Адаптированная программа по физической культуре для детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи).
рабочая программа по физкультуре

Щепина Елена Леонидовна

Программа адаптирована к детям с ограниченными возможностями здоровья (тяжелым нарушением речи), учитывает их особенности, способствует развитию двигательных возможностей и способностей, обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основной образовательной области  - «Физическое развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma.docx83.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района, Новосибирской области - детский сад «Дельфин»

Адаптированная программа  по физической культуре для детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)

                                                            Выполнила:

                                                            Щепина Е. Л.

                                                                                Инструктор по физической культуре

                                                                                Высшая квалификационная категория

Содержание.

1.Пояснительная записка

2.Цели и задачи Программы

3.Принципы и подходы в организации образовательного процесса

4.Интеграция образовательных областей по ФГОС  ДО

5.Планируемые результаты освоения Программы

6.Содержание образовательной деятельности для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

7.Список используемой литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

1. Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Новосибирского района, Новосибирской области - детский сад «Дельфин» по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)  в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Устав МБДОУ детский сад «Дельфин»

Рабочая программа  разработана в соответствии с основной образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Новосибирского района, Новосибирской области - детский сад «Дельфин» в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, отражает особенности содержания и организации образовательного процесса на ступени дошкольного образования в группе старшего дошкольного возраста для детей с ОВЗ

Для составления адаптированной образовательной программы использовалась Примерная  общеобразовательная  программа   «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2011  г

Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных. К таким детям также относят разные категории детей, в том числе и детей с различными нарушениями речи.

Среди невербальных симптомов в структуре речевых нарушений, приводящих к затруднению в овладении ребенком предметным миром с раннего возраста, выступает двигательная недостаточность. У большинства детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Недостаточно развитая крупная моторика (движение рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических упражнений, как по показу, так и по словесной инструкции. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживается в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания.

Программа адаптирована к детям с ограниченными возможностями здоровья (тяжелым нарушением речи), учитывает их особенности, способствует развитию двигательных возможностей и способностей, обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основной образовательной области  - «Физическое развитие»

2. Цели и задачи Программы

 Цель: коррекция и укрепление физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование у детей с ОВЗ осознанного отношения к своим силам и уверенности в них, потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.

Задачи Программы:

Образовательные задачи:

1.Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.

2.Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

3.Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.

4.Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.

Развивающие задачи:

1.Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции)

2.Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера

3.Развитие пространственно-временной дифференцировки.

4.Обогащение словарного запаса.

Оздоровительные и коррекционные задачи:

1.Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.

2.Активизация защитных сил организма ребёнка.

3.Повышение физиологической активности органов и систем организма.

4.Укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

5.Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия).

6.Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).

7.Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.

8.Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.

Воспитательные задачи:

1.Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.

2.Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.

3.Воспитание   устойчивого   интереса к занятиям физическими упражнениями.

4.Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.

3. Принципы и подходы к формированию Программы

Эффективность решения данных задач зависит от правильного подбора принципов, подходов, методов в воспитании и развитии детей.

Наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности и доступности и др.), имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания:

Принцип оздоровительной направленности, согласно которому инструктор по физической культуре несет ответственность за жизнь и здоровье своих воспитанников, должен обеспечить рациональный общий и двигательный режим, создать оптимальные условия для двигательной активности детей.

Принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который выражается в комплексном решении задач физического и умственного, социально - нравственного и художественно - эстетического воспитания, единства своей реализации с принципом взаимосвязи физической культуры с жизнью.

Принцип гуманизации и демократизации, который позволяет выстроить всю систему физического воспитания детей в детском саду и физкультурно - оздоровительной работы с детьми на основе личностного  подхода, предоставление выбора форм, средств и методов физического развития и видов спорта, принципа комфортности в процессе организации развивающего общения педагога с детьми и детей между собой.

Принцип индивидуализации позволяет создавать гибкий режим дня и охранительный режим в процессе проведения занятий по физическому развитию учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, подбирая для каждого оптимальную физическую нагрузку и моторную плотность, индивидуальный темп двигательной активности в процессе двигательной активности, реализуя принцип возрастной адекватности физических упражнений.

Принципы постепенности наращивания развивающих, тренирующих воздействий, цикличности построения физкультурных занятий, непрерывности и систематичности чередованиия нагрузок и отдыха, лежащие в основе методики построения физкультурных занятий.

Принцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно - гигиенических навыков, развития двигательных навыков.

 4. Интеграция образовательных областей по ФГОС ДО

Физическая культура по - своему интегрирует в себе такие образовательные области как, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие:

Развивать игровой опыт совместной игры взрослого с ребенком и со сверстниками, побуждать к самостоятельному игровому творчеству в подвижных играх. Развивать умение четко и лаконично давать ответ на поставленный вопрос и выражение своих эмоций, проблемных моментах и пожеланий. Развивать коммуникативные способности при общении со сверстниками и взрослыми: умение понятно объяснить правила игры, помочь товарищу в затруднительной ситуации при выполнении задания, разрешить конфликт через общение.

Познавательное развитие:

Обогащать знания о двигательных режимах, видах спорта. Развивать интерес к изучению себя и своих физических возможностей: осанка, стопа, рост, движение. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.

Речевое развитие

Обогащать активный словарь на занятиях по физкультуре (команды, построения, виды движений и упражнений); развивать звуковую и интонационную культуру речи в подвижных и малоподвижных играх.

Художественно-эстетическое развитие:

Обогащать музыкальный репертуар детскими песнями и мелодиями. Развивать музыкально-ритмические способности детей, научить выполнять упражнения в соответствии с характером и темпом музыкального сопровождения.

5. Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты освоения программы к концу шестого года жизни (старшая группа)

1.Ребенок обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующий возрастно-половым нормативам.

2.Проявляет желание участвовать в подвижных играх с элементами соревнования; самостоятельно организует подвижные игры, придумывая разные варианты.

3.Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку.

4.Умеет прыгать на месте, прыгать в обозначенное место, прыгать в длину с места на расстояние не менее 80 см, с разбега не менее 100 см.

5.Умеет метать мяч и предметы на расстояние удобной рукой, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3 м; отбивать мяч на месте не менее 10 раз.

6.Имеет представление об элементах спортивных игр: волейбол, баскетбол, футбол, хоккей.

7.Самостоятельно одевается и раздевается, правильно умывается и моет руки, пользуется предметами личной гигиены (мыло, расческа, полотенце, носовой платок).

8.Умеет привлечь внимание взрослого в случае травмы или недомогания; может элементарно охарактеризовать свое самочувствие.

Планируемые результаты освоения программы к концу седьмого года жизни (подготовительная группа)

1.Ребенок обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующий возрастно-половым нормативам.

2.Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

3.Самостоятельно организовывает подвижные игры (в разных вариантах).

4.Умеет прыгать на мягкое покрытие с высоты, мягко приземляться прыгать в длину с места на расстояние не менее 120 см, с разбега - 150 см; прыгать через короткую и длинную скакалку.

5.Умеет перебрасывать набивные мячи весом 1 кг, метать мяч и предметы на расстояние не менее 10 м., владеть «школой мяча».

6.Владеет элементами спортивных игр и умеет организовать спортивные игры по облегченным правилам: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол

7.Имеет представления о ЗОЖ (о некоторых особенностях строения и функционирования организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности, о полезных и вредных привычках и др.); о поведении во время болезни.

8.Владеет основными культурно-гигиеническими навыками (быстро и правильно умывается, чистит зубы, поласкает рот после еды, моет уши, причесывается, правильно пользуется носовым платком, следит за своим внешним видом, самостоятельно одевается и раздевается, следит за чистотой одежды и обуви и т.п.). Выполняет правила культуры еды.

9.Понимает, как нужно вести себя в опасных ситуациях, и при напоминании, выполняет эти правила.

10. Имеет представления о способах обращения за помощью в опасных ситуациях, знает номер телефона вызова экстренной помощи.

11.Умеет привлечь внимание взрослого в случае травмы или недомогания; оказывает элементарную помощь.

6.Содержание образовательной деятельности для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

1.развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)

2.накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

3.формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

4.развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта

5.совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности.

6.формирование правильной осанки, умение осознанно выполнять движения.

7.совершенствование двигательных умений и навыков детей.

8.закрепление умения легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры; бегать наперегонки, с преодолением препятствий.

закреплять умение лазать по гимнастической стенке, меняя темп.

9.совершенствование умения прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении.

10.закрепление умения сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе.

11.знакомство со спортивными играми и упражнениями, с играми с элементами соревнования, играми-эстафетами.

12.формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

13.развитие самостоятельности, творчества; формирование выразительности и грациозности движений.

14.воспитывание стремления участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.

15.продолжать формировать умение самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.

16.приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь для физических упражнений, убирать его на место.

17.поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им наиболее важные сведения о событиях спортивной жизни страны.

18.проводить один раз в месяц физкультурные досуги длительностью 25-30 минут; два раза в год физкультурные праздники длительностью до 1 часа.

19.во время физкультурных досугов и праздников привлекать дошкольников к активному участию в коллективных играх, развлечениях, соревнованиях.

Структура физкультурного занятия

В каждой возрастной группе физкультура проводится 2 раза в неделю в спортивном зале. Различные формы и методы проведения занятий способствуют закреплению двигательных умений и навыков, воспитанию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитию координации движений, пространственной ориентации и укреплению их физического и психического здоровья.

Продолжительность занятия по физической культуре:

25 мин. - старшая группа

30 мин. - подготовительная к школе группа

Вводная часть направлена на улучшение эмоционального состояния, активацию внимания и подготовку детского организма к физическим нагрузкам основной части.

Основная часть (самая большая по объему и значимости) включает в себя тренировку разных групп мышц, совершенствование всех физиологических функций организма детей и состоит из общеразвивающих упражнений и основных видов движений по теме. Итогом основной части занятия является – тематическая подвижная игра высокой активности.

Заключительная часть выравнивает функциональное состояние организма детей. В ней воспитанники выполняют коррекционные и дыхательные упражнения, направленные на снижение двигательной активности, восстановление дыхания.

Третье физкультурное занятие – это фитбол-гимнастика – вид оздоровительной аэробики с использованием больших гимнастических мячей (фитболов), проводится в форме оздоровительно- игрового часа, которое направлено на удовлетворение потребности ребенка в движении, оздоровление посредством фитбол-гимнастики в сочетании с физической нагрузкой, организуемое в игровой форме. Такие занятия проводятся в соответствии с учебным планом..

Эти мячи, как средство физкультурно-оздоровительной работы, выбраны в связи с их специфическим воздействием на опорно-двигательный, связочно- мышечный аппарат. Упругая, неустойчивая среда необходима для формирования вестибулярного аппарата, развития механизма равновесия и ритма движений.

Занятия на мяче очень полезны для детей, поскольку они помогают снять нагрузку с позвоночника, восстановить или выработать правильную осанку, укрепить мышцы, предотвратить возникновение болей в спине, развить выносливость и силу, поднять мышечный тонус. Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета.

Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают вибрационным воздействием. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппатерапией - верховой ездой.

Разнообразные упражнения и подвижные игры с фитболами обеспечивают целенаправленное и комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Средства фитбол- аэробики , используемые в физическом воспитании детей дошкольного возраста я объединяю в три группы:

1.Гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения,

музыкально-ритмические упражнения, динамические упражнения);

2.Подвижные игры (высокой и малой интенсивности, игры

соревновательной направленности и игры-эстафеты);

3.Музыкальное сопровождение (вспомогательное средство).

Такая классификация средств фитбол- гимнастики помогает

рационально их применять в зависимости от направленности поставленных задач. При этом создаются условия физического воздействия на определенные мышечные группы, суставы, связки, внутренние органы и органы чувств.

Общеразвивающие упражнения с фитболами – это специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые выполняются с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме, темпе и сгруппированы по принципу комплекса. Музыкально-ритмические упражнения с мячами охватывают комплексы фитбол-аэробики, танцевальные движения, элементы ритмики, хореографии, спортивных танцев с обязательным использованием музыкального сопровождения. Динамические упражнения с фитболами имеют имитационно-игровой характер и способствуют укреплению всего мышечного и опорно-двигательного аппарата ребенка.

Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра.

Подвижные игры в структуре занятий занимают существенное место. Они не только обогащают двигательный опыт ребенка, но и способствуют проявлению инициативы, самостоятельности, развивают креативное мышление, вырабатывают умение выстраивать собственный способ решения двигательной задачи, способствуют развитию физических качеств.

Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и много раз одни и те же движения, не замечая усталости. Это способствует развитию выносливости. Вместе с детьми я придумываю новые игры с мячом, а также адаптирую хорошо знакомые игры.

Очень много различных игр с развернутым речевым содержанием. Для детей с речевыми расстройствами автоматизацию движений провожу с речевым сопровождением, т.е. с проговариванием различных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу. Сила голоса определит их амплитуду и выразительность.

Дети очень любят играть в подвижные игры разной интенсивности сюжетного и бессюжетного характера с разнообразным двигательным содержанием: прыжками на фитболах, бегом, ходьбой и другими перемещениями с мячами и без них. Работая с детьми старшего дошкольного возраста включаю в занятия игры соревновательной

направленности и игры-эстафеты с фитболами. Они предполагают выполнение индивидуальных или командных соревновательных действий с фитболом: бег и прыжки наперегонки, преодоление препятствий с мячом,

ориентировка в пространстве и во времени. Такие игры совершенствуют приобретенные двигательные умения с фитболом в условиях состязаний, воспитывают волевые и нравственные качества детей – целеустремленность, настойчивость, чувство ответственности не только за свои личные результаты, но и за результаты всей команды.

Освоению каждого упр-я способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расcтройствами.

При выполнении музыкально-ритмических упражнений с фитболами музыка определяет темп и ритм, содействует грациозности и согласованности движений, положительно влияет на развитие слуха дошкольников. С помощью музыки при обучении динамическим упражнениям с фитболами можно ускорить процессы усвоения и закрепления двигательных умений, совершенствовать технику движений, оптимизировать физическую нагрузку посредством мелодичного регулирования продолжительности нагрузки и отдыха.

Под влиянием впечатлений, вызванных музыкой, раскрываются даже инертные, замкнутые дети.

Уникальное сочетание фитбола в музыке, в проговаривании стихов, фраз, в ритме движений развивает ритмическое чувство, координацию, речь, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.

Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию - энергетической основе нашей речи. Дети нередко задерживают дыхание, поэтому   обучать их правильному дыханию через специальные дыхательные упр-я.

В конце занятия я использую релаксацию для снятия общефизической и умственной усталости, а также повышения активности психических процессов: это внимание, память, мышление.

Формы организации двигательной деятельности

Выделяется 6 основных форм организации двигательной деятельности в режиме учебного дня, каждая из которых отражает свои цели и задачи:

— традиционная (обучающий характер, смешанный характер, вариативный характер),

— тренировочная (повторение и закрепление определенного материала),

— игровая (подвижные игры, игры-эстафеты),

— сюжетно-игровая (может включать различные задачи по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром, а также по формированию элементарных математических представлений),

— с использованием тренажеров (спортивная перекладина, гимнастическая стенка, велотренажер, беговая дорожка, гимнастическая скамья, батут, диск здоровья и т.п.),

— по интересам, на выбор детей (мячи, обручи, кольцеброс, полоса препятствий, тренажеры, скакалки).

Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке, физкультминутках и подвижных играх во время прогулок. Развитию самостоятельности в старшем дошкольном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные дошкольниками на занятиях физической культурой. Для полной реализации программы укрепляется материально-техническая база.

Примерный перечень основных движения, подвижных игр и упражнений

Ходьба. 

Ходьба обычная, на носках (руки за голову), на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), перекатом с пятки на носок, приставным шагом вправо и влево. Ходьба в колонне по одному, по двое, по трое, вдоль стен зала с поворотом, с выполнением различных заданий воспитателя. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки, веревке (диаметр 1,5-3 см), по наклонной доске прямо и боком, на носках. Ходьба по гимнастической скамейке, с перешагиванием через набивные мячи, приседанием на середине, раскладыванием и собиранием предметов, прокатыванием перед собой мяча двумя руками, боком (приставным шагом) с мешочком песка на голове. Ходьба по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком (приставным шагом). Кружение парами, держась за руки.

 Бег. 

Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колена (бедра), мелким и широким шагом, в колонне по одному, по двое; змейкой, врассыпную, с препятствиями. Непрерывный бег в течение 1,5-2 минут в медленном темпе, бег в среднем темпе на 80-120 м (2-3 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3 раза по 10 м. Бег на скорость: 20 м примерно за 5-5,5 секунды (к концу года —30 м за 7,5-8,5 секунды). Бег по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком приставным шагом. Кружение парами, держась за руки.

 Ползание и лазанье. 

Ползание на четвереньках змейкой между предметами в чередовании с ходьбой, бегом, переползанием через препятствия; ползание на четвереньках (расстояние 3-4 м), толкая головой мяч; ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени, на животе, подтягиваясь руками. Перелезание через несколько предметов подряд, пролезание в обруч разными способами, лазанье по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа, перелезание с одного пролета на другой, пролезание между рейками.

 Прыжки. 

Прыжки на двух ногах на месте (по 30-40 прыжков 2-3 раза) чередовании с ходьбой, разными способами (ноги скрестно, ноги врозь, una нога вперед — другая назад), продвигаясь вперед (на расстояние 4 м). Прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте и продвигаясь ~еред, в высоту с места прямо и боком через 5-6 предметов — поочередно пез каждый (высота 15-20 см). Прыжки на мягкое покрытие высотой – 20 см, прыжки с высоты 30 см в обозначенное место, прыжки в длину с места (не менее 80 см), в длину с разбега (примерно 100 см), в высоту с разбега (30-40 см). Прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад, через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся).

 Бросание, ловля, метание. 

Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд); одной рукой (правой, левой не менее 4-6 раз); бросание мяча вверх и ловля его с хлопками. Перебрасывание мяча из одной руки в другую, друг другу из разных исходных положений и построений, различными способами (снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от земли). Отбивание мяча о землю на месте с продвижением шагом вперед (на расстояние 5-6 м), прокатывание набивных мячей (вес 1 кг). Метание предметов на дальность (не менее 5-9 м), в горизонтальную и вертикальную цель (центр мишени на высоте 1 м) с расстояния 3-4 м.

Построение и перестроения. 

В колонну по одному, в шеренгу, круг; перестроение в колонну по двое, по трое; равнение в затылок, в колонне, в шеренге. Размыкание в колонне — на вытянутые руки вперед, в шеренге — на вытянутые руки в стороны. Повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком.

Ритмическая гимнастика. 

Красивое, грациозное выполнение знакомых физических упражнений под музыку. Согласование ритма движений с музыкальным сопровождением,

 Общеразвивающие упражнения. 

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки за голову. Поднимать руки со сцепленными в замок пальцами (кисти повернуты тыльной стороной внутрь) вперед-вверх; поднимать руки вверх-назад попеременно, одновременно. Поднимать и опускать кисти; сжимать и разжимать пальцы.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Поднимать руки вверх и опускать вниз, стоя у стены, касаясь ее затылком, плечами, спиной, ягодицами и пятками. Поочередно поднимать согнутые прямые ноги, прижавшись к гимнастической стенке и взявшись руками за рейку на уровне пояса. Наклоняться вперед, стоя лицом к гимнастической стенке и взявшись за рейку на уровне пояса; наклоняться вперед, стараясь коснуться ладонями пола; наклоняться, поднимая за спиной сцепленные руки. Поворачиваться, разводя руки в стороны, из положений руки перед грудью, руки за голову. Поочередно отводить ноги в стороны из упора, присев; двигать ногами, скрещивая их из исходного положения лежа на спине. Подтягивать голову и ногу к груди (группироваться).

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Переступать на месте, не отрывая носки ног от пола. Приседать (с каждым разом все ниже), поднимая руки вперед, вверх, отводя их за спину. Поднимать прямые ноги вперед (махом); выполнять выпад вперед, в сторону (держа руки на поясе, совершая руками движения вперед, в сторону, вверх). Захватывать предметы пальцами ног, приподнимать и опускать их; перекладывать, передвигать их с места на место. Переступать приставным шагом в сторону на пятках, опираясь носками ног о палку (канат).

Статические упражнения. Сохранять равновесие, стоя на гимнастической скамейке на носках, приседая на носках; сохранять равновесие после бега и прыжков (приседая на носках, руки в стороны), стоя на одной ноге, руки на поясе.

 Спортивные игры.

Элементы баскетбола. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от 7 уди, вести мяч правой, левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди.

Элементы бадминтон. Отбивать волан ракеткой, направляя его в определенную сторону. Играть в паре с воспитателем.

Элементы футбола. Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении. Обводить мяч вокруг предметов; закатывать в лунки, ворота; передавать ногой друг другу в парах, отбивать о стенку несколько раз подряд.

Элементы хоккея. Прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении, закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в парах.

 Подвижные игры.

С бегом. «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и шука», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место», «Затейники», «Бездомный заяц».

С прыжками. «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков?», «Классы».

С лазаньем и ползанием. «Кто скорее доберется до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на ученье».

С метанием. «Охотники и зайцы», «Брось флажок?», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Серсо».

Эстафеты. «Эстафета парами», «Пронеси мяч, не задев кеглю», «Забрось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий».

С элементами соревнования. «Кто скорее пролезет через обруч к флажку?», «Кто быстрее?», «Кто выше?».

Народные игры. «Гори, гори ясно!» и др.

Спортивные развлечения.

Рекомендуемая литература

1.         Колесников   С.В. « Детская аэробика»  Методика , базовые комплексы. Ростов на Дону.; Феникс, 2005г.157 ст. ( илюст.)  Школа развития

2.Базовая аэробика в оздоровительном фитнесе: уч. пособие / Планета фитнес. –  М.: ООО УИЦ ВЕК, 2006. – 72 с.

3.Виру А. А. Физиологические основы оздоровительного влияния ритмической гимнастики: Учебн-метод. пособие.  Тарту: Тартуский университет, 1991.

4.Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий / Е.С. Крючек . – М.: Терра-Спор, Олимпия Пресс, 2001. –  64с

5.Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: в 2 т. Том 1. Теория и методика М.: Федерация  аэробики, 2002. - 232с.

6.ЛисицкаяТ.С. ,Сиднева Л.В. Аэробика: в 2 т. Том 2. Частные методики" М.: "Федерация аэробики", 2002. - 232с.  

7. Ростова В.А., Ступкина М.О. Оздоровительная аэробика : Уч. пособие. – Спб.: Высшая административная школа, 2003 – 115 с.

8. Фирилева Ж.Е.,Е. Г. Сайкина «СА-ФИ-ДАНСЕ «Танцевально – игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие дошкольных и школьных учреждений. –СПб.; « Детство- пресс»,-  35с

9.16. Фирилева Ж.Е., Сайкина  Е. Г. Лечебно - профилактический танец. «ФИТНЕС - ДАНС».Учебное пособие  –СПб.:  ДЕТСТВО ПРЕСС, 2007.-  384с.

10.        Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» / авт.-сост. Е. Ю. Александрова. –Волгоград: Учитель, 2006. -151 с.

    11. Н.Э.Власенко: Фитбол-гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

    12. Е.В.Сулим: Детский фитнес ( Физкультурные занятия для детей 3-5 лет).

    13. Е.В.Сулим: Детский фитнес ( Физкультурные занятия для детей 5-7 лет).

Приложение 1

ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Послушаем свое дыхание

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

• куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

• какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);

• какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;

• какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох и спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой

• тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

Дышим тихо, спокойно и плавно

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколь сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз)

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Подыши одной ноздрей

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной систем носоглотки и верхних дыхательных путей.

Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, не напряжено.

Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

1.Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

2.Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4—10 раз.

Воздушный шар в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

   1.Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

   2.На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки. Повторить 6-10 раз.

Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить 4-8 раз.

Ветер(очистительное, полное дыхание)

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.

2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.

3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

Радуга, обними меня

Цель: та же.

Исходное положение - стоя или в движении.

1.Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

2.Задержать дыхание на 3-4 секунд.

3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая

воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала

направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обни-

мая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

Ежик

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4-8 раз.

Губы «трубкой»

1.Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.

2.Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.

3.Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4. Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх

и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.

Ушки

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

Повторить 4-5 раз.

Пускаем мыльные пузыри

1.При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

2.Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

3.Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой.

Повторить 3-5 раз.

Язык «трубкой»

1.Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».

2.Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, запол¬нить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.

3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза - 3-5 секунд.

4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.

Повторить 4-8 раз.

Насос

1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2. Выполнять наклоны вперед - вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).

3. Выдох произвольный.

Повторить 3—б раз.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Приложение 2

Упражнения для релаксации

Этюд «Земля»

Исходное положение лежа на спине, руки вдоль туловища ладонями вверх, глаза закрыты. Словесное сопровождение: «Земля зимой застывшая, неподвижная, отдыхает после лета, накрылась теплым снежным одеялом и спит».

Дети лежат в позе расслабления 60-90 секунд.

Следующая фраза: «И вот наступила весна, земля просыпается, оживает и расцветает первыми подснежниками». Дети потягиваются, поднимают руки вверх, играют пальчиками, затем поднимаются и улыбаются друг другу.

Поза абсолютного покоя

Исходное положение - лежа на спине, руки вдоль тела ладонями вверх, глаза закрыть, пятки сомкнуть, носки ступней лежат свободно. Начать с сознательного расслабления мышц тела - от кончиков пальцев ног постепенно расслабляются ступни, голени, колени, бедра и т. д.

Сопроводительные слова под музыку: «Пальцы ног расслаблены, стопы расслабляются; голени, колени расслабляются; бедра, живот расслабляются; спина, поясница, лопатки расслабляются; пальцы рук, кисти расслабляются; предплечья, плечи, шея расслабляются. Расслабляются подбородок, щеки, губы, глаза, брови и лоб. Все тело расслаблено, ум спокоен. Переносимся в то место, которое нам нравится: берег моря или озера, зеленая лужайка в лесу. Наслаждаемся теплыми лучами солнца, ароматом цветов, дуновением ветерка». Выход из позы: «Откройте глаза, пошевелите пальцами ног и рук, сделайте глубокий вдох, руки за голову, потянитесь и на выдохе сядьте». Время расслабления 3 мин.

«Медуза».

Исходное положение - сидя по-турецки на пятках или лежа, глаза закрыты. Дыхание медленное. Тело расслабляется до полноты «размягчения» мышц.

«Трясучка» или «Вибрация»

(Стимулирует обменные процессы.)

Исходное положение - стоя. Полностью расслабить тело и потрясти всеми его частями, стараясь, чтобы завибрировали даже внутренние органы.

«Цветок»

(Упражнение направлено на достижение дыхательной релаксации, в результате медленного вдоха носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов.)

Исходное положение - стоя, руки опущены, глаза закрыты, делается медленный вдох, будто вдыхая аромат цветка.

Приложение 3

Гимнастика для пальчиков

1.КАПИТАН

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

Я плыву на лодке белой

По волнам с жемчужной пеной.

Я - отважный капитан,

Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,

Тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны,

Посмотрев на океаны,

Путешественник-герой,

К маме я вернусь домой.

2.ДОМИК

Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.

Под грибом - шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим, (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним. (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)

А на нем - дубовый стол. (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)

Рядом - стул с высокой спинкой. (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки

большим пальцем к себе)

На столе - тарелка с вилкой. (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку:

ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены

и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

И блины горой стоят –

Угощенье для ребят.

3.ГРОЗА

Капли первые упали, (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали. (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней, (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).

Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора. (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).

В небе молния сверкает, (нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

Гром все небо разрывает. (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Вновь посмотрит нам в оконце!

4.БАРАШКИ

Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.

Захотели утром рано

Пободаться два барана.

Выставив рога свои,

Бой затеяли они.

Долго так они бодались,

Друг за друга все цеплялись.

Но к обеду, вдруг устав,

Разошлись, рога подняв.

5.МОЯ СЕМЬЯ

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это - мама,

Это - я,

Это - бабушка моя,

Это - папа,

Это - дед.

И у нас разлада нет.

6.КОШКА И МЫШКА

Мягко кошка, посмотри,

Разжимает коготки.

(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;

затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,

как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук

отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)

И легонько их сжимает –

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны; кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает: пальцы другой руки быстро движутся назад).

Половиц не слышно скрипа,

Только мышка не зевает,

Вмиг от кошки удирает.

Приложение 4

Подвижные игры с фитболами .

« Паровозик» ( с разновидностями ходьбы и передвижений с фитболами )

« Через ручейки» : широким шагом с мячом в руках;

« Собачки» : в упоре на коленях , прокатывая мяч вперед головой;

« Цапли и кочка» : с высоким подниманием колена -  вокруг мяча;

« Воздушный шар» : на полупальцах, мяч над головой;

« Космические корабли» ( развитие ловкости, быстроты, координации)

Игроки- «космонавты» сидят на « космодромах» - фитболах, расположенных в свободном порядке на площадке. По команде «Заводим моторы!» дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят «р-р-р». По команде «Полетели!» игроки разводят руки в стороны и разбегаются врассыпную. По команде «На посадку!» «космонавты»  приземляются на свои «космодромы».

«Мы топаем ногами» (развитие функции равновесия, укрепление мышц рук и ног)

Дети сидя на фитболах, выполняют движения в соответствии с текстом:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

И бегаем кругом,

И бегаем кругом.

С последними словами игроки, сидя на фитболе, перемещаются приставными шагами по кругу.

«Колобок» (совершенствование навыка катания мяча по полу)

Игроки строятся в круг и садятся на пол, согнув ноги скрестно вместе с педагогом, у которого в руках фитбол.  Педагог произносит:

Колобок, Колобок,

У тебя румяный бок,

Ты по полу покатись

И Наташе улыбнись!

С последними словами педагог прокатывает мяч названному ребенку. Тот, получив мяч, снова произносит текст и прокатывает мяч следующему игроку. ( И т.д.)

«Колобки и лиса» (совершенствование навыка прокатывания мяча по полу в разных направлениях, развитие скоростных – силовых  качеств, быстроты)

Игроки- «Колобки» стоят в «домике» на одной стороне площадки с фитболами в руках, водящий –«лиса» сидит в « норе» на противоположной стороне. По команде «Колобки, покатились!» дети прокатывают  фитболы по полу в разных направлениях. По команде «Лиса!» берут фитболы в руки и убегают в «домик». «Лиса» старается догнать  и запятнать «Колобков».

«В траве сидел кузнечик» (совершенствование прыжков, укрепление мышц ног и спины, развитие ловкости, быстроты, координации, функции равновесия, выносливости)

Игроки –«кузнечики» сидят на фитболах на одной стороне площадки, водящий – «лягушка» сидит на мяче на противоположной стороне. Под  песенку «В траве сидел кузнечик» дети прыгают на мячах в «домик». «Лягушка», прыгая на мяче, старается догнать и запятнать игроков.

«Мы девчонки и мальчишки» (развитие ловкости, быстроты, выносливости)

Дети прячутся за фитболами, лежащими в произвольном порядке на площадке. Сначала встают девочки и говорят: «Мы – девчонки!», затем встают мальчики со словами: «Мы – мальчишки!».  Вместе: «Забияки, шалунишки, любим бегать и играть, раз, два, три, четыре, пят!». После произнесенных слов под музыку начинают бегать по площадке, стараясь не задевать мячи. После остановки музыки дети бегут к своим мячам и садятся на них.

«Колобок» (совершенствование навыка отбивания мяча одной или двумя руками, прокатывания мяча по полу, развитие скоростно-силовых качеств, выносливости, ловкости, быстроты)

Выбирается водящий «лиса», остальные дети «колобки». Дети «колобки» отбивают фитбол об пол одной или двумя руками и произносят слова: «Я веселый колобок, колобок. У меня румяный бок, вкусный бок. Я от дедушки ушел, да ушел. Я от бабушки ушел, да ушел. Никого я не боюсь, не боюсь. По дорожке покачусь, покачусь.» и прокатывают мячи по полу, оставляя их в определенном месте у стены. Далее говорят: «Ой беда, беда, беда, может сьесть меня «лиса» и начинают убегать от «лисы». «Лиса» догоняет ребят. Осаленный «колобок» садится  на скамейку.

«Ласточки и гнезда» (развитие быстроты, ловкости, координации)

На площадке в свободном порядке расположены фитболы – «гнезда» по количеству детей. Под музыкальное сопровождение игроки-«ласточки» бегают по площадке в разных направлениях, обегая «гнезда», а педагог убирает один фитбол. Когда музыка останавливается, «ласточки» занимают любое «гнездо» (садятся на фитбол ). Игрок, которому не хватило фитбола, - «ласточка без гнезда».

« Рыбы, птицы, звери» ( совершенствование навыка передачи мяча с отскоком об пол, интеграция с познавательной областью )

Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий с мячом в руках. Водящий бросает мяч-фитбол поочередно игрокам с отскоком об пол и говорит одно из трех слов. Поймавший мяч, должен быстро назвать любое животное, рыбу, птицу и бросить мяч обратно водящему.

«Птицы и кукушка» (развитие ловкости, координации, скоростных качеств, выносливости)

Игроки «птички», фитболы – «гнезда птичек». Дети сидят на фитболах на одной стороне площадки. Водящий – «кукушка» стоит в стороне, у него нет «гнезда». По команде «Птички полетели!» дети выбегают из «гнезд» и разбегаются в разных направлениях по площадке. «Кукушка» летает вместе с ними. По команде «Птички, домой!» дети бегут к «гнездам», а «кукушка» старается быстро занять любое «гнездо». Игрок без «гнезда» становится «кукушкой».

«Медуза и камень» (укрепление мышц ног, рук, спины, развитие функции равновесия)

Игроки – «медузы» расположены свободно на площадке возле своих «камней» - фитболов. По команде «Медузы плавают» дети передвигаются по площадке, выполняя имитационные движения. По команде «Камень» «медузы» находят свой фитбол, ложатся на него и покачиваются.

«Займи пустое место» (развитие скоростно-силовых качеств, ловкости, координации, выносливости, совершенствование прыжков на фитболе)

Дети сидят на фитболах по кругу. Водящий, проходя мимо детей, задевает любого ребенка, тот встает с фитбола и они вместе с водящим встают спиной друг к другу. По команде: «Раз, два, три – беги!»- они бегут по кругу в разных направлениях. Добежавший первый, садится на свободный фитбол. Прибежавший – вторым становится водящим.

II вариант игры: Водящий прыгает на фитболе, задевает любого ребенка и они прыгают по кругу в разных направлениях – кто быстрей займет пустое место.

«День, ночь, земля, воздух, вода» (совершенствование навыка отбивания мяча , прокатывания мяча , подбрасывания мяча вверх , развитие мышц спины, рук, ног, координации)

«День» - дети отбивают мяч одной или двумя руками об пол на месте или в движении.

«Ночь» - останавливаются и поднимают мяч над головой.

«Земля» - прокатывают мяч по полу в разных наравлениях.

«Воздух» - подбрасывают мяч вверх, хлопают один раз в ладоши и ловят мяч после отскока об пол.

«Вода» -  дети лежа на животе на фитболе, имитируют ногами движение «кролем» или  руками – движение «брассом»

«Ты с мячом играй» (развитие скоростных качеств, координации, быстроты, выносливости, совершенствование двигательных умений с мячом)

Дети стоят по кругу на расстоянии одного метра друг от друга с фитболом в руках. Педагог стоит в центре круга с фитболом. Произнося слова: «Ты с мячом играй, играй, имя ты не забывай!» он выполняет какое-нибудь движение с мячом вместе с детьми. После этих слов - все останавливаются и поднимают фитболы над головой. Педагог называет по имени двух детей, которые кладут свои мячи на пол и по команде «змейкой» бегут по кругу вокруг детей в противоположных направлениях – кто быстрей добежит до своего мяча - тот и победил.

«Царь и лягушки» (совершенствование прыжков, развитие координации, ловкости, выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств)

Выбирается водящий – «царь», остальные – «лягушки». «Лягушки», прыгают на фитболах, убегая от «царя», а он их догоняет, также прыгая на фитболе, кого задевает – тот выбывает из игры.

«Земля, воздух, вода, огонь» (интеграция с познавательной областью, совершенствование передачи и ловли мяча, развитие ловкости, силы)

Дети встают в круг, а педагог – в центр круга. Он бросает мяч-фитбол поочередно игрокам и говорит одно из четырех слов. Поймавший мяч, должен быстро назвать любое животное, птицу, рыбу и бросить мяч обратно водящему. На слово «огонь» - повернуться кругом и отдать мяч. («земля» - животное, «воздух» - птица, «вода» - рыба).

«Воробьи и вороны» (совершенствование прыжков, скоростно-силовых качеств, ловкости, координации, выносливости)

На противоположных сторонах площадки проводятся две черты, за чертой – «дом» игроков. Команды «воробьи» и «вороны» строятся в шеренгу спиной друг к другу и лицом к своему «дому» в центре площадки на расстоянии 1-2 м одна от другой и садятся на фитболы. Педагог называет то одну, то другую команду. По сигналу «воробьи!» игроки этой команды прыгают на фитболах в «дом», а игроки другой команды поворачиваются кругом, прыгают на фитболах, догоняют их и стараются запятнять. Затем подсчитывается количество пойманных игроков, и команды возвращаются на место.

«ЗАЙЦЫ И ВОЛК»

Мячи врассыпную разбросаны по залу. Дети — «зайцы» скачут на двух ногах по залу, воспитатель при этом приговаривает следующие слова: Зайцы скачут: скок, скок, скок На зеленый на лужок, Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают: Не идет ли волк?

Воспитатель кричит: «Волк!» Все зайцы должны быстро спрятаться за свой домик-мяч.

«БАРМАЛЕЙ И КУКЛЫ»

Злодей Бармалей хочет поймать множество кукол для своего театра. Все дети — «куклы» живут в своих домиках (сидят на своих мячах). Между домиками ходит Бармалей. Куклы дразнят Бармалея, перебегают из домика в домик со словами:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну попробуй нас поймать.

Задача Бармалея — поймать озорных кукол.

«ДРАКОН КУСАЕТ ХВОСТ»

Дети становятся друг за другом и крепко держатся за впередистоящего ребенка. В руках первого ребенка мяч-«голова дракона», последний ребенок — «хвост». «Голова» должна поймать свой «хвост», дотронувшись до него мячом. Важно, чтобы «тело дракона» при этом не разорвалось. Игра проходит гораздо интереснее, если в ней участвуют две команды, то есть «два дракона».

«НАЙДИ СВОЙ МЯЧ»

Играют две команды: одна сидит на мячах, другая стоит у нее за спиной. По сигналу сидящие дети встают, с закрытыми глазами делают 6—8 шагов от мяча, поворачиваются 3 раза вокруг своей оси. В это время стоящие дети передают мячи из рук в руки между собой. По сигналу «Стоп!» дети первой команды открывают глаза и как можно быстрее пытаются отыскать свой мяч и сесть на него.

«ПИНГВИНЫ НА ЛЬДИНЕ»

Дети-«пингвины» бегают свободно по залу. Мячи-«льдины» в произвольном порядке разбросаны на полу. Водящий ребенок-«охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на «льдину», то есть сидит на мяче, не касаясь при этом пола ногами, ловить его не разрешается.

«НЕ ПРОПУСТИ МЯЧ»

Дети стоят по кругу, держась руками за плечи, образуя глухую стену. В центре этого круга водящий с мячом. Задача водящего — выбить мяч из круга.

На эти слова все «комарики» должны сесть на свои мячи. Другой ребенок-«лягушка» выскакивает из-за своей кочки и пытается поймать «комариков».

«УТКИ И СОБАЧКА»

Игра проводится как и предыдущая. Дети, имитируя уток, подходят к «собаке», которая лежит у себя в конуре. Воспитатель вместе с детьми говорит: Ты, собачка, не лай, Наших уток не пугай. Утки наши белые Без того несмелые.

При этом непослушная «собачка» выскакивает и догоняет уток, которые убегают на свои мячи и садятся на них.

«ТУЧИ И СОЛНЫШКО»

Воспитатель выбирает мяч-«солнышко», а все остальные — мячи-«тучки». Игра средней подвижности, проходит в спокойном темпе. Все дети врассыпную спокойно ходят по залу и катают перед собой мячи. Воспитатель говорит следующие слова: «Тучи по небу ходили, красно солнышко ловили». Дети отвечают хором: «А мы солнышко догоним, а мы красное поймаем».

«Солнышко» останавливается и говорит: «А я тучек не боюсь! Я от серых увернусь!» После этих слов «солнышко» пытается вместе со своим мячом «укатиться за горизонт», «тучки» должны своими мячами сбить «солнышко» и не дать ему спрятаться.

«УТКИ И ОХОТНИК»

Двумя полосками на полу обозначается с одной стороны «озеро», с другой «камыши». В «камышах» сидит охотник. Дети-«утки» в положении на четвереньках толкают мяч головой до «камышей». Воспитатель при этом говорит следующие слова:

Ну-ка, утки,

Кто быстрей

Доплывет до камышей?

Самой ловкой

За победу

Сладкое дадут к обеду.

После того, как ведущий проговорит все слова, «охотник» может сбивать «уток» своим мячом. Награждается та «утка», которая благополучно добралась до «камышей».

«ЛИСА И ТУШКАНЧИКИ»

Выбирается один ребенок-«лиса», задача которого — переловить всех других детей-«тушканчиков». Воспитатель объявляет: «День!», и тогда все «тушканчики» прыгают на своих мячах по всему залу, кто куда хочет. Как только звучит команда «Ночь!» — все «тушканчики» замирают, приняв ту позу, в которой их застала команда. «Лиса» может съесть любого, кто шевелится.

«ЛОШАДКА, ОСЛИК И ПОДКОВА»

Дети сидят на своих мячах и покачиваются в такт словам. Первые две строчки ведущий идет по кругу, а на слове «ножку» дотрагивается до ближнего ребенка, который будет «осликом». На остальные слова «ослик» скачет за спинами детей, держа мяч-«подкову» над головой. С последним словом «ослик» останавливается между двумя играющими, которые бегут за спинами детей, кто быстрее схватит подкову.

Звонкою подковкой

Подковали ножку.

Выбежал с обновкой

Ослик на дорожку.

Новою подковкой

Звонко ударял

И свою подковку

Где-то потерял.

«ЦАПЛЯ И ЛЯГУШКИ»

Длинной веревкой посреди зала обозначается болото. В нем живет «цапля». Другие дети группы — «лягушки» прыгают на мячах по болоту и говорят:

Мы веселые лягушки,

Мы зеленые квакушки,

Громко квакаем с утра:

Ква-ква-ква,

Да ква, ква, ква!

«Лягушки» останавливаются, замирают и внимательно слушают слова цапли, которая ходит вокруг болота, высоко поднимая ноги, и говорит:

По болоту я шагаю,

И лягушек я хватаю.

Целиком я их глотаю.

Вот они, лягушки,

Зеленые квакушки.

Берегитесь, я иду,

Я вас всех переловлю.

После этих слов «цапля» должна поймать как можно больше прыгающих лягушек.

«УГАДАЙ, КТО СИДИТ НА МЯЧЕ»

Дети стоят в кругу. Ведущий с закрытыми глазами находится в центре круга. Играющие перекатывают мяч за спинами, при этом считая до десяти. Ребенок, который получил мяч на счет «десять», быстро садится на него. Ведущий пытается отгадать по форме рук и голосу, кто сидит на мяче. Ведущий. Ну-ка, руки покажи, мячик у тебя, скажи?

Играющий ребенок(по возможности изменив голос). Ты глаза не открывай, а по слуху отгадай. Кто я?

«УСПЕЙ ПЕРЕДАТЬ»

Дети стоят по кругу и по команде начинают передавать мяч из рук в руки. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каких-либо двух играющих. Остальные дети хором кричат: «Раз, два, три — беги!». Один ребенок бежит вправо за кругом играющих, другой влево; считается выигравшим тот, кто быстрее вернется к мячу.

«БЫСТРАЯ ГУСЕНИЦА»

Играют две команды детей. Каждая команда — это «гусеница», где все участники соединяются друг с другом с помощью мячей, которые они удерживают между собой туловищем. По команде, кто быстрее доберется до финиша, дети начинают движение гусеницы. Выигрывает самая быстрая команда, не разорвавшая «гусеницу» и не уронившая мяч.

«БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ»

Мячи врассыпную лежат по залу на один меньше, чем количество игроков в зале. Все дети: «зайцы» бегают по залу. По команде воспитателя «Все в дом!» — дети садятся на любой из мячей. «Бездомным зайцем» является тот ребенок, который не занял мяч. Он выбывает из игры. В каждой последующей игре количество мячей сокращается на один.

ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Упражнение на концентрацию внимания. А) Дети становятся в две шеренги друг против друга одновременно под музыку на начало каждого такта исполняют два противоположных движения. Одна шеренга делает приседание за мяч и выпрямление подъемом на носки, а другая, наоборот, выпрямление с подъемом на носки и приседание за мяч.

Б) То же заранее, выполняется сидя на мячах. Одна шеренга делает хлопок над головой и хлопок по бедрам, а другая, наоборот, по бедрам и над головой.

«СТОП, ХОП. РАЗ»

Так же игра на концентрацию внимания. Дети иду по кругу друг за другом, отбивая мяч от пола. На сигнал «Стоп» останавливаются и стоят в течение 3 сек, затем 5, 10 сек. На сигнал «Хоп» — двигаются поскоком, мяч держа перед собой, а когда звучит «Раз» поворачиваются вокруг своего мяча и продолжаю движение в первоначальном направлении. Из игры выходит тот, кто ошибается и кто шевелится при сигнале «Стоп».

Игры соревновательного характера.

1.«Мяч среднему»

Игроки делятся на две команды, каждая из которых строится в круг. Капитаны команд встают в центр круга.  По сигналу они начинают передавать мяч поочередно игрокам одним из следующих способов: а) с отскоком об пол; б) двумя руками снизу; в) с поворотом кругом и последующим броском мяча. Игроки возвращают мяч капитану таким же способом. Выигрывает команда, быстрей закончившая задание.

2.«Гори-гори ясно…»

Игроки становятся в ручеек парами сидя на мячах. На расстоянии 9 метров стоит водящий и держит в вытянутой руке какой-нибудь предмет. Игроки громко говорят: - Гори, гори ясно, чтобы не погасло, птички летят, колокольчики звенят. По окончании этих слов последние в колонне начинают прыгать на мячах – кто быстрей доскачет до водящего и возьмет предмет. Он встает на место водящего, а водящий забирает у него мяч и вместе с проигравшим идет в начало колонны.

3.«Эстафеты»:

а) Прокатить мяч до поворотной стойки и обратно; как один из вариантов – катить мяч «змейкой» между конусами;

б) Отбивание мяча одной рукой до стойки, обратно – бег с мячом в руках;

в) Прыжки на мяче – хопе до стойки и обратно;

г) На расстоянии 3 метров от линии броска до центра обруча стоит первый участник, на расстоянии 2-х метров от центра обруча стоит команда в колонну по одному. По сигналу первый участник бросает мяч любым способом, стараясь попасть внутрь обруча и бежит с правой стороны в конец колонны. Участник, стоящий первым, ловит отскочивший мяч и бежит справа от обруча на линию броска, с которой производится бросок. Последний участник, бросив мяч, запрыгивает в обруч.

д) построение детей в колонну. Первый игрок в колонне – с фитболом в руках. По сигналу игроки поднимают руки вверх, а первый игрок передает  мяч в колонне двумя руками над головой, последний получив мяч бежит в начало колонны и начинает передавать мяч , и т. д. , пока первый не окажется на своем месте;

е) построение детей – в колонну по два за стартовой линией. Партнеры стоят лицом друг к другу и держат фитбол, обхватив его руками. По сигналу первая пара игроков бежит боковым галопом с мячом к поворотной стойке, обегает ее, бежит обратно, передает мяч следующей паре, становится в конец колонны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 6 до 7.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...