Подвижная игра
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Климова Галина Владимировна

Подвижная игра как средство всесторонего развития ребенка дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnaya_igra.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижная игра

как средство всестороннего развития ребенка

дошкольного возраста

Роль подвижной игры в воспитании детей

Дошкольный возраст – это тот период, когда ребенок усиленно растет и развивается, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ребенку научиться правильно, воспринимать внешний мир, окружающие его предметы и явления.

В повседневной жизни человек постоянно взаимодействует с внешней средой, в результате чего в коре головного мозга образуются временные связи, так называемые условные рефлексы. Условные рефлексы являются основой формирования различных навыков и привычек, которые могут делаться прочными, если их подкрепить, и могут исчезнуть, если такого подкрепления не последует.

В процессе воспитания и обучения приходится бороться с вредными привычками и навыками, заменять их новыми и закреплять те, которые полезны и нужны ребенку.

«Образ поведения человека и животного, - пишет академик И.П. Павлов, - обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т.е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов».

Задача воспитателей дошкольных учреждений – обеспечить всестороннее воспитание детей. Эта задача осуществляется различными средствами, среди которых важное место принадлежит игре.

Подвижная игра имеет большое значение как средство физического воспитания. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, прыжки, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Движения, входящие в игру, если они даются воспитателем в правильной дозировке, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем (способствует более активному дыханию, усилению кровообращения).

В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более точными, координированными; дети приучаются выполнять движения в различных изменяющихся условиях, ориентироваться в обстановке.

Веселое настроение является существенным элементом игры и оказывает положительное влияние на состояние нервной системы ребенка; радостное настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме: повышается деятельность сердца и дыхательного аппарата. Сила и искренность переживаний детей во время игры делают ее эффективным средством воспитания, поэтому воспитатель должен проводить игру живо, интересно, эмоционально.

В результате систематического проведения игр и правильного руководства ими можно воспитать у детей важнейшие волевые качества: выдержку, дисциплинированность, умение регулировать свои действия, свое поведение.

Академик И.П. Павлов установил наличие в коре головного мозга двух процессов: возбуждения и торможения. Чем моложе ребенок, тем в большей степени возбуждение преобладает над торможением.

Важно установить равновесие между этими процессами и сделать их подвижными. В ряде игр имеются такие правила, которые развивают у детей торможение. Так в игре «Совушка» при появлении «совушки» все «птицы» замирают на месте. Дети, у которых слабо развиты процессы торможения, шевелятся, делают различные движения. В игре «Перемени флажок» дети, у которых мало выдержки, бегут, не дожидаясь, когда воспитатель скажет «беги». Только после систематического проведения игр, требующих выдержки, торможения, дети перестают нарушать правила, начинают проявлять выдержку, самообладание; у них развиваются тормозные процессы.

Игры способствуют умственному развитию ребенка. С помощью игр у детей расширяются и углубляются представления об окружающей действительности, развивается внимание, память, наблюдательность.

При помощи подвижных игр можно воспитать у детей моральные качества, как смелость, решительность, честность, чувство товарищества, коллективизм.

Воспитатель приучает детей играть дружно, не ссориться, подчинять свои желания общим для всех правилам игры; воспитывает навыки культурного, дисциплинированного поведения в коллективе. Так, когда ловишка дотронется до одного из бегущих, то, как бы последнему ни хотелось, продолжать игру, он обязан отойти в сторону. В игре «Чья колонна скорее соберется» дети быстро, но, не толкая других, должны занять место в своей колонне и т.д.

Многие игры помогают педагогу воспитывать у детей эстетические чувства. Ритмичность, точность, плавность движений, четкие построения (пары, колонны, круг), различные фигуры, образы, передаваемые детьми, выразительное произнесение текста, - все это вызывает у детей чувство удовольствия, способствует пониманию красоты.

Игра – одно из важных средств всестороннего развития дошкольника.

Профессор П.Ф. Лесгафт писал: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причем эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия».

Однако только при руководстве со стороны воспитателя игра может оказать положительное влияние на ребенка. Поэтому педагог должен знать воспитательные задачи в каждой группе, особенности возраста, содержание игр и методику их проведения.


Особенности подвижных игр с правилами

в младшей группе

У детей младшей группы – 3-4 лет кругозор еще невелик, мышление конкретно, внимание неустойчиво, поэтому им даются игры с простым, несложным сюжетом; например: птицы летают и возвращаются домой, автомобили едут, останавливаются по сигналу воспитателя и возвращаются в гараж.

Кроме образных игр, имеются игры, в которых нужно выполнять определенное конкретное задание; например: прибежать к воспитателю, догнать мяч, найти спрятанный флажок и т.д. Дети бывают заинтересованы в таких играх самим движением – им нравится бегать, подпрыгивать, ловить мяч и т.д. Использование мячей, флажков, кубиков, погремушек и других предметов повышает интерес к игре.

Движения, которые входят в игры детей младшей группы, просты и разнообразны – это преимущественно основные, жизненно необходимые движения: ходьба в игре «Найди флажок»; бег в игре «Воробышки и автомобиль»; подлезание в игре «Наседка и цыплята»; прыжки в игре «По ровненькой дорожке»; равновесие в игре «Поезд» и т.д. При этом все дети выполняют одновременно одни и те же движения, например: все, бегают в игре «Мыши и кот»; прыгают в игре «Мой веселый, звонкий мяч» и т.д.

В играх малышей отсутствует элемент соревнования: детей младшей группы больше захватывает самый процесс движения, чем его результат. Например: в игре «Принеси мяч», ребенка интересует бег за мячом и с мячом, а не то, кто первый принесет мяч воспитателю.

Количество ролей в играх малышей незначительно: маленький ребенок еще не может охватить своим вниманием различные действия – все дети изображают, например: «мышей», а воспитатель – «кота».

Правила игры должны быть совсем просты, так как в этом возрасте еще только начинают развиваться нервные механизмы для сознательного выполнения действий. Например: дети, заслышав гудок поезда, должны садиться «в вагончики» или по сигналу «большая птица» бежать домой и т.д.

        В число игр для младшей группы, как и для других групп, включаются игры, которые сопровождаются словами. Текст в игре имеет большое значение. Слова являются сигналом для тех или иных действий, помогают выполнению правил, раскрывают содержание игры. Так, слова «По ровненькой дорожке» помогают детям идти ритмично; слова «Мой веселый, звонкий мяч» и т.д., уточняют содержание игры, дают детям ритм для подпрыгивания; одновременно последние слова текста служат сигналом для убегания.


Особенности подвижных игр с правилами

в средней группе

С детьми средней группы – 5 лет проводятся игры более разнообразные по содержанию, чем с малышами. У детей этого возраста в результате воспитательной работы расширяются представления об окружающем.

Поэтому в игры можно включать не только те образы и явления, которые дети непосредственно видят, но и такие, с которыми детей знакомят при помощи рассказов, картинок, например: в играх «Охотник и зайцы», «Караси и щука».

В средней группе, как и в младшей, проводятся игры, в которых нет образа, но в средней группе в них вносится элемент соревнования, сначала индивидуального, например: в игре «Кто скорей добежит до флажка», а затем и коллективного, в игре «Чья колонна скорее соберется».

Движения детей средней группы более координированы и подчинены контролю сознания, поэтому в игры включаются движения, которые требуют выдержки, ловкости.

В играх с бегом увеличивается расстояние, дается бег на скорость - «Кто скорей добежит до флажка».

В игры включается метание – «Охотник и зайцы»; прыжки через препятствия – «Через ручеек».

Правила в играх несколько усложняются: вводятся ограничения действий – убегать в определенном направлении, пойманным отходить в сторону и т.д. Предъявляются требования боле точного выполнения правил.

В некоторых играх вводится распределение ролей между детьми, например: в игре «Гуси-лебеди» имеется пастух, волк, гуси.

В средней группе также даются игры, сопровождающиеся текстом, причем исполнение текста может быть хоровым, например: в играх «У медведя во бору», «Перебежки», «Мы веселые ребята» и другие.

Текст дает ритм движению, помогает развитию речи у детей; окончание текста служит часто сигналом к прекращению действий или к началу новых движений.

Произнесение текста является иногда отдыхом после интенсивных движений, например: после бега сопровождает спокойную ходьбу в играх «Мы веселые ребята», «Карусель».

Текст часто раскрывает и дополняет содержание игры, повышает интерес к ней.


Особенности подвижных игр с правилами

в старшей группе

В старшей группе увеличивается количество игр, в которых нет образов: даются разного рода «ловишки», игры с мячом и т.д.

Игры детей этого возраста также построены на основных движениях – беге, прыжках, метании, лазании, но к детям предъявляются большие требования в отношении качества движений, правильности и точности их выполнения. Например, нужно идти по кругу, не нарушая формы круга, легко бегать в играх «Мышеловка», «Ловля бабочек».

        Правила в старшей группе усложняются. Выполнение правил требует от детей торможения, выдержки, сосредоточенности внимания, наблюдательности, ловкости.

        Дети этого возраста лучше владеют своими движениями и более заинтересованы результатом игры, поэтому в игры включается коллективное соревнование – игра «Перемени флажок».

Игры – эстафеты в детских садах не проводятся. В них имеется большая зависимость действий детей друг от друга: ребенок не может хорошо и быстро выполнить свое задание, если тот, от кого он должен получить мяч, флажок или другой предмет, запаздывает или плохо подает предмет.

Эти игры вызывают большое возбуждение, требуют большого напряжения, внимания. Некоторые дети не выдерживают длительного ожидания, отвлекаются и пропускают тот момент, когда им нужно принять предмет от товарища.

К менее ловким, из-за которых группа проигрывает, у детей появляется недоброжелательное отношение, тогда как наша задача развить при помощи игр такие моральные качества, как дружба, товарищество, коллективизм.


Методика проведения игры

Подбор игры

При помощи игры воспитатель осуществляет несколько задач – укрепляет, оздоравливает организм детей, развивает движения, вызывает радостные переживания, воспитывает моральные качества и т.д.

Включая в план ту или иную игру, воспитатель должен знать, какие качества и навыки он может развить и закрепить при ее помощи: в одной игре преобладает бег, а в другой – метание, в одной – от детей требуется выдержка, а в другой – ловкость и т.д.

Ставя перед собой задачу, закрепить у детей навык прыжка, воспитатель выбирает игру с соответствующим видом движения, например для средней группы «Зайцы и волк»; для развития у детей выдержки и торможения проводит в старшей группе игру «Хитрая лиса» и т.д.

При подборе игр воспитатель учитывает особенности детей данной группы, их интересы и подготовленность. Кроме того, ему приходится принимать во внимание время года, состояние погоды, температуру воздуха.

Например, в зимнее время, намечая игры для проведения на участке, воспитатель должен выбирать такие, в которых активно участвуют все дети, например: «Поезд», «Мы веселые ребята». Поочередное участие детей в игре приводит к тому, что ожидающие зябнут и теряют интерес к игре. Движения в зимних играх должны чередоваться с отдыхом, чтобы избежать перегрева детей и возможного последующего охлаждения.

В жаркую погоду даются игры более спокойные, меньшей подвижности. При подборе игры воспитатель должен иметь в виду, где он предполагает провести ее: в помещении, на площадке, в лесу, в поле. Например, если в лесу имеются подходящие пни, на которые дети могут вставать, воспитатель может наметить игру «Ловишки», «Лиса в курятнике».

Подбирая игры, он учитывает также и сезонность. Летом, когда дети живут среди природы, можно использовать такие игры, как «Ловля бабочек», «Лягушки и цапля» и другие. Зимой надо подбирать игры, в которых можно использовать специфический зимний материал – снежные валы для спрыгивания и равновесия, снежки для метания и т.д.

Воспитывая у детей определенные интересы, воспитатель закрепляет их при помощи соответствующих игр. Если дети наблюдают движение поездов, хорошо закрепить эти впечатления в игре «Поезд».

Планируя игры, воспитателю следует учитывать состояние группы. В том случае, когда группа недостаточно организована, лучше в первое время проводить более спокойные игры в кругу, постепенно переходя к играм с движениями врассыпную, или дать простые игры, предназначенные для более младшей группы.

Выбирая игру, воспитатель принимает во внимание ее место в режиме дня; например, в конце дня, когда дети уже утомлены, он проводит более спокойную игру.

Игра во всех возрастных группах проводится ежедневно на прогулке. В средней и старшей группах она может составлять часть занятия гимнастикой и подвижными играми.

При подборе игр для занятий, кроме общих воспитательных задач, приходится особо учитывать гигиеническую сторону каждой игры – степень ее нагрузки, влияние на физиологические процессы. Выбор игры для занятия зависит от того, в какую часть занятия она включается.

В начале занятия игра проводится для того, чтобы организовать детский коллектив, научить детей размещаться на площадке, строиться в колонны, в пары, в круг. Таковы игры «Найди себе пару», «Чья колонна скорее соберется» и другие.

Вместо гимнастических упражнений для развития и укрепления мышц плечевого пояса, спины и живота уместно провести игру средней подвижности с движениями, которые отвечают этой цели, например: «Затейники», «Не намочи ног», «Передай и встань» и другие. В основной части занятия, когда функциональная деятельность организма наиболее усиливается, подбирается игра большой подвижности с бегом, прыжками, лазанием. Например, для детей средней группы «Гуси-лебеди», «Зайцы и волк», для детей старшей группы «Два мороза», «Хитрая лиса», «Рыбаки и рыбки» и другие.

В заключение занятия, когда следует привести организм в относительно спокойное состояние, проводится игра малоподвижная, например: «Кто ушел», «Найди, где спрятано» или хороводная игра, например: «Платочек». Чаще всего на занятии гимнастикой и подвижными играми проводится одна игра большой подвижности, иногда две – одна в основной части занятия, другая – в конце; или одна в начале занятия, другая – в основной части.

Много места отводится играм на детских праздниках. Именно игры создают радостное настроение у детей и проходят всегда живо и весело. Чем же руководствоваться при выборе игры на празднике? Для праздника надо подбирать такие игры, которые были бы интересны не только участникам игры, но и детям, которые смотрят на играющих. К таким играм относятся игры с элементами коллективного и индивидуального соревнования, например: «Достань ленту», «Кто скорей?» и другие. Не менее интересно проходят на празднике игры, где есть драматическое действие. Например, в игре «Коршун и наседка» летит «коршун», а «наседка» защищает своих «цыплят». Все, кто смотрит, и кто играет, захвачены действием: удастся ли схватить коршуну цыпленка? А вот другая игра – «Рыбаки и рыбки». В реке плавают «рыбки». Выходят на рыбную ловлю «рыбаки» и закидывают сеть. Все дети – зрители и участники – с интересом следят, попадутся ли рыбки в сеть или уплывут и спрячутся в глубоком месте, куда не могут зайти рыбаки.

Много смеха вызывают у детей веселые игры-шутки: «Кто больше всех сумеет набрать с завязанными глазами грибов в корзину» или «Кто сумеет с завязанными глазами сорвать цветок».

По своему характеру и содержанию игры должны соответствовать содержанию праздника.

Игра на летнем празднике носят иной характер, чем игры на елке или на празднике, посвященном празднованию 1 Мая. На празднике 1 Мая можно воспользоваться народными играми и играми с весенним сюжетом, провести игру с пением. На новогоднем празднике хорошо проводить игры с зимним сюжетом и такие, в которых участвуют лесные звери, Дед Мороз.

Большое значение на празднике имеет художественное оформление игр. Так, если проводится игра «наседка и цыплята», то ребенку, изображающему коршуна, можно прикрепить к рукам «крылья», надеть шапочку с «клювом», остальным детям – «цыплятам» - также надеть клювы на ободке.

Организация условий для проведения игр

Важно не только правильно подобрать игру, но и провести ее таким образом, чтобы она принесла пользу как в отношении укрепления здоровья детей, так и в отношении приобретения ими положительных навыков и качеств.

Организуя игру, воспитатель заботится о том, чтобы были соблюдены основные гигиенические требования.

Костюм детей должен быть чистым, легким и не стеснять движений; если игра проводится в помещении, дети надевают обувь легкую. В зимнее время надо следить за тем, чтобы дети не были слишком тепло одеты, так как лишняя одежда приводит к перегреву во время игры и охлаждению после ее окончания.

Игру нужно проводить преимущественно на воздухе. Размер площадки для одной группы детей должен быть не менее 50 кв. метров, из расчета 2 кв. метра на ребенка. Необходимо, чтобы площадка для игр была ровной, хорошо утрамбованной. В сухую теплую погоду ее надо хорошо подмести и полить водой. Зимой участок должен быть очищен от лишнего снега и освещен, чтобы дети могли им пользоваться во вторую половину дня.

Недостаточно только содержать участок в чистоте, его надо красиво оформить. Для оформления участка зимой можно использовать снег, лед, сделав из них фигуры, снежные постройки (дом, пароход, метро, снежный лабиринт); площадка же должна быть свободной. В летнее время украшением участка служат зеленые насаждения, цветы, цветные фонарики, флажки, гирлянды и т.д. Красиво оформленный участок вызывает у детей желание гулять и играть на нем. Если игра проводится в помещении, оно должно быть убрано влажным способом, хорошо проветрено. Если помещение небольшое, необходимо вынести из него лишние предметы.

Все пособия и материалы, которые требуются для игры, должны быть приготовлены до ее начала. К приготовлению их, к организации соответствующих условий надо привлекать детей. Дети приносят флажки, мячи, считают их, упражняясь одновременно в счете; раскладывают по цвету; выкладывают себе «домики», «гнездышки» из шишек, из камешков; заготовляют снежки и т.д.

Места хранения пособий надо устраивать таким образом, чтобы детям было легко и удобно вынимать и убирать материалы. Пособия, которыми пользуются дети, должны содержаться в порядке, быть чистыми, красивыми; при этом условии дети приучаются к опрятности, у них повысится интерес к игре, разовьется художественный вкус.

В некоторых играх все дети пользуются пособиями, например, флажками в игре «Найди себе пару», вожжами в игре «Лошадки» и другие. В таком случае количество их должно соответствовать числу играющих, а качество – быть одинаковым, чтобы одни дети не получили худшие, а другие лучшие.

Сбор детей на игру

Дети любят подвижные игры с правилами и играют в них с большим интересом, однако не всегда сбор на игру проходит быстро и организованно. Дети часто бывают увлечены игрушками, творческими играми и не сразу оставляют их. Поэтому для сбора на игру надо удачно выбирать время.

Игру можно проводить в начале, в середине и в конце прогулки, в зависимости от того, какое занятие предшествовало прогулке и каков ее общий план. Если до прогулки было спокойное занятие, игру можно провести вначале. Если дети увлеклись интересной творческой игрой, не надо прерывать ее, а собрать детей для подвижной игры в конце прогулки. Случается, что трудовые процессы или творческая игра быстро заканчиваются, и дети затрудняются найти себе занятие, в таком случае игру можно провести в середине прогулки.

Малышей приходится иногда собирать для игры не один раз, так как они не могут долго сосредоточивать свое внимание на чем-нибудь одном: длительное время играть в игрушки, в творческую игру и часто затрудняются найти себе занятие. Воспитатель приходит им на помощь и проводит несложную подвижную игру.

Собрать детей для игры можно различными приемами. Так, еще до выхода на участок, где главным образом организуются игры, воспитатель говорит детям средней и старшей групп о том, что на участке будет проведена игра. Он договаривается с детьми, что как только он их позовет, ударит в бубен или позвонит, они соберутся около него или в определенном месте площадки.

 О том, какая игра будет проведена, необязательно сообщать детям заранее: об этом можно сказать и после того, как они соберутся для игры.

В старшей группе можно иногда воспользоваться и другим приемом – перед выходом на прогулку разделить детей на несколько колонн. По сигналу все собираются в условленном месте, и отмечается, какая колонна собралась первой.

В старшей группе можно иногда поручить нескольким детям, собрать своих товарищей для игры, распределив заранее, кто кого позовет.

Сбор на игру не должен превышать 1-2 минут.

Длительный сбор снижает у детей интерес к игре, дезорганизует их. Долго ожидая товарищей, дети напрасно растрачивают время и энергию. Если игра проводится зимой на участке, то долгое ожидание приводит к тому, что дети зябнут, и у них пропадает желание играть.


Руководство воспитателя игрой

Перед проведением игры необходимо создать у детей интерес к игре, особенно в группе малышей. Заинтересованность детей игрой помогает лучшему усвоению ее правил, более четкому выполнению движений, создает эмоциональный подъем. Подвести детей к игре можно путем вопросов или при помощи показа игрушки, картинки. Можно заранее рассказать детям сказку или прочитать стихи на соответствующую тему, показать им предметы или явления, которые встретятся в игре. Так, игру в автомобили хорошо провести с малышами после того, как они наблюдали на улице движение автомобилей.

В средней группе перед проведением игры «Охотник и зайцы» детям была предложена загадка:

Маленький, белый

Прыгает день целый.

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык, тык!

Скачет, скачет,

Ушки свои прячет.

Встанет столбом,

Ушки торчком!

Эта загадка не только заинтересовала детей, но и помогла им лучше представить образ зайца.

Объяснение игры

После того как дети соберутся для игры, воспитатель сообщает название игры, и рассказывает ее содержание.

При объяснении игры воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все дети. Если дети стоят в шеренге, сидят полукругом или свободно сгруппировались около воспитателя, он становится к ним лицом. Если дети стоят по кругу, воспитатель занимает место рядом с детьми, но не в центре круга, так как, находясь в центре круга, он не увидит ту часть группы, которая расположена позади него.

Изложение содержания игры, объяснение ее правил должны быть краткими, четкими.

В одном саду при проведении игры «Хитрая лиса» девочка, выполняющая роль лисы, упорно не откликалась на вопросы детей: «Хитрая лиса, где ты?». Оказалось, что при объяснении игры воспитатель сказал детям: «Лиса должна стоять и молчать, потому что она хитрая». Но до какого момента лиса должна стоять и молчать, воспитатель забыл указать, и «лиса» добросовестно стояла и молчала. Причиной нарушения правил в данной игре было нечеткое объяснение их воспитателем.

Многословное, сбивчивое объяснение ведет к тому, что дети утомляются, у них притупляется внимание, падает интерес к игре. При объяснении игры надо рассказать самое главное.

Вот примерное объяснение игры.

Воспитатель: Сегодня мы поиграем в игру, которая называется «Охотник и зайцы». Вы все будете «зайцы», а Витя – «охотник».

Места зайцев будут на этой стороне площадки. Перейдите все на эту сторону и станьте рядом не очень близко друг к другу. Каждый заяц начертит себе круг – раздает маленькие палочки.

Витя, а ты стань сюда, здесь будет место для охотника (показывает место в одном из углов площадки). Начерти здесь круг. Дети, у всех готовы кружки? Валя, собери палочки в коробку. Вы, зайцы, будете прыгать по всей площадке легко, мягко опускаясь на травку. Миша, покажи, как прыгают зайцы, (Миша показывает). Хорошо, правильно.

Когда я скажу, «охотник», все зайцы побегут к своим кружкам; охотник, не сходя с места, будет стрелять в зайцев – бросать в них мячом.

Мяч можно бросать только в ноги зайцев. В голову и в спину бросать нельзя. Подстреленных зайцев охотник уводит в свой «дом».

В процессе проведения игры слово воспитателя имеет ведущее значение. Опираясь в своей речи на знакомые детям понятия, воспитатель помогает формированию у детей новых понятий, направляет детское сознание на определенные поступки, действия.

Воспитателю необходимо очень тщательно продумать объяснение игры: «…слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные общие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных».

Большое значение при объяснении игры имеет интонация. Слово, выделенное и подчеркнутое соответствующей интонацией, приобретает особое значение, особое содержание.

Тон воспитателя должен быть живым, но спокойным. Недопустимо монотонное объяснение игры.

Делая детям указание, надо иметь в виду как всю группу в целом, так и отдельных детей, учитывая их особенности. Обращаясь к отдельным детям, воспитатель должен выделить в своей речи то, что имеет прямое отношение к данному ребенку. Например, если бегут несколько детей к флажкам и воспитатель знает, что у одного из них недостаточно развита выдержка, и он может побежать, не дожидаясь последних слов сигнала, воспитатель говорит ему: «Не беги, пока я не скажу слова «беги», а рядом стоящему ребенку с запоздалой реакцией он говорит: «Беги тотчас же, как я скажу слово «беги».

При объяснении более сложных игр не следует давать все объяснения сразу: их можно чередовать с распределением ролей между играющими, с показом некоторых движений, которые могут затруднить детей в игре.

Воспитатель сам показывает детям движение или выбирает для этого кого-либо из детей. Например, воспитатель говорит: «Зайцы неслышно выпрыгивают из своих кружков», и показывает, как надо согнуть колени при прыжке и опуститься на носки. Правильный показ действий в сочетании с объяснением имеет важное значение для улучшения качества выполнения движений детьми.

Существенным условием при формировании двигательных навыков является предварительное представление о движении – словесное или наглядное.

Нельзя злоупотреблять в игре указаниями и поправками в отношении точности и правильности движений – это может привести к тому, что пропадет радость от игры, снизится ее эмоциональность. Обучение движениям в средней и старшей группах происходит главным образом на занятиях гимнастикой, а в играх приобретенные навыки закрепляются. В младшей группе развитие движений осуществляется в процессе подвижных игр.

Однако, если дети еще недостаточно овладели каким-либо движением, нельзя закреплять в игре неправильные навыки. Так, если в игре «Медведи и пчелы» некоторые дети при лазании не меняют ноги, а приставляют одну к другой, воспитатель обращает внимание детей на ошибку, делает указание, как надо лазать, предлагает посмотреть на товарища, который делает движение правильно, а затем продолжает игру.

Проведение игры

        В процессе игры воспитатель следит как за поведением всей группы в целом, так и за отдельными детьми. Своим бодрым тоном, живым интересом к игре он поддерживает у детей во время игры радостное настроение, поощряет проявление детьми решительности, ловкости, находчивости, инициативы. Вместе с тем воспитатель следит, чтобы дети не переутомлялись.

Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает у детей интерес, придает игре живость, делает ее эмоциональнее. Участие воспитателя в игре зависит от характера самой игры, от состава группы и возраста детей, от их поведения во время игры. Чем меньше возраст играющих, тем активнее воспитатель. Воспитатель младшей группы играет наравне с детьми или выполняет главную роль. При этом он одновременно руководит игрой, подает сигналы, следит за выполнением детьми правил. Например, в игре «Воробышки и автомобиль» воспитатель, исполняя роль «автомобиля», одновременно дает сигнал, когда «воробышкам» вылетать из гнезда, когда клевать, когда возвращаться в свои «гнезда». В средней группе и, особенно в старшей группе воспитатель только вначале сам исполняет главную роль, а затем передает ее детям. Детей старшей группы воспитатель постепенно приучает к самостоятельному проведению игры в небольшом коллективе.

В некоторых случаях воспитатель бывает вынужден участвовать в игре, чтобы не нарушить ее замысла. Так, например, если при проведении игры «Найди себе пару» имеется четное число детей, воспитателю приходится участвовать в этой игре, иначе никто не останется без пары.

При распределении детей воспитатель соединяет более слабых и не умеющих выполнять движения с более сильными, особенно в таких играх, где имеется элемент соревнования, например, «Чья колонна скорее соберется»; мальчиков с девочками, так как иногда у мальчиков замечается стремление группироваться только с мальчиками, а у девочек – с девочками.

        При проведении игры воспитатель следит за тем, чтобы дети долго не бездействовали, так как у них может пропасть интерес к игре и они не получат достаточной физической нагрузки

Во всех группах детям даются игры, сопровождающиеся текстом. Воспитатель должен выразительно прочесть текст и довести смысл его до сознания детей. При разучивании текста с детьми воспитатель следит, чтобы дети не скандировали его, а произносили выразительно и не слишком громко.

        В ходе игры воспитатель подает сигналы: зрительные, т.е. поднимает цветной флажок; звуковые, т.е. ударяет в бубен, в барабан; произносит определенные слова. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки и т.п., нервируют и возбуждают детей.


Правила игры

Особенное внимание воспитатель уделяет выполнению детьми правил.

Правила имеют большое воспитательное значение.

Правила – это определенные требования, которые должны выполняться всеми играющими. Не нарушая эмоциональности и непринужденности игры, правила ограничивают определенными рамками поведение играющих. Сознательное подчинение правилам игры имеет большое значение для воспитания дисциплины, коллективизма. Подчинение правилам воспитывает в ребенке волю, выдержку, умение сознательно управлять своими движениями, затормаживать их. Правила в игре должны соответствовать возрасту детей: чем меньше возраст ребенка, тем проще должны быть правила.

Правила должны способствовать выработке у детей положительных качеств. Поэтому не следует вводить в игру правил, которые побуждают детей к проигрыванию, например, когда пойманный игрок становится водящим, так как играющие начинают поддаваться. Неудачно и такое правило, когда проигравший игрок получает право поплясать, сказать стихотворение, спеть; детям интересно выполнить одно из этих заданий, и они стараются проиграть.

Вредны в воспитательном отношении правила, по которым проигравшие выключаются из игры. Проигравшему игроку следует предоставить возможность поупражняться в том, что ему не удается, и исправить свою ошибку, поэтому его выход из игры возможен только на очень короткий срок.

Распределение ролей

Очень важным моментом при проведении игры является распределение ролей. Роль, выполняемая в той или иной игре, определяет поведение ребенка, которое должно соответствовать действиям изображаемого персонажа.

Выделить детей на ответственные роли можно различными приемами: воспитатель сам поручает ребенку какую-нибудь роль, выделяет посредством считалки или ребенок, выполнявший роль водящего, выбирает на эту роль себе заместителя.

Нельзя пользоваться считалкой с бессмысленным текстом; следует брать для этой цели короткие стихи, текст которых понятен детям. При этом нужно следить, чтобы дети не разбивали слова на слоги, а произносили текст так, чтобы на каждого играющего приходилось целое слово или слово вместе с предлогом. Например:         Чижик / в клеточке / сидел,

                        Чижик / песни / громко / пел и т.д.

При выделении ребенка на ту или иную роль нужно учитывать его особенности и возможности, поэтому не всегда можно пользоваться считалкой или предоставлять такой выбор самим детям. Часто от удачного распределения ролей зависит успех игры. Например, если в игре «Ловля обезьян» для выполнения роли ловцов выделить застенчивых детей, которые смущаются и не могут показать движений, игра потеряет смысл и значение.

Но нельзя также поручать ответственные и интересные роли всегда одним и тем же детям. Это развивает у одних зазнайство, а у других – неуверенность в своих силах.

Если ребенок застенчив, малоподвижен, ему надо давать первое время менее ответственные роли, назначить, например, помощником рыбака в игре «Рыбаки и рыбки» и постепенно подводить к исполнению более сложных ролей.

Подбирая детям соответствующие роли, можно активизировать малоактивных детей, регулировать неуравновешенных, следя за неуклонным выполнением ими правил.

Окончание игры

Закончить игру можно по-разному. Так, иногда, заканчивая игру, особенно в средней и старшей группах, воспитатель подводит итог: отмечает, кто из играющих отличился особой ловкостью, быстротой, хорошо выполнял правила, выручал товарищей; воспитатель называет и тех, кто нарушал правила, баловался, мешал детям играть.

Игру можно закончить организованным уходом детей, или, если позволяет содержание игры, можно иногда уход с площадки или из зала сделать продолжением игры. Например, если дети играли в автомобили или в лошадки, воспитатель предлагает ехать на автомобилях или на лошадках «домой», т.е. в групповую комнату.

Если дети пользовались какими-нибудь пособиями: флажками, мячами и др., их следует убрать на место. Для этого воспитатель выделяет несколько играющих. Могут и все дети участвовать в уборке пособий; например, каждый ребенок кладет свои шишки или кубики в корзинку или ставит палки, флажки в стойку. Желающим можно предоставить возможность по окончании игры воспользоваться игровым материалом: веревочкой, флажками, шишками и некоторое, недлительное, время поиграть.

Если дети просят повторить игру, а нагрузка была достаточная, воспитатель предлагает повторить игру на следующем занятии и тут же выделяет кого-нибудь на ответственную роль с тем, чтобы дети сами запомнили, кто будет использовать эту роль в следующий раз. Такой прием применяется главным образом в старшей группе.

Дозировка движений в игре

При проведении игры воспитатель следит за тем, чтобы дети не переутомлялись, чтобы не было излишней нагрузки на сердечно-сосудистую систему, которая выражается в том, что лица детей краснеют, дыхание сильно учащается, появляется покашливание; у некоторых детей утомление, наоборот, выражается в бледности лица. Перегрузка внимания приводит к тому, что дети возбуждаются, нарушают правила игры, теряют интерес к ней.

Перегрузка может произойти в том случае, если игра продолжается длительное время, например, ловящий игрок, долго не может никого поймать. Тогда надо приостановить игру, сделать небольшую паузу и выделить другого ловящего. Многократное повторение подвижной игры или слишком большое расстояние для бега, например, в игре «перебежки», также могут привести к переутомлению детей. Физическую нагрузку может увеличить одежда и обувь детей. Если игра проводится зимой на воздухе и дети одеты в шубы, валенки, им приходится затрачивать значительно больше усилий, чтобы приподнять свое тело от земли во время бега и прыжков, чем в легкой одежде.

При проведении игры следует учитывать климатические условия, температуру воздуха. При высокой температуре воздуха надо давать меньшую нагрузку.

Во избежание переутомления детей необходимо принимать во внимание занятие, предшествовавшее игре. Если дети много двигались на участке, катались на лыжах, на санках, следует сократить длительность игры и выбрать игру с меньшей нагрузкой.

Средняя продолжительность игры 5-6 минут в младшей группе; 6-8 минут в средней группе; и 8-10 минут в старшей группе. Общая продолжительность игры считается с того момента, как дети собрались для игры и воспитатель начал ее объяснение.

Хорошо регулируется нагрузка, если бег, прыжки чередуется с отдыхом – ходьбой, произнесением текста. Например, в играх «Ловишки из круга», «Хитрая лиса». При правильной нагрузке учащенное дыхание приходит в норму через 1-2 минуты.

Соблюдая дозировку для всех детей, нужно, кроме того, иметь в виду ослабленных детей, пришедших после болезни или имеющих некоторые отклонения от нормы по состоянию сердца, легких. Не следует их выключать из игры, подчеркивать их болезненное состояние: надо найти им подходящую роль, чтобы они чувствовали себя членами общего коллектива, например, поручить им роль сторожа, назначить их раскладывать флажки, держать обручи, в которые пролезают дети.

Не следует за один раз давать больше двух игр, при этом они должны быть различны по характеру движения, по построению: одна игра может быть более подвижной, а другая более спокойной, одна круговая, другая врассыпную.

На год в «Руководстве для воспитателя» рекомендуется для младшей группы примерно 10 новых игр, в средней – 12 игр, в старшей – 14 игр, при условии, что в средней группе повторяются игры младшей группы, а в старшей – младшей и средней групп.

Внимание воспитателя должно быть направлено не на увеличение количества новых игр, а на повторение и усложнение их, на то, чтобы дети усвоили и полюбили проводимые с ними игры.


Повторность и усложнение игр

Навыки и привычки формируются при условии многократных упражнений. Без подкрепления, без упражнений навыки угасают. Поэтому одни и те же игры необходимо систематически повторять: только тогда у детей будут закрепляться положительные качества, двигательные и другие навыки.

При систематическом повторении одних и тех же раздражителей в коре головного мозга закрепляется определенное соотношение возбужденных и заторможенных очагов. Таким образом, систематическим повторением игр, постепенным их усложнением мы помогаем выработке у детей нужных навыков и качеств.

В младшем возрасте у детей меньше опыта, образование временных связей идет медленно, дети медленно усваивают игры и овладевают навыками, поэтому воспитатель чаще повторяет с детьми одну и ту же игру, примерно в течение 3-4 занятий. В средней и старшей группах новую игру можно проводить в течение 2-3 занятий, затем повторить ранее проведенные игры и снова вернуться к той же игре.

При повторении игры нужно постепенно усложнять ее и пользоваться различными вариантами игр, чтобы дети умели применять приобретенные ими навыки в изменяющихся условиях. Усложнением может быть увеличение правил в игре, например, в игре «Поезд» вводится бег между рельсами, выложенными из кубиков, шишек, палок, ходьба по «мостику» - по доске и т.д. Можно увеличить расстояние для бега, прыжков, увеличить число ловишек (двоих вместо одного).

Усложнение может быть и в том случае, если меняется форма организации детей, увеличивается число детей в каждой подгруппе, например, в игре «Чья колонна скорее соберется», изменяется темп движения; в игре «Поезд», увеличивается количество предметов, вводимых в игру; в игре «Передача мяча» сначала передается один мяч, затем два; или в игре «Кто ушел?» увеличивается количество детей, которых надо запомнить; изменяется форма построения детей в играх «Чей круг скорее соберется?», «Чья колонна скорее соберется?».

К составлению новых вариантов игры можно привлекать и детей, но преимущественно старшей группы. Однако воспитатель должен к таким вариантам относиться осторожно, так как не всякую игру можно и надо изменять и не всякая выдумка детей может быть удачна. Вот пример того, как дети под руководством воспитателя составили новые варианты игры.

Дети любили игру «Кто скорей принесет флажок». Однажды воспитатель сказал детям: «Вы сейчас бежали за флажками к стульчикам прямо, а если по дороге положить обруч или большой куб – легче или труднее будет бежать?». Дети: «Труднее, труднее». – «Давайте попробуем?», - предложил воспитатель. Дети наперебой стали говорить о том, как можно играть по-новому. Одни предложения детей воспитатель включал в игру со всеми детьми, а другие варианты показывали только «авторы». Например, дети предложили: «Положить обруч против каждой колонны и обегать его»; «Прыгнуть в обруч и выпрыгнуть из него, не задев ногами» и т.д.

Иногда дети вносят в виде усложнения элементы из знакомых игр. Например, в игре «Зайцы и лиса» дети предложили такое правило: нельзя ловить зайцев, которым подала «лапу» зайчиха-мать. Это правило взято из игры «Ловишка, дай лапу».

Организация детей в игре

Формы организации детей в игре различны. Во всех возрастных группах игры могут быть проведены со всеми детьми или с частью группы, т.е. с небольшой подгруппой. Это зависит от характера игры и от тех задач, которые ставит воспитатель при проведении данной игры. Например, игру для старшей группы «Наседка и коршун» нельзя проводить со всей группой, так как колонна детей, сцепленных друг с другом, не должна превышать 8-10 человек. Если колонна будет слишком длинной, коршун легко схватит последнего цыпленка; кроме того, колонна со сцепленными 20-25 детьми будет разрываться. В некоторых играх с лазанием также не могут участвовать одновременно все дети, так как они не поместятся на приборах для лазания, и воспитателю трудно будет уследить за каждым ребенком. То же относится к играм с метанием.

Иногда воспитатель проводит игру, рассчитанную на всю группу, только с небольшой группой детей. Это целесообразно в тех случаях, когда воспитатель ставит перед собой задачу включить в игру малоактивных детей, чтобы они не зябли на прогулке, или проводит игру с детьми, которые отстают в каком-нибудь виде движения и им надо поупражняться. Детей младшей группы, особенно в первое время пребывания их в детском саду, можно включить в игру не одновременно, а поочередно: одну часть группы, затем другую. Детям легче ориентироваться в небольшом коллективе, они скорее находят свои места и лучше усваивают правила. В некоторых играх подгруппы детей участвуют поочередно, как например, в игре «Горелки», в других – одновременно, например, «Чья колонна скорее соберется?». Иногда в целях объединения детей можно провести игру одновременно с несколькими группами, например, со средней и старшей. В таких случаях ответственные роли надо предоставить старшим детям. В разновозрастной группе при выборе и проведении игр необходимо учитывать возраст детей данной группы. Если в группе есть дети двух и трех возрастов, можно поделить детей на две подгруппы: объединить в одну группу детей среднего и старшего возраста, а в другую – малышей и провести игру с каждой подгруппой. В то время, когда с одной подгруппой детей воспитатель проводит подвижную игру с правилами, другой подгруппе предоставляется возможность организовать творческую игру. Через некоторое время воспитатель проводит подвижную игру со второй подгруппой.

Возможно проведение общей игры со всеми детьми: в таком случае берется более простая игра с ориентировкой на средний возраст. При этом дети старшего возраста даются более сложные задания и предъявляются большие требования к качеству выполнения движений. Например, в игре «Куры и лиса», дети младшего возраста, изображая кур, влезают на более низкие возвышения, «насест», чем дети среднего и старшего возрастов. Воспитатель следит, чтобы приземление при прыжке в глубину в этой игре у старших детей было более правильным – с носка на пятку. При проведении таких игр, как «Чья колонна скорее соберется?», воспитатель распределяет детей так, чтобы в каждой колонне были младшие и старшие, последние оказывают помощь при нахождении своего места в пару малыша. Ответственные роли при проведении подвижных игр в разновозрастной группе поручаются более старшим детям.

Для того, чтобы игры оказали положительное воспитательное воздействие на детей, недостаточно только использовать вышеизложенные методические указания. Необходимо еще, чтобы воспитатель сам был заинтересован игрой.         

«Подвижные игры в детском саду», М.М. Конторович, г. Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные. подвижные, игры малой подвижности)

Данный материал содержит разнообразные игры для использования  в работе над проеком  "Огород на окне"....

Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов  о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме  двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов  с подвижными игр...

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...

Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» Подвижная игра «Бабочки летают» Подвижная игра на прогулке «Карусели» (на прогулке)

Ребята, берём стулья и садимся на ковер. Посмотрите какая у нас полянка. А на нашу полянку прилетели бабочки, посмотрите какие они красивые!...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....

Картотека на тему "Подвижные игры летом" Подвижные игры на прогулке в теплое время года ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ

Картотека на тему"Подвижные игры летом"Подвижные игры на прогулке в теплое время годаИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ...