Комплексы утренней, дыхательной, зрительной гимнастик, комплекс физминутки для детей старшего дошкольного возраста, сентябрь.
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Булатова Надежда Ивановна

Комплексы утренней, дыхательной, зрительной гимнастик, комплекс  физминутки для детей старшего дошкольного возраста, сентябрь.

 

Дети старшего дошкольного возраста

Утренняя гимнастика

Гимнастика для глаз

Дыхательная

гимнастика

Комплекс для физминутки

 

Тема 1 недели: «Детский сад. Игрушки»; Тема 2 недели: «Моя семья».

Комплекс  №  1

Упражнения без предметов

И. п. — о. с., руки на поясе.

1 — руки в стороны;

2 — руки вверх, подняться на носки;

3 — руки в стороны;

4 — вернуться в и. п. (6 раз).

И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки внизу.

1 — руки в стороны;

2 — наклон к правой (левой) ноге, коснуться пальцами рук носков ног;

3 — выпрямиться, руки в стороны;

4 — и. п. (6 раз).

И. п. — о. с., руки на поясе.

1-2  — присесть, руки вынести вперед;

3-4 — вернуться в и. п. (5-6 раз).

И. п. — о. с., руки вдоль туловища.

1 — шаг вправо, руки в стороны;

2 — наклон вправо (влево), правую руку вниз, левую вверх;

3 — выпрямиться, руки в стороны;

4 — и. п. (5-6 раз).

И. п. — о. с., руки вдоль туловища.

1 — правую ногу назад на носок, руки за голову;

2 — и. п. То же левой ногой (6-7 раз).

И. п. — о. с., руки на поясе.

1 — прыжком ноги врозь, руки в стороны;

2 — прыжком ноги вместе.

Восстановление дыхания. Вдох – руки через стороны поднимаем вверх; выдох – опускаем руки вниз.

 

Комплекс  №  1

(упражнения выполняются на рабочем месте в

положении «сидя», откинувшись на спинку стула).

1. Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 секунд, затем

на 3-4 секунды опустить глаза вниз. Повторить

упражнение в

течение 20-30 сек.

 

2. Повороты глаз. Поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести глаза в

правую сторону, в левую сторону. Повторить 3-4 раза.

3. Вращение глаз. Поднять глаза вверх, сделать ими круговые движения по

часовой стрелке, сделать движения против часовой стрелки. Повторить 3-

4 раза (длительность 15 сек.)

4. «Жмурки». Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть на 3-5 сек.

Повторить 4-5 раз.

5. «Погреем глазки». Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий,

прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью

загородить их от света (30-40 секунд). Открыть глаза.

 «Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

 «Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

«Часики»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

«Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

«Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

«Гуси летят»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

 

Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

Солнце

Солнце глянуло в кроватку, 

1, 2, 3, 4, 5 (шагает на месте).

Все мы делаем зарядку, 

Надо нам присесть и встать, 

Руки вытянуть пошире, 

1, 2, 3, 4, 5. 

Наклониться -3,4 

И на месте поскакать. 

На носок, потом на пятку. 

Все мы делаем зарядку.

 

 

Тема 3 недели: «Осень» (признаки, огород, фрукты). Тема 4 недели: «Осень» (признаки, огород, овощи).

Комплекс  №  2

Упражнения без предметов

И. п. — о. с., руки на поясе.

1 — руки за голову, правую (левую) ногу назад на носок;

2 — вернуться в и. п. (6 раз).

И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1 — руки в стороны;

2 — наклон вперед к правой (левой) ноге;

3 — выпрямиться, руки в стороны;

4 — и. п. (4-6 раз).

И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки за головой.

1 — поворот вправо (влево), правую руку в сторону;

2 — и. п. (6 раз).

И. п. — стойка на коленях, руки вдоль туловища.

1-2 — сесть справа (слева) на бедро, руки вперед;

3-4 — вернуться в и. п. (4-6 раз).

И. п. — сидя на полу, руки в упоре сзади.

1 — поднять вперед-вверх прямые ноги — угол;

2 — вернуться в и. п.(5-6 раз).

И. п. — о. с., руки на поясе.

Прыжки на двух ногах — левая вперед, правая назад, прыжком сменить положение ног. 8 прыжков, затем пауза и снова прыжки (2-3 раза).

Восстановление дыхания. Вдох – руки через стороны поднимаем вверх; выдох – опускаем руки вниз.

 

Комплекс  №  2

(упражнения выполняются с шариком или с колпачком на пальце)

1. И.П.: встать прямо, шарик на указательном пальце перед глазами, на

расстоянии 30 см. от глаз. На счёт 1-5 сосредоточить взгляд на шарике,

на 6- шарик опустить вниз. Повторить 4-5 раз.

2. И.П.: встать прямо, шарик на указательном пальце перед глазами, на

расстоянии 30 см. от глаз. На счёт 1-2 приблизить шарик к носу. Глазами

прослеживать движения шарика, повторить 6-7 раз.

3. И.П.: то же. На счёт 1-2 отводить шарик вправо, влево, взором

прослеживать движения шарика. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

4. И.П.: встать прямо, руки внизу, на указательный палец правой руки

надеть шарик, левая рука свободна. На счёт 1-2 приблизить шарик к

глазам, отвести на расстояние вытянутой руки вперёд. Повторить 5-6 раз.

5. Массировать веки глаз. Глаза закрыть и подушечками ладони, очень

нежно касаясь, проводить по верхним векам от висков к переносице и

обратно. Всего 10 раз в среднем темпе

«Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

«Ворона»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

«Жук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

«Петушок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

«Регулировщик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

«Подуй на одуванчик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

 

Улыбнись.
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Упражненье повтори
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем:
Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся.)

А часы идут, идут.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksy_gimnastik_sentyabr_starshaya_gr.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы утренней, дыхательной, зрительной гимнастик, комплекс  физминутки для детей старшего дошкольного возраста, сентябрь.

Дети старшего дошкольного возраста

Утренняя гимнастика

Гимнастика для глаз

Дыхательная

гимнастика

Комплекс для физминутки

Тема 1 недели: «Детский сад. Игрушки»; Тема 2 недели: «Моя семья».

Комплекс  №  1

Упражнения без предметов

И. п. — о. с., руки на поясе.

1 — руки в стороны;

2 — руки вверх, подняться на носки;

3 — руки в стороны;

4 — вернуться в и. п. (6 раз).

И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки внизу.

1 — руки в стороны;

2 — наклон к правой (левой) ноге, коснуться пальцами рук носков ног;

3 — выпрямиться, руки в стороны;

4 — и. п. (6 раз).

И. п. — о. с., руки на поясе.

1-2  — присесть, руки вынести вперед;

3-4 — вернуться в и. п. (5-6 раз).

И. п. — о. с., руки вдоль туловища.

1 — шаг вправо, руки в стороны;

2 — наклон вправо (влево), правую руку вниз, левую вверх;

3 — выпрямиться, руки в стороны;

4 — и. п. (5-6 раз).

И. п. — о. с., руки вдоль туловища.

1 — правую ногу назад на носок, руки за голову;

2 — и. п. То же левой ногой (6-7 раз).

И. п. — о. с., руки на поясе.

1 — прыжком ноги врозь, руки в стороны;

2 — прыжком ноги вместе.

Восстановление дыхания. Вдох – руки через стороны поднимаем вверх; выдох – опускаем руки вниз.

Комплекс  №  1

(упражнения выполняются на рабочем месте в

положении «сидя», откинувшись на спинку стула).

1. Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 секунд, затем

на 3-4 секунды опустить глаза вниз. Повторить

упражнение в

течение 20-30 сек.

2. Повороты глаз. Поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести глаза в

правую сторону, в левую сторону. Повторить 3-4 раза.

3. Вращение глаз. Поднять глаза вверх, сделать ими круговые движения по

часовой стрелке, сделать движения против часовой стрелки. Повторить 3-

4 раза (длительность 15 сек.)

4. «Жмурки». Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть на 3-5 сек.

Повторить 4-5 раз.

5. «Погреем глазки». Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий,

прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью

загородить их от света (30-40 секунд). Открыть глаза.

 «Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

 «Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

«Часики»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз. 

«Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

«Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

«Гуси летят»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

Солнце

Солнце глянуло в кроватку, 

1, 2, 3, 4, 5 (шагает на месте).

Все мы делаем зарядку, 

Надо нам присесть и встать, 

Руки вытянуть пошире, 

1, 2, 3, 4, 5. 

Наклониться -3,4 

И на месте поскакать. 

На носок, потом на пятку. 

Все мы делаем зарядку.

Тема 3 недели: «Осень» (признаки, огород, фрукты). Тема 4 недели: «Осень» (признаки, огород, овощи).

Комплекс  №  2

Упражнения без предметов

И. п. — о. с., руки на поясе.

1 — руки за голову, правую (левую) ногу назад на носок;

2 — вернуться в и. п. (6 раз).

И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1 — руки в стороны;

2 — наклон вперед к правой (левой) ноге;

3 — выпрямиться, руки в стороны;

4 — и. п. (4-6 раз).

И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки за головой.

1 — поворот вправо (влево), правую руку в сторону;

2 — и. п. (6 раз).

И. п. — стойка на коленях, руки вдоль туловища.

1-2 — сесть справа (слева) на бедро, руки вперед;

3-4 — вернуться в и. п. (4-6 раз).

И. п. — сидя на полу, руки в упоре сзади.

1 — поднять вперед-вверх прямые ноги — угол;

2 — вернуться в и. п.(5-6 раз).

И. п. — о. с., руки на поясе.

Прыжки на двух ногах — левая вперед, правая назад, прыжком сменить положение ног. 8 прыжков, затем пауза и снова прыжки (2-3 раза).

Восстановление дыхания. Вдох – руки через стороны поднимаем вверх; выдох – опускаем руки вниз.

Комплекс  №  2

(упражнения выполняются с шариком или с колпачком на пальце)

1. И.П.: встать прямо, шарик на указательном пальце перед глазами, на

расстоянии 30 см. от глаз. На счёт 1-5 сосредоточить взгляд на шарике,

на 6- шарик опустить вниз. Повторить 4-5 раз.

2. И.П.: встать прямо, шарик на указательном пальце перед глазами, на

расстоянии 30 см. от глаз. На счёт 1-2 приблизить шарик к носу. Глазами

прослеживать движения шарика, повторить 6-7 раз.

3. И.П.: то же. На счёт 1-2 отводить шарик вправо, влево, взором

прослеживать движения шарика. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

4. И.П.: встать прямо, руки внизу, на указательный палец правой руки

надеть шарик, левая рука свободна. На счёт 1-2 приблизить шарик к

глазам, отвести на расстояние вытянутой руки вперёд. Повторить 5-6 раз.

5. Массировать веки глаз. Глаза закрыть и подушечками ладони, очень

нежно касаясь, проводить по верхним векам от висков к переносице и

обратно. Всего 10 раз в среднем темпе

«Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

«Ворона»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

«Жук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

«Петушок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

«Регулировщик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

«Подуй на одуванчик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Улыбнись.
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Упражненье повтори
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем:
Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся.)

А часы идут, идут.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Развитие зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста со зрительной депривацией»

Статья на тему: «Развитие зрительно-моторной координации у детей у детей старшего дошкольного возраста со зрительной депривацией»...

Консультация для педагогов на тему: «Развитие зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста»

Зрительно-моторная координация – это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализат...

Занятие по развитию зрительно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Занятие "Знакомство с новыми друзьями" направлено на развитие зрительно-пространственных представлений, произвольного внимания и коммуникативных навыков у старших дошкольников....

Особенности развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Роль зрительно-моторной координации в развитии ребенка с нарушением зрения...

Комплекс ритмической гимнастики "Лялечка" для детей старшего дошкольного возраста

Комплекс ритмической гимнастики "Лялечка" для детей старшего дошкольного возраста...

Развитие зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста

Развитие зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста...