Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "3D Физкультура"
методическая разработка по физкультуре

Соловникова Анастасия Александровна

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "3D Физкультура" рассчитана на детей от 3 до 7 лет. В программе описаны цель, задачи, планируемые результаты, содержание работы, взаимодействие с родителями воспитанников, коррекционно-развивающая работы с детьми РАС, ЗПР, ТНР, организация занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ  АВТОНОМНЫЙ  ОКРУГ  

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ  САД  «БРУСНИЧКА» Г.ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629850 ЯНАО, Пуровский район, г.Тарко-Сале, мкр Молодежный, д.7, тел. 6-32-58

ИНН 8911016680, КПП 891101001, ОКПО 48731581, ОКОНХ 92400

E-mail:brusnichka-tsale@yandex.ru

ПРИНЯТО:

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Заведующий МБДОУ «ДС «Брусничка»

МБДОУ «ДС «Брусничка»

Протокол №  от «» месяц 2023 г.

___________________Т.В.Чвалова Приказ №-п от «» месяц 2023 г.

                                                                         

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

физкультурно -  спортивной направленности

«3D ФИЗКУЛЬТУРА»

для детей 3-7 лет

срок реализации: 4 года

 составитель:

Инструктор по физической культуре

Соловникова Анастасия Александровна

г. Тарко-Сале

Оглавление

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ        3

1.1. Пояснительная записка        3

1.1.2. Цели и задачи Программы        3

1.1.3. Принципы реализации Программы        4

1.1.4. Значимые для разработки и реализации Программы  характеристики особенностей физического развития детей дошкольного возраста        4

1.2. Планируемые результаты освоения Программы        5

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        6

2.1. Содержание образовательной деятельности        6

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов        11

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников        12

2.4.        Коррекционно-развивающая работа        13

2.4.1.        Коррекционно-развивающая работа для обучающихся с РАС        13

2.4.2.        Коррекционно-развивающая работа для обучающихся с ЗПР        14

2.4.3.        Коррекционно-развивающая работа для обучающихся с ТНР        15

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        16

3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды        16

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы        17

3.3. Особенности организации занятий в физкультурном комплексе «3D Физкультура»        17

Список литературы        19

Приложение 1        21


  1. 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

        Программа физкультурно-спортивной направленности «3D Физкультура» для детей 3-7 лет разработана на основе методических рекомендаций «Школа диалога с препятствием» (С.В. Реутский, С.В. Плахотников, Р.Г. Раух, Е.Н. Парежев) в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ «ДС Брусничка»:

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад  «Брусничка» города Тарко-Сале Пуровского района (МБДОУ «ДС «Брусничка»);
  2. Устав МБДОУ «ДС «Брусничка»;
  3. План работы МБДОУ «ДС «Брусничка» на 2022-2023 учебный год;
  4. Положение о рабочей программе педагога ДОУ.

Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста в по реализации образовательной области «Физическое развитие» с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на сохранение и укрепление здоровья детей.

В Программе определены цели и задачи образовательной деятельности, планируемые результаты освоения в виде целевых ориентиров дошкольного образования, а также содержание психолого – педагогической работы с детьми дошкольного возраста.  

Содержание Программы представляется  в трёх основных разделах: целевом, содержательном и организационном, которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

В целевом разделе определяются цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к её формированию, а также планируемые результаты освоения основной образовательной программы, конкретизирующие требования Стандарта к целевым ориентирам с учётом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей.

Целевой раздел включает:

-        пояснительную записку;

-        планируемые результаты освоения основной образовательной программы.  

В содержательном разделе раскрывается содержание Программы и описывается образовательная деятельность  по  образовательной области «Физическое развитие».

В организационном разделе Программы описываются

-        особенности организации развивающей предметно-пространственной среды и информационной образовательной среды;

-        материально-техническое обеспечение;

-        особенности организации занятий в физкультурном комплексе «3D Физкультура».

1.1.2. Цели и задачи Программы

Целью Программы является решение двигательных задач в пространстве физкультурного комплекса «3D Физкультура».

Задачи Программы:

-        развивать способность идти на осознанный риск при преодолении препятствий в пространстве спортивного комплекса;

-        развивать умение осознавать свои силы и возможности при выполнении двигательных задач в пространстве спортивного комплекса;

-        развивать умение быстро и продуктивно действовать в неожиданно изменяющихся обстоятельствах.

1.1.3. Принципы реализации Программы

В Программе  реализуются обозначенные в Стандарте основные принципы дошкольного образования:  

-        поддержка разнообразия детства; полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

-        уважение личности ребенка; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

-        личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников образовательной организации) и детей; сотрудничество детей и взрослых; признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-        поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-        сотрудничество образовательной организации с семьёй;

-        формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-        возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

-        учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.1.4. Значимые для разработки и реализации Программы  характеристики особенностей физического развития детей дошкольного возраста

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет

3-х летний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями. Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой). Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.

Благоприятный возраст для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости).

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет

В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается. Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие перешагивая через небольшие преграды., нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску.

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет

Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые наблюдаются у детей 3-5 лет. В период с 5 до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.). Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков - более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные). К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.

Ребенок в возрасте 6-7 лет

К 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми, ловкими, подвижными. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения. У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляция движений). Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных и спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает положительное отношение к себе и своей команде («мы выиграли, мы сильнее»). Имеет представление о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький и т.п.) и здоровье, заботиться о нем.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного образования.

К 4 годам:

-        ребенок умеет оценивать свои возможности для получения необходимой уверенности в собственных силах и изобретения индивидуальных способов различных решений;

-        ребенок умеет адаптироваться к свойствам изменяющегося пространства;

-        ребенок умеет выстраивать диалог с окружающими людьми, самим собой и с препятствием.

К 5 годам:

-        ребенок умеет рисковать и осмысленно выходить на предел своих возможностей;

-        ребенок способен действовать в ситуации неопределенности, учитывая знание своих возможностей и особенности препятствий;

-        ребенок умеет двигаться по неустойчивым, качающимся, висящим в вертикальной плоскости элементам комплекса;

-        ребенок способен вступать в диалог с возникающими вызовами неопределенности.

К 6 годам:

-        ребенок умеет приспосабливаться к некомфортным условиям, встраиваться в ситуацию, давать быстрый, интуитивный ответ на вызов с последующим осмыслением произошедшего;

-        ребенок умеет находить доступный в данный момент уровень сложности траектории и способа передвижения, постепенно осваивая весь физкультурный комплекс с выходом на все более сложные уровни;

-        ребенок умеет придумывать новые усложняющиеся двигательные задачи, увеличивать их количество;

-         ребенок способен вступать в диалог с препятствием, регулировать его интенсивность.

К 7 годам:

-        ребенок умеет решать двигательные задачи с правильной оценкой внешней обстановки, своих возможностей, адекватного анализа различных способов достижения цели, выбора из них наиболее эффективного;

-        ребенок умеет выбирать варианты изменения траекторий при движении в разных плоскостях разными способами при разном количестве участников;

-        ребенок умеет создавать новые двигательные задачи разного уровня сложности и варьировать их;

-        ребенок умеет рисовать и читать схемы маршрутов движения и карт путешествий по физкультурному комплексу;

-        ребенок умеет оценивать возможности других детей и вступать с ними в диалог при выполнении двигательных задач для регулирования интенсивности препятствия (упрощения или усложнения).

  1. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание образовательной деятельности

Программа направлена на развитие детей в образовательной области «Физическое развитие развитие» и реализуется в группах детей дошкольного возраста общеразвивающей и компенсирующей направленности.

Четвертый год жизни

Основные задачи  образовательной деятельности:

-        развивать умение оценивать свои возможности для получения необходимой уверенности в собственных силах и изобретения индивидуальных способов различных решений;

-        развивать умение адаптироваться к свойствам изменяющегося пространства;

-        развивать умение выстраивать диалог с окружающими людьми, самим собой и с препятствием.

Содержание образовательной деятельности

        Педагог развивает умение оценивать возможности и силы ребенка при выполнении физических упражнений и помогает изобретать индивидуальные способы решения двигательных задач в пространстве физкультурного комплекса. Педагог развивает у детей умение адаптироваться к изменяющемуся пространству, помогает преодолевать препятствия при помощи упрощения внешних условий или самой двигательной задачи. Развивает умение выстраивать диалог  со сверстниками, взрослыми, самим собой и препятствием для решения поставленных задач.

        С детьми используются:

-        Традиционные упражнения: строевые упражнения, ходьба и бег, общеразвивающие упражнения, совместные ритмические невербальные упражнения из раздела «Топы, шлёпы, топы»;

-        «Зверобатика» (имитационные движения животных: червячки, гуси, зайчики т. д.);

-        простые задания на развитие лазания, ползания, подлезания, перелезания  на комплексе;

-        упражнения на ориентировку в пространстве: построение собственного маршрута до заданной точки, соединение отдельных элементов комплекса в кольцевой маршрут и прохождение заданным способом;

-        упражнения на развитие памяти, внимания, координации: поиск спрятанных на комплексе предметов, запоминание пути из 4-5 элементов комплекса, на которые педагог указывает рукой;

-        «Путешествия» с преодолением препятствий любым способом, для запоминания последовательности действий;

-        упражнения на развитие коммуникативных навыков: передвижение в парах (провести партнера по маршруту), совместные действия на комплексе;

-        игры.

Пятый год жизни

Основные задачи  образовательной деятельности:

-        формировать умение рисковать и осмысленно выходить на предел своих возможностей;

-        развивать способность действовать в ситуации неопределенности, учитывая знание своих возможностей и особенности препятствий;

-        развивать умение двигаться по неустойчивым, качающимся, висящим в вертикальной плоскости элементам физкультурного комплекса;

-        развивать способность вступать в диалог с возникающими вызовами неопределенности.

Содержание образовательной деятельности

        Педагог формирует умение рисковать и осмысленно выходить на предел своих возможностей, т.е. умение ребенка действовать эффективно в неопределенных условиях для накопления опыта принятия решений в различных ситуациях.  Развивает умение учитывать свои силы и возможности, анализировать особенность препятствий для решения различных типов заданий в пространстве физкультурного комплекса. Развивает умение передвигаться по неустойчивым, качающимся, висящим в вертикальной плоскости элементам комплекса: кольцам, трапециям, лианам, канатам, доскам, накидным рукоходам. Педагог развивает способность ребенка вступать в диалог с возникающими вызовами неопределенности, учит справляться с препятствиями и не бояться их.

        С детьми используются:

-        Традиционные упражнения: строевые упражнения, ходьба и бег, общеразвивающие упражнения, совместные ритмические невербальные упражнения из раздела «Топы, шлёпы, топы»;

-        «Зверобатика» (имитационные движения животных: червячки, гуси, зайчики т. д.);

-        усложненные задания на развитие лазания, ползания, подлезания, перелезания  на комплексе;

-        упражнения на ориентировку в пространстве: построение собственного маршрута до заданной точки, соединение отдельных элементов комплекса в кольцевой маршрут и прохождение заданным способом; изменение направления и скорости движения- вверх, вниз, вперед, и т.д. Игры: «Пол - лава», «Выше ноги от земли» и т. д.;

-        упражнения на развитие памяти, внимания, координации: поиск спрятанных на комплексе предметов, запоминание пути из 5-6 элементов комплекса, на которые педагог указывает рукой; усложнение препятствий - уменьшение площади опоры, устойчивости;

-        «Путешествия» с преодолением препятствий любым способом, для запоминания последовательности действий, на взаимопомощь;

-        упражнения на развитие коммуникативных навыков: передвижение в парах (провести партнера по маршруту), совместные действия на комплексе (игра «Почта!), объяснение пути партнеру (игра «Приглашение в гости»;

-        задания на организацию коллектива (прохождение заданного маршрута всей группой и т.д.);

-        игры.

Шестой год жизни

Основные задачи  образовательной деятельности:

-        развивать умение приспосабливаться к некомфортным условиям, встраиваться в ситуацию, давать быстрый, интуитивный ответ на вызов с последующим осмыслением произошедшего;

-        формировать умение находить доступный в данный момент уровень сложности траектории и способа передвижения, постепенно осваивая весь физкультурный комплекс с выходом на все более сложные уровни;

-        формировать умение придумывать новые усложняющиеся двигательные задачи, увеличивать их количество;

-         развивать способность вступать в диалог с препятствием, регулировать его интенсивность.

Содержание образовательной деятельности

        Педагог развивает умение ребенка адаптироваться к физически и психически сложным условиям, прогнозировать возможные изменения и решать задачи, которые он не решал. Формирует умение передвигаться различными способами (вверх, вниз, вперед, назад, по-диагонали, как «червячок», «обезьянка» и т.д.), в разных плоскостях и направлениях, а также на разной высоте по замкнутым траекториям, которые возвращают детей в начало пути, чтобы можно было совершить новую попытку, например, изменив способ или траекторию движения. Педагог формирует умение придумывать более сложные двигательные задачи, увеличивать их количество для развития познавательной и творческой инициативы детей. Развивает способность вступать в диалог с препятствием, не боясь его преодоления, и способность регулировать его интенсивность с помощью упрощения или усложнения каких-либо элементов.

        С детьми используются:

-        Традиционные упражнения: строевые упражнения, ходьба и бег, общеразвивающие упражнения, совместные ритмические невербальные упражнения из раздела «Топы, шлёпы, топы»;

-        «Зверобатика» (имитационные движения животных: червячки, гуси, зайчики т. д.);

-        усложненные задания на развитие лазания, ползания, подлезания, перелезания  на комплексе;

-        упражнения на ориентировку в пространстве: построение собственного маршрута до заданной точки, соединение отдельных элементов комплекса в кольцевой маршрут и прохождение заданным способом; изменение направления и скорости движения- вверх, вниз, вперед, и т.д. Игры: «Пол - лава», «Выше ноги от земли» и т. д.; усложнение маршрутов и способов передвижения; прохождение по меткам и ориентирам;

-        упражнения на развитие памяти, внимания, координации: поиск спрятанных на комплексе предметов; запоминание пути из 7 элементов комплекса, которые педагог предварительно назвал и прохождение маршрута в обратном направлении; усложнение препятствий - уменьшение площади опоры, устойчивости, запоминание положения в пространстве других детей, передвижение по залу, не касаясь пола, встречный маршрут;

-        «Путешествия» с преодолением препятствий любым способом, для запоминания последовательности действий, на взаимопомощь;

-        упражнения на развитие коммуникативных навыков: передвижение в парах (провести партнера по маршруту), совместные действия на комплексе (игра «Почта!), объяснение пути партнеру (игра «Приглашение в гости»;

-        задания на организацию коллектива (прохождение заданного маршрута всей группой и т. д., совместные действия по конструированию пространства);

-        задания, выполняемые вслепую;

-        игры.

Седьмой год жизни

Основные задачи  образовательной деятельности:

-        развивать умение решать двигательные задачи с правильной оценкой внешней обстановки, своих возможностей, адекватного анализа различных способов достижения цели, выбора из них наиболее эффективного;

-         формировать умение выбирать варианты изменения траекторий при движении в разных плоскостях разными способами при разном количестве участников;

-        формировать умение создавать новые двигательные задачи разного уровня сложности и варьировать их;

-        развивать умение рисовать и читать схемы маршрутов движения и карт путешествий по комплексу;

-        развивать умение оценивать возможности других детей и вступать с ними в диалог при выполнении двигательных задач для регулирования интенсивности препятствия (упрощения или усложнения).

Содержание образовательной деятельности

        Педагог развивает у ребенка умение находчиво решать двигательные задачи с быстрой оценкой окружающего пространства, своих сил и возможностей, умение выстраивать целенаправленный двигательный план своих действий для достижения цели с минимально возможной затратой ресурсов. Формирует умение выбирать варианты изменения траекторий при движении в разных плоскостях разными способами при разном количестве участников в пространстве спортивного комплекса. Педагог формирует умение создавать новые двигательные задачи разного уровня сложности, варьировать их. Развивает умение рисовать и читать схемы маршрутов движения и карт путешествий по комплексу для самостоятельного исполнения ребенком. Педагог развивает умение у ребенка оценивать возможности других детей и вступать с ними в диалог для обмена информацией и способности понимать друг друга при выполнении двигательных задач, чтобы можно было регулировать интенсивность препятствия (упрощения или усложнения).

        С детьми используются:

-        Традиционные упражнения: строевые упражнения, ходьба и бег, общеразвивающие упражнения, совместные ритмические невербальные упражнения из раздела «Топы, шлёпы, топы»;

-        «Зверобатика» (имитационные движения животных: червячки, гуси, зайчики т. д.);

-        сложные задания на развитие лазания, ползания, подлезания, перелезания  на комплексе; упражнения в висе, подтягивания;

-        упражнения на ориентировку в пространстве:

        построение собственного маршрута до заданной точки;

        соединение отдельных элементов комплекса в кольцевой маршрут и прохождение заданным способом;

        изменение направления и скорости движения- вверх, вниз, вперед, и т.д. Игры: «Пол - лава», «Выше ноги от земли» и т. д.;

        усложнение маршрутов и способов передвижения (3 точки опоры, ногами вперед, с предметов в руках и т.д.);

        прохождение по меткам и ориентирам;

        передвижение по залу, не касаясь пола, встречный маршрут;

-        упражнения на развитие памяти, внимания, координации:

        поиск спрятанных на комплексе предметов; запоминание пути из 7 элементов комплекса, включающие несколько поворотов или петлю, а также физически трудный элемент, при этом удерживая 1-2 дополнительные задачи в других модальностях;

        прохождение маршрута в обратном направлении;

        усложнение препятствий - уменьшение площади опоры, устойчивости;

        запоминание положения в пространстве других детей;

        придумывание своего маршрута для партнера при работе в парах или малых группах;

-        упражнения на развитие ритмической координации: после прыжка, сойдя со стопки матов, «оттоптать» ритм; сразу после приземления «хлопаем — шлёпаем» и т. д.;

        работа по схемам и чертежам, придумывание своих схем и чертежей;

-        «Путешествия» с преодолением препятствий любым способом, для запоминания последовательности действий, на взаимопомощь;

-        упражнения на развитие коммуникативных навыков: передвижение в парах (провести партнера по маршруту), совместные действия на комплексе (игра «Почта!), объяснение пути партнеру (игра «Приглашение в гости»); действия парами, тройками и т.д., прохождение маршрута, держась друг за друга или соединяясь через предмет (верёвка, мячик и т. п.);

-        задания на организацию коллектива: прохождение заданного маршрута всей группой и т. д., совместные действия по конструированию пространства;

-        задания, выполняемые вслепую;

-        игры.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

Формы, способы, методы и средства реализации Программы определены в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов.

Полноценное решение задач физического воспитания детей достигается только при комплексном применении всех средств и методов, а также форм организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми. Такими организованными формами работы являются:

-        групповые занятия по физической культуре с использованием спортивного инвентаря и оборудования (физкультурный комплекс «3D Физкультура»);

-        физкультурные развлечения и спортивные праздники;

-        самостоятельная двигательная деятельность детей.

        Способы организации детей на занятия

Фронтальный способ. Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение. Применяется при обучении детей ходьбе, бегу, в общеразвивающих упражнениях и т.д.

Фронтально-поточный способ. Дети поточно друг за другом (с небольшим интервалом), передвигаются, выполняя заданное упражнение. Этот способ позволяет педагогу корректировать действия детей, устранять ошибки и главное – оказывать страховку в случае необходимости. Данный способ широко используется для закрепления пройденного материала.

        Индивидуальный способ. Применяется при объяснении нового программного материала, когда на примере одного ребенка (наиболее подготовленного) дается показ и объяснение задания, внимание детей обращается на правильность выполнения техники упражнения, на возможные ошибки и неточности.

        Работа в парах или малых группах. Дети делятся на пары или мини-группы и выполняют конкретное задание.

Методы физического развития и воспитания. Традиционно различают три группы методов: 

Наглядные методы:

-        Имитация (подражание);

-        Демонстрация и показ способов выполнения физкультурных упражнений, которому следует привлекать самих воспитанников;

-        Использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, видеофильмы и т.д.);

-        Метод сравнения (наглядная демонстрация образцов правильного или неправильного владения исполнительными навыками);

-        Использование зрительных ориентиров и звуковых сигналов. Первые побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также способствуют более эффективному развитию воссоздающего воображения; вторые применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, чувства ритма и музыкальных способностей.

        К словесным методам относятся название инструктором по физической культуре упражнений, описания, объяснения, комментирование хода их выполнения, указания, распоряжения, вопросы к детям, команды, беседы, рассказы, выразительное чтение стихотворений и многое другое.

К практическим методам можно отнести:

-        Выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;

-        Выполнение упражнений в игровой форме;

-        Выполнение упражнений в упрощённой соревновательной форме;

-        Самостоятельное выполнение упражнений в свободной игре.

Наряду с методами значительное внимание отводится средствам физического воспитания. К средствам физического развития и оздоровления детей относятся:

Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и пр.), которые способствуют нормальной работе всех органов и систем и повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм;

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода), которые формируют положительную мотивацию детей к осуществлению двигательной активности, повышают адаптационные резервы и функциональные возможности организма, увеличивает эффект закаливания и усиливает эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка;

Физические упражнения, которые обеспечивают удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, способствуют формированию двигательных умений и навыков, физических качеств, развитию способности оценивать качество выполняемых движений.

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Основной целью взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста является «установление доверительного делового контакта» между семьей и ДОО.

Основные формы взаимодействия с семьями воспитанников:

-        Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания;

-        Проведение мастер-классов;

-        Совместная деятельность: привлечение родителей к участию в семейных клубах, клубных часах, спортивных праздниках и развлечениях.

  1. Коррекционно-развивающая работа

Коррекционно-развивающая работа в ДОУ направлена на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы), включая детей с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов; оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.

Коррекционно-развивающая работа представляет собой комплекс мер по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников, включающий психолого-педагогическое обследование, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, а также мониторинг динамики их развития.

Формы организации коррекционно-развивающей работы: групповая, малые группы и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

  1. Коррекционно-развивающая работа для обучающихся с РАС

Целью Программы является решение двигательных задач в пространстве физкультурного комплекса «3D Физкультура».

Задачи Программы:

-        развивать умение слушать и различать звуки на физкультурном комплексе  «3D Физкультура»;

-        формировать умение выполнять двигательные задачи в соответствии с командами инструктора;

-        развивать умение адаптироваться к свойствам изменяющегося пространства;

-        развивать умение двигаться по неустойчивым, качающимся, висящим в вертикальной плоскости элементам физкультурного комплекса.

Содержание образовательной деятельности

        Педагог развивает у детей умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке физкультурного комплекса  «3D Физкультура». Педагог развивает у детей умение адаптироваться к изменяющемуся пространству, помогает преодолевать препятствия.  Развивает умение передвигаться по неустойчивым, качающимся, висящим в вертикальной плоскости элементам комплекса: кольцам, трапециям, доскам, накидным рукоходам, сеткам.

        С детьми используются:

-        Традиционные упражнения: ходьба и бег, общеразвивающие упражнения, основные виды движений на полу;

-        простые задания на развитие лазания, ползания, подлезания, перелезания  на комплексе;

-        упражнения на ориентировку в пространстве: прохождение собственного маршрута до наклонной поверхности, до площадки, до сетки; прохождение маршрута за инструктором; прохождение маршрута по неустойчивым элементам: сетке, доскам и т.д.

-        упражнения на развитие памяти, внимания: поиск спрятанных на комплексе предметов;

-        свободная деятельность на физкультурном комплексе.

Планируемые результаты освоения Программы:

-        ребенок умеет слушать и различать звуки на физкультурном комплексе  «3D Физкультура»;

-        ребенок умеет выполнять двигательные задачи в соответствии с командами инструктора;

-        ребенок умеет адаптироваться к свойствам изменяющегося пространства;

-        ребенок умеет двигаться по неустойчивым, качающимся, висящим в вертикальной плоскости элементам физкультурного комплекса.

  1. Коррекционно-развивающая работа для обучающихся с ЗПР

Целью Программы является решение двигательных задач в пространстве физкультурного комплекса «3D Физкультура».

Задачи Программы:

-        развивать умение оценивать свои возможности для получения необходимой уверенности в собственных силах и изобретения индивидуальных способов различных решений;

-        формировать умение выполнять двигательные задачи в соответствии с командами инструктора;

-        развивать умение двигаться по неустойчивым, качающимся, висящим в вертикальной плоскости элементам физкультурного комплекса;

-        развивать умение выстраивать диалог с окружающими людьми, самим собой и с препятствием.

Содержание образовательной деятельности

Педагог развивает умение оценивать возможности и силы ребенка при выполнении физических упражнений и помогает изобретать индивидуальные способы решения двигательных задач в пространстве физкультурного комплекса. Формирует у детей умение выполнять упражнения в соответствии с заданными командами. Педагог развивает у детей умение адаптироваться к изменяющемуся пространству, помогает преодолевать препятствия при помощи упрощения внешних условий или самой двигательной задачи. Развивает умение выстраивать диалог  со сверстниками, взрослыми, самим собой и препятствием для решения поставленных задач.

С детьми используются:

-        «Зверобатика» (имитационные движения животных: червячки, гуси, зайчики т. д.);

-        простые задания на развитие лазания, ползания, подлезания, перелезания  на комплексе;

-        упражнения на ориентировку в пространстве: построение собственного маршрута до заданной точки, соединение отдельных элементов комплекса в кольцевой маршрут и прохождение заданным способом; изменение направления и скорости движения- вверх, вниз, вперед, и т.д. Игры: «Пол - лава», «Выше ноги от земли» и т. д.;

-        упражнения на развитие памяти, внимания, координации: поиск спрятанных на комплексе предметов, запоминание пути из 4-5 элементов комплекса, на которые педагог указывает рукой; поиск спрятанных на комплексе предметов, усложнение препятствий - уменьшение площади опоры, устойчивости;

-        «Путешествия» с преодолением препятствий любым способом, для запоминания последовательности действий;

-        упражнения на развитие коммуникативных навыков: передвижение в парах (провести партнера по маршруту), совместные действия на комплексе;

-        игры;

-        свободная деятельность на физкультурном комплексе.

Планируемые результаты освоения Программы:

-        ребенок умеет оценивать свои возможности для получения необходимой уверенности в собственных силах и изобретения индивидуальных способов различных решений;

-        ребенок умеет умение выполнять двигательные задачи в соответствии с командами инструктора;

-        ребенок умеет двигаться по неустойчивым, качающимся, висящим в вертикальной плоскости элементам физкультурного комплекса;

-        ребенок умеет выстраивать диалог с окружающими людьми, самим собой и с препятствием.

  1. Коррекционно-развивающая работа для обучающихся с ТНР

Целью Программы является решение двигательных задач в пространстве физкультурного комплекса «3D Физкультура».

Задачи Программы:

-        развивать способность действовать в ситуации неопределенности, учитывая знание своих возможностей и особенности препятствий;

-        развивать умение двигаться по неустойчивым, качающимся, висящим в вертикальной плоскости элементам физкультурного комплекса;

-        формировать умение находить доступный в данный момент уровень сложности траектории и способа передвижения, постепенно осваивая весь физкультурный комплекс с выходом на все более сложные уровни;

-        формировать умение придумывать новые усложняющиеся двигательные задачи, увеличивать их количество;

-        развивать умение выстраивать диалог с окружающими людьми, самим собой и с препятствием.

Содержание образовательной деятельности

Педагог развивает у детей умение учитывать свои силы и возможности, анализировать особенность препятствий для решения различных типов заданий в пространстве физкультурного комплекса. Развивает умение передвигаться по неустойчивым, качающимся, висящим в вертикальной плоскости элементам комплекса: кольцам, трапециям, лианам, канатам, доскам, накидным рукоходам. Формирует умение передвигаться различными способами (вверх, вниз, вперед, назад, по-диагонали, как «червячок», «обезьянка» и т.д.), в разных плоскостях и направлениях, а также на разной высоте по замкнутым траекториям, которые возвращают детей в начало пути, чтобы можно было совершить новую попытку, например, изменив способ или траекторию движения.  Педагог формирует умение придумывать более сложные двигательные задачи, увеличивать их количество для развития познавательной и творческой инициативы детей. Развивает умение выстраивать диалог  со сверстниками, взрослыми, самим собой и препятствием для решения поставленных задач.

        С детьми используются:

-        Традиционные упражнения: строевые упражнения, ходьба и бег, общеразвивающие упражнения, совместные ритмические невербальные упражнения из раздела «Топы, шлёпы, топы»;

-        «Зверобатика» (имитационные движения животных: червячки, гуси, зайчики т. д.);

-        усложненные задания на развитие лазания, ползания, подлезания, перелезания  на комплексе;

-        упражнения на ориентировку в пространстве: построение собственного маршрута до заданной точки, соединение отдельных элементов комплекса в кольцевой маршрут и прохождение заданным способом; изменение направления и скорости движения- вверх, вниз, вперед, и т.д. Игры: «Пол - лава», «Выше ноги от земли» и т. д.; усложнение маршрутов и способов передвижения; прохождение по меткам и ориентирам;

-        упражнения на развитие памяти, внимания, координации: поиск спрятанных на комплексе предметов, запоминание пути из 5-6 элементов комплекса, на которые педагог указывает рукой; усложнение препятствий - уменьшение площади опоры, устойчивости, запоминание положения в пространстве других детей, передвижение по залу, не касаясь пола, встречный маршрут;

-        «Путешествия» с преодолением препятствий любым способом, для запоминания последовательности действий, на взаимопомощь;

-        упражнения на развитие коммуникативных навыков: передвижение в парах (провести партнера по маршруту), совместные действия на комплексе (игра «Почта!), объяснение пути партнеру (игра «Приглашение в гости»); прохождение маршрута, держась друг за друга или соединяясь через предмет (верёвка, мячик и т. п.);

-        задания на организацию коллектива (прохождение заданного маршрута всей группой и т.д.);

-        игры;

-        свободная деятельность на физкультурном комплексе.

Планируемые результаты освоения Программы:

-        ребенок умеет действовать в ситуации неопределенности, учитывая знание своих возможностей и особенности препятствий;

-        ребенок умеет двигаться по неустойчивым, качающимся, висящим в вертикальной плоскости элементам физкультурного комплекса;

-        ребенок умеет находить доступный в данный момент уровень сложности траектории и способа передвижения, постепенно осваивая весь физкультурный комплекс с выходом на все более сложные уровни;

-        ребенок умеет придумывать новые усложняющиеся двигательные задачи, увеличивать их количество;

-        ребенок умеет выстраивать диалог с окружающими людьми, самим собой и с препятствием.

  1. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

        Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МБДОУ,  материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.        

        Для организации занятий по Программе в детском саду «Брусничка» имеется необходимый зал, оснащенный физкультурным комплексом «3D Физкультура», а также спортивное оборудование и инвентарь.

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы

ДОУ оснащено современным оборудованием, что позволяет проводить воспитательно-образовательную работу на более высоком уровне.

Таблица 1

Материальное обеспечение помещения

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

3D комплекс

Набор мягких модулей  «Теремок»

Игровая комната «Волшебный лес»

Балансир мягкий модуль

Батут

Мат напольный

Тренажер детский механический «Велотренажер»

Беговая дорожка детская

Детский тренажер «Гребля»

Тренажер «Мини-твист»

Tренажер силовой детский «Плечи сидя» Baby Gym

Тренажер «Жим ногами»

Тренажер детский «Наездник»

Мячи

Палка гимнастическая

Степ-платформы

Музыкальный центр

3.3. Особенности организации занятий в физкультурном комплексе «3D Физкультура»

Структура занятия на физкультурном комплексе «3D Физкультура»

Занятия в физкультурном комплексе «3D Физкультура» проводится в специально оборудованном зале, оснащенном необходимым оборудованием. Разминка проводится в зале хореографии, после чего дети с педагогом отправляются на физкультурный комплекс.

Как и любое занятие по физической культуре, занятие на физкультурном комплексе «3D Физкультура» состоит из трех частей: вводной «Преддействие», основной «Действие» и заключительной «Последействие». Продолжительность занятия – от 15 до 30 минут в зависимости от возраста и физической подготовленности детей.

-        «Преддействие» (вводная часть). Эта время для настроя на совместную работу, оценки возможностей детей и подготовки к деятельности с более высокой интенсивностью. Занятие может начинаться в разных пространствах (спортивном зале, рядом со спортивным комплексом). Основная задача вводной части — подготовиться к дальнейшей совместной деятельности. Для этого важно, чтобы дети были внимательны, сконцентрированы, уравновешены, слышали и выполняли команды (просьба/слова) педагога, замечали друг друга, даже если приходится бегать и прыгать.

Игры и упражнения, которые могут использоваться в этой части занятия:

        Блок ритмической работы. Дети выполняют вместе с педагогом или после показа традиционные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны, махи руками и т.д.) или специфические действия (движения из танцевальных техник, пантомимы, театрализации; хлопки и шлепки по полу, стенам и разным частям тела; пальчиковые игры). Можно давать задания в парах и малых группах. Дети могут быть ведущими, меняясь по выбору. Рекомендуемые игры: «Проверка связи», «Эхо», «Зеркало» (игры подробно описаны на с.101).

        Элементы прикладной акробатики в игровой форме (Зверобатика). Детям предалагется по сигналу пройти по заданной траектории разными способами: «паучками», «медвежатами», «червячками» и т. д. Возможно перемещение парами.

        Жонглирование. Каждому ребенку предлагается взять по одному мячику и начать подбрасывать его над головой. Можно добавить линию усложнения — три броска над головой, три броска с хлопком, три броска с хлопком за спиной. Дети в парах показывают друг другу, что у них получилось.

        Ключик. Перед входом в зал спортивного комлпекса необходимо повторить какую-либо последовательность действий. Например, коснуться правой рукой левого уха, прыгнуть три раза на двух ногах, закрыть левый глаз. Правильный ключик отпирает дверцу, и тогда можно войти в зал. Задание должно быть трудным, но выполнимым.

-        «Действие» (основная часть). Основная работа, решающая задачи образовательной программы. В этой части занятия решаются основные задачи программы, нацеленные на развитие личностных качеств — смелости, доброты, терпения; социально-коммуникативных навыков — умения договариваться, настаивать на своем и уступать, работать в команде для решения общей задачи; физических качеств — быстроты, гибкости, силы, выносливости и ловкости.

Игры, упражнения и задания, которые могут использоваться в этой части занятия:

Вариативные задания. Детям предлагается 5 вариантов действий, которые они могут выполнить в произвольном порядке и в любом месте комплекса. Например: повиснуть на прямых руках от 5 до 10 счетов, согнув ноги в коленях; повиснуть на согнутых руках от 5 до 10 счетов; 3 раза спуститься, перехватываясь руками (по канату); забраться по наклонной плоскости по канату лежа на животе без помощи ног; 4 раза прыгнуть с высоты 50 см.

Загадки. Детям предлагается найти место на комплексе по заданному признаку. Например, узкое, широкое, высокое, удобное, интересное. Можно использовать в качестве признака цвет или действие: «красное под желтым», «синее справа от зеленого», «где можно сидеть, свесив ноги вниз».

Встречи. Детям предлагается встретиться в трех разных местах в тремя разными людьми. Потом предлагается один раз встретиться в четверках, а потом всем вместе.

Путешествие. Детям предлагается всей группой отправиться в путешествие и пройти заданные маршрут (может быть достаточно сложным). Дети сами договариваются об очередности в движении.

Навигатор. Дети объединяются в пары. Один ребенок выбирает место на комплексе, куда он хочет попасть, а второй показывает ему маршрут и контролирует его прохождение. Затем дети меняют роль и пару.

Свободное лазание с командами (команды подробно описаны на с. 108).

-        «Последействие» (заключительная часть). Посвящена деятельности, которая помогает детям завершить активность в высокой интенсивности, настроиться на выход из зала в сбалансированном состоянии, а также осмыслить полученный опыт. В завершение занятия организуется спокойная деятельность, более медленная, размеренная, чем в основной части. Происходит постепенное снижение интенсивности. Задания даются спокойным, неторопливым, тихим голосом. Предлагается детям вспомнить, что делали на занятии, кому что понравилось, где было трудно, кто помог, кто за что благодарен, что хочется сделать в следующий раз.

Игры и упражнения, которые могут использоваться в завершающей части занятия:

Сбор для воспоминаний. Детям нужно собраться в конкретном месте на полу, а по дороге туда они должны обязательно пройти, например, по красной доске, одному рукоходу, синей доске и отстучать ритм «раз-два-три-раз-два» в любом месте комплекса зеленого цвета.

Воспоминания. Когда все собрались, проводится работа с воспоминаниями, складывается история занятия, перекидывается мостик к следующей встрече на спортивном комплексе.

Задание на выход. Детям предлагается превратиться в червячков и выползти из зала в парах вперед ногами, лежа на животе.


  1. Список литературы

  1. Школа диалога с препятствием. Как в движении рождается личность. Практика. Технология. Результаты / С.В. Реутский, С.В. Плахотников, Р.Г. Раух, Е.Н. Парежев. - М.; Спб.: Линка-Пресс, Образовательные проекты, 2023. - 160 с.
  2. Образовательные пространства детского сада / Под. ред. А. Русакова, Т. Лапкиной . - Спб. - М.: Образовательные проекты, 2016. - 272 с.
  3. Физкультура про другое, зато для всех и обо всём, от простого к сложному, в семье, в детском саду и в начальной школе / Сергей Реутский. - Спб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2006. - 220 с.
  4. Реутский С.В. Физическое развитие ребенка. Физкультурные комплексы, растущие вместе с детьми / С.В. Реутский. - [2-е изд.]. - СПБ. : Речь : Образовательные проекты ; [М.] : Сфера, 2009. - 156 с.
  5. Реутский С.В. Шпаргалки по зверобатике. / С.В. Реутский. - СПб.: Речь, 2010. - 49 с.
  6. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 [Электронный доступ] // Режим доступа http://gbdou28.3dn.ru/prikaz_minobrnauki_rf_po_fgos.pd


Приложение 1

Диагностика

Особенности структуры диагностической процедуры

1. Каждое диагностическое занятие начинается со свободного времени для адаптации участников к ситуации и удовлетворения интереса детей к пространству комплекса. Это время дает богатый диагностический материал наблюдающему педагогу о взаимодействии всех участников, особенностях адаптации детей и о том, как они структурируют свою свободную деятельность. Диагностическое занятие для младшей группы заканчивается также свободным лазанием: детям проще переключиться и выйти из лазательной в конце занятия, а диагностическая команда может сравнить поведение адаптирующегося ребенка в начале и конце занятия.

2. Диагностические занятия для разных возрастных групп содержат несколько основных заданий, индивидуальных или групповых. Педагоги по ходу занятия могут варьировать данные задания, в соответствии с групповой динамикой и возрастом детей.

3. В середине занятия дается самое сложное задание для детей, требующее собранности и концентрации.

4. Диагностическая процедура не должна длиться дольше 30 минут, так как по истечении этого времени дети переутомляются.

Таблица 1

Возраст 3-4 года

Физическое развитие

Когнитивное развитие

- Использует ли ребенок все пространство комплекса для движения

- Ставит ли цель движения

- Какова цель движения: повторять один и тот же двигательный стереотип, исследовать разные способы прохождения одного пути или пройти новый для себя путь

- Планирует ли движение так, чтобы не врезаться в предметы на пути

- Может ли повторить путь с поворотом

- Осознанность — осознает ли, куда направляется в каждый момент, понимает ли, какие движения могут быть опасны

- Может ли забираться и спускаться по лестнице

- Использует ли речь как регуляторную и коммуникативную функцию

- Может ли запомнить путь из 5 элементов комплекса, который инструктор предварительно показывает рукой

- Понимает и запоминает задания сам или с помощью взрослого

- Может принести шарики разного цвета, принимает символическое обозначение: может придумать, каким фруктом или другим съедобным продуктом будет цветной шарик

- Может посмотреть, куда взрослый положил кубик, и потом принести его по просьбе взрослого

Эмоциональное развитие

Развитие коммуникативной сферы

- Может отпустить маму в другой конец зала и подождать его,  сам отходит от родителей, чтобы исследовать пространство

- Может ли адаптироваться в новой обстановке, готов ли активно действовать и взаимодействовать сам или только с помощью взрослого

- Настроен участвовать в общей деятельности или двигается в своей логике (уровень адаптации соответствует уровню регуляции по Никольской: адаптация через маму — уровень аффективной пластичности; сначала с мамой, потом переходит к самостоятельному исследованию, редко ориентируется на предложение взрослых — уровень аффективных стереотипов; легко адаптируется — уровень аффективной экспансии)

- Может сидеть и слушать педагога вместе с мамой (минимальное время)

- При встрече с другими детьми проявляет ли интерес, может ли уступить дорогу, подождать

- Понимает ли педагога, отвечает ли на его обращения, адекватен ли ответ вопросу, понятно ли чужому взрослому речь ребенка

- Принимает ли ребенок авторитет другого взрослого и его задачи, выполняет ли задания с интересом

- Регулирует ли ребенок свою деятельность в соответствии с требованиями взрослого

-  Может ли выразить словами свое пожелание к другому человеку, попросить о помощи, когда трудно

Таблица 2

Возраст 4-6 лет

Физическое развитие

Когнитивное развитие

- Может ли находить для себя комфортное положение и место

- Может ли достаточно ловко передвигаться по элементам комплекса, находящимся выше роста ребенка, наклонным, качающимся, перелезать через перекладины в узких местах, выполнять маршруты с несколькими поворотами

- Целостность использования тела в движении

- Планирование движения в сложноогранизованном пространстве — не задевает ли предметы или людей

- Осознанное целенаправленное движение

- Знает, где лево-право, названия пальцев на руке, может повторить сложно координированные движения пальцев двух рук за педагогом

- Может сидеть на одном месте в течение 5 минут

- Может следовать за другим человеком, повторяя его путь в пространстве

- Использует ли речь, как коммуникативную функцию, говорит связно, предложениями

- Может произвольно регулировать свою деятельность в соответствии с требованиями взрослых и правилами этого занятия

- Понимает и принимает правила и задачи, которые ставит педагог, может ставить для себя цели сам

- Может запомнить и воспроизвести маршрут из 7 элементов, которые предварительно назвал педагог (соотнести названные характеристики элементов с увиденным перед собой пространством), после этого припомнить и назвать маршрут, пройти его в обратном направлении

- Скорректировать свои действия по ходу выполнения задания в связи с подсказками педагога или других ребят

- Оценить, получилось ли выполнить задачу

- Оценивает, соответствует ли план действий возможностям

Эмоциональное развитие

Развитие коммуникативной сферы

- Может произвольно регулировать свое поведение в соответствии с требованиями педагога и ситуацией

- Может сдерживать сильные эмоции и проявлять их в адекватной форме

- Есть эмоциональная готовность работать с вызовом, трудной задачей

- Какая мотивация доминирует: избегания неудачи, достижения успеха, удовольствия от процесса

- Может доделать начатое до конца

- Может вступить в контакт с педагогом по собственной инициативе. Проявляет интерес ко взрослому, ориентирован на взрослого. Может попросить педагога о помощи, переспросить, если не понял

- Соблюдает правилам

- Может согласно заданию скоординировать свои действия с другим ребенком

- Интересуется другими детьми, вступает в коммуникацию, разговаривает не руками, а словами; может помощь или сам воспользоваться помощью другого ребенка

- Может делать что-то по очереди с другим ребенком. Может договориться, кто первый

Таблица 3

Возраст 6-7 лет

Физическое развитие

Когнитивное развитие

- Может ли ребенок свободно передвигаться и координировать свои движения на веревочных сетках, на канатах, на самых верхних элементах комплекса

- Может ли двигаться близко к другому, не задевая его

- Рассчитывает ли свой маршрут движения с учетом возможностей и габаритов другого человека, который за ним следует

- Может ли построить общий дом из мягких модулей или закатить на горку тяжелый мяч с другими ребятами в малой группе

- Невербально координирует движения с другими

- Может поставить себе цель, последовательно спланировать свои действия до начала движения, проговорить их, а потом воспроизвести; оценивать соответствие своих действий плану

- Может действовать по плану другого ребенка

- Может запомнить и пройти «путешествие» из 7 элементов комплекса, включающее несколько поворотом или петлю, а также физически трудный элемент, при этом удерживая 1-2 дополнительные задачи в других модальностях (после «путешествия» воспроизвести ритмическую телеграмму, начать по определенной команде, двигаться молча)

- Может действовать в ситуации умеренной неопределенности: сам выбрать способ действия, если задано только направление движения

- Может найти сам средства для выполнения задачи, которые есть в поле зрения, но не названы взрослым

Эмоциональное развитие

Развитие коммуникативной сферы

- Может внимательно слушать и активно участвовать в общем занятии без личного обращения и контроля со стороны взрослого

- Может делать то, что требуется, отказываясь от того, что хочется. Доминирует игровая или учебная, познавательная мотивация

- Может изменить свое намерение или начатое действие, чтобы действовать в команде

- В отсутствие родителей поведение ребенка не меняется

- Легко находит контакт и общий интерес со взрослым или другим ребенком

- Может построить коллективно-распределенную деятельность с другими детьми без помощи взрослого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "ФИТНЕС - MIX"

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "ФИТНЕС - MIX"...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей 6-7 лет «Школа мяча»

1.     Пояснительная записка.Направленность программы.Программа «Школа мяча» - Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей...

Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г

Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Программа разработана с учетом возраста детей, их интеллектуального и психического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять свое здоровье. В данной программе большое ме...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-7 лет. 2022-2023 г.

1. Комплекс основных характеристик образования1.1 Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивная карусель» имеет физкультурно-спортивную напр...