«Ручная умелость» или как подготовить руку дошкольника к письму через физическую активность.
статья по физкультуре

Шепелева Таисия Николаевна

Материал содержит рекомендации по оптимизации процесса подготовки дошкольников к овладению письмом через физкультурные мероприятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shepeleva_t.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

 «Ручная умелость» или как подготовить руку дошкольника к письму через физическую активность.

В раннем дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития, одним из непременных условий этого является формирование двигательной активности детей, прежде всего произвольности движений, речи, контактов с окружающими людьми, вещами. Через тактильные ощущения ребенок осваивает физические свойства предметов, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения. Современные условия жизни способствуют уменьшению двигательной активности детей, а такое явление как двигательное «голодание» остро наблюдается в старшем дошкольном возрасте. Встает вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом.

На сегодняшний день задача обучения детей дошкольного возраста письму не имеет единого решения. Одни считают, что многих трудностей в начальной школе можно избежать при проведении подготовительной работы еще на дошкольном уровне. Другие выступают против включения письма даже в подготовительных группах дошкольных учреждений, склоняясь недостаточной готовностью организма дошкольника к данному виду деятельности.

Родители в погоне научить своего ребенка писать не всегда замечают, что цена за идею может быть высокая: проблемы со зрением, осанкой плохой почерк и как итог - потеря интереса к школе. Как же быть и родителям, и педагогам дошкольных учреждений?

Двигательный акт письма требует тонкой координации и длительной фиксации движений. Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мышц кисти руки, слабая подготовка по отношению к статическим нагрузкам у детей старшего дошкольного возраста определяют наибольшую проблему к овладению навыкам письма.

Письмо не включено в программу обучения в дошкольном образовании, так как в этом возрасте оно недоступно для большинства детей. Вместе с тем руку к письму готовят косвенно через другие образовательные задачи: лепка, рисование, аппликация. Но движения, которые ребенок совершает в процессе письма, не повторяют движений, совершаемых при рисовании или лепке. Процесс письма вовлекает в работу другие мышцы кисти руки и пальцев, зрительное восприятие так же работает в другом направлении.

Очень важно для овладения письмом развитие движений пальцев и кисти руки. В дошкольном возрасте у ребенка появляется зрительный контроль за движением карандаша в процессе рисования. В этом возрасте при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, словесного объяснения педагогом действий. Также с помощью ведения руки взрослым дошкольник ориентируется на мускульные ощущения.

Письмо обязательно требует соблюдения одинаковой высоты букв, расстояние между буквами, расстояние между словами на строке. Каждая буква, каждое слово имеет свои пропорции в зависимости от формы букв и соединений между собой букв. Именно поэтому одним из требований при подготовке руки к письму является развитие пространственных представлений дошкольника. Красивый и четкий почерк-это показатель плавности, ритмичности письма. Ритмичность освобождает мышцы кисти от излишнего напряжения, рука меньше устает и двигается легче. Готовность руки к письму - к выполнению точных движений обозначается как «ручная умелость».  

Физические упражнения, направленные на подготовку ребенка к овладению графикой письма, могут включаться во все виды физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения:

  1. Утренняя гимнастика - упражнения на развитие координации движения, ориентировку в пространстве;
  2. Подвижные игры в перерывах между занятиями - игры с предметами, игры на ориентировку в пространстве, на развитие глазомера;
  3. Подвижные игры на прогулке – игры на развитие координации движений (лазание, преодоление препятствий, действий с предметами);
  4. Физкультурный досуг с элементами музыкально - ритмических композиций (игры и эстафеты с предметами, игровые композиции с упражнениями пальчиков речитативами);
  5. Физкультурные праздники – упражнения на развитие пространственных представлений (построение, эстафеты с предметами), упражнения на развитие координации движений (командные игры, эстафеты с преодолением препятствий), упражнения на развитие чувства ритма;
  6. Самостоятельная двигательная деятельность детей - упражнения на спортивных снарядах, упражнения с предметами (прыжки через скакалку, броски, прыжки).

Физические упражнения, игры и эстафеты могут включаться также и в другие области образовательной деятельности, таких как формирование математических представлений («Найди цифре место» и т.д.) и развитие речи («составь слово» и т.д.)

В целях оптимизации процесса подготовки к овладению письмом можно рекомендовать следующие организационные мероприятия:

  1. Включение занятий физическими упражнениями в систему подготовки дошкольников к овладению графикой письма;
  2. Осуществление преемственности содержания физкультурных занятий и других видов образовательной деятельности детей в дошкольном учреждении, обеспечивающей развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и «ручной умелости»;
  3. Организация условий для самостоятельной двигательной деятельности детей, способствующей подготовке к овладению письмом;
  4. Соблюдение методических требований: регулярность занятий и соблюдение техник безопасности;
  5. Включение в занятия большого количества игр, эстафет, соревнований для повышения активности детей и поддержания их интереса к деятельности;
  6. Использование музыки для улучшения эмоционального состояния детей;
  7. Подбор уровня сложности упражнений с учетом индивидуальных показателей физического состояния детей.
  8. Дифференцирование нагрузки за счет распределения ролей в подвижных играх и эстафетах, изменения объема и интенсивности упражнений;
  9. Определение эффективности каждого упражнения по следующим показателям:

- интерес детей, их увлеченность при выполнении двигательных занятий;

- доступность для большинства детей;

- включение индивидуальной деятельности каждого ребенка;

- четкость оценки действий каждого ребенка и команды в целом;

Только добившись положительных результатов в двигательной активности ребенка в дошкольном возрасте можно с уверенностью сказать, что детский организм готов к школе, готов не только эмоционально, но, что немаловажно – физически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как подготовить руку дошкольника к письму?

Рекомендации для родителей...

Консультация "Как подготовить руку дошкольника к письму"

Консультация "Как подготовить руку дошкольника к письму."...

Как подготовить руку дошкольника к письму.

Рекомендации по подготовке руки дошкольников к письму....

Презентация-рекомендация для родителей: "Как подготовить руку дошкольника к письму?"

К сожалению, на важный вопрос - "Как подготовить руку дошкольника к письму?"-некоторые родители ищут ответ только тогда, когда ребенок должен идти в первый класс. Задача любого педагога прос...

Советы родителям: « Как подготовить руку дошкольника к письму»

Советы родителям: « Как подготовить руку дошкольника к письму»...