картотека подвижных игр и упражнений
картотека по физкультуре (средняя, старшая группа)

картотека подвижных игр и упражнений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижная игра

«Гори, гори ясно!»

        Цель: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

       Описание игры: играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию. Все говорят:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

Глянь на небо- Птички летят,

Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!

         После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой – справа), стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся – ловящий.

Подвижная игра

«Ловишки из круга»

         Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами. Упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле, в построении в круг

         Описание игры: дети стоят по кругу, взявшись за руки. Ловишка – в центре круга, на руке повязка. Играющие двигаются по кругу и говорят:

Мы, веселые ребята,

Любим бегать и скакать

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три – лови!

      Дети разбегаются, а ловишка догоняет. Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока ловишка не поймает 2-3 детей. Продолжительность 5-7 минут.

Подвижная игра

«Хитрая лиса»

       Цель: развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле.

        Описание игры: дети стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается «дом лисы». Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг и дотрагивается до одного из детей, который становиться «хитрой лисой». Дети открывают глаза, три раза спрашивают хором сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» Хитрая лиса выходит на середины круга, поднимает руку и говорит: «Я здесь!» Дети разбегаются, а «лиса» ловит. Пойманного- в дом. Продол. 6-8 минут.

Подвижная игра

«Спрячь руки за спину»

          Цель: развивать у детей быстроту реакции на сигнал. Упражнять в беге, в ловле, закреплять правильную осанку.

          Описание игры: выбирают водящего – «ловишка», стоит в середине площадки. Остальные стоят в разных местах площадки и держат руки за спиной. По сигналу «начинай» играющие опускают руки и начинают бегать в любом направлении.Задача ловишки – поймать кого – либо из играющих, но касаться можно только тех, у кого руки опущены. Если играющий успел заложить руки за спину и сказать «не боюсь», ловишка не может его трогать. Если ловишка не сумел поймать никого – назначается другой. Продолжительность 5-7 минут.

Подвижная игра

«Мышеловка»

         Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.

        Описание игры: играющие делятся на две неравные команды, большая- образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Слова:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот расставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

         Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается

Подвижная игра

«Два мороза»

     Цель: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге

        Описание игры: дети становятся по две стороны площадки, двое водящих становятся по середине (Мороз – Красный нос и Синий нос) и говорят:

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые:

Я мороз – Красный нос,

Я Мороз – Синий нос,

Кто из вас решится

В путь – дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

 И не страшен нам мороз.

     Дети  перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а морозы стараются их «заморозить» (коснуться рукой). Продолжительность игры 5-7 минут.

Подвижная игра

«Свободное место»

        Цель: развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в быстром беге.

        Описание игры: играющие сидят на стульях по кругу. Воспитатель вызывает пру детей сидящих рядом. По сигналу «раз, два, три – беги!» бегут в разные стороны за кругом, добегают до своего места и садятся. Воспитатель и все играющие отмечают, кто первый занял свободное место. Продолжительность игры 5-7 минут.

Подвижная игра

«Совушка»

         Цель: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге.

        Описание игры: на расстоянии 80 – 100 см проводятся две прямые – это «ров». На расстоянии одного – двух шагов от границы очерчивается «дом козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становится в ров. По сигналу «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону, перепрыгивая ров, а волк в это время ловит коз. Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность 6-8 минут.

Подвижная игра

«Перелет птиц»

         Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.

        Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают. Продолжительность 5-7 минут.

Подвижная игра

«Найди, где спрятано?»

      Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, четность.

      Описание игры: дети сидят вдоль стены. Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет. Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, после чего говорит «пора». Дети начинают искать спрятанный флажок. Кто первый найдет – тот его прячет. Повторить игру 3-4 раза.

Подвижная игра

«Беги из круга»

        Цель: развивать умение выполнять движения по слову. Упражнять в метании в движущуюся цель и в беге с увертыванием.

        Описание игры: площадка ограничивается линиями. В центре площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Один ребенок становится в центр (водящий). У его ног лежат 2 небольших мяча. Водящий проделывает ряд движений, играющие повторяют. По сигналу воспитателя: «Беги из круга», дети разбегаются, а водящий старается попасть мячом в одного из детей. По сигналу «раз, два, три в круг беги» дети снова образуют круг. Водящий меняется. Продолжительность 5-7 минут.

Подвижная игра

«Ловишки с мячом»

     Цель: развивать умение выполнять движения по слову. Упражнять в метании в движущуюся цель и в беге с увертыванием.

         Описание игры: площадка ограничивается линиями. В центре площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Один ребенок становится в центр (водящий). У его ног лежат 2 небольших мяча. Водящий проделывает ряд движений, играющие повторяют. По сигналу воспитателя: «Беги из круга», дети разбегаются, а водящий старается попасть мячом в одного из детей. По сигналу «раз, два, три в круг беги» дети снова образуют круг. Водящий меняется. Продолжительность 5-7 минут.

Подвижная игра

«Бездомный заяц»

         Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

         Описание игры: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки – «свой домик». Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке – становится бездомным зайцем. Если охотник поймает, то меняются ролями. Продолжительность игры 5-7 минут.

Подвижная игра

«Найди, где спрятано?»

         Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, четность.

       Описание игры: дети сидят вдоль стены. Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет. Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, после чего говорит «пора». Дети начинают искать спрятанный флажок. Кто первый найдет – тот его прячет. Повторить игру 3-4 раза.

Подвижная игра

«Рыбаки и рыбки» 

        Цель: развивать у детей ловкость, сообразительность, умение действовать по сигналу. Упражнять в быстром беге с увертыванием и в ловле.

        Описание игры: площадка – «пруд». Вдоль площадки ходит рыбак, а на противоположной стороне – его помощник. В руках старшего рыбака «сеть» (веревка), на конце – мешочек с песком. Старший рыбак говорит помощнику: «Лови!», и бросает ему конец веревки с грузом, затем рыбаки окружают веревкой рыбок, которые не успели уплыть в глубокое место (отчерченное место на площадке). по сигналу «рыбки, плывите» рыбки снова выплывают из глубокого места. Продолжительность игры 6 – 8 минут.

Подвижная игра

 «Угадай, что делали»

        Цель: развивать у детей выдержку, инициативу, воображение.

         Описание игры: выбирают одного ребенка, который отходит на 8 – 10 шагов от остальных и поворачивается спиной. Дети договариваются, какое действие они будут изображать. По слову «пора», отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит:

Здравствуйте, дети!

Где вы бывали? Что вы видали?

Дети отвечают:

Что мы видели – не скажем,

А что делали – покажем.

Все дети изображают какое – нибудь действие (играют на гармошке, скачут на лошадях и т.д.) Водящий должен отгадать это действие. Продолжительность игры 4-6 минут.

Подвижная игра

«Катай мяч»

         Цель: развивать выдержку, внимание, ловкость. Упражнять в катании мяча.

         Описание игры: играющие образуют круг, опускаются на колени и садятся на пятки. Воспитатель катит мяч кому – нибудь из детей. Тот, отталкивает от себя рукой, не давая коснуться ног, другому играющему. Если мяч коснулся ног, ребенок делает шаг из круга. Сидя за кругом, проигравший принимает участие в игре если он отталкивает мяч случайно посланный ему. Продолжительность игры 4 – 5 минут.

Подвижная игра

«Ловля бабочек»

            Цель: развивать у детей выдержку и умение действовать по сигналу. Упражнять в беге с увертыванием и в ловле, в приседании.

         Описание игры: выбрать четырех играющих – «дети с сачками». Остальные играющие – «бабочки». На слово «летите» дети разбегаются по площадке. По сигналу «лови» двое детей выбегают ловить бабочек. они ловят, смыкая руки вокруг пойманного, затем отводят его в условное место. на слова «Бабочки сели на цветы». бабочки присаживаются и отдыхают. Когда поймано 3-5 бабочек, отмечают, какая пара поймала больше. Повторить игру 6-8 раз.

Подвижная игра

«Лягушки и цапля»

         Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках в высоту с места

          Описание игры: очерчивается квадрат – «болото», где живут «лягушки». В углах вбиваются колышки или кладутся кубики. Высота 10 – 15 см. По сторонам квадрата протягивается веревка. За пределами квадрата «гнездо цапли». По сигналу «цапля» она, поднимая ноги, направляется к болоту и перешагивает через веревку. Лягушки выскакивают из болота, прыгая через веревку, отталкиваясь двумя ногами. Перешагнув через веревку, цапля ловит лягушек. Продолжительность 5-7 минут

Подвижная игра                      «Зайцы»

           Цель: упражнять в прыжках в длину с места; энергичном отталкивании и мягком приземлении; развивать глазомер; умение быстро переходить с прыжков на бег.

           Ход: дети - зайцы располага-ются в норках - кружках, нарисован-ных на полу. На противоположной стороне будка собаки, перед ней огород с грядками (палочки на расстоянии 20-30см. Зайцы бегут в огород, прыгают через грядки. На сигнал «собака бежит» убегают в норки, собака ловит зайцев.

     Правила: пойманные зайцы идут в будку собаки; в норках зайцев ловить нельзя.

Подвижная игра                               «Птички и кошка»

            Цель: упражнять в мягком спрыгивании, приземлении на полусогнутые ноги; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры.

          Ход: дети изображают птичек, один ребенок - кошка. Перед началом игры птицы находятся на деревьях - скамейках, пеньках, бревнах. Кошка на расстоянии 20-30 шагов от птичек в круге, нарисованном на полу. Птицы слетают с деревьев (спрыгивают). Они присаживаются на корточки (клюют корм), летают. По сигналу «кошка» птицы улетают на деревья - залезают или впрыгивают на возвышение, кошка пытается поймать птиц. Пойманный становится кошкой.

     Правила: кошка не может ловить того, кто стоит на    возвышении.

Подвижная игра                                    «Не боюсь!»

        Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с одновременным выполнением упражнений для рук; развивать координацию движений; умение точно соблюдать правила игры; быстроту реакции; выносливость; выдержку.

         Ход: один ребенок - ловишка, он стоит в середине круга, образованного детьми. Играющие прыгают на двух ногах, приговаривая: «Не боюсь! Не боюсь!» При этом они разводят руки в стороны, то закладывают их за спину. Ловишка старается осалить кого-нибудь в тот момент, когда у него руки разведены в стороны.

       Правила: как только ловишка отходит от игрока, тот должен развести руки в стороны.

Подвижная игра                        «Колпачок и палочка»

           Цель: развивать умение поддерживать дружеские отношения в коллективе; слуховое внимание; выдержку; умение соблюдать правила.

         Ход: Один из детей выходит в  круг с палкой в руках, на голове колпак так, чтобы он прикрывал глаза. Остальные дети держатся за руки. Идут по кругу, говоря:

Раз, два, три, четыре, пять -               Будет палочка стучать.

Ребенок стучит палочкой. С окончанием слов все останавливаются. Ребенок протягивает палку. Тот, на кого она указывает, берется за конец палки и называет имя стоящего в кругу. Ребенок в центре должен угадать, кто его позвал.

Подвижная игра                      «Лягушки»

         Цель: развивать слуховое внимание; глазомер.

         Ход: на земле чертят большой квадрат - дом. Вокруг него 4 картонных листика вперемежку с 4-мя кочками - пруд. Лягушка учит лягушат прыгать. Она стоит справа от пруда, лягушата слева. Каждый лягушонок становится в дом и, внимательно слушая команды, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь на обе ноги. Лягушка четко подает команду: «Кочка, листик, листик, дом, листик, кочка, кочка!». Прыгает один лягушонок, остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он научился прыгать и встает рядом с лягушкой, а если ошибся, то возвращается к лягушатам.

Подвижная игра                       «Прыгни - повернись!»

         Цель: упражнять в прыжках с поворотом на 45° (90°), в выполнении заданий на счет; развивать выносливость; формировать потребность в двигательной активности. 

       Ход: дети, располагаясь на площадке, прыгают на месте под счет «1,2,3», на счет «4» поворачиваются направо на 45°(90). Игра продолжается, пока дети не встанут в исходное положение. Затем те же задания выполняются в левую сторону. Перед повторением надо сделать небольшой перерыв - походить по площадке.

Подвижная игра                      «Достань до мяча»

       Цель: упражнять в прыжках в высоту с разбега с одновременным подниманием обеих рук вверх; в энергичном отталкивании от пола и мягком приземлении; развивать координацию; глазомер.

        Ход: на веревку подвешивается мяч в сетке. Дети с разбега 3-4 шага подпрыгивают, стараясь ударить по мячу. Сначала выполняют дети небольшого роста. Затем мяч перевешивается выше.

       Правила: подпрыгивать толчком двух ног; ударять по мячу одновременно двумя руками.

Подвижная игра                        «Найди себе пару»

           Цель: упражнять в ходьбе и беге парами, по одному врассыпную; развивать реакцию на сигнал; память; пространственную ориентацию; умение избегать столкновений.

         Ход: играющие ходят по площадке парами, по сигналу разбегаются и бегают врассыпную. На сигнал «найди пару» встают парами, воспитатель также встает в пару с ребенком. Оставшемуся без пары говорят:

Ты, Сережа, не зевай

Быстро пару выбирай!

     Усложнение: Каждый раз менять пару. Раздать детям платочки 2-х цветов. В пару должны встать дети, у которых платочки одного цвета.

Подвижная игра                              «Кто соберет больше лент»

        Цель: развивать умение энергично отталкиваться от пола одновременно двумя ногами и мягко приземляться на полусогнутые ноги; координировать движение рук и ног; точно выполнять правила игры.

         Ход: на веревку, натянутую выше поднятых рук ребенка на 20-25см, вешают небольшие ленточки. 5-6 детей встают под веревку и, подпрыгивая на двух ногах, стараются снять как можно больше лент. Затем выходят следующие. Выигрывает тот, кто снял больше лент.

       Правила: подпрыгивать вверх на двух ногах; снимать во время прыжка только одну ленту

Подвижная игра                     «Ворота»

             Цель: упражнять в умении выполнять движения по звуковому сигналу; соблюдать правила; действовать согласованно.

           Ход: дети идут по площадке парами, держась за руки. На сигнал воспитателя «ворота» останавливаются и поднимают руки вверх. Последняя пара проходит под воротами и становится впереди. Ходьба продолжается.

       Правила: ходить парами, держась за руки; действовать согласованно.

      Усложнение: дети идут парами не держась за руки. На сигнал «ворота» берутся за руки и поднимают их вверх.

Подвижная игра                  «Лошадки»

          Цель: упражнять в ходьбе с высоко поднятыми коленями; умении выполнять ролевые движения в парах, двигаться синхронно; умение поддерживать дружеские отношения.

         Ход: дети делятся на две группы: одна - лошадки, другая - конюхи. У конюхов скакалка - вожжи. По сигналу «конюхи» запрягают «лошадок». По сигналу дети передвигаются сначала шагом, поднимая высоко колени, затем переходят на бег так, чтобы не мешать друг другу. Через некоторое время «лошадки» останавливаются, их распрягают и выпускают на луг, «конюхи» отдыхают. По сигналу вос-ля дети меняются ролями. Игра повторяется несколько раз с разными игровыми сюжетами (лошадки едут за сеном, за дровами и т.д.)

Подвижная игра                    «Цветные автомобили»

          Цель: развивать зрит.  внимание; ориентацию в пространстве; формировать потребность в двигател. активности

          Ход: по краю площадки располагаются дети с цветными кругами в руках - это рули. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие круг такого цвета, бегают по площадке в рассыпную, изображая автомобили. Когда флажок опускается, все возвращаются на место. Можно поднять два или три флажка одновременно.

Подвижная игра

«Стань первым»

         Цель: развивать лидерские качества, умение выполнять роль ведущего; умение находить кратчайший путь до начала колонны.

       Ход: дети идут в колонне за ведущим. Воспитатель называет имя одного из детей. Все останавливаются, а названный ребенок обгоняет колонну, становится первым, ходьба возобновляется.

      Правила: идти в начало колонны кратчайшим путем.

Подвижная игра                             «Мы веселые ребята»

       Цель: развивать умение выполнять роль ловишки; умение бегать с уворачиванием; скоростные качества; формировать потребность в двигательной активности.

       Ход: дети стоят на одной стороне площадки, за чертой, на противоположной стороне также обозначается линия. Сбоку от детей, примерно на середине между линиями, находится ловишка. Дети говорят:    

Мы веселые ребята,                             Любим бегать и играть,                   Ну, попробуй нас догнать.              Раз, два, три, лови!

После этого дети перебегают на другую сторону, ловишка салит. После двух-трех перебежек подсчитываю пойманных, выбирают нового ловишку.

     

Подвижная игра                                 «У медведя во бору»

       Цель: развивать умение менять направление и скорость движений по сигналу; внимание; умение имитировать движения.

       Ход: на одной стороне зала -черта - опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов, очерчивается место медведя. На противоположном конце зала - «дом» детей.

Дети направляются к опушке лета и имитируют и произносят:

У медведя во бору                      Грибы, ягоды беру,                              А медведь сидит,                                  И на нас рычит.

Медведь с рычанием поднимается, дети убегают. Медведь старается их поймать. Пойманного ребенка отводит к себе в «берлогу» игра возобновляется.

Игровое упражнение      «Пингвины»

        Цель: упражнять в сохранении устойчивого равновесия при выполнении прыжков; развивать умение энергично отталкиваться от пола одновременно двумя ногами и мягко приземляться на полусогнутые ноги.

        Ход: в руках у детей мешочки (мячи). Вос-ль предлагает детям зажать мешочки между колен и прыжками продвигаться до кубика (3м).

Подвижная игра                             «Успей поймать»

        Цель: развивать общую координацию движений; умение выдерживать направление при броске; выполнять роль ведущего.

       Ход: построение круг, в центре - водящий. По сигналу дети перебра-сывают мяч друг другу так, чтобы водящий не мог коснуться его. Если водящему удается поймать мяч или коснуться его, то он меняется местами с тем, у кого мяч был.

Подвижная игра                         «Зайцы и волк»

          Цель: развивать умение энергично отталкиваться одновре-менно двумя ногами от пола во время прыжка; активно выполнять игровые действия.

       Ход: на одной стороне зала зайцы устраивают себе домик - круги из шнуров или обручи, волк на другом конце зала «в овраге». Вос-ль:

Зайки скачут, скок, скок, скок,          На зеленый на лужок.                        Травку щиплют, кушают,              Осторожно слушают -                       Не идет ли волк.

      Зайцы выпрыгивают на двух ногах из домиков, присаживаются, щиплют травку и оглядываются, не идет ли волк. По сигналу волк выходит из оврага и бежит за зайцами. Они  убегают каждый в свой домик. Пойманных волк отводит в «овраг».

Подвижная игра                                         « Самолеты»

       Цель: развивать пространствен-ную ориентацию; умение действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга; выполнять имитационные движения.

       Ход: дети становятся в несколько колонн по разным сторонам зала. Место для каждой колонны обозначается предметом (кубик, кегля, мяч…). Играющие изображают летчиков. По сигналу «к полету» - дети выполняют круговые движения согнутыми руками перед грудью - «заводят моторы». На сигнал «полетели» - поднимают руки в стороны и «летают» врассыпную. По сигналу «на посадку» дети находят свое место и строятся в колонны (опускаются на одно колено).

Подвижная игра                             «Быстрые и ловкие»

        Цель: упражнять в беге в заданном направлении; развивать скоростные качества; выдержку; умение не обижаться на проигрыш.

       Ход: дети стоят вокруг снеговика, у каждого в руках снежок. По сигналу они бегут к снеговику, кладут снежок и возвращаются, повернувшись спиной к снеговику. Вос-ль убирает 1 снежок. По сигналу «беги» дети снова бегут к снеговику, берут снежок и поднимают его над головой. Тот, кто остался без снежка считается проигравшим.

Подвижная игра                             «Вернись на свое место»

         Цель: упражнять в умении двигаться приставным шагом боком (вперед-назад); развивать зрительное внимание, сообразительность; пространственную ориентацию.

        Ход: дети стоят в две шеренги. Между каждым играющим расстояние не меньше 1 метра, место каждого обозначено камешком. Под счет воспитателя дети делают 3-4 приставных шага вправо, затем влево, стараясь прийти нас воё место.

Подвижная игра                               «Лиса и куры»

         Цель: формировать умение соблюдать правила игры; развивать общую координацию движений;

        Ход: на одной стороне  курятник - гимнастическая скамейка, на ней сидят дети, как на насесте. На другой - нора лисы, в ней водящий. Все свободное место - это двор. По сигналу куры спрыгивают с насеста, бегают по двору, хлопают крыльями, клюют зерна. По сигналу «лиса» - куры убегают, взбираются на насест. Лиса старается поймать кур. Пойманного она отводит в свою нору.

      Правила: ловить только тех, кто не успел сесть на насест; для игры использовать весть «двор».

Подвижная игра                                  «Чья колонна скорее построится?»

       Цель: развивать пространственную ориентацию; умение действовать по сигналу воспитателя; зрительное внимание, память.

      Ход: дети делятся на три группы с одинаковым числом играющих. Каждая подгруппа выбирает определенный предмет. Все дети одной подгруппы имеют один и тот же предмет. В разных концах площадки выбирают места для этих подгрупп, которые обозначаются таким же предметом. Дети бегают врассыпную. По сигналу «на места» бегут и строятся у соответствующего предмета в колонну. Отмечаются те дети, которые быстрее выполнили задание.

Подвижная игра                         «Огуречик»

       Цель: упражнять в умении сохранять необходимое направление движения и изменять его в зависимости от сложившейся ситуации; выдерживать ритм движения в соответствии с произносимым текстом; развивать внимание, реакцию.                                   Ход: на одной стороне зала воспитатель (ловишка), на другой - дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Вос-ль:

Огуречи, огуречик,                                     Не ходи на тот конечик,                            Там мышка живет,                                 Тебе хвостик отгрызет.

Дети убегают за условную черту, вос-ль их догоняет.

Подвижная игра                          «Перелет птиц»

          Цель: упражнять в ходьбе и беге врассыпную с одновременным выполнением упражнений для рук; развивать скоростные качества; умение играть, не мешая друг другу.

          Ход: дети - птицы собираются на одной стороне площадки. На другой - гимнастические скамейки, стенки, кубы - деревья. По сигналу «полетели» - птицы разлетаются по всему залу, расправляя крылья и помахивая ими. По сигналу «буря» - птицы занимают места на гимнастических скамейках как можно быстрее. По сигналу «буря прошла» дети спускаются и продолжают летать. Игра повторяется 3-4 раза.                      

Игровое  упражнение                               «Туннель»

          Цель: упражнять в ходьбе в колонне, соблюдая единую для всех скорость; расширять игровые навыки; развивать выдержку; умение поддерживать дружеские отношения в коллективе.

       Ход: дети распределяются на две группы. Одна - строится в пары и изображает туннель - дети берутся за руки и поднимают их вверх. Вторая - строится в колонну по одному. По сигналу вос-ля «поезд движется в туннель» - вторая группа проходит под поднятыми руками первой. Игра повторяется 2 раза, после чего играющие меняются местами.

Подвижная игра                          «Снежная карусель»

           Цель: упражнять в синхронной смене направления движения во время бега (без остановки); в постепенном увеличении и замедлении темпа движения.

         Ход: взявшись за руки, дети образуют круг. По сигналу «снежинки полетели» дети ускоряют шаг и переходят на бег. Пробежав один-два круга, восп-ль говорит: «Ветер изменился». Все поворачиваются в другую сторону и вновь повторяют движение по кругу. «Ветер затих» - снежинки постепенно замедляют движение и останавливаются.

Подвижная игра                          «Пробеги тихо»

      Цель: упражнять в беге на носочках; развивать умение бегать бесшумно; выдержку.

        Ход: дети делятся на три подгруппы и выстраиваются за чертой. Водящий садится посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу восп-ля одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на другой конец зала до черты. Если водящий услышит, он говорит «стой» и бегущие останавливаются. Не открывая глаза, ведущий показывает, какая подгруппа бежала. Если он - правильно, дети отходят в сторону, если ошибся, они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все три подгруппы. Выигрывает та подгруппа, которая бежала тихо и которую водящий не смог обнаружить.

Подвижная игра                          «Птички и кошка»

     Цель: упражнять в мягком спрыгивании, приземлении на полусогнутые ноги; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры.

        Ход: восп-ль выкладывает круг из шнура. Дети становятся по кругу с внешней стороны. Водящий - кошка находится в центре круга; Кошка засыпает, а птички прыгают в круг, летают. По сигналу вос-ля кошка просыпается, произносит: «Мяу!», и начинает ловить птичек, а они улетают за пределы круга. Пойманных птичек кошка оставляет около себя. Игра повторяется с другим водящим, после того, как предыдущий поймает 4-5 птичек.

Правила: ловить можно только тех птичек, которые находятся в кругу.

Подвижная игра                               «Охотник и зайцы»

      Цель: упражнять в метании мяча в цель; развивать глазомер; умение выдерживать на правление во время броска; силу рук; координацию движений.

       Ход: на одной стороне зала отводится место для охотника. На другой - кружками показаны домики зайцев. В каждом - 2-3 зайца. Охотник обходит площадку, как бы разыскивая следы зайцев, затем возвращается к себе. Вос-ль: «выбежали на полянку зайцы». Зайцы выбегают. По сигналу «охотник» зайцы останавливаются, поворачи-ваются к охотнику спиной, он, не сходя с места, бросает в них мячом (5-6см). Если охотник попал, он отводит зайца к себе. После нескольких повторений выбирают другого охотника.

Подвижная игра                         «Солнышко и дождик»

    Цель: развивать умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал.

     Ход: дети сидят на стульях или скамейке. По сигналу «солнышко» все идут гулять, бегают, играют и т,д. По сигналу «дождик» быстро возвращаются на свои места.  При повторе можно использовать зонт, на сигнал «дождик», вос-ль раскрывает зонт, и дети бегут к нему.

     Усложнение: на некотором расстоянии от стены расставляются стулья, и дети присаживаются за них и смотрят в «окошко» - отверстие спинки. По сигналу «на небе солнышко, можно идти гулять» дети бегают по всей площадке. На сигнал «дождик, скорей домой» бегут на свои места и присаживаются за стулья.

Подвижная игра                  «Затейник»

          Цель: упражнять в умении сохранять круг вовремя движения; умение брать на себя роль ведущего.

    Ход: Один - затейник, он становится в середину круга. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу вправо или влево и произносят:

Ровным кругом,  Друг за другом,                     Мы идем за шагом шаг,  Стой на месте, Дружно вместе  Сделаем вот так.

Ведущий показывает какое-либо движение, остальные повторяют его.

Подвижная игра                                            «Кот и воробышки»

         Цель: развивать внимание; умение действовать только после произнесения условной фразы. 

      Ход: кот - располагается на одной стороне зала, воробышки - на другой. Воробышки приближаются к коту:

Котя, котенька, коток,                          Котя - черненький хвосток,              Он на бревнышке лежит, Притворился, будто спит.

После этих слов кот восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить воробышков, которые убегают от него в домик, за черту                      

Подвижная игра                       «Жуки»

       Цель: упражнять в беге врассыпную, в умении по сигналу менять движение; развивать внимание;                                                                   Ход: игра проводится под бубен. По сигналу «жуки полетели» дети бегут врассыпную по всей комнате. По сигналу «жуки упали» меняется ритм ударов (или музыка) - дети ложатся на спину, делают свободные движения рук и ног - жуки барахтаются. По сигналу «жуки полетели» дети встают. Игра повторяется.

Подвижная игра                            «Иди тихо»

      Цель: упражнять в ходьбе и беге на носках в указанном направлении.

       Ход: Педагог стоит у выхода из зала с закрытыми глазами. Дети один за другим в колонне стараются тихо, на цыпочках, пройти (пробежать) мимо него. Если кто-то из малышей идет недостаточно тихо, воспитатель прикасается к нему рукой. Ребенок становится в сторону и проходит после всех еще раз. Последний в колонне тихо говорит педагогу: «Все ушли». Воспитатель открывает глаза.

Подвижная игра                             «Кот и мыши»

           Цель: упражнять в умении группироваться; проползать, не задевая шнур; в беге на носочках; формировать потребность в двигательной активности.

         Ход: на одной стороне зала дом мышей - рейки или шнур, натянутый на высоте 50см. На некотором расстоянии от него на стуле - кот.

Вос-ль: Кот мышей сторожит,                          Притворился, будто спит.  

           Дети проползают под шнуром, встают и бегают врассыпную.

Вос-ль: Тише, мыши, не шумите       И кота не разбудите.

Дети, стараясь не шуметь, бегают по залу. По команде «кот проснулся!» (через 35-40сек). Кот кричит «мяу», и бежит за мышами, а те прячутся в норки.

Подвижная игра                  «Лохматый пес»

       Цель: упражнять в ходьбе на носочках в заданном направлении; приучать детей слушать текст и быстро реагировать на ситуацию; формировать умение выполнять роль ведущего.

         Ход: Один из детей изображает пса. Он ложится на пол, положив голову на протянутые вперед руки. Остальные гурьбой тихонько подходят к нему под чтение стихов:

Вот лежит лохматый пес,                       В лапы свой, уткнувши нос.               Тихо, смирно он лежит,                       Не то дремлет, не то спит.               Подойдем к нему, разбудим.                        И посмотрим, что-то будет.

Дети начинают будить пса. Он вскакивает и громко лает. Дети разбегаются. Пес гонится за ним, старается схватить кого-нибудь. Затем  пес опять ложится на землю.

Подвижная игра                           «Поймай комара»

         Цель: развивать умение энергично отталкиваться от пола двумя ногами и приземляться на полусогнутые ноги с синхронным подниманием обеих рук вверх; выносливость; умение дожидаться своей очереди.

        Ход: Дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук. Воспитатель находится в середине круга. В руках у него прут (длина 1 — 1,5м) с привязанным на шнуре комаром из бумаги. Воспитатель кружит шнур немного выше голов играющих. Когда комар пролетает над головой, дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Тот, кто поймает комара, говорит: «Я поймал!»,  игра продолжается.

Подвижная игра                              «Найди свой цвет»

        Цель: упражнять в ходьбе и беге в разных направлениях, в умении слышать сигнал воспитателя, ориентироваться в пространстве; развивать зрительное внимание, память.

       Ход: Воспитатель раздает детям флажки 3—4 цветов. Дети собираются в разных углах комнаты, обозначенных воспитателем заранее флажком определенного цвета. По сигналу «идите гулять» дети  расходятся по комнате. Когда воспитатель скажет: «Найди свой цвет!» — дети собираются возле флажка соответствующего цвета. Педагог отмечает, какая группа раньше собралась.

Подвижная игра                             «Трамвай»

         Цель: упражнять в умении двигаться в колонне согласованно; начинать и заканчивать движение по сигналу (зрительному); продолжать знакомить с правилами уличного движения.

Ход: Дети стоят в колонне парами. Свободными руками они держатся за шнур (концы его связаны), т. е. одни держатся за шнур правой рукой, другие — левой. Это трамвай. Воспитатель стоит в одном из углов комнаты с тремя цветными флажками: желтым, красным, зеленым. На зеленый сигнал надо двигаться, на красный и желтый — останавливаться. Восп-ль поднимает зеленый флажок — трамвай едет, дети бегут вокруг комнаты. Добежав до воспитателя (светофора), дети смотрят, не сменился ли цвет.

Подвижная игра                          «Пузырь»

         Цель: закреплять умение становится и выдерживать круг во время движения, постепенно расширять и сужать его держась за руки; действовать согласованно; умение поддерживать дружеские отношения в коллективе.

Ход: дети берутся за руки, становясь близко друг к другу, затем говорят:

Раздувайся, пузырь,                      Раздувайся большой,                      Оставайся такой, Да не лопайся.

Дети  расходятся и держатся за руки до сигнала «лопнул пузырь!». Дети опускают руки и приседают на корточки, говоря: «Хлоп».  Усложнение: после сигнала «лопнул пузырь» дети по-прежнему держась за руки, двигаются к центру круга, произнося: ш-ш-ш.

Подвижная игра                             «Пастух и стадо»

       Цель: упражнять в отсчете шагов в пределах 10-ти; развивать умение изменять вид деятельности в зависимости от игровой ситуации.

Ход: Ограничивается овчарня. Пастуху завязывают глаза. Он говорит: «Овечки, овечки, вот и я пришел». Овцы поочередно перепрыгивают через ограду, подходят и спрашивают: «Пастух, пастух, сколько мне дашь шагов?». Пастух называет любое число до 10-ти. Овца делает указанное число шагов и стоит. После пастух спрашивает: «Где мое стадо?». Все отзываются: «Бе, бе, бе…» - потом замолкают. Пастух начинает искать овец - идет на их голоса, а овцы стоят на месте. Дотронувшись до кого-то пастух: «Овечка, овечка, кто ты?», та отвечает: «Бе, бе, бе…». Пастух отгадывает, кто это. Если он ошибается, то овцы начинают блеять, пастух возвращается на свое место. Он снова спрашивает: «Где мое стадо?» - игра повторяется.                        

Подвижная игра                            «Мыши в кладовой»

        Цель: упражнять в умении группироваться при подлезании, не задевать шнур; развивать умение менять направление и скорость движений по сигналу; внимание; умение имитировать движения; формировать потребность в двигательной активности.

Ход: Дети изображают мышей. Они стоят или сидят на стульях (мышки в норках). На противоположной стороне, на высоте 50—40 см натянута веревка, за ней кладовая. Воспитатель-кошка. Кошка засыпает, а мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, подлезая под веревку. В кладовой мыши присаживаются на корточки и грызут сухари. Кошка внезапно просыпается и бежит за мышами. Мыши выбегают из кладовой и прячутся в норки. (Кошка не ловит мышей, она только делает вид, что хочет поймать их.) Затем кошка возвращается на место и засыпает. Игра продолжается. Повторяется игра 5—6 раз.                          

Подвижная игра                            «Дедушка Мазай и зайцы»

       Цель: упражнять в выполнении движения в парах; развивать навыки доброжелательного отношения со сверстниками.

        Ход: 2-3 ребенка выбираются водящими, остальные зайцы, находятся на одной стороне зала за ручейком. У каждого водящего - деда Мазая - своя лодка - обруч. По сигналу Мазаи должны перетащить зайцев, каждый по одному в свою лодку. Спасенные зайцы отряхиваются: постукивают ногами, похлопывают руками, стряхивают капельки со спинки, очищают уши, голову. Кто больше и быстрее спасет, тот и выиграет.                          

Подвижная игра                                       «Кто быстрее?»

        Цель: развивать скоростно-прыжковые способности; навык выполнения прыжков в парах: друг другу помогать, поддерживать; умение терпеливо дожидаться своей очереди, пока другие выполняют движении; навыки доброжелательного отношения со сверстниками.

      Ход: дети встают в две колонны парами. Задание: парами держась за руки преодолеть дистанцию в 4м прыжками на двух (оной) ногах. Каждые 2 пары начинают прыгать одновременно по сигналу.                          

Подвижная игра                              «Куры в огороде»

     Цель: упражнять в подлезании, беге, приседании; развивать умение ориентироваться в пространстве и быстро реагировать на сигнал.

        Ход: на середине комнаты ограничивается небольшая площадь - огород. Недалеко от него с другой стороны комнаты ставится стул - дом сторожа, с другой стороны на уровне груди ребенка на стойках укрепляют рейку или шнур - дом для кур.

Роль сторожа вначале выполняет восп-ль, затем дети. Остальные куры. По сигналу «идите, курочки, гулять» дети подлезают под рейку, пробираются в огород, бегают, ищут корм, кудахчут. Сторож замечает кур и гонит их из огорода - хлопает в ладоши «кыш, кыш». Куры убегаю, подлезают под рейку и прячутся в дом. Сторож обходит огород и снова садится. Игра повторяется.                        

Подвижная игра                              «Кролики»

         Цель: упражнять в пролезании, умении реагировать на сигнал; развивать выдержку; умение дожидаться своей очереди.

        Ход: На одной стороне зала обозначены 5-6 клеток. Перед ними стоят стульчики. На другой стороне — дом сторожа (стул, на котором сидит воспитатель). Между домом и клетками лужок, на котором кролики гуляют. Восп-ль делит детей на группы по 3—4 ребенка. Каждая группа становится в один из начерченных на полу кружков. Дети присаживаются на корточки (кролики в клетках). Вос-ль подходит поочередно к клеткам и выпускает кроликов на лужок. Кролики один за другим проползают под стулом, а затем бегают и прыгают на лужайке. Через некоторое время педагог говорит: «Бегите в клетки!» Кролики спешат домой. Каждый возвращается в свою клетку, проползая снова под стулом. Кролики сидят в клетках до тех пор, пока сторож снова не выпустит их гулять.                         

Подвижная игра                         «Попрыгай, как…»

          Цель: упражнять в умении передавать образ животного в движении; развивать положительное отношение к самостоятельному выполнению движений; воображение в передаче образных движений.

         Ход: дети изображают прыжки животных, птиц, насекомых, которых знают. Воспитатель проходит мимо и старается угадать, если она ошиблась, дети говорят: «Нет, не угадали», и сами называют животное. Если угадала:  «Правильно, угадали».                          

Игровое упражнение                  «Снежинки – пушинки»

         Цель: упражнять в синхронной смене направления движения во время бега (без остановки); в беге на носочках; развивать выносливость; реакцию на сигнал.

        Ход: играющие бегут по кругу, по сигналу вос-ля меняют направление движения. Через некоторое время вос-ль говорит: «Снежинки-пушинки устали кружиться, присели отдохнуть». Дети останавливаются и приседают. Игра возобновляется.                      

Подвижная игра                                 «Пойдем в гости»

         Цель: развивать пространствен-ную ориентацию при ходьбе и беге в разных направлениях; умение играть не сталкиваясь; упражнять в употреблении словесных форм вежливости.

             Ход: дети сидят на стульях, расставленных по двум сторонам зала. Вос-ль предлагает одной группе «пойдем в гости». Подойдя ко второй группе, дети здороваются и показывают ладошки. На слова «дождик пошел» - дети бегут к своим «домикам». Игра повторяется со второй подгруппой.

Подвижная игра                    «Воробышки»

        Цель: упражнять в ходьбе и беге на выносливость; продолжать совер-шенствовать навыки смены направления движения по сигналу.

      Ход: дети стоят в шеренге (или на своих местах - в гнездах). Утром воробышки просыпаются – потягива-ются, расправляют крылья, чистят клювы, выпрыгивают из гнезда и летят. По сигналу «полетели» звучит музыка и воробьи свободно летают по залу. Как только музыка прекращается, звучит сигнал «в гнезда», и дети быстро занимают свои места.                      

Подвижная игра                                        «Беги к флажку»

       Цель: упражнять в беге в разных направлениях, в умении слышать сигнал воспитателя, ориентироваться в пространстве.

          Ход: Воспитатель раздает детям флажки двух цветов. Держа в одной руке красный, в другой — синий флажок, он разводит руки в стороны; дети свободно группируются напротив флажка соответствующего цвета. Затем воспитатель предлагает малышам погулять — побегать по площадке. Пока они гуляют, педагог переходит на другую сторону, говорит: «1,2,3 — скорей сюда беги!» —разводит руки с флажками в стороны. Дети бегут к нему и собираются возле флажка соответствующего цвета. Когда соберутся все, воспитатель предлагает поднять флажки вверх и помахать ими. Игра повторяется 3—4 раза. Правила: Нельзя разбегаться по площадке раньше сигнала воспитателя. Усложнение: вос-ль перекладывает флажки из одной руки в другую, чтобы дети собирались то справа, то слева от него.

игровое упражнение                 «Шеренга – колонна»

Цель: упражнять в умении выдерживать дистанцию при построении, ходьбе и беге в колонне; продолжать закреплять знание понятий «шеренга», «колонна», «направляющий», «замыкающий»

Ход: воспитатель знакомит детей с понятиями «шеренга» и «колонна». И предлагает поиграть. Дети расходятся по площадке. По сигналу «шеренга» дети строятся в шеренгу, затем расходятся по сигналу «колонна» - в колонну. Повторяется 4-6 раз. Затем детям предлагается пробежать в колонне за направляющим 2-3 круга. И построится в две колонны: девочки у красного флажка, мальчики - у синего. Затем дети поворачиваются лицом к воспитателю, и колонна превращается в шеренгу. Выполняют 5-6 приседаний. Вос-ль: «Приседали мы в шеренгах, а попрыгаем в колоннах». Дети разворачиваются и прыгают на 2-х ногах. По сигналу дети перестраиваются в одну колонну. Выполняют ходьбу и бег со сменой направляющего.

Подвижная игра                         «Стой!»

     Цель: упражнять в подбрасывании и ловле мяча; развивать глазомер, внимание и выдержку.

      Ход: Дети становятся в круг, водящий с мячом — в центре. Он подбрасывает мяч вверх и называет имя одного из игроков. Ребенок, чье имя прозвучало, бежит за мячом (остальные игроки разбегаются в разные стороны) и как только берет его в руки, дает команду: «Стой!» Все играющие останавливаются и замирают. Игрок старается попасть мячом в кого-нибудь из них. Тот, в кого попали, становится водящим.

Подвижная игра                         «Быстро в домик»

        Цель: упражнять в ходьбе врассыпную; развивать реакцию на голосовой сигнал; пространственную ориентацию; умение играть не сталкиваясь и не мешая друг другу.

      Ход: дети располагаются в домике (на стульчиках). Вос-ль предлагает им пойти на лужок - цветами полюбоваться, на бабочек посмотреть - дети ходят врассыпную, в разных направлениях. На сигнал: «быстро в домик, дождь пошел!» - дети бегут занимать свое место в домике (любое место).

Подвижная игра                                      «С кочки на кочку»

          Цель: упражнять в прыжках в длину с места; развивать согласованность рук и ног при прыжках с продвижением вперед; глазомер; упражнять в мягком приземлении на полусогнутые ноги.

    Ход: Дети стоят в одной стороне зала. Воспитатель раскладывает на полу обручи на небольшом расстоянии (20см) один от другого. По сигналу дети переходят на другую сторону зала, переступая из обруча в обруч.

       Указания: Когда дети научатся хорошо перешагивать с кочки на кочку, можно предложить им перебираться на другую сторону, перебегая из кружка в кружок или перепрыгивая на двух ногах.

Подвижная игра                                   «У ребят порядок строгий»

Цель: упражнять в умении находить свое место в строю; развивать пространственную ориентацию; умение начинать действовать по сигналу.

Ход: играющие стоят в шеренге, по сигналу «на прогулку» дети расходятся по залу и гуляют. Восп-ль:

У ребят порядок строгий,            Знают все свои места.                          Ну, трубите веселее.

Дети: Тра-та-та, тра-та-та!

По сигналу быстро строятся в шеренгу (колонну, круг по периметру или посередине зала) в указанном месте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр и упражнений по социальному развитию детей с ОВЗ педагогам и родителям.

Картотека может быть использована как педагогами в образовательной деятельности, так и родителями в домашних условиях....

Картотека подвижных игр и упражнений с элементами спортивной игры «Футбол»

Для овладения техники действий с мячом подобраны подвижные игры и упражнения....

Картотека подвижных игр и упражнений (с "парашютом")

Картотека подвижных игр и упражнений (с "парашютом")...

Картотека подвижных игр и упражнений (с мячами)

Картотека подвижных игр и упражнений (с  мячами)...

Картотека подвижных игр и упражнений.

Картотека подвижных игр и упражнений....

КАРТОТЕКА Подвижных игр и упражнений для детей 3-4лет

Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важ...

Картотека подвижных игр и упражнений для детей 3-4 лет (вторая младшая группа)

В младшем дошкольном возрасте очень важно физическое развитие детей. Предлагаю разработку подвижных игр для младших дошкольников....