Русские народные игры в воспитании детей старшего дошкольного возраста
консультация по физкультуре (старшая группа)
«Народные подвижные игры
способствуют не только эффективному физическому развитию
и воспитанию дошкольников,
но выступают как средство духовного развития личности» К.Д.Ушинский
Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребѐнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников.
Русская народная культура чрезвычайно богата играми: скоморохи, гусляры, петушиные бои, кукольные Петрушки, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы.
Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаѐтся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.
Весѐлые подвижные народные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменные прятки, салочки, ловишки! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом также, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в эти игры.
В русских народных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры – забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр.
Играйте с детьми как можно чаще!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Русские народные игры в воспитании детей дошкольного возраста»
«Народные подвижные игры способствуют не только эффективному физическому развитию и воспитанию дошкольников, но выступают как средство духовного развития личности»
К.Д.Ушинский
Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребѐнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников.
Русская народная культура чрезвычайно богата играми: скоморохи, гусляры, петушиные бои, кукольные Петрушки, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы.
Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаѐтся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.
Весѐлые подвижные народные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменные прятки, салочки, ловишки! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом также, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в эти игры.
В русских народных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры – забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр.
В чѐм же преимущество использования русских народных подвижных игр?
Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребѐнка, помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, закрепить представление о цветах, оттенках.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество. И, заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память. Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила.
Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Играем в семье.
Народная игра - естественный спутник жизни ребѐнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Постепенно исчезают такие народные игры, как «Салки», «Лапта», «Казаки - разбойники», «Золотые ворота». Все они вместе со считалками, песенками, закличками и есть величайшее богатство нашей культуры, потому, что в них заложена народная мудрость.
Вспомните, пожалуйста, в какие народные подвижные игры Вы любили играть в детстве? В какие народные игры любят играть ваши дети? А в какие народные игры Вы любите играть вместе со своим ребѐнком?
Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослым и детьми являются народные игры.
В народной подвижной игре развивается сила вашего ребѐнка, твѐрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Одни игры развивают у детей ловкость, выносливость, меткость, координацию, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, честности и порядочности, любви и долгу.
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей. Приучают детей быть честными и правдивыми.
Народные игры для дошкольников – способ познания окружающего. В них много юмора, шуток, соревновательного задора.
Такие игры доставляют ребѐнку много положительных эмоций, особенно дети любят, когда с ними играют родители. Не лишайте его такой радости, помните, что вы и сами были детьми.
Родители первые участники игр своих детей. И чем активнее ваше общение с ребѐнком, тем быстрее он развивается. Дети очень подвижны, неутомимы в своѐм желании бегать, прыгать, скакать, устраивать себе препятствия, и они получают от всего этого мышечное удовольствие. Взрослые не всегда понимают детей, часто не позволяют шалить и резвиться, закладывая установку на малоподвижный образ жизни.
В чѐм преимущество использования народных игр в практике семейного воспитания?
Преимущество в том, что игры просты и доступны в организации. Они не требуют специального оборудования, специального отведѐнного для этого времени. С ребѐнком вы можете играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время путешествия в поезде, на даче, в походах.
Предлагаю вашему вниманию несколько русских народных игр, которые могут быть с успехом использованы в семье.
«Узнай, кто»
Описание игры. Один из играющих подкрадывается к водящему (выбирается с помощью считалки) и закрывает ему глаза. Водящий должен по одежде (на ощупь) узнать, кто это и назвать по имени.
«Молчаливое собрание»
Описание игры. Играющие рассаживаются рядом и поочередно шепчут на ухо соседу какое – либо слово. Затем каждый встает и изображает мимикой и действиями сказанное ему слово остальные должны угадать. Игра проходит очень весело, но по правилам смеяться нельзя – за это платят фант.
Указания к проведению. Каждый играющий до тех пор изображает сказанное слово, пока все не догадаются.
«Король в плену»
Описание игры. Двое играющих поочередно кладут друг другу руку на руку, считая до девяти. Наиболее быстрая рука схватывает медлительную, говоря: "Король в плену".
Указания к проведению. Необходимо соблюдать следующие правила: нельзя задерживать руку партнера; одному игроку нельзя класть две руки подряд.
Советы родителям по организации
народных игр в семье.
•И для ребѐнка и для родителей так важно играть вместе! Так дорого ощущение любви и то особенное понимание ребѐнка, которое можно обрести в игре с ним.
•Народная игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей.
•Ваше участие в детской игре – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов должны быть естественным и желанным.
•Не ждите от ребѐнка быстрых и замечательных результатов, проявляйте своѐ терпение.
•Поддерживайте активный, творческий подход ребѐнка, поощряйте индивидуальное самовыражение ребѐнка в игре.
•Если ребѐнок умеет играть, если его радует собственная ловкость и вдохновляет победа над трудностями, ему никогда не будет скучно.
•Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно: победа, поражение, ничья.
•Используйте народные игры при организации семейных праздников, дней рождений ребѐнка.
Ребѐнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игровой деятельности. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает минут в обществе близких, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
Играйте с детьми как можно чаще!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/20/picture-46478-1611154560.jpg)
Программа кружка русской народной куклы «Василинка» для детей старшего дошкольного возраста
Данная программа не является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников. Конспекты занятий сод...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/02/picture-439099-1478112732.jpg)
Конспект ННОД по сюжету русской народной сказки ""Колобок для детей старшего дошкольного возраста
Данный материал могут использовать воспитатели в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/02/picture-423748-1396423993.jpg)
Сценарий праздника встречи весны по русским народным традициям «Жаворонушки» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей
Сценарий праздника встречи весныпо русским народным традициям «Жаворонушки» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителейЦель: продолжать знакомить детей с традициями и обычаями р...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-517808-1415294282.jpg)
Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»
«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/02/picture-660732-1441144456.png)
Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Колобок» для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Колобок» для детей старшего дошкольного возраста.Провела: Репнова Александра Алексеевна воспитатель МАДОУ МО г. Красно...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/05/picture-783510-1462444995.jpg)
Программа мини-музея русской народной куклы «Алёнушка» для детей старшего дошкольного возраста
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых....
Игра – драматизация по русской народной сказке «Теремок». Для детей старшего дошкольного возраста
Расширять знания детей о театральном искусстве, добиваться выразительности в изображении сказочных персонажей, развивать творческие способности...