КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Ориентирование на местности»
материал по физкультуре

Иванова Вероника Дмитриевна

Чтобы научить юных туристов премудростям походной жизни, необходимо много знать и уметь самому. Наиболее сложным является вопрос обучения детей ориентированию на местности. Поэтому эти подсказки предлагаются для не очень опытных родителей- туристов. Итак, начинаем подготовку к экзамену на тему: «Как не заблудиться в лесу днем и ночью».

·                Ориентироваться – значит определять положение сторон горизонта, а также социальных и природных объектов относительно той точки, в которой вы находитесь.

·                Ориентирование облегчается , если у вас есть карта местности. Однако, если она отсутствует, дорогу «туда» и «обратно» можно определить с помощью компаса. Известным способом ориентировки является  хождение по азимуту. Азимут- это угол, образуемый направлением на север и заданным направлением(на конкретный предмет). Например, для того чтобы совершить движение по азимуту в 150 градусов, нужно. Во-первых , расположить тонкую палочку, соломинку на стекло компаса так, чтобы она совпала с делением 150. найдите неподвижный объект- ориентир, на который указывает ваша соломинка(дом, стог сена, столб). Это и есть направление вашего пути.

·                Если нет компаса, не отчаивайтесь. Опытные туристы умеют ориентироваться по солнцу, луне, звездам.

По солнцу. Летом в 6 часов утра солнце приблизительно находится на востоке, около 10 часов – на юго-востоке, в 12 часов- на юге, в 15 часов – на юго-западе, а в 18 часов- на западе. Если вы в полдень установите на земле палку в вертикальном положении, то ее тень будет указывать на север. Таким образом , можно определить стороны света в любое время.

По луне. Во время первой четверти луна в 18 часов находится на юге, в 24 часа- на западе(напоминаем, что «молодая» луна напоминает букву «Э»). В полнолуние в 18 часов- на востоке, в 24 часа- на юге. В последней четверти луна в 24 часа находится на востоке, А 6 утра- на юге( в это время луна похожа на букву «С»).

По звездам. Найдите на небе созвездие Большой Медведицы(ковш). Мысленно соедините две крайние звезды ковша и продолжите ее дальше. Вы увидите Полярную звезду. Если стать к ней лицом, то прямо перед вами будет север, позади - юг, направо- восток, слева- запад. В течение июля и августа около полуночи на юге располагаются созвездия Лебеди и Орла, а в сентябре – созвездие Пегаса.

Если вам не повезло с погодой, и небо затянуто тучами, есть и другие способы определения сторон света. Например, по природным явлениям, приметам:

·               на березах кора светлее и эластичнее с южной стороны ствола;

·               мох и лишайник чаще покрывают северную часть камней (валунов);

·               цветы череды и подсолнечника в течение дня поворачиваются за солнцем и никогда не бывает обращены на север;

·               ягоды на поляне в период созревания раньше краснеют с южной стороны;

·               в первой половине лета на лесной поляне более высокая трава бывает с южной стороны деревьев или высоких пней, во вторую половину лета трава, расположенная с южной стороны, становится желтой и менее сочной;

·               муравейник лесных муравьев чаще расположены к югу от стволов деревьев;

·               снег в оврагах тает скорее на стороне, обращенной к югу;

·               квартальные просеки в лесах чаще всего идут с севера на юг и с востока на запад;

·               весной перелетные птицы летят на север, осенью – на юг.

Надеемся, что вооружившись нашими шпаргалками, вы сможете устоять под неиссякаемым градом вопросов юных экзаменаторов

1.            Упражнения, выполняемые в групповом помещении и дома:

·               «Покажи и назови, что расположено впереди (сзади, слева, справа)»;

·               «Объясни, где лежит игрушка»

·               «Возьми пирамидку и поставь не полку справа»;

·               задание: найти игрушку в комнате по словесному описанию взрослого (например: «Иди прямо, у стола поверни направо, подойди к крайнему окну и справа ищи куклу»);

·               различные задания найти предмет по количеству шагов.

2.            Аналогичные задания, выполняемые на территории детского сада и во дворе дома:

·               Ознакомительная экскурсия по участку детского сада и двору дома (задача: сформулировать, где что расположено по отношению к ребенку);

·               Нахождение игрушки по словесному указанию взрослого (например: «Пройди прямо по дорожке до песочницы, сверни налево, пройди до домика, там найдешь игрушку»).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ориентирование детей во времени"

Данный материал будет полезен родителям при обучении своих отпрысков ориентированию во времени....

Проект «Ориентирование на местности». Совместное занятие с воспитателями и родителями

. Воспитание самостоятельности и самоконтроля, оказавшись в незнакомом месте ребёнок не растеряется и сможет найти выход из создавшегося положения....

Кружковая работа инструктора по физическому воспитанию " Ориентирование на местности с детьми подготовительной к школе в ДОУ".

Спортивное ориентирование – вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты  (КП), расположенные на местности. Ориентирование на местности в дошко...

презентация "Ориентирование на местности"

Данная презентация предназначена для детей подготовительной группы...

Консультация для родителей «Ориентирование родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка»

Консультация «Ориентирование родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка»...

Ориентирование на местности «Поиски клада с Машей и медведем»

Актуальность.Спортивное ориентирование – интересный прикладной вид спорта, в котором участникиактивно передвигаясь при помощи спортивной карты и должны пройти спланированныйи отмеченный контроль...

Консультация для родителей «Ориентирование в пространстве детей старшего дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Ориентирование в пространстве детей старшего дошкольного возраста»....