Картотека подвижных игр зимой.
картотека по физкультуре

Хлыстова Ольга Ивановна

Подвижные игры и игры-эстафеты для детей старшего дошкольного  и младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр зимой

                                                                                       

                                                         подготовил:

инструктор по физкультуре

Хлыстова О.И.

На помеле

Метла в каждой команде – словно эстафета – они передают ее друг другу. Пробежать верхом на помеле и не сбить кегли (кубики, мячи и др.). Если сбивает – ему нужно вернуться и поставить на место предмет, после этого продолжать задание.

Воротца

Команды выстраиваются в колонну, лицом к финишу. На дистанции 20–30 м установлены "воротца" (лыжные палки, связанные вверху).

По сигналу первый участник должен пробежать в "воротца", добежать до конечной остановки и вернуться обратно в команду.

Лыжный городок

Команды стоят в колонне лицом к финишу. По команде первый участник стартует на одной лыже до конечной остановки и таким же образом возвращается обратно.

Гонка с шайбой

Участники игры стоят в таком порядке: мальчики против девочек.

Каждая команда получает шайбу и клюшку.

По сигналу первый участник – мальчик – обводит поставленные предметы, стараясь не сбить, доводит шайбу до девочек, передает ей шайбу и клюшку; остается в этой команде, а девочка бежит с шайбой и клюшкой до команды мальчиков, передает шайбу и клюшку мальчикам, а сама уходит в конец колонны. Игра продолжается.

Санный городок

1. В команде участники делятся на две группы и строятся друг напротив друга (мальчики – девочки). Санки у мальчиков – поставить правое колено на санки и, отталкиваясь левой ногой, доехать до девочек, передать им санки. Задание повторяется. Прибывший игрок уходит в конец колонны.

2. Команды строятся колоннами лицом к финишу на расстоянии 15–20 м от него. В центре проводится линия. Напротив каждой команды находится по 2 кубика. Первый участник садится на санки, а второй участник везет его. Доехав до кубиков, участник на санках берет их в обе руки, едут до конечной остановки, где участники меняются. Когда участники возвращаются, кладут кубики обратно и т. д.

Эстафета на санках

Команды строятся лицом к финишу на расстоянии 15–20 м от него.

Участник каждой команды имеет свой цветной флажок.

Один участник садится в санки на колени, держа флажок в руке, а второй участник везет его до конечной остановки, где они меняются местами.

Черепашки

Участники игры строятся попарно.

По команде участники садятся на санки спиной друг к другу. Передвигаясь ногами, надо докатиться до конечной остановки (18–20 м), а обратно вернуться к команде бегом, катя санки.

Два Мороза

Игра проходит на двух площадках.

На противоположных сторонах площадки отмечены "д/сад" и "дом". Выбираются два Мороза – водящие, а остальные ребята располагаются за линией дома в одну шеренгу. Посередине площадки – на улице – стоят два Мороза. Морозы обращаются к детям:

– Мы два брата молодые,

– Два Мороза удалые.

– Я Мороз-Красный Нос,

– Я Мороз-Синий Нос.

– Кто из вас решится

– В путь-дороженьку пуститься?

Дети (хором). Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!!!

После этих слов ребята бегут из дома в д/сад. Морозы осаливают-замораживают ребят.

Конкурс-загадка.

На снегу начертить два круга диаметром 80 см. Расстояние между кругами 80–100 см. В центре каждого круга лежит шайба (кубик или др.). Два соперника с клюшкой в руках стараются выбить шайбу из круга противника и защитить свою шайбу. При этом не заходить ни в тот, ни в другой круг. На поединок дается 2–3 мин. Если игроки не добились успеха, им дается дополнительно 1 минута.

Санные перетягушки

Санки ставят носами в противоположные стороны, сидящие на них игроки держат в руках канат. Каждый участник старается перетянуть соперника и уехать дальше вперед.

Обменяйся флажками

Для игры нужны флажки 2 цветов (палочки, кубики) по количеству участников и площадка квадратной формы. Каждый игрок одной команды получает 2 флажка разного цвета.

Разделившись на 2 группы, игроки этой команды располагаются у противоположных сторон площадки.

Игроки другой команды, также разделившись на 2 группы, занимают другие стороны квадрата.

По сигналу обе команды устремляются вперед. Задача первой команды – обменяться флажками с таким расчетом, чтобы у каждого игрока оказалось два флажка одного цвета.

Задача второй команды, которая без флажков, помешать этому.

Если игроку второй команды удалось осалить игрока первой команды, последний выходит из игры.

Первая команда считается победительницей в том случае, если больше половины игроков успели обменяться флажками. В противном случае – побеждает вторая команда.

При повторении игры участники меняются местами.

Синие и желтые палочки

На снежном холмике лежат синие и желтые палочки по числу игроков. По команде "Марш!" все выбегают из-за общей черты. Каждый старается взять палочку цвета своей команды и вернуться обратно. Побеждает команда, игроки которой прибегут с палочками за черту дальше.

На помеле

Задача: пробежать верхом на помеле и не сбить булавы (флажки, кубики, колышки и др.). Команды выстраиваются во встречные колонны на расстоянии 20 м, половина команды с одной стороны, вторая половина команды – напротив. После выполнения задания остаться в противоположной команде.

Воротца

Команды выстраиваются в колонны или во встречные колонны. На дистанции 30–40 м устанавливаются "воротца" – лыжные палки, воткнутые в снег по две, верхние концы их соединяют.

Задача: пробежать в "воротца", не зацепив их.

Пробегать можно по одному и оставаться в противоположной колонне.

Вариант. Пробегать через "воротца" всем вместе – потоком туда и обратно.

Возвращаться сбоку ворот.

"Котел" или "Мяч из круга"

На утрамбованной площадке чертится большой круг диаметром 5–10 м. В центре круга – еще один диаметром 1 м. Этот маленький круг называется "Котел".

Чертятся 2–3 круга по количеству команд.

В центре круга – игрок противоположной команды. За кругом игроки одной команды. Все с клюшками.

Задача: команда забивает мяч в "котел".

Водящий: старается не пропустить мяч в "котел".

Игра идет на время.

Выигрывает та команда, которая забьет больше голов.

Мячом по булаве

Команды выстраиваются в колонну и поочередно бросают мяч клюшкой, стараясь сбить булаву, расположенную на расстоянии 8–10 метров от линии.

Для игры иметь несколько комплектов мячей или булав, быстро передавать следующему игроку. При наличии инвентаря задание могут выполнять все игроки сразу, постепенно меняясь с теми, кто подает инвентарь.

Конкурсы

1. Кто быстрее повернется на лыжах на 180°, 360°.

2. "Попрыгунчики" – повороты на лыжах прыжком.

3. "Проскользи дальше" – на одной лыже после разгона или отталкиваясь палками, на санках, лежа на животе.

4. "Перетягушки" – на снегу обозначается круг диаметром 2 м. Соперники садятся в санки, связанные веревкой, длиной 4 метра.

Задание: упираясь ногами в снег, затянуть соперника в круг.

5. "Гонка за флажками" – игроки выстраиваются в одну линию. Флажки располагаются на расстоянии 10–15 метров. На первой линии выставляются флажки по количеству игроков (на 2 меньше). На второй линии выставляются флажки по количеству (на 2 меньше), чем на первой линии и т. д., пока не останется 1 флажок. Участники бегут до 1-й линии, берут флажки (по 1), кому достался флажок, продолжает соревнование; те участники, которым не достались флажки, возвращаются на линию старта. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто возьмет последний флажок.

Эстафета с санками.

Команды строятся колоннами лицом к финишу, находящемуся на расстоянии 40–50 см. По сигналу 3 игрока от каждой команды: один в санках, другой – в упряжке, третий – подталкивает сани сзади, бегут до финиша и обратно. Затем тот, кто вез сани становится в конец колонны. Его сменяет тот, кто подталкивал сани, кто сидел в санях – подталкивает сани сзади. В сани садится следующий игрок из команды. Вариант: можно занять сани двум игрокам: один везет, другой в санях. На повороте участники меняются местами.

Сани-тачки

Один игрок лежит на санках на животе, свесив ноги. Другой, взявшись за его ноги, толкает санки вперед. На повороте участники меняются местами.

На одной лыже

Команды выстраиваются во встречные шеренги. По сигналу игроки движутся вперед на одной лыже, отталкиваясь ногой. Выигрывает команда, которая быстрее поменялась местами.

Лыжная упряжка

Построение команд во встречные колонны по 3. Один участник едет на лыжах, два других тянут его в упряжке за веревку до флажка и обратно.

Встречная эстафета с лыжной палкой "Кто быстрее".

Участники строятся так же, как и во 2-й эстафете – попарно. Один участник садится на санки, второй – берет в руки один конец лыжной палки, а другой конец палки держит участник на санках. По сигналу судьи пары начинают движение. Второй играющий везёт партнера за лыжную палку. Закончив задание, передают санки и лыжную палку другой паре играющих. Эстафета заканчивается, когда команда вернется на то место, откуда начинала старт.

Зимние подвижные игры и эстафеты

Зимой, когда выпал снег, можно проводить самые разнообразные игры: со снегом, на санках, на лыжах. Необходимо заранее подготовить площадки для зимних игр, а также составить конкурсные задания с использованием различного оборудования.

Готовь сани летом

Своевременная и хорошо продуманная подготовка мест проведения игры не только значительно повышает эффективность решения поставленных задач, но и предупреждает возможность получения травм, особенно в играх с различными предметами.

Площадку для проведения зимних подвижных игр и эстафет  с детьми старшего дошкольного возраста  лучше всего делать постоянной. Ровную площадку 40–150 м длиной и 20–50 м шириной, если нет специально отведенного места можно подготовить на футбольном поле уже зимой. А вот горку, а лучше две, надо готовить заранее, еще осенью сделать насыпь из земли: одну горку – с пологим склоном, а другую – более крутую и на 0,5 м выше. Если горка одна, то с одной стороны склон нужно делать пологим, а с другой – более крутым. Готовить такие горки только из снега гораздо сложнее, к тому же снега может быть мало. Где и как подготовить такие горки, решает педагог  исходя из имеющихся условий.

Разметку площадки для зимних игр, например линию старта, можно сделать постоянной и более заметной. Для этого нужно развести легко растворимый в воде краситель и полить им линию старта и линию финиша.

Участок для проведения игры на местности надо подбирать такой, чтобы его рельеф отвечал задачам и содержанию игры; границы участка для игры четко разметить флажками, веревочкой с листками цветной бумаги и т.п. Перед проведением игры  педагог должен заранее как следует изучить местность и наметить условные границы игры.

Методические рекомендации

Подготовку мест для игры можно проводить непосредственно перед  занятием или во время прогулки при участии детей – дежурных или специально назначенных, а в некоторых случаях – заранее. Важно  привлекать дошкольников к подготовке  площадки  к игре.

Педагогу следует заранее выбрать себе помощников-дежурных, чтобы подготовиться к игре: принести, раздать и собрать инвентарь, разметить площадку. Педагог должен заранее объявить  воспитанникам, кто будет дежурным на следующем  занятии.

Мороз до –10°С без ветра – наиболее благоприятная погода для проведения игр на воздухе. При температуре ниже –12°С и особенно при сильном ветре проводить прогулки и игры на воздухе нельзя.

Надо также строго следить, чтобы дети, разгоряченные играми, не пили холодную воду, не глотали украдкой снег, не сосали сосулек.

Педагогическая ценность подвижных игр во многом определяется как условиями их проведения, так и наличием необходимого инвентаря. Готовясь к проведению игры, педагог  должен обязательно учитывать, что может понадобиться, и заранее подготовить все необходимое.

Инвентарь раздают участникам или расставляют после объяснения правил. Способов раздачи и сбора инвентаря много, и какой из них и в какой игре использовать, решает  педагог. Инвентарь раздает и собирает после игры либо педагог, либо его помощники. Если это делают сами дети, то педагог  наблюдает за тем, чтобы они выполняли задание быстро, точно, организованно.

Важно приучить детей следить за санитарным состоянием инвентаря и регулярно приводить его в порядок: бережно относиться к нему, умело его хранить.

Наличие разнообразного высококачественного спортивного инвентаря, игрового и вспомогательного оборудования позволяет подбирать варианты двигательных заданий с учетом поставленных задач, проводить игры в должных условиях и на высоком эмоциональном уровне. Зимой инвентаря требуется намного меньше.

Кроме фабричного изготовления зимнего спортивного инвентаря: комплектов лыж, санок, – целесообразно иметь дополнительно нестандартное оборудование.

Необходимый инвентарь

Флажок можно сделать из фанеры, ткани, плотной цветной бумаги. Размер самого флажка – 30×40 см, высота древка – 70–100 см. Подставка может быть выполнена из фанеры или из палочек в виде крестовины для установки на твердом грунте, но можно обойтись и без нее, а просто воткнуть флажок в снег, но тогда высота древка должна быть немного больше.

Флажки (вымпелы) разных размеров – до 30 шт. Размеры, цвет самого флажка и древка должны быть разными, так как в различных играх  у них разное назначение.

Мишень-снеговика можно изготовить стационарную, но лучше переносную, либо из металла (мишень – три сквозных отверстия), либо из дерева (3 круга различного диаметра, вырезанных из фанеры), – как для тренировки метания в цель, так и для игр.

Мишень-снайпер также может быть стационарной или переносной. Размеры щита – 1×1 м, высота подставки – 0,5–1 м, диаметр центра («яблочка») – 10–12 см, далее – от трех до пяти кругов на расстоянии 5 см один от другого. Ширина полосы круга – 2 см. Такую мишень можно нарисовать на стене зала или подсобного помещения.

Мишень-окно может быть укреплена стационарно на игровой площадке, но целесообразно иметь переносную, которую можно использовать как в зимнее время, так и в осенне-весенний период на игровой площадке и в зале. Размеры щита – 1×1 м, диаметр отверстия «окна» – 10–12 см, высота щита – 1,5–2 м. Такую мишень можно нарисовать на стене спортивного зала или подсобного помещения либо на высоком и устойчивом заборе на игровой площадке.

Мишень-биатлон целесообразно иметь переносную, которую можно использовать как в зимнее время, так и в осенне-весенний период. Размеры щита – 1×1 м, диаметр ярких нарисованных кружков – 10–12 см. Они могут быть одинакового и разного диаметра и цвета. Количество кружков также может быть разным. Высота щита – 1,5–2 м. Вместо кружков можно вырезать сквозные отверстия.

Для проведения игр в  детском саду необходимо иметь хотя бы 6 одинаковых санок.

Шесты бывают двух видов: короткие (длиной 1,3–1,5 м) – с острым металлическим наконечником наподобие наконечника лыжной палки и длинные деревянные (длиной 4–6 м) – с закругленными концами.

Лыжи, как и санки, дети чаще всего используют свои.

Тесьма (шнур, шпагат) – необходима для разметки площадки; узлами, флажками или другими метками обозначают отрезки определенной длины.

Нарукавные повязки – их обычно требуется по 8–10 шт. разных цветов из расчета: по одному цвету для каждой команды.

Нагрудный номер – 20–30 шт. Можно изготовить номера различных цветов по 8–10 шт.

Колпаки – по 8–10 шт. разных цветов из расчета: по одному цвету для каждой команды – можно склеить из цветной бумаги. Они должны быть с завязками и такого размера, чтобы их можно было надеть на шапку.

Методика проведения игр

Перевозка груза

Место проведения: ровная снежная площадка размером 40×50 м. Двумя линиями обозначается площадка, через которую нужно перевезти груз в другое место.

Инвентарь: на каждую команду – одни санки; груз для всех команд – палки, чурочки и различные предметы – должен быть одинаковым, и его должно быть достаточно.

Содержание и ход игры. Группа  делится на команды по 4 или 6 человек в каждой. На каждую команду назначают двух судей, которые находятся по одну и другую стороны игровой площадки. Груз сложен перед линией старта на расстоянии 1,5–2 м.

По сигналу первые пары участников команд начинают быстро складывать груз на санки, перевозят его за линию финиша, складывают в месте, отмеченном флажком, и возвращаются в свою команду. Как только первая пара пересечет линию, начинает укладывать груз на санки вторая пара, и так до тех пор, пока не будет перевезен весь груз. Подводят итоги первой перевозки. Выигрывает команда, которая первой перевезла груз, аккуратно уложила его в оговоренном порядке и заняла исходные позиции. Затем переносят флажки на другую сторону, и игра повторяется, но в обратном направлении.

Правила игры

1. Если груз рассыпался на дистанции, его следует аккуратно сложить на санки и продолжить перевозку.

2. Первая пара игроков, которая увезла свою часть груза, возвращается в команду, передает санки второй паре и встает за линией старта.

3. Если после укладки груз рассыпался, игрокам нужно вернуться и сложить все заново.

4. Количество груза, перевозимого за один рейс, оговаривается заранее.

5. За каждое нарушение правил команда получает штрафное очко.

Подведение итогов. Выигрывает команда, набравшая больше победных очков с наименьшим числом нарушений. При игре двух команд команда, первой выполнившая задание, получает 1 победное очко, вторая команда– 0 очков; при игре трех команд – соответственно 2 очка, 1 очко и 0 очков.

Методические указания. В зависимости от количества и фактуры перевозимого груза нужно заранее оговорить количество груза, которое можно класть на санки для одной перевозки, а также рисунок и форму укладки. Важно, чтобы перевозимый груз был одинаковым для всех команд.

В ходе игры следует учить детей выполнять различные виды работы не только быстро, но и аккуратно: на конкретных примерах показать, как торопливая и недобросовестная работа обернуться потерей первенства и повлечь за собой различные разрушения и другие негативные последствия, – и обсудить с детьми подобные случаи.

Верхом на клюшке

Место проведения: ровная площадка размером 25×40–50 м, покрытая льдом и припорошенная снегом. На расстоянии 2 м перед линией старта проводят еще одну линию, отгораживающую коридор, в котором производится передача клюшки. На расстоянии 20–25 м от линии старта напротив каждой команды устанавливают флажки яркого цвета.

Инвентарь: яркий флажок с высотой древка 1 м; клюшка у каждой команды; разметочные флажки для обозначения коридора и линии старта; секундомер.

Содержание и ход игры.  Дети делятся на команды по 4–5 человек в каждой и выстраиваются в колонны по одному перед коридором; первые номера – у линии старта и финиша. Игру можно проводить в двух вариантах.

Первый вариант. По сигналу первые номера в положении верхом на клюшке бегут к своему флажку, обегают его и возвращаются к своим командам. Как только игроки пересекут линию старта (финиша), педагог засекает время и громко объявляет результаты. Затем стартуют вторые номера, и т.д. Подводятся итоги, и игра повторяется не менее двух раз, время засекается в каждом забеге. Затем подводится общий итог как личного, так и командного первенства.

Второй вариант. По сигналу первые номера в положении верхом на клюшке бегут к своему флажку, обегают его и возвращаются к своим командам, в отмеченном коридоре отдают клюшку вторым номерам и встают в конец своей колонны. Те повторяют задание и передают клюшку третьим номерам, и так до тех пор, пока первые номера не получат клюшку обратно. Подводятся итоги первого тура, и игра продолжается еще несколько раз. Здесь определяется только командное первенство.

Правила игры

1. Передавать клюшку из рук в руки можно только в обозначенном коридоре.

2. На протяжении всего бега клюшка должна касаться поверхности площадки.

3. В движении необходимо сохранять позу, установленную условиями игры, например позу наездника и т.п.

4. Если участник уронит клюшку, он должен поднять ее и продолжить движение с того места, где это случилось.

5. Нельзя задевать флажок.

6. За каждое нарушение правил игрок получает 1 штрафное очко.

Подведение итогов. В первом варианте игры может быть определен победитель в личном первенстве по наименьшему времени в трех забегах и наименьшему числу допущенных ошибок; в командном первенстве – на тех же условиях. Здесь учитываются и количество победных очков, и время, затраченное на забег. Во втором варианте итоги игры подводятся только по количеству победных очков команды.

Кому на снежный ком?

Место проведения игры: площадка на свежем воздухе. Поверхность земли вокруг снежного кома должна быть гладкой, ровной, но не скользкой.

Инвентарь: небольшие деревянные лопатки, метелка. Но иногда дети лепят снежный ком руками.

Содержание и ход игры. Класс делится на команды по 5–7 человек в каждой и начинают лепить из снега большой ком, а затем встают вокруг него, взявшись за руки.

По команде «Раз, два, три!» играющие тянут рядом стоящего игрока к снежному кому, а сами упираются. Тот, кто упадет на снежный ком или хотя бы наступит на него ногой, получает штрафное очко и продолжает играть. Игра продолжается несколько минут, затем подводятся итоги.

Правила игры

1. Нельзя разрывать сцепление рук.

2. Нельзя ставить подножку рядом стоящему игроку, грубить и т.п.

3. За каждое нарушение правил и дисциплины игрок получает 1 штрафное очко.

Подведение итогов. Выигрывает тот, закончит игру без штрафных очков и не разу не наступит на снежный ком. При командном подведении итогов учитывается количество штрафных очков в каждой команде за определенный отрезок времени.

Методические указания. Варежки должны быть сухими, но лучше будет, если дети принесут запасные. Обувь должна быть сменной; следует проследить, чтобы дети  очистили ее от снега.

Игра предназначена в основном для мальчиков, но если в ней участвуют девочки, то у них должна быть отдельная команда. Смешанные команды следует формировать с учетом уровня физического развития.

В этой игре побеждают, как правило, более сильные дети. Но для всех участников важно развивать силу мышц в сопротивлении. В этой игре важна не столько победа, сколько физическое развитие и укрепление здоровья.

В ходе игры акцентируется внимание на решении следующих задач: ознакомление детей со способами укрепления здоровья и с правилами закаливания в зимних условиях; формирование навыков взаимодействия и противодействия, игрового партнерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр зимой для детей старшей группы

Зимние месяцы - замечательное время для прогулок на свежем воздухе, для катания на санках и лыжах с горок, бросания снежков и строительства крепостей. В какие еще подвижные игры можно поиграть на улиц...

Картотека подвижных игр зимой для детей старшей группы

Снежная королева          Цель: воспитывать быстроту и ловкость.         Игроки находятся на площадке, водящий...

Картотека подвижных игр зимой на прогулке

Здоровый образ жизни- неотьемлемая часть хорошего настроения, особенно если здоровье укрепляется через игры с лучшими друзьями на свежем воздухе!...

Картотека подвижных игр зимой

Перечень подвижных игр и забав зимой на прогулке....