Консультация «Ознакомление дошкольников с традициями и обычаями через народные игры»
консультация по физкультуре

Ломакина Татьяна Вячеславовна

Консультация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_igra.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Ознакомление дошкольников с традициями и обычаями через народные игры»

Ломакина Т.В.., инструктор по ФК

МДОАУ№32

Давайте детям больше и больше содержания общего,

человеческого, мирового, но преимущественно

старайтесь знакомить их с этим через родные

и национальные явления…»

В. Белинский

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью удальству.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражались образы людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой степени развития.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Он сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо понять и помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Среди народных игр можно выделить; подвижные игры, музыкальные, обрядовые, игры-хороводы и другие.

В русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, на также сценки и кукольные театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения, которые сопровождается соответствующими жестами и мимикой.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально - образное средство влияния на детей, пробуждает в них интерес, выполнения игровых действий.

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству

Используя народные подвижные игры в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, я решаю развивающие, оздоровительные задачи, а так же воспитательные, направленные на формирование  личности ребенка, толерантных взаимоотношений в детском коллективе. Особую значимость имеют народные подвижные игры, в которые дети очень любят играть. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Их решение является более результативным в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Я стараюсь сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами. Но большая часть детей все же русские, поэтому начинали работу с приобщения к русской культуре.

В работе с детьми по приобщению их к национальной культуре, традициям русского народа я проводила беседы об играх детей в далеком прошлом, активно использовала в работе с детьми забытые народные игры в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры.

          Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.    Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игра «В жмурки» была распространена во многих областях России и имела разные названия: "Слепая сковорода", "Жмачки", "Куриная слепота", "Кривой петух" и т.д. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим: "Кот, кот, на чём стоишь?" - "На квашне". - "Что в квашне?" - "Квас!" - "Лови мышей, а не нас!" Поговорят так с водящим, да ещё заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правилос закрытыми, зажмуренными глазами.

      Немало таких игр, где успех играющих зависит, прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т.д.). Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

     Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.  Это подтверждают и названия игр. Например, такие игры, как «Бояре», «Царь Горох»,  «Стрельба из лука»,  «Стадо», «Жмурки» и др., свидетельствуют о том, что когда-то люди участвовали в военных походах, битвах, держали в хозяйстве разнообразный скот и птицу, отражают жизненный уклад в период правления монархов в Российском государстве. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.        

В народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни из них имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом (например, "Коршун", "Курочка", "Гуси-лебеди", "Стадо"). А в играх типа "Много троих, хватит двоих", "Горячее место" сюжет и роли отсутствуют, всё внимание детей направлено на движение и правила. Также использую игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом. В игре "Краски" покупатель переговаривается с водящим: "Тук-тук!" - "Кто там?" - "Покупатель". - "Зачем пришёл?" - "За краской". - "За какой?" - "За голубой".

 Коллективная деятельность в играх способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребенка, что также очень важно в воспитании поликультурности. Почти все игры рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих. Существует много разнообразных игр на испытание коллективной силы. С помощью коллективных игр приучаю детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдениям общих интересов. Игры содействуют возникновению в детской среде соревнования и, как результат, признания достоинства или недостатков, поощряется кто показал высокий уровень физических качеств, порицают тех, кто проиграл.

  Каждый участник игры должен изучать и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений и поведения. Только тогда можно говорить как о достойном участнике игры.

  Воспитательное значение детских игр повышается еще тем, что в процессе применяется своеобразная система поощрений и наказаний. Поощрения складывается из того, что победитель первым начинает следующую игру, получает право ведения игры, выбора партнера, назначает наказания проигравшему. Наказания в играх самое разнообразное: возить на спине, караулить вне очереди, станцевать или спеть в кругу участников.

 В народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность и составляет ценный, неповторимый игровой фольклор.

Очень нравятся детям в русских играх различные попевки. В игре "Уголки" каждая перебежка сопровождается попевкой. При последнем слове играющие меняются местами, а покупающий - водящий стремится занять освободившийся во время перебежки уголок. В играх типа "Горелки" текст отвлекает внимание ловящего, во время пения он должен смотреть вверх. Привлекают детей и игры-забавы с придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами, «выкупом» фантов. Например, «Ехал Грека  как – то через реку…» и др.  Шуткам и юмору, характерным для них, присущи безобидность. Доброжелательный смех партнеров — детей и близких взрослых, товарищей — действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания. Разученные игры на занятиях дети широко используют в самостоятельной деятельности.

В нашем детском саду  регулярно проводятся такие  народные  праздники, как: Осенние посиделки, Масленица, Пасха,  Зимние святки и др., активными участниками которых являются и взрослые и дети. Эта работа тесно  планируется с музыкальными руководителями, воспитателями.

Большинство детей хотят быть похожими на богатырей – защитников Отечества: хотят быть смелыми, храбрыми, сильными, способными преодолеть любые трудности и преграды на своем пути. Мы вовлекаем детей в театрализованные представления с участием богатырей, смелых солдат.  

Широко использую игры разных народов: чувашские Журавушка (Тарналла),  Пекарь (Сакар песерекен), Лошадки (лашасем),  Слепой баран (Сукартакалла)- Кого вам? (Тили- рам, тили-рам) - кого вам, кого вам? - цепи,  Ручейки (Юханшывсем), Пустая изба (Пуша пуртле), Отгадай имя (Ятне пел), Хищник в море (Сетканкайактинэсрэ) ; мордовские Раю-Раю, Круговой (Меченькунсема); татарские Продаем горшки (Чулмак цены), Хлопушки (Абакле), Жмурки (Кузбайлад цены), Перехватчики (Куышу цены), Лисички и курочки (Тельки хам тавыклар, Скок-перескок (кучтем-куч); удмуртские «Догонялки» (Тябыкеншудон), «Серый зайка» (Пурыськечпи) и др.

Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость  движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Ознакомление дошкольников с традициями и обычаями через народные игры»

Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественностарайтесь знакомить их с этим через родныеи национальные явления…»В. БелинскийРодина впервые предстает перед...

Консультация для воспитателей «Ознакомления с традициями и обычаями через народные игры»

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию....

Консультация Ознакомление с традициями и обычаями через народные игры

Консультация «Ознакомление с традициями и обычаями через народные игры»Подготовила воспитатель Шапошникова Н.А. «Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, ...

Доклад на родительское собрание «Ознакомления с традициями и обычаями через народные игры»

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают опр...

Консультация для воспитателей «Ознакомления с традициями и обычаями через народные игры»

Консультация для воспитателей «Ознакомления с традициями и обычаями через народные игры»...