Роль воспитателя на физкультурных занятиях в ДОУ консультация для педагогов
материал по физкультуре

Кира Владимировна Чаккоева

Роль воспитателя на физкультурных занятиях в ДОУ

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Роль воспитателя на физкультурных занятиях в ДОУ консультация для педагогов

Роль воспитателя на физкультурных занятиях в ДОУ

консультация для педагогов

. Для того, чтобы физкультурное занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя.

Так как воспитатель является активным участником воспитательно-образовательного процесса на физкультурном занятии, то воспитателю необходимо самому знать методику обучения движениям, общеразвивающим упражнениям, особенности выполнения движения, технику выполнения, педагогические требования при обучении.

Воспитателю следует накануне физкультурного занятия

  • ознакомиться с его содержанием,
  • обговорить с инструктором по физической культуре организационные моменты,
  • обговорить расстановку оборудования.

При ознакомление детей с новыми общеразвивающими упражнениями инструктор по физической культуре показывает, как правильно выполнять упражнение, а воспитатель следит за правильностью выполнения задания и при необходимости помогает ребенку действием – направляет, поддерживает. Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в звеньях, то инструктором по физической культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель – в задних.

Существуют разные способы организации детей во время обучения движения: фронтальный, групповой, индивидуальный, посменный, поточный.

При использовании группового способа организации обучения инструктором по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой. При организации поточного способа – «станционального» (кругового)воспитатель и инструктором по физической культуре делят «станции» между собой и следят на них за качеством выполнения упражнений.

Также воспитатель оказывает помощь при размещении оборудования, его уборке. При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и д.т. воспитатели должны оказывать посильную помощь инструктором по физической культуре.


 



Конечно, организует и проводит мероприятие специалист. Задача воспитателя - помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми. 

К педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет включиться в образовательную деятельность по физическому развитию. Например, в ходе 
вводной части занятия физической культурой воспитатель может вместе с детьми под руководством специалиста выполнить запланированные виды ходьбы и бега. 

В основной части
 занятия физической культурой, во время выполнения общеразвивающих упражнений, дошкольники должны усвоить показанное инструктором по физической культуре движение и действовать в соответствии с образцом так же ловко и технически правильно. Функция воспитателя на данном этапе - оказание индивидуальной помощи ребенку, который в ней нуждается. Педагог может помочь ему принять правильное исходное положение или исправить неверно выполненное движение. 

Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в колоннах, то инструктор по физической культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель - в задних. Также воспитатель может помочь специалисту расставить необходимый спортивный инвентарь и убрать его после выполнения детьми упражнений. Как известно, существуют разные способы организации детей во время проведения занятий физической культурой: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки. При использовании каждого из них функции педагогов также могут быть распределены. 

При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников. 

При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой. 

Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста и воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент. 

При организации 
круговой тренировки на занятиях физической культурой воспитатель и инструктор по физической культуре делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь. 

Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор по физической культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности. 


В заключительной части
 занятия физической культурой при подведении специалистом итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось. 


После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников.

Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ развивающую двигательную среду, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы. 


В качестве примера в приложении представлено распределение обязанностей между инструктором по физической культуре и воспитателем в ходе классического занятия физической культурой с детьми старшей группы. 


 

Примерное распределение обязанностей между инструктором по физической культуре и воспитателем 
в ходе классического занятия физической культурой с детьми старшей группы.


Задачи:

  • упражнение детей: в ходьбе с высоким подниманием колен; непрерывном беге продолжительностью до 1 мин; ползании по гимнастической скамейке с опорой на колени и ладони; подбрасывании мяча вверх;
  • развитие ловкости и устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры.

Предварительная работа:

  • ознакомление воспитателя с содержанием и программными задачами;
  • обсуждение организационных моментов;
  • разучивание слов к подвижной игре "Мы веселые ребята".

Оборудование: канат (шнур), корзина, мячи большого диаметра.

Часть 1

Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения. 
Перестроение в колонну по одному (прыжком). 
Ходьба с высоким подниманием колен, руки на пояс 

Инструктор по физической культуре
 обращает внимание детей на правильность выполнения ходьбы с высоким подниманием колена: подъем вперед-вверх согнутой в колене ноги, носок оттянут, шаги несколько короче, чем при обычной ходьбе. 
Воспитатель
 следит за осанкой детей, выполняет упражнения вместе с ними. 

Бег в колонне по одному 
(продолжительность до 1 мин, темп бега умеренный; переход на ходьбу) 
Инструктор по физической культуре
 выполняет бег вместе с детьми: руки согнуты в локтях, туловище наклонено чуть вперед; перестроение в колонну по три в движении. 
Воспитатель
 следит за внешними признаками утомления, при проявлении которых у отдельных воспитанников предлагает им перейти на ходьбу. При наличии в группе ослабленных детей или детей, которым по медицинским показаниям бег запрещен, воспитатель выполняет с ними обычную ходьбу внутри круга.

Часть 2

Общеразвивающие упражнения 
Инструктор по физической культуре
 объясняет и показывает воспитанникам упражнение, контролирует правильность его выполнения в передних рядах. Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений, подходит к детям, нуждающимся в индивидуальной помощи, помогает им принять правильное исходное положение, исправляет неверно выполненное движение. 

И. п. - основная стойка, руки на пояс; 
1 - правую ногу назад на носок, руки за голову; 
2 - вернуться в исходное положение. То же левой ногой. 

И. п. - стойка: ноги врозь, руки на пояс; 
1 - поворот вправо, правую руку вправо; 
2 - вернуться в исходное положение. То же влево. 

И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища; 
1 - выпад правой ногой вперед; 
2- 3 - пружинистые покачивания; 
4 - вернуться в исходное положение. То же левой ногой. 

И. п. - стойка на коленях, руки на пояс; 
1-2 - медленным движением сесть на правое бедро, руки вынести вперед; 
3- 4 - вернуться в исходное положение. То же влево. 

И. п. - стойка: ноги на ширине плеч, руки вниз; 
1 - руки в стороны; 
2 - наклон вперед, коснуться пальцами рук носка левой ноги; 
3 - выпрямиться, руки в стороны; 
4 - вернуться в исходное положение. То же к правой ноге. 

И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища. 
1-8 - прыжки на двух ногах - левая вперед, правая назад; в прыжке сменить положение ног. 
9 - пауза и снова прыжки (3-4 раза). 


Инструктор по физической культуре
 выполняет упражнение в прыжках вместе с детьми. 
Воспитатель
 следит за внешними признаками утомления, при проявлении которых у отдельных воспитанников предлагает им перейти на ходьбу. 
При наличии в группе ослабленных детей или детей, которым по медицинским показаниям запрещены прыжки, выполняет с ними ходьбу на месте. 


Основные виды движений 

Инструктор по физической культуре
 вместе с воспитателем ставит две гимнастические скамейки параллельно друг другу и в метре от них вдоль зала (площадки) кладет два каната. Дети перестраиваются в две колонны по одному и поочередно выполняют упражнение в ползании, а затем в равновесии. После выполнения данных упражнений инструктор по физической культуре вместе с воспитателем убирают оборудование. 

Ползание по гимнастической скамейке
 с опорой на ладони и колени (2-3 раза) 
Инструктор по физической культуре
 объясняет и показывает детям упражнение. Контролирует правильность его выполнения. Обеспечивает страховку. 

Равновесие
 - ходьба по канату (шнуру) боком приставным шагом, руки на пояс, голову и спину держать прямо (2-3 раза) 
Воспитатель
 контролирует выполнение упражнения, следит за осанкой детей. 

Броски мяча вверх двумя руками и его ловля
Броски мяча вверх и его ловля с хлопком в ладоши (10-15 раз) 
По сигналу 
инструктора по физической культуре дети перестраиваются в колонну по одному и, проходя мимо корзины, берут по мячу большого диаметра, располагаются свободно по всему залу. 
Специалист объясняет и показывает им упражнение. Каждого ребенка обучает индивидуально, занимается с отстающими дошкольниками. 

Воспитатель
 занимается с оставшейся группой детей. 

Подвижная игра "Мы веселые ребята" 

Инструктор по физической культуре
 сообщает воспитанникам название игры, показывает место расположения ведущих, играющих и разметку площадки. Воспитатель может назначить ведущего и помочь разместить играющих по местам. 
Далее 
инструктор по физической культуре поясняет правила игры: сигналы к началу и остановке игры, за какие нарушения правил игроки выбывают из игры, объясняет правила выполнения движений и требования к их качеству. Руководит ходом игры и действиями детей. 
Воспитатель на первом этапе разучивания игры берет на себя роль ловишки, а на последующих принимает активное участие в игре, вступает в эмоциональное речевое общение с детьми (хвалит, поддерживает и т. д.). Следит за соблюдением правил. 
Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Играющие (хором): После слова "Лови!" дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка их ловит. Ребенок, которого ловишка успеет осалить, прежде чем тот пересечет черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка. Игра повторяется 3-4 раза. 


Инструктор по физической культуре
 совместно с воспитателем подводят итог игры:

  • отмечают детей, не нарушающих правил игры;
  • обращают внимание на их ловкость, быстроту, черты характера, товарищество, сообразительность и т. д.

Ход игры: Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три - лови!

Часть 3


Ходьба в колонне по одному 

Инструктор по физической культуре
 ведет колонну за собой, воспитатель ее замыкает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Роль воспитателя на физкультурных занятиях"

Консультация для педагогов "Роль воспитателя на физкультурных занятиях"...

Консультация по физической культуре для педагогов дошкольных учреждений "Роль воспитателя на физкультурном занятии"

При достижении задач по укреплению, формированию и развитию необходимо помнить и о главном НЕ НАВРЕДИТЬ!!!...

Консультация для педагогов «Роль воспитателя на физкультурных занятиях»

Консультация для педагогов «Роль воспитателя на физкультурных занятиях» Физкультурные занятия – это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Д...

Консультация для педагогов «Роль воспитателя на физкультурных занятиях»

Физкультурные занятия – это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Для того чтобы физкультурное занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия инструктор...

Консультация для педагогов ДОУ «Роль воспитателя на физкультурных занятиях»

Физическое  воспитание является одним из главных в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. На занятиях по физической культуре укрепляется здоровье детей, что является...

Консультация для педагогов "Роль воспитателя на физкультурных занятиях в ДОУ "

quot; Роль воспитателя на физкультурных занятиях в ДОУ "...

Консультация для педагогов «Роль воспитателя на физкультурных занятиях»

Физкультурные занятия – это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Для того чтобы физкультурное занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия руков...