Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания.
методическая разработка по физкультуре (средняя группа)

Легостева Светлана Юрьевна

Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.            В последние годы все реже встречаются практически здоровые дети. Наиболее часто встречаются патологии нервной системы, опорно-двигательного аппарата, патологии дыхательной системы, патологии органов зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания.

medium_20100116095202369756

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

   В последние годы все реже встречаются практически здоровые дети. Наиболее часто встречаются патологии нервной системы, опорно-двигательного аппарата, патологии дыхательной системы, патологии органов зрения.

ОСАНКА – это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденно стоящего человека. На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник, так как он является основным костным стержнем и связующим звеном костей скелета.

bearing-13         plosko

         

ПЛОСКОСТОПИЕ. Стопа – орган опоры и передвижения. Обнаружение плоскостопия требует особого и своевременного внимания, даже в самых начальных формах. Проявление плоскостопия может сопровождаться жалобами ребенка на боль в ногах при ходьбе, быструю утомляемость во время длительных прогулок. Уплощение стоп может приводить к нарушению осанки и искривлению позвоночника.

В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их активного роста (4 - 7 лет). Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия и как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, шеи, бедер, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с  опущенными плечами и согнутой спиной, а также изменение формы стопы.

  Развитию дефектов осанки и плоскостопию способствуют:  не соответствие росту ребенка мебель, неудобная одежда и обувь, неправильные позы и привычки детей. Нарушения осанки и стоп может  развиваться также из-за частых инфекционных и острых респираторных заболеваний, ослабляющих организм и ухудшающих физическое здоровье детей.

Работу по формированию правильной осанки и коррекции нарушений стопы должны вести не только врачи. Эта работа должна проводиться совместно с педагогами и родителями.

   В ГБДОУ № 140  «Аистенок» используются профилактических мероприятий: утренняя гигиеническая гимнастика,  самостоятельные занятия (под контролем воспитателей), прогулки, оздоровительный бег, ходьба на лыжах (с 4 – х лет), езда на велосипеде, катание на роликах, игровые занятия.

UUkQO9dVhmI

   Для полноценного физического развития детей в нашем учреждении имеется физкультурный зал, оснащённый различным оборудованием и инвентарём. Имеется сенсорная комната-островок здоровья и радости.

   Занятия с детьми организованы как индивидуальные, так и подгрупповые. В каждой группе д/сада оборудована физкультурно – оздоровительная зона, оснащённая необходимым инвентарём для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.

Комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и формирования правильной осанки:

Комплекс   « Веселый зоосад ».

1.           « Танцующий  верблюд »

И.п.

 стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной.

 ходьба на месте с поочередным подниманием  пятки (носки от пола не отрывать).

2.          « Забавный медвежонок »

И.п.

 стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.

ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед – назад, вправо -    влево. То же, кружась на месте вправо и влево.

3.             « Смеющийся сурок »

И.п.

стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.

1-2  полу присед на носках, улыбнуться; 3-4 и.п.

4.             « Тигренок потягивается »

И.п.  

сидя на пятках,  руки в упоре впереди.

1-2 выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 и.п.

5.             « Резвые зайчата »

И. п.

 стоя, ноги вместе, руки на поясе.

1-16 прыжки на носках

Комплекс с мячом.

1.И.п.

 сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами.

 катать мяч вперед – назад двумя стопами вместе и поочередно.

2. И.п. – то же.

 круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо и влево.

3. И.п.

 лежа на спине, руки вдоль туловища, мяч между стоп.

 1-2 ногами поднять, мяч и удерживать стопами

 3-4 и.п.

4. И.п.

сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны.

движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.

Примечание. Рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром 8-12 см.

Комплекс  « Встань  прямо ».

1. И.п.

 стоя у стены, касаясь  затылком, ягодицами и пятками, руки опущены вниз.

1-2 поднять руки через стороны вверх

 3-4 вернуться в и.п.

2. И.п.  

то же, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

 1-2 наклон в правую сторону (левую сторону)

 3-4 вернуться в и.п.

3. И.п.  

лежа на спине; голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.

1-4 поднять голову и плечи, проверить правильное положение тела (задержаться )

 5-8 вернуться в и.п.

4. И.п.

 лежа на животе, руки вытянуты вперед

1-4 приподнять голову и руки вверх, (задержаться)

 5-8 и.п.

5. И.п. – то же.

1-4  приподнять голову и руки вверх, приподнять ноги (задержаться)

5-8 и.п.

6. И.п.

  лежа на спине, руки за головой.

 1-8 поочередно поднимать прямые ноги вверх.

7. И.п. – то же.

 круговые вращения ногами в течение 30 сек. «велосипед»

Примечание. Все перечисленные упражнения повторяются по 4-6 раз.

        

Заключение

    Основной задачей дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление психического и физического  здоровья детей. Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация развивающей предметно - пространственной  среды. Развивающая предметно-пространственная  среда моделируется с учетом реализации основных направлений развития ребенка и обеспечивает реализацию всех образовательных областей, которые прописаны в ФГОС к основной общеобразовательной программе дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитанияКонсультация для воспитателей....

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания

Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему:  "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания".Данная презентация была по...

Консультация для родителей "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания"

Каждого  родителя, заботящегося о своем чаде не может не волновать вопрос профилактики и коррекции плоскостопия у детей, ведь стопа является фундаментом всего тела, поэтому естественно, что наруш...

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания...

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания

В данном материале раскрыта актуальная проблема плоскостопия у детей дошкольного возраста....

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитанияКандидаты педагогических наук, доцентыС.Б. Шарманова, А.И. ФедоровУральская государственная академия...