Картотека подвижных игр и эстафет на координационной лестнице
картотека по физкультуре (старшая группа)

Маврова Елена Львовна

Материал предназначен для воспитателей ДОО, инструкторов по физической культуре, родителей. Картотека содержит в себе игры, эстафеты и аттракционы с использованием координационной лестницы, которые можно использовать на занятиях по физкультуре, в развлечениях, на спортивных праздниках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картотека подвижных игр и эстафет

на координационной лестнице

для детей старшего дошкольного возраста

 

 

составила:

инструктор по физической культуре

Маврова Е.Л.

 

 

 

 

 

 

г. Балахна

2022

Содержание:

1. Цель и задачи подвижных игр, эстафет с использованием координационной лестницы;

1. Подвижные игры;

2. Эстафеты и аттракционы.

3. Список используемой литературы.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПОДВИЖНЫХ ИГР, ЭСТАФЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КООРДИНАЦИОННОЙ ЛЕСТНИЦЫ.

Цель: Развитие у детей ловкости, координации, скоростно-силовых качеств, ориентировки в пространстве, коммуникационных способностей.

Задачи:

Оздоровительные

Укреплять опорно-двигательный аппарат и формировать правильную осанку.

Образовательные

Развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость, координацию, равновесие, выносливость.

Упражнять в ходьбе, прыжках, лазании и беге в разном темпе, с разной частотой работы ног в ограниченном пространстве.

Закреплять двигательные навыки на координационной дорожке.

Воспитательные

Воспитывать самостоятельность, уверенность в собственных силах, выдержку, самоконтроль, организованность, взаимопомощь, интерес к двигательной деятельности, дружеские взаимоотношения.

Формировать память, внимание, мышление, воображение.

Воспитывать желание быть здоровыми и укреплять своё здоровье.

  1. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

«Трамвай»

Водящий — «водитель трамвая», остальные - «пассажиры».

«Пассажиры» встают в каждую ячейку координационной лестницы (далее: КЛ) по одному. Водящий встаёт перед КЛ.

Все проговаривают закличку:

Едет быстро наш трамвай,

Эй, прохожий, не зевай!

Наш трамвай летит как птица,

Как электроколесница!

После этих слов «Водитель трамвая» обегает КЛ спереди назад справа налево, и с левой стороны, пассажиры по одному выбегают из своих ячеек, по очереди «садятся в трамвай», держась за плечи впереди бегущего, вместе огибают КЛ. На обратном пути каждый «пассажир», начиная с последнего отцепляется около свободной ячейки и встаёт в неё. Игра заканчивается тогда, когда все «пассажиры» оказываются на местах, причём в обратном порядке, а «водитель» останавливается впереди «трамвая».

Правило игры: «пассажиры» при посадке должны занимать ячейки подряд, не пропуская. При движении «трамвая» «пассажиры» должны держаться крепко, не отцепляясь друг от друга.

Варианты: играть можно двумя или тремя командами на скорость.

«Кузнечики, пчёлы, жуки»

Каждый игрок встаёт через ячейку КЛ лицом к водящему. Водящий стоит напротив детей.

Он называет слова, каждое из которых подразумевает выполнение определённого движения.

«Пчёлы» - игроки кружатся вокруг себя на носочках, руки разведены в стороны.

«Кузнечики» - игроки выпрыгивают боком из ячейки и запрыгивают обратно на двух ногах.

«Жуки» - игроки приседают, голову прислоняют к коленям, руками обхватив их.

Если игрок ошибается, делает шаг назад, выходя за пределы КЛ.

Побеждают те игроки, которые ни разу не ошиблись.

«Пчёлы и шмели»

Игроки делятся на две команды. Девочки - «пчёлы», мальчики - «Шмели». По краям площадки справа и слева располагаются «домики» (КЛ) для насекомых: одна для «пчёл», другая для «шмелей». Игроки располагаются произвольно на площадке. По сигналу «пчёлы» и «шмели» «вылетают» из «домиков», двигаются врассыпную по площадке; «пчёлы» произносят звук «з-з-з», а «шмели»: «ж-ж-ж». По сигналу: «Домой!» играющие бегут к своим «домикам» и встают в любую ячейку КЛ. Отмечают игроков, которые первыми заняли места.

«Яблоки, груши, сливы» («Садовод»)

Играющие выбирают водящего. Водящий «садовод» встаёт в середину площадки. Две КЛ расположены одна против другой. Остальные игроки встают в ячейки по одному друг против друга. Все они — фрукты. Одни — яблоки, другие груши, третьи сливы. Каждого вида фруктов должно быть поровну.

Играющие вместе со взрослым - ведущим проговаривают текст:

Садовнику осенью много заботы,

Садовнику осенью много работы:

Нужно с деревьев все фрукты сорвать,

Яблоки, груши и сливы убрать.

«Садовник»:

Я корзиночку возьму,

В неё фрукты соберу!

Играющие дети-«фрукты» ему отвечают:

Мы в корзинку не хотим,

От тебя мы убежим!

После этих слов ведущий произносит одно из названий фруктов, например: «Яблоки!»

Дети - «Яблоки» начинают выбегать из своей КЛ и меняться с теми же фруктами в другой КЛ. «Садовник» в это время пытается занять любое освободившееся место в КЛ. Если у него это удалось, оставшийся без места «фрукт» становится «садовником». Если нет, игра продолжается с тем же «садовником». Затем ведущий называет название другого фрукта. И так далее. Если в течение трёх игр «садовнику» не удаётся занять чьё-то место, выбирают другого.

Условие игры: ведущий должен по очереди называть все виды фруктов, чтоб все игроки были задействованы в игре.

«Найди свой кубик»

В каждой ячейке КЛ разложено по одному цветному кубику, все разного цвета. Дети встают по одному около каждой ячейки и запоминают цвет своего кубика. По сигналу: «Беги!» дети начинают бегать врассыпную по залу. В это время воспитатель меняет местами кубики. По следующему сигналу: «Раз, два, три – свой кубик найди!» дети бегут к КЛ и находят кубик своего цвета, встают в ячейку и поднимают кубик над головой. Отмечаются дети, быстрее других взявшие кубик.

Варианты игры: кубики могут быть разного размера или разной формы, разного цвета и размера, разной формы, цвета и размера.

«Поезд»

Две КЛ разложены на площадке (в зале). Дети стоят в колонне в КЛ по одному в каждой ячейке. Дети произносят закличку, выполняя движение (хлопки в ладоши, прыжки и т.д.)

На перроне паровоз.

Он вагоны нам привез

По сигналу: «Остановка!» дети выбегают из КЛ и двигаются врассыпную в среднем темпе. По сигналу:

«К поезду скорей беги,

Место в поезде займи!»

Дети находят свои места в своём поезде. Побеждает та команда, которая быстрее построилась в своей КЛ.

«Орешки для белочек»

В зале (на площадке) разложены две КЛ одна напротив другой на расстоянии двух метров. В одной КЛ в каждой ячейке лежат по пять пластмассовых шариков-«орешков» (ячейки с шариками по количеству детей). Другая КЛ без шариков, каждая ячейка – дупло для белочки. Предлагают детям помочь белочкам перенести орешки в дупло. Каждый ребёнок становится у одной ячейки с шариками-«орешками». По сигналу колокольчика каждый ребёнок переносит по одному шарику-«орешку» в ячейку-«дупло». Выполнив задание, встаёт около той ячейки, куда складывал шарики, и поднимает руки вверх.

Правила: переносить по одному шарику, следить за тем, чтобы все шарики были внутри ячейки. Количество шариков можно менять. Ребёнок переносит шарики-«орешки» в ячейку напротив.

«Весёлые грибочки»

Дети-«грибочки» встают в круг, держась за руки. Выбирается водящий-«грибник». Он встаёт в середину круга. На краю площадки (зала) разложена КЛ. Это кочки, куда будут прятаться грибочки.

Дети идут по кругу.

Водящий проговаривает слова:

В лес сегодня я пошёл,

Там грибочки я нашёл –

Сыроежки и опята,

Грузди, рыжики, маслята.

Тяжело моё лукошко,

Отдохну-ка я немножко.

(присаживается на корточки).

Грибочки останавливаются:

Надоело нам в лукошке,

Мы побегаем немножко.

(разбегаются по площадке).

Взрослый:

Эй, грибник, скорей вставай

Вновь грибочки собирай!

Разбежались все грибочки

И попрятались за кочки.

Дети-«грибочки» бегают по площадке, «грибник» старается их поймать; дети-«грибочки» прячутся, забегая в любую ячейку КЛ. До кого «грибник» дотронется, отходят в сторону, они пойманы.

Правила игры: «грибник» не должен ловить «грибочек», если он встал в ячейку КЛ. Игра повторяется с новым водящим.

«Догони пару»

        

        В зале по одной стороне разложена КЛ. Дети выстраиваются в шеренгу по два перед координационной лестницей на расстоянии 6-7 метров. Один игрок перед другим на расстоянии двух-трёх шагов. По сигналу: «Раз, два, три – беги!» пара начинает движение до КЛ. Один игрок старается догнать другого. Задача убегающего успеть встать в ячейку КЛ. Затем дети возвращаются обратно и меняются местами в игре.

«Красный, жёлтый, зелёный»

        Дети запоминают, на какой сигнал какое движение надо выполнить. Идут по КЛ и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Зелёный!» - ходьба с перешагиванием через перекладины КЛ; по сигналу: «Жёлтый!» - ходьба на месте с хлопками в ладоши; по сигналу: «Красный!» - выпрямиться и замереть.

«Самый меткий»

        Дети стоят в шеренге напротив координационной лестницы, около каждого – шесть-восемь мешочков для метания. По команде дети начинают бросать мешочки в свою ячейку. Побеждают дети, у которых больше попаданий в цель.

Игра «Кенгуру»

    Две КЛ разложить, чтобы они соприкасались друг с другом длинной стороной.

Дети строятся в колонну.

Стикером обозначить клетки, в которые необходимо прыгать детям.

Прыжки выполнять поочерёдно то в ячейке одной КЛ, то в другой.

Прыжок в первую ячейку первой лестницы.

Прыжок во вторую ячейку второй лестницы.

Прыжок в третью ячейку первой лестницы.

Прыжок в четвёртую ячейку второй лестницы и т. д.

Правило: в прыжках соблюдать дистанцию между детьми в два прыжка.

  1. ЭСТАФЕТЫ И АТТРАКЦИОНЫ

(в парах и в команде)

Аттракцион «Расставь игрушки по местам»

        Дети делятся на команды. Каждая становится перед своей КЛ. В паре метрах от команды -  корзинка с игрушками. Первый игрок подбегает к корзинке, берёт игрушку, бежит до дальней ячейки, ставит в неё игрушку, обегает КЛ и возвращается к команде, передавая эстафету следующему игроку. Второй игрок так же берёт игрушку из корзинки, подбегает к следующей ячейке и ставит в неё игрушку, обегает КЛ и возвращается к команде. Эстафета продолжается до тех пор, пока все игрушки не будут разложены. Побеждает команда, первой выполнившая задание.

Эстафета «Самая быстрая пара»

        По двум сторонам зала (площадки) разложены друг против друга КЛ. В каждой ячейке – по пять малых мячей. Дети распределяются в пары. Каждый из пары встаёт к разным КЛ напротив друг друга. Задача детей по сигналу быстро перенести мячи из своей ячейки в ячейку партнёра по игре. Побеждает пара, где оба игрока закончили выполнение задания.

Правила: мячи не должны быть вне ячейки. Приветствуется помощь друг другу в паре: например, если мяч укатился, игрок в паре может помочь другому вернуть его на место.

Аттракцион «Осенние листочки»

Дети делятся на команды и встают в колонны около своей КЛ. На полу разложены картонные листья клёна, берёзы, дуба в равном количестве по одному на каждого ребёнка. Обговаривается, какая команда какие листья будет собирать (кленовые, берёзовые или дубовые).

По сигналу все дети одновременно бегут к листьям, берут по одному и раскладывают в каждую ячейку, затем выстраиваются в колонну. Отмечается команда первой быстро и без ошибок выполнившая задание.

Эстафета «Из рук в руки»

        Дети перестраиваются в колонны. Каждая колонна встаёт на свою КЛ так, чтобы каждый ребёнок занял ячейку по порядку. В руках впереди стоящего игрока (капитана команды) мяч. По сигналу дети в команде передают мяч друг другу над головой. Последний игрок берёт мяч и бежит с ним в начало команды, за это время все дети перемещаются на ячейку назад, уступая впереди место игроку с мячом. Эстафета заканчивается тогда, когда все игроки окажутся вновь на своих местах, а капитан команды с мячом впереди.

Варианты игры: передавать мяч под ногами, справа от себя, слева от себя.

Эстафета «Быстрый мяч»

        Дети в командах стоят перед КЛ. По сигналу первый игрок с мячом в руках выполняет упражнение: боком стоя в КЛ, отбивает мяч перед КЛ, ловит его и прыжком перемещается в следующую ячейку, так далее выполняет движения, находясь в каждой ячейке. Далее с мячом в руках возвращается к команде и передаёт мяч следующему игроку. Побеждает команда, первой закончившая упражнение.

Варианты эстафеты: перемещение с подбрасыванием и ловлей мяча, с ведением мяча вперёд и т.д.

Аттракцион «Разгрузи корабль»

        Дети в командах стоят перед КЛ (это корабль). За ней – большая корзина. В каждой ячейке КЛ – по мячу (грузу). Детям рассказывают, что на море шторм. Чтобы корабль не утонул, нужно избавиться от груза и разгрузить корабль, сложив груз в корзины.

По сигналу первый игрок бежит к самой дальней ячейке, берёт мяч, кладёт в корзину и возвращается к команде, передавая эстафету следующему игроку. Побеждает команда, первой разгрузившая свой корабль.

Правила: разгружать корабль, последовательно убирая груз из каждой ячейки.

Эстафета «Вперед спиной»

        

        Из КЛ делаются две параллельные «трассы», которые соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь вперед спиной. Побеждает команда, первая прошедшая «трассу».

Аттракцион «Через лужи»

Дети встают перед КЛ. Через ячейку выкладывают из клеёнки «лужи». Задание: преодолеть прыжками КЛ, перепрыгивая через «лужи» (прыжки через ячейку).

Правило: преодолевая препятствия, соблюдать дистанцию в три ячейки.

Эстафета «Доставь донесение командиру»

Дети в командах встают перед своей КЛ. В руках первого игрока – конверт с военным донесением. Задача команды преодолеть КЛ определённым способом последовательно каждым игроком. Когда каждый пройдет дистанцию, конверт отдают взрослому-«командиру».

Варианты преодоления КЛ могут быть разными: перемещение ходьбой, прыжками разными способами.

Литература:

  1. Лях В. И. Развитие координационных способностей у дошкольников. – ООО «Издательство «Спорт», 2019.
  2. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое пособие. - М.: Линка-Пресс, 2010.
  3. Кириллова Ю. А. Сценарии физкультурных досугов и спортивных праздников для детей логопедических групп с диагнозом ОНР и детей массовых групп детского сада от 3 до 7 лет. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр и эстафет с учетом гендерных особенностей старших дошкольников

В ДОУ важное место в режиме дня отводится подвижным играм. Они рассматриваются как основное средство физического воспитания. Эти игры отличаются не только богатством и многообразием движений, но и спо...

Картотека подвижных игр и эстафет по мотивам сказок

Данный материал поможет воспитателям и родителям весело провести совместную деятельность с детьми....

Картотека подвижных игр и эстафет по ПДД.

Картотека подвижных игр и эстафет по ПДД....

Картотека подвижных игр и эстафет военной тематики для дошкольников старшего возраста

Картотека подвижных игр и эстафет военнойтематики для дошкольников старшего возрастаИгра «Вертолёты»Дети делятся на две команды. По залу разложены два обруча, в каждомобруче стоит флажок п...

Картотека подвижных игр и эстафет на военную тему.

Картотека подвижных игр и эстафет на военную тематику....

Картотека подвижных игр и эстафет для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Картотека подвижных игр и эстафет для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)...

Картотека игр и упражнений с использованием координационной лестницы

Предлагаемые варианты упражнений и игровых заданий наиболее эффективно решают одну из важнейших задач – формировать у детей умение владеть своим телом.  Тренажер «Координационная лест...