Картотека игрового массажа
картотека по физкультуре

Хлыстова Ольга Ивановна

Интерпритация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игрового массажа

интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки.

подготовил: инструктор по физкультуре

Хлыстова О.И.

Цель: сохранение и укрепление психического и физического здоровья и приобщение дошкольников к основам здорового образа жизни, через игровой массаж.
Задачи:
1.Приобщить дошкольников к здоровому образу жизни.
2.Познакомить детей с игровым массажем.

3.Научить детей дошкольного возраста элементам игрового массажа.

                                                 
Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

1.Организационный момент

а) «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2.Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в) «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

г) «Носик балуется»

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д) «Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

е) «Носик поет песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

ж) «Погреем носиком»

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.

3. Заключительный  этап

з) «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

—Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди,
Тете        покажи.

  • Надо носик очищать,
    На прогулку собирать.
  • Ротик ты свой закрывай,
    Только с носиком гуляй.
  • Вот так носик-баловник!
    Он шалить у нас привык.
  • Тише, тише, не спеши,
    Ароматом подыши.
  • Хорошо гулять в саду
    И поет нос: «Ба-бо-бу».
  • Надо носик нам погреть,
    Его немного потереть.
  • Нагулялся носик мой,
    Возвращается домой.

Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

1.        Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла.

2.        Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем —
растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца
другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их
друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к
груди. Пауза.

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
3. Заключительный этап

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают. Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне. Кто стоит там в стороне? А ну быстрей лови кураж И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми, Никого не обойду.

С ноготками поиграю, Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю», Плечи мягко разомну. Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики, Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра, Отдыхает детвора.

Самомассаж рук «Плотник»

Мастер в руки взял фуганок,

Поглаживать левую руку от плеча к кисти

4 раза.

Остро наточил рубанок,

Поглаживать правую руку.

Доски гладко остругал,

Разминать левую руку.

Взял сверло, шурупы взял.

Разминать правую руку.

Доски ловко просверлил,

Круговые движения пальцами правой руки от плеча к левой кисти.

Их шурупами свинтил,

То же левой рукой.

Поработал долотом,

Поколачивание по левой руке.

Сколотил всё молотком.

Поколачивание по правой руке.

Получилась рама –

Быстро перебирая пальцами правой руки, пройти ими по левой от плеча до локтя.

Загляденье прямо!

То же левой рукой.

Прекрасный тот работник

Погладить левую руку.

Зовётся просто: плотник.

Погладить правую руку.

Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2—3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

1. Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2.        Основная часть

Упражнения с ушками.

а) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г) «Покрутим козелком»

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ ушной раковины спереди. Захватив, таким образом, козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20—30 секунд.

д) «Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

3.        Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7—8 раз, для малышей достаточно 5—6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

  • Подходи ко мне, дружок,
    И садись скорей в кружок.
  • Ушки ты свои найди
    И скорей их покажи.
  • Ловко с ними мы играем,
    Вот так хлопаем ушами.
  • А сейчас все тянем вниз.
    Ушко, ты не отвались!
  • А потом, а потом
    Покрутили козелком.
  • Ушко, кажется, замерзло,
    Отогреть его так можно.
  • Раз, два! Раз, два!
    Вот и кончилась игра.
  • А раз кончилась игра,
    Наступила ти-ши-на!
  • Точечный массаж
  • Точечный массаж + пальчиковая гимнастика
  • Крылья носа разотри – раз, два, три
  • И под носом себе утри – раз, два, три
  • Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
  • Вытри пот теперь со лба – раз, два
  • Серьги на уши повесь, если есть.
  • Заколкой волосы скрепи – раз, два, три
  • Сзади пуговку найди и застегни
  • Бусы надо примерять, примеряй и надевай.
  • А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.
  • А сюда браслетики, красивые манжетики.
  • Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.
  • Вот как славно потрудились и красиво нарядились
  • Осталось ноги растереть и не будем мы болеть

Закаливающий массаж подошв

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3—10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

«Поиграем с ножками»

1.Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабиться.

б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1—2 капли на ладошку).

2.Основная часть

а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить
стопу от пальцев до щиколотки.

б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.

в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

г) Похлопать подошву ладонью.

д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

3.Заключительный этап

а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.

б) Посидеть спокойно, расслабившись.

Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:

—Мы ходили, мы скакали,
Наши ноженьки устали.
Сядем все мы, отдохнем

И массаж подошв начнем.

—На каждую ножку крема понемножку.
Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо!

—Проведем по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья, нужна.
Это помни ты всегда!

—Разминка тоже обязательна,
Выполняй ее старательно.
Растирай, старайся

И не отвлекайся.

—По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно — Это всем давно понятно.

  • Рук своих ты не жалей
    И по ножкам бей сильней.
    Будут быстрыми они,
    Потом попробуй догони!
  • Гибкость тоже нам нужна,
    Без нее мы никуда.

Раз — сгибай, два — выпрямляй Ну, активнее давай!

—Вот работа, так работа,
Палочку катать охота.
Веселее ты катай

Да за нею поспевай.

  • В центре зону мы найдем,
    Хорошенько разотрем.
    Надо с нею нам дружить,
    Чтобы всем здоровым быть.
  • Скажем все: «Спасибо!»
    Ноженькам своим.
    Будем их беречь мы

И всегда любить.

Обширное умывание

Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.

Проводится после сна.

Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

«Умывайка»

«Раз» — обмывает правой рукой левую кисть.

«Два» — обмывает левой рукой правую кисть.

 «Три» — мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«Четыре» — мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

«Пять» — мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.

«Шесть» — мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.

«Семь» — мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь» — ополаскивает руки.

«Девять» — отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять» — вытирает руки насухо.

Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:

Раз — обмоем кисть руки, Два — с другою повтори. Три — до локтя намочили, Четыре — с другою повторили. Пять — по шее провели, Шесть — смелее по груди. Семь — лицо свое обмоем, Восемь — с рук усталость смоем. Девять — воду отжимай, Десять — сухо вытирай.

«Босоножье»

Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

Игровой самомассаж

Кран откройся, (Правой рукой показать, как открыть кран.)

 Нос умойся, (Указательными пальцами массировать крылья носа.)

 Мойтесь сразу оба глаза. (Указательными пальцами массировать веки.)

 Мойтесь ушки, (Ладошками массировать уши.)

 Мойся шейка. (Поглаживание шеи сверху вниз ладошками.)

 Шейка мойся хорошенько.

 Мойся, мойся, обливайся. (Ладошками массируют щеки.)

 Грязь смывайся, (Трут ладошку об ладошку.)

 Грязь смывайся.

                                                             Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше -                Встать друг за другом «паровозиком»

Бом! Бом! Бом!                                   И похлопывать друг друга по спине.

По весёлой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите –                     Постукивание пальчиками.

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите –

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте -                    Поколачивание кулачками.

Бом! Бом! Бом!

А уйду – тогда гуляйте…

Бом… Бом… Бом…

Дождик бегает по крыше -                Поглаживание ладошками.

Бом… Бом… Бом…                                          

По весёлой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!

Затем дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж.

       

Массаж спины «Дождик»

Встать друг за другом «паровозиком» и похлопывать друг друга по спине.

Дождик бегает по крыше -                              

Бом! Бом! Бом!                                                

По весёлой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!

Постукивание пальчиками.

Дома, дома посидите –                                                  

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите –

Бом! Бом! Бом!

Поколачивание кулачками.

Почитайте, поиграйте -                                                  

Бом! Бом! Бом!

А уйду – тогда гуляйте…

Бом… Бом… Бом…

Поглаживание ладошками.

Дождик бегает по крыше -                                            

Бом… Бом… Бом…                                          

По весёлой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!

Затем дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж.

Самомассаж «Жарче, дырчатая тучка!»

Жарче, дырчатая тучка,

Поливай водичкой ручки,

(Растереть ладошки.)

Плечики и локоточки,

Пальчики и ноготочки,

Мой затылочек, височки,

Подбородочек и щёчки!

(Постукать пальцами по локоточкам, кистям, затылку, вискам, подбородку, щекам.)

Трём мочалкою коленочки,

Щёточкой трём хорошенечко

Пяточки, ступни и пальчики…

Чисто- чисто моем  мальчика!

Чисто-чисто моем девочку,

Нашу девочку – припевочку!

(Растереть ладонями колени, ступни и пальцы ног.)

Список использованной литературы:

1.Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Орешек на ладошке: Массаж для пальчиков: Для детей 2-4 лет.[Текст] / - М.: «Карапуз», 2003.

2.Белая Н. А. Руководство по лечебному массажу.[Текст] / - М.: «Медицина», 1974.

3.Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ: Программно-методическое пособие. [Текст] / - М.: «Центр педагогического образования», 2007.

4.Вербов А. Ф. Основы лечебного массажа. [Текст] / - М.: «Медицина», 1966.

5.Воротилкина И.М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. [Текст] / - М.: «Энас», 2006.

6. Доскин В.П., Голубева А.Г. Растим детей здоровыми. [Текст] / - М.: «Мозаика-синтез», 2005.

7.Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. [Текст] / - М.: ТЦ  «Сфера», 2005.

8.Красикова И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет. [Текст] / - СПб.:  «Корона принт», 2003.

9.Максимова А. Детский массаж. [Текст] / - Ростов н/Д.: «Феникс», 2006.

10.Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду .[Текст] / - М.: «Просвещение», 1973.

11.Программа воспитания и обучения в детском саду./Под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В . [Текст] / - М.: «Мозаика-Синтез», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Игровой массаж"

В картотеку влючен:"Игровой массаж" А. Уманской и К. Динейки"Гимнастика маленьких волшебников" Т. Несттерюк и А ШкодаМассаж БАТ, предотвращающий простудные заболевания в стихотворной форме...

Картотека "Игровой массаж".

Игровой массаж обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической и гигиенической целью.Стихи и песенки для игрового массажа очень нравятся детям, они обесп...

Картотека игрового массажа

Оформленная картотека игрового массажа для всех групп. В нее входит:"Массаж маленьких волшебников" (Т.Нестерюк, А.Шкода);"Игровой массаж" (Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзака­...

Картотека "Игровой массаж"

Картотека "Игровой массаж"...

Картотека "Игровой массаж"

Картотека "Игровой массаж"...

Тематическая картотека игрового массажа и самомассажа.

Массажи и самомассажи разбиты по темам, в стихотворной форме....

Картотека игрового массажа

Картотека игрового массажа...