Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Крепыш»
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Баюнова Ольга Викторовна

Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности для детей старшего возраста. Стартовый уровень. Включает в себя оздоровительно-профилактические формы работы, а также различные технологии для развития физических качеств ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izmenyonnoe_krepysh_programma.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа физкультурно-спортивной направленности «Крепыш»

Стартовый уровень

Возраст обучающихся: 5 – 7 лет

Количество часов в год – 64 часа, 1 год обучения

Автор: инструктор по физкультуре

Баюнова О.В.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Целевой раздел …………………………………………………………... стр.3

1.1.Пояснительная записка ……………………………………………….. стр.3

1.1.1. Цели и задачи Программы……………………………...................... стр.3

1.1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

          Программы…………………………………………………………... стр. 4

1.1.3. Направленность дополнительной общеразвивающей Программы. стр.4

1.1.4. Возрастные особенности детей…………………………………….. стр. 4

1.1.5. Сроки реализации дополнительной общеразвивающей Программы,

          формы и режим занятий…………………………………………….. стр. 5

1.1.6. Планируемые результаты освоения Программы………………….. стр. 5

2.Содержательный раздел………………………………………………… стр. 6

2.1. Учебно-тематический план…………………………………………… стр. 6

2.2. Перспективное планирование………………………………………… стр.7

2.3. Система оценки достижений планируемых результатов…………… стр. 8

3. Организационный раздел……………………………………………….. стр. 9

3.1. Материально-техническое оснащение……………………………….. стр. 9

3.2. Методическое обеспечение и литература……………………………. стр. 9

3.3.Краткое содержание программы……………………………………… стр. 10

Список литературы………………………………………………………… стр. 13

«…главное, чтобы молодой организм находился в условиях,

благоприятно влияющих на правильное

умственное и физическое его развитие…»

П.Ф.Лесгафт

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Вырастить здоровых, красиво сложенных детей — непростая задача. С каждым годом медицинские работники выявляют все больше детей с плоскостопием и нарушением развития опорно-двигательного аппарата. Причин, способствующих этому, много. Одной из них является сокращение двигательной активности детей из-за того, что основное внимание, как правило, уделяется «интеллектуальным» занятиям, следствием чего является снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.

Правильная осанка является одним из важных показателей здоровья. Нарушение осанки создаёт условия для развития патологии различных органов и систем, в том числе заболеваний верхних дыхательных путей, опорно-двигательного аппарата.

В связи с этим становится актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности, дающие стойкий результат и не имеющие негативных побочных эффектов. С этой целью была создана программа дополнительного образования «Крепыш», которая направлена на развитие различных функций и систем организма ребенка дошкольного возраста, профилактику нарушений осанки и плоскостопия, а также формированию потребности в систематических занятиях физической культурой оздоровительной направленности.

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008; Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; Сан ПиН 2.4.4. 3172-14 от  28.09.2020 N 28.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы «Крепыш» - содействовать гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Личностные задачи:

  1. сформировать у дошкольников мотивацию здорового образа жизни;
  2. способствовать развитию инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи, толерантности;
  3. сформировать у детей настойчивость, волю, способность преодолевать трудности.

Метапредметные задачи:

  1. содействовать укреплению здоровья дошкольников и формированию

      правильной осанки;

  1. развить двигательное воображение и творческую  фантазию;
  2. развить умение использовать освоенный материал в повседневной жизни.

Предметные задачи:

  1. научить детей упражнениям для укрепления опорно-двигательного аппарата;
  2. развить выносливость, силу, гибкость, координацию;
  3. сформировать разностороннюю базу движений и умение применять их в повседневной жизни.

1.1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Программы

Новизна программы заключается совокупностью коррекционной гимнастики, самомассажа, ритмической гимнастики и элементарного скалолазания.

Отличительной особенностью является то, что в реализации программы могут принимать участие дети с ОВЗ,  дети-билингвы, а также, оказавшиеся в трудных обстоятельствах (беженцы, дети под опекунством).

1.1.3. Направленность дополнительной общеразвивающей Программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 5 до 7лет,  состав группы – постоянный.

Программа ориентирована на детей всех физкультурных групп здоровья, без специальной подготовки, с сохранным интеллектом.

1.1.4. Возрастные особенности детей

В период старшего дошкольного возраста ребёнок интенсивно растёт и развивается, укрепляется опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создаёт все предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений. Ведущий вид деятельности детей-дошкольников – игра. Дети любят двигаться, они эмоциональны. У детей дошкольного возраста развито воображение.  

1.1.5. Сроки реализации дополнительной общеразвивающей Программы, формы и режим занятий

  Занятия по программе с дошкольниками организованы в рамках дополнительных кружковых занятий, носят комплексную направленность, и проводятся во второй половине дня в спортивном зале, два раза в неделю. Продолжительность основных программных комплексов обусловлена возрастом занимающихся - 30 мин. С целью эффективного воздействия упражнений на организм один комплекс упражнений применяется в течение 3-4 занятий с небольшими усложнениями. Смена комплексов происходит не сразу, а постепенно: путем замены одного упражнения другим.

Форма организации занятия – групповая, формы проведения занятия – учебно-тренировочное, игровое, на спортивных снарядах и тренажёрах.

Программа рассчитана  на  1 год обучения. Общее количество часов в год  – 64часа.

1.1.6. Планируемые результаты освоения Программы

Предполагается, что освоение данной программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем.

Личностные  результаты:

  1. обучающиеся     соблюдают принципы здорового образа жизни;
  2. дети инициативны, толерантны, обладают  чувством товарищества, взаимопомощи;
  3. у детей сформированы настойчивость, воля, способность преодолевать трудности.

Метапредметные  результаты:

  1. у дошкольников улучшилось здоровье,  они следят за осанкой;
  2. обучающиеся проявляют двигательное воображение и творческую  фантазию;
  3. воспитанники используют освоенный материал в повседневной жизни.

Предметные результаты:

  1. Воспитанники знают и умеют выполнять упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата;
  2. дети стали более выносливыми, гибкими, скоординированными, сильными;
  3. у дошкольников расширился диапазон движений, который они применяют в повседневной жизни.

Способы определения результативности

1. Педагогическое наблюдение.

2. Открытое занятие, является контрольным и служит показателем освоения детьми программы, а также сплачивает детский коллектив.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

  1. 1.

Введение

2

1

 1

Опрос

  1. 2.

Формирование правильной осанки

11

1

10

Рефлексия, опрос, наблюдение

  1. 3.

Профилактика плоскостопия

10

1

9

Опрос

  1. 4.

Профилактика близорукости

5

1

4

Наблюдение

  1. 5.

Тренажёры для здоровья

5

1

4

Наблюдение

Скалодром

4

1

3

Рефлексия, опрос, наблюдение

  1. 6.

Фитбол-гимнастика

4

1

3

Наблюдение

  1. 7.

Степ-платформы

4

1

3

Наблюдение

  1. 8.

Мой весёлый звонкий мяч

4

1

3

Рефлексия, наблюдение

  1. 9.

Малыши-крепыши

1

 -

1

Открытое занятие

  1. 10.

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика «Приключения Буратино»

14

1

13

Наблюдение, коллективная рефлексия

11.1

Песенка Буратино

2

1

1

Опрос

11.2

Песня папы Карло

1

 -

1

Наблюдение

11.3

Песня Пьеро

1

 -

1

Наблюдение

11.4

Песня Карабаса-Барабаса

1

 -

1

Наблюдение

11.5

Песня кота Базилио и лисы Алисы

1

 -

1

Наблюдение

11.6

В стране Дураков

1

 -

1

Рефлексия

11.7

Песня Дуремара

1

 -

1

Наблюдение

11.8

Песня черепахи Тортилы

2

 -

2

Наблюдение

11.9

Песенка Буратино (заключительная)

3

-

3

Коллективная рефлексия

11.10

В гостях у сказки «Приключения Буратино»

1

 -

1

Открытое занятие

Всего:

64

10

54

2.2. Перспективное планирование

№ п/п

Дата

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Учебно-тренировочное занятие

2

Введение

Спортивный зал

Опрос

Коррекционное занятие

11

Формирование правильной осанки

Рефлексия, опрос, наблюдение

Коррекционное занятие

10

Профилактика плоскостопия

Опрос

Коррекционное занятие

5

Профилактика близорукости

Наблюдение

Учебно-тренировочное занятие

5

Тренажёры для здоровья

Наблюдение

Учебно-тренировочное занятие

4

Скалодром

Рефлексия, опрос, наблюдение

Учебно-тренировочное занятие

4

Фитбол-гимнастика

Наблюдение

Учебно-тренировочное занятие

4

Степ-платформы

Наблюдение

Учебно-тренировочное занятие

4

Мой весёлый звонкий мяч

Рефлексия, наблюдение

Открытое занятие

1

Малыши-крепыши

Открытое занятие

Учебно-тренировочное занятие

2

Песенка Буратино

Опрос

Учебно-тренировочное занятие

1

Песня папы Карло

Наблюдение

Учебно-тренировочное занятие

1

Песня Пьеро

Наблюдение

Учебно-тренировочное занятие

1

Песня Карабаса-Барабаса

Наблюдение

Учебно-тренировочное занятие

1

Песня кота Базилио и лисы Алисы

Наблюдение

Учебно-тренировочное занятие

1

В стране Дураков

Рефлексия

Учебно-тренировочное занятие

1

Песня Дуремара

Наблюдение

Учебно-тренировочное занятие

2

Песня черепахи Тортилы

Наблюдение

Учебно-тренировочное занятие

3

Песенка Буратино (заключительная)

Коллективная рефлексия

Открытое занятие

1

В гостях у сказки «Приключения Буратино»

Открытое занятие

2.3. Система оценки достижений планируемых результатов

     Для оценки эффективности занятий используем тест Фонарева, который оценивает функциональное состояние мышечного корсета. Силовая  выносливость мышц спины  и живота измеряется в минутах и должна составлять у дошкольников не менее одной минуты.                                                        

      Тест Фонарева

   Оценка силовой выносливости мышц живота:

  1. И.п.- лёжа на спине, руки в стороны ладошками к полу.

          Поднять прямые ноги от пола на 45 градусов и удерживать столько    

          времени, сколько сможет ребёнок (время засекать по секундомеру).

  1. И.п.- сидя на полу, ноги прямые, руки за головой, локти развёрнуты.

Сделать наклон спины назад на 45 градусов и удерживать туловище в наклоне столько времени, сколько сможет ребёнок.  (время засекать по секундомеру)

   Оценка силовой выносливости мышц спины:

  1. И.п.- лёжа на животе, руки в стороны ладошками к полу.

Поднять прямые ноги от пола на 45 градусов и удерживать столько времени,    сколько сможет ребёнок (время засекать по секундомеру).

  1. И.п.- лёжа на животе, руки за голову. Поднять голову, плечи и грудь от пола, локти развернуты и удерживать столько времени, сколько сможет ребёнок (время засекать по секундомеру).

                                 Сводная таблица результатов теста Фонарёва

Фамилия  имя

силовая выносливость мышц живота

силовая выносливость

мышц спины

 упражнение 1

 упражнение 2

  упражнение 1

 упражнение 2

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое оснащение

Реализация программы осуществляется в спортивном зале, соответствующем требованиям Сан ПиН. Предполагается наличие аудио и видео устройств, мультимедийной установки.

Спортивные пособия и оборудование: индивидуальные коврики,мячи разного диаметра, фитболы, мячи-хопы, ходули «Ловкие ноги», гимнастические палки, диски «Здоровье», балансиры, ребристые доски, поролоновые геометрические фигуры, дуги, гимнастические скамейки, степ-платформы, стена для скалолазания, маты, обручи, тренажёры.

Фонограмма и видео сказки «Приключения Буратино», фонограмма «Звуки природы для релаксации», интернет-источники.

3.2. Методическое обеспечение и литература

Методические рекомендации, Н.А.Фомина«Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика». Г.Г.Демирчоглян «Профилактика близорукости у детей». О.В.Козырева «Лечебная физкультура для дошкольников». И.С.Красикова «Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки». Н.Г.Коновалова «Профилактика нарушений осанки у детей». В.А.Стрельцов, О.А.Цепко «Профилактика и коррекция осанки». В.С.Лосева «Плоскостопие у детей 6-7 лет». Н.П.Недовесова «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей».

3.3.Краткое содержание программы

Методы и приемы. При обучении  используются традиционные методы: наглядный, словесный и практический.

В наглядном методе это, прежде всего, постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приемов. Показ движения нужно заранее хорошо продумать,  одновременно с показом звучит объяснение.

Словесный метод широко применяется в процессе обучения,  как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами.

Использование практического метода представляет собой многократное выполнение конкретного движения.

Подход к каждому ребёнку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность к адаптации к различным жизненным изменениям.

Принципы построения занятий:

1.  Индивидуальный подход в методике и дозировке физических упражнений.

2.  Подбор физических упражнений по анатомическому признаку.

3.  Подбор упражнений из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа.

4.  Выполнение упражнений с различной амплитудой.

5.  Разнообразие и новизна в подборе упражнений (10-15% упражнений обновляется, а 85-90% повторяются для закрепления).

6.  Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки – физические упражнения чередуют с отдыхом.

Основное содержание Программы составляют специальные упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

Зрительная гимнастика помогает укрепить глазодвигательные мышцы и, тем самым, способствуют профилактике близорукости и недопущения увеличению глазных патологий.

Упражнения в расслаблении способствуют снятию напряжения и закрепощенности различных мышечных групп.

Подвижные игры предусматривают закрепление пройденного материала в игровой форме, повышают интерес к занятиям.

Занятия проводятся подгруппами по 10-15 человек и строятся по следующей схеме:

1 часть. Вначале даются различные виды ходьбы, бега и ползания для профилактики осанки и плоскостопия.

2 часть. Блок общеразвивающих и специальных упражнений направлен на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса, формирование правильной осанки и нормального свода стопы. Подвижная игра и элементы спортивных игр позволяют закрепить двигательные умения и навыки, поднять эмоциональный тонус занимающихся.

3 часть. Занятие заканчивается упражнениями на расслабление организма, ходьбой и беседой о достижениях, желаниях детей.

Средства реализации программы:

  1. Упражнения общей направленности. Включают строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, упражнения на растягивание и расслабление мышц, упражнения на дыхание и массаж. Комплексы упражнений общей направленности содействуют развитию мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решают задачи общей физической подготовки занимающихся, оказывают профилактическое воздействие на опорно-двигательный аппарат ребёнка.

Общеразвивающие упражнения вызывают улучшение кровообращения и дыхания, способствуют развитию быстроты и выносливости, развивают двигательные способности, формируют правильную осанку. ОРУ используются для всех мышечных групп, регулируя общую нагрузку занятия. Они могут выполняться без предметов и с предметами, а так же с использованием простейших тренажеров.

Упражнения на растягивание и расслабление мышц способствуют формированию свободного движения, что улучшает качество двигательного навыка. Применяются при снижении физической нагрузки, содействуют хорошему кровообращению в мышцах и их питанию, улучшают самочувствие.

Упражнения на дыхание — специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Эти упражнения в разной степени связаны с общеразвивающими упражнениями.

Массаж включает приемы самомассажа со вспомогательными средствами —массажные дорожки, массажные мячи, которые используются в сочетании с физическими упражнениями.

  1. Упражнения специальной направленности включают упражнения для формирования и закрепления правильной осанки, профилактики плоскостопия, профилактики близорукости. Это специальные упражнения для укрепления мышц стопы, голени, бедра, таза, спины, брюшного пресса, грудной клетки, глазодвигательных мышц. Они выполняются как с предметами, так и без предметов из исходного положения лежа на спине, животе, сидя прямыми и согнутыми ногами, стоя на четвереньках.
  2. Подвижные игры и элементы спортивных игр. Особое место в программе занимают подвижные игры и элементы соревнования. Они помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, прививают умение правильно управлять своими движениями, дисциплинированного и сознательного отношения к занятиям. Непременным условием победы в игре, соревновании должна быть хорошая осанка всех членов команды или её большинства. Правильный подбор подвижных игр и элементов соревнования позволяет эмоционально скрасить деятельность детей и поднимает интерес к систематическим занятиям.

Методика проведения ритмической гимнастики. Упражнения ритмической гимнастики  по своей двигательной структуре просты и доступны для детей. Сюда входят общеразвивающие упражнения, бег, прыжки, элементы акробатики, народного и современного танца, но выполняемые под музыкальное сопровождение.

Каждый комплекс состоит из подготовительной,  основной и заключительной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения в этой части выполняются с небольшой амплитудой. Сюда входят: строевые упражнения, танцевальные шаги, элементы хореографии, упражнения для рук, плечевого пояса. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка – его центральную нервную систему, различные функции – к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.

Основная часть  длится от 70 до 80% общего времени. Здесь предусмотрены упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса, туловища и ног, элементы акробатики. Подбираются с таким расчетом, чтобы равномерно нагрузить все части тела. Вначале все упражнения выполняются в положении стоя, затем идут серия прыжков различных видов.

Хорошо используются танцевальные связки, самое главное, чтобы интенсивность была намного выше подготовительной части. После 1 - 2 дыхательных упражнений, которые позволяют восстановить дыхание, основная часть комплекса выполняется сидя и лежа на полу. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей.  

Все упражнения заключительной части выполняются в медленном темпе, что создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. 

Технологии. При реализации программы применяются игровые, технологии, технология ритмической гимнастики, личностно-ориентированная, здоровьесбережения.

Цель здоровьесберегающей технологии: овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья; увеличение резервов здоровья.

Цель личностно-ориентированной технологии: обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.

             Под воздействием игровых технологий у   ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012   № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  4. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р);
  5. План мероприятий на 2015-2020 гг. по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 729-р);
  6. Методические рекомендации Минобрнауки России по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015   № 09-3242;
  7. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. М., ТЦ Сфера, 2008 г.
  8. Демирчоглян Г.Г. Профилактика близорукости у детей. Практические советы – М.: Советский спорт, 2000. – 160 с., илл.
  9. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. М., «Просвещение», 2005г.
  10. Котешева И.А. Лечение и профилактика нарушений осанки. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 208 с., илл.
  11. Лосева В.С. Плоскостопие у детей 6-7 лет: профилактика и лечение. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с. (Серия «Здоровый малыш».)
  12. Недовесова Н.П. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
  13. Профилактика нарушений осанки у детей. Занятия корригирующей гимнастикой в процессе познавательной, игровой, исследовательской, творческой деятельности / Н.Г.Коновалова. – Волгоград : Учитель, 2016. – 90 с.
  14. Профилактика и коррекция осанки: Метод. пособие для студентов факультета физической культуры / Сост.: В.А.Стрельцов, О.А.Цепко; Сургут. гос.ун-т. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2003. – 44 с.
  15. Теория и методика физического воспитания детей  дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.Н.Шебеко. – 3-е изд., испр. - Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 400с., ил.;  
  16. Фомина Н.А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика. Методические рекомендации к программе по физическому воспитанию дошкольников. – М.: Баласс,Изд. Дом РАО, 2008. – 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности для детей 5-6 лет «Здоровый ребенок»

Дополнительная общеобразовательная программафизкультурно-спортивной направленности для детей 5-6 лет «Здоровый ребенок»...

Дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности «Игровой стретчинг»

Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры прин...

титульный к программе «Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы

laquo;Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы...

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Детский фитнес"

Дополнительная общеразвивающая программа «Детский фитнес» (далее программа) разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования / Под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г....

Дополнительная общеобразовательная программа, физкультурно - спортивной направленности «Крепыш»

Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевног...

Дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности детей дошкольного возраста "Маугли -стань чемпеоном"

Парциальная программа раннего физического развития детей разработана на основании статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...