КАРТОТЕКА Подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР (возраст с 6 до 7 лет)
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Мальченко Оксана Владимировна

Подвижные игры, как средство физического воспитания дошкольников с ТНР, обеспечивают наиболее эффективные условия разностороннего развития детей. Являясь практической деятельностью, они с одной стороны, помогают детям с ТНР развиваться физически, а с другой, в них создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnyh_igr_dlya_detey_tnr.docx40.75 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

Подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР

 (возраст с 6 до 7 лет)

Подвижные игры, как средство физического воспитания дошкольников с ТНР, обеспечивают наиболее эффективные условия разностороннего развития детей. Являясь практической деятельностью, они с одной стороны, помогают детям с ТНР развиваться физически, а с другой, в них создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, мышления.

Подвижная игра «Охотники и утки»

Задачи: продолжать формировать умение действовать по правилам; развивать ловкость, координацию движений, умения увертываться, перебрасывать мяч в кругу друг другу, осаливая игроков другой команды; воспитывать умение доброжелательно договариваться, уступать друг другу.

Инвентарь: мягкий мяч из поролона (диаметр 20-25 см.), веревка или кусочек мела.

Ход игр.

Играющие становятся в круг по середине зала, рассчитываются на первый, второй. Игроки с первыми номерами становятся командой «Охотников», игроки со вторыми номерами – командой «уток». «Охотники» остаются в кругу на своих местах, «утки» становятся центр круга. Перед охотниками мелом на полу обозначают линию за которую нельзя переступать. По сигналу «охотники» (в руках у детей мяч малого диаметра), они перебрасывают мяч друг другу стараясь попасть в «уток». «Утки» стараются увернуться от мяча, чтобы «охотник» их не задел мячом. Тот ребенок, которого задели мячом, выбывает из игры, присаживается на скамейку.

        Через 30-40 секунд по сигналу педагога «Стоп!» игра останавливается. Подсчитывается количество «пойманных уток», отмечают самых внимательных и ловких «уток». Игроки команды меняются ролями, игра повторяется.

Примечания. Бросать мяч в игроков можно только ниже пояса.

Подвижная игра «Медведи и пчелы».

Задачи: продолжать формировать умение действовать в соответствии с правилами и выбранными ролями; развивать умение бегать наперегонки; воспитывать выдержку, умение взаимодействовать со сверстниками.

Инвентарь: малые обручи (диаметр 50см.) произвольного цвета – 8- 10 шт., флажки – 8 шт.

Ход игр.

На одной стороне, на расстоянии 10- 20 см. друг от друга, раскладывают обручи – это «улей», где живут «пчелы». На противоположной стороне игрового поля, за его границей, находится «луг», где «пчелы собирают мед». В стороне располагается «берлога медведей».

Играющие делятся на две неравные группы. Большая часть детей становится «пчелами», которые живут в «улье» (каждый игрок занимает один обруч). Меньшая часть детей – «медведи», они располагаются в «берлоге». По сигналу педагога «Раз, два, три – начало игры!» «пчелы вылетают из улья» (дети переступают обручи), «летят на луг за медом». «Пчелы» говорят слова:

Мы летаем, мы летаем,

Мед с цветков собираем.

Мед мы в улей отнесем,

Мед на зиму запасем!

Жу-жу-жу, жу-жу-жу!

Как только «пчелы улетят из улья», медведи выбегают из «берлоги» и забираются в «улей» - встают в любой из обручей, затем присаживаются на корточки и «лакомятся медом». При этом «медведи» поют свою песню:

Мы –медведи, мы – медведи,

Любим сладкое, как дети!

Мед из ульев мы съедим,

Пчел кусачих обхитрим.

Ю.Кириллова

Подается педагогом сигнал «Пчелы домой!», «пчелы» возвращаются в свой «улей», «медведи» стараются убежать от них в берлогу. «Медведей», не успевших спрятаться в «берлоге» «пчелы» жалят (дотрагиваются ладонью). «Ужаленные медведи» остаются стоять на том месте игрового поля, где до них дотронулись «пчелы».

        По окончании игры подсчитываются количество «ужаленных медведей». Педагог вновь делит играющих на «медведей» и «пчел», игроки занимают обозначенные места на игровом поле, игра повторяется.

Примечания.

  1. «Пчелы» ловят («жалят») «медведей» только после сигнала педагога «Пчелы, домой!»
  2. По окончании игры педагог отмечает «пчел», которые «ужалят» (дотронуться рукой) наибольшее количество «медведей».

Подвижная игра «Лебеди и гуси»

Задачи: продолжать формировать умение действовать в командах в соответствии с правилами, выполнять задания действовать в командах в соответствии с правилами, выполнять задания командами поочередно; развивать слуховое и зрительное внимание; формировать умение управлять своим поведением; воспитывать дружеские отношения между детьми.

Инвентарь: детские ведерки, наполненные желудями – 2 шт. (в каждом ведерке помещается по 40- 50 желудей); детские ведерки наполненные шишками – 2 шт. (в каждом ведерке 20-30 шишек); кегли – 4 шт. (2 кегли красного цвета, 2 желтого цвета).

Ход игр.

На концах одной линии ставятся красные кегли, на противоположной линии– желтые.  Рядом с каждой из линий равномерно по всей ее длине рассыпают желуди и шишки - это «место корма»

Дети произвольно делятся на две команды с равным количеством игроков в каждой. Одна команда – «Лебеди», вторая – «Гуси». Обе команды образуют посередине площадки по кружку и берутся в своих кружках за руки.

Дети и педагог читают стихотворение:

К югу птицы полетели,

А потом на землю сели.

Нужно птицам отдыхать,

Себе корма поискать.

Ю.Кириллова

Дети двигаются по кругу в любую сторону (пока произносят текст). Педагог громко произносит название команды «Лебеди!». Играющие названной команды бегут к заранее указанной педагогом линии и начинают собирать «желуди и шишки». После слов педагога: «Раз, два, три, четыре, пять –возвращайтесь к нам опять!» дети из команды «Лебеди» должны сразу же прекратить сбор «шишек и желудей» и подойти к педагогу.

Игра повторяется, педагог произносит уже название другой команды: «Гуси!». После игры подсчитывают количество собранных предметов и определяют команду-победительницу, собравшую большее количество «желудей и шишек». 

Примечания.

  1. Перед игрой необходимо указать детям, за каждой из линий находится «место корма» (место сбора желудей и шишек) каждой «стаи птиц» (команд «Лебеди» и «Гуси»).
  2. После нескольких повторений игры педагог может произнести названия сразу обеих команд, тогда и «лебеди», и «гуси» будут собирать желуди и шишки одновременно.
  3. По окончании игры все желуди и шишки складываются в ведерки.

Подвижная игра «Поймай мяч»

Задачи: совершенствовать умения действовать в командах, бросать мяч от груди своему товарищу и ловить его двумя руками; развивать ловкость, внимание; воспитывать сопереживание успехам и неудачам своих сверстников.

Инвентарь: резиновые мячи (диаметр 20 см.) – 2 шт.

Ход игр.

        Играющие образуют два круга с равным количеством игроков в каждом. Круги располагаются на расстоянии 1,5-2 м. друг от друга. По считалке выбирают двоих водящих, которые становятся внутрь кругов. Каждый водящий получает по мячу – это «яблоки».

Педагог и дети читают стихотворение:

Яблоки мы собирали.

Дружно взрослым помогали.

Но пришла пора играть –

Будем мяч друзья бросать!

Ю. Кириллова

Водящие бросают о очереди мяч каждому из игроков, стоящих в кругу, никого не пропуская, и ловят его от игроков. Если мяч не будет пойман или укатится, то игрок, который допустил не поймал, бежит за ним, возвращается на свое место и повторяет бросок. Когда ведущий получает мяч от последнего игрока, то поднимает его над головой. Это сигнал для педагога, что игра окончена.

Команда игроков, закончив переброску мяча первой, объявляется победителем.  Игра повторяется 2-3 раза.

Подвижная игра «Зверюшки, навострите ушки»

Задачи: совершенствовать умение выполнять комбинации действий: игровые подражательные движения, обусловленные названием подгруппы («антилопы», «слоны», «тигры», «попугаи»), бег в направлении, заданном педагогом; продолжать приучать детей самостоятельно выполнять деление на подгруппы, выполнять в подгруппах разные роли; развивать внимание, память, творческое воображение.

Инвентарь: кегли (высота 20- 25 см.) – 4 шт. (желтого, синего, красного и зеленого цветов).

Ход игр.

Дети становятся в произвольном порядке с педагогом в центре спортивного зала. Дети каждой команды становятся в круг («дом») вокруг кегли определенного цвета и берутся за руки. Каждая команда получает свое название: «Антилопы», «Слоны», «Тигры», «Попугаи».

        По команде педагога «Зверюшки!», педагог поднимает зеленый флажок вверх, дети рассыпаются по залу выполняя задания в соответствии с назначением своей команды.

«Антилопы» передвигаются по залу прямым галопом, руки согнуты в локтях перед грудью.

 «Слоны» ходят широким шагом, слегка переваливаясь с ноги на ногу, покачиваясь вправо-влево, руки на поясе.

«Тигры» передвигаются широким шагом на носках, вкрадчивой походкой, руками выполняют поступательные движения вперед-назад.

 «Попугаи» бегают в среднем темпе, взмахивая руками вверх- вниз.

        Через 15-20мин. педагог подает команду «Внимание! Охотники идут!» После чего дети бегом бегут в свой «дом», образуя круги вокруг кеглей. Выигрывает команда, которая выполнит построение вокруг кеглей быстрее.

Примечания.

  1. При беге к свои кеглям дети не должны толкать друг с друга и сталкиваться друг с другом.
  2. При повторении игры меняются свои названия и образуют круги вокруг кеглей другого цвета.

Подвижная игра «Цветик-семицветик»

Задачи: совершенствовать умение действовать в соответствии с правилами; развивать ориентировку в пространстве, внимание, стремление к правильному выполнению действий, согласованность действий в подгруппах; воспитывать коммуникативные навыки.

Инвентарь: «цветки» - 2 шт.; лепестки цветка (на липучках) красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов  - по 2 шт. каждого цвета.

Ход игр.

Дети уделяться на две команды с равным количеством игроков в каждой команде. Команды становятся на игровой площадке в два круга (на расстоянии 1,5-2 м. друг от друга). Обоим «садовникам» педагог дает в руки по обручу. Каждый «садовник» раздает игрокам своей команды по лепестку.

По команде педагога «Дует ветер, раз, два, три – разлетитесь лепестки!» Игроки с лепестками в руках «разлетаются» - разбегаются по спортивному залу. «Садовник» ходит по зала в любом направлении, но шагом.  Через 20-30 секунд педагог подает следующую команду: «Лепестки, летите на цветочки!» Дети с лепестками в руках подбегают к «своему садовнику» и собирают цветик семицветик» (в центре обруч, вокруг него раскладывают на полу лепестки). Побеждает команда, которая быстрее собирает лепестки. Выбирают новых «Садовников», игра повторяется.

Примечания. Вместе с педагогом дети проверяют правильность выполнения задания.

Подвижная игра «Сети»

Задачи: совершенствовать умение действовать в подгруппах; развивать слуховое и зрительное внимание, умение быстро реагировать на сигналы, ловкость и сообразительность.

Инвентарь: нет.

Ход игр.

Играющие образуют круг в центре спортивного зала и становятся в двух шагах друг от друга лицом к центру круга. Дети, который изображают «сети» за обе руки со своим соседом справа. Они поднимают руки вверх, образуя ворота – «сети». Педагог и дети читает стихотворение:

           Ходят в море корабли,

Расставляют сети.

Никогда не попадись,

Рыба, в сети эти!

Будем мы сейчас играть,

В сети нужно рыб поймать!

Ю. Кириллова

По окончании стихотворения все «рыбы» поворачиваются на право и бегут по кругу, пробегают через все попадающие «сети». Через 15-20 секунд педагог дает команду «Раз, два, три – в сети рыб лови!» После этого «сети закрываются» - игроки в парах опускают руки вниз. Игроки –«рыбы», оказавшиеся пойманными – проходят в круг, из них образуются новые пары  - «сети».

Игра повторяется, пока непойманными останутся 3-5 игроков. Они считаются победителями.

Подвижная игра «Воробьи -попрыгунчики».

Задачи: совершенствовать умение действовать в подгруппах; развивать слуховое и зрительное внимание, умение быстро реагировать на сигналы, ловкость и сообразительность.

Инвентарь: нет.

Ход игр.

        В центре спортивного зала на полу мелом или веревкой обозначают круг диаметром 3—4 м. По считалке выбирают водящего — это «кот», он становится в центр круга. Остальные играющие — «воробьи» — становятся за кругом, у самой черты. Педагог и дети читают стихотворение:

Воробьи по веткам —

Прыг-прыг-прыг!

Март в окно стучится!

Чик-чирик!

Значит, можно снова

Нам играть —

От кота с друзьями Убегать!

Ю. Кириллова

По окончании стихотворения «воробьи» начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него. В это время «кот» старается поймать кого-либо из детей в тот момент, когда они находятся в центре круга. Тот игрок, кого поймали первым, становится водящим, а «кот» - «воробьем», игра повторяется.

Примечания.

  1. Нового водящего можно выбирать по считалке.
  2. Водящий может ловит не одного, а несколько «воробьев».
  3. По мере усвоения детьми игровых действий можно установить правило: впрыгивать в круг и выпрыгивать из него на одной ноге.

Подвижная игра «Заря»

Задачи: продолжать прививать детям интерес к русским народным играм; развивать умение действовать в соответствии с правилами; совершенствовать умение бегать наперегонки; воспитывать выдержку, умение сопереживать успехам и неудачам своих сверстников.

Инвентарь: атласная лента голубого цвета (длина 40-50 см.).

Ход игр.

  Дети становятся в круг, руки кладут за спину. Ведущий «заря», ходит с бубном (или лентой) позади играющих  по кругу и говорит:

Заря – зарянится,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

             Ключи золотые,

             Ленты голубые,

            Раз, два – не воронь,

А беги, как огонь.

С последними словами водящий останавливается, дети перед которыми остановился ведущий на счет раз, два, три бегут в разные стороны и обегают круг. Кто из детей первый ударит в бубен (или 2-й вариант возьмет ленточку) тот и водящий. Тот кто останется без места, становится новым ведущим. Игра повторяется.

Примечания.

  1. Нового водящего можно выбирать по считалке.
  2. Бегущие дети не должны пересекать круг.
  3. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо руку (ленту).

Подвижная игра «Передача мяча по кругу».

Задачи: продолжать совершенствовать умение выполнять разнообразные упражнения с мячом; продолжать развитие интереса к соревновательной деятельности, направленности на достижение коллективного результата игры; воспитывать дружеское отношение в детском коллективе.

Инвентарь: пластиковые мячи (диаметр 20-25 см.) – 2 шт.

Ход игр.

        Группа детей делиться на две команды. Игроки обеих команд образуют круги, затем поворачиваются направо, выстраиваясь в своих кругах в затылок друг другу. У капитанов в руках мяч. Все хором дети говорят:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

С. Маршак

Капитаны поднимают мяч над головой и передают его игроку, стоящему позади, далее мяч обходит весь круг игроков, переходя из рук в руки. Когда мяч возвратиться к капитану, он передает его стоящему впереди игрокам (то есть в обратном направлении). После этого все играющие по команде капитана поворачиваются спиной к центру круга и передают мяч в обратном направлении. Когда мяч после всех видов передач вернётся к капитану, он поднимает мяч над головой. Победителем объявляется команда, у которой мяч быстрее вернется к капитану.

Примечания.

  1. Педагог на первом этапе разучивания игры поводит ее, построив всех детей в круг.
  2. По мере освоения детьми правил  игры, педагог делит ребят на две команды, и игра повторяется в форме соревнования между ними.

Подвижная игра «Ловишки с мячом».

Задачи: продолжать формировать умений точно повторять движения водящего, действовать по сигналу; развивать внимание, выдержку; воспитывать коммуникативные навыки.

Инвентарь: поролоновые мячи (диаметр 20 см.) – 2 шт.

Ход игр.

        Дети образуют круг в центре спортивного зала. По считалке выбирают «ловишку». Он становится в центре круга, около его ног кладут два поролоновых мяча. Педагог и дети читают стихотворение:

                           Мы сегодня за столами

                           Рисовали и писали

                          Стулья дружно убирали –

                          Будем дружно в мяч играть,

                         От ловишки убегать!

                                                  Ю.Кириллова

        По окончании стихотворения ловишка в кругу выполняет несколько упражнений подряд: приседания, хлопки, подскоки, наклоны. Дети повторяют движения вслед за водящим «ловишкой». По команде педагога: «Беги из круга!» играющие разбегаются врассыпную по залу. Ловишка берет один за другим два мяча и бросает их в убегающих, стараясь попасть в них.

        Игра останавливается (после того, как «ловишка» бросил мячи). Дети снова становятся в круг, игра повторяется. В конце игры подводится итог – кто из ловишек был самым метким.

Примечания.

  1. Если ловишка попал в убегающих игроков обоими мячами, он снова становится водящим.
  2. Один и тот же ловишка не может быть водящим более двух раз.
  3. По мере освоения детьми правил  игры, педагог делит ребят на две команды, и игра повторяется в форме соревнования между ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 5 до 6 лет. ФГОС

В методическом пособии представлены подвижные игры в спортивном зале и на прогулке для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) старшей группы компенсирующей направленности с 5 до ...

Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 6 до 7 лет. ФГОС

В картотеке представлены подвижные игры в физкультурном зале и на прогулке для детей с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с 6 до 7 лет. Подбор подви...

Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей 6-7 лет

В картотеке представлены подвижные игры для детей 6-7 лет. Игры подобраны в соответствии с особенностями физического развития дошкольников данной возрастной группы, с учетом специфики условий, места п...

Подвижные игры в спортивном зале и на прогулке с детьми раннего дошкольного возраста Лексическая тема «Мои игрушки» Занятие № 1 (первая неделя)

Подвижные игры в спортивном зале и на прогулкес детьми раннего дошкольного возрастаЛексическая тема «Мои игрушки»Занятие № 1 (первая неделя) 1) Подвижная игра «Идем за мишкой&ra...

Подвижные игры в спортивном зале и на прогулке с детьми раннего дошкольного возраста Лексическая тема «Мои игрушки» Занятие № 2 (вторая неделя)

Подвижные игры в спортивном зале и на прогулкес детьми раннего дошкольного возрастаЛексическая тема «Мои игрушки»Занятие № 2(вторая неделя)1) Подвижная игра «Догоните зайку»...

Подвижные игры в спортивном зале и на прогулке с детьми раннего дошкольного возраста Лексическая тема «Мои игрушки» Занятие № 3 (третья неделя)

Подвижные игры в спортивном зале и на прогулкес детьми раннего дошкольного возрастаЛексическая тема «Мои игрушки»Занятие № 3(третья неделя) 1) Подвижная игра «По мостику»...

Подвижные игры в спортивном зале и на прогулке с детьми раннего дошкольного возраста Лексическая тема «Мои игрушки» Занятие № 4 (четвертая неделя)

Подвижные игры в спортивном зале и на прогулкес детьми раннего дошкольного возрастаЛексическая тема «Мои игрушки»Занятие № 4(четвертая неделя) 1) Подвижная игра «Бегите к погрем...