Проект туристической направленности "Мы- Ямальские туристы"
проект по физкультуре (подготовительная группа)

Горячева Евгения Сергеевна

Актуальность:

   На сегодняшний день основной целью физического воспитания в ДОУ является обеспечение всестороннего физического развития ребенка. В наших северных условиях, когда зима длится 9 месяцев дети испытывают «двигательный дефицит», количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.  Большую часть времени проводят в маленьких помещениях, что увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает у детей физическое и психическое утомление, влечет за собой нарушение осанки, координации движений, плоскостопие, задержку возрастного развития, снижение эмоционального тона и настроения. Все это в свою очередь отрицательно влияет на характер умственной работоспособности.

    Следовательно, нашим детям севера нужна активная физическая деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы. Благоприятное воздействие на организм оказывает двигательная активность. В связи с этим актуален поиск новых подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры.

Одним из таких средств интегрированного развития и оздоровления дошкольников является туристическая игра «Геокешинг» с элементами спортивного ориентирования. Геокешинг - это командная игра, в которой присутствуют: путешествие, нахождение местоположения заданных объектов, поиск информации об объектах.

При выполнении различных заданий в игре геокешинг и упражнений с элементами спортивного ориентирования, требуется постоянная переработка большого объема специфической информации, включающая такие элементы как образное представление, прогнозирование, выбор варианта движения, принятие решения и коррекция по ходу выполнения принятого решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Мы - Ямальские туристы"25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новопортовский детский сад «Теремок»

Спортивно-туристический проект

«Мы – Ямальские туристы»

с элементами игры «Геокешинг»

и спортивного ориентирования

с. Новый Порт

  Апрель, 2021г.

Актуальность:

   На сегодняшний день основной целью физического воспитания в ДОУ является обеспечение всестороннего физического развития ребенка. В наших северных условиях, когда зима длится 9 месяцев дети испытывают «двигательный дефицит», количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.  Большую часть времени проводят в маленьких помещениях, что увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает у детей физическое и психическое утомление, влечет за собой нарушение осанки, координации движений, плоскостопие, задержку возрастного развития, снижение эмоционального тона и настроения. Все это в свою очередь отрицательно влияет на характер умственной работоспособности.

    Следовательно, нашим детям севера нужна активная физическая деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы. Благоприятное воздействие на организм оказывает двигательная активность. В связи с этим актуален поиск новых подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры.

Одним из таких средств интегрированного развития и оздоровления дошкольников является туристическая игра «Геокешинг» с элементами спортивного ориентирования. Геокешинг - это командная игра, в которой присутствуют: путешествие, нахождение местоположения заданных объектов, поиск информации об объектах.

При выполнении различных заданий в игре геокешинг и упражнений с элементами спортивного ориентирования, требуется постоянная переработка большого объема специфической информации, включающая такие элементы как образное представление, прогнозирование, выбор варианта движения, принятие решения и коррекция по ходу выполнения принятого решения.

Цель: Сформировать у детей интерес к спортивному ориентированию и закрепить знания детей о родном северном крае через туристическую игру Геокешинг.

Задачи:

  • Знакомство с простейшими способами ориентировки на местности в посёлке.
  • Формировать знания, умения и навыки, необходимые для работы с картами и компасом.
  • Обогащать знания ребёнка о достопримечательностях родного северного посёлка.
  • Физическое развитие и оздоровление дошкольников через двигательную активность.

Вид проекта: Спортивно-туристический

Тип проекта: Краткосрочный

Продолжительность проекта: 1год

Участники проекта: Дети (подготовительная к школе группа), педагоги, родители.

Этапы реализации проекта:

На первом этапе (вводном) дети играют в упрощенную игру, которая готовит их к геокешингу, учатся находить какие-то спрятанные предметы в группе на веранде в спортзале, учатся пользоваться картами-схемами, тем самым незаметно для себя обучаясь ориентировке в детском саду это является подготовкой для полноценной игры в геокешинг в старшем дошкольном возрасте.

Дети становятся искателями сокровищ, открывают тайны, вместе решают сложные интеллектуальные проблемы, чтобы дойти до цели.

Во время передвижения дети выполняют различные задания, решают головоломки и загадки связанные с природой и местоположением посёлка (тундры), участвуют в спортивных играх, национальных спортивных играх, эстафетах – для развития своих физических качеств (сила, ловкость, выносливость), выполняют творческие задания, связанные с продуктивной деятельностью, изучают историю родного края (флаги, гербы, символы), просматривают на презентациях достопримечательности посёлка, учатся работать с компасом, биноклем, и правильно распределять своё время, для выполнения того или иного задания.

На втором этапе (основном) активно внедряем полученные знания в практическую деятельность, он проходит на улице, там мы организуем мини-походы с поиском мини-клада, по территории детского сада, передвигаясь с помощью карты, планшета или другого путеводительного гаджета, так же используя при этом и средства дальновидности (бинокль), на территории детского сада будут определены несколько КП (контрольных пунктов), которых достигнув, дети выполнят задание. В результате дети получат необходимую информацию о месте нахождения клада, искомого предмета. Это может быть недостающий кусочек карты, цифры телефона, прозвонив по которому дети получают инструкции к дальнейшим действиям, либо описание места нахождения клада, план - схема. С ребятами во время подготовительного периода обговариваются правила безопасного поведения на улице, правила ПДД во время перехода проезжей части.

Третий этап (заключительный) на этом этапе привлекаются родители, они активно принимают участие в помощи организации туристического похода в тундру. Подготавливается оборудование, экипировка, определяются места, для расстановки КП (контрольных пунктов) в посёлке, так как путь в тундру лежит через посёлок. Вовремя туристического похода дети наблюдают за растениями, птицами, явлениями природы, преодолевают препятствия, учатся действовать дружно, сообща вместе с воспитателем.

В тундре выявляется место конечного КП, на котором дети выполнят спортивное задание, находят тайник спрятанный заранее.

В ходе геокешинга осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка. Играя, дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети закрепляют уже полученные знания, узнают новые сведения, учатся правилам безопасного поведения. Сюжеты игры геокешинг с элементами спортивного ориентирования разные, но способ их реализации один - «решил одну задачу – получи подсказку к следующей», что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Ожидаемые результаты.

    Данный проект значительно повлияет на развитие и совершенствование таких качеств, как выносливость, настойчивость, уверенность в своих силах, умение быстро и сноровисто преодолевать препятствия, а также развивается внимание и наблюдательность. При выполнении различных заданий, упражнений в игре геокешинг с элементами спортивного ориентирования, требуется постоянная переработка большого объема специфической информации, включающая такие элементы, как образное представление, прогнозирование, выбор варианта движения, принятия решения и коррекция по ходу выполнения принятого решения.    

Показатели эффективности реализации проекта.

  • Положительная динамика физических и психических качеств.
  • Развитие навыков общения в коллективе, творческой активности.
  • Формирование организованности, инициативности, самостоятельности.
  • Развитие пространственного мышления, готовности к школе.
  • Повышение популярности спортивного ориентирования, как вида спорта среди дошкольников. 
  • Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения. 

Перспективное планирование

Месяц

Работа с детьми

Работа с воспитателями

Работа с родителями

Социальные сферы

Сентябрь

Диагностика. Введение в тему.

Введение в тему. Проблемная ситуация.

Введение в тему. Проблемная ситуация.

Октябрь

Развивать зрительное восприятие.

Игры: Запомни кто  в какой одежде», «Острый глаз», «Что бывает высоким?», «Найди пару», «Наведем порядок», «Что изменилось?»

1.Знакомство с ориентирами на карте-схеме и в групповой комнате. Учить «читать» карту-схему. Игра «Найди предмет по карте» в группе (командой).

2.Закрепление составления карты-схемы групповой комнаты. Игра «Найди предмет по карте» (индивидуально). Обсуждение результатов и анализ ошибок.

Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам

Размещение в родительском уголке "Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей".

 Консультации «Закаливание организма- это важно»,

«Следим за осанкой с детства»

Открытое занятие на

Тему: «Спортивное

Ориентирование на местности.

Ноябрь

Упр., выполняемые в групповом помещении и дома. Знакомства с условными знаками. 1.Знакомство с картой-схемой спортивного зала. Изучение новых условных знаков. Игра «Найди предмет по карте» (индивидуально).

2.Закрепление знаний условных знаков карты-схемы спортивного зала. Знакомство с функциями КП (контрольных пунктов). Игра «Отметь КП на своей карте» (индивидуально).

Проводить различные задания: -найди предмет по числу шагов,-покажи и назови, что расположено впереди (сзади, слева, справа).

Составление семейных мини-проектов «Карта-схема пути от дома до детского сада».

Составление семейных мини-проектов «Карта-схема пути от дома до детского сада».

Изготовление атрибутов.

Экскурсия в парк Бекмана.

Декабрь

Выполнять различные задания:- нахождение игрушки по словесному указанию взрослого.

Например: «Пройди прямо по дорожке до песочницы. Сверни налево, пройди домик, там найдешь игрушку».

1.Знакомство с основными условными знаками карты-схемы своей прогулочной площадки.

Игра «Найди игрушку по карте» (командой).

Проводить различные задания:- нахождение игрушки по словесному указанию взрослого.

Знакомство с основными условными знаками карты-схемы прогулочной площадки.

Размещение информации для родителей на стенде.

Январь

Система игровых упр., направленных на развитие пространственной ориентации, формирование навыков чтения и составления простейших карт-схем, а также ориентирования на местности.

1. Закрепление составления карты-схемы спортивного зала.

 Игра «Найди 5 предметов по карте» в спортивном зале (соревнование командами, индивидуально).

2.Игра «Отметь 8 КП на своей карте».

Цель: проверка умений читать карту спортивного зала.

Обсуждение результатов и анализ ошибок.

Создание взрослым при активной помощи детей карты-схемы игровой и жилой комнаты. Закрепление составления карты-схемы совместно с детьми спортивного зала.

Педагогические беседы с родителями. Беседы на волнующие темы для родителей

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Февраль

Индивидуальное составление детьми карты-схемы группы и прогулочной площадке на листе бумаги (при помощи взрослого).

1. Учить детей самостоятельно расставлять КП на прогулочной площадке (1-команда расставляет, отмечает на карте. 2-команда ищет, отмечает на индивидуальной карточке).

Ориентирование на участке детского сада.  – Изучение условных обозначений деревьев, кустов, оборудования, расцветка обозначений.

Упражнения с картой-схемой. Взрослые пунктирной линией изображает на карте-схеме маршрут, по которому предлагается «пройти» ребенку.

Март

Упражнения по ориентированию на местности по уменьшенным картам. Сначала местом «старт» и «финиш» служат дверь, калитка или ворота, затем другие ориентиры.

-Упражнения на развитие памяти.

1.Продолжать упражнять в ориентировании на участке.  Игра «Отметь 5 КП на своей карте» (индивидуально).

2.Знакомство с составлением карты-схемы площадки 4-ех групп.

Игра «Найди предметы по всей площадке» (командой). Обсуждение результатов.

Изучение составленной взрослыми карты-схемы всей территории детского сада.

Совместное составление взрослыми и детьми карты-схемы территории детского сада.

Подготовка спортивного снаряжения для мероприятия. Изготовление

Атрибутов.

Апрель

1.Закреплять знание условных обозначений на всей площадке.  Игра «Отметь все КП на своей карте» (индивидуально) .

2.Знакомство с ориентированием в заданном направлении. Игра-соревнование по правилам ориентирования в ЗН (индивидуально). Обсуждение результатов.

Составление с детьми карты-схемы территории всего детского сада. Игра-соревнование по правилам ориентирования в ЗН на территории всего детского сада (индивидуально).

Закрепление знаний условных обозначений по всему участку. Ориентировка в заданном направлении.

Выход в «парк Бекмана»

Ориентировка на местности, совместно с детьми.

Май

Игра-соревнование «Ориентирование по выбору на всей территории детского сада» (командами). Подведение итогов, обсуждение результатов.

Подготовка к проведению соревнования.

Итоговое мероприятие на территории детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Туристический слет в детском саду"

Проект посвящен проблеме организации работы по приобщению дошкольников к туризму. Проект содержит богатый практический материал: подвижные и дидактические игры, беседы, консультации, необходимые педаг...

Сценарий проведения туристического слета «Юный турист» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: содействие развитию туристической культурыЗадачи:-пропагандировать здоровый образ жизни, активный отдых.-совершенствовать двигательные способности детей, направленную на укрепления здоровья...

Сценарий проведения туристического слета «Юный турист» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: содействие развитию туристической культурыЗадачи:-пропагандировать здоровый образ жизни, активный отдых.-совершенствовать двигательные способности детей, направленную на укрепления здоровья...

Туристический поход "Юные туристы группы "Росинки"

Цель:Способствовать оздоровлению детей во время прогулки, развивать ловкость, выносливость, создать атмосферу дружелюбия, повысить эмоциональный настрой....

Сценарий туристического похода «Мы – туристы»

Сценарий туристического похода «Мы – туристы»...

Сценарий туристического похода «Мы туристы»

Сценарий туристического похода «Мы туристы»Цель похода: Содействие сохранению семьи, её приверженности здоровому образу жизни путём проведения совместно с родителями туристических про...