Скалодром, как инновационная технология всестороннего развития детей дошкольного возраста
статья по физкультуре

           Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение  нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения в среду. Результат внедрения инновационных технологий  будет проявляться ещё не одно десятилетие. Так как  одним из основных направлений в нашем учреждении является физическое развитие.  Для каждого из родителей важно видеть ребёнка не только физически развитым, но и здоровым. Прогресс всегда имеет свои негативные стороны. Поэтому и в наш скоростной информационный век присутствие гаджетов  в доме давно стало нормой. Дети находят с ними общий язык гораздо быстрее, нежели мы, взрослые. Но, они же, и поддаются негативному компьютерному влиянию больше, чем взрослые, и порой просто попадают в компьютерную зависимость. Скалолазание — одно из лучших предложений, которое, наверняка, будет воспринято ребёнком на ура. Детей ведь хлебом не корми, дай залезть куда-нибудь.  Интересны занятия скалолазанием и детям с ОВЗ. Они с удовольствием посещают такие занятия и радуются, как и все малейшему успеху в  прохождении той, или иной трассы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скалодром,  как инновационная

технология для всестороннего развития детей в дошкольной образовательной организации.

Отношение к здоровому образу жизни и стремление к физической активности прививается ребенку в раннем возрасте. Для формирования интереса к спортивным занятиям и укрепления здоровья были разработаны ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты).

Лазание, как элемент физического воспитания, несомненно, отвечает требованиям ФГОС. Занятия скалолазанием не только развивают физические способности ребенка, тренируют ловкость и силу, развивают координацию движений, укрепляют здоровье и приобщают к здоровому образу жизни, но и содействуют воспитанию человека, способного к самостоятельной поисковой и творческой деятельности, способствуют формированию его навыков и привычек. Скалодром для детей  – это действительно один из самых эффективных способов, который может заинтересовать ребёнка спортивным образом жизни, по-настоящему увлечь и укрепить здоровье. Ведь для детей дошкольного возраста скалолазание отлично заменяет классические спортивные игры,  а время, проведенное на скалодроме, удовлетворяет естественным потребностям детского организма: лазать, преодолевать препятствия. 

Скалодром является имитацией скальной поверхности и развлекательно-развивающим тренажером.

Лазать настолько естественно для любого ребёнка так же, как и бегать, прыгать, плавать. Для него это естественные движения, его среда. И скалолазание в этом плане очень гармоничный вид спорта: он развивает все группы мышц, мышление – абстрактное, тактическое. Это увлекательный спортивный снаряд. Одно из лучших решений по развитию силы рук, плечевого пояса, гибкости, координации ребенка.

Благодаря форме зацепа, пальцы ребенка полностью обхватывают крепление, что создает массажный эффект, развивает силу пальцев и сухожилий, идет непосредственное воздействие на кончики пальцев. Этот снаряд способствует тому, что маленькие непоседы учатся контролировать свое тело.

Скалолазание - вид спорта, который заключается в лазании по естественному или искусственному рельефу. Этот спорт возник из альпинизма, и является одной из его техник. Однако, цель скалолазания - не достижение горных вершин, а сам процесс преодоления препятствий.

Кроме положительных эмоций, скалодром позволяет развить ребенку множество полезных навыков:

Развитие физических качеств

Лазание на скалодроме увеличивает выносливость, улучшает ловкость и гибкость, усиливают силу и цепкость пальцев. Занятия на скалодроме позволяют задействовать мышечные группы всего тела. Покоряя искусственные вершины, у детей работают мышцы спины, плевого пояса, живота, ног, рук и даже пальцев. Регулярные тренировки позволяют укрепить все группы мышц.

Координация

Развитие координации движений ребенка важный фактор его развития в целом. Координация движений имеет важное значение для всех видов деятельности, способствует выработке гибкости, точности и плавности движений, развитию глазомера, формирует правильную осанку, вырабатывает чувство равновесия.  Скалолазание положительно влияет на функционирование мелкой моторики и сопутствует предварительному планированию своих движений, что играет важную роль и в повседневной жизни.

Логическое мышление

Каждая трасса, каждый новый маршрут представляет собой головоломку, для решения которой необходимо задействовать логическое мышление. Впоследствии ребенок учится анализировать, строить план восхождения и визуализировать его. Скалолазание позволяет развить целеустремленность, научиться концентрировать внимание на наиболее важных задачах и быстро принимать решения.

Психологи считают, что скалолазание идеально подходит для детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания (СДВГ), так как занятия учат их контролировать свою двигательную активность, сосредоточивать внимание и координировать движения.

Скалодром – это место, где ребенок может удовлетворить свои амбиции и доказать окружающим людям и своим товарищам то, что он может добиваться цели.

Дети, занимающиеся этим видом спорта, становятся более решительными и настойчивыми в достижении своей цели. Привлекая ребенка к интересному делу- скалолазанию, мы решаем задачи развития у детей физических качеств.

ИГРЫ НА СКАЛОДРОМЕ.

1. «НАРИСУЙ-КА»
Наверху траверса висит ручка на веревочке и чистый альбомный лист. Дети залазят и рисуют каждый по одному штриху (предположим, портрет), тогда один рисует голову, другой нос и т.д. Можно провести в виде эстафеты.
2. «ОБРУЧ»
Для этого упражнения нужен обруч. Дети свободно лазят по тренажеру (для начинающих можно просто стоять на зацепках, держась руками и ногами) и передают друг другу обруч. У кого обруч оказывается в руках, тот перелезает через него, не сходя с зацепок и передает другому. Лазание легкое от 10 до 15 минут, в зависимости от возраста.
3. «ПОДАРОЧЕК»
Дети стоят на тренажере ( или лазят). Они передают друг другу цветочек (мячик, кубик…), беря его одной рукой. А передают другой рукой своему соседу.
4. «ОБЛЕЗЬ МЕНЯ»
Дети лазят по траверсу, одни в одну сторону, другие навстречу. Нужно, не слазя с тренажера, облезть друг друга со спины;
5. «НАЙДИ КОНФЕТКУ»
В разных местах траверса тренер прячет конфетки. Участники игры выстраиваются в линию за несколько метров от тренажера. Тренер дает «старт», участники, подбежав к тренажеру, найдя и взяв конфетку, возвращаются к черте, кладут ее и только тогда могут бежать и лезть за следующей.
6. « ПОТАНЦУЕМ»
Лазание под музыку, выполнение движений под музыкальный ритм.
7. «МЕШОЧНИК»
Сна голове у ребенка лежит мешочек. Нужно пролезть траверс, не уронив мешочек.
8. «ХЛОПОК»
Дети лезут по траверсу свободно, но при команде тренера (хлопка или…) должны коснуться либо ногой пола либо рукой потолка.
9.«ТРАВЕРС»
Упражнение выполняется поочердно по несложному траверсу:

  • - два раза пролезть просто
  • - пролезть «руки в крест»
  • - лазание «ноги вкрест»
  • - лазание «руки и ноги вкрест»
  • - лазание руки согнуты – ноги выпрямлены
  • - ноги согнуты, руки выпрямлены, т.е браться можно только выпрямленными руками и нив коем случае не выпрямлять ноги.
  • - Руки менять на зацепке – ноги свободно
  • - Ноги менять на зацепке – руки свободно
  • - И руки и ноги менять на зацепке
  • - Лазание и руки и ноги согнуты
  • - Лазание и руки и ноги только выпрямлены
  • - Лазание – глаза завязаны

10. «ПОВТОРЮШКИ»

1. двое детей на траверсе. Один берется правой рукой – другой повторяет, встает левой ногой – другой повторяет и т.д.

2. суть упражнения заключается в том, чтобы всем полностью повторять движения показывающего. Один ребенок пролазит трассу (показывает) другие точно за ним повторяют

3. упражнение на развитие скоростных качеств у ребенка, так же способствует развитию ловкости, точности движений и всегда бывает интересно детям.

11. «КТО БЫСТРЕЕ»
В центре тренажера ( траверса) висит шапка (платок…) двое участников становятся по разные стороны тренажера. По команде они лезут за шапкой. Кто первый ее возьмет – тот и победитель.
12. «ДОГОНЯЛКИ»
Игра проводится на траверсе. Количество участников не ограничено. Сзади системы у каждого участника платочек, который легко вытащить. Участники лезут по траверсу друг за другом по 2 человека и пытаются вытащить платочек у участника, который лезет перед ним. Старт второму дается через 1-2 сек. после первого.
13. «ОДЕНЬСЯ»
В различных местах траверса и на полу лежит одежда, шапки прикреплены к зацепкам и т.д. участники лезут по траверсу и одевают на себя вещи. Кто быстрее оденется. Участвовать можно по одному, засекая время каждому участнику. И по 2-3-4 человека, кто первым оденет больше вещей.
14. «САМЫЙ БЫСТРЫЙ»
Дети стоят поодаль от тренажера в линию. Тренер отворачивается и говорит: «внимание – марш!» дети бегут к траверсу и лезут вверх. Затем: «стоп!» и поворачивается. Победитель тот, кто залез выше всех.
15. «САМЫЙ ШУСТРЫЙ»
Дети лезут свободно по траверсу. Тренер стоит спиной к ним. Затем говорит: «стоп!» и поворачивается. Дети должны замереть. Кто не успел – снимается с траверса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны

Решая, социально-личностные задачи воспитания,  необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...

Значение инновационных технологий в развитии детей дошкольного возраста

Когда мы заглянули в эпоху высоких технологий ХХI века, нам становится ясно, что людям не обойтись без хорошо разветых творческих навыков....

Инновационные технологии социального развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Представлены технологии социального развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможномтями здоровья автора Гришаевой Н.П., которые могут быть использованы как отдельно, так и комплексно....

Методическая разработка.Инновационные технологии познавательном развитии детей дошкольного возраста.

Инновационные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возрастаВоспитатель: Бакиева Зульфия РасимовнаОрганизация: ГБДОУ Детский сад №68 Приморского районаНаселенный пункт: Санкт – ...

Камешки Марблс, как технология всестороннего развития детей дошкольного возраста

Камешки Марблс, как технология всестороннего развития детей дошкольного возраста...

«ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОЛ КАК STEM - ТЕХНОЛОГИЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Современное образование строится на внедрении в педагогический процесс новых технологий и на оснащении предметно-развивающей среды новейшим интерактивным оборудованием, способным сделать каждое ...

МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Камешки Марблс- как инновационная технология всестороннего развития детей дошкольного возраста»

laquo;Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек ...