Опыт работы воспитателя Шалеевой Людмилы Викторовны Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
методическая разработка по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Шалеева Людмила Викторовна

Современная система образования ставит перед собой целый ряд задач. Одна из которых – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Предлагаю вам обобщенный педагогический опыт по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_opyt_raboty_na_stranichku.docx466.2 КБ
Файл opyt_raboty_na_stranichku_1.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №84 г. Ельца «Радуга»

Опыт работы

воспитателя 

       Шалеевой Людмилы Викторовны

                                                                                                                

Тема:

 «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

                                             «Забота о здоровье — это важнейший

                                                     труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

                                                 мировоззрение, умственное развитие,

                                                 прочность знаний, вера в свои силы»  

                                                                                               В. А. Сухомлинский.

Актуальность

     В настоящее время предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире   приоритетные         позиции.  Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но и здоровые. Охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения – актуальный социальный вопрос. Как для отдельного человека, так и для общества в целом, самое дорогое богатство-здоровье.

     В наше время – время, развития телевидения и компьютеризации, дети все меньше общаются со своими сверстниками и взрослыми.  Многие родители предпочитают, чтобы их дети проводили время за компьютерными играми, просмотром телевизионных программ, вместо живого общения, совместных игр, чтения книг, занятия спортом, совместных прогулок на свежем воздухе, соблюдения режима дня, - лишь бы не отвлекали от личных дел. Как результат – низкий уровень двигательной активности, речи, памяти, интеллектуального развития.

Поэтому главной задачей всего мира встает здоровье человечества, здоровье будущего поколения. «Здоровый образ жизни», «Здоровьесбрежение», «Здоровьесберегающие технологии», - важные задачи, ведь здоровое подрастающие поколение это одно из главных направлений развития любой страны.

     В связи с этим, одним из направлений в своей работе я выделила введение здоровьесберегающих технологий в организованную образовательную деятельность, в формировании здорового образа жизни.

    Здоровьесберегающие технологии — это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.   Дети не обладают знаниями и умениями, поэтому моя задача состоит в том, чтобы выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить культурно – гигиенические навыки, обучить детей вести здоровый образ жизни.

Цель здоровьесберегающих технологий.

-Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

-Создать условия для сохранения и совершенствования здоровья ребенка – дошкольника.

Задачи

-Сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственно работоспособности;

-Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;

-Обеспечить условия для сохранения и совершенствования здоровья;

-Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;

-Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

-Содействие становлению культуры здоровья и валеологическому просвещению родителей.

     Я думаю, активное внедрение здоровьесберегающих технологий, использование различных форм организации оздоровительных мероприятий, применение системы по укреплению и сохранению здоровья воспитанников, повысят результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

      Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

1.Формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;

2.Организация образовательного процесса в детском саду без негативного влияния на здоровье детей.

     Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организую с учётом возрастных и психологических особенностей детей, опираясь на основные принципы детской психологии и педагогики.    

 

Основные принципы работы:

• не навреди» — Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка

• научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик)

• доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей)

• активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников)

• сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью)

• систематичности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели)

• целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели)

оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).

   

 Для себя определила следующие виды здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий:

  • физкультурно-оздоровительные;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
  • медико - профилактические;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • валеологическое просвещения детей и их родителей.

     Всю свою работу по здоровьесбережению осуществляю комплексно, в течение всего дня. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребёнок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств.

 Считаю, что первоначальными условиями для работы по профилактике здоровья детей в детском саду выступают обеспечение здорового ритма жизни и физические упражнения.

 С данной целью в группе создана предметно – развивающая среда, которая обеспечивает не только разные виды активности дошкольников, но и лежит в основе их самостоятельной деятельности.

Приобрели: массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажеры для стоп, дорожки здоровья.

В группе имеется нестандартное оборудование, с помощью которого

  • повышается интерес к различным видам деятельности;
  • увеличивается объём двигательной деятельности;
  • побуждается интерес детей к самостоятельной двигательной деятельности;
  • поднимается эмоциональный настрой детей.

     Свою педагогическую деятельность я осуществляю согласно созданному оздоровительному режиму дня, предусматривающему разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья.

В режимных моментах и образовательной деятельности я использую следующие формы здоровьесберегающих технологий

Физкультминутка (динамическая пауза)

Помогает снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствует общую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

Провожу во время занятий, 4-6 мин., по мере утомляемости детей.

Гимнастика пробуждения (на кровати)

Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют корригирующую гимнастику.

Корригирующая гимнастика

корригирующая гимнастика после сна, включает:

упражнения сразу после пробуждения — в кровати;

занятия с использованием тренажёров (например, массажных ковриков, мячей и пр.);

корригирующие задания на предотвращение плоскостопия, искривления позвоночника и пр. Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна составляет 12-15 минут.

Пальчиковая гимнастика

Способствует развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма);

активизируют речевые центры;

развивают внимание, память, воображение;

вызывает положительные эмоции.

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей.

Пальчиковую гимнастику провожу в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами.

Релаксация

Провожу релаксацию с целью снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя.

Важным в выполнении упражнений на релаксацию является то, что каждое действие должно доставлять приятные ощущения и удовольствие, способствовать хорошему самочувствию.

При выполнении релаксации использую спокойную музыку. Она помогает детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться.

Звуковая гимнастика

Звуковая гимнастика — это специальные упражнения, заключающиеся в произнесении определенных звуков и их сочетаний строго определенным способом. При произнесении звуков вибрация голосовых складок передается на дыхательные пути, легкие и от них - на грудную клетку. Все упражнения выполняются медленно, без напряжения.

Гимнастика для глаз

Зрительная гимнастика — одно из эффективных средств профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем. Она относится к современным здоровьесберегающим технологиям.

Провожу зрительную гимнастику в любое время: на прогулке, в свободное время, органично включаю её в любые занятия (познание, развитие речи, продуктивная деятельность). При этом тема зарядки связывается с темой образовательной деятельности. Например, если ребята изучают насекомых, то ребята могут проследить глазами полёт игрушечной пчёлки. Если вовремя образовательной деятельности речь идёт о транспорте, то можно предложить упражнение под коротенькое стихотворение:

По городу мчатся с утра и до ночи

Машины всех марок, красивые очень.

Поедут налево, направо, кругом –

Свободны машины и ночью, и днём.

Дыхательная гимнастика

Это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Дыхательная гимнастика:

• повышает общий жизненный тонус человека, сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы

•     предупреждает застойные явления в лёгких и способствует нормализации физиологического дыхания через нос:

•    укрепляет дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы;

•     стимулирует обмен веществ, благотворно воздействует на эндокринную и сердечно-сосудистую системы, кровообращение;

•    насыщает организм оптимальным количеством кислорода;

•    способствует уравновешиванию нервных процессов.

Дыхательную гимнастику использую в течение всего дня, а именно: в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных формах активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждениях. Дыхательную гимнастику предлагаю детям выполнять как в покое, так и при ходьбе.

Утренняя гимнастика

Систематическое проведение утренней гимнастики воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начать день, способствует четкому выполнению режима дня, учит согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

Провожу утреннюю зарядку в традиционной и нетрадиционной форме:

Сюжетная зарядка — комплекс упражнений, объединённых какой-либо темой или построенных по незамысловатому сюжету; «Тренировка будущих космонавтов», «Аты-баты, мы солдаты», «Морское путешествие». Упражнения в сюжетной гимнастике связываются вымышленной историей или познавательным рассказом: о повадках животных и птиц, о службе в армии и на флоте.

Использую гимнастические комплексы с использованием необычного инвентаря. Это самодельные предметы из бросового материала: эспандеры, сенсорные коврики и дорожки, погремушки, гантели из пластиковых бутылок. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:

Игровой массаж, взаимомассаж

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком.

Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Образовательная деятельность по физической культуре

На занятиях дети занимаются:

- общеразвивающими упражнениями;

учатся основным видам движений (ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки в длину, метание и бросание мяча);

- c мячами, скакалками, обручами и другим физкультурным оборудованием;

- играют в подвижные игры;

- двигаются под музыку;

- участвуют в спортивных эстафетах, с преодолением препятствий;

- дети учатся общаться, развивают свои социальные навыки;

- укрепляют здоровье;

- развивают координацию;

- укрепляют мышечный аппарат, развивают гибкость

Помимо этого, данная деятельность учит работать в команде, часто способствует сплочению коллектива.

Физкультура проводится, как с музыкальным сопровождением, так и без него.

В конце физкультурных занятий проводятся упражнения на расслабление, которые предупреждают утомление, успокаивают функциональные системы организма.

Занятия по физической культуре в нашем детском саду проводит инструктор по физкультуре совместно с воспитателем.

Игротерапия

Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

проявить эмоции, переживания, фантазию;

самовыразиться;

снять психоэмоциональное напряжение;

избавиться от страхов;

стать увереннее в себе.

Игротерапия - считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Провожу игротерапию в свободное время, также во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие стараюсь организовать незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Занятия из серии «Здоровье»

Занятия серии «Здоровье», включаю в сетку занятий в качестве познавательного развития. В ходе таких занятий детям даю представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаю элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.

Коммуникативные игры.

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Музыкотерапия

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети.

Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т. д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку использую перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включаю спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции.

Сказкотерапия

использую для психотерапевтической и развивающей работы. В своей работе чаще использую авторские сказки, т. к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого использую кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы- основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Цветотерапия

 Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета каждого ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает. Обычно дети называют своими любимыми цветами красный, зеленый или желтый – это свидетельствует о том, что ребенок нормально развивается, ему интересно все новое, яркое и необычное, он динамичен и не останавливается в своих исследованиях мира ни на минуту. А вот любимый белый или черный цвет могут сказать о том, что ребенок немного замкнут и ему вполне комфортно в одиночестве.

Пескотерапия

Игра с песком как способ развития ребенка. Средства и методы пескотерапии развивают интеллект ребенка, тактильную чувствительность, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к образовательной деятельности

Направление работы по здоровьесбережению

  • Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности.
  • Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ГДОУ.
  • Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками.
  • Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей.
  • Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.
  • Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно- оздоровительной работы.
  • Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

Программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:

  • Рациональное питание.
  • Оптимальная двигательная активность.
  • Соблюдение режима дня.
  • Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

1.Соблюдайте режим дня!

2.Обращайте больше внимания на питание!

3.Больше двигайтесь!

4.Спите в прохладной комнате!

5.Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6.Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7.Гоните прочь уныние и хандру!

8.Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9.Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10Желайте себе и окружающим только добра!

Взаимодействие специалистов решении здоровьесберегающих

технологий в ДОУ

     

 Ни для кого не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй.

     Для повышения родительской компетентности провожу беседы о профилактике здорового образа жизни дошкольников. В информационном уголке располагаю статьи о формировании гигиенических знаний, рекомендации по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур и необходимости посещения бассейна. В данном направлении создала буклеты для родителей с советами правильного поведения во время прогулок в лес, во время купания.

Использую различные формы распространения информации, большое внимание уделяю родительским собраниям и индивидуальным консультациям в вечернее время. Данными действиями добиваюсь активной помощи родителей в соблюдении режима дня, ограничения употребления вредных пищевых продуктов и охраны жизни ребёнка в условиях нахождения вне стен детского сада.

     Родители помогают организовывать спортивные развлечения для детей: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Сильные, ловкие, умелые». Совместное участие в мероприятиях укрепляет отношения детей и родителей, сплачивает взрослых, соединяя в команду людей неравнодушных к воспитанию здорового, любознательного, активного ребёнка.

С родителями была организована следующая работа:

• Участие в спортивных мероприятиях.

• Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.

• Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.

• Оформлены папки-передвижки «Здоровое питание», «Зимние(летние) виды спорта».

     Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий и будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации.

Список используемой литературы

1.Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. -М.: Просвещение, 1981.

2.Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М.,2001 г.

3.Манахеева М. Д. «Воспитание здорового ребенка», «Аркти», М. , 2000 г.

4.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение,

1986.С 3-7.

5.Аверина И.Е. Физкультурные минутки в детском саду. Практическое пособие / И.Е. Аверина. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 112 с.

6. Гаврючина. Л.В Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2008. -160 с. (Здоровый малыш)

7.Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа. - Волгоград: Учитель, 2007 .

8.Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.- Волгоград: Учитель, 2009 .

9.Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008.

10.Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.

11.Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009

Интернет ресурсы:

1.http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/11/15/sdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-dou

2.http://900igr.net/prezentacija/fizkultura/kachestvo-i-resursy-razvitija-zdorovesberegajuschej-sredy-v-obrazovatelnom-protsesse-shkoly-229399/resursy-zdorovesberezhenija-2.html

3.http://www.maam.ru/detskijsad/zdorovesberegayuschie-tehnologi-235812.html

4.http://mirznanii.com/a/180462/zdorove-sberegayushchie-tekhnologii-v-obrazovatelnom-protsesse-dou


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы воспитателя Шалеевой Людмилы Викторовны Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» МБДОУ «Детский сад №84 г. Ельца «Радуга»

Слайд 2

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский . В связи с этим, одним из направлений в своей работе я выделила введение здоровьесберегающих технологий в организованную образовательную деятельность, в формировании здорового образа жизни . В наше время – время, развития телевидения и компьютеризации, дети все меньше общаются со своими сверстниками и взрослыми. Многие родители предпочитают, чтобы их дети проводили время за компьютерными играми, просмотром телевизионных программ, вместо живого общения, совместных игр, чтения книг, занятия спортом, совместных прогулок на свежем воздухе, соблюдения режима дня, - лишь бы не отвлекали от личных дел. Как результат – низкий уровень двигательной активности, речи, памяти, интеллектуального развития. Поэтому главной задачей всего мира встает здоровье человечества, здоровье будущего поколения. «Здоровый образ жизни», « Здоровьесбрежение », «Здоровьесберегающие технологии», - важные задачи, ведь здоровое подрастающие поколение это одно из главных направлений развития любой страны.

Слайд 3

Цель здоровьесберегающих технологий. -Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. -Создать условия для сохранения и совершенствования здоровья ребенка – дошкольника. Задачи -Сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственно работоспособности; -Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения; -Обеспечить условия для сохранения и совершенствования здоровья; -Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни; -Научить использовать полученные знания в повседневной жизни. -Содействие становлению культуры здоровья и валеологическому просвещению родителей.

Слайд 6

Физкультминутка (динамическая пауза) Помогает снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствует общую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью

Слайд 7

Гимнастика пробуждения (на кровати) Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам)

Слайд 8

Корригирующая гимнастика гимнастика после сна, включает: упражнения сразу после пробуждения — в кровати; занятия с использованием тренажёров (например, массажных ковриков, мячей и пр.)

Слайд 9

Релаксация Провожу релаксацию с целью снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики детей в нормальное состояние покоя. При выполнении упражнений на релаксацию, каждое действие должно доставлять приятные ощущения и удовольствие, способствовать хорошему самочувствию. При выполнении релаксации использую спокойную музыку. Она помогает детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться.

Слайд 10

Гимнастика для глаз Зрительная гимнастика — одно из эффективных средств профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем. Провожу зрительную гимнастику в любое время: на прогулке, в свободное время, органично включаю её в любые занятия (познание, развитие речи, продуктивная деятельность). При этом тема зарядки связывается с темой образовательной деятельности. Например, если ребята изучают насекомых, то ребята могут проследить глазами полёт игрушечной пчёлки. Если вовремя образовательной деятельности речь идёт о транспорте, то можно предложить упражнение под коротенькое стихотворение: По городу мчатся с утра и до ночи Машины всех марок, красивые очень. Поедут налево, направо, кругом – Свободны машины и ночью, и днём.

Слайд 11

Дыхательная гимнастика служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. • повышает общий жизненный тонус человека, сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы • предупреждает застойные явления в лёгких и способствует нормализации физиологического дыхания через нос. Дыхательную гимнастику использую в течение всего дня, а именно: в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных формах активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждениях. Дыхательную гимнастику предлагаю детям выполнять как в покое, так и при ходьбе.

Слайд 13

Утренняя гимнастика Систематическое проведение утренней гимнастики воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, способствует четкому выполнению режима дня, учит согласованно действовать в коллективе, быть , внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Провожу утреннюю зарядку в традиционной и нетрадиционной форме: Сюжетная зарядка — комплекс упражнений, объединённых какой-либо темой или сюжету: «Космонавты», « Аты -баты, мы солдаты», «Птицы», «Игрушки». Применяю гимнастические комплексы с использованием инвентаря. Это самодельные предметы из бросового материала: эспандеры, сенсорные коврики и дорожки, погремушки, гантели из пластиковых бутылок, флажки. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней.

Слайд 14

Самомассаж массаж. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый. «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Слайд 15

Игровой массаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

Слайд 16

Точечный самомассажмассаж используется для нормализации нервных процессов чаще всего это самомассаж головы и лица, кистей рук, пальцев ног и подошв. Так же точечный массаж предотвращает простудные заболевания, помогает детям научиться управлять мимикой лица . Точка 1 Связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, улучшается кровоток . Точка 2 Связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани. Массаж повышает сопротивляемость инфекционным болезням. Точка 3 Эта точка контролирует химический состав крови и слизистую оболочку гортани Точка 4 Массаж этой точки контролирует кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Точка 5 Эта точка оказывает очень большое влияние на излечение болезней гриппа и простуды Точка 6 Массаж этой точки способствует нормализации вестибулярного аппарата Точка 7 Массаж этой точки улучшает кровообращение зоны глазного яблока и лобных отделов мозга. Точка 8 Эта точка контролирует органы слуха и вестибулярного аппарата .

Слайд 17

Образовательная деятельность по физической культуре На занятиях дети занимаются: - общеразвивающими упражнениями; -учатся основным видам движений (ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки в длину, метание и бросание мяча); - c мячами, скакалками, обручами и другим физкультурным оборудованием; - играют в подвижные игры; - двигаются под музыку; - участвуют в спортивных эстафетах, с преодолением препятствий; - учатся общаться, развивают свои социальные навыки; - укрепляют здоровье; - развивают координацию; - укрепляют мышечный аппарат, развивают гибкость Помимо этого, данная деятельность учит работать в команде, часто способствует сплочению коллектива. Физкультура проводится, как с музыкальным сопровождением; В конце физкультурных занятий проводятся упражнения на расслабление, которые предупреждают утомление. Занятия по физической культуре в нашем детском саду проводит инструктор по физкультуре совместно с воспитателем.

Слайд 18

Коррекционные технологии Сказкотерапия Музыкотерапия Пескотерапия Цветотерапия . Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности , конструированию, и т. д.) Средства и методы пескотерапии развивают интеллект ребенка, тактильную чувствительность, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов . Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может делать добра, то есть учит его сопереживать. это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности.

Слайд 19

Направление работы по здоровьесбережению Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ГДОУ. Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками. Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей. Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка. Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно- оздоровительной работы. Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

Слайд 20

Существует десять золотых правил здоровьесбережения : 1.Соблюдайте режим дня! 2.Обращайте больше внимания на питание! 3.Больше двигайтесь! 4.Спите в прохладной комнате! 5.Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! 6.Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 7.Гоните прочь уныние и хандру! 8.Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! 9.Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 10.Желайте себе и окружающим только добра!

Слайд 21

Взаимодействие специалистов ДОУ в решении здоровье сберегающих задач

Слайд 22

Ни для кого не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй. Для повышения родительской компетентности провожу беседы о профилактике здорового образа жизни дошкольников. В информационном уголке располагаю статьи о формировании гигиенических знаний, рекомендации по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур и необходимости посещения бассейна. В данном направлении создала буклеты для родителей с советами правильного поведения во время прогулок в лес, во время купания. Использую различные формы распространения информации, большое внимание уделяю родительским собраниям и индивидуальным консультациям в вечернее время. Данными действиями добиваюсь активной помощи родителей в соблюдении режима дня, ограничения употребления вредных пищевых продуктов и охраны жизни ребёнка в условиях нахождения вне стен детского сада. Родители помогают организовывать спортивные развлечения для детей: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Сильные, ловкие, умелые». Совместное участие в мероприятиях укрепляет отношения детей и родителей, сплачивает взрослых, соединяя в команду людей неравнодушных к воспитанию здорового, любознательного, активного ребёнка.

Слайд 23

Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий и будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации.

Слайд 24

Список используемой литературы 1.Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. -М.: Просвещение, 1981. 2.Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам» « Владос » М.,2001 г. 3.Манахеева М. Д. «Воспитание здорового ребенка», « Аркти », М. , 2000 г. 4.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986.С 3-7. 5.Аверина И.Е. Физкультурные минутки в детском саду. Практическое пособие / И.Е. Аверина. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 112 с. 6. Гаврючина . Л.В Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2008. -160 с. (Здоровый малыш) 7.Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа. - Волгоград: Учитель, 2007 . 8.Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.- Волгоград: Учитель, 2009 . 9.Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008. 10.Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010. 11.Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009 Интернет ресурсы: 1.http://nsportal.ru/ detskiy-sad / zdorovyy-obraz-zhizni /2013/11/15/ sdorovesberegayushchie - tekhnologii -v- dou 2.http://900igr.net/ prezentacija / fizkultura /kachestvo-i-resursy-razvitija-zdorovesberegajuschej-sredy-v-obrazovatelnom-protsesse-shkoly-229399/resursy-zdorovesberezhenija-2.html 3.http://www.maam.ru/detskijsad/zdorovesberegayuschie-tehnologi-235812.html 4.http://mirznanii.com/a/180462/zdorove-sberegayushchie-tekhnologii-v-obrazovatelnom-protsesse-dou

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Использование нетрадиционных художественных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Статья.Тема: «Использование нетрадиционных художественных технологий в работе с детьми дошкольного возраста».Именно использование нетрадиционных художественных технологий, как ни что другое способству...

Статья на тему "Использование современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Выбор методов и форм организации работы с детьми, инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности – это основная задача педагогов ДОУ.Совр...

Консультаия на тему:" Использование личностно- ориентированных технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Эти технологии эффективно позваляют реализовать задачи воспитания и обучения детей ....

Музыкальное занятие во 2-й младшей группе по теме «Использование современных игровых технологий в работе с детьми по здоровьесбережению»

Открытое музыкальное занятие во 2й младшей группе с использованием элементов здоровьесбережения - дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики и самомассажа....

Доклад по теме: "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения"

Доклад по теме: "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения"...

Статья на тему «Использование современных образовательных технологий в работе с детьми – Кубики Блума».

Аннотация. В современном мире для дальнейшего развития общества требуются активные, целеустремленные, желающие учиться и обучаться чему-то новому люди. Над достижениями этих требований начинают работа...