи с этим возможны вариативные двигательные задания для детей одного возраста. Например, в игре с одним и тем же сюжетом одному ребенку предлагаем просто пройти к кукле по дорожке, а другому — по дорожке с перешагиванием через предметы, одному ребенку прыгать через ручеек, расстояние которого 10—15 см, для другого же малыша это расстояние составит 15—25 см.

Проводим подвижные игры на свежем воздухе. Игры, в которых участвуют все дети группы, лучше проводить в начале прогулки, а игры с небольшими подгруппами можно проводить в течение всей прогулки.

Важно, чтобы каждый ребенок в течение дня принял участие в подвижной игре, организованный нами.

В дни, когда проводятся физкультурные, музыкальные занятия, на прогулке проводятся игры малой или средней подвижности. Во второй половине дня можно проводить игры разной подвижности в зависимости от состояния детей.

Мы предлагаем серию подвижных игр, которые могут быть использованы на физкультурных занятиях и в повседневной жизни.

Для второй группы раннего возраста

Упражнения с ходьбой и бегом

Цель. Учить детей ходить и бегать небольшими группами, а затем и всей группой в определенном направлении, друг за другом, врассыпную, по ограниченной площади; развивать у них чувство равновесия, ловкость, координацию движений.

Принеси игрушку

Воспитатель просит кого-нибудь из детей принести игрушку, положенную заранее на стул в противоположном конце комнаты. Когда ребенок принесет игрушку, воспитатель благодарит его, предлагает рассмотреть и назвать игрушку, а затем просит отнести ее на место. Следующему ребенку предлагается принести другую игрушку.

Указания к проведению. Упражнение можно организовать и для группы детей. В этом случае воспитатель раскладывает на противоположной стороне комнаты различные игрушки (колечки, кубики, флажки) по числу участвующих в игре детей и просит одновременно всех играющих пойти и принести по одной игрушке, а затем отнести их на место. Предметы нужно положить на видных местах, не слишком близко один от другого, чтобы малыши, приближаясь к ним, не сталкивались. Можно усложнить задание, предложив каждому играющему принести определенную игрушку.

Педагог должен следить за выполнением своего требования.

Дети могут идти или бежать за игрушкой только по указанию воспитателя.

К куклам в гости

Дети сидят на стульях, расставленных вдоль одной из стен комнаты. Воспитатель говорит им, что сейчас они пойдут в гости к куклам. Дети встают со стульев и вместе с воспитателем медленно идут в кукольный уголок. Они здороваются с куклами, разговаривают с ними, а когда воспитатель скажет: "Уже поздно, пора домой", поворачиваются и уходят, каждый садится на свой стул.

Указания к проведению. Несколько кукол перед началом игры можно расположить в другом месте комнаты. При повторении игры дети навещают и этих кукол. По разрешению воспитателя они могут взять их, погулять с ними, поплясать, затем посадить на место и вернуться на свои стулья.

Догони мяч

Дети играют в комнате или на площадке. Воспитатель подзывает к себе нескольких и предлагает им побегать за мячом, поиграть с ним. Он раскатывает мячи в разных направлениях, а каждый ребенок бежит за мячом, ловит его и приносит воспитателю, который снова бросает мячи, но уже в другом направлении.

Чтобы мячик догнать, надо быстро бежать!
Чтобы мячик догнать, надо быстро бежать!

Указания к проведению. Играть могут одновременно от 1 до 6-8 детей. Вместо мячей можно использовать разноцветные пластмассовые шары, резиновые кольца, небольшие обручи.

Воспитатель, дав задание нескольким детям бежать за мячами, раскатывает все мячи сразу. Малыши способны с увлечением бегать за катящимися мячами много раз подряд, поэтому педагог должен привлекать к выполнению упражнения группы детей поочередно. Количество одновременно играющих детей увеличивается постепенно.

По тропинке

На полу или на земле (асфальте) на расстоянии 25 - 30 см друг от друга проводят две параллельные линии (или кладут две веревки, шнура) длиной 2,5-3 м. Воспитатель говорит детям, что это тропинка, по которой они пойдут гулять. Дети медленно идут друг за другом по тропинке туда и обратно.

Указания к проведению. Дети должны идти осторожно, стараться не наступать на линии, не мешать друг другу, не наталкиваться на идущего впереди. Ширину и длину тропинки воспитатель может увеличить или уменьшить в зависимости от возможностей детей.

По длинной извилистой дорожке

Воспитатель раскладывает на полу зигзагообразно шнур длиной 5-6 м - это дорожка, по которой нужно пройти до конца.

Очень трудная дорога!
Очень трудная дорога!

Указания к проведению. Детям будет интереснее выполнять упражнение, если на другом конце дорожки положить какой-либо интересный для них предмет: мишку, куколку, погремушку, птичку и т. п. От того, что находится в конце дорожки, будет зависеть и задание: пойти погладить мишку, покормить птичку, погреметь погремушкой.

Воспитатель следит, чтобы, идя, дети старались наступать на шнур, веревку. Если кто-либо из малышей испытывает затруднения, воспитатель должен помочь ему, поддержать за руку, подбодрить. Дети должны идти спокойно, не спеша.

Через ручеек (По мостику)

Воспитатель чертит на земле две линии (в помещении можно использовать шнур) - это река. Затем кладет через нее доску (длиной 2-3 м, шириной 25-30 см) - это мостик. Дети должны по мостику перейти на другой берег реки.

Указания к проведению. Воспитатель говорит детям, чтобы они шли по мостику осторожно, не оступились и не намочили ног. Когда всё дети переберутся на другой берег, можно предложить им погулять там, собрать цветы - разбросанные по полу разноцветные лоскутки. По сигналу воспитателя малыши должны возвратиться по мостику обратно.

При повторении упражнение можно усложнить, приподняв доску на небольшую высоту или составив мостик из 2-3 ящиков высотой 10 см. Можно предложить детям пробежать по мостику.

Кто тише?

Дети идут гурьбой вместе с воспитателем с одного конца комнаты (площадки) на другой. Воспитатель предлагает им пройти тихо-тихо, на носочках, так, чтобы их не было слышно. Малыши продолжают идти на носочках, стараясь пройти как можно тише.

Осторожно идем по мостику, чтобы не оступиться и не намочить ног.

Осторожно идем по мостику, чтобы не оступиться и не намочить ног
Осторожно идем по мостику, чтобы не оступиться и не намочить ног

Указания к проведению. Ходьба на носочках полезна, так как укрепляет свод стопы ребенка. Однако это упражнение довольно трудно. Многие дети, выполняя его, втягивают голову в плечи - им кажется, что в этом случае они идут тише. Воспитатель должен следить за правильной осанкой малышей и за тем, чтобы они не утомились.

Перешагни через палку

На пол посередине комнаты кладут 2-3 палки на расстоянии 1 м одна от другой. Дети становятся в 2-3 шагах от палок лицом к ним. На противоположной стороне комнаты стоит стул, на котором лежит флажок или погремушка. По указанию воспитателя ребенок идет, перешагивая через палки, к стулу, поднимает флажок и машет им, затем кладет флажок на стул и возвращается обратно.

Указания к проведению. Это упражнение дети выполняют по очереди. Если после нескольких повторений малыши будут быстро и уверенно выполнять упражнение, его можно усложнить - увеличить количество палок до 5. Можно использовать для перешагивания обручи, плоские, бруски.

По камушкам через ручеек

Положить на пол деревянный ящик (шириной 40 см, длиной 60 см, высотой 10-15 см). Это камушек, по которому надо перейти ручеек, чтобы не намочить ног. Воспитатель предлагает ребенку дойти до ящика, встать на него, потом сойти, но уже с другой стороны, и вернуться обратно.

Указания к проведению. При повторении упражнения можно положить на пол 2-3 ящика на расстоянии 1 м один от другого. Ребенок должен подняться на каждый ящик и спуститься с него спокойно, не спрыгивать. Упражнение выполняется детьми поочередно.

У медведя во бору

Задачи. Совершенствовать бег в одном и разных направлениях. Развивать воображение. Поощрять самостоятельные действия детей.

Содержание игры. В лесу сидит медведь. Роль медведя вначале может выполнять взрослый, например, помощник воспитателя. Когда дети хорошо освоят игру, можно на роль медведя выбрать ребенка.

На противоположной стороне леса живут дети. Воспитатель говорит: «Пойдемте, дети, гулять, грибы, ягоды собирать». Дети идут в лес, имитируя сбор грибов, ягод. Воспитатель читает стихотворение: «У медведя во бору.  А медведь сидит

Грибы, ягоды беру,             И на нас рычит».

Когда воспитатель скажет последние слова текста, медведь с рычанием выбегает из берлоги, а дети убегают домой. 

Беги ко мне

Цель: Развить умение детей действовать по сигналу педагога, бежать в прямом направлении одновременно всей группой.

 

Ход игры: Воспитатель предлагает детям встать на одной стороне зала. Так, чтобы не мешать друг другу, а сам переходит на противоположную сторону зала и говорит: «Лужи высохли, бегите ко мне, все бегите!» Дети бегут, воспитатель приветливо встречает их, широко раскрыв руки. Когда малыши соберутся, педагог переходит на другую сторону зала и вновь говорит: «Бегите ко мне!»

Упражнения с ползанием и лазаньем

Цель. Совершенствовать у детей навыки ползания, побуждать их к этому движению, учить переползать препятствие, проползать под ним, не задевая; упражнять в ползании по ограниченной площади; развивать навыки лазанья, воспитывать смелость и ловкость.

Доползи до погремушки

Дети сидят на стульях, поставленных вдоль одной из стен комнаты. Перед ними на расстоянии 3-4 м на пол положен флажок или погремушка. Воспитатель вызывает кого-нибудь из детей и предлагает ему на четвереньках доползти до погремушки, взять ее, встать и погреметь (или помахать флажком над головой), затем положить погремушку на пол и вернуться на свое место.

Указания к проведению. Выполнять упражнение могут сразу несколько детей. Тогда количество игрушек должно соответствовать количеству детей. Задание погреметь погремушкой, помахать флажком вызывает у малышей стремление доползти до цели как можно быстрее. Но в этом случае часто снижается качество движений: ребенок спешит, нарушается координация движений; поэтому воспитателю не следует специально направлять внимание детей на быстроту передвижения.

Поскольку ползание происходит при согнутом положении тела, после него полезно активное выпрямление.

Упражнение с ползанием целесообразно завершить такими заданиями, которые делают выпрямление необходимым, например: помахать флажком над головой, погреметь погремушкой, положить мяч в сетку, подвешенную несколько выше роста ребенка, надеть кольцо на приподнятую воспитателем палочку.

Перелезь через бревно

Организация детей при выполнении этого упражнения аналогична предыдущим. Препятствием, которое ребенку следует преодолеть, служит бревно: через него он должен перелезть на четвереньках по пути к игрушке.

Ох, как трудно добираться до мишки!
Ох, как трудно добираться до мишки!

Указания к проведению. Препятствием могут служить также скамейка, продолговатый ящик, бруски крупного строительного материала. Упражнение могут, выполнять одновременно и несколько детей.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети, приблизившись к препятствию, не вставали, а переползали через него на четвереньках.

Будь осторожен

Дети сидят на стульях. Перед ними поставлена гимнастическая скамейка. Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей подойти к концу скамейки, стать на нее на четвереньки (опираясь на колени и ладони) и проползти до конца, придерживаясь за ее края. На конце скамейки ребенок должен встать и сойти с нее.

Указания к проведению. Воспитатель помогает детям, подбадривает, поддерживает их. Упражнение можно проводить и на наклонной доске, причем ползти можно вверх и вниз.

Упражнения с бросанием и ловлей

Цель. Учить детей прокатывать мячи, шары, обручи в нужном направлении, совершенствовать навык отталкивания мяча при катании; учить бросать мяч в определенном направлении и ловить его, развивать элементарные навыки попадания в цель, развивать глазомер, ловкость, координацию движений; приучать ориентироваться в комнате, на площадке; совершенствовать умения действовать с различными предметами: переносить их, прокатывать, бросать, ловить, укреплять мелкую мускулатуру кистей рук.

Мяч в кругу

Дети садятся на пол в кружок и сначала по указанию воспитателя, а затем и по желанию перекатывают мяч от одного к другому.

Указания к проведению. Воспитатель стоит вне круга и подсказывает, кому катить мяч, объясняет, что мяч надо отталкивать двумя руками посильнее, показывает, как лучше это сделать, подает мяч детям, если он выкатился из круга.

Прокати мяч

Дети садятся на пол в круг или полукруг; воспитатель, держа мяч в руках, становится в центр круга или напротив сидящих полукругом детей. Он катит мяч каждому ребенку по очереди. Дети ловят мяч, затем катят его к воспитателю.

Учимся катать обруч
Учимся катать обруч

Указания к проведению. Когда дети хорошо усвоят это упражнение, вместо воспитателя в центре круга может находиться кто-нибудь из них. Малыши, сидя на полу, могут держать ноги врозь или скрестив их перед собой.

Бери мяч

Дети становятся в кружок на расстоянии вытянутых в стороны рук. Упражнение состоит в том, чтобы передавать большой мяч из рук в руки соседу. Мяч надо передавать и брать двумя руками.

Указания к проведению. Дети третьего года жизни еще недостаточно ориентируются в направлении движения, поэтому воспитатель подсказывает им: "Оля, повернись к Шурику и отдай ему мячик. А ты, Шурик, отдай мяч Вове" и т. д. Воспитатель следит, чтобы дети, поворачиваясь, стояли на месте, не переступали ногами.

Прокати обруч

Ребенок стоит лицом к воспитателю на расстоянии 3-4 шагов от него и держит обруч. Он катит обруч воспитателю, а затем ловит обруч, направленный воспитателем.

Указания к проведению. Воспитатель предварительно показывает, как поставить обруч и как оттолкнуть его, чтобы он покатился. Сначала ребенок выполняет упражнение в паре с воспитателем, а затем это же упражнение могут делать двое детей. Если они справляются с заданием, воспитатель может лишь наблюдать, изредка давая указания, как еще лучше выполнить задание.

Попади в воротца

Дети сидят на скамейке. По очереди они встают и подходят к обозначенному воспитателем месту, впереди которого на расстоянии 2-3 шагов стоят воротца - дуги. Ребенок наклоняется, берет один из лежащих на полу мячей и прокатывает его, стараясь попасть в воротца. Прокатив 3-4 мяча, ребенок идет и собирает их.

Указания к проведению. Мяч можно отталкивать одной и двумя руками. Одновременно могут выполнять упражнение 2-3 ребенка, для этого необходимо иметь 2-3 дуги. Когда дети освоят попадание в воротца, можно усложнить задание, например, предложить сбивать кегли и т. п.

Скати с горочки

На кубик или сиденье детского стульчика одним концом нужно положить доску - получается горочка. У приподнятого конца доски (на полу или на сиденье стула) приготовить 3-4 шарика или небольших мячика. Ребенок берет их и скатывает с горочки по очереди, один за другим, затем он идет, собирает шарики и снова скатывает их.

Указания к проведению. Воспитатель может привлекать к участию в упражнении не больше 2-3 детей одновременно.

Целься вернее

Дети становятся в круг, каждый ребенок держит в руке маленький мяч или мешочек с песком. В центре круга стоит ящик или большая корзина (расстояние от цели до детей не более 1,5-2 м).

По сигналу воспитателя дети бросают предметы, которые находятся у них в руках, в ящик, затем подходят к нему, достают брошенные предметы, возвращаются на свои места и повторяют упражнение несколько раз.

Указания к проведению. Упражнение одновременно могут выполнять не более 8-10 детей.

Если ребенок не попал в цель, он поднимает только брошенный им предмет.

При метании в цель большинство детей бросают предмет одной рукой от плеча. Им следует показать и другой способ метания - одной рукой снизу, так как этим способом им легче попасть в цель.

Детям нравится, когда брошенный ими предмет попадает в действительную, а не в условную цель. Лучше всего, если предмет может в ней задерживаться (корзина, сетка).

Для упражнений в метании на участке во время прогулки можно использовать камешки, шишки, забрасывая их в канавки, ямки и т. п.

Упражнения с подпрыгиванием и прыжками

Цель. Учить детей подпрыгивать на двух ногах, мягко приземляясь, перепрыгивать через шнур, спрыгивать с невысоких предметов, внимательно слушать сигналы, выполнять движения в соответствии с сигналами или текстом, который произносит воспитатель.

Подпрыгни до ладони

Воспитатель зовет к себе то одного, то другого ребенка и предлагает подпрыгнуть повыше, чтобы достать головой до его ладони.

Указания к проведению. Упражнение выполняется индивидуально с каждым ребенком. Руку надо держать на небольшом расстоянии от головы ребенка. Если малыш подпрыгивает до ладони без затруднения, воспитатель может поднять ее повыше. Упражнения в подпрыгивании должны выполняться в легкой обуви (тапочках, чешках).

Можно предложить малышам попрыгать как мячики или как зайчики. В таком упражнении могут участвовать несколько детей. Воспитатель показывает и подсказывает, что надо повыше подпрыгивать и мягко опускаться на пол.

Прыгни через шнур

Дети сидят на стульях. Воспитатель кладет на пол цветной шнур (длиной 3-4 м). Дети (6-8 человек) подходят к шнуру и по сигналу воспитателя стараются перепрыгнуть через него.

Далеко прыгают дети!
Далеко прыгают дети!

Указания к проведению. Можно положить 2-3 шнура разного цвета на небольшом расстоянии один от другого. Дети, перепрыгнув через один шнур, подходят к другому, прыгают через него.

Однако не следует малышам этого возраста предлагать большего количества упражнений на прыжки. Простейшие подскоки и прыжки дети третьего года жизни с большим интересом выполняют в сюжетных играх. По ходу игры ребенок несколько раз может легко подпрыгнуть и спрыгивать, не сосредоточивая внимания на этих движениях.

Мой весёлый звонкий мяч

Воспитатель показывает детям как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой о землю. Затем просит детей попрыгать высоко, как мячики: - Мой весёлый. звонкий мяч, Ты куда пустился вскач? Красный, жёлтый, голубой, Не угнаться за тобой. - Сейчас догоню, - дети перестают прыгать и убегают от воспитателя, который ловит детей.

Заинька

Задачи. Приучать детей слушать пение, понимать содержание и выполнять движения в соответствии с текстом песни. Вызывать подражание взрослому:

Содержание игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг, поет песенку и показывает движения:

«Заинька, топни ножкой,                  Вот так, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой!          Вот так, топни ножкой!»

Дети, стоя по кругу, топают ножками, руки при этом держат на поясе.
«Заинька, бей в ладоши,                 Вот так, бей в ладоши,

Серенький, бей в ладоши!        Вот так, бей в ладоши!»

Дети хлопают в ладоши.

«Заинька, повернись,                 Вот так, повернись,

Серенький, повернись!              Вот так, повернись!»

Дети поворачиваются 1—2 раза, руки держат на поясе.
«Заинька, попляши,                      Вот так, попляши!»

Серенький, попляши!                Вот так, попляши,

Дети подпрыгивают на двух ногах, кто как может.

«Заинька, поклонись,                Вот так, поклонись,

Серенький, поклонись!             Вот так, поклонись!»

Дети кланяются, разводя руки в стороны.

При проведении игры количество куплетов можно сократить, особенно тогда, когда игра еще недостаточно знакома детям. Вначале можно взять только первый, второй и четвертый куплеты. В дальнейшем дети исполняют все пять куплетов. Кроме того,, когда дети хорошо будут знать содержание песенки, можно выбрать одного ребенка — Заиньку, который становится в середину круга и выполняет все движения по тексту песенки.

Роль Заиньки нужно поручить смелому и активному ребенку, который не будет смущаться, выполняя движения. Если введена роль Заиньки, можно добавить еще один куплет:

«Заинька, выбирай,        Вот так, выбирай,

Серенький, выбирай!     Вот так, выбирай!»

Ребенок выбирает другого Заиньку, и игра повторяется. Песню воспитатель должен петь не очень быстро, но и не медленно, так чтобы пение соответствовало темпу движений детей.

«Зайка беленький» (2—3 года). № 25

Задачи. Обогащать двигательный опыт. Учить действовать по слову взрослого. Закреплять знания о цвете, форме. Развивать внимание. Поддерживать интерес к движениям. Побуждать к самостоятельному выполнению движений. Вызывать положительные эмоции.

Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением зайчика (по числу детей), флажки разного цвета или круги, квадрат из плотного картона или линолеума.

Содержание игры. Дети изображают зайчиков и занимают свои норки. Норки можно обозначить кружком, квадратом, флажками разного цвета. Зайчики, запомнив свои норки-домики, по предложению взрослого выбегают на полянку, чтобы поиграть. Взрослый произносит стихи, а зайчики делают движения в соответствии со словами.

Слова воспитателя:                           Действия детей:

1.«Зайка беленький сидит,               Присаживаются на корточки в сво-
Он ушами шевелит —                           бодном построении и, приложив
Вот так, вот так,                                      руки к ушам, шевелят ими.

Он ушами шевелит.

2.Зайке холодно сидеть,                   На слова «хлоп-хлоп» хлопают
Надо лапочки погреть —                      в ладоши.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

Надо лапочки погреть.

  1. Зайке холодно стоять —               На слова «скок-скок» прыгают
    Надо зайке поскакать,                          на месте
    Скок, скок, скок, скок
    Надо зайке поскакать.
  2. Кто-то зайку испугал,                  Бегут в свои норки
    Зайка прыг… и убежал».                     (по хлопку взрослого)

Взрослый проверяет вместе с детьми, все ли зайки правильно нашли норки.

Вариант игры. Когда малыши будут различать цвета и форму, взрослый может незаметно поменять местами норки-домики.

Найди домик

Задачи. Закреплять знания детей о форме (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику. Поощрять самостоятельность и инициативу.

Содержание игры. Воспитатель готовит фигурки разной формы из картона и коробки такой же формы или с наклейкой соответствующей формы. В начале игры он разбрасывает фигурки по полу и предлагает детям собрать их и разместить по своим домикам. Затем вместе с детьми смотрит, все ли фигурки попали в свои домики. Спрашивает детей, какая фигурка заняла чужой домик и куда ее надо поместить.

Вариант игры. Воспитатель готовит домики разной формы (из клеенки, плотного картона, линолеума). Раздает детям фигурки. Малыши бегают по комнате, резвятся, а по сигналу воспитателя: «Все в свои домики» — занимают соответствующий домик. Затем вместе с воспитателем проверяют, все ли заняли свои домики.

Пузырь

Дети вместе со взрослым стоят в кругу, взявшись за руки. Воспитатель говорит:

«Надувайся, пузырь,             Оставайся такой

Надувайся большой,             Да не лопайся».

Малыши постепенно, отходя назад, расширяют круг. На слова «Пузырь лопнул» дети опускают руки и произносят: «Ш-ш-ш».

«Найди предмет» (2—3 года). № 63

Воспитатель прячет предмет (флажок, мяч, куклу и т. п.), предварительно рассмотрев его с детьми. Малыши ищут спрятанный предмет по всей группе. Ребенок, нашедший предмет, получает право его спрятать.

Вариант игры. Дети сидят на стульчиках. Один ребенок водит. Он отворачивается к стене, а воспитатель прячет куклу. Затем говорит:

«Кукла Таня убежала.                           Поискать ее нам надо,

Вова, Вова (имя водящего ребенка),      С нашей Таней

поищи,                                                   попляши».

Ребенок находит куклу и пляшет с ней, а все дети хлопают в ладоши.

На ориентировку в пространстве

Где звенит?

Дети сидят или стоят по одну сторону комнаты. Воспитатель предлагает им отвернуться к стене и не поворачиваться. В это время няня с колокольчиком прячется за шкаф на противоположной стороне комнаты. Воспитатель предлагает послушать, где звенит колокольчик, и найти его. Дети идут на звук колокольчика, находят его и снова собираются около воспитателя. Няня прячется в другое место. Игра повторяется.

Указания. Воспитатель отвлекает детей, чтобы они не смотрели, куда прячется няня. Он предлагает детям подойти поближе. Звонить в колокольчик надо сначала тихо, потом погромче. При неоднократном повторении игры звонить в колокольчик вместо няни может кто-либо из детей, участвующих в игре.

Найди флажок

Дети сидят на стульях по одну сторону комнаты. Воспитатель предлагает им закрыть глаза, а сам тем временем раскладывает флажки по количеству детей в разных местах комнаты. Затем говорит: «Найдите спрятанные флажки». Дети открывают глаза и ищут флажки. Тот, кто найдет флажок, подходит к воспитателю: когда все дети найдут, воспитатель предлагает пройти с флажками по комнате, а затем сесть на свои места. Игра повторяется.

Указания. Флажки должны быть одного цвета, в противном случае при выборе флажка могут возникнуть конфликты. Флажки надо раскладывать так, чтобы дети могли их легко найти и достать.

Движение под музыку и пение

Зайка беленький сидит

Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся группкой около воспитателя и приседают на корточки. 

Воспитатель произносит слова:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

На слово   "хлоп"  и до  конца  фразы дети  хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Со слов "скок-скок" и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.

Кто-то  (или мишка) зайку испугал,

Зайка прыг... и ускакал.

Воспитатель показывает игрушку мишку - и дети убегают на свои места. 

Указания.  Игру можно проводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надо подготовить места, куда будут убегать зайчики. Первое время можно не выделять водящего, все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом. После многократного повторения игры можно выделить ребенка на роль зайки и поставить его в середине круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не нужно требовать от малышей, чтобы они сели обязательно на свое место; каждый занимает свободное место на стуле, скамейке, ковре. Но при систематическом повторении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их. Это надо поддерживать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Цель подвижных игр -давать выход запасам энергии ребенка. Повысить положительный эмоциональный настрой и укрепить здоровье. Развитие  координации движений.  Развитие навыков общения. Ра...

Разработка и созднаие картотеки дидактических игр для детей раннего и младшего возраста для развития речи воспитанников.

laquo;ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»                Карта №1Цель: ориентироваться на род имени существительного при опр...

Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего и младшего возраста

Картотека пальчиковой гимнастикидля детей раннего и  младшего возраста...

Обучение подвижной игре для детей раннего и младшего возраста "День-ночь"

Цель: развивать интерес к подвижным играм.Задачи:     развитие быстроты реакции;   развитие ловкости;   развитие координации движений;   развитие вним...

Подвижные игры для детей раннего и младшего возраста

Дошкольный возраст - это период когда ребенок усиленно растет и развивается, поэтому очень важно помочь ребенку научиться правильно, воспринимать внешний мир и окружающие его предметные явле...

Картотека подвижных игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Цель подвижных игр -давать выход запасам энергии ребенка. Повысить положительный эмоциональный настрой и укрепить здоровье. Развитие  координации движений.  Развитие навыков общения. Ра...