Физкультурный досуг для детей старшего возраста на основе русских народных игр "Веселимся мы, играем и нисколько не скучаем"
план-конспект занятия по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Балашова Вера Анатольевна

Цель: Вызвать у детей интерес к русским народным играм, желание играть в них.

Задачи:

1.Упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задания.

2.Продолжать знакомить с русскими народными играми.

3.Развивать творчество в двигательной деятельности и связную устную речь;

4.Воспитывать умение действовать в коллективе, выполнять правила в играх.

5.Доставить детям радость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvlechenie-narodnye_podvizhnye_igry_17.08.2023.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

                                   МДОУ «Детский сад №175»

                       Описание: https://cdn.culture.ru/images/02ee8128-15e8-55e4-9fda-e8f90e736466

            Физкультурный досуг 

  для детей старшего возраста на основе

               русских народных игр

"Веселимся мы, играем и нисколько

не скучаем"

   Подготовила:

инструктор по физической культуре

Балашова В.А.

                                             17 августа 2023г

Цель: Вызвать у детей интерес к русским народным играм, желание играть в них.

Задачи: 

1.Упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задания. 

2.Продолжать знакомить с русскими народными играми.

3.Развивать творчество в двигательной деятельности и связную устную речь;

4.Воспитывать умение действовать в коллективе, выполнять правила в играх.

5.Доставить детям радость.

Инвентарь, атрибутика: 

  • Русская народная музыка
  • Шапочка кошки
  • Обруч
  • Ленточки по количеству детей
  • Шапочка волка
  • Платок для завязывания глаз

                                                     Ход досуга:

  Дети берутся за руки и под музыку заходят змейкой на площадку.

Инструктор: Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня наш праздник посвящен русским народным играм, в которые играли ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А как вы думаете, кто придумал эти игры(ответы детей). На этот вопрос один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни. Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу. И мы с вами сегодня тоже будем играть в русские народные игры.

В этих играх используется много интересных считалок. Какие вы помните? (ответы детей). Возьмемся за руки, встанем в хоровод и выберем водящего-кошку для русской народной игры «Кошки мышки». Чтобы выбрать кошку, посчитаемся (ребенок считает считалку и выбирает кошку)

Мышка  Наташка

Кушала кашку.
Съела всю кашку,

Вылизала чашку.

Валенки надела,

Тебе водить велела.

                                       Игра «Кошки мышки»

Водящий  в шапочке кошки сидит в кругу, остальные дети ходят на носках вокруг и приговаривают:

Кошка мышек сторожит,

Притворилась будто спит.

Тише мышки не шумите,

Кошку вы не разбудите!

Водящий: Надоели! Я встаю,

                   Всех сейчас переловлю!

Дети разбегаются, водящий их ловит.

Игра повторяется 2-3 раза со сменой водящего.

Инструктор: Ребята, а кто знает кто такая сова? (ответы) А когда она спит? А когда охотится? (ответы)

Мы сейчас с вами поиграем в игру «Совушка - сова»

Инструктор: Кто знает считалку про сову? (Выбирается сова)

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы собрались поиграть

К нам сова прилетела

И тебе водить велела.

                                               Игра «Совушка»

Водящий –«Совушка. На площадке кладется обруч – это гнездо «совушки». Она стоит в нем, руки назад «как крылья». Игроки берутся за руки, образуя вокруг «совушки» большой круг. По сигналу дети идут боком приставным шагом.

Дети:

Ах ты совушка-сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидишь

Летаешь ночью, днем ты спишь.

День наступает, всё оживает!

Дети изображают бабочек, жуков, мышек. Встают на носки и бегают в различных направлениях, приближаясь к гнезду «совушки».

Инструктор: Ночь наступает;                                                                                                                              

                        Всё замирает

                        Сова на охоту вылетает.

Дети замирают на месте в различных позах.                                                                                                                                                                    Совушка вылетает на охоту, зорко осматривает игроков и отправляет на скамейку тех, кто пошевелится. Дается команда «День» и игра продолжается.

В конце игры называются игроки, которые ни разу не попались «совушке». Как только она поймает трех мышек, игра останавливается.

Выбирается новая «совушка», пойманные игроки возвращаются в круг.

Игра повторяется 2 раза.

Инструктор: А теперь мы с вами поиграем в игру «Золотые ворота»

                                             «Золотые ворота»

                                         (русская народная игра)

В начале игры выбирают двух водящих. Они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные играющие также берутся за руки и вереницей идут через ворота.

Дети:

Золотые ворота.
Пропускают не всегда.

Первый раз прощается.
Второй – запрещается.

А на третий раз.

Не пропустим вас! 

   

Ворота закрываются на последнем слове и ловят того, кто в этот момент проходил через них. Дети, зная, что ворота закрываются в конце стихотворения, спешат быстро проскочить в них. Пойманный игрок становится в круг к водящим, и игра продолжается до тех пор, пока больше половины игроков не будут пойманы.

Инструктор: Следующая наша игра

                                      «Ловишки с ленточками»

По считалке выбирается «ловишка», который становится в центре, остальные встают вокруг него, берутся за руки. По сигналу педагога дети начинают движение в правую сторону.

Дети:

Весна пришла

Тепло  принесла

Весну примечаем

В ловишки играем

Раз, два, три, лови!

После этих слов дети врассыпную разбегаются по площадке. Ловишка ловит их, собирая ленточки.  Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает 5-7 игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра повторяется.

Инструктор: Поиграем еще? Предлагаю поиграть в игру

                                         Жмурки «Маша и Яша» 

                                         (русская народная игра)

Для этой игры дети выбирают водящими мальчика и девочку. Мальчика назначают «Яшей»,  а девочку «Машей». Водящие становятся в круг, например «Яша» ищет «Машу» и ему завязывают глаза, стальные дети берутся за руки и образуют вокруг ведущих замкнутый круг. Яша громко говорит «Маша, ты где?», а Маша  откликается «Я здесь!» и убегает от Яши. Задача Яши поймать Машу.  Круг постепенно сужается. Игра продолжается до тех пор, пока парочка не встретится. Затем можно выбрать другую пару игроков.

Инструктор: Следующая  у нас игра 

                                                          Гуси-лебеди

                                        (русская народная игра)

В начале игры выбирают Волка и Хозяина, остальные участники — Гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят «дом», где живут Хозяин и Гуси, на другой — живет Волк. Хозяин выпускает Гусей погулять, «травки пощипать». Гуси уходят от «дома» довольно далеко. Через некоторое время Хозяин и Гуси перекликаются:

  • Гуси-гуси!
  • Га-га-га.
  • Есть хотите?
  • Да, да, да.
  • Гуси-лебеди! Домой!
  • Серый волк под горой!
  • Что он там делает?
  • Рябчиков щиплет.
  • Ну, бегите же домой!
  • Серый волк за горой,
                   Не пускает нас домой!

Гуси бегут в «дом», Волк пытается их поймать. Пойманные Гуси выходят из игры. Игра кончается, когда ПОЧТИ все Гуси пойманы. Последний оставшийся Гусь, самый ловкий и быстрый, становится Волком.

Правила игры. Гуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

Инструктор: Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру малой подвижности.

                                                     «Ручеек»

Дети разбиваются на пары и встают друг за другом образуя «ручеек». Оставшийся без пары встает перед ребятами, пробегает между стоящими в парах и выбирает любого из них и встают в начало ручейка. Теперь оставшийся без пары начинает выбирать себе пару с конца ручейка.

Инструктор: В следующей игре мы проверим  вашу силу.

                                           «Разрывные цепи»

Играющие делятся на две команды, расходятся  и становятся  против друг друга на расстоянии 10-15 шагов, сцепив руки.

Потом первая команда кричит: «Цепи, цепи, вам кого?                  

                                                        Выбирайте одного!»

Игроки из второй команды: «Друга моего».

1 команда: «Как звать его?»

2 команда: «Ваня»… называют имя ребенка из первой команды.

Тогда из первой команды бежит выбранный игрок, стремясь разорвать цепи из рук. Если ему это удается, он забирает с собой игрока, если нет - он остается у второй команды. И так до тех пор, пока у одной из команд не будет больше игроков.

Инструктор: Вот сколько русских народных игр нам известно. Вы наверное и не знали, что эти подвижные игры придумали давно в России, а играют в них и в наши дни. Играя в эти игры, мы соприкасаемся с нашей русской культурой, чтим традиции, развиваем все двигательные навыки: ловкость, быстроту, внимание, глазомер, а значит, становимся сильнее и здоровее.

 

Наш физкультурный досуг подошел к концу, до новых встреч!

                                      Дети уходят с площадки.

                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ. "Приобщение детей старшего возраста к истокам русской народной культуры."

Презентация. Знакомство детей с предметами быта русской избы с помощью загадок....

НОД по познавательно - речевому развитию для детей старшего возраста "Путешествие по русским народным сказкам"

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные:Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью модели...

Презентация для детей старшего возраста « Викторина по русским народным сказкам»

Задачи:Закреплять и расширять знание детей о сказках,Познакомить с новыми понятиями народные и русские сказки,Способствовать развитию речи. Воображения мышления памятьОбогащать словарный запас детейВо...

ПРОЕКТ в 1 младшей группе .на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста на основе русских народных сказок»

ПРОЕКТ в 1 младшей группе .на тему:«Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста на основе русских народных сказок»...

Игры, направленные на формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста на основе русских народных сказок

Игры, направленные на формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста на основе русских народных сказок...