Консультация для педагогов "Обучение ходьбе на лыжах в разных возрастных группах"
консультация по физкультуре (старшая группа)

Григорьева Валентина Степановна

Материал раскрывает принципы обучения детей на ходьбе на лыжах: с чего начать, какие бывают виды ходьбы, даются примерные игровые упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_lyzhi.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17» города Чебоксары Чувашской Республики

        Консультация для педагогов:

«Обучение детей ходьбе на лыжах в разных возрастных группах»

 

 

 

 

           

Подготовила:

 инструктор по физической культуре

Григорьева Валентина Степановна 

 

 

 

Чебоксары, 2021

В старших и подготовительных группах детского сада по обучению детей ходьбе на лыжах ставятся следующие задачи:

старшая группа

1. Выполнять повороты на месте и в движении.

2. Закреплять умение ходить скользящим шагом.

3. Уметь играть в игры на лыжах.  

4. Ходить на лыжах в умеренном темпе 1-2 км.

5. Подниматься на горку «лесенкой» и спускаться с нее в низкой стойке.

6.Воспитывать умение самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры.

7. Готовить физкультурный инвентарь, убирать на место.

подготовительная группа:

1. Ходить скользящим шагом по лыжне, заложив руки за спину.

2. Ходить в медленном темпе 2-3 км.

3. Пробовать тормозить «плугом».

4. Подниматься на горку «лесенкой», «елочкой».

5. Ходить на лыжах в среднем темпе 600 метров.

6. Ходить в быстром темпе 200 – 400 м.

7. Спускаться с горки с  низкой, средней и высокой стойке.

8. Выполнять повороты переступанием в движении.

9. Играть в игры на лыжах.

10. Готовить физкультурный инвентарь, убирать его на место.

 

Методика обучения ходьбе на лыжах.

         Наиболее эффективной формой обучения детей ходьбе на лыжах являются организованные занятия под руководством воспитателя с группой детей и индивидуально во время утренней и вечерней прогулки.

         Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

         Основной целью вводной части является подготовка организма к выполнению предстоящей физической нагрузки, так называемое «разогревание» организма.

         Игры без лыж: «Веревочка» (бег взявшись за руки) - для пятилетних детей и «След в след» (ходьба друг за другом) - для детей 6-7 лет. Можно провести пробежку по склону (15-20м вверх и вниз) или игру «Сделай пять шагов с закрытыми глазами, повернись и не открывая глаз, вернись на прежнее место», «Кто скорее к своим лыжам» и т.д. Пробежка для детей 5 лет - 15 сек., для детей 6 лет - 18 сек., для детей 7 лет - 20-22 сек. Пробежка должна чередоваться с ходьбой.

         Задачами основной части занятия является обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее, развитие ловкости, решительности, смелости. Так дети 6 лет ходят по учебной лыжне на расстояние от 30 до 100метров. Это может быть ходьба то кругу, в обход ряда предметов, за флажком, за самым быстрым ребенком, за воспитателем, ходьба в различных направлениях, ходьба по параллельным линиям, ходьба на дистанцию до 100м для отработки длинного скользящего шага и т.п.

         В основной части занятия проводятся упражнения (ходьба под воротца, ходьба с приседанием, с хлопками, с поворотами, со скольжением и пробежкой). Сюда же входят проведение спусков, подъемов на склоны. Занятия проводятся с учетом постепенного нарастания и снижения физической нагрузки. Наибольшую физическую нагрузку на организм ребенка дают спуски со склонов и игры на лыжах: «Кто скорее до флажка», «Кто пройдет и не разу не упадет», «Кто пройдет и не разу не уронит мешочка», «Кто не разу не опустит руки» и др.

         Основной задачей заключительной части является постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организованный переход к новым видам деятельности. Содержанием заключительной части может быть ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа.

         Детей учат передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом с 5 лет. 

         Воспитатель напоминает детям правила пользования лыжным инвентарем, уточняет гигиенические требования (при ходьбе на лыжах дышать через нос, после занятия нельзя пить холодную воду и т.д.).

         Прежде всего надо научить детей принимать исходное положение для ходьбы на лыжах (стойка лыжника): ноги на ширине ступни и слегка согнуты в коленях, лыжи параллельны, туловище слегка наклонено в перед, руки полусогнуты и опущены в низ.

         Для развития «чувства лыж», как одной из основных задач обучения, хорошо использовать в этой группе упражнения на лыжах: ходьба ступающим шагом по неглубокому снегу, ходьба боковыми шагами ( «лесенка», «разгладим снег»), повороты («веер», «солнышко»); ритмичная ходьба вдвоем, взявшись за руки, под хлопки или счет воспитателя.       

         Сначала детей учат ходить ступающим шагом без палок. Ступающий шаг применяется на рыхлом снегу равнины и при подъеме на гору. Ходьба на лыжах без палок является подготовительным упражнением, а также используется для развития равновесия и ритма. При ходьбе на лыжах без палок легче сосредоточить внимание на положении ног, сохранить равновесие, координировать движение рук и ног. Не своевременное использование палок приучает детей «висеть» на них.

         При ступающем шаге туловище наклонено несколько вперед. Правая нога сгибается в коленном суставе, поднимается и выносится вперед. Это позволяет приподнимать носковую часть лыжи, пяткой прижимая задний конец лыжи к снегу, делать шаг вперед и переносить тяжесть тела на правую ногу. Затем также делается шаг левой ногой вперед. Руки согласуются с движениями ног: когда выдвигается правая нога, выносится левая рука и, наоборот, с выставлением левой ноги выносится правая рука.

         Скользящий шаг начинается с того, что тяжесть тела переносится на правую лыжу и делается толчком правой ноги до полного ее выпрямления. Одновременно с толчком правой ноги выдвигается на шаг вперед левая нога, вес тела переносится на левую лыжу и на ней производится скольжение. Правая нога, закончив толчок, расслабляется и, слегка сгибаясь в коленном суставе, по инерции продолжает движение назад-вверх, отрывая скользящую поверхность лыжи от снега. Затем маховым движением подтягивается вперед. В момент, когда правая нога поравняется с левой, производится толчок уже левой ногой до полного ее выпрямления. Одновременно с толчком левой ногой правую ногу следует выдвинуть на шаг (выставить в перед), перенести все тело на правую лыжу и скользить на ней. Таким образом, происходит скольжение то на правой, то на левой ноге. Движение руки согласуется с движением ног. С шагом левой ногой правую руку, согнутую в локтевом суставе, маховым движением нужно вынести вперед до уровня плеча, а правую отнести назад до отказа. С шагом правой ногой левую руку, слегка согнутую в локтевом суставе, нужно вынести вперед до уровня плеча, а правую отвести назад до отказа. В дальнейшем движения повторяются в этой последовательности.

         Сохранение равновесия в ходьбе на лыжах - также очень важная задача обучения. Для этого детям нужно предложить пройти скользящим шагом. Эта ходьба упражняет детей в динамическом равновесии, способствует развитию пространственных ориентировок техники передвижения.

         Овладение чувством ритма позволяет выполнять движение с большей четкостью и легкостью. Кроме того, ритм придает эмоциональную окраску движениям, обуславливает чередование физического напряжения и отдыха. Ритмичные движения легче автоматизируются. Для развития ритмичной ходьбы на лыжах можно применять бубен. Это поможет детям согласовывать свои движения с четкими ударами в бубен.

         Большое место в работе с детьми старшей группы занимает обучение спускам и подъемам на пологие склоны при длине спуска 10-12 метров. Перед спуском со склона нужно обращать внимание детей на стойку лыжника, предлагает ребенку слегка согнуть ноги в коленях, голени наклонить вперед.

         На первых занятиях при обучении детей спускам допускается широкое ведение лыж с целью удержания динамического равновесия. Для большего контроля за детьми  проводится спуск прямо, только по одной заранее проложенной лыжне, с середины зимы разрешается спуск по параллельным лыжням сразу нескольким детям. К концу года проводится спуск наискось и по снежной целине. Правильность стойки лыжника проверяется на ровной поверхности, а затем ребенок принимает это же положение на краю склона. В этот момент особенно важно напомнить, что при спуске одна нога на полступни выдвигается в перед, руки сгибаются в локтях. Для полной подачи согнутых коленей вперед можно предложить ребенку ритмично похлопать по коленям.

         Воспитатель вначале сам показывает, как надо спускаться, обращает внимание детей на уверенный спуск их товарищей. Для предупреждения распрямления ног при спуске детям рекомендуются пружинистые покачивания на ногах. Для развития динамического равновесия при спуске хорошо применять упражнения - пружинить ногами, ритмично поднимать носок, не отрывая пятки. С этой же целью можно использовать игровые моменты при спуске со склонов. Например, группа детей делится на две подгруппы. Одна подгруппа спускается, а другая находится внизу склона. Детям, стоящим на верху склона, во время спуска предлагается принять какую-нибудь фигуру (позу): «зайчик» - прижать пальчики (ушки) к голове, «матрешки» - скрестить руки на груди или одну руку прижать к щеке, дозорные - смотреть вперед в «бинокли» (кулачки) и т.д. Дети, стоящие внизу, должны определить, какую фигуру изображает тот или иной ребенок, кто выполнил фигуру лучше всех, чье задание было самым интересным. Затем они меняются ролями.

         В старшей группе подъемы «лесенкой», еще более совершенствуются. Воспитатель старается чаще обращаться к детскому опыту, следит за большей четкостью выполнения движений. Обучение подъемам здесь также требует большой подготовительной работы. Воспитатель показывает детям подъем ступающим шагом и говорит, что при этом ноги работают как при обычной ходьбе. При подъеме «лесенкой» надо четко отработать боковые приставные шаги, где лыжи ставятся четко параллельно. А для этого также проводятся упражнения со зрительными ориентировками (перешагивание 3-5 палок, параллельно лежащих друг другу на расстоянии шага). Для ощущения переноса веса тела с одной ноги на другую хорошо проводить первые подъемы на «лесенку-ступеньку», заранее сделанную в снегу.

         В старшей группе более совершенствуется навык скользящего шага. В этой группе воспитатель стремится к тому, чтобы скользящий шаг ребенка был длинным, ритмичным. На каждом занятии необходимо проводить упражнения в скольжении по прямой лыжне.

         С первых занятий большое внимание уделяется правильной посадке лыжника. Воспитатель показывает позу лыжника и поясняет: «Ноги нужно слегка согнуть в коленях, плечи немного наклонить вперед, руки опустить, а смотреть надо прямо». Затем дети принимают эту позу, а воспитатель исправляет положение ног и туловища. При этом воспитатель должен всегда помнить основные критерии правильности скользящего шага:

- правильность исходного положения, посадки лыжника;

- сохранение равновесия при скольжении;

- длительное скольжение на одной ноге;

- соблюдение перекрёстной координации рук и ног.

         Для удлинения скользящего шага воспитателю надо ещё больше обращать внимание на полное распрямление толчковой ноги, научить переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. Это достигается упражнениями, ходьбой в медленном темпе с утрированным переносом тяжести тела с одной ноги на другую, скольжением на одной ноге (другая в это время отталкивается без лыж).

         Ходьба вслед за воспитателем по лыжне также способствует приобретению навыка скольжения. Этой же цели служит задание - пройти расстояние 10 метров за меньшее количество шагов (дети сами подсчитывают количество шагов, побеждает тот, кто прошёл расстояние за меньшее число шагов).

         Дети 5-6 лет стремятся к быстрой динамике движения, к быстрому скольжению, поэтому целесообразно предложить задание типа соревнования «Кто скорее добежит до флажка» (10-15метров).

         В старшей группе совершенствуется умение детей делать повороты на лыжах. Повороты выполняются на месте переступанием вокруг носков и задников лыж вправо и влево.

           Ребят утомляет однообразное движение. Поэтому на ходу можно организовывать игры.

           Кто первый повернется. Ребята встают на одну линию на расстоянии 2 м друг от друга. По команде поворачиваются на месте переступанием. Выигрывает первый повернувшийся кругом.

           Попробуй догнать. На противоположной стороне поляны обозначается линия финиша. Каждый ребенок в зависимости от возможностей имеет свою стартовую отметку на расстоянии 60, 80 и 100 м от финиша. По сигналу все одновременно двигаются, стараясь первым прийти к финишу.

           Для закрепления навыка поворотов с детьми проводятся игры «Кто первый повернётся», «У кого ярче солнышко» и т. д.

           К концу года дети овладевают относительно правильным рисунком техники передвижения на лыжах. Движения детей становятся более координированными, более плавными, отдельные циклы движения - более стандартными, значительно уменьшаются боковые качения.

           Семейные походы родителей, вместе с детьми, а иногда и с бабушками, с дедушками являются прекрасной формой подачи примера и совместной деятельности, средством воспитания дружеских взаимоотношений, уважения, умения сочетать свои желания с необходимыми и целесообразными в данный момент действиями для всего коллектива участников похода.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Педагогические технологии сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»

Консультация «Педагогические технологии сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»...

консультация для педагогов: "Задачи планирования игры в разных возрастных группах"

      Дошкольный возраст – это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста,...

Консультация для воспитателей Формирование основ ПДД в разных возрастных группах

Консультация будет полезна для воспитателей при работе по обучению правилам ПДД в разных группах....

Консультация для воспитателей «Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах»

Консультация для воспитателей «Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах»...

Консультация для воспитателей. "Развитие мелкой моторики в разных возрастных группах"

Вопрос мелкой моторики детей актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами дошкольного возраста....