Бег как средство физического развития детей подготовительной группы на улице.
статья по физкультуре (подготовительная группа)

Войнова Виктория Сергеевна

 Упражнения в беге для детей подготовительной группы все более усложняются. Необходимо  продолжать совершенствовать технику основных локомоций бега в разном темпе, при этом обращать внимание детей на особенности положения туловища, головы, движений рук, ног. Использовать разновидности бега с различными положениями рук, их движениями, в сочетании с другими заданиями для укрепления различных мышечных групп. В данной публикации даются методические рекомендации, требования к технике бега и практическая подборка подвижных игр и игровых заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бег как средство физического развития детей подготовительной группы на улице.

Образовательные задачи:

1 Способствовать дальнейшему закреплению основ правильной техники бега;

2.Совершенствовать навык отталкивания и выполнения безопорной фазы бегового шага;

3.Совершенствовать технику выполнения бега в различных построениях (в колонне по одному; парами, в шеренге, в кругу) и направлениях (на месте, «челночный бег» по диагонали; врассыпную, «змейкой» и т.д.);

4.Совершенствовать навык использования бега в изменяющихся условиях (темповых, предметно- пространственных, звуковых);

5.Совершенствовать способность к сохранению высокого уровня дистанционной скорости бега.

Техника:                   

Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад — в стороны. При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. При более широких беговых шагах нога ставится с пятки с последующим перекатом на всю стопу. При отталкивании нужно разогнуть ногу в колене. Носки в стороны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты, плечи не поворачивать вслед за рукой, чтобы не вызвать чрезмерного поворота туловища.

Бег в максимальном темпе выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед-вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены, смотреть вперед. Техника бега может быть различной в зависимости от его разновидности.

Методические указания:

 Упражнения в беге для детей подготовительной группы все более усложняются. Необходимо        продолжать совершенствовать технику основных локомоций бега в разном темпе, при этом обращать внимание детей на особенности положения туловища, головы, движений рук, ног. Использовать разновидности бега с различными положениями рук, их движениями, в сочетании с другими заданиями для укрепления различных мышечных групп.

 Использовать бег в изменяющихся условиях (темповых, предметно- пространственных, звуковых) для развития: быстроты (в первую очередь, быстроты простой двигательной реакции, способность к быстрому началу движения- резкость, так и способность к сохранению высокого уровня дистанционной скорости, способности быстро переключаться с одних действий на другие); общей выносливости, координационных способностей (способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений Необходимо добивается умения выполнять различные виды бега технически правильно: на носках короткими и частыми беговыми шагами; бег широким шагом с большой безопорной  фазой (фаза полёта) и движениями рук большой амплитуды, поощрять детей, умеющих применять ,соответствующие заданию виды бега. В упражнения и игры включаются различные задания в беге в среднем темпе, например: не снижая скорости бега, сменить ведущего, выполнить поворот кругом, перестроиться из колонны в пары. Также в среднем темпе выполняется бег по пересеченной местности. Дистанция такого бега, типа кросса, для детей 6 лет находится в пределах до 150—200 м. По возможности, включаются препятствия, которые дети должны преодолеть на бегу: подлезть, перепрыгнуть, ловко обежать.

В подготовительной группе ведется специальная работа над развитием у детей двигательных качеств быстроты и выносливости, для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20—30 м или повторяют 3—4 раза бег с максимальной скоростью на 10 м.

Продолжительность непрерывного бега на носках, с высоким подниманием бедра, с захлестом голени назад, небольшая (10—20 с). Как правило, эти виды бега повторяются 2—3 раза, чередуя каждый вид с обычным бегом или ходьбой. Бег широким шагом дается на дистанции 10—12 м. Для этого бега можно использовать различные ориентиры — линии, шнуры, плоские обручи, набивные мячи.

Быстрый бег применяется чаще всего в играх с элементами соревнования. Длительность такого бега невелика — 6—9 с. Однако, чередуясь с естественными остановками — отдыхом, он может повторяться 4—5 раз.

С целью развития выносливости детям предлагается пробежать до 100 м, затем пройти часть пути и вновь пробежать такое же расстояние. Более продолжительным становится бег в медленном темпе — до 1,5—2 мин. Медленный бег целесообразнее проводить в естественных условиях на воздухе.

Подвижные игры с использованием бега и беговых упражнений:

                             Подвижная игра «Караси и щука»

Правила игры: Один ребенок выбирается щукой. Остальные играющие делятся на две группки: одна из них – камешки – образует круг, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом. По сигналу воспитателя: «Щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем – нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг.
Игра проводится 3 – 4 раза, после чего подсчитывается число пойманных.
Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется.

                                        Подвижная игра «Мышеловка»

Правила игры: Дети делятся на две равные группы. Одна группа - "мышки". Они стоят в колоне один за другим. Со второй группы детей сделать 3 круга - это 3 "мышеловки". Дети, которые образуют мышеловки, берутся за руки и на слова: "Мышеловка открыта" дети в кругу поднимают руки. Мышки пробегают сначала через одну мышеловку, а затем через вторую и т. д. На слово воспитателя: "хлоп" мышеловка закрывается (дети в кругу опускают руки). Мышки, которые остались в кругу считаются пойманными и становятся в круг. Игра заканчивается, когда все мыши будут пойманы. Выигрывает та мышеловка, где будет больше пойманных мышей. Игра повторяется. Дети меняются ролями.

                           Подвижная игра «Волк без логова»

Правила игры: Перед началом игры выбирают двух водящих. Один из них «волк» — он будет убегать. Другой «охотник» — он будет догонять «волка». Все остальные ребята разбиваются на пары и встают в произвольном порядке в помещении. Каждая пара стоит лицом друг к другу, подняв над головой сцепленные руки. Получается волчий «домик» или, по-другому, «логово». Когда «волк» убегает от охотника, он может забежать в такое «логово» и составить пару с одним из детей. «Волк» встает между двумя играющими и тот, к кому он оказался спиной, становится «волком» вместо него. Тот «волк», который все-таки попался «охотнику» становится новым «охотником». А прежний «охотник» встает в любую пару. Один из игроков этой пары становиться новым волком.

                                        Подвижная игра «Бег шеренгами»

Правила игры: Команды выстраиваются шеренгами (на расстоянии 15-20шагов), можно дать им названия «Ракета» и «Спутник». По сигналу дети одной из команд, взявшись за руки идут вперёд, стараясь соблюдать равнение. Когда до другой шеренги участники которой сидят на земле, остаётся 2-3 шага, воспитатель даёт команду: «Беги!». Дети первой шеренги расцепляют руки и бегут в свой дом, а ребята второй шеренги стараются их осалить. При повторе команды меняются ролями

2 вариант:

Каждый раз дети обеих команд должны принимать определённое исходное положение, например: те, кто наступает, могут брать друг друга под руги, класть руки на плечи, сцеплять их впереди; те, кто ожидает приближения соперников, могут стоять спиной или боком к ним.

                                  Подвижная игра «Быстрей по местам»

 Правила игры: Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. Место каждого играющего отмечается каким-нибудь предметом, например кубиком, который кладется на пол. По слову воспитателя «бегите» или удара в бубен дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке. убирается один из предметов, лишая, таким образом, одного ребенка места. При ударе в бубен или после слов «по местам» все дети бегут в круг и занимают любое место. Оставшемуся без места дети хором говорят: 
«Ваня, Ваня, не зевай (Маня, Оля и др.), быстро место занимай!»

 Когда игра проводится в последний раз, кладутся кубики обратно, для того, чтобы все дети имели место.

                               Подвижная игра «Мы веселые ребята»

Правила игры: Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине, между двумя линиями, находится «ловишка», назначенный воспитателем или выбранный детьми. Дети хором произносят текст: «Мы весёлые ребята, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать: раз, два ,три – лови!»

После слова «лови!» дети перебегают на другую сторо6ну площадки, а «ловишка» догоняет их. Тот, до кого «ловишка» дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и садиться возле «ловишки». 

 После двух-трех перебежек, производится подсчет пойманных и выбирается новый «ловишка»

                                           Подвижная игра «Ловишки»

Правила игры: Дети находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены флажками). Назначенный воспитателем или выбранный детьми «ловишка», получив цветную повязку (ленточку), становится на середине площадки. 

После сигнала воспитателя: «Лови!» - все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и коснуться его рукой. Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда «ловишка» поймает 3-4 играющих. При повторении игры выбирается новый «ловишка». Если «ловишка»в течении 30-40 секунд не может поймать никого из играющих, воспитатель должен назначить другого водящего.

                            Подвижная игра «Хитрая лиса»

Правила игры: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Водящий просит всех закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становиться хитрой лисой. Затем водящий предлагает детям открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, - не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) – сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», - хитрая лиса быстро выходит на середину круга и говорит: «Я здесь!». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные, т.е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону. После того как лиса поймала двух-трех детей, воспитатель говорит: «В круг». Дети снова образуют круг, и игра повторяется.

                           Подвижная игра «Птичка без гнезда»

Правила игры: Дети делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто стоит первым - гнездо, второй за ним - птица. В центре обруч - там водящий. Он считает: «раз» - игроки, изображающие гнезда, ставят руки на пояс; «два» - игрок-птица кладет руки на плечи впереди стоящему, «три» - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке.

По сигналу водящего «все птицы по домам!» каждая птица стремится занять свой дом-гнездо,  т.е. встать за игроком-гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнезд.

При повторении игры дети м еняются ролями.

Птицы вылетают только на счет «три». Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птица летает по площадке.

                   Подвижная игра «Северный и южный ветер»

Правила игры: Среди играющих выбирается два водящих (скорее всего с помощью считалочки) – одному одевается синяя лента – он северный ветер, а другому – красная – он южный ветер. «Северный ветер» по правилам игры догоняет играющих и «замораживает» их, осаливая. Игрок, до которого дотронулся северный ветер, должен замереть как вкопанный. «Южный» же ветер наоборот размораживает игроков, дотрагиваясь до «замороженных». Тот, до кого дотронулся южный ветер, продолжает двигаться по площадке. Задача северного ветра «заморозить» как можно больше игрока и не дать южному ветру «разморозить» участников игры.

                      Подвижная игра «Кто быстрее до флажка»

Правила игры: На расстоянии 5-6 шагов от края площадки проводится черта, за которую     становятся 4-5 детей. На противоположной стороне площадки на расстоянии 18-20 шагов от черты против каждого ставят стул, на который кладут флажок. Стулья стоят на одной линии. По сигналу (удар в бубен или хлопок или при словах «раз, два, три – беги!») дети бегут к флажкам, берут их, поднимают вверх, потом кладут обратно. Воспитатель отмечает, какие дети раньше других подняли флажок. На место бежавших становятся за черту следующие 4-5 человек. Игра заканчивается, когда все дети пробегут по одному разу за флажками. Когда дети хорошо освоят этот вариант игры, рекомендуется внести усложнение: на пути к флажку ставятся стойки с веревкой, натянутой на высоте 60 см. Дети подлезают под нее, не касаясь земли руками, выпрямляются и бегут дальше к флажку.

                                   Подвижная игра «Второй лишний»

Правила игры: Дети становятся по кругу, расстояние между ними должно быть не менее 1-2 шагов. За кругом находится двое водящих. Один из них убегает, другой старается догнать его. Убегающий ребенок, спасаясь от ловящего, становится впереди какого-то ребёнка. Если он вбежал в круг и встать пока его не запятнали, его уже нельзя салить. Теперь должен убегать ребёнок, который оказался вторым. Если Ловишка успел коснуться убегающего, то они меняются ролями.

Бегать только вне круга, не пересекать его, не хвататься за детей, стоящих в кругу, бегать не слишком долго, чтобы все могли включиться в игру.

                                           

                                       

                                    Подвижная игра «Третий – лишний»

Правила игры: Из общего числа играющих выбирают двоих: один из них — водящий. Остальные играющие становятся попарно друг за другом лицом к образовавшемуся кругу. Первый играющий отходит от водящего на 3—4 шага  и начинает убегать. Водящий должен догнать его и «запятнать», Чтобы не быть «запятнанным», убегающий игрок может стать впереди любой пары и сказать: «Третий лишний!» («Много троих, хватит двоих!»).  После этих слов стоящий последним в паре начинает убегать от водящего. Если   водящему  удалось догнать и «осалить» убегающего игрока, то они меняются ролями. Бегать можно только по кругу, но нельзя перебегать через него.

                                 Подвижная игра «Гори, гори ясно…» в кругу

Правила игры: Дети становятся в круг. Водящий с платком в руке идет вдоль круга за его  пределами. Дети хором говорят:

                                        «Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

                                          Глянь на небо: птички летят,

                                          Колокольчики звенят!

                              Раз, два, три – беги!»

 Водящий поднимает платок над парой детей. Они бегут вдоль круга в  противоположном направлении. Кто быстрее возьмет платок из рук водящего, тот сам становится водящим.

         Подвижная игра «Салки – не попади в болото»

Правила игры: На площадке обозначается место, куда нельзя забегать – болото (муравейник, огород). Выбирают ловишку. По сигналу он догоняет детей, стараясь их осалить. Осаленный ловишкой выходит из игры.

2 вариант:

Ловишка стоит в центре круга, начерченного на земле или выложенного из шнура. Дети забегают в круг и выбегают из круга, а Ловишка пытается осалить того, кто не успевает выбежать из круга.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Физическое развитие детей подготовительной группы»

Формирование двигательных  навыков  и умений  и других физических  качеств - происходит  в  основном  на  физкультурных  занятиях. Мы предлагаем вашему вни...

Нетрадиционное оборудование для физического развития детей подготовительной группы

Введение в воспитательно-образовательный процесс по физическому воспитанию элементов новизны, чтобы вызвать у детей интерес к занятиям физкультурой....

Конспект НОД по физическому развитию детей подготовительной группы "Ловкие, смелые"

Занятие носит соревновательный характер, и в то же время воспитывает дух коллективизма. Используются коммуникативные игры, карточки-схемы, детали круговой тренировки....

Консультация для родителей: "Физическое развитие детей подготовительной группы"

Задачи физического воспитания детей старшей группы....

конспект НОД по физическому развитию детей подготовительной группы

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе...