Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия»
консультация по физкультуре

Самойлова Ольга А.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_profilaktika_ploskostopiya.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ Г.ТРОИЦКА» 3 ОТДЕЛЕНИЕ

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия»

Подготовила:  Инструктор по физической культуре

Самойлова О.А.

2022  г.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия»

Великая ценность каждого человека -  здоровье. Вырастить ребенка  сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Поступая в детский сад многие дети имеют отклонения в физическом развитие: нарушение осанки, плоскостопие, излишний вес, задержки в развитие быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин  таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.

Плоскостопие у ребенка – весьма распространенное заболевание опорно-двигательного аппарата. По сути - это деформация стопы ребенка с уплощением ее свода. Обычно деформируется у ребенка продольный свод стопы, из-за этого подошва становится плоской и начинает всей своей поверхностью касаться пола. Последствия плоскостопия пагубно воздействуют на здоровье и развитие ребенка. Трудно выполнить некоторые виды ходьбы и бега, отталкиваться в прыжках. Всё это отрицательно влияет на функциональную деятельность внутренних органов и систем, ведёт к нарушению осанки и всего опорно-двигательного аппарата, к снижению двигательной активности.

Факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

 Наследственность (если у кого-то из родных есть или было это заболевание, нужно быть особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду).

  • Ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой).
  • Чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела).
  • Чрезмерная гибкость (гипермобильность) суставов, рахит.
  • Паралич мышц стопы и голени (из-за перенесенного полиомиелита или ДЦП).
  • Травмы стоп, возникающие в результате переломов (например, лодыжки, пяточной кости, предплюсны, плюсны).

 Советы по профилактике плоскостопия: 

  • Побуждайте грудного младенца ползать как можно больше.
  • Детей грудного возраста нельзя рано ставить на ноги, обучать без поддержки.
  • При гимнастике и массаже грудничков обращайте внимание на укрепление связок и мышц стопы и голени.
  • Благотворно влияет на формирование стопы раннее плавание.
  • Очень полезны ежедневные сначала теплые (36° - 37°), а затем прохладные ножные ванночки на 10-15 минут. После ванночки надо сделать массаж и гимнастику ног, насухо вытерев их, и смазав питательным кремом.
  • Вырабатывайте у детей навыки правильной осанки и походку без излишнего разведения ног.
  • Прекрасно укрепляет стопы ходьба босиком по рыхлой почве, песку, гальке, скошенной траве, ребристой доске, по бревну, по поролоновому матрацу.
  • Выбирайте обувь для малыша с твердой подошвой, с небольшим каблучком и шнуровкой и обязательно соответствующего размера, а не на вырост. Обувь с плоской подошвой, мягкие, особенно резиновые, тапочки, валенки вредны для ног.
  • Не рекомендуется длительная ходьба босиком или в обуви с мягкой подошвой по утоптанной почве, камням, асфальту.
  • Вредно в помещении находиться подолгу в утепленной обуви.
  • Старайтесь, чтобы ребенок избегал длительного стояния (особенно с сильно разведенными стопами) и отягощения большими грузами.

Упражнения при плоскостопии у детей

Упражнение «разбойник» — ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение «маляр» — ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3 — 4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение «сборщик» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, еловые шишки и др.), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переносе.

Упражнение «художник» — ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой, упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение «гусеница» — ребенок сидит на полу с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Продвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.

Упражнение «кораблик» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика). 

Упражнение «мельница» — ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в двух направлениях.

Упражнение «серп» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.

Упражнение «барабанщик» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигает ступнями вверх и вниз, касаясь пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

Упражнение «окно» — ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

Упражнение «хождение на пятках» — ребенок ходит на пятках, не касаясь, пола пальцами и подошвой.

Упражнение «Ходьба на носках с разным положением рук» (вверх, в стороны, на плечах).

Упражнение «Отправляемся в поход». Ходьба с выполнением различных движений, например «как цапля»: высоко поднимая колени, руки в стороны, приговаривая:

Я цапля, цапля, цапля. Хожу, хожу, хожу.

На всех подружек сверху

Смотрю, смотрю, смотрю

Упражнение «Султан». Сесть «по-турецки» (ноги крест-накрест, наружные края стоп опираются о пол), приговаривая:

Я султан, я султан, Посмотри на мой кафтан.

Встать, придерживаясь за опору или взрослого (дети старшего возраста могут это делать самостоятельно). Скрещенные ноги должны быть прямыми. Стоять надо на наружных краях стоп.

 Упражнения «Вместе с мамой, вместе с папой»

Исходное положение (и. п.) -стоя напротив ребенка, ноги слегка расставлены, возьмите ребенка за руки. Напомните ребенку, что спинку надо держать прямо, подбородок не опускать. Поднимите пальцы ног вверх; опустите. Повторите упражнение 10-12 раз

"Вырасту большой"

 Поднимитесь на носки; досчитайте до трех; опуститесь. Повторите 5-6 раз

"Кораблик качается на волнах"

Встаньте на пятки, подняв носки вверх; энергичным перекатом поднимитесь на носки. Повторите 10-12 раз

"Кораблик качается на волнах" (вариант 2)

Удерживая равновесие, выполните перекат вправо; вернитесь в и. п. ; сделайте перекат влево. Повторите 10-12 раз

И. п. - стоя напротив ребенка, держа его за руки. Ноги поставьте вместе, носки разведите в стороны, спинка прямая подбородок не опускать. Выполните подъем на носки; вернитесь в и. п. Повторите 10-12 раз

"Цапля"

И. п. - стоя напротив ребенка; руки в стороны; следите за осанкой. Согните ногу в колене; удержите это положение в течение, досчитайте до пяти; поменяйте ногу. По мере усвоения упражнения, увеличивайте время удерживания положения. Можно предложить ребенку попробовать приподняться на носок опорной ноги, затем опуститься на всю стопу.

"Гусеница"

И. п. - встаньте рядом с ребенком, возьмите его за руку. Стопы поставьте вместе; выполните сгибание пальцев ног; подтягивая пятки, продвигайтесь вперед.

Исходное положение (и. п.) -сидя на коврике рядом с ребенком; руки поставьте за спину с упором в пол, спинка прямая, не поднимайте плечи вверх; ноги прямые.

"Пальчики играют в прятки"

Согните пальцы ног (спрятались пальчики) ; вернитесь в и. п. (нашлись пальчики).

Повторите 10-12 раз

"Утята учатся плавать"

Направьте носочки от себя; Направьте носочки на себя. Повторите 10-12 раз

"Мельница"

Выполняйте движение, "рисуя" круг стопой сначала в одну сторону, затем в другую. Повторите упражнения 8 раз правой и левой стопой

"Дворники"

И. п. - сидя на коврике рядом с ребенком; руки поставьте за спиной с упором в пол; спина прямая; ноги согнуты в коленях, стопы слегка расставлены. Соедините носки; разведите носки в стороны. Повторите 10-12 раз

"Кораблик"

И. п. - согните ноги в коленях, стопы прижмите друг к другу (пальчики к пальчикам, пятка к пятке) ; выпрямляйте ноги в коленях, стараясь удерживать стопами "кораблик"; вернитесь в и. п. Повторите 4 раза

"Гусеница"

И. п. - согните ноги в коленях, стопы поставьте на пол; сгибайте пальцы, подтягивая пятку, выполняя движение вперед; вернитесь в и. п. Повторите 3-4 раза

"Барабанщик"

И. п. - согните ноги в коленях, стопы поставьте на пол на носочки; выполняйте движения стопами вверх и вниз, касаясь пола только пальцами ног. Повторите 16 раз

"Греем, греем наши ножки"

И. п. - такое же, как в упражнении "кораблик"; выполняйте движение стопами вперед-назад, оставляя их прижатыми друг к другу. Повторите 10-12 раз

Также очень полезна ходьба по массажной дорожке:

а) по ребристой поверхности с узкими полосками – скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке;

б) по мягкой поверхности – прыгать на носках;

в) по колючей поверхности – переступать с пятки на носок;

г) по ребристой поверхности с широкими полосками – скользить ступнями,  плотно прижимая их к дорожке.

Такие упражнения при плоскостопии у детей, составленные в игровой форме, очень нравятся детям и выполняются ими охотно. Вам остается только проследить, чтобы они делали их правильно и регулярно. Интересуйтесь успехами ребенка. Это побудит его еще больше стараться, а в итоге — прекрасные результаты.

Список используемой литературы:

  1. А.С. Галанов «Игры, которые лечат» Москва, ТЦ Сфера, 2003 г.
  2. А.Ф. Асачев, О.В. Горбунов «Система занятий профилактике нарушений осанки и плоскостопия»,  Детство-Пресс, 2013 г.
  3. Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми // Дошкольное воспитание № 12 / 2001
  4. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушении опорно-двигательного аппарата) : пособие для инструкторов лечебной физкультуры, воспитателей и родителей. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2005. 16. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание № 5 / 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия"

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия"...

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста"

Рекомендации для  родителей с примерными комплексами  по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей . "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста".

Простые комплексы упражнений, которые без труда могут освоить родители, и выполнять их вместе с детьми.Упражнения интересны по содержанию, так как включают в себя разнообразные предметы и игрушки....

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия"

Плоскостопие - это деформация стопы, заключающаяся в уменьше­нии высоты продольных сводов в сочетании с пронацией пятки и супина­цией переднего отдела стопы....

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия".

Плоскостопие, без преувеличения, можно назвать социальным заболеванием, учитывая его чрезвычайную распространенность. Чтобы убедиться в этом, достаточно поговорить с родственниками и знакомыми – «на к...

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»

Чтобы ваш ребенок не приобрел плоскостопие, нужно тщательно подбирать обувь, которую будет носить ребенок. Ребенок не должен донашивать чужую обувь: разношенная колодка чужой обуви неправильно р...

Консультация для родителей"Профилактика плоскостопия".

В данном материале даны рекомендации и упражнения для профилактики плоскостопия и укрепления свода стопы....