"Ясельки"
методическая разработка по физкультуре (младшая группа)

Климова Галина Владимировна

Содержание упражнений для детей 1 младшей группы (2-3 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yaselki.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание упражнений в ходьбе

для детей I младшей группы (2-3 лет)

  1. Ходьба стайкой за воспитателем в заданном направлении.
  2. Ходьба по кругу взявшись за руки.
  3. Ходьба парами держась за руки.
  4. Ходьба в разных направлениях.
  5. Ходьба по дорожке шириной 20 см.
  6. Ходьба между предметами.
  7. Ходьба в колонне друг за другом небольшими группами и всей группой.
  8. Приставной шаг в сторону.

Методические указания. В первой младшей группе воспитатель старается научить детей ходить с хорошей осанкой, правильной координацией движений рук и ног. Обращает внимание на то, чтобы они не шаркали ногами, шли легко, старались соблюдать ритм бубна или музыкального сопровождения. Руки должны двигаться естественно, не размахивая. Воспитатель проводит упражнения, в которых дети приучаются поуже ставить стопы, соблюдать прямолинейное направление, меньше делать боковых раскачиваний туловищем. Дети начинают осваивать приставной шаг в сторону правой и левой ногой, руки при этом удобнее держать на поясе.

В ходьбе воспитатель обучает малышей правильно ориентироваться на площадке, воспринимать сигнал к началу или остановке, ускорению или замедлению движения.

Ходьба стайкой, друг за другом проводится с небольшой группой детей. Они идут за воспитателем, который большей частью идет, повернувшись к ним лицом, и напоминает, чтобы малыши не отставали и не опережали друг друга. На следующем этапе все дети идут за ребенком, уверенно выполнявшим задание. Ему можно дать в руку яркий платочек, ленточку. Такие же предметы дают всем детям при ходьбе по площадке в разных направлениях.

Обучая детей строиться и ходить парами, воспитатель первое время сам ставит их в пары, показывает и объясняет, что надо идти дружно, не тянуть друг друга, не останавливаться. Постепенно задания в ходьбе усложняются: пройти между кубиками, стульчиками, обходя их; чередовать ходьбу с бегом.


Содержание упражнений в беге

для детей I младшей группы (2-3 лет)

  1. Бег стайкой на расстояние до 10 метров.
  2. Бег в разных направлениях небольшими группами и всей группой.
  3. Бег за предметом или с ним.
  4. Бег в колонне небольшими группами и всей группой.
  5. Бег по кругу.
  6. Бег между двумя линиями.
  7. Бег в медленном темпе 30-40 секунд.

Методические указания. Чтобы дети младших групп освоились в коллективе, научились использовать свободное пространство, обучение бегу целесообразно начинать с небольшими группами. Вначале они бегают так, как хотят, особенно интересно бегать им с ленточками, возить за собой машины, каталки, коляски. Такой бег чередуется с остановками. Малыши по своей инициативе приседают, идут, вновь бегут. Получаются как бы естественные перерывы для отдыха в беге. Воспитатель наблюдает за детьми, по мере необходимости предлагает, например, малоподвижному ребенку пробежать до дерева с ярким платочком в руках, а ребенку, долго бегающему с машиной, нагрузить ее песком, мелкими камешками, листьями.

Самое простое задание – бежать стайкой в указанном направлении, за воспитателем, к игрушке, стульчику. Бег одного ребенка в этом случае мало связан с бегом других детей. Каждый бежит в своем темпе, сохраняя направление бега, стараясь не наталкиваться друг на друга.

Бег в колонне, по кругу, парами требует от каждого умения соразмерять свои движения с бегом других детей, не обгонять впереди бегущего, не отставать. Эти виды бега малыши осваивают постепенно, начиная с небольших подгрупп. Воспитатель сам активно действует, бежит впереди детей, увлекая их за собой. Предлагает интересные игровые задания типа: «Добежать до дерева», «Обежать пенек» и др. Бег в колонне чаще используется на утренней гимнастике, физкультурных занятиях. Бег стайкой, бег по кругу составляют содержание многих подвижных и хороводных игр.


Содержание упражнений в прыжках

для детей I младшей группы (2-3 лет)

  1. Ритмические приседания и выпрямления.
  2. Подпрыгивание на двух ногах.
  3. Прыжок вверх.
  4. Прыжок на двух ногах, пытаясь продвигаться вперед.
  5. Прыжок в длину с места (через линию, палочку).
  6. Прыжок в глубину.

Методические указания. Обучение прыжкам детей первой младшей группы начинается с ритмических приседаний, переходящих в подпрыгивание. Воспитатель регулирует движения словами «прыг-скок, прыг-скок», ударами в бубен, хлопками. Он должен давать темп прыжкам, доступный большинству детей. Иногда можно ускорить или замедлить темп подскоков, постоянно напоминая детям о мягком, неглубоком приземлении, связывая это с близким для них образом – «прыгать легко, как мячики, как зайчики» и т.п. Толчок выполнятся носками слегка согнутых в коленях ног.

Для детей этого возраста необходим пример воспитателя, который подпрыгивает вместе с детьми. Можно вызвать для показа 1-2 детей, выполняющих подскоки легко, ритмично. В играх «Мой веселый звонкий мяч», «зайка» хорошо предложить тем, кто сможет, прыжками двигаться вперед. При этом надо напомнить и показать, что отталкиваются обеими ногами, затем мягко приземляются, сильно не сгибая ноги и неглубоко приседая.

Малышам показывают прыжок вверх, сходный по многим элементам с подскоками. Отличаются они в основном тем, что прыжок вверх выполняется толчком всей стопы, и прикладываются более значительные мышечные усилия. Хорошим упражнением является задание: в прыжке достать головой до ладони воспитателя. Ощущение прикосновения в сочетании с положительной оценкой взрослого дает понять ребенку, что он хорошо выполнил задание.

При обучении прыжку в глубину воспитатель вначале предлагает детям невысокое препятствие (например, доску толщиной 10 мм); убедившись, что они хорошо сгибали ноги во время приземления, вводит препятствие повыше, до 15 см (скамеечку, земляной бугорок). При этом педагог обязательно поощрят смелых, решительных, помогает робким, неуверенным, показывает, как надо прыгнуть вниз. Тем, кто с трудом справляется с заданием, разрешается присесть перед прыжком.


Содержание упражнений в катании, бросании и ловле, метании

для детей I младшей группы (2-3 лет)

  1. Катание мяча с горки или ската и бег за ним.
  2. Катание мяча воспитателю двумя руками в положении сидя и стоя.
  3. Катание мяча друг другу с расстояния 1 – 1,5 метра.
  4. Бросание мяча двумя руками снизу вперед и вверх.
  5. Бросание мяча от груди двумя руками вперед.
  6. Бросание мяча воспитателю.
  7. Ловля мяча от воспитателя с расстояния до 1 метра.
  8. Бросание большого мяча двумя руками через веревку.
  9. Бросание маленького мяча одной рукой (правой и левой) через веревку, натянутую на уровне поднятой руки ребенка с расстояния 1 – 1,5 метра.
  10. Метание большого мяча двумя руками снизу в горизонтальную цель.
  11. Метание маленького мяча или мешочка с песком правой и левой рукой в горизонтальную цель (корзину, ящик) с расстояния 100 – 125 см.
  12. Метание мячей или мешочков с песком вдаль правой и левой рукой.
  13. Метание маленького мяча с расстояний 1 метра в вертикальную цель, находящуюся на уровне глаз ребенка.

Методические указания. Большое место в работе с малышами занимает катание мяча. Дети должны научиться энергично, отталкивать мяч в любом, а затем в определенном направлении, например к воспитателю. Это движение дети выполняют в положении сидя ноги врозь, стоя на коленях или в положении стоя с наклоном вперед. Воспитатель добивается от детей одновременного отталкивания мяча обеими руками, особенно активны при этом должны быть пальцы рук и кисти. Педагог неоднократно показывает это движение тем, кто затрудняется. Весело скатывают дети мяч с горки, доски с бортиками по краям, земляного бугорка и бегут за ним. Это хорошее сочетание несколько статичной позы при установке мяча на горке и оживленной разрядки в беге за ним. Надо иметь достаточное количество мячей, чтобы обеспечить ими всех желающих поиграть. Скатывать можно большие и маленькие мячи, шарики, обручи.

С появлением умений катать в нужном направлении воспитатель распределяет детей парами и учит перекатывать мяч друг другу. Доступны детям упражнения в бросании. Это броски мяча двумя руками вперед, вниз, воспитателю. Так же как и в катании, необходимо показывать и учить детей бросать мяч одновременным толчком обеих рук. В первое время детям легче бросать мяч, держа его снизу, затем они пробуют бросать согнутыми руками от груди, подняв мяч над головой или опустив его за голову на согнутых руках. Воспитатель показывает детям эти разнообразные способы броска, но не настаивает на непременном выполнении какого-либо из них. Постепенно дети овладевают разнообразными способами броска.

Воспитатель обучает детей сочетанию бросания и ловли вначале небольшими группами, чтобы каждый мог несколько раз выполнить бросок и поймать мяч, брошенный ему. Педагог показывает, как надо ловить мяч, обхватывая его с двух сторон или подхватывая снизу, широко раздвинув пальцы. Ловя мяч, малыши не должны прижимать его к груди.

Учитывая индивидуальные умения каждого, воспитатель во время упражнений подходит к ребенку ближе или отходит, стараясь, чтобы малыш мог поймать мяч и почувствовать радость от выполненного действия. Бросать мяч друг другу и ловить дети 3 лет еще затрудняются.

Также небольшими группами по 4-5 детей воспитатель организует метание в горизонтальную цель – корзину, ящик. Должно быть достаточное количество предметов (мячей, мешочков с песком, снежков, шишек и др.), примерно по четыре на одного ребенка, из расчета по два броска каждой рукой.

Вокруг установленной на земле цели на расстоянии 100 – 125 см чертится или выкладывается из шнура круг, в который дети не должны заходить. В горизонтальную цель дети метают по-разному: снизу, от груди, от плеча. Большой мяч бросают в цель двумя руками, маленький – одной, обязательно правой и левой рукой.

Предлагается детям и вертикальная цель: щит, нарисованный на заборе круг, большой надувной мяч. Расстояние от малыша до цели вначале 50 – 60 см, а затем 100 – 125 см. Хорошо иметь несколько одинаковых мишеней, чтобы 2-3 детей одновременно могли выполнять упражнение.

Метание вдаль дети выполняют охотно. Чаще всего они используют бросок от плеча и направляют снаряд резким движением вниз. Обучению правильному способу метания вперед – вверх помогает зрительный ориентир: куст, ветка дерева, цветная ленточка. Став на черту, находящуюся от ориентира не ближе 1 метра, дети перебрасывают через него мяч и постепенно овладевают умением придать мячу правильную траекторию полета.


Содержание упражнений в ползании и лазанье

для детей I младшей группы (2-3 лет)

  1. Ползание на четвереньках в разных направлениях.
  2. Ползание на четвереньках к предмету (расстояние 3-4 метра).
  3. Ползание по дорожке между двух линий.
  4. Подползание под веревку, дугу высотой 30-40 см.
  5. Переползание через бревно, лежащее на полу.
  6. Лазанье по стремянке произвольно.
  7. Попытки влезания на вертикальную лесенку и слезание с нее любым удобным способом.

Методические указания. Младшие дети охотно ползают, но, уверенно овладев движением, перестают пользоваться им. Поэтому для упражнений в ползании малышам необходимо создавать игровые ситуации, предлагать интересные задания. Например, воспитатель ставит за препятствием яркую или звучащую игрушку, предлагает детям доползти до нее и поиграть, следит, чтобы дети не опускали голову, предлагает им смотреть на игрушку, находящуюся впереди. При ползании на ступнях и ладонях дети могут смотреть на пол перед собой. Поощрять правильное ритмичное чередование движений рук и ног, желание детей активно действовать. Вначале дети ползают так, как им удобно, - на ступнях и ладонях, на коленях и ладонях, боком. По мере усвоения вводится усложнение – придерживаться прямого направления, ползти по дорожке, ограниченной линиями, шнурами (шириной 40 см). Детям, легко справляющимся с заданием, воспитатель увеличивает расстояние, предлагает проползти по доске, положенной на землю. Это уже труднее, руки и ноги нельзя расставлять широко, пытаясь сохранить равновесие. Упражнения в ползании усложняются введением дополнительных препятствий – бревна, скамейки, дуги. Воспитатель помогает советом, как лучше выполнить эти движения, - пониже нагнуться под дугой или веткой.

Особенность детей третьего года жизни состоит в их большом стремлении подражать друг другу, стремлении активно двигаться. Поэтому при организации ползания надо стараться увеличивать, насколько позволяют условия, число одновременно действующих детей, обращать внимание на тех, кто хорошо выполняет движение.

Лазают дети менее уверенно. Многие боятся высоты и поэтому влезают на первые две перекладины и останавливаются. Вначале воспитатель одобряет эти робкие попытки, стимулирует дальнейшее овладение движением, предлагает влезть еще на одну перекладину повыше.

Лазанье не включается в физкультурные занятия, так как при его организации мала моторная плотность занятия, детям приходится долго ждать. Поэтому воспитатель организует лазанье вне занятий с 2-3 детьми, подбадривает их действия, сам находится рядом. Хорошо, если по одной стремянке одновременно лазают уверенно движущийся ребенок и тот, кто лазает нерешительно. Пример сверстника оказывает положительное влияние. Многие дети 3 лет, решившись влезть, боятся слезать. Важно помочь ребенку преодолеть страх, выказать уверенность в том, что у него все хорошо получится: «Молодец, Сережа, сейчас ты сам спустишься вниз». В этот момент воспитателю не следует обращать внимание на ошибки, например на несогласованные действия рук и ног. Влезают дети на пособие и слезают с него каждый в своем темпе, кто как может: один – быстрее, другой – медленнее.


Содержание упражнений в равновесии

для детей I младшей группы  (2-3 лет)

  1. Ходьба по прямой дорожке, ограниченной линиями (ширина 25-20 сантиметра,  длина 2-2,5 метра).
  2. Ходьба по доске, положенной на землю.
  3. Ходьба по наклонной доске шириной 25 см (один конец приподнят на 15-20 сантиметров).
  4. Влезание на табурет (высота 25 см) и слезание с него.
  5. Перешагивание через препятствие (высота 10-15 см).
  6. Ходьба по дощечкам, положенным на расстоянии 10 см одна от другой.
  7. Перешагивание с ящика на ящик (стороны размером 50x50, высота 15 см).
  8. Перешагивание из обруча в обруч.
  9. Ходьба по гимнастической скамейке.
  10. Ходьба на четвереньках по доске, положенной на пол.
  11. Последовательное перешагивание через несколько препятствий (палочки, кубики), положенные на расстоянии 20 см один от другого.
  12. Медленное кружение на месте.

Методические указания. Малышам еще трудно дается сохранение равновесия, как в статических позах, так и в динамических упражнениях из-за низкого расположения центра тяжести и небольшого двигательного опыта. Однако эта способность им необходима для овладения многими основными движениями, и поэтому упражнения в равновесии занимают значительное место в работе с маленькими детьми.

Воспитатель постепенно расширяет круг предлагаемых заданий, усложняет их, внушая малышам уверенность, смелость. Очень важно вовремя оказать помощь, ободрить, успокоить. Вначале детям предлагается пройти по дорожке, ограниченной шнурами. Постараться поуже ставить ноги, не выходя за края дорожки. Еще интереснее и сложнее пройти не между линий, а по реальной дорожке, сделанной из клеенки и прикрепленной с обеих концов к палочкам. Такую дорожку удобно скатывать и раскатывать в любом подходящем для упражнений месте, предлагая детям по одному пройти по ней. Усложнением упражнения явится ходьба по доске, положенной горизонтально, а затем наклонно, приподнятой одним концом на высоту 15-20 см.

Дети третьего ода при выполнении упражнения в равновесии идут порой приставным шагом. Первоначально такое передвижение допускается. Постепенно воспитатель подводит детей к ходьбе переменным шагом. Обычно такой шаг появляется, когда дети идут по полу, доске. С приобретением уверенности и достаточного двигательного опыта дети ходят переменным шагом по широкой скамейке.

Воспитатель должен находиться рядом с идущим ребенком и быть готовым прийти ему на помощь, в то же время одобряет попытку ребенка самостоятельно пройти подоске или скамейке. Он подсказывает детям, что легче идти, если поднять руки в стороны и балансировать ими. Некоторых детей можно поддержать за руку, убеждая их, что и они скоро уверенно смогут пройти по доске (скамейке). Надо следить за тем, чтобы дети не смотрели под ноги, предлагать им посмотреть на яркую игрушку, подвешенную или поставленную в конце дорожки. Такое ослабление зрительного  контроля появляется не сразу.

Способность к сохранению равновесия развивается при влезании и слезании с табурета, гимнастической скамейки, перешагивании через невысокое препятствие, когда на короткое время приходится принять стойку на одной ноге. Воспитатель учитывает возможности детей. Поддерживая робких малышей, обращает их внимание на тех, кто самостоятельно выполняет движение, и поощряет стремление действовать без помощи взрослого. Хорошим упражнением в сохранении равновесия является перешагивание вначале через одно препятствие (палку, ветку, шнур), а затем через несколько кубиков или кирпичиков высотой 10 – 15 см, разложенных на расстоянии 15 – 20 см один от другого.

Очень важно поддерживать интерес детей к упражнениям. Для этого их надо проводить живо, эмоционально с небольшой группой детей, не заставляя долго ожидать, чаще предлагать игровые задания. Например, малыши стараются пройти по мостику (доске или скамейке), через болото с кочки на кочку (по дощечкам), не замочив ног. Такие упражнения заканчиваются тем, что дети подходят к игрушке (флажку, мячу, погремушке) и играют с ней.

На участке или на прогулке в лес воспитатель предлагает детям подняться на невысокий пенек, пройти по плоским устойчивым камням, проползти на четвереньках по широкому бревну и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника: "ДО СВИДАНИЯ, ЯСЕЛЬКИ"

Сценарий составлен по принципу отчетного концерта за прошедший год, времена года помогают нам вспомнить, что же было в течении этого времени....

Праздник перехода детей из яслей в детский сад "До свидания, ясельки!"

Праздник перехода детей из яслей в детский сад...

Развлечение "Прощайте ясельки" в первой младшей группе

Совместное развлечение  "Прощайте ясельки" подготовительной и первой младшей групп....

Игра-занятие по звуковой культуре речи в ясельках. «Петух, курица и цыплята»

Ход занятия: дети сидят полукругом, перед ними стоит стол на котором что-то накрыто. Ребята, а что спрятано под салфеткой вы не знаете?Дети. Нет.Давайте посмотрим. Приоткрываю салфетку и достаю петушк...

Прощание с ясельками

сценарий небольшого праздника, который мы сделали для самых маленьких в нашем детском саду....

сценарий весеннего досуга "Прощание с ясельками" в группе раннего возраста

Сценарий подводит итог занятий за год. Проводится с родителями....

сценарий весеннего досуга "Прощание с ясельками" в группе раннего возраста

Сценарий подводит итог занятий за год. Проводится с родителями....