Консультация для воспитателей: «Методика проведения физкультурных занятий на улице в разных возрастных группах»
консультация по физкультуре (старшая группа)

Кузнецова Лариса Владимировна

Консультация для воспитателей: «Методика проведения физкультурных занятий на улице в разных возрастных группах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей: «Методика проведения физкультурных занятий на улице в разных возрастных группах»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию консультацию по теме: «Методика проведения физкультурных занятий на улице в разных возрастных группах».

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Содержание занятий на воздухе строится на программном материале. Программный материал распределен с учетом особенностей детей каждого возрастного периода, с постоянным нарастанием трудностей как внутри возрастной группы, так и от группы к группе.

Сохранению высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия способствует правильное сочетание нагрузки и активного отдыха: упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки, подвижные игры) чередуются с упражнениями низкой и средней интенсивности (ходьба, перестроения, лазанье, метание, упражнения в равновесии).

При проведении занятий необходимо решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи комплексно.

Оздоровительные задачи – направлены на оптимизацию физического развития и физической подготовленности ребенка, ориентируют на всестороннее развитие его физических качеств, совершенствуют двигательные способности, укрепляют здоровье, закаливают организм и повышают его устойчивость к заболеваниям;

Образовательные задачи – предусматривают системное формирование необходимых двигательных навыков и умений и связанных с ними элементарных знаний в области физической культуры;

Воспитательные задачи – решаются в процессе физкультурного занятия: воспитание воли, позитивных качеств характера, эмоциональных потребностей детей, а также интерес, потребности в здоровом образе жизни. Воспитываются как физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость), так и нравственные (целеустремленность, настойчивость, чувство долга, ответственности и т.п.).

Но для каждого возраста существуют и свои специфические задачи

В младших группахвоспитатель  должен направлять свои усилия на то, чтобы научить детей ориентироваться в пространстве спортивной площадки, приемам элементарной страховки; правильному (по назначению) использованию физкультурного оборудования.

В среднем дошкольном возрасте основные усилия педагогов должны быть направлены на развитие физических качеств детей, и прежде всего выносливости и силы, которые являются основой обеспечения хорошей физической подготовленности.

В старших группах у детей следует развивать высокую физическую работоспособность и направлять усилия на качественную физическую подготовку. Создавать условия для реализации интересов детей, раскрытия их двигательных способностей и развитие самостоятельности.

Физкультурное занятие на улице проводится еженедельно. Продолжительность всех занятий в младшей группе составляет 15-20 мин, в средней - 20-25 мин, в старшей, подготовительной - 25-30 мин.

Занятия на воздухе имеют максимально оздоровительный эффект, позволяют выполнять движения на большом пространстве, усиливают физическую нагрузку, предоставляют широкие возможности для проведения спортивных игр, эстафет.

Однако, уличная теплая одежда и обувь не способствуют точности, выразительности и красоте движений в отличие от формы одежды для занятий в зале. Поэтому количество повторений ОРУ может быть сокращено, а больше места занимают упражнения в беге, прыжках, метании, подвижные игры.

До начала занятий и в процессе выполнения упражнений дети должны получать сведения о частях тела, направлениях движения, представление о правильной осанке. Они должны знать о пользе занятий на воздухе, значении и технике физических упражнений, о правилах подвижных игр, о нормах личной и общественной гигиены и др. Во время игр и физических упражнений нужно воспитывать у детей решительность, смелость, чувство товарищества, стремление к взаимопомощи, доброе отношение друг к другу. Используя упражнения на выносливость, нужно вырабатывать настойчивость, прививать детям умение преодолевать трудности.

Продолжительность занятий на воздухе соответствует программным рекомендациям. Структура занятий традиционна: вводная, основная и заключительная части.

В вводной части необходимо заинтересовать детей, сосредоточить их внимание и дать первоначальную нагрузку.

Вводная часть начинается с построения на площадке и ходьбы, во время которой дети выполняют 3—5 дыхательных упражнений. В холодный период года построение на площадке не проводится, и вводная часть начинается с выхода детей из помещения на улицу. После непродолжительной ходьбы дается медленный бег по площадке в течение 2—4 мин (в зависимости от возраста). В этой части занятия осуществляются подготовка детей к предстоящей мышечной деятельности и обучение в основном различным видам ходьбы и  бега: ходьба широким шагом, высоко поднимая колени, приставным шагом, спиной вперед, парами, врассыпную, также подскоки, перестроения, бег, повороты; упражнения на осанку и упражнения, укрепляющие стопу; танцевальные шаги. Выполняются прыжки на одной и двух ногах, с ноги на ногу и др. Использование этих упражнений направлено на улучшение пространственной ориентировки, укрепление мышц ног и таза, совершенствование осанки. Бег заканчивается ходьбой и перестроением в круг или колонны для выполнения ОРУ.

В основную часть включаются общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижная игра.

Основная часть занятия начинается с выполнения комплекса общеразвивающих упражнений, для того чтобы разогреть различные мышечные группы.

      Общеразвивающие упражнения объединены в комплексы: в младшей 4 упражнения, в средней группе — в комплексе 5 - 6 упражнений, в старшей и подготовительной — 6 – 8.

В младшей группе включается 5-6 общеразвивающих упражнений для разных групп мышц (от верхнего плечевого пояса до мышц ног) с 4-6 кратным повторением каждого);

в средней – 6-7 упражнений с 4-6-кратным повторением;

В старшей – 6-8 упражнений с 5-8-кратным повторением;

В подготовительной – 8-10 упражнений с 6-8-кратным повторением.

В младшей группе упражнения выполняются в медленном и среднем темпе, в более старшем возрасте – преимущественно в быстром темпе.  Исключение составляют упражнения с подниманием туловища из положения лежа с прогибанием туловища.

Комплексы включают упражнения для всех крупных мышечных групп: рук и плечевого пояса, туловища, ног. Особенностью комплексов является то, что два упражнения на одну мышечную группу выполняются подряд. Это обеспечивает большую физическую нагрузку на эти мышцы. Каждый комплекс общеразвивающих упражнений повторяется на 2 занятиях, т. е. в течение недели. Это позволяет воспитателю во время занятия на воздухе сократить объяснения и больше внимания уделить качеству выполнения упражнений.

Дети младшей группы общеразвивающие упражнения выполняют вместе с воспитателем . Первый этап- дети размещаются на площадке хаотично. Нужно одновременно видеть всех детей, поэтому воспитатель должен стоять у короткой стороны площадки лицом к детям. В последующем, когда дети строятся для упражнения в круг, воспитатель становится вместе с детьми по кругу, а не в центре. Чтобы все дети хорошо видели лицо воспитателя, он должен периодически перемещаться по кругу.

Дети средней группы должны быстро строиться в колонну и в шеренгу, находить свое место после ходьбы и бега, размыкаться на вытянутые руки, образовывать круг и перестраиваться в 2—3 колонны за ведущими.

Способ раздачи предметов . На первом этапе воспитатель сам раздает кубики, погремушки и другие предметы, положенные для удобства в открытую коробку. Экономя время, и одновременно приучая детей ходить по большому кругу, можно предварительно разложить предметы по кругу. После окончания упражнений дети сами положат их в коробку.

Старшая группа. Старшие дошкольники должны выполнять общеразвивающие упражнения четко, выразительно, слаженно, ритмично. Задача воспитателя - создавать ситуации, в которых дети могли бы реализовать приобретенный двигательный опыт, проявить находчивость, изобретательность. Построение в звенья проводится перестроением через; середину площадки по три. В таком варианте каждый ребенок активен, вынужден быстро ориентироваться в пространстве, а не идти пассивно за звеньевым.

В старшей группе дети должны выдерживать дистанцию в ходьбе в беге, размыкаться в шеренгах и колоннах, перестраиваться по ходу в 2—3—4 колонны за ведущими.  Воспитанники подготовительной к школе группы должны уметь перестраиваться: по двое, по трое, по четверо, держать равнение в колоннах и шеренгах.

Пособия разбираются детьми, как правило, по ходу , хотя возможны и другие варианты . Выполнение упражнений под счет обеспечивает сложность и четкость движений и является важным показателем обученности детей. Счет должен фиксировать действие. Это следует акцентрировать при показе. В отличие от младшей группы при разучивании общеразвивающих упражнений, как правило, имеет место предварительный показ в сочетании с объяснением. Практикуется использование действий без показа в целях контроля.

        Порядок действий воспитателя: а) назвать упражнение (это обеспечивает психологическую готовность к действиям); б) показать упражнение, сопровождая показ объяснением; в) подготовить детей к выполнению, называя детали исходного положения; г) обеспечить одновременное начало выполнения, командой "начинай"; д) воспитатель начинает упражнение вместе с детьми, а после 2 - 3 повторений дети продолжают самостоятельно;

При проведении упражнений на воздухе необходимо целенаправленно обучать детей правильному дыханию. Поднятие рук вверх, разведение их в стороны, выпрямление туловища сопровождаются вдохом. Наклоны, повороты туловища, сведение рук, приседания и др. должны сопровождаться выдохом, который усиливается этими движениями. Воспитатель должен обращать внимание не только на качественное выполнение самих движений, но и на правильное дыхание.

По окончании, дети перестраиваются в колонну по одному, по ходу складывают использованный спортивный инвентарь и бегут со средней скоростью в зависимости от возраста от 40 с до 2 мин. Бег заканчивается ходьбой и перестроением для выполнения упражнения в основных движениях.

     На каждом занятии дети упражняются в нескольких основных движениях (метании, прыжках, лазании, упражнениях в равновесие).

 Первым выполняется новое или более трудное по координации движение. Затем дети вновь бегут со средней скоростью, после чего упражняются в другом, уже знакомом им движении.

Упражнения в основных движениях заканчиваются медленным бегом, затем организуется подвижная игра или игра-эстафета. Игры предусматривают закрепление одного из основных движений; большое место в них занимает бег.

Игра вызывает у детей чувство удовольствия, приучает к согласованным действиям, развивает чувство товарищества, учит принимать самостоятельные решения, воспитывает быстроту, ловкость и выносливость.

Занятия на открытом воздухе насыщены игровыми упражнениями и подвижными играми с предметами и без них. Летом: ракетки, вертушки, мешочки для метания, мячи разного диаметра, флажки, гантели, предметы, выполненные из бросового материала (цветы из пластиковых бутылок, гантели с наполнением, дуги из старых обручей, удочка). Зимой выносятся клюшки, шайбы, конусы — стойки, мячи, короткие веревки, флажки.

Подготовка воспитателя к занятиям на улице имеет большое значение, заранее обдумать ход занятия, возможные перемещения детей по площадке, распределение ролей, подготовка материала. При подборе и проведении игр, следует учитывать характер предшествующих занятий (пройденную тему, тему недели), после сложных занятий, требующих от ребенка усиленного внимания, сосредоточенности, не предлагать новую игру, а провести уже знакомую.

Подвижная игра – обязательный компонент каждого занятия по физической культуре. Игра способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, поэтому разнообразные игровые действия должны повторяться систематически, видоизменяться и усложняться.

Малышей обязательно надо научить играть, следить, чтобы дети старались соблюдать правила игры (приучать не тесниться, располагаться по всей площади участка, разбегаться врассыпную подальше от водящего и друг от друга, не сужать круг во время хороводной игры)

В средней группе дети уже могут делиться на группы («Чей кружок быстрее соберется»), а так же выполнять несколько ролей («Волк и зайцы»). Важным становится выбор водящего. Для этого применяются считалки, которые дети должны знать и уметь использовать.

При проведении подвижных игр с детьми старшей и подготовительной группы возрастает роль воспитателя. Он должен не только знать содержание и правила каждой игры, но и умело направлять детей на достижение двигательных задач, формирование смелости, сообразительности, взаимовыручки, поддержки.

В играх-эстафетах правильное выполнение движений поощряется тем, что вначале победа присуждается команде, допустившей меньшее число ошибок, а затем той, которая закончила эстафету первой.

Заключительная часть способствует  снижению физиологической нагрузки для перехода к спокойной деятельности.

В заключительной части проводится медленный бег. Если во время игры дети много бегают («Ловишки», «Самолеты» и т. п.), то в заключительной части продолжительность медленного бега не указывается, но она должна быть меньше, чем обычно (не более 1—1,5 мин). Медленный бег переходит в ходьбу, во время которой выполняется 6—8 дыхательных упражнений. На этом занятие заканчивается.

Виды физкультурных занятий:

Типы занятий, а также комбинации форм взаимодействия позволяют выделить восемь видов занятий по физкультуре:

  • традиционные (то есть сочетающие разные виды деятельности в рамках установленного отрезка времени);
  • игровые (посвящённые соревнованиям или играм в конкретном виде спорта, например, футбольный матч между командами двух групп);
  • сюжетно-игровые (в отличие от предыдущего вида, сценарий занятия строится от лица персонажа и имеет сюжет);
  • самостоятельные занятия (обычно это комплекс подвижных игр);
  • прогулки или походы (часто организуются совместно с родителями, упражнения и игры носят стихийный характер);
  • занятия-тренировки (когда дети отрабатывают блок упражнений, относящийся к какому-либо виду спорта, например, броски мяча в баскетбольную корзину).

При проведении физкультурного занятия на улице рекомендуется использовать общепринятые способы организации детей – фронтальный, поточный, групповой и индивидуальный.

При фронтальном способе организации все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или делают одновременно разные движения. Фронтальный способ организации обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей.

Групповой способ — дети по указанию воспитателя распределяются на группы, каждая группа получает определенное задание и выполняет его. Одна группа занимается под руководством педагога, другие занимаются самостоятельно или в парах (например, с мячом). Пособия и оборудование располагают таким образом, чтобы воспитатель мог видеть всех детей и по мере необходимости отдавать распоряжения. Обычно такой способ организации применяется, когда дети уже овладели определенным запасом двигательных навыков и умений. Групповой способ целесообразен в работе со старшими дошкольниками.

При индивидуальном способе каждый ребенок делает упражнение по очереди, а воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания.

По мере освоения техники – ОВД ( основные виды движения) выполняются потоком. Особую разновидность поточного способа представляет круговое («станционное») выполнение упражнений.

Методические приёмы при проведении занятий по физкультуре

Составляя план урока по физической культуре в средней группе, педагог комбинирует приёмы четырёх групп:

  • словесные:
  • наглядные;
  • практические;

Словесные приёмы на занятиях физической культурой

Слово взрослого для ребят средней группы становится источником пополнения собственного речевого багажа. 

Объяснение. Каждое упражнение, отрабатываемое на занятии, должно быть разъяснено детям, иначе не избежать ошибок и даже травм.

Беседа. На занятиях физкультурой беседы должны быть короткими: 1–2 вопроса педагога и односложные ответы детей. Беседа обычно используется на вводном этапе занятия.

Загадки и стихотворения.

Сказочные сюжеты. Небольшие истории по теме, вводной, части занятия, чтобы мотивировать ребят и «включить» в тему.

Наглядность

Стимулировать такое восприятие можно с помощью:

  • картинок и схем;
  • иллюстраций к сказкам по теме занятия;
  • игрушек (например, в роли гостей урока);
  • атрибутов (мячей, скакалок, флажков, лыж и др.).

Наглядные приёмы могут быть представлены в двух формах:

  • демонстрация (когда педагог сам показывает порядок выполнения задания);
  • показ (приём, предполагающий объяснение выполнения игровых действий или видеороликов, мультфильмов по теме).

Практические:

Необходимо детям закладывать сразу правильную информацию и постоянно контролировать правильность выполнения и экономичность движения.

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Методика проведения физкультурных занятий на прогулке"

Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей. Это достигается включением в занятия подвижных игр, игр-эс...

Консультация для воспитателей на тему «Использование нетрадиционных методов здоровьясбережения в разных возрастных группах ДОУ»

Использование нетрадиционных методов здоровьясбережения в разных возрастных группах ДОУ....

Консультации для воспитателей "Методика проведения физкультурных занятий на прогулке"

Консультации для воспитателей "Методика проведения физкультурных занятий на прогулке"...

Консультация для педагогов "Методика проведения физкультурных занятий на прогулке"

quot;Методика проведения физкультурных занятий на прогулке"...

Консультация для воспитателей "Методика проведения физкультурных занятий на прогулке".

Консультация для воспитателей "Методика проведения физкультурных занятий на прогулке"....

Консультация для воспитателей "Методика проведения физкультурных занятий на прогулке"

Консультация для воспитателей "Методика проведения физкультурных занятий на прогулке" Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной ...

Консультация для воспитателей: «Методика проведения физкультурных занятий на улице в разных возрастных группах»

Консультация для воспитателей: «Методика проведения физкультурных занятий на улице в разных возрастных группах»...