Спортивный тимбилдинг – эффективное средство формирования детского коллектива в детском саду
статья по физкультуре (старшая группа)
Технология командообразования (тимбилдинг) прекрасно объединяет работу воспитателя, инструктора по физической культуре в единое целое и решает вопрос интеграции двигательной активности и позитивного общения детей дошкольного возраста, благодаря чему дети сближаются и эффективно выстраивают общение между собой в коллективе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 45 Московского района Санкт-Петербурга
Инструктор по ФК
Салфетникова Ю.А.
Спортивный тимбилдинг – эффективное средство формирования детского коллектива в ДОУ
Мы как звенья одной цепи
Лишних нет и случайных тоже
И попробуй-ка отцепи
Друг без друга поверь, не сможем…
Проблема развития детского коллектива и личности изучается педагогами на протяжении длительного времени.
Любой коллектив – это организм, живущий и развивающийся по определённым законам и правилам. Взрослые это понимают и принимают, хотя бывают ситуации и проблемы, с которыми даже опытные люди не могут справиться самостоятельно.
Вспомните время, когда вы учились в школе: в каждом классе были заводилы, тихони и те, кто сторонился коллектива и не хотел принимать в его жизни никакого участия. Опытным путем мы, взрослые люди уверенно можем сказать, что результат коллективных вложений во многом превосходит сумму затраченных усилий, отдельно взятых учащихся. Одному достичь успеха чрезвычайно сложно, и навык работы и построения общения в коллективе необходим в том числе и ребёнку. Мы живем в современном мире, и умение работать в команде необходимо формировать с самого раннего возраста. В любом коллективе работают люди с разным темпераментом, характером и стилем жизни. Нужно, чтобы эти особенности не стали препятствием в работе коллектива, а наоборот качества одного дополняли другого и наоборот.
Направления (содержание) (в соответствии с задачами)
В современном образовательном процессе тема применения новых технологий становится наиболее актуальной. Изменения, происходящие в образовательной системе, стремительны. Появляются дистанционные формы взаимодействия и обучения, увеличивается техническая грамотность нынешнего поколения, но достаточно ли этого детям, чтобы они были успешными и готовыми к выполнению различных видов деятельности, к творческому выполнению предстоящих жизненных задач. Наши дети часто не умеют взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться, часто конфликтуют не пытаясь помочь друг другу, проявляют излишний эгоцентризм. К сожалению, в нынешнее время, коллективизм как явление постепенно вымирает из образовательных учреждений, уступая развивающемуся индивидуализму и личностному успеху. Как показывает практика, одному достичь успеха практически невозможно, для этого необходимо умение и желание сотрудничать, общаться, договариваться, находить компромиссы для достижения общей цели. Навык работы и построения общения в коллективе важен. Умение работать в команде необходимо развивать, в том числе, и ребёнку с самого раннего возраста.
Актуальность:
В связи с этим, становится актуальным поиск новых форм и методов работы с детьми дошкольного возраста.
Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность в двигательной активности, не всегда могут реализовать ее на должном уровне. Это прослеживается в отсутствии направленности в двигательной сфере и решительности в своих возможностях, отсутствии интереса к занятиям физической культурой у одних и в наличии излишней активности у других. Многие дети по причине недостаточного уровня развития общей моторики, координации движений и телесной ловкости ощущают определённые сложности, стеснение во время выполнения движений, что приводит к отчужденности ребёнка от общих действий, к эмоциональному напряжению.
Технология командообразования (тимбилдинг) прекрасно объединяет работу педагога-психолога, инструктора по физической культуре в единое целое и решает вопрос интеграции двигательной активности и позитивного общения детей дошкольного возраста, благодаря чему дети сближаются и эффективно выстраивают общение между собой в коллективе.
Тимбилдинг – это технология, которая помогает в игровой активной форме обучить детей навыкам работы в команде, общению, принятию решений. Помимо того, тимбилдинг помогает в борьбе с неуверенностью в собственных силах. Благодаря ему даже самые робкие ребята начинают проявлять лидерские качества, брать инициативу на себя. В игровой форме, через простые, но действенные задачи, ребята учатся достигать вместе определенных побед, спортивных результатов, настраиваются на успех, где каждый проявляет себя и вносит маленькую частичку своего мастерства в одно общее большое дело.
Теоретическое обоснование технологии:
Описанная технология разработана в соответствии с двумя направленностями. Содержательная направленность работы с детским коллективом дошкольников опирается на основы командообразования и социально-коммуникативные целевые ориентиры в развитии личности детей, на социальное взаимодействие, предполагающее познание через собственный опыт, обмен ролями и результатами работы, высокий уровень коммуникации; устойчивый эмоционально-положительный фон. Технологическая направленность основана на основном виде деятельности в период дошкольного детства – игре и подразумевает учет возрастных особенностей детей, возможности успешной социализации ребенка, потенциал педагогической поддержки воспитывающих взрослых. Технологию тимбилдинга можно применить во всех областях: физическое; социально-коммуникативное; речевое; познавательное; художественно-эстетическое развитие. Для получения положительных результатов в работе необходимо использовать несколько видов тимбилдинга: спортивный тимбилдинг (направлен на физическую активность участников), логико-психологический тимбилдинг (направлен на интеллектуальную активность участников) и творческий тимбилдинг (направлен на эмоциональную активность участников).
Цель: активизация двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста посредством применения элементов технологии командообразования для создания ситуации эффективного общения.
Задачи внедрения технологии в воспитательно-образовательный процесс:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- развитие социальных, нравственных, интеллектуальных и физических качеств детей, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка;
- совершенствование двигательных навыков детей в ходе выполнения согласованных действий;
- снижение психоэмоционального напряжения и укрепление здоровья детей;
- создание условий для развития у детей навыков позитивного сотрудничества, проявления инициативы и творчества в различных видах деятельности; развитие нравственных качеств детей, взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения командных заданий; активизация интереса к двигательной деятельности.
Практика реализации в дошкольных образовательных учреждениях технологии спортивного тимбилдинга показывает, что дети не только с огромным интересом относятся к игровым сеансам по данной технологии, но и действительно получают много важных социо-коммуникативных навыков. Ребята учатся слышать друг друга, убедительнее доносить свои мысли до собеседника, начинают понимать зону своих возможностей и ценность способностей друзей. Повышается готовность детей помогать друг другу, ответственность за коллективный результат, толерантность к индивидуальным особенностям окружающих, развиваются лидерские качества.
Задачи в работе с обучающимися:
Образовательные: познакомить детей с новым видом нестандартного оборудования
формировать навыки выполнения различных действий с нестандартным оборудованием.
Развивающие: развивать физические качества и совершенствовать двигательные умения и навыки; создать условия для развития физической активности и обогащения двигательного опыта.
Воспитательные: формировать интерес к двигательной активности; развивать творческую деятельность ребенка; воспитывать стремление и умение самостоятельно проводить и организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками.
Оздоровительные: создать условия для позитивного психосоматического состояния, развивать коммуникативные качества личности дошкольников, формировать умение работать в команде, культуру здоровья детей, родителей и педагогов.
Результат (в соответствии с задачами):
Таким образом, спортивный тимбилдинг, при конкретизации специфики его содержательной и технологической характеристик, способен обернуть группу детей дошкольного возраста в мобильный, жизнеспособный, позитивно направленный, развивающийся детский коллектив, отношения в котором основываются на уважительном, доброжелательном отношении детей друг к другу, а развитие каждого достигает успешной социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тимбилдинг - эффективное средство формирования детского коллектива в ДОУ.
Любой коллектив – это организм, живущий и развивающийся по определённым законам и правилам. Взрослые это понимают и принимают, хотя бывают ситуации и проблемы, с которыми даже опытные люди не мо...

"Тимбилдинг - как средство создания комфортной среды в детском коллективе"
quot;Тимбилдинг - как средство создания комфортной среды в детском коллективе"...

Мастер- класс для педагогов «Тимбилдинг как средство формирования детского коллектива в образовательном процессе ДОУ»
Мастер -класс для педогогов...

«Спортивный ТИМБИЛДИНГ как средство формирования у дошкольников навыка взаимодействия в команде »
МАСТЕР-КЛАСС«Спортивный ТИМБИЛДИНГ как средство формирования у дошкольников навыка взаимодействия в команде » ...

Спортивный тимбилдинг как средство сплочения детского коллектива
Что такое спортивный тимбилдинг - это комплекс мероприятий, которые направлены на сплочение команды путем совместного активного отдыха, подвижных спортивных игр....

Статья «Детский тимбилдинг как средство формирования коллектива младших дошкольников»
Статья на тему "Детский тимбилдинг"...
Презентация "Тимбилдинг - как средство формирования детского коллектива"
Презентация опыта работы "Тимбилдинг - как средство формирования детского коллектива"...