ДЕСЯТЬ АКТИВНОСТЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРУПНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С РАС
картотека по физкультуре

Терехина Юлия Михайловна

Развитие крупной моторики полезно всем детям без исключения. Мы предлагаем вам внедрить в повседневную жизнь все 10 видов активной физической деятельности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:


Развитие крупной моторики полезно всем детям без исключения. Мы предлагаем вам внедрить в повседневную жизнь все 10 видов активной физической деятельности.

Однако стоит приготовиться, что некоторые из них будут не просто лёгким развлечением, а настоящим вызовом чувству равновесия, координации, силе мышц и проприоцептивной чувствительности, а также коммуникативным способностям и даже воображению. Итак, приступаем!

1. Маршировка

Внедряйте разнообразные базовые задания на имитацию:

Сделай шаг – вперёд, назад, в бок

Топни – одной ногой, другой

Поочерёдно топай обеими ногами — с усилием

Быстро шагай на месте – руки свободно, руки на пояс

2. Прыжки на батуте

Понятное дело, батут не всегда доступен в домашних условиях. Найдите игровой центр, где они в широком ассортименте. Или посещайте сенсорную комнату.

Ряд возможных заменителей для батута:

Замените батут прыжками на фитнес-мяче, зажав его ногами к дивану и держа ребёнка за руки

Купите домой резиновую полусферу для фитнеса

На даче отведите для прыжков стопку матрасов или старый диван

Ищите варианты! Потому что данный вид активности крайне полезен для детей с РАС, особенно невербальных или с дополнительным моторным компонентом в речевой задержке.

Что особенно полезно в таких прыжках – это их успокаивающий и фокусирующий эффект. Давно известно, что перед любыми занятиями за столом (АВА-тренер, дефектолог, изучение книг, карточек или мелкомоторные игры) стоит 10-15 минут позаниматься активностью на балансировку, и ребёнок покажет новые вершины сосредоточенности.

3. Игры в мяч

Безукоризненный снаряд для движения – самый обычный мяч. Он дёшево стоит, легко носится с собой на прогулки, может быть использован дома и дарит нам в помощь множество вариантов для целенаправленных манипуляций руками и ногами.

Сначала научите ребёнка катить мяч к вам и отслеживать ваше обратное движение.

Затем покажите, как бросать мяч разными способами: вперёд снизу вверх, подняв руки на уровень плеч, замахиваясь из-за головы.

Добейтесь, чтобы ребёнок ловил мяч двумя руками и не боялся, когда вы бросаете мяч в ответ. Всё это станет вехами большого пути в освоении бесценного инструмента игры.

Усложняйте задачи постепенно. Забросить мяч в крупную коробку — в мелкую коробку — в кольцо на уровне глаз — в кольцо повыше и ловить внизу, как в настоящем баскетболе.

Предложите бросать одновременно два мяча одного размера, разного размера.

Поднимать по 2 и 3 мяча, удерживая их соприкосновением между собой.

Заметьте и то, что именно с мячом вы можете играть во множество игр, наполненных коммуникацией и совместным вниманием – теми важными аспектами, отставание в которых отличает детей с РАС. Катайте, разбивая кегли, бросайте в цель, ловите от стены, прячьте и находите, а также заталкивайте мяч под крупную мебель и выуживайте его — ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ (!)

4. Удержание равновесия на балансире

Мы уже говорили о важности чувства равновесия для развития речи, успокоения при сенсорных перегрузках и концентрации внимания перед занятием (см. п.2 Прыжки на батуте).

Балансировочная доска – очередной полезный снаряд с обозначенным перечнем эффектов. Для примера игры с использованием такой доски посмотрите видео:

5. Велосипеды

Развитие мышц нижней части тела и чувства равновесия и координации – главные эффекты от катания на велосипедах.

6. Логоритмика

Эта деятельность сродни танцам, но лучше! Особенно на дошкольном этапе обучения. И пусть она сложнее танцев — на первый взгляд родителя, ещё непривычного к аутистическим особенностям ребёнка. Но вам всегда имеет смысл присмотреться к логоритмике внимательнее (!)

Для занятий логоритмикой необходимо, чтобы ребёнок был хотя бы немного научен имитации и удержанию глазного контакта. Если эти два базовых навыка коррекционной работы освоены, можете смело идти на занятия с логоритмистом.

Плавный путь в новую активность целесообразно разделить на этапы:

Сначала тет-а-тет педагог и ребёнок

Потом желательно подключение 1-го старшего ребёнка, который обучен элементам кураторства над младшим

Так постепенно вы сможете перейти к малокомплектным группам с другими детьми.

Но даже если ваш малыш остановится на второй ступени (с 1-м ребёнком) и научится повторять за ним движения, вступать в активное взаимодействие под музыку и запоминать сценарий активности согласно словам, это будет безусловный прорыв сразу в четырёх областях – крупная моторика, речевая терапия, музыкальное развитие и коммуникация. Стоит попробовать!

7. Имитация движений животных, транспорта и людей

Серьёзный вызов для детей с РАС – необходимость вовлекать воображение в любую деятельность. Предлагайте малышу притворяться:

Самолётом, летящим спокойно и высоко

Птицей, парящей в чистом небе

Газующим с места в карьер мотоциклом

Морем, которое размеренно бьёт волнами о берег

Пожарником, который одевается на скорость при вызове на пожар
Да кем угодно! – в зависимости от возраста и интересов ребёнка. Главное – для начала отталкивайтесь от имитации. Для этого самостоятельно определите из раза в раз единообразные (!) движения, которые вы покажете ребёнку.

8. Шаги в коробку и из неё

Огромная коробка, в которую ребёнок влезает целиком и закрывает себя крышкой.

Или коробка с высотой по колено, в которую он заходит и выходит.

Или коробки от обуви, которым выложен витиеватый маршрут по дому.

Фантазируйте, увлекайте, показывайте пример и играйте с огоньком — ежедневно!

9.Ползание по туннелю 

Туннелем может стать:

Кишка из ткани, протянутая между двумя обручами

Или занавешенное узкое пространство между стульями

А можно перекинуть через стол одеяла, чтобы они свисали до пола

Самодельный туннель за 3 минуты всегда к вашим услугам!

Игры с преодолением узкого, субъективно закрепощающего, пространства крайне важны для детей с РАС. Замечено, что такие ребята часто плохо и поздно осваиваются с нагибанием к полу и ползанием под предметами.

Посмотрите на мебель в вашем доме с этого ракурса! И проведите ревизию, какие предметы могут предоставить ребёнку достаточный размер для движения, и в то же время не давать большой свободы для него (стул, письменный стол, узкое окошко).

10. Полоса препятствий с произвольными заданиями

Вам необязательно искать безукоризненную площадку — с множеством продуманных снарядов. Создавайте полосу препятствия не только физически, но и интеллектуально.

Вот пример весьма сложной полосы препятствий, для которой нужен минимум инструментов и приспособлений:

Предложите ребёнку имитацию разной ходьбы:
как уточка на корточках, как краб,
перебирая руками и ногами,
в стиле лягушки – отрывочными прыжками.

Возьмите на прогулку скакалку,
выложите ею линию и ступайте по линии «ёлочкой»,
как ходят балерины.

В завершении поднимитесь на лестницу,
скатитесь по горке и сделайте пару прыжков
через нарисованные мелом линии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие крупной моторики у детей

В последнее время очень много говорят о развитии мелкой моторики, а крупная или общая моторика остается в тени. Но она начинает развиваться гораздо раньше мелкой и имеет не менее важное значение во вс...

Десять упражнений на развитие крупной моторики для детей коррекционной группы

Данный материал будет полезен родителям, инструкторам по физической культуре, воспитателям коррекционных групп....

Десять упражнений на развитие крупной моторики у аутичных детей.

Предлагаем вашему вниманию десять упражнений на развитие крупной моторики у аутичных детей. При помощи этих упражнений можно не только укрепить мышцы ребенка, но и сформировать у него очень ценные нав...

"Игры и упражнения для физического развития крупной моторики у детей дошкольного возраста"

quot;Игры и упражнения для физического развития крупной моторики у детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей, бабушек и дедушек «Развитие крупной моторики у детей раннего возраста посредством подвижных игр и физических упражнений во время прогулок на свежем воздухе»

В большом психологическом словаре, составителями которого являются, В. Зинченко под моторикой понимается вся сфера двигательных функций. В свою очередь, С.Ю. Головин утверждает, что моторика - это дви...

Статья "Развитие крупной моторики у детей с ОВЗ"

Двигательная активность является важным  условием развития детей с ОВЗ...