картотека подвижных игр и упражнений
картотека по физкультуре (средняя, старшая группа)
картотека подвижных игр и упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
картотека подвижных игр и упражнений | 47.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижная игра «Гори, гори ясно!» Цель: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге. Описание игры: играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию. Все говорят: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо- Птички летят, Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги! После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой – справа), стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся – ловящий. | Подвижная игра «Ловишки из круга» Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами. Упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле, в построении в круг Описание игры: дети стоят по кругу, взявшись за руки. Ловишка – в центре круга, на руке повязка. Играющие двигаются по кругу и говорят: Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три – лови! Дети разбегаются, а ловишка догоняет. Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока ловишка не поймает 2-3 детей. Продолжительность 5-7 минут. |
Подвижная игра «Хитрая лиса» Цель: развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле. Описание игры: дети стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается «дом лисы». Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг и дотрагивается до одного из детей, который становиться «хитрой лисой». Дети открывают глаза, три раза спрашивают хором сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» Хитрая лиса выходит на середины круга, поднимает руку и говорит: «Я здесь!» Дети разбегаются, а «лиса» ловит. Пойманного- в дом. Продол. 6-8 минут. | Подвижная игра «Спрячь руки за спину» Цель: развивать у детей быстроту реакции на сигнал. Упражнять в беге, в ловле, закреплять правильную осанку. Описание игры: выбирают водящего – «ловишка», стоит в середине площадки. Остальные стоят в разных местах площадки и держат руки за спиной. По сигналу «начинай» играющие опускают руки и начинают бегать в любом направлении.Задача ловишки – поймать кого – либо из играющих, но касаться можно только тех, у кого руки опущены. Если играющий успел заложить руки за спину и сказать «не боюсь», ловишка не может его трогать. Если ловишка не сумел поймать никого – назначается другой. Продолжительность 5-7 минут. |
Подвижная игра «Мышеловка» Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу. Описание игры: играющие делятся на две неравные команды, большая- образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Слова: Ах, как мыши надоели, Все погрызли, все поели. Берегитесь же плутовки, Доберемся мы до вас. Вот расставим мышеловки, Переловим всех сейчас! Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается | Подвижная игра «Два мороза» Цель: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге Описание игры: дети становятся по две стороны площадки, двое водящих становятся по середине (Мороз – Красный нос и Синий нос) и говорят: Мы два брата молодые, Два мороза удалые: Я мороз – Красный нос, Я Мороз – Синий нос, Кто из вас решится В путь – дороженьку пуститься? Все играющие хором отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз. Дети перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а морозы стараются их «заморозить» (коснуться рукой). Продолжительность игры 5-7 минут. |
Подвижная игра «Свободное место» Цель: развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в быстром беге. Описание игры: играющие сидят на стульях по кругу. Воспитатель вызывает пру детей сидящих рядом. По сигналу «раз, два, три – беги!» бегут в разные стороны за кругом, добегают до своего места и садятся. Воспитатель и все играющие отмечают, кто первый занял свободное место. Продолжительность игры 5-7 минут. | Подвижная игра «Совушка» Цель: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге. Описание игры: на расстоянии 80 – 100 см проводятся две прямые – это «ров». На расстоянии одного – двух шагов от границы очерчивается «дом козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становится в ров. По сигналу «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону, перепрыгивая ров, а волк в это время ловит коз. Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность 6-8 минут. |
Подвижная игра «Перелет птиц» Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании. Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают. Продолжительность 5-7 минут. | Подвижная игра «Найди, где спрятано?» Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, четность. Описание игры: дети сидят вдоль стены. Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет. Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, после чего говорит «пора». Дети начинают искать спрятанный флажок. Кто первый найдет – тот его прячет. Повторить игру 3-4 раза. |
Подвижная игра «Беги из круга» Цель: развивать умение выполнять движения по слову. Упражнять в метании в движущуюся цель и в беге с увертыванием. Описание игры: площадка ограничивается линиями. В центре площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Один ребенок становится в центр (водящий). У его ног лежат 2 небольших мяча. Водящий проделывает ряд движений, играющие повторяют. По сигналу воспитателя: «Беги из круга», дети разбегаются, а водящий старается попасть мячом в одного из детей. По сигналу «раз, два, три в круг беги» дети снова образуют круг. Водящий меняется. Продолжительность 5-7 минут. | Подвижная игра «Ловишки с мячом» Цель: развивать умение выполнять движения по слову. Упражнять в метании в движущуюся цель и в беге с увертыванием. Описание игры: площадка ограничивается линиями. В центре площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Один ребенок становится в центр (водящий). У его ног лежат 2 небольших мяча. Водящий проделывает ряд движений, играющие повторяют. По сигналу воспитателя: «Беги из круга», дети разбегаются, а водящий старается попасть мячом в одного из детей. По сигналу «раз, два, три в круг беги» дети снова образуют круг. Водящий меняется. Продолжительность 5-7 минут. |
Подвижная игра «Бездомный заяц» Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге. Описание игры: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки – «свой домик». Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке – становится бездомным зайцем. Если охотник поймает, то меняются ролями. Продолжительность игры 5-7 минут. | Подвижная игра «Найди, где спрятано?» Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, четность. Описание игры: дети сидят вдоль стены. Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет. Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, после чего говорит «пора». Дети начинают искать спрятанный флажок. Кто первый найдет – тот его прячет. Повторить игру 3-4 раза. |
Подвижная игра «Рыбаки и рыбки» Цель: развивать у детей ловкость, сообразительность, умение действовать по сигналу. Упражнять в быстром беге с увертыванием и в ловле. Описание игры: площадка – «пруд». Вдоль площадки ходит рыбак, а на противоположной стороне – его помощник. В руках старшего рыбака «сеть» (веревка), на конце – мешочек с песком. Старший рыбак говорит помощнику: «Лови!», и бросает ему конец веревки с грузом, затем рыбаки окружают веревкой рыбок, которые не успели уплыть в глубокое место (отчерченное место на площадке). по сигналу «рыбки, плывите» рыбки снова выплывают из глубокого места. Продолжительность игры 6 – 8 минут. | Подвижная игра «Угадай, что делали» Цель: развивать у детей выдержку, инициативу, воображение. Описание игры: выбирают одного ребенка, который отходит на 8 – 10 шагов от остальных и поворачивается спиной. Дети договариваются, какое действие они будут изображать. По слову «пора», отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит: Здравствуйте, дети! Где вы бывали? Что вы видали? Дети отвечают: Что мы видели – не скажем, А что делали – покажем. Все дети изображают какое – нибудь действие (играют на гармошке, скачут на лошадях и т.д.) Водящий должен отгадать это действие. Продолжительность игры 4-6 минут. |
Подвижная игра «Катай мяч» Цель: развивать выдержку, внимание, ловкость. Упражнять в катании мяча. Описание игры: играющие образуют круг, опускаются на колени и садятся на пятки. Воспитатель катит мяч кому – нибудь из детей. Тот, отталкивает от себя рукой, не давая коснуться ног, другому играющему. Если мяч коснулся ног, ребенок делает шаг из круга. Сидя за кругом, проигравший принимает участие в игре если он отталкивает мяч случайно посланный ему. Продолжительность игры 4 – 5 минут. | Подвижная игра «Ловля бабочек» Цель: развивать у детей выдержку и умение действовать по сигналу. Упражнять в беге с увертыванием и в ловле, в приседании. Описание игры: выбрать четырех играющих – «дети с сачками». Остальные играющие – «бабочки». На слово «летите» дети разбегаются по площадке. По сигналу «лови» двое детей выбегают ловить бабочек. они ловят, смыкая руки вокруг пойманного, затем отводят его в условное место. на слова «Бабочки сели на цветы». бабочки присаживаются и отдыхают. Когда поймано 3-5 бабочек, отмечают, какая пара поймала больше. Повторить игру 6-8 раз. |
Подвижная игра «Лягушки и цапля» Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках в высоту с места Описание игры: очерчивается квадрат – «болото», где живут «лягушки». В углах вбиваются колышки или кладутся кубики. Высота 10 – 15 см. По сторонам квадрата протягивается веревка. За пределами квадрата «гнездо цапли». По сигналу «цапля» она, поднимая ноги, направляется к болоту и перешагивает через веревку. Лягушки выскакивают из болота, прыгая через веревку, отталкиваясь двумя ногами. Перешагнув через веревку, цапля ловит лягушек. Продолжительность 5-7 минут | Подвижная игра «Зайцы» Цель: упражнять в прыжках в длину с места; энергичном отталкивании и мягком приземлении; развивать глазомер; умение быстро переходить с прыжков на бег. Ход: дети - зайцы располага-ются в норках - кружках, нарисован-ных на полу. На противоположной стороне будка собаки, перед ней огород с грядками (палочки на расстоянии 20-30см. Зайцы бегут в огород, прыгают через грядки. На сигнал «собака бежит» убегают в норки, собака ловит зайцев. Правила: пойманные зайцы идут в будку собаки; в норках зайцев ловить нельзя. |
Подвижная игра «Птички и кошка» Цель: упражнять в мягком спрыгивании, приземлении на полусогнутые ноги; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры. Ход: дети изображают птичек, один ребенок - кошка. Перед началом игры птицы находятся на деревьях - скамейках, пеньках, бревнах. Кошка на расстоянии 20-30 шагов от птичек в круге, нарисованном на полу. Птицы слетают с деревьев (спрыгивают). Они присаживаются на корточки (клюют корм), летают. По сигналу «кошка» птицы улетают на деревья - залезают или впрыгивают на возвышение, кошка пытается поймать птиц. Пойманный становится кошкой. Правила: кошка не может ловить того, кто стоит на возвышении. | Подвижная игра «Не боюсь!» Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с одновременным выполнением упражнений для рук; развивать координацию движений; умение точно соблюдать правила игры; быстроту реакции; выносливость; выдержку. Ход: один ребенок - ловишка, он стоит в середине круга, образованного детьми. Играющие прыгают на двух ногах, приговаривая: «Не боюсь! Не боюсь!» При этом они разводят руки в стороны, то закладывают их за спину. Ловишка старается осалить кого-нибудь в тот момент, когда у него руки разведены в стороны. Правила: как только ловишка отходит от игрока, тот должен развести руки в стороны. |
Подвижная игра «Колпачок и палочка» Цель: развивать умение поддерживать дружеские отношения в коллективе; слуховое внимание; выдержку; умение соблюдать правила. Ход: Один из детей выходит в круг с палкой в руках, на голове колпак так, чтобы он прикрывал глаза. Остальные дети держатся за руки. Идут по кругу, говоря: Раз, два, три, четыре, пять - Будет палочка стучать. Ребенок стучит палочкой. С окончанием слов все останавливаются. Ребенок протягивает палку. Тот, на кого она указывает, берется за конец палки и называет имя стоящего в кругу. Ребенок в центре должен угадать, кто его позвал. | Подвижная игра «Лягушки» Цель: развивать слуховое внимание; глазомер. Ход: на земле чертят большой квадрат - дом. Вокруг него 4 картонных листика вперемежку с 4-мя кочками - пруд. Лягушка учит лягушат прыгать. Она стоит справа от пруда, лягушата слева. Каждый лягушонок становится в дом и, внимательно слушая команды, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь на обе ноги. Лягушка четко подает команду: «Кочка, листик, листик, дом, листик, кочка, кочка!». Прыгает один лягушонок, остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он научился прыгать и встает рядом с лягушкой, а если ошибся, то возвращается к лягушатам. |
Подвижная игра «Прыгни - повернись!» Цель: упражнять в прыжках с поворотом на 45° (90°), в выполнении заданий на счет; развивать выносливость; формировать потребность в двигательной активности. Ход: дети, располагаясь на площадке, прыгают на месте под счет «1,2,3», на счет «4» поворачиваются направо на 45°(90). Игра продолжается, пока дети не встанут в исходное положение. Затем те же задания выполняются в левую сторону. Перед повторением надо сделать небольшой перерыв - походить по площадке. | Подвижная игра «Достань до мяча» Цель: упражнять в прыжках в высоту с разбега с одновременным подниманием обеих рук вверх; в энергичном отталкивании от пола и мягком приземлении; развивать координацию; глазомер. Ход: на веревку подвешивается мяч в сетке. Дети с разбега 3-4 шага подпрыгивают, стараясь ударить по мячу. Сначала выполняют дети небольшого роста. Затем мяч перевешивается выше. Правила: подпрыгивать толчком двух ног; ударять по мячу одновременно двумя руками. |
Подвижная игра «Найди себе пару» Цель: упражнять в ходьбе и беге парами, по одному врассыпную; развивать реакцию на сигнал; память; пространственную ориентацию; умение избегать столкновений. Ход: играющие ходят по площадке парами, по сигналу разбегаются и бегают врассыпную. На сигнал «найди пару» встают парами, воспитатель также встает в пару с ребенком. Оставшемуся без пары говорят: Ты, Сережа, не зевай Быстро пару выбирай! Усложнение: Каждый раз менять пару. Раздать детям платочки 2-х цветов. В пару должны встать дети, у которых платочки одного цвета. | Подвижная игра «Кто соберет больше лент» Цель: развивать умение энергично отталкиваться от пола одновременно двумя ногами и мягко приземляться на полусогнутые ноги; координировать движение рук и ног; точно выполнять правила игры. Ход: на веревку, натянутую выше поднятых рук ребенка на 20-25см, вешают небольшие ленточки. 5-6 детей встают под веревку и, подпрыгивая на двух ногах, стараются снять как можно больше лент. Затем выходят следующие. Выигрывает тот, кто снял больше лент. Правила: подпрыгивать вверх на двух ногах; снимать во время прыжка только одну ленту |
Подвижная игра «Ворота» Цель: упражнять в умении выполнять движения по звуковому сигналу; соблюдать правила; действовать согласованно. Ход: дети идут по площадке парами, держась за руки. На сигнал воспитателя «ворота» останавливаются и поднимают руки вверх. Последняя пара проходит под воротами и становится впереди. Ходьба продолжается. Правила: ходить парами, держась за руки; действовать согласованно. Усложнение: дети идут парами не держась за руки. На сигнал «ворота» берутся за руки и поднимают их вверх. | Подвижная игра «Лошадки» Цель: упражнять в ходьбе с высоко поднятыми коленями; умении выполнять ролевые движения в парах, двигаться синхронно; умение поддерживать дружеские отношения. Ход: дети делятся на две группы: одна - лошадки, другая - конюхи. У конюхов скакалка - вожжи. По сигналу «конюхи» запрягают «лошадок». По сигналу дети передвигаются сначала шагом, поднимая высоко колени, затем переходят на бег так, чтобы не мешать друг другу. Через некоторое время «лошадки» останавливаются, их распрягают и выпускают на луг, «конюхи» отдыхают. По сигналу вос-ля дети меняются ролями. Игра повторяется несколько раз с разными игровыми сюжетами (лошадки едут за сеном, за дровами и т.д.) |
Подвижная игра «Цветные автомобили» Цель: развивать зрит. внимание; ориентацию в пространстве; формировать потребность в двигател. активности Ход: по краю площадки располагаются дети с цветными кругами в руках - это рули. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие круг такого цвета, бегают по площадке в рассыпную, изображая автомобили. Когда флажок опускается, все возвращаются на место. Можно поднять два или три флажка одновременно. | Подвижная игра «Стань первым» Цель: развивать лидерские качества, умение выполнять роль ведущего; умение находить кратчайший путь до начала колонны. Ход: дети идут в колонне за ведущим. Воспитатель называет имя одного из детей. Все останавливаются, а названный ребенок обгоняет колонну, становится первым, ходьба возобновляется. Правила: идти в начало колонны кратчайшим путем. |
Подвижная игра «Мы веселые ребята» Цель: развивать умение выполнять роль ловишки; умение бегать с уворачиванием; скоростные качества; формировать потребность в двигательной активности. Ход: дети стоят на одной стороне площадки, за чертой, на противоположной стороне также обозначается линия. Сбоку от детей, примерно на середине между линиями, находится ловишка. Дети говорят: Мы веселые ребята, Любим бегать и играть, Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три, лови! После этого дети перебегают на другую сторону, ловишка салит. После двух-трех перебежек подсчитываю пойманных, выбирают нового ловишку.
| Подвижная игра «У медведя во бору» Цель: развивать умение менять направление и скорость движений по сигналу; внимание; умение имитировать движения. Ход: на одной стороне зала -черта - опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов, очерчивается место медведя. На противоположном конце зала - «дом» детей. Дети направляются к опушке лета и имитируют и произносят: У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит, И на нас рычит. Медведь с рычанием поднимается, дети убегают. Медведь старается их поймать. Пойманного ребенка отводит к себе в «берлогу» игра возобновляется. |
Игровое упражнение «Пингвины» Цель: упражнять в сохранении устойчивого равновесия при выполнении прыжков; развивать умение энергично отталкиваться от пола одновременно двумя ногами и мягко приземляться на полусогнутые ноги. Ход: в руках у детей мешочки (мячи). Вос-ль предлагает детям зажать мешочки между колен и прыжками продвигаться до кубика (3м). | Подвижная игра «Успей поймать» Цель: развивать общую координацию движений; умение выдерживать направление при броске; выполнять роль ведущего. Ход: построение круг, в центре - водящий. По сигналу дети перебра-сывают мяч друг другу так, чтобы водящий не мог коснуться его. Если водящему удается поймать мяч или коснуться его, то он меняется местами с тем, у кого мяч был. |
Подвижная игра «Зайцы и волк» Цель: развивать умение энергично отталкиваться одновре-менно двумя ногами от пола во время прыжка; активно выполнять игровые действия. Ход: на одной стороне зала зайцы устраивают себе домик - круги из шнуров или обручи, волк на другом конце зала «в овраге». Вос-ль: Зайки скачут, скок, скок, скок, На зеленый на лужок. Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают - Не идет ли волк. Зайцы выпрыгивают на двух ногах из домиков, присаживаются, щиплют травку и оглядываются, не идет ли волк. По сигналу волк выходит из оврага и бежит за зайцами. Они убегают каждый в свой домик. Пойманных волк отводит в «овраг». | Подвижная игра « Самолеты» Цель: развивать пространствен-ную ориентацию; умение действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга; выполнять имитационные движения. Ход: дети становятся в несколько колонн по разным сторонам зала. Место для каждой колонны обозначается предметом (кубик, кегля, мяч…). Играющие изображают летчиков. По сигналу «к полету» - дети выполняют круговые движения согнутыми руками перед грудью - «заводят моторы». На сигнал «полетели» - поднимают руки в стороны и «летают» врассыпную. По сигналу «на посадку» дети находят свое место и строятся в колонны (опускаются на одно колено). |
Подвижная игра «Быстрые и ловкие» Цель: упражнять в беге в заданном направлении; развивать скоростные качества; выдержку; умение не обижаться на проигрыш. Ход: дети стоят вокруг снеговика, у каждого в руках снежок. По сигналу они бегут к снеговику, кладут снежок и возвращаются, повернувшись спиной к снеговику. Вос-ль убирает 1 снежок. По сигналу «беги» дети снова бегут к снеговику, берут снежок и поднимают его над головой. Тот, кто остался без снежка считается проигравшим. | Подвижная игра «Вернись на свое место» Цель: упражнять в умении двигаться приставным шагом боком (вперед-назад); развивать зрительное внимание, сообразительность; пространственную ориентацию. Ход: дети стоят в две шеренги. Между каждым играющим расстояние не меньше 1 метра, место каждого обозначено камешком. Под счет воспитателя дети делают 3-4 приставных шага вправо, затем влево, стараясь прийти нас воё место. |
Подвижная игра «Лиса и куры» Цель: формировать умение соблюдать правила игры; развивать общую координацию движений; Ход: на одной стороне курятник - гимнастическая скамейка, на ней сидят дети, как на насесте. На другой - нора лисы, в ней водящий. Все свободное место - это двор. По сигналу куры спрыгивают с насеста, бегают по двору, хлопают крыльями, клюют зерна. По сигналу «лиса» - куры убегают, взбираются на насест. Лиса старается поймать кур. Пойманного она отводит в свою нору. Правила: ловить только тех, кто не успел сесть на насест; для игры использовать весть «двор». | Подвижная игра «Чья колонна скорее построится?» Цель: развивать пространственную ориентацию; умение действовать по сигналу воспитателя; зрительное внимание, память. Ход: дети делятся на три группы с одинаковым числом играющих. Каждая подгруппа выбирает определенный предмет. Все дети одной подгруппы имеют один и тот же предмет. В разных концах площадки выбирают места для этих подгрупп, которые обозначаются таким же предметом. Дети бегают врассыпную. По сигналу «на места» бегут и строятся у соответствующего предмета в колонну. Отмечаются те дети, которые быстрее выполнили задание. |
Подвижная игра «Огуречик» Цель: упражнять в умении сохранять необходимое направление движения и изменять его в зависимости от сложившейся ситуации; выдерживать ритм движения в соответствии с произносимым текстом; развивать внимание, реакцию. Ход: на одной стороне зала воспитатель (ловишка), на другой - дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Вос-ль: Огуречи, огуречик, Не ходи на тот конечик, Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет. Дети убегают за условную черту, вос-ль их догоняет. | Подвижная игра «Перелет птиц» Цель: упражнять в ходьбе и беге врассыпную с одновременным выполнением упражнений для рук; развивать скоростные качества; умение играть, не мешая друг другу. Ход: дети - птицы собираются на одной стороне площадки. На другой - гимнастические скамейки, стенки, кубы - деревья. По сигналу «полетели» - птицы разлетаются по всему залу, расправляя крылья и помахивая ими. По сигналу «буря» - птицы занимают места на гимнастических скамейках как можно быстрее. По сигналу «буря прошла» дети спускаются и продолжают летать. Игра повторяется 3-4 раза. |
Игровое упражнение «Туннель» Цель: упражнять в ходьбе в колонне, соблюдая единую для всех скорость; расширять игровые навыки; развивать выдержку; умение поддерживать дружеские отношения в коллективе. Ход: дети распределяются на две группы. Одна - строится в пары и изображает туннель - дети берутся за руки и поднимают их вверх. Вторая - строится в колонну по одному. По сигналу вос-ля «поезд движется в туннель» - вторая группа проходит под поднятыми руками первой. Игра повторяется 2 раза, после чего играющие меняются местами. | Подвижная игра «Снежная карусель» Цель: упражнять в синхронной смене направления движения во время бега (без остановки); в постепенном увеличении и замедлении темпа движения. Ход: взявшись за руки, дети образуют круг. По сигналу «снежинки полетели» дети ускоряют шаг и переходят на бег. Пробежав один-два круга, восп-ль говорит: «Ветер изменился». Все поворачиваются в другую сторону и вновь повторяют движение по кругу. «Ветер затих» - снежинки постепенно замедляют движение и останавливаются. |
Подвижная игра «Пробеги тихо» Цель: упражнять в беге на носочках; развивать умение бегать бесшумно; выдержку. Ход: дети делятся на три подгруппы и выстраиваются за чертой. Водящий садится посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу восп-ля одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на другой конец зала до черты. Если водящий услышит, он говорит «стой» и бегущие останавливаются. Не открывая глаза, ведущий показывает, какая подгруппа бежала. Если он - правильно, дети отходят в сторону, если ошибся, они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все три подгруппы. Выигрывает та подгруппа, которая бежала тихо и которую водящий не смог обнаружить. | Подвижная игра «Птички и кошка» Цель: упражнять в мягком спрыгивании, приземлении на полусогнутые ноги; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры. Ход: восп-ль выкладывает круг из шнура. Дети становятся по кругу с внешней стороны. Водящий - кошка находится в центре круга; Кошка засыпает, а птички прыгают в круг, летают. По сигналу вос-ля кошка просыпается, произносит: «Мяу!», и начинает ловить птичек, а они улетают за пределы круга. Пойманных птичек кошка оставляет около себя. Игра повторяется с другим водящим, после того, как предыдущий поймает 4-5 птичек. Правила: ловить можно только тех птичек, которые находятся в кругу. |
Подвижная игра «Охотник и зайцы» Цель: упражнять в метании мяча в цель; развивать глазомер; умение выдерживать на правление во время броска; силу рук; координацию движений. Ход: на одной стороне зала отводится место для охотника. На другой - кружками показаны домики зайцев. В каждом - 2-3 зайца. Охотник обходит площадку, как бы разыскивая следы зайцев, затем возвращается к себе. Вос-ль: «выбежали на полянку зайцы». Зайцы выбегают. По сигналу «охотник» зайцы останавливаются, поворачи-ваются к охотнику спиной, он, не сходя с места, бросает в них мячом (5-6см). Если охотник попал, он отводит зайца к себе. После нескольких повторений выбирают другого охотника. | Подвижная игра «Солнышко и дождик» Цель: развивать умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал. Ход: дети сидят на стульях или скамейке. По сигналу «солнышко» все идут гулять, бегают, играют и т,д. По сигналу «дождик» быстро возвращаются на свои места. При повторе можно использовать зонт, на сигнал «дождик», вос-ль раскрывает зонт, и дети бегут к нему. Усложнение: на некотором расстоянии от стены расставляются стулья, и дети присаживаются за них и смотрят в «окошко» - отверстие спинки. По сигналу «на небе солнышко, можно идти гулять» дети бегают по всей площадке. На сигнал «дождик, скорей домой» бегут на свои места и присаживаются за стулья. |
Подвижная игра «Затейник» Цель: упражнять в умении сохранять круг вовремя движения; умение брать на себя роль ведущего. Ход: Один - затейник, он становится в середину круга. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу вправо или влево и произносят: Ровным кругом, Друг за другом, Мы идем за шагом шаг, Стой на месте, Дружно вместе Сделаем вот так. Ведущий показывает какое-либо движение, остальные повторяют его. | Подвижная игра «Кот и воробышки» Цель: развивать внимание; умение действовать только после произнесения условной фразы. Ход: кот - располагается на одной стороне зала, воробышки - на другой. Воробышки приближаются к коту: Котя, котенька, коток, Котя - черненький хвосток, Он на бревнышке лежит, Притворился, будто спит. После этих слов кот восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить воробышков, которые убегают от него в домик, за черту |
Подвижная игра «Жуки» Цель: упражнять в беге врассыпную, в умении по сигналу менять движение; развивать внимание; Ход: игра проводится под бубен. По сигналу «жуки полетели» дети бегут врассыпную по всей комнате. По сигналу «жуки упали» меняется ритм ударов (или музыка) - дети ложатся на спину, делают свободные движения рук и ног - жуки барахтаются. По сигналу «жуки полетели» дети встают. Игра повторяется. | Подвижная игра «Иди тихо» Цель: упражнять в ходьбе и беге на носках в указанном направлении. Ход: Педагог стоит у выхода из зала с закрытыми глазами. Дети один за другим в колонне стараются тихо, на цыпочках, пройти (пробежать) мимо него. Если кто-то из малышей идет недостаточно тихо, воспитатель прикасается к нему рукой. Ребенок становится в сторону и проходит после всех еще раз. Последний в колонне тихо говорит педагогу: «Все ушли». Воспитатель открывает глаза. |
Подвижная игра «Кот и мыши» Цель: упражнять в умении группироваться; проползать, не задевая шнур; в беге на носочках; формировать потребность в двигательной активности. Ход: на одной стороне зала дом мышей - рейки или шнур, натянутый на высоте 50см. На некотором расстоянии от него на стуле - кот. Вос-ль: Кот мышей сторожит, Притворился, будто спит. Дети проползают под шнуром, встают и бегают врассыпную. Вос-ль: Тише, мыши, не шумите И кота не разбудите. Дети, стараясь не шуметь, бегают по залу. По команде «кот проснулся!» (через 35-40сек). Кот кричит «мяу», и бежит за мышами, а те прячутся в норки. | Подвижная игра «Лохматый пес» Цель: упражнять в ходьбе на носочках в заданном направлении; приучать детей слушать текст и быстро реагировать на ситуацию; формировать умение выполнять роль ведущего. Ход: Один из детей изображает пса. Он ложится на пол, положив голову на протянутые вперед руки. Остальные гурьбой тихонько подходят к нему под чтение стихов: Вот лежит лохматый пес, В лапы свой, уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим. И посмотрим, что-то будет. Дети начинают будить пса. Он вскакивает и громко лает. Дети разбегаются. Пес гонится за ним, старается схватить кого-нибудь. Затем пес опять ложится на землю. |
Подвижная игра «Поймай комара» Цель: развивать умение энергично отталкиваться от пола двумя ногами и приземляться на полусогнутые ноги с синхронным подниманием обеих рук вверх; выносливость; умение дожидаться своей очереди. Ход: Дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук. Воспитатель находится в середине круга. В руках у него прут (длина 1 — 1,5м) с привязанным на шнуре комаром из бумаги. Воспитатель кружит шнур немного выше голов играющих. Когда комар пролетает над головой, дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Тот, кто поймает комара, говорит: «Я поймал!», игра продолжается. | Подвижная игра «Найди свой цвет» Цель: упражнять в ходьбе и беге в разных направлениях, в умении слышать сигнал воспитателя, ориентироваться в пространстве; развивать зрительное внимание, память. Ход: Воспитатель раздает детям флажки 3—4 цветов. Дети собираются в разных углах комнаты, обозначенных воспитателем заранее флажком определенного цвета. По сигналу «идите гулять» дети расходятся по комнате. Когда воспитатель скажет: «Найди свой цвет!» — дети собираются возле флажка соответствующего цвета. Педагог отмечает, какая группа раньше собралась. |
Подвижная игра «Трамвай» Цель: упражнять в умении двигаться в колонне согласованно; начинать и заканчивать движение по сигналу (зрительному); продолжать знакомить с правилами уличного движения. Ход: Дети стоят в колонне парами. Свободными руками они держатся за шнур (концы его связаны), т. е. одни держатся за шнур правой рукой, другие — левой. Это трамвай. Воспитатель стоит в одном из углов комнаты с тремя цветными флажками: желтым, красным, зеленым. На зеленый сигнал надо двигаться, на красный и желтый — останавливаться. Восп-ль поднимает зеленый флажок — трамвай едет, дети бегут вокруг комнаты. Добежав до воспитателя (светофора), дети смотрят, не сменился ли цвет. | Подвижная игра «Пузырь» Цель: закреплять умение становится и выдерживать круг во время движения, постепенно расширять и сужать его держась за руки; действовать согласованно; умение поддерживать дружеские отношения в коллективе. Ход: дети берутся за руки, становясь близко друг к другу, затем говорят: Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся. Дети расходятся и держатся за руки до сигнала «лопнул пузырь!». Дети опускают руки и приседают на корточки, говоря: «Хлоп». Усложнение: после сигнала «лопнул пузырь» дети по-прежнему держась за руки, двигаются к центру круга, произнося: ш-ш-ш. |
Подвижная игра «Пастух и стадо» Цель: упражнять в отсчете шагов в пределах 10-ти; развивать умение изменять вид деятельности в зависимости от игровой ситуации. Ход: Ограничивается овчарня. Пастуху завязывают глаза. Он говорит: «Овечки, овечки, вот и я пришел». Овцы поочередно перепрыгивают через ограду, подходят и спрашивают: «Пастух, пастух, сколько мне дашь шагов?». Пастух называет любое число до 10-ти. Овца делает указанное число шагов и стоит. После пастух спрашивает: «Где мое стадо?». Все отзываются: «Бе, бе, бе…» - потом замолкают. Пастух начинает искать овец - идет на их голоса, а овцы стоят на месте. Дотронувшись до кого-то пастух: «Овечка, овечка, кто ты?», та отвечает: «Бе, бе, бе…». Пастух отгадывает, кто это. Если он ошибается, то овцы начинают блеять, пастух возвращается на свое место. Он снова спрашивает: «Где мое стадо?» - игра повторяется. | Подвижная игра «Мыши в кладовой» Цель: упражнять в умении группироваться при подлезании, не задевать шнур; развивать умение менять направление и скорость движений по сигналу; внимание; умение имитировать движения; формировать потребность в двигательной активности. Ход: Дети изображают мышей. Они стоят или сидят на стульях (мышки в норках). На противоположной стороне, на высоте 50—40 см натянута веревка, за ней кладовая. Воспитатель-кошка. Кошка засыпает, а мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, подлезая под веревку. В кладовой мыши присаживаются на корточки и грызут сухари. Кошка внезапно просыпается и бежит за мышами. Мыши выбегают из кладовой и прячутся в норки. (Кошка не ловит мышей, она только делает вид, что хочет поймать их.) Затем кошка возвращается на место и засыпает. Игра продолжается. Повторяется игра 5—6 раз. |
Подвижная игра «Дедушка Мазай и зайцы» Цель: упражнять в выполнении движения в парах; развивать навыки доброжелательного отношения со сверстниками. Ход: 2-3 ребенка выбираются водящими, остальные зайцы, находятся на одной стороне зала за ручейком. У каждого водящего - деда Мазая - своя лодка - обруч. По сигналу Мазаи должны перетащить зайцев, каждый по одному в свою лодку. Спасенные зайцы отряхиваются: постукивают ногами, похлопывают руками, стряхивают капельки со спинки, очищают уши, голову. Кто больше и быстрее спасет, тот и выиграет. | Подвижная игра «Кто быстрее?» Цель: развивать скоростно-прыжковые способности; навык выполнения прыжков в парах: друг другу помогать, поддерживать; умение терпеливо дожидаться своей очереди, пока другие выполняют движении; навыки доброжелательного отношения со сверстниками. Ход: дети встают в две колонны парами. Задание: парами держась за руки преодолеть дистанцию в 4м прыжками на двух (оной) ногах. Каждые 2 пары начинают прыгать одновременно по сигналу. |
Подвижная игра «Куры в огороде» Цель: упражнять в подлезании, беге, приседании; развивать умение ориентироваться в пространстве и быстро реагировать на сигнал. Ход: на середине комнаты ограничивается небольшая площадь - огород. Недалеко от него с другой стороны комнаты ставится стул - дом сторожа, с другой стороны на уровне груди ребенка на стойках укрепляют рейку или шнур - дом для кур. Роль сторожа вначале выполняет восп-ль, затем дети. Остальные куры. По сигналу «идите, курочки, гулять» дети подлезают под рейку, пробираются в огород, бегают, ищут корм, кудахчут. Сторож замечает кур и гонит их из огорода - хлопает в ладоши «кыш, кыш». Куры убегаю, подлезают под рейку и прячутся в дом. Сторож обходит огород и снова садится. Игра повторяется. | Подвижная игра «Кролики» Цель: упражнять в пролезании, умении реагировать на сигнал; развивать выдержку; умение дожидаться своей очереди. Ход: На одной стороне зала обозначены 5-6 клеток. Перед ними стоят стульчики. На другой стороне — дом сторожа (стул, на котором сидит воспитатель). Между домом и клетками лужок, на котором кролики гуляют. Восп-ль делит детей на группы по 3—4 ребенка. Каждая группа становится в один из начерченных на полу кружков. Дети присаживаются на корточки (кролики в клетках). Вос-ль подходит поочередно к клеткам и выпускает кроликов на лужок. Кролики один за другим проползают под стулом, а затем бегают и прыгают на лужайке. Через некоторое время педагог говорит: «Бегите в клетки!» Кролики спешат домой. Каждый возвращается в свою клетку, проползая снова под стулом. Кролики сидят в клетках до тех пор, пока сторож снова не выпустит их гулять. |
Подвижная игра «Попрыгай, как…» Цель: упражнять в умении передавать образ животного в движении; развивать положительное отношение к самостоятельному выполнению движений; воображение в передаче образных движений. Ход: дети изображают прыжки животных, птиц, насекомых, которых знают. Воспитатель проходит мимо и старается угадать, если она ошиблась, дети говорят: «Нет, не угадали», и сами называют животное. Если угадала: «Правильно, угадали». | Игровое упражнение «Снежинки – пушинки» Цель: упражнять в синхронной смене направления движения во время бега (без остановки); в беге на носочках; развивать выносливость; реакцию на сигнал. Ход: играющие бегут по кругу, по сигналу вос-ля меняют направление движения. Через некоторое время вос-ль говорит: «Снежинки-пушинки устали кружиться, присели отдохнуть». Дети останавливаются и приседают. Игра возобновляется. |
Подвижная игра «Пойдем в гости» Цель: развивать пространствен-ную ориентацию при ходьбе и беге в разных направлениях; умение играть не сталкиваясь; упражнять в употреблении словесных форм вежливости. Ход: дети сидят на стульях, расставленных по двум сторонам зала. Вос-ль предлагает одной группе «пойдем в гости». Подойдя ко второй группе, дети здороваются и показывают ладошки. На слова «дождик пошел» - дети бегут к своим «домикам». Игра повторяется со второй подгруппой. | Подвижная игра «Воробышки» Цель: упражнять в ходьбе и беге на выносливость; продолжать совер-шенствовать навыки смены направления движения по сигналу. Ход: дети стоят в шеренге (или на своих местах - в гнездах). Утром воробышки просыпаются – потягива-ются, расправляют крылья, чистят клювы, выпрыгивают из гнезда и летят. По сигналу «полетели» звучит музыка и воробьи свободно летают по залу. Как только музыка прекращается, звучит сигнал «в гнезда», и дети быстро занимают свои места. |
Подвижная игра «Беги к флажку» Цель: упражнять в беге в разных направлениях, в умении слышать сигнал воспитателя, ориентироваться в пространстве. Ход: Воспитатель раздает детям флажки двух цветов. Держа в одной руке красный, в другой — синий флажок, он разводит руки в стороны; дети свободно группируются напротив флажка соответствующего цвета. Затем воспитатель предлагает малышам погулять — побегать по площадке. Пока они гуляют, педагог переходит на другую сторону, говорит: «1,2,3 — скорей сюда беги!» —разводит руки с флажками в стороны. Дети бегут к нему и собираются возле флажка соответствующего цвета. Когда соберутся все, воспитатель предлагает поднять флажки вверх и помахать ими. Игра повторяется 3—4 раза. Правила: Нельзя разбегаться по площадке раньше сигнала воспитателя. Усложнение: вос-ль перекладывает флажки из одной руки в другую, чтобы дети собирались то справа, то слева от него. | игровое упражнение «Шеренга – колонна» Цель: упражнять в умении выдерживать дистанцию при построении, ходьбе и беге в колонне; продолжать закреплять знание понятий «шеренга», «колонна», «направляющий», «замыкающий» Ход: воспитатель знакомит детей с понятиями «шеренга» и «колонна». И предлагает поиграть. Дети расходятся по площадке. По сигналу «шеренга» дети строятся в шеренгу, затем расходятся по сигналу «колонна» - в колонну. Повторяется 4-6 раз. Затем детям предлагается пробежать в колонне за направляющим 2-3 круга. И построится в две колонны: девочки у красного флажка, мальчики - у синего. Затем дети поворачиваются лицом к воспитателю, и колонна превращается в шеренгу. Выполняют 5-6 приседаний. Вос-ль: «Приседали мы в шеренгах, а попрыгаем в колоннах». Дети разворачиваются и прыгают на 2-х ногах. По сигналу дети перестраиваются в одну колонну. Выполняют ходьбу и бег со сменой направляющего. |
Подвижная игра «Стой!» Цель: упражнять в подбрасывании и ловле мяча; развивать глазомер, внимание и выдержку. Ход: Дети становятся в круг, водящий с мячом — в центре. Он подбрасывает мяч вверх и называет имя одного из игроков. Ребенок, чье имя прозвучало, бежит за мячом (остальные игроки разбегаются в разные стороны) и как только берет его в руки, дает команду: «Стой!» Все играющие останавливаются и замирают. Игрок старается попасть мячом в кого-нибудь из них. Тот, в кого попали, становится водящим. | Подвижная игра «Быстро в домик» Цель: упражнять в ходьбе врассыпную; развивать реакцию на голосовой сигнал; пространственную ориентацию; умение играть не сталкиваясь и не мешая друг другу. Ход: дети располагаются в домике (на стульчиках). Вос-ль предлагает им пойти на лужок - цветами полюбоваться, на бабочек посмотреть - дети ходят врассыпную, в разных направлениях. На сигнал: «быстро в домик, дождь пошел!» - дети бегут занимать свое место в домике (любое место). |
Подвижная игра «С кочки на кочку» Цель: упражнять в прыжках в длину с места; развивать согласованность рук и ног при прыжках с продвижением вперед; глазомер; упражнять в мягком приземлении на полусогнутые ноги. Ход: Дети стоят в одной стороне зала. Воспитатель раскладывает на полу обручи на небольшом расстоянии (20см) один от другого. По сигналу дети переходят на другую сторону зала, переступая из обруча в обруч. Указания: Когда дети научатся хорошо перешагивать с кочки на кочку, можно предложить им перебираться на другую сторону, перебегая из кружка в кружок или перепрыгивая на двух ногах. | Подвижная игра «У ребят порядок строгий» Цель: упражнять в умении находить свое место в строю; развивать пространственную ориентацию; умение начинать действовать по сигналу. Ход: играющие стоят в шеренге, по сигналу «на прогулку» дети расходятся по залу и гуляют. Восп-ль: У ребят порядок строгий, Знают все свои места. Ну, трубите веселее. Дети: Тра-та-та, тра-та-та! По сигналу быстро строятся в шеренгу (колонну, круг по периметру или посередине зала) в указанном месте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека подвижных игр и упражнений по социальному развитию детей с ОВЗ педагогам и родителям.
Картотека может быть использована как педагогами в образовательной деятельности, так и родителями в домашних условиях....
Картотека подвижных игр и упражнений с элементами спортивной игры «Футбол»
Для овладения техники действий с мячом подобраны подвижные игры и упражнения....
Картотека подвижных игр и упражнений (с "парашютом")
Картотека подвижных игр и упражнений (с "парашютом")...
Картотека подвижных игр и упражнений (с мячами)
Картотека подвижных игр и упражнений (с мячами)...
Картотека подвижных игр и упражнений.
Картотека подвижных игр и упражнений....
КАРТОТЕКА Подвижных игр и упражнений для детей 3-4лет
Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важ...
Картотека подвижных игр и упражнений для детей 3-4 лет (вторая младшая группа)
В младшем дошкольном возрасте очень важно физическое развитие детей. Предлагаю разработку подвижных игр для младших дошкольников....