Картотека "Игры народов Урала"
картотека по физкультуре

Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. Не исключением является и Урал. Основными средствами физического воспитания у коренных народов Урала являлись исторически сложившееся народные игры, игры-состязания, игры-упражнения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_narodov_urala.docx616.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение  Артинского городского округа «Артинская средняя общеобразовательная школа№1»

структурное подразделение детский сад «Берёзка»

Подвижные игры

народов Урала

для детей дошкольного возраста

C:\Users\berezka\Desktop\Балеевских\img3.jpg

Составила: Балеевских Ольга Васильевна,

                                                                          инструктор по физической культуре

Введение

Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребёнка к определенным умственным и физическим усилиям.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребёнка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках,  их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности. Подвижные игры классифицируются по возрасту, по степени подвижности, по видам движений. В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм  - баскетбол, городки, хоккей и другие. Сюжетные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания. Эти игры делятся на игры типа перебежек, ловишек;  игры с элементами соревнования; игры – эстафеты; игры с предметами; игры – забавы. Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического, умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребёнка, времени года, режима дня, места проведения, интересов детей.

Ознакомление детей с новой игрой проводится чётко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5-2 минуты. Сюжетные игры разнообразны, это могут быть эпизоды из жизни людей, явления природы, подражание животных. Сюжетный рассказ аналогичен сказке, вызывающей у детей воображение.  Сюжетные рассказы используются во всех возрастных группах. Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, правила и сигнал.  Объясняя игры с элементами соревнований, педагог уточняет правила, игровые приёмы, условия соревнования. Народные игры – один из компонентов культурного наследия, который имеет многотысячелетнюю историю. Они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В них сохранился колорит обычаев, необычность самовыражения народа, своеобразие языка, а также формы и особенности разговорной речи. На протяжении веков игры сопутствуют повседневной жизни детей, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.

Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. Не исключением является и Урал. Основными средствами физического воспитания у коренных народов Урала являлись исторически сложившееся народные игры, игры-состязания, игры-упражнения.  Широкой популярностью среди этих народов пользовались: борьба, стрельба из лука, метание и толкание камней, гонки на лыжах, лодках, поднятие и переноска тяжестей, перетягивание палки и другое. Жизненные условия Урала требовали уже с 4-7 летнего возраста активного развития физических качеств и воспитания специфических двигательных навыков. С этого  возраста дети привлекались к помощи родителям по хозяйству, их (детей)  готовили к промысловой деятельности. Основы промысловой деятельности закладывались в разнообразных народных подвижных играх.

Подвижные игры для детей младшего и среднего возраста

 Русская  народная   игра   «У  медведя  во  бору»

Развивающая задача: развивать у детей выдержку, навык коллективного движения в определенном темпе.

Организация игры: медведь, выбранный считалочкой,  живёт в лесу.  Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

«У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

А медведь не спит

на меня глядит!»

Когда играющие произнесли последние слова, медведь бежит за игроками, и старается кого-нибудь поймать. Пойманный игрок становится медведем.

Методические приемы: использование музыкального сопровождения, которое соответствует характеру походки медведя.

Дополнительные рекомендации: дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

Материал: маска медведя.

Русская  народная  игра  «Стадо»

Развивающая задача:  развивать умение детей произносить стихи хором в одном темпе.

Организация игры: играющие выбирают пастуха и волка,  а все остальные – овцы.  Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

«Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!»

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все,  кого поймал волк, выходят из игры.

Методические приемы:  загадка  «По горам, по долам ходит шуба да кафтан» (овцы).

Дополнительные рекомендации: во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли.  Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка,  но  не  должен  задерживать его руками.

Материал: маска волка,  рожок для пастушка.

Русская  народная  игра  «Пчёлки и ласточка»

Развивающая задача: развивать умение действовать по сигналу.

Организация игры: играющие – пчелы,  летают по поляне и напевают:

« Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!»

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит:

«Ласточка встанет, пчелку поймает».

С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Методические приемы: загадка «Гудит  мохнатенький,  летит за сладеньким» (шмель, пчела).

Дополнительные рекомендации: пчелам следует летать по всей площадке.  Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

Материал: маска ласточки.

Русская народная игра «Мяч по кругу»

Развивающая задача: развивать умение действовать по сигналу. Упражнять в бросании мяча с поворотом.

Организация игры: играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15-25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока  к  другому.  Водящий  бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был  пойман  мяч.

Методические приемы: загадка  «Ростом мал, да удал, от меня ускакал. Хоть надут он всегда –с  ним не скучно никогда» (мяч).

Дополнительные рекомендации: передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.

Материал: мяч.

Русская народная игра «Салки»

Развивающая задача:  развивать у детей умение бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга; развивать ловкость, координацию, силу.

Организация игры: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. Тот, кого осалили, становится водящим.

Но у этой игры есть несколько усложняющих ее правила вариантов. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили.

Место проведения: спортивная площадка.

Русская народная игра «Невод»

Развивающая задача: развивать у детей умение бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга; развивать ловкость, координацию, силу.

Организация игры: выбираются двое водящих.  Это -  «рыбаки».  Остальные игроки - «рыбки».  «Рыбаки», взявшись за руки,  ловят   «рыбок», окружая их свободными руками. Пойманные «рыбки»  присоединяются к «рыбакам» и «невод» увеличивается.  Ловля «рыбок» продолжается до тех пор, пока не останутся  две-три  не пойманные «рыбки».

Методические приемы:  перед началом игры прочитать произведение А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Место проведения: спортивная площадка.

Татарская народная игра «Лисичка и курочка»

Развивающая задача: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге, в умении увертываться.

Организация игры: на одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи,  на  противоположном – стоит лисичка.

Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т.д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков, то он снова водит.

Методические приемы: загадка «Хвост пушистый,  мех золотистый,  в лесу  живет,  в деревне  кур  крадет» (лиса).

Дополнительные рекомендации: курочки начинают бег от лисички только после сигнала петушка.

Материал: маска лисички и маски курочек.

Татарская народная игра « Продаем горшки»

Развивающая задача: формировать уважительное отношение к культуре народов Урала.

Организация игры: играющие  делятся на две группы.  Дети-горшки,  встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

«- Эй, дружок, продай горшок!

- Покупай.

- Сколько дать тебе рублей?

- Три отдай (один, два).

Водящий три раза касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу. Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Методические приемы: сюрпризный момент – внесение тюбетейки,  рассматривание татарского головного убора,  национального орнамента.

Дополнительные рекомендации: бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег вправо, запятнанный должен бежать влево.

Материал: тюбетейка.

Татарская народная игра «Займи место»

Развивающая задача: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге.

Организация игры: один из участников игры – водящий. Остальные играющие образуют круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

«Как сорока стрекочу, никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу, тебя хлопну по плечу-

Беги!»

Сказав «беги», водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим. 
Дополнительные рекомендации: круг должен сразу остановиться при слове «беги». Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега, нельзя касаться стоящих в кругу.

Место проведения: спортивная площадка.

Татарская народная игра «Хлопушки»

Развивающая задача: развивать ориентировку в пространстве,  упражнять в беге.

Организация игры: на противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20—30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. 
Выбирается водящий. Он подходит к игрокам, стоящим у города, и произносит слова:

«Хлоп да хлоп - сигнал такой

Я бегу, а ты за мной!»

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим. 
Дополнительные рекомендации: пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

Татарская народная игра «Скок-перескок»

Развивающая задача: развивать умение действовать по сигналу; упражнять в прыжках на одной ноге (правой и левой).

Организация игры: на земле чертят большой круг диаметром 15-25 м, внутри него - маленькие кружки диаметром 30-35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга. 
Водящий говорит: «Перескок!».  После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая  также  на одной  ноге.  Тот, кто останется без места, становится водящим в следующей игре. 
Дополнительные рекомендации: нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое игроков не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

Башкирская народная игра «Юрта»

Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Организация игры: в игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

«Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.»

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Методические приемы: рассматривание картины с изображением юрты – старинное жилище башкирского народа. Рассматривание башкирского орнамента на платочках.

Дополнительные рекомендации: с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Материал: платочки с башкирским орнаментом, картинка с изображением юрты, 4 стула.

Башкирская народная игра «Липкие пеньки»

Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.

Организация игры: три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные игроки становятся пеньками.

Дополнительные рекомендации: пеньки не должны вставать с мест.

Материал: маски на голову с изображением пенечка.

Удмуртская народная игра « Догонялки»

Развивающая задача: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге.

Организация игры: играющие стоят в кругу. Один из них произносит считалку:

«Пять бород, шесть бород, седьмой — дед с бородой».

Тот, кто выходит, догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Коснувшись рукой одного из игроков,  ловишка  говорит  слово  «тябык».  Пойманный игрок выходит из игры.

Дополнительные рекомендации: когда осалены три-четыре игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового водящего.

Чувашская народная игра «Рыбки»

Развивающая задача: развивать умение бегать детей в определенном направлении. Закреплять умение выбирать водящего считалкой.

Организация игры: на площадке чертят (или вытаптывают в снегу) две линии на расстоянии 10-15 м друг от друга.  По считалке  выбирается водящий – акула. Остальные игроки делятся на две команды и становятся лицом друг к другу за противоположными линиями. По сигналу играющие одновременно перебегают с одной черты на другую. В это время акула салит перебегающих игроков. Объявляется счет осаленных детей из каждой команды.

Методические приемы: рассматривание картинок рыб,  выбор акулы  считалкой.

Дополнительные рекомендации: перебежка начинается по сигналу. Проигрывает команда, в которой осалено условленное число игроков, например, пять. Осаленные игроки не выбывают из игры.

Материал: маски акулы, разных рыб.

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

Русская народная игра «Гуси – лебеди»

Развивающая задача: развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, развивать речь.

Организация игры:  участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди.  На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через нек5оторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

- Гуси – гуси!

- Га – га – га!

- Есть хотите?

- Да – да – да!

- Гуси-лебеди! Домой»

- Серый волк под горой!

- Что он там делает?

- Рябчиков щиплет.

- Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные игроки выходят из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Методические приемы: слушание и пение русской народной песни «Два веселых гуся», беседа о повадках гусей.

Дополнительные рекомендации: гуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите  же домой!»

Материал: маска волка,  аудиозапись русской народной песни «Два веселых гуся».

Русская народная игра «Птицелов»

Развивающая задача: формировать у детей умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами; учить детей подражать крику птиц.

Организация игры:  играющие выбирают себе названия птиц,  крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:

«В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют,

Ай! Птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет,

Птицы, улетайте!»

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.

Методические приемы: слушание  пение  птиц  в  записи.

Дополнительные рекомендации: играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути.  Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Материал: аудиозапись с пением птиц,  платок.

Русская народная игра «Заря-зарница»

Развивающая задача: развивать выдержку, выносливость. Упражнять в умении слаженно проговаривать слова.

Организация игры:  дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

«Заря – зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые –

За водой пошла!»

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плече одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.  Игра повторяется.

Методические приемы: беседа с детьми о русских традициях, обрядах, праздниках. рассматривание женского национального костюма,  загадка: «Красная девица в зеркало глядится» (заря).

Дополнительные рекомендации: бегающие не должны пересекать круг. Играющие дети не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Материал: кукла в русском национальном костюме, лента.

Русская народная игра «Филин и пташки»

Развивающая задача: формировать у детей умение ориентироваться в пространстве; учить детей подражать крику птиц.

Организация игры:  перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать.  Например, они изображают голубя, ворону, галку, воробья, синицу, гуся, утку. Игроки выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, договариваются, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

Методические приемы:   выбор водящего – с  помощью считалки. Перед игрой с детьми рассмотреть изображения различных птиц, провести беседу о жизни птиц в природе.

Дополнительные рекомендации: дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

Оборудование: маска филина.

Русская народная игра «Почта»

Развивающая задача: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, развивать речь.

Организация игры:  игра начинается с переклички водящего с игроками:

- Линь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города...

- А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

Методические приемы: водящего выбирается при помощи считалочки. Предварительно можно совершить экскурсию на почту, провести беседу о профессии почтальона. Вместо фантов можно использовать старые открытки, марки или конверты.

Дополнительные рекомендации: задания могут придумывать и сами участники игры.

Русская народная игра «Коршун»

Развивающая задача: формировать умение слаженно проговаривать слова. Воспитывать дружеские чувства.

Организация игры:  играющие выбирают коршуна и наседку, остальные — цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова: «Вокруг коршуна хожу, по три денежки ношу, по копеечке, по совелочке.»

Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:

«- Коршун, коршун, что ты делаешь?

-Ямку рою.

-На что тебе ямка?

-Копеечку ищу.

-На что тебе копеечка?

-Иголочку куплю.

-Зачем тебе иголочка?
-Мешочек сшить.

-Зачем мешочек?

-Камешки класть.

-Зачем тебе камешки?

-В твоих деток кидать.

-За что?

-Ко мне в огород лазят!

-Ты бы делал забор выше,
Коли не умеешь, так лови их.»

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!»

Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.

Методические приемы: выбор водящего – с помощью считалки. Перед игрой с детьми рассмотреть изображения различных птиц, провести беседу о жизни птиц в природе.

Дополнительные рекомендации: цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.

Оборудование: маска коршуна, маска курочки, маски цыплят.

Русская народная игра «Большой мяч»

Развивающая задача: формировать интерес к народным играм. Развивать умение действовать по сигналу. Упражнять в прокатывании мяча.

Организация игры: для игры нужен большой мяч. Игроки становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Игроки поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, игроки опять поворачиваются лицом друг к другу, в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.

Дополнительные рекомендации:  играющие не берут в руки мяч в течение всей игры, они перекатывают его только ногами.

Оборудование: мяч.

Русская народная игра «Волк»

Развивающая задача: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге.

Организация игры. Все играющие — овцы, они просят волка пустить их в лес погулять: «Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!» Волк отвечает: «Гуляйте, гуляйте, да только траву не щиплите, а то мне спать будет не на чем». Овцы сначала только гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют: «Щиплем, щиплем травку,

Зеленую муравку,

Бабушке на рукавички,

Дедушке на кафтанчик,

Серому волку грязи на лопату!»

Волк бежит по поляне и ловит овец, пойманный становится волком, игра возобновляется.

Дополнительные рекомендации: гуляя по лесу, овцы должны расходиться по всей площадке.

Оборудование: маска волка, маски овец.

Башкирская народная сказка «Палка-кидалка»

Развивающая задача: развивать внимание, ловкость. Упражнять детей в метании предмета вдаль. Воспитывать взаимовыручку.

Организация игры: чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку-кидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.

Методические приемы: считалкой выбирают пастуха. Выработка правила с детьми: пастухом становится тот, кто первым (или последним) был обнаружен.

Дополнительные рекомендации: начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.

Оборудование: считалка, палка, длиной 50 см

Башкирская народная игра «Стрелок»

Развивающая задача: развивать умение у детей метать мяч.

Организация игры: проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 – 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один Игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Дополнительные рекомендации: в начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.

Оборудование: мяч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр народов Урала . часть 1

Игры народов Урала: башкирцев (юрта, медный пень, палка-кидалка), татарских народов (продаем горшки, хлопушки, серы волк),  коми-пермятские народы (сокол и лиса,пятнашки) и другие игры....

Картотека "Подвижные игры народов Урала" для детей дошкольного возраста.

"Подвижные игры народов Урала для дошкольного возраста" составитель Крыжановская Л.А. (воспитатель МДОУ 9 г. Первоуральск.)Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разде...

Игры народов Урала

Дидактическая игра...

Подвижные игры народов Урала

Картотека народных игр...

Сообщение на тему: «Формирование любви к родному краю через декоративно-прикладное искусство народов Урала»

Сообщение на тему:«Формирование любви к родному краю через декоративно-прикладное искусство народов Урала»                          ...

Подвижные игры народов Урала

Значение подвижных игр для малышей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребенку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует ...

Дружба народов Урала

Конспект интегрированного занятия в смешанной группе с применением регионального компонента...