Консультация для родителей
консультация по физкультуре

Гилева Юлия Владимировна

Профилактика плоскостопия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_ploskostopiya.docx161.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение Детский сад 122 городского округа

 город Уфа Республики Башкортостан


Консультация для родителей

«Упражнения для профилактики плоскостопия

у детей дошкольного возраста»







                                      Подготовила:

                                                                             инструктор по физической культуре

                                     Гилева Ю.В


2023 г.

Физические упражнения помогут в решении проблемы плоскостопия

Каждый родитель понимает, что физическая активность – одна из важнейших составляющих гармоничного развития ребенка. Но как сделать так, чтобы занятия были максимально полезными? Сегодня мы поделимся с вами комплексом упражнений для профилактики и лечения такой распространенной проблемы, как детское плоскостопие. Одни из самых эффективных упражнений мы будем выполнять на шведской стенке.

Что такое и чем оно грозит?

Плоскостопие (pes planus) – это паталогическое изменение формы стопы, заключающееся в уплощении ее продольного и поперечного сводов, а также опущении свода большого пальца.

Здоровая стопа и стопа с плоскостопием

Отличия здоровой стопы и стопы с плоскостопием

Плоскостопие может быть вызвано следующими причинами или их комбинацией:

  • Врожденное заболевание.
  • Недостаточная физическая нагрузка или малоподвижный образ жизни.
  • Избыточная физическая активность – длительное стояние и/или ходьба.
  • Лишний вес тела.
  • Неправильно подобранная обувь.
  • Травмы и заболевания.

Поскольку стопа выполняет важнейшие функции опоры и амортизации, любые отклонения от нормы в ее строении негативно отражаются на деятельности всего организма в целом.

Патологические изменения, к которым приводит плоскостопие

Влияние плоскостопия на скелет и организм человека

Картинка выше демонстрирует нам, как деформация стопы вызывает цепную реакцию и влечет патологические изменения во всем скелете человека, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на деятельность внутренних органов.

Не более 10 % случаев плоскостопия в мире являются врожденными. У 90 % людей, страдающих этим заболеванием, его можно было бы предотвратить или облегчить, используя своевременную диагностику, профилактические упражнения и лечение.

Узнать, есть ли у вас или вашего ребенка плоскостопие, можно довольно легко в домашних условиях – намажьте ступни жирным кремом или акварельными красками, либо просто смочите их водой и встаньте на чистый и сухой лист бумаги. Сравните получившиеся отпечатки с картинкой ниже.

Степени плоскостопия

Важно понимать, что профилактика плоскостопия у детей так же важна, как и ее лечение.

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия

Прежде, чем перейти непосредственно к упражнениям, познакомимся с важными принципами построения занятий.

  1. Все упражнения выполняются под постоянным контролем родителя.
  2. Упражнения выполняются в комфортной свободной одежде. Босиком или в тонких носках.
  3. Упражнения для профилактики и лечения плоскостопия необходимо чередовать с упражнениями для общего физического развития.
  4. Все занятия для детей младше 5 лет рекомендуется выполнять в игровой форме.
  5. Необходимо учитывать возрастные особенности:
  • Дети 2-3 лет. В этом возрасте малыши очень импульсивны: они с легкостью возбуждаются и столь же быстро утомляются. Поэтому продолжительность занятий не должна составлять более 3-5 минут. За этот время нужно проделать комплекс из 4-5 упражнений. Каждое из них достаточно повторить по 4-6 раз. Родителям рекомендуется не просто показать, как выполняется то или иное упражнение, но и проделать каждое из них вместе с ребенком.
  • Дети 3-4 лет. Основываясь на самочувствии ребенка, увеличьте частоту, продолжительность и время занятий. Но помните, что в этом возрасте у малышей сравнительно короткие ноги и достаточно слабо развитая мускулатура, при этом вес головы и туловища значительны. Кроме того, гибкость стоп пока недостаточна, что сказывается на четкости движений и делает затруднительным сохранение равновесия в вертикальном положении и при движении вперед.
  • Дети 5-7 лет и старше. В этом возрасте занятия рекомендуется проводить несколько раз в день, в строго определенное время. Выполнять физические упражнения лучше всего в виде кратковременных имитационных движений и игр, объединенных в комплексы из 6-8-10 упражнений.

Переходим к упражнениям!

Упражнения без специального спортивного оборудования

Это простейшие комплексы упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях, если у вас дома нет шведской стенки или вы пока не планируете ее покупать.

Комплекс

Возраст

Упражнение 1: И.П. – лежа на полу на спине. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги немного раздвинуты. Сжимаем и разжимаем пальцы ног.

Упражнение 2: И.П. – лежа на полу на спине. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги немного раздвинуты. Приподнимаем ноги, вращаем ступнями по часовой стрелке, против часовой стрелки.

Упражнение 3: И.П. – лежа на полу на спине. Руки вытянуты вдоль туловища, ногами обхватываем футбольный мяч. Поднимаем ноги на 45 градусов и опускаем обратно (выполняем 4-6 повторов).

Упражнение 4: И.П. – лежа на полу на животе. Правую ногу отрываем от пола, стараясь немного приподнять корпус. Чередуем ноги.

Упражнение 5: И.П. – сидя, руки на коленях, стопы развернуты друг к другу. Перекатом ставим стопы на внутреннее ребро, одновременно приподнимая внешнее.

Упражнение 6: И.П. – сидя, руки на коленях, стопы смотрят прямо, кулак правой руки зажат между коленями. Перекатом ставим стопы на внешнее ребро, одновременно приподнимая внутреннее.

Упражнение 7: И.П. – сидя, руки на коленях, стопы смотрят прямо. Передняя часть стопы фиксируется каким-либо ремнем или жгутом, привязанным к опоре впереди. Усилием стопы тянем жгут на себя, пятка остается на полу.

Упражнение 8-10: И.П. – стоя:

  • Чередуем ходьбу на носках и на пятках.
  • Чередуем ходьбу на внешней и внутренней стороне стопы.
  • Перекаты с пятки на носок и в обратном направлении.

2-4 года

Упражнение 1 (то же самое, что и в комплексе для детей 2-4 лет, но с большим количеством повторов): И.П. – лежа на полу на спине. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги немного раздвинуты. Сжимаем и разжимаем пальцы ног.

Упражнение 2 (то же самое, что и в комплексе для детей 2-4 лет, но с большим количеством повторов): И.П. – лежа на полу на спине. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги немного раздвинуты. Приподнимаем ноги, вращаем ступнями по часовой стрелке, против часовой стрелки.

Упражнение 3: И.П. – лежа на полу на спине. Руки вытянуты вдоль туловища, стопой одной ноги охватываем голень другой и выполняем скользящие движения вверх-вниз (выполняем 8-10 повторов каждой ногой).

Упражнение 4: И.П. – лежа на полу на спине, ноги полусогнуты в коленях, стопы стоят на полу. Разворачиваем ступни на внешнее ребро и выполняем сгибание-разгибание пальцев (по 10-15 повторов).

Упражнение 5: И.П. – сидя, руки на коленях, стопы смотрят прямо. Пальцами выполняем движение, имитирующее ползание. Сначала вперед, потом назад (по 10-15 повторов).

Упражнение 6: И.П. – стоя. Выполняем по 30-40 шагов сначала на внешней, потом на внутренней стороне стопы.

Упражнение 7: И.П. – стоя, пятки вместе, носки врозь, руки на талии. Становимся на внешнее ребро стопы, одновременно загибая пальцы внутрь (по 10-15 повторов).

Упражнение 8: И.П. – стоя, пятки вместе, носки врозь, руки вытянуты вдоль туловища. Выполняет приседания на носках с одновременным подниманием рук вперед, в стороны, вверх (по 10-15 повторов).

Упражнение 9: И.П. – стоя, стопы развернуты вперед. Выполняем по 30-50 шагов, каждый раз приподнимаясь на пальцах.

От 5 лет и старше

Как видите, это несложные комплексы, которые легко выполнить дома. Но, если вы хотите разнообразить занятия, сделать их более интересными и более эффективными, обратите внимание на следующую подборку.

Упражнения на шведской стенке

Упражнение

«Массаж»

И. П. – ребенок стоит на первой ступени шведской стенки. Ребенок переминается с ноги на ногу, переступает влево и вправо.

«Вверх-вниз»

И. П. – ребенок стоит на полу лицом к шведской стенке, обе руки на ступени, на уровне лица.

Ребенок зашагивает одной ногой на первую ступень ДСК и опускается вниз. Смена ног.

«Маленькая обезьянка»

Ребенок свободно лазает по ДСК. Родитель должен страховать, а также предлагать и поощрять новые движения.

«Высокий шаг»

И.П. – спина прямая, встаем боком к ДСК, размещаем одну руку на ступеньку шведской стенки для опоры и удержания равновесия. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра.

«Салочки»

И.П. – встаем лицом к ДСК на расстоянии вытянутой руки. Ребенок касается первой, второй или третьей снизу перекладины поочередно каждой стопой, как бы мягко пиная их.

То же самое спиной к ДСК.

«Крепкий пресс»

И.П. – поворачиваемся спиной и прижимаемся к ДСК, ноги ставим на нижнюю ступень. Обхватываем вытянутыми руками перекладину над головой.

  1. Поочередно высоко поднимаем бедра к животу.
  2. То же самое с одновременным подъемом ног.
  3. То же самое с прямыми ногами.
  4. То же самое с прямыми ногами лицом к ДСК (махи назад).

«Рукоход, ногоход»

И.П. – поворачиваемся лицом к ДСК, ноги ставим на нижнюю ступень. Обхватываем руками перекладину, находящуюся на уровне плеч.

Руки спускаем вниз по ступеням к ногам и поднимаем обратно вверх. То же ногами.

«Произвольные махи»

И.П. – встаем боком к ДСК, одну ногу ставим на нижнюю ступень. Рукой обхватываем одной перекладину, находящуюся на уровне груди. Другие рука и нога свободно расположены вдоль тела. Ребенок выполняет одновременные или поочередные махи руками ногами в сторону. Смена сторон.

«Прогиб вперед, прогиб назад»

И.П. – поворачиваемся спиной и прижимаемся к ДСК, ноги располагаем на нижней ступени. Обхватываем прямыми руками перекладину над головой.

Выполняем прогиб вперед. То же самое лицом к ДСК.

«Строим мост»

И.П. – поворачиваемся спиной к ДСК и делаем один шаг вперед. Ноги стоят на полу.

Ребенок прогибается назад, захватывая перекладины ДСК ниже и ниже.

«Свободный вис»

И.П. – поворачиваемся спиной и прижимаемся к ДСК, ноги располагаем на нижней ступени. Обхватываем прямыми руками перекладину над головой.

Ребенок подтягивает бедра к животу и зависает.

То же самое с прямым телом.

«Долгий вис»

И.П. – вис на турнике. Ребенок висит на турнике 5-10 секунд с подстраховкой родителя. То же самое с раскачиванием в стороны.

«Вверх-вниз»

И.П. – встаем лицом к ДСК, ноги на полу. Руки располагаем на перекладине на уровне груди.

Ребенок быстро поднимается на первую/вторую/третью перекладину и спускается.

«Бег на месте»

И.П. – встаем боком к ДСК, одна рука располагается на перекладине для опоры и равновесия.

Бег на месте. Можно выполнять с высоким подниманием бедра или захлестом голени назад.

«Руки вверх»

И.П. – встаем лицом к ДСК.

Ребенок поочередно касается обеими ладонями каждой ступени ДСК, которые может достать, начиная с нижней.

«Почти балерина»

И.П. – встаем лицом к ДСК, руки держим на перекладине для опоры и равновесия.

Глубокое приседание и плавное вставание.

«Лягушонок»

И.П. – встаем лицом к ДСК, руки держим на перекладине для опоры и равновесия.

Ребенок выполняет прыжки из полного приседа и полуприседа.

«Лягушечка»

И.П. – встаем боком к ДСК, одна рука располагается на перекладине. Полуприсед.

Упругие прыжки не разгибая ног. Можно выполнять вперед-назад.

«Прыжки вверх»

И.П. – встаем лицом к ДСК.

Прыжок вверх с касанием перекладины выше головы обеими руками.

«Мячик»

И.П. – встаем лицом к ДСК, руки располагаем на перекладине для опоры и равновесия.

Ребенок скачет на упругих ногах, хаотично меняя точку приземления.

«Скок-перескок»

И.П. – встаем лицом к ДСК, руки располагаем на перекладине для опоры и равновесия.

Ребенок скачет с ноги на ногу и на одной ноге.

«Прыжки с разворотом»

И.П. – встаем лицом к ДСК, руки располагаем на перекладине для опоры и равновесия.

Скачки на упругих ногах, разворачивая тело влево-вправо.

«Усложненный прыжок»

И.П. – встаем лицом к ДСК, руки располагаем на перекладине для опоры и равновесия. Одну ногу ставим на первую ступеньку. Вторую оставляем на полу.

Выпрыгивания вверх с приземлением на пол на обе ноги. Смена ног на ступеньке.

«Разножка»

И.П. – встаем лицом к ДСК, руки располагаем на перекладине для опоры и равновесия. Одну ногу ставим на первую ступеньку. Вторую оставляем на полу.

Прыжком смена ног.

«Врозь-вместе»

И.П. – встаем лицом к ДСК, руки располагаем на перекладине для опоры и равновесия. Одну ногу ставим на первую ступеньку. Вторую оставляем на полу.

Прыжком ноги в стороны, прыжком ноги вместе.

«Перепрыжка»

И.П. – встаем боком к ДСК, одна руку кладем на перекладину для опоры и равновесия. Ноги расставлены вперед-назад.

Прыжком смена ног.

«Лазанье по шведской стенке»

1. Ребенок поднимается и опускается по ДСК.

2. Ребенок лазает по ДСК с перекрестной координацией рук и ног.

«Хитрые подтягивания»

И.П. – встаем лицом к ДСК. Ноги на нижней перекладине, согнутые руки располагаем на перекладине на уровне плеч.

Приседание в глубокий присед, вставание, подтягивая себя руками.

«Перекруты»

И.П. – встаем лицом к ДСК. Ноги на нижней перекладине, согнутые руки располагаем на перекладине на уровне плеч.

Ребенок опускается в угол, отводя таз назад от шведской стенки, и вращается в исходное положение.

«Подтягивание ногами»

И.П. – лежим на мате на спине, согнутые ноги располагаются на первой/второй перекладине ДСК.

Подъем таза вверх. То же одной ногой.

«Отжимания»

И.П. – встаем лицом к ДСК, прямое туловище располагаем под углом к ДСК. Руки опираются на перекладину.

Ребенок выполняет отжимания.

«Лодочка плыви»

И.П. – ложимся на мат, развернувшись головой к ДСК. Обхватываем прямыми руками нижнюю перекладину.

Ребенок подтягивает себя по полу к ДСК и отталкивается обратно. Родитель может помогать, держа ребенка за голени.

«Полный отрыв»

И.П. – ложимся на мат, развернувшись головой к ДСК. Обхватываем прямыми руками нижнюю перекладину.

Ребенок поднимает прямые и согнутые ноги и касается стопами перекладины ДСК.

«Наклон на одной ноге»

И.П. – встаем боком к ДСК на полу. Прямая нога лежит на ступени на уровне таза.

Наклон вниз, касание обеими ладонями пола – выпрямление.

Упражнения на кольцах

Упражнение

«Идем-бежим»

И.П. – ребенок почти висит на кольцах, стоя на цыпочках на полу.

Ходьба с высоким подниманием бедра.

Бег с высоким подниманием бедра.

«Маятник»

И.П. – вис на кольцах.

Ребенок висит на кольцах, раскачивается из стороны в сторону.

«Кручу, верчу, запутать хочу»

И.П. – ребенок почти висит на одном кольце и ногами закручивает себя в одну сторону, потом повисает (или опять помогает ногами) и раскручивается в другую сторону.

«Воздушный бег»

И.П. – ребенок висит на кольцах и имитирует бег ногами.

«Ножницы»

И.П. – ребенок висит на кольцах и сводит-разводит ноги.

«Подкачка»

И.П. – ребенок висит на кольцах и поднимает согнутые или прямые ноги к животу.

«Воздушная лестница»

И.П. – ребенок висит на кольцах и поднимается-опускается по перекладинам ДСК ногами.

«Раз прыжок, два прыжок»

И.П. – ребенок почти висит на кольцах на согнутых упругих руках и прыгает, приземляясь в разные места.

«Подтягивания на кольцах»

И.П. – ребенок висит на кольцах и подтягивается с помощью родителя.

«Сяду-встану»

И.П. – ребенок висит на кольцах, ноги на перекладине на уровне груди.

Сгибание и разгибание ног.

Упражнения на канате

Упражнение

«Стойкий солдатик»

И.П. – ложимся на пол, держимся за канат.

Ребенок как можно быстрее поднимается в положение стоя при помощи каната.

«Тарзан»

И.П. – ребенок прыгает вверх на канат и повисает.

«Тарзан качается»

И.П. – ребенок раскачивается, вися на канате.

«Вверх по канату»

И.П. – ребенок поднимается по канату с помощью родителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...