Методы релаксации, применяемые в детском саду
статья по физкультуре

Гусева Евгения Алексеевна

В статье рассказывается о видах релаксации, которые доступны и оправданы для применения с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План:

  1. Связь дыхания и релаксации
  2. Что такое релаксация. Ее необходимость и значение
  3. Упражнения для релаксации, которые я использую в своей практике
  4. Рекомендации для выполнения в группе упражнений на релаксацию

Релаксация - это гимнастические активно выполняемые упражнения с максимально возможным снижением тонического напряжения мускулатуры.

Релаксация в занятиях с детьми дошкольного возраста необходима для снятия напряжения, возможно возникшего во время выполнения физических упражнений, либо общего состояния организма ребенка (гипертонуса мышц, лабильности нервной системы).

Значение релаксации:

  1. Упражнения на расслабление мышц играют чрезвычайно важную роль в воспитании правильной осанки.
  2. Способствуют уменьшению чрезмерного напряжения мышц, снимает утомление, способствует улучшению крово и лимфооттока.
  3. Метод предотвращения стресса у детей и оказывает положительное влияние на здоровье в целом.
  4. Учат детей снимать напряжение, не замыкаться на своих проблемах через сюжетно-ролевые игры находить причины этого состояния.
  5. Может использоваться как метод переключения внимания с одной деятельности, на другую.

Дети с удовольствием включаются в сюжетно-образное изложение. Музыкальный аккомпанемент, подобранный должным образом, создает именно ту атмосферу, которая необходима для выполнения упражнений на расслабление.

Упражнения на релаксацию выполняются в основном в конце занятий, либо в середине (для снятия избыточного напряжения или переключения внимания на другой вид деятельности).

В своей практике я использую следующие упражнения:

  1. Упражнения на напряжение-расслабление: «Солдат-тряпичная кукла», «Лимон», «Палуба», «Кулачки»

Упражнение «Солдат-тряпичная кукла»

Учит детей понимать разницу напряжения-расслабления, учит понимать свое тело.

Упражнение «Лимон»

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Упражнение «Кулачки»

Руки на коленях,

Кулачки сжаты.

Крепко, с напряженьем,

Пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем –

Отпускаем, разжимаем.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают наши пальчики.

Упражнение «Палуба»

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть нужно расставить ноги пошире и хорошо прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая напряжена, левая – расслаблена, немного согнута в коленке, носком касается пола). Выпрямиться. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться. Вдох-выдох.

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

Упражнение выполняется для каждой ноги. Обращаем внимание детей на напряжение-расслабление мышц ноги. После обучения расслаблению ног рекомендуется выполнить полное расслабление тела. Дети ложатся на спину, расслабляют мышцы, закрывают глаза.

А теперь немножко лени…

Напряженье улетело

И расслабленно все тело…

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко и ровно,

Глубоко.

  1. Движения, кружения и остановка-приземление. «Листья», «Снежинки». Упражнения можно применять со стихотворениями из логоритмики и /или с музыкальным сопровождением. Кроме того, такой формат помогает закрепить знания о природных явлениях.

Упражнение «Листики осенние»

Мы листики осенние

На веточках сидели.

Дунул ветер – полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Упражнение «Мы снежинки»

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы непрочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок –

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши снегом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

  1. «Зернышко». Через природные образы дети включаются легко. Можно и вначале занятия, когда вам необходимо завладеть их вниманием применить этот прием. Небольшое упражнение-рассказ о том, как зернышко прорастает, расправляется и тянется к солнышку «включает» детей в рабочий процесс».
  2. «Снеговик», «Мороженное». Упражнение на расслабление. Образность. Снеговик и мороженное тают. Можно перед началом упражнения «Мороженное» поинтересоваться у детей, а какого цвета твое мороженное. Дети с удовольствием играют. Так же, возможно, использование музыкального сопровождения.
  3. Упражнения с применением сенсорики (мешочки с разными наполнителями, шарики-ежики, су-джок терапия, применение ткани (морской ветерок))
  4. Самомассаж. Применяется для укрепления и поддержания мышц в тонусе, нормализации системы кровообращения, а также для общего расслабления тела. Пример под музыку «Озорные мишки», «У жирафа пятна, пятнышки везде». Стихотворные формы «Строим дом», «Лисонька», «Снеговик», «Неболейка», «Солнышко». Точечный массаж. Солнечный зайчик.
  5. Партерная гимнастика «Морская прогулка» пример.
  6. Все что связано с «валянием на полу» = заземление = сброс напряжения. «Жучки», «Макарошки», «Водоросли», «Ангел»
  7. Расслабление под стихотворения. «Пушистые облачка», «Ленивый барсук», «Дерево», «Сказка», «Космос», «Волшебный сон»

Упражнение «Дерево»

Подняв руки вверх, дети качают ими вправо-влево, проговаривая текст. Медленно и плавно опускают руки и ложатся на пол.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер дует тише, тише.

А деревья ниже, ниже.

Чтобы клен скорей заснул,

Ветер на него подул.

Клен, качаясь, засыпает,

Птенчиков в гнезде качает.

Упражнение «Ленивый барсук»

Хоть и жарко, хоть и зной,

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук – лентяй изрядный –

Сладко спит в норе прохладной.

Лежебока видит сон, будто делом занят он.

На заре и на закате все не слезть ему с кровати.

Упражнение «Пушистые облачка»

Дети ложатся на спину, закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной «Пушистые облачка». Пробуждение происходит под звуки бубенчика:

Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.

Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.

Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.

Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.

Дети встали, потянулись и зайчишке улыбнулись,

С зайкой попрощались, в группу отправлялись.

(пробуждение происходит под звон колокольчика)

  1. Через сказки, небольшие истории. Например, текст «Медведь после зимней спячки»

Вы знаете, что медведи впадают в зимнюю спячку. Они сворачиваются калачиком в своей берлоге. Представьте, что каждый из вас – медведь. Свернитесь калачиком, так вы сможете спать до весны.

Наступила весна. Солнце светит ярче, снег начал таять. Распустились первые весенние цветы. Медведи начинают медленно просыпаться. Они ложатся на спину. Вы еще пока сонные, усталые. Очень медленно вытяните вперед одну руку. Протяните ее в сторону и назад. Поднимите другую руку и протяните ее вперед в сторону и назад.

Очень медленно, как медвежата, встаньте на четвереньки. Упритесь обеими руками в пол и почувствуйте, как он устойчив.

Покачайтесь назад и вперед несколько раз. Упираясь руками в пол, качнитесь назад так далеко, как только сможете. Растяните спину и пальцы.

Поднимите одно колено и медленно потяните ногу назад. Растяните так же вторую ногу. Теперь ложитесь на живот. Вытяните обе руки вперед, а ноги – назад. Продержитесь так как можно дольше, а я тем временем буду считать: раз, два, три, четыре.

Теперь я включу красивую музыку, а вы радуйтесь пришедшей весне.

Все перечисленное мной вполне реально применять в группе. В ситуации:

  1. Когда нужно собрать внимание детей
  2. Когда нужно снять возникшее напряжение
  3. Перед сном – подготовка НС
  4. Между двумя видами деятельности, требующих внимания для «переключения»
  5. Для приятной психологической обстановке в группе и стимулирования интереса детей
  6. В целях обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в детском саду

В работе раскрывается понятие "здоровьесберегающие технологии", его суть и принципы применения в работе воспитателя детского сада; описаны виды данных технологий и формы оздоровительной работы в дошко...

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в детском саду

          МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАОНА РМ...

Методы,применяемые в детском саду для разрешения конфликтных ситуаций и для закрепления навыков эффективного общения

В детском коллективе часто возникают ссоры, конфликты и недопонимания.Дети отказываются соблюдать правила поведения и культуры. С помощью нехитрых прийомов можно их помирить или стимулировать к хороше...

«Здоровьесберегающие технологии, применяемые в детском саду»

laquo;Здоровьесберегающие технологии, применяемые в  детском саду»...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ « Здоровьесберегающие технологии, применяемые в детском саду».

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ « Здоровьесберегающие технологии, применяемые в детском саду». Задачи:1. Познакомить родителей с современными здоровьесберегающи...

«Здоровьесберегающие технологии, применяемые в детском саду»

laquo;Здоровьесберегающие технологии, применяемые в детском саду»...

консультация Здоровьесберегающие технологии применяемые в детском саду

Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, весёлым, физически развитым. Формирование важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитан...