Подвижные игры разной подвижности
картотека по физкультуре

Седун Ольга Евгеньевна

Картотека подвижных игр

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pod_igra_red.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижная игра «Сторож и зайцы»

На одной стороне площадки очерчивают место для «сторожа». На другой стороне обозначают домики для «зайцев». В каждом домике находятся 2—3 «зайца». «Сторож» обходит площадку — «огород», делая вид, что он разыскивает следы «зайцев», проверяет, не погрызли ли они фруктовые деревья, не съели ли морковку и капусту; затем «сторож» возвращается к себе. По сигналу педагога «зайцы» выбегают из своих домиков в огород, прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед, присаживаются на корточки — «грызут овощи». По сигналу педагога «Сторож идет!» «зайцы» бегут в домики, а ребенок, изображающий сторожа, старается поймать кого-либо из них. Пойманного ребенка «сторож» уводит к себе. Игра повторяется два раза, после чего выбирают нового сторожа.

Примечание. В начале игры сторожа может изображать педагог.

Игра малой подвижности «Угадай-ка»

Дети образуют круг, берутся за руки. По сигналу педагога, стоящего в центре круга, начинают движение в правую сторону, произнося следующий текст:

Угадай-ка, угадай-ка, Ну-ка с нами поиграй-ка! Твои загадки отгадаем, Мы овощи и фрукты знаем.

Педагог подает команду «Стоп!», дети останавливаются. Педагог называет чье-либо имя, определяя, кто из детей будет отгадывать название овоща или фрукта по описанию педагога.

Педагог. Саша, угадай! Этот овощ зеленого цвета, у него много одежек и все без застежек, внутри находится белая, сладкая кочерыжка.

Саша. Это капуста.

Педагог. Света! Этот овощ растет в земле, он красного цвета, с длинным хвостиком, кругленький, как маленький мячик.

Света. Это редис. (И так далее.)

Примечания. 1. Педагог может взять для игры набор дидакг. ческих картинок с изображениями овощей и фруктов, необходим % для игры. 2. Если ребенок затрудняется с ответом, необходимо мочь ему, дополнить свое описание нужными уточнениями. 3. Пш мощь других детей при ответе допустима.

Подвижная игра «Грибы-шалуны»

На площадке очерчивается круг — «корзинка грибника». В корзинке находятся дети-«грибы». Считалкой выбирается «грибник», который присаживается на корточки в 2—3 м от круга — он долго ходил по лесу, устал, заснул. Педагог читает текст:

На пеньке сидит грибник, Отдыхает, крепко спит. Тише-тише, не шумите, Грибника не разбудите!

Дети-«грибы» выбегают из «корзинки», прыгают, шалят на лужайке. Педагог говорит: «Грибник проснулся!» «Грибник» после слов педагога просыпается, видит, что грибы рассыпались — разбежались, начинает догонять детей — собирать грибы в корзинку. Дети-«грибы» должны успеть забежать в «корзинку» до того, как до них дотронется «грибник». Тот, кого «грибник» запятнал, становится следующим водящим — «грибником».

Игра малой подвижности «Назови гриб (ягоду)»

Дети образуют круг. В центр круга становится педагог с мячом Педагог произносит текст:

Ну-ка, Лена (Маша, Саша), не зевай! Гриб скорее называй!

Или:

Ягод много есть в лесу, Ты назови всего одну.

Затем педагог кидает мяч любому ребенку, ребенок ловит его возвращает педагогу, называя гриб или ягоду. Игра продолжается.

Примерные ответы детей: Ф грибы: боровик, лисички, подберезовик, мухомор, сыроежка; ❖ ягоды: клюква, малина, брусника, черника, земляника.

Подвижная игра «Соберитесь у мячей»

Дети строятся в 3 звена по 4—5 человек в разных местах площадки. Перед каждым звеном лежит мяч диаметром 18—20 см (мячи разных цветов: красный, синий, зеленый). По сигналу педагога (хлопок в ладоши) дети разбегаются врассыпную по площадке, стараясь не выбегать за ее пределы. На второй сигнал педагога и слова:

«Соберитесь у мячей!

Раз, два, три — скорей, скорей!» —

каждое звено должно построиться за мячом определенного цвета в первоначальном порядке.

Игра малой подвижности «Хочешь с нами поиграть?»

Дети образуют круг, внутри которого находится водящий, сигналу педагога дети начинают движение по кругу друг, за друг высоко поднимая колени и энергично взмахивая руками. Водящий движется внутри круга в противоположную сторону. Педагог произносит текст:

Хочешь с нами поиграть? Быстро нужно называть Свою любимую игрушку — Куклу, зайку, погремушку... Ну-ка, громко, раз-два-три, Ты игрушку назови.

По окончании текста дети и водящий останавливаются. Тот ребенок, напротив которого остановился водящий, называет свою любимую игрушку, а затем становится следующим водящим.

Подвижная игра «Бегом по дорожке, прыг-скок по тропинке»

Игра проводится на участке с асфальтовым покрытием, га краской или мелом выполнена следующая разметка:

  1. — дорожка, очерченная двумя линиями (длина дорожки 3—4 м расстояние между линиями 30 см).
  2. — дорожка — «змейка» (длина 3—4 м).

3 — простая дорожка (аналогичная 1-й дорожке). Дети строятся в колонну по одному в начале 1-й дорожки и поочередно, поточным способом выполняют следующие задания:

  • по 1-й дорожке — бег в умеренном темпе, не выходя за края дорожки;
  • по 2-й дорожке — прыжки на двух ногах, руки на пояс — «зайки»;
  • по 3-й дорожке — ходьба с выполнением дыхательного упражнения (подняться на носки, руки в стороны — вдох носом, опуститься на всю стопу, руки вниз — выдох ртом).

Игру рекомендуется повторить 2—3 раза.

Игра малой подвижности «Найдем башмачок»

Дети стоят вдоль одной стороны площадки лицом к педагогу. По сигналу (хлопок в ладоши) педагога они поворачиваются в противоположную сторону. Педагог в это время прячет башмачок (вырезанное из фанеры ярко раскрашенное изображение туфельки). На второй сигнал педагога дети поворачиваются в обратную сторону, начинают искать башмачок. Ребенок, нашедший башмачок, останавливается около него, подзывает к себе педагога и детей. Игра повторяется.

Примечание. Границы площадки для игры четко ограничены

Подвижная игра «Найди пару»

Инвентарь: 8—10 кружков из картона (диаметр 10 см), 8—10 квадратов из картона (сторона квадрата 10 см) одного или разных цветов (например: и кружки, и квадраты белого цвета или квадраты — красного цвета, кружки — белого цвета). С оборотной стороны кружков и квадратов приклеены кусочки липучки (2x2 см).

Педагог делит детей на 2 равные группы. Одной группе детей прикрепляют к одежде кружки — «блюдца», другой группе детей прикрепляют квадратики — «чашки». По сигналу педагога (хлопок в ладоши) играющие разбегаются по всей площадке в разных направлениях. На второй сигнал педагога и слова:

Раз-два-три,

Пару себе найди! —

дети должны встать в пары следующим образом: дети с эмблемой «кружок» встают в пару с детьми с эмблемой «квадратик» («чашка и блюдце»).

Примечание. По мере усвоения детьми правил игры можно использовать эмблемы не одного, а двух цветов. Например, «чашки» и «блюдца» красного цвета и «чашки» и «блюдца» желтого цвета. Таким образом, дети должны найти себе пару не только с соответствующей эмблемой — «чашка» + «блюдце», но и определенного цвета: красный — красный или желтый — желтый.

Игра малой подвижности «Сегодня маме помогаем»

Инвентарь: резиновый мяч (диаметр 18—20 см) произвольного цвета.

Дети образуют круг. Педагог находится в центре круга, в руках он держит мяч, который по очереди кидает детям после произнесения следующего текста:

Сегодня маме помогаем, На стол посуду собираем. Я буду мячик вам кидать, А вы — посуду называть.

Ребенок, поймавший мяч, кидает его обратно педагогу, одновременно называя любой вид посуды (чашка, блюдце, ложка, вилка, чайник, кастрюля, сковорода и т. д.).

Подвижная игра «Веселые матрешки»

На площадке очерчивается круг. С внешней стороны круга обозначаются домики «матрешек» (обручами, скакалками, кружками, начерченными на земле). Дети встают за домики. Педагог находится в центре круга, в руках у него бубен. По сигналу педагога — один удар в бубен — дети-«матрешки» идут по кругу друг за другом, покачиваясь из стороны в сторону, руки прижаты к бокам, кисти рук перпендикулярно. По новому сигналу педагога — два удара в бубен — дети бегут в том же направлении. По команде педагога: «Матрешки, в домики!» дети-«матрешки» занимают свои домики.

Примечания. 1. Дети могут занимать не только свои, а любые домики. 2. Педагог может убрать 1 или 2 домика матрешек.

Игра малой подвижности «Петрушка»

Дети образуют круг. Считалкой педагог выбирает водящего — Петрушку, водящий встает в центр круга. Петрушка вместе с педагогом произносит следующий текст:

Я — веселая игрушка,

А зовут меня — Петрушка!

Я буду делать упражнения,

Вы — повторять за мной движения.

В это время дети, стоящие в кругу, выполняют «пружинку», руки на поясе. По окончании текста Петрушка выполняет какие-либо упражнения (наклоны, приседания, прыжки и др.). Дети должны точно повторить показанные Петрушкой движения. Ребенок, наиболее точно и правильно выполнивший задание Петрушки, становится новым водящим. Игра повторяется.

Подвижная игра «Перелет птиц»

Дети встают врассыпную на одном краю площадки. На другом краю площадки вдоль линии деревьев обозначается черта (прочерчивается на песке или мелом на асфальте или же выкладывается ярким шнуром), длина черты 4—5 м. По сигналу педагога «Полетели птички!» дети-«птицы» разлетаются по площадке, расправив крылья (руки в стороны) и помахивая ими вверх-вниз. По сигналу педагога «Буря!» «птицы» летят к деревьям, «садятся на истки» — встают на черту, присаживаются на корточки. Когда педагог произносит слова: «Буря прошла!» — «птицы» поднимаются вновь «летают» по всей площадке.

Примечание. Перед началом игры детям необходимо объяснить, что нельзя во время перелета по площадке толкать друг друга руками и сталкиваться между собой.

Игра малой подвижности «Найдем синичку»

Дети встают на одной стороне площадки, напротив детей — педагог, в руках у педагога резиновая игрушка — синичка. Педагог говорит детям:

Пойду прятать я синичку — Очень маленькую птичку. Быстро глазки закрывайте, Где синичка — отгадайте.

Дети присаживаются на корточки, закрывают глаза. Педагог прячет игрушку, говорит детям: «Ищите синичку!» Дети встают, идут искать птичку.

Примечание. Педагог может помогать детям искать птичку по определенным ориентирам (куст, камень, гимнастическая лесенка и т. д.).

Подвижная игра «Шишки, желуди, орехи»

Инвентарь: 3 ведерка, шишки сосновые — 20 шт., желуди — 20 шт., грецкие орехи — 30 шт.

Дети строятся в шеренгу на одной стороне площадки по командам. 1-я команда — «шишки», 2-я — «желуди», 3-я — «орехи». Необходимо, чтобы в командах было равное число игроков — по 4— 6 человек. Около команд педагог ставит по одному ведерку. На расстоянии 3—4 м от команд педагог вперемешку рассыпает шишки, желуди и орехи. Педагог произносит текст:

Принес из леса муравей Мешок подарков для детей. Эй, ребята, не зевайте! Подарки леса собирайте!

После слов педагога дети начинают собирать плоды деревьев в ведерки — каждая команда в свое ведерко.

Примечания. 1. Площадка для игры должна быть ровная, без ям (покрытие — утрамбованный песок, мелкий гравий, асфальт). 2. После сбора плодов педагог вместе с детьми проверяет содержимоевсех трех ведерок, делает замечания, указания. З.Дети при переноскХ плодов берут в руку только по одному плоду, переносят в свое ведерц и только потом берут следующий плод.

Игра малой подвижности «Солнце, дождик, ветер»

Дети образуют круг, поворачиваются друг за другом. В центре круга находится педагог. Дети идут по кругу друг за другом, внимательно слушая команды педагога, и выполняют следующие движения:

.Ф по команде «Солнце!» идут по кругу на носках, руки поднимают вверх;

        по команде «Дождик!» останавливаются, складывают руки «домиком» над головой (руки согнуть в локтях, пальцы рук касаются друг друга);

        по команде «Ветер!» бегут по кругу в медленном темпе. Примечание. На начальном этапе разучивания игры педагог повторяет  команды подряд; по мере усвоения детьми команд — вразбивку

Подвижная игра «Мороз»

На площадке обозначаются 2 черты длиной 5—6 м. Расстояние между 1-й и 2-й чертой 4— 4,5 м. По считалке выбирается водящий — «Мороз». Он располагается в своем доме — начерченном на площадке круге. Дети встают за 1-ю черту, которая находится на расстоянии 1,5—2 м от дома «Мороза», и поворачиваются к нему лицом. Педагог вместе с детьми произносит следующий текст:

Ох, Мороз, Мороз, Мороз, Мерзнут руки, мерзнет нос. Нас, Мороз, не обижай! Не пугай! Не угрожай! Хватит по лесу трещать! Тебе, Мороз, нас не догнать!

После слов «Тебе, Мороз, нас не догнать!» дети убегают за вторую черту, водящий старается их догнать.

Примечания. 1. Когда «Мороз» коснется кого-либо из детей, этот ребенок должен остановиться, поднять руки в стороны, он — «замороженный». 2. «Мороз» может ловить не одного, а нескольких игроков. 3. «Морозу» нельзя забегать за вторую черту, пятнать убежавших за нее детей. 4. Следующий водящий вновь назначается по считалке, игра повторяется.

Подвижная игра «Мышки в доме»

Играющие делятся педагогом на 2 равные по количеству детей группы. Первая группа детей, взявшись за руки, образует круг. Это — «мышеловка». Вторая группа детей — «мышки» — располагается врассыпную с внешней стороны круга. Дети, изображающие мышеловку, поднимают сцепленные друг с другом руки вверх, образуя воротики, и вместе с педагогом произносят следующие слова:

Поселились в доме мышки, Все погрызли, шалунишки. Мышки, мебель не грызите, Вы из дома уходите! Уходите поскорей, Не пугайте вы детей. Мышеловки мы поставим, Быстро вас сейчас поймаем!

Пока дети первой группы проговаривают текст, «мышки» быстко вбегают в круг и выбегают из него, пробегая под вороти-ками. После слов «Быстро вас сейчас поймаем» «мышеловка» закрывается — дети присаживаются на корточки, опускают сцепленные руки вниз. «Мышки», оставшиеся внутри круга, считаются пойманными. Педагог и дети подсчитывают количество пойманных «мышек». Затем группы детей меняются ролями. Игра повторяется

Игра малой подвижности «Летает — не летает»

Дети образуют круг, становятся лицом в центр круга, где находится педагог. Педагог вразбивку произносит названия предметов мебели, животных, птиц, насекомых. Если названный предмет (животное, насекомое, птица) летает, дети поднимаются на носочки, разводят руки в стороны, если не летает — присаживаются на корточки.

Например: бабочка, пчела, стрекоза, ворона, воробей, синица, самолет, вертолет... — летают (дети встают на носочки, руки в стороны). Стол, стул, кровать, буфет, диван... — не летают (дети присаживаются на корточки).

Примечание. Педагог обращает внимание на ошибки детей, исправляет их по ходу игры.

Подвижная игра «Гуси-лебеди»*

На одном краю площадки чертой обозначается дом, в котором находятся «гуси». На противоположном краю площадки на расстоянии 3—4 м за второй чертой стоит «пастух», который пасет «гусей». Сбоку от дома логово, в котором находится «волк». Остальное место — луг. Дети, исполняющие роли волка и пастуха, назначаются педагогом или выбираются по считалке, остальные дети изображают гусей. «Пастух» выгоняет «гусей» на луг, они «пасутся» на лугу, летают.

Пастух. Гуси, гуси!

Гуси (останавливаются и отвечают хором). Га, га, га! Пастух. Есть хотите? Гуси. Да, да, да! Пастух. Так летите!

Гуси.        Нам нельзя,

Серый волк под горой Не пускает нас домой.

Пастух.    Так летите как хотите,

Только крылья берегите!

«Гуси», расправив крылья (вытянув в стороны руки), летят через луг домой, а «волк», выбежав из логова, старается их пойма(коснуться рукой). Пойманные «гуси» идут в логово. Педагог вместе с детьми подсчитывают пойманных «волком» «гусей». Затем назначаются (или выбираются) новые «волк» и «пастух». Игра повторяется.

Примечания. 1. Слова для игры рекомендуется выучить заранее, в группе. 2. На начальном этапе разучивания игры роль волка выполняет педагог

Игра малой подвижности «Найди цыпленка»

Инвентарь: игрушка-цыпленок (резиновая или пластмассовая) высотой 8—10 см.

Дети закрывают глаза, в это время педагог прячет игрушку.

Дети образуют круг. Берутся за руки. Педагог встает в круг вместе с детьми. Все вместе, держась за руки, идут по кругу. Педагог произносит текст:

Вышла мама-курица

Погулять на улицу.

Вышли с ней цыплятки —

Веселые ребятки.

Вдруг исчез один цыпленок —

Желтый, маленький ребенок.

Дети, помогите!

Цыпленочка найдите! После этих слов дети расходятся по участку, ищут игрушку. После того как кто-либо из детей найдет игрушку, он приносит ее педагогу. Игра повторяется

Подвижная игра «Волшебная снежинка»

Инвентарь: снежинка из картона (диаметр 10 см), 4 кубика (ребро 7 см) или 4 кегли (высота 25—30 см).

Педагог перед началом игры обозначает границы игровой площадки (чертой, кубиками или кеглями). Один из детей назначается водящим — «волшебной снежинкой». К одежде водящего прикрепляется снежинка. По сигналу педагога дети врассыпную разбегаются по площадке. «Волшебная снежинка» «летает» — бегает между детьми, стараясь запятнать возможно большее количество игроков, касаясь их рукой. Ребенок, которого коснулся водящий, должен остановиться и поставить руки на пояс, — он считается «замороженным». Через 30—35 секунд, по сигналу педагога «Стоп!» игра прекращается, дети вместе с педагогом подсчитывают количество «замороженных» водящим участников игры.

Назначается новый водящий — «волшебная снежинка». Игра повторяется.

Игра малой подвижности «Вокруг снежной бабы»

Дети образуют круг вокруг снежной бабы. Педагог объясняет правила игры — дети шагают друг за другом, выполняя следующие команды:

Ф по команде «Вьюга кружит!» дети кружатся на месте;  По команде «Снег идет!» дети присаживаются на корточки. Перед началом игры педагог читает стишок:

Вокруг снежной бабы Шагаем мы шагом. Как вьюга кружимся И быстро садимся.

Примечания. 1. Тот из детей, кто ошибается в выполнении команды педагога, встает около снежной бабы. 2. В игре побеждают 1—2 самых внимательных игрока.

Подвижная игра «Горелки»*

Играющие встают парами друг за другом. Впереди играющих спиной к ним стоит водящий — горелка.

Педагог вместе с детьми нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Стой подоле, Гляди на поле, Идут там трубачи Да едят калачи.

Погляди на небо:        j

Звезды горят.

Журавли кричат:

- Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь водит - горит. Игра повторяется.

Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, становится новым водящим — горелкой.

Игра малой подвижности «Колечко»

Инвентарь: шнур, колечко.

На длинный шнур (длиной 3 м) надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается 3—4 раза, стоя на одном месте. Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий останавливается и говорит: «Я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-то из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у которого нашли кольцо, идет водить.

Подвижная игра «Кролики»

Для игры выбирают водящего — «Мороза», остальные дети — «кролики». На противоположных сторонах площадки проводят линии длиной 3 м. Расстояние между линиями 3—4 м. На одной из них перед началом игры собираются «кролики». В стороне от «кроликов» находится «Мороз». Его дом обозначается кружком (диаметр 2—3 м). Педагог говорит: «Кролики, идите гулять». Дети выбегают из-за черты и врассыпную разбегаются по площадке, ограниченной линиями.

Педагог читает стишок:

Кролики, бегите вы домой, Вашим лапкам холодно зимой. Не морозьте хвостики и нос. Ой, сейчас догонит вас Мороз!

Из своего дома выбегает «Мороз» и начинает ловить — «морозить кроликов», касаясь детей рукой. «Кролики» убегают за любую из обозначенных линий. Пойманных «кроликов» «Мороз» уводит к себе в дом. Педагог вместе с детьми подсчитывают количество пойманных игроков.

Выбирается новый «Мороз», игра повторяется.

Игра малой подвижности «За собачкой»

Играющие встают по кругу на некотором расстоянии друг от друга. Место каждого игрока обозначено кружком (крестиком, снежком). Водящий — «собачка» — находится с внешней стороны круга (на водящего можно надеть маску собачки и дать в руки игрушку — «собачку»). По сигналу педагога собачка идет около круга и, дотрагиваясь до игроков (по своему выбору), произносит: «За мной!» Играющие, которых пригласил водящий, идут и выполняют за ним все его движения (пройти на носочках, поставить руки в стороны, поднять руки вверх й т. п.). Водящий, собрав группу (5—6 человек), уводит ее в сторону от круга (на расстояние 1,5—2 м), продолжая выполнять различные движения, а потом неожиданно произносит: «По местам!» Дети, которых увела за собой собачка, устремляются к кругу и стараются занять любое место. Игрок, оставшийся без места, становится новым водящим — собачкой.

Примечание. На начальном этапе разучивания игры роль водящего выполняет педагог.

Подвижная игра «Во берлоге, во лесу»

На площадке обозначаются две линии. Расстояние между линиями 3—4 м. За первой линией находится «берлога медведя». За второй линией — дом, где живут дети. Педагог назначает или выбирает по считалке водящего — «медведя», «медведь» сидит в «берлоге». Когда педагог скажет: «Идите, дети, в лес гулять, дрова для печки собирать!» — дети выходят из своего дома и идут в «лес» (на площадку, ограниченную двумя линиями). В «лесу» дети гуляют, собирают веточки, хворост и т. п. (наклоняются, выпрямляются, выполняют другие имитационные движения). Дети вместе с педагогом произносят хором:

                               Во берлоге, под сосной,

В чаще спит медведь лесной.

Крепко-крепко мишка спит,

На ребяток не рычит.

Тише, дети, не шумите,

Вы медведя не будите.

Ой, проснулся он, беда,

Разбегайся кто куда!

После слов «Разбегайся кто куда!» «медведь» начинает ловить детей. Дети убегают от «медведя» в свой дом, за вторую линию. Тот из игроков, кто «медведь» поймает (коснется рукой), уходит в берлогу медведя, за первую линию. Педагог и дети подсчитывают количество пойманных игроков. Выбирается новый водящий, игра повторяется.

Примечания. 1. За линией дома ловить детей «медведю» нельзя. 2. По мере усвоения детьми правил игры можно использовать усложненный вариант с двумя водящими

Игра малой подвижности «К кому пойдешь?»

Выбираются двое водящих, они загадывают с помощью педагога по одному из названий диких животных, позволяющих остальным игрокам сделать свой выбор.

Например: 1. Название 1-й пары водящих:

—        Зайка-попрыгайка и

Лисичка-сестричка?

2.        Название 2-й пары водящих:

—        Мишка косолапый и

Волк лохматый?

3.        Название 3-й пары водящих:

—        Ежик-колючка и

Бельчонок-рыжик? (И так далее.)

Затем водящие берут друг друга за руки, поднимают их вверх, образуя воротики. Остальные играющие строятся в колонну по одному перед воротиками, проходят под ними друг за другом, произнося следующие слова:

Под воротики пройдем, Себе друга мы найдем.

Последний игрок в колонне задерживается возле ворот, и водящие его потихоньку спрашивают:

К кому пойдешь — К Зайке-попрыгайке или

К Лисичке-сестричке?

Игрок выбирает одно из названий животных и становится на стороне водящего, название которого выбрал. Игроки продолжают проходить через ворота, произнося слова игры, пока вся группа играющих не разделится на две команды.

Игроки каждой команды встают колонной, держась за пояс предыдущего игрока. Те игроки, кто образовал ворота, берутся за руки. По команде педагога «Раз, два, три — тяни!» одна команда старается перетянуть другую. Побеждает осилившая сторона.

Подвижная игра «Пятнашки»

Площадка для игры очерчивается линиями (размер площадки — 5x5 м). Дети врассыпную ходят по площадке, педагог в это время произносит следующие слова:

Любим мы играть в пятнашки, Убегать и догонять. Запятнаем много деток — Раз, два, три, четыре, пять! Ну-ка, Петя (Маша,...), выбегай, Ты ребяток догоняй!

Названный по имени ребенок останавливается, поднимает руку вверх, громко говорит: «Я — пятнашка!» — и начинает догонять и пятнать детей. Все участники игры разбегаются по площадке. После того как пятнашка коснется 2—3-х детей рукой — запятнает, педагог останавливает игру.

Дети вновь расходятся по площадке, педагог, читая текст, назначает следующего водящего, игра повторяется

Подвижная игра «Самолеты»

На площадке обозначается черта — это «ангары для самолетов». Дети присаживаются за чертой на корточки — это самолеты в ангарах на аэродроме. По сигналу педагога «В полет!» дети разводят руки в стороны («крылья самолетов») и в произвольных направлениях разбегаются по всей площадке — «самолеты летают» (темп бега — умеренный). В полете «самолеты» не должны задевать друг друга крыльями (вытянутыми в стороны руками). По сигналу педагога «Самолеты, на посадку!» дети-«самолеты» заходят на посадку и занимают свои места на «аэродроме» — за чертой.

Педагог отмечает детей, чьи «самолеты» летали лучше всех, без аварий. Игра повторяется.

Игра малой подвижности «Займи место в автобусе»

Дети строятся в колонну по одному, затем присаживаются на корточки — «едут в автобусе». По команде педагога «Остановка!» играющие встают и гуляют по площадке. По команде педагога«Займи место в автобусе!» дети находят свое место в колонне, спокойно подходят к нему, присаживаются на корточки и снова «едут в автобусе».

Педагог отмечает детей, наиболее точно выполнивших

Подвижная игра «Цветочки — в горшочки!»

Линиями, флажками обозначаются границы площадки. На одной стороне площадки обозначается черта, за которой очерчиваются домики — кружки, — это «горшочки». В домиках-«горшочках» находятся дети-цветочки. После слов педагога «Эй, цветочки, выбегайте! Порезвитесь, погуляйте!» дети выбегают из своих домиков и в произвольных направлениях разбегаются по всей площадке. После слов педагога «Быстро в домики вставайте, свои горшочки занимайте!» дети должны вернуться в свои домики.

Примечание. Во время бега по площадке дети не должны задевать друг друга руками, сталкиваться

Подвижная игра «Снежные шары»

Педагог делит детей на три группы по 5—7 человек. Группы выстраиваются на площадке на расстоянии 2—3 м друг от друга в колонны по одному.

Педагог говорит:

Эй, ребята, выходите, Шары из снега вы слепите. Шары огромные, как дом, Чтоб с ними нам играть потом!

После этих слов каждая группа детей начинает скатывать из снега шар. Через 2—3 минуты педагог говорит:

Ко мне, дети, подходите И шары свои катите!

Дети подкатывают свои снежные шары к педагогу. Педагог отмечает группу детей, чей шар оказался больше других.

Примечание. Скатанные снежные шары можно использовать для постройки крепости, лабиринта и других сооружений

Игра малой подвижности «Весна на пороге»

Дети становятся в круг, лицом в центр. Внутри посередине очерчивается небольшой кружок диаметром 1 —1,5 м. В центре небольшого круга лежит снежный шар (можно использовать шар из игры «Снежные шары»). В руках каждого ребенка по два снежка. Педагог произносит слова (дети в это время шагают на месте):

Не скучаем, не скучаем, Дружно мы весну встречаем! Пусть еще летает снег И мороз еще трещит, Март стучится у ворот И весна в окно глядит. Солнышко лучится, Зима в ответ злится. Снежки кидайте, Зиму прогоняйте.

После слов педагога дети кидают снежки, стараясь попасть в снежный шар.

Подвижная игра «Полоса препятствий»

Для игры на асфальте выполняется следующая разметка (также можно разметку выполнить на утрамбованном снегу «цветной» водой):

  1. Две линии, расстояние между которыми 15 см.
  2. Дорожка «змейка».
  3. Поперечные полоски, расстояние между которыми 50 см.
  4. Дорожка «зигзаг». (Длина всех дорожек 4,5 м.)

Дети друг за другом, поточным способом выполняют следующие задания:

  • По 1-й дорожке: идут, сохраняя равновесие, руки в стороны.
  • По 2-й дорожке: бегут, повторяя изгибы «змейки».
  • По 3-й дорожке: выполняют прыжки на двух ногах, наступая на каждую полоску, руки на поясе.
  • По 4-й дорожке: идут по «зигзагу», высоко поднимая колени, руки к плечам.

 «Чтобы сильным, ловким быть»

Дети становятся в круг, поворачиваются лицом в центр. В центре круга — водящий. Педагог произносит текст, во время которого дети хлопают в ладоши:

Чтобы сильным, ловким быть, Со спортом должен ты дружить. Все виды спорта должен знать, Чтобы солдатом смелым стать.

После слов педагога водящий имитационными движениями показывает какой-либо вид спорта (плавание — гребки руками; футбол — удар по мячу ногой; баскетбол — ведение мяча — попеременное движение руками вверх-вниз; хоккей — замах на шайбу воображаемой клюшкой). Затем внимательно смотрит на движения всех детей и выбирает ребенка, который выполнил показанное движение лучше всех. Он становится следующим водящим.

Примечание. На первоначальном этапе разучивания игры водящим становится педагог.

Подвижная игра «Волшебная снежинка»

Инвентарь: снежинка из картона (диаметр 10 см), 4 кубика (ребро 7 см) или 4 кегли (высота 25—30 см).

Педагог перед началом игры обозначает границы игровой площадки (чертой, кубиками или кеглями). Один из детей назначается водящим — «волшебной снежинкой». К одежде водящего прикрепляется снежинка. По сигналу педагога дети врассыпную разбегаются по площадке. «Волшебная снежинка» «летает» — бегает между детьми, стараясь запятнать возможно большее количество игроков, касаясь их рукой. Ребенок, которого коснулся водящий, должен остановиться и поставить руки на пояс, — он считается «замороженным». Через 30—35 секунд, по сигналу педагога «Стоп!» игра прекращается, дети вместе с педагогом подсчитывают количество «замороженных» водящим участников игры.

Назначается новый водящий — «волшебная снежинка». Игра повторяется.

Игра малой подвижности «Весна на пороге»

Дети становятся в круг, лицом в центр. Внутри посередине очерчивается небольшой кружок диаметром 1 —1,5 м. В центре небольшого круга лежит снежный шар (можно использовать шар из игры «Снежные шары»). В руках каждого ребенка по два снежка. Педагог произносит слова (дети в это время шагают на месте):

Не скучаем, не скучаем, Дружно мы весну встречаем! Пусть еще летает снег И мороз еще трещит, Март стучится у ворот И весна в окно глядит. Солнышко лучится, Зима в ответ злится. Снежки кидайте, Зиму прогоняйте.

После слов педагога дети кидают снежки, стараясь попасть в снежный шар.

Подвижная игра «Птицы и кошка»

Педагог очерчивает на площадке круг. За кругом находятся дети — это «птички». В центре круга водящий — «кошка». Водящий сидит на корточках с закрытыми глазами — «кошка спит». По сигналу педагога (удар в бубен, свисток) «птички» начинают прыгать на двух ногах из круга в круг, летать — бегать на носочках внутри круга. По второму сигналу педагога «кошка» просыпается и начинает ловить «птичек». «Птички» стараются улететь от «кошки» за черту — в свой дом.

Примечание. «Кошка» ловит «птичек» только внутри круга

Подвижная игра «Кто быстрее соберется у своего дерева»

Педагог делит группу детей на три звена, по 4—5 человек каждое. Звенья строятся за определенными деревьями (например, за тополем, березой и дубом). Деревья должны быть расположены на расстоянии 3—3,5 метров друг от друга. Педагог предлагает каждому звену запомнить свое дерево. По сигналу педагога «В парк, на прогулку!» дети врассыпную разбегаются по всей площадке. На сигнал «Быстро к деревьям!» дети в звеньях занимают свои места за определенными деревьями.

Примечания. 1. Если на участке нет деревьев, можно использовать плоскостные изображения любых других деревьев либо «обозначить» деревья кружками (обручами), в каждый из которых положить лист дерева определенного вида или его изображение (из картона, дерева). 2. Педагог по своему усмотрению может менять детей в звеньях, а также расположение звеньев за деревьями. 3. Педагог перед началом игры объясняет детям правила безопасности: нельзя толкать друг друга руками и сталкиваться между собой.

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Дети-«зайцы» прячутся на участке за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится «волк». «Зайцы» выбегают на поляну, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу педагога «Волк идет!» «зайцы» убегают и прячутся за кусты, под деревья- ми. «Волк» пытается их догнать. В игре можно использовать Небольшой текст:

Скачут зайки по опушке,

У них ушки на макушке:

Где-то рыщет серый волк,

Он зубами щелк да щелк.

Игру можно повторить 2—3 раза.

Игра малой подвижности «Зоопарк»

На площадке по кругу очерчивается 5—6 кружков (клеток). Педагог выбирает 5—6 детей, которые занимают эти кружки. Дети в кружках договариваются, какое из диких животных каждый из них будет изображать (жестами, мимикой, характерными движениями). Например, дети могут изобразить медведя, лисицу, волка, зайца и т. д.

Все остальные дети вместе с педагогом идут в зоопарк и отгадывают, какие животные находятся в кружках (в клетках).

Подвижная игра «Пчелки и ласточка»[1]

Площадка для игры ограничена линиями, флажками или кеглями. В центре площадки очерчивается круг — это гнездо «ласточки». Водящего-«ласточку» педагог выбирает по считалке. Остальные дети располагаются врассыпную по всей площадке — это «пчелки». По сигналу педагога дети-«пчелки» начинают летать по всей площадке, тихонько напевая:

Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

«Ласточка» сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песенки «ласточка» говорит:

Ласточка встанет, Пчелок поймает.

С последним словом «ласточка» вылетает из гнезда и ловит «пчел». Пойманный играющий сам становится «ласточкой» -новым водящим. Игра повторяется.

Примечание. «Пчелам» следует летать по всей площадке.

Подвижная игра «Трамвай»

Дети становятся в пары и встают друг за другом в колонну по два. Педагог встает в центр игровой площадки, дети внимательно слушают и выполняют его команды:

  1. «Внимание! Остановка!» — дети останавливаются, врассыпную расходятся по всей площадке;
  2. «Приготовиться! Занять места в трамвае!» — дети встают в пары друг за другом;

3.        «Трамвай набирает ход!» — шагают в парах друг за другом;

4.        «Едет быстро наш трамвай.
Эй, прохожий, не зевай!
Наш трамвай летит как птица,

Как электроколесница!» — дети в парах бегут друг за другом.

Примечание. Команды педагогу рекомендуется подавать не вразброс, а в вышеизложенном порядке в целях соблюдения режима двигательной нагрузки.

Подвижная игра «Бегите к маме»

На площадке обозначаются две линии длиной 4—5 м. Линии располагаются напротив друг друга, расстояние между ними 3,5—4 м. Обозначить линии можно цветными шнурами, мелом на асфальте или чертами на земле.

Дети встают за первую линию так, чтобы не мешать друг другу, педагог переходит на противоположную сторону площадки и истает за вторую линию лицом к детям. Педагог исполняет роль мамы. Педагог говорит детям: «Дети, бегите ко мне, бегите к маме. Все, все бегите!» Дети бегут, педагог приветливо встречает их, широко раскрыв руки. Когда все дети соберутся за линией, педагог переходит снова на другую сторону площадки и вновь говорит: «Бегите ко мне, бегите к маме!»

В игре у детей развивается умение действовать по сигналу педагога, бегать в прямом направлении одновременно всей группой.

Примечание. Перед началом игры педагог напоминает, что бежать можно только после слов «бегите ко мне».

Подвижная игра «По ровненькой дорожке»

По краю игровой площадки чертой, мелом или цветным шну-IN >м обозначается линия длиной 3,5—4 м. За линией педагог стро-и I детей в колонну по одному. Сам педагог встает впереди колонии и предлагает детям пойти погулять по дорожке. Он произносит | /к'дующий текст:

По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки: Раз, два, раз, два —

Шагают наши ножки. По кочкам, по камешкам, По кочкам, по камешкам... В ямку — бух! [17]

Дети двигаются в колонне вслед за педагогом в обход игровой Площадки. На слова «по кочкам, по камешкам» прыгают на двух | и ногах, слегка продвигаясь вперед, руки на пояс, на слова «в ямку — пух!» присаживаются на корточки, руки кладут на колени. Когда педагог скажет: «Вылезли из ямки», — дети встают на ноги. Игра повторяется.

Подвижная игра «Солнышко и дождик» Инвентарь: 1 зонт.

В центре участка для прогулки встает педагог, в руках у него закрытый зонт. Дети врассыпную встают вокруг педагога.

Педагог: «Сегодня вы все хорошо одевались на прогулку, все надели правильно и ничего не забыли. Посмотрите, какие у вас яркие шапочки, цветные шарфики, нарядные курточки. А на улице сегодня то солнышко, то дождик. Когда покажется солнышко, мы все будем гулять по площадке, а когда закапает дождик — вы будете прятаться под моим зонтом, чтобы дождик не замочил вашу одежду».

По сигналу педагога «солнышко» все дети идут гулять по игровой площадке, бегают, играют. По сигналу «дождик» бегут к педагогу прятаться под зонт.

Игра малой подвижности «Воздушный шар»

С мамой в магазин ходили, Шар воздушный там купили. Будем шарик надувать, Будем с шариком играть.

Шар воздушный, надувайся,

Шар воздушный, раздувайся.

Надувайся большой

Да не лопайся!

Шар воздушный улетел,

Да за дерево задел.

И... лопнул!

Дети образуют круг, берутся за руки. Вслед за педагогом, стоят лицом к кругу вместе с детьми, повторяют движения и действия соответствии с текстом.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держат за руки, выполняют «пружинку». Идут назад маленькими шагами надувают шар. Хлопают в ладоши.

Поднимают руки вверх, покачали ют ими из стороны в сторону. Руки ставят на пояс, медленно п

Подвижная игра «Куры в огороде»

На площадке обозначается линия (длиной 3,5—4 м) цвета водой, шнуром — это домик для кур. На расстоянии 3 м от чер на площадке нарисован большой прямоугольник (3x3 м) — э огород. Педагог-сторож ходит по огороду, смотрит, нет ли где к затем выходит из огорода, отходит в сторону. Куры тут же пе ходят через черту, выходят из домика, бегут в огород, начинаю клевать посаженные там овощи. Когда куры находятся в огороде педагог читает текст:

Куры в огород пришли, Червячков они нашли. Грядки все разворошили, Очень курицы спешили. После этих слов педагог подходит к огороду, говорит:

Подвижная игра «Воробышки и кот» Инвентарь: маска кошки.

На игровой площадке цветными шнурами, лентами, чертами Ц земле обозначаются 2 линии длиной 3,5—4 м параллельно дшЯ другу. Расстояние между линиями 4—5 м. Несколько в стороне, ж равном расстоянии от линий находится дом кота. Дети встают 31 первую линию лицом ко второй линии — это воробышки в гнем дышках. Педагог произносит:

Вылетайте из гнездышек,

воробышки! Поклюйте зернышек,

воробышки! Быстро летайте, Крыльями махайте! Раз-два, раз-два, Крыльями махайте!

Дети выходят на игровое поле, отводят руки в стороны — ворщ бышки расправляют крылышки, — разбегаются врассыпную площадке между двумя линиями. Кошка просыпается, произнос «мяу-мяу» и бежит за воробышками. Они должны быстро улете в гнездышки, за вторую линию. Пойманных воробышков кошка < водит к себе в дом.

Игра повторяется.

Примечания. 1. Пойманные воробышки не пропускают повторении игры, они вновь встают вместе с остальными детьми, занимают той гнездышки. 2. На роль кошки педагог назначает более активных ik'ineu, меняя водящего при каждом повторении игры. 3. Напомнить ikmxM, что, спасаясь от кошки, они должны убегать за противопо-тнсную линию, а не за ту, за которой они стояли первоначально.

Подвижная игра «Зайцы и волк»

На игровой площадке обозначается дом зайцев — линией, чертой, шнуром. Дети встают за линию на некотором расстоянии друг ОТ друга. В стороне на расстоянии 3—3,5 м от зайцев находится полк. Звучат слова педагога:

Зайки скачут: скок, скок, скок На зеленый на лужок. Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают, Не идет ли волк?

Зайцы выбегают на полянку, прыгают, «щиплют» травку, рез-ии гея. Через 30—45 секунд педагог говорит:

Торопитесь, зайки! Убегайте вы с лужайки! Волк идет сюда, беда, Разбегайтесь кто куда!

11осле последних слов педагога зайки убегают от волка в свой |0М, волк пытается зайцев поймать.

Примечания. 1. Первое время роль волка выполняет педагог, при том он не спешит поймать зайцев, давая возможность детям убе-шшпъ и спрятаться в домике. Затем можно предложить выпол-н 'inn, роль волка детям по желанию. 2. Следить за тем, чтобы дети пополняли действия игры только после сигналов педагога.

Подвижная игра «Лягушки»

На игровой площадке очерчивается мелом или выкладывается шнуром круг диаметром 3—3,5 м. Дети встают за кругом друг за другом на некотором расстоянии друг от друга. Педагог находится несколько в стороне от детей. Он говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Ква-ква, ква-ква-ква!

Скачет, вытянувши ножки. Дети подпрыгивают на двух ногах, продвигаясь вперед вдоль круга. По окончании текста педагог хлопает в ладоши — пугает лягушек; дети перепрыгивают черту и присаживаются внутри круга на корточки — лягушки прыгают в болото. Через 5—10 секунд педагог предлагает лягушкам выйти из болота, игра повторяется.

Примечания. 1. Лягушки прыгают в болото только после хлопка педагогом в ладоши. 2. Сначала педагог встает впереди колонны вместе с детьми, потом отходит в сторону, следит за тем, как дети согласуют движения с ритмом стиха.

Подвижная игра «Принеси кораблик»

Инвентарь: бумажные кораблики — в соответствии с количеством детей.

Дети находятся на одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки на расстоянии 3—4 м раскладываются бумажные кораблики (на расстоянии 25—35 см друг от друга). Педагог предлагает кому-либо из детей добежать до игрушки, взять одну и принести ему. Педагог хвалит ребенка, рассматривает игрушку и просит отнести ее обратно. Затем то же задание в выполняет другой ребенок.

Игру можно усложнить, предложив добежать до бумажных корабликов по дорожке (длина 3—4 м), обозначенной линиями или цветными шнурами. Расстояние между линиями 25—30 см.

Затем играют одновременно все дети. В этом случае они приучаются бежать в одном направлении, не мешая друг другу. Выполнение таких заданий имеет некоторый элемент соревнования. Каждый ребенок старается принести игрушку первым, хотя педагог не должен ставить задачу выполнить задание на скорость



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры разных народов

подвижные игры разных народов...

Детские подвижные игры разных народов Алтайского края, как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста

Обращение к объективной проблеме приобщения детей к подвижным играм разных народов родного региона обуслов­лена тем, что в сегодняшней образовательной практике нет глубоких знаний у детей и свободного...

Подвижные игры разных народов

Дети разных национальностей, посещая детские сады, повседневно общаются, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Подвижные игры разных народов представляют основу начального э...

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...

Картотека на тему "Подвижные игры летом" Подвижные игры на прогулке в теплое время года ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ

Картотека на тему"Подвижные игры летом"Подвижные игры на прогулке в теплое время годаИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ...

Картотека подвижных игр (разная подвижность) для детей 5-7 лет.

В данном материале предлагаются подвижные игры для детей 5-7 лет разной подвижности (малая, средняя, большая), которые можно проводить во время прогулок в летний период....