Школа мяча
картотека по физкультуре

Данилина Ольга Васильевна

Картотека упражнеий и игр с мячом для детей разных возрастных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_uprazhneniy_i_igr_shkola_myacha.pptx1.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры и упражнения «Школа мяча»

Слайд 2

Для развития организма ребенка-дошкольника и его раз­нообразной двигательной деятельности большую ценность представляют основные движения. Задачи обучения технике выполнения движений в нашем ДОУ наиболее успешно ре­шаются на физкультурных занятиях, где усвоение происходит в специально созданной обстановке, упражнения подбираются в определенной последовательности, с усложнением. Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражне­ния в бросании, катании мячей способствуют развитию гла­зомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованно­сти движений, совершенствуют пространственную ориенти­ровку. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают по­движность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровооб­ращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоноч­ник, и способствуют выработке хорошей осанки.

Слайд 3

Игровые упражнения для детей второй младшей группы (3—4 года) Катание мячей друг другу с расстояния 1,5—2 м в поло­жении сидя ноги врозь, скрестив ноги или стоя. Катание мячей через ворота (ширина 50—60 см) с рас­стояния 1—1,5 м. Бросание мяча двумя руками от груди. Бросание мяча двумя руками из-за головы. Бросание и ловля мяча от воспитателя с расстояния 1-1,5 м. Бросание мяча вверх и попытки ловить. Бросание мяча об землю и попытки ловить. Бросание большого мяча двумя руками через веревку, сетку. Бросание маленького мяча одной рукой через веревку, сетку. Догони мяч. Воспитатель катит или бросает мячи в пря­мом направлении и предлагает детям побежать и принести их. Количество мячей должно соответствовать числу игра­ющих.

Слайд 4

Начинать с небольшого расстояния (3—4 м) и посте­пенно его увеличивать до 6—7 м. Играя с детьми на пло­щадке или полянке, надо обязательно проверить, чтобы по пути к мячам поверхность земли была ровная, без ям, вы­ступающих высоко над землей корней деревьев. Ребята во время бега не обращают внимание на окружающее, стараясь догнать любимую игрушку. Мяч с горки. Дети скатывают мяч с небольшой горки или ската (наклонно положенной широкой доски) и бегут следом, догоняя мяч. Толкни и догони. Дети стоят на одной стороне площадки, на полу перед каждым мяч. Присев или наклонившись, тол­кают мяч и бегут за ним, догоняют и поднимают мяч. Пло­щадка может быть ровной или с небольшим уклоном в сто­рону бега. Прокати мяч. Дети, сидя на полу или стоя парами (рас­стояние 1,5—2 м), отталкивают мяч, делая быстрое энергич­ное движение кистью. Расстояние постепенно увеличивают до 3 - 4 м. В пары стараться подбирать детей, из которых один лучше владеет движением. С ребенком, не умеющим катать мяч, играет воспитатель.

Слайд 5

Игровые упражнения для детей средней группы (4—5 лет) Катание мяча, шарика друг другу с расстояния 1,5—2 м. Катание мяча, шарика в ворота (ширина 40—50 см) с расстояния 1,5—2 м. Катание мяча, шарика с попаданием в предметы (рас­стояние 1,5—2 м). Катание мяча, шарика между палками, линиями, шну­рами (длина дорожки 2—3 м). Катание обруча в произвольном направлении. Бросание мяча вверх и ловля (не менее 3—4 раз подряд). Бросание мяча об землю и ловля. Бросание мяча друг другу и ловля его с расстояния 1-1,5 м. Бросание мяча двумя руками от груди через сетку или | веревку, натянутую на высоте поднятой руки ребенка (стоя на расстоянии 2 м). Бросание мяча двумя руками из-за головы в положении стоя, сидя. Отбивание мяча об землю двумя руками, стоя на месте. Отбивание мяча одной рукой. Бросание мяча об стену и ловля (в индивидуальных играх). Вперед с мячом. Сесть на пол, мяч зажать ступнями, ру­ками опираться о пол сзади. Вместе с мячом продвигаться вперед (примерно на расстоянии 3 м), не отпуская мяча.

Слайд 6

Игровые упражнения для детей старшей группы (5—6 лет) Катание мяча, шарика с попаданием в предметы (кегли, бабки и др.), катание «змейкой» между предметами. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд). Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой (не менее 6 раз подряд). Бросание мяча друг другу с хлопком. Бросание мяча друг другу и ловля из положения сидя. Бросание мяча друг другу и ловля с поворотом кругом. Бросание мяча друг другу и ловля с отскоком от земли. Бросание мяча друг другу и ловля в движении. Отбивание мяча об землю двумя руками, стоя на месте (не менее 10 раз подряд). Отбивание мяча об землю двумя руками, продвигаясь вперед шагом в прямом направлении на расстоянии 5—6 м.

Слайд 7

Отбивание мяча об землю одной рукой (правой или левой), продвигаясь вперед. Отбивание мяча об стенку с хлопком, поворотом, от­скоком от земли. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину. Бросание двумя руками набивного мяча (вес до 1 кг) от груди и из-за головы. Поймай мяч. Дети стоят тройками, двое из них стоят на расстоянии 3—4 м друг от друга и перебрасывают мяч. Тре­тий находится между ними и старается поймать мяч в тот момент, когда он пролетает над ним. Если поймает, стано­вится на место ребенка, бросившего мяч, а тот занимает место водящего. Догони мяч. 4—5 детей перебрасывают мяч через веревку, натянутую на высоте 1,5 м, догоняют его и ловят, не давая мячу коснуться земли более 1—2 раз. Стараться бросать мяч повыше, но недалеко. Бросать можно маленький или большой мяч, одной или двумя руками. Расстояние до веревки 50— 60 см. С мячом под дугой. Проползти на четвереньках под дугой (высота 40 см), толкая головой набивной мяч. Расстояние до дуги 2—3 м.

Слайд 8

Игровые упражнения для детей подготовительной к школе группы Бросание мяча вверх и ловля двумя руками (не менее 20 раз подряд). Бросание мяча вверх и ловля одной рукой (не менее 10 раз подряд). Бросание мяча друг другу с хлопком, с поворотом, с отскоком от земли, в косом направлении. Бросание мяча друг другу в разных положениях: стоя лицом и спиной, стоя на коленях, сидя по-турецки, лежа. Катание друг другу набивного мяча. Бросание набивного мяча вперед снизу, от груди, через голову назад. Отбивание мяча об землю поочередно одной и другой рукой несколько раз подряд. Отбивание мяча об землю двумя руками, продвигаясь бегом на расстоянии 6—8 м. Отбивание мяча об землю одной рукой, продвигаясь вперед в прямом направлении. Отбивание мяча об землю, продвигаясь по кругу. Отбивание мяча об землю, двигаясь «змейкой». 12. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину с места и с трех шагов. Отбивание мяча через сетку несколькими игроками с передачей друг другу (элементы волейбола).

Слайд 9

14. Бросание и ловля мяча от стены с разными задания­ми: с отскоком от земли, с поворотом кругом, по косому направлению, с перепрыгиванием через отскочивший мяч. 15. Бросание мяча вверх и ловля руками. Напоминать детям, что мяч должен лететь прямо вверх, что нужно следить за полетом мяча. Ловить надо двумя руками, не прижимать мяч к груди. Можно ввести элемент соревнования: кто под­бросит мяч 8—10 раз, ни разу не уронив на пол. 16. Перебрасывание мяча друг другу снизу. Дети строятся парами, у каждой пары — мяч. Встают друг против друга на расстоянии 1,5— 2 м и бросают мяч двумя руками снизу. Если дети бросили и поймали мяч, не уронив его, 6—8 раз подряд, расстояние увеличивается. 17. Перебрасывание мяча друг другу из-за головы. Двое детей встают друг против друга, у одного в руках мяч. Отвести мяч за голову и, поднимаясь на носки, бросить мяч вперед-вверх. Партнер ловит мяч и бросает обратно тем же способом. Это же упражнение можно провести, построив детей в две шеренги, лицом друг к другу. Выигрывает шеренга, у которой мяч падал на пол меньшее число раз. Толкни — поймай. Дети распределяются парами, у каждой пары мяч. Один сидит, второй стоит на расстоянии 2—3 м. Сидящий отталкивает мяч партнеру, быстро встает и ловит брошенный ему мяч. После нескольких повторений дети ме­няются ролями.

Слайд 10

Игры и игровые упражнения с мячом «Школа мяча» Вариант 1 Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать мяч. Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч. Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч. Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и поймать мяч. Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться кончиками пальцев до носков ног, выпрямиться и поймать мяч. Вариант 2 Ударить мячом об землю так, чтобы он высоко подпрыг­нул, затем нагнуться, дотронуться кончиками пальцев до нос­ков ног и, выпрямившись, поймать мяч. Сильно ударить мяч перед собой об землю, повернуться кругом и поймать мяч. Начертить на земле круг (в окружности 12 шагов, в по­перечнике 4 шага), обежать его 3 раза, отбивая мяч ладонью одной руки (то правой, то левой). Приподнять правую ногу, слегка вытянув ее вперед, и бросить мяч левой рукой об землю, так чтобы он пролетел под правой ногой. Затем поймать отскочивший мяч справа, не опуская ноги. Сделать то же упражнение, приподняв левую ногу и бросив мяч левой рукой. Побеждает тот, кто наберет большее число очков.

Слайд 11

«Школа мяча» (с теннисным мячом) Бросить мяч правой, а потом левой рукой об пол и оба раза поймать его обеими руками. Бросить мяч правой, а потом левой рукой вверх и оба раза поймать его обеими руками. Бросить мяч вверх, дать ему удариться об землю и пой­мать после отскока. Два раза ловить обеими руками, по одно­му разу правой и левой. Примечание. Мяч можно ловить одной рукой разными способами: а) подхватывать снизу в то время, когда он начнет опускаться; б) схватывать сверху или сбоку, навстречу его дви­жению. Второй способ хотя и труднее дается детям, но зато вернее. Первым способом ловят только слабо брошенный мяч, вторым можно поймать одной рукой любой мяч. Бросить мяч на землю и, когда он подпрыгнет, отбить его обратно вниз ладонью, а после второго прыжка поймать. Отбивать правой и левой рукой по очереди, а ловить два раза обеими руками, по одному разу правой и левой. Бросить мяч об землю, после отскока поддать его ладо­нью вверх и затем поймать. Поддавать правой и левой рукой по очереди, а ловить два раза обеими руками и по одному разу правой и левой.

Слайд 12

3. Бросать мяч в стену правой и левой руками поочередно и ловить его два раза обеими руками и по одному разу правой и левой руками. 4. Бросить мяч в стену, дать ему упасть на землю и уже потом поймать обычным способом четыре раза (два раза обеи­ми руками и по одному разу правой и левой руками). 5. Стать спиной к стене, бросить мяч через голову назад и поймать после отскока. Бросать и ловить обычным способом четыре раза. 6. Бросить мяч в стену, ладонью руки отбить его обратно один или два раза и поймать. Бросать и отбивать надо попере­менно правой и левой руками, а ловить можно все время обеими руками. 7. Вытянутой рукой опереться о стену (можно гимнасти-1 ческую ), другой рукой подбросить мяч под вытянутую руку и поймать сверху. Выполнить это упражнение правой и левой руками. Встать на одну ногу, второй опереться о стену (можно поставить на третью-четвертую рейку гимнастической стен-1 ки ): а) бросить мяч из-под ноги наружу вверх и поймать той | же рукой; б) бросить мяч другой рукой из-под ноги внутрь вверх и этой же рукой поймать.

Слайд 13

Подвижные игры Брось – догони. Натянуть верёвку на высоте 20-30 см от пола. Перед ней на расстоянии 2-3 м обозначить линию. Играющие ложатся на живот, берут обеими руками мячи. По сигналу бросают мячи через верёвку, догоняют их и поднимают вверх. Выигрывает поднявший мяч первым. Подбрось – поймай. Играющие распределяются на пары, у каждой пары мяч. Один в паре подбрасывает и ловит мяч, второй считает, сколько раз удалось бросить и поймать мяч. По сигналу воспитателя дети меняются ролями: тот, кто бросал, считает, а считавший бросает мяч. Мяч сквозь обруч. Шесть детей в вытянутых в стороны руках держат по обручу (всего 5 обручей). Двое играющих проходят вдоль цепочки из обручей справа и слева и перебрасывают друг другу мяч через каждый обруч. При повторении сменить стоящих с обручами.

Слайд 14

Попади в цель. Связываются четыре обруча (в виде цветка). Их кладут в центре круга, за чертой которого встают дети. Каждый по очереди бросает в обруч мяч. Попадание в центр между связанными обручами даёт три очка, а во все остальные обручи – по одному. Выигрывает тот, кто наберёт условленное количество очков. Шмель . Играющие сидят по кругу. Внутри круга по полу перекатывается мяч. Играющие руками откатывают его от себя, стараясь осалить другого (попасть в ноги). Тот, кого коснулся мяч (ужаленный), поворачивается спиной к центру круга и в игре не участвует, пока не будет осален другой ребёнок. Тогда он вступает в игру, а вновь ужаленный поворачивается спиной в круг. Ловишки с мячом. Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося: «Раз, два ,три – мяч скорей бери! Четыре, пять, шесть – вот он, вот он здесь! Семь, восемь, девять – бросай, кто умеет». Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит в середину и бросает мяч, стараясь осалить разбегающихся детей. Тот, кого запятнает мяч, пропускает игру. Целиться нужно в ноги.

Слайд 15

Мяч среднему. Играющие образуют 3-4 круга с равным числом детей. Внутри каждого круга водящий. Он по очереди бросает мяч каждому играющему и ловит от него. Когда мяч вернётся к водящему от последнего игрока, он поднимает его вверх. Выигрывает команда, раньше закончившая переброску мяча. Мяч вдогонку. Дети встают в два круга. Взрослый раздаёт 2-3 детям мячи. По сигналу «Мяч вдогонку!» дети начинают быстро передавать мячи друг другу. Если у одного ребёнка окажется два мяча сразу, он выбывает из игры. После повторения игры ребёнок играет снова. Мяч в кругу. Дети рассаживаются на полу на корточках в два круга. Водящие с мячом – в центре круга. Они катят мяч каждому ребёнку по очереди или тому, кого назовут: «Саша, лови!». Игрок ловит мяч и отсылает его обратно, но при этом надо выполнить какое-либо задание: успеть хлопнуть в ладоши 2-3 раза, назвать количественное или порядковое число, например, водящий говорит: «Первый!», ребёнок отвечает: «Второй!» и т.д. Можно назвать любой предмет, входящий в обобщённое понятие (мебель, фрукты т.п.). Побеждает та команда, которая быстрее прокатила мяч.

Слайд 16

Догони мяч. Играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в обе стороны рук. Водящий располагается за кругом. Место его в кругу остаётся свободным. Пятому ребёнку, стоящему вправо от водящего, даётся мяч. Дети хором говорят: «Раз, два, три – беги!» - и передают мяч вправо по кругу. Водящий бежит за кругом в том же направлении, стараясь добежать до своего места раньше, чем дойдёт мяч. Передай мяч. Дети распределяются на 2 звена и выстраиваются в колонны друг за другом. Перед каждой колонной на расстоянии 3 м ставится кубик. Первый бежит с мячом, обегает предмет, передаёт мяч следующему в своей колонне и встаёт сзади всех. При потере мяча ребёнок возвращается, поднимает его и бежит с того места, где упал мяч. Побеждает звено, опередившее других при соблюдении условий игры. Не упусти шарик. На площадке обозначается линия старта. На противоположной стороне на расстоянии 8-10 м ставят 2-3 кубика. 2-3 ребёнка получают по воздушному шару, выходят к линии старта напротив кубиков, по сигналу, подбивая шар рукой, проходят или пробегают с ним, обегают кубик и возвращаются обратно. Побеждает тот, кто вернётся первым, не упустив шарик.

Слайд 17

Мяч о пол. Дети строятся в две колонны: одна с одной стороны зала, другая – напротив. Первые в колоннах получают мяч и по сигналу идут или бегут, отбивая мяч о пол. добежав до первых в противоположных колоннах, передают им мяч, а сами встают сзади. Получивший мяч без промедления бежит обратно. Когда все поменяются местами. Взрослый отмечает колонну, которая выполнила задание лучше и быстрее. Кати в цель. Поперёк зала натягивается верёвка, на неё на проволочках низко над полом подвешены квадраты из плотного картона. Расстояние между квадратами 20 см. вызванные дети встают на исходную линию в 3 м от верёвки и по сигналу катят мяч в цель. Идут за мячами, катят ещё раз, после чего передают следующим. Подвижная мишень. К игрушечным машинам прикрепляют мишени из плотного картона. В соответствии с числом мишеней играющие встают на расстоянии 2 – 3 м от мишеней. Бросает каждый своим мячом в цель, стараясь откатить машину подальше. После 8 – 10 бросков игра заканчивается. Выигрывает тот, чья машина откатилась дальше от исходной линии.

Слайд 18

Попади в ворота. Дети делятся на две команды. По одному ребёнку от каждой команды встают на исходную линию. Перед ними на расстоянии 5 м выкладываются ворота из набивных мячей. От исходной линии нужно попасть в ворота, ударяя ногой по мячу (внутренней стороной стопы). Выигрывает та команда, в которой больше игроков, попавших в ворота. Мяч по дорожке . Дети распределяются на две команды. Перед каждой командой выкладывают из гимнастических палок, верёвок коридор шириной 50 – 100 см и длиной 3 м. У каждого в руках мяч. Нужно, ударяя мяч о пол, провести его по коридору, вернуться, встать в конце колонны и передать мяч следующему. Если ребёнок уронит мяч, он должен поднять и провести с этого места. Следующий в колонне начинает только тогда, когда игрок пройдёт коридор. Возвращаться в свою колонну можно только по своей стороне. Побеждает та команда, которая не только, быстро, но и правильно выполнит задание.

Слайд 19

Догони мячик. Из гимнастических палок делают 2 коридора шириной 30 см и длиной 3 м. Дети распределяются на две команды и выстраиваются у начала коридоров. Первый катит мяч, бежит за ним и старается его поймать, не давая ему выкатиться из коридора. Затем передаёт мяч следующему, сам становится сзади строя. Побеждает та команда, которая не только быстро, но и правильно выполнит задание. Мяч навстречу мячу. Дети распределяются на два звена, и они встают друг против друга на расстоянии 4 – 5 м. У водящих по мячу. На сигнал взрослого: «Начали!» - дети прокатывают мячи навстречу один другому, но так, чтобы мячи не столкнулись. Поймав мяч, водящий передаёт его следующему. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок. Успей поймать. Дети образуют круг. В центре круга водящий. Дети перебрасывают мяч друг другу, стараясь, чтобы водящий не коснулся или не поймал его. Если ему это удаётся, он занимает место того, кто неудачно бросил мяч. Последний идёт в середину круга.

Слайд 20

Закати мяч. Дети выкладывают из кубиков ворота шириной 30 – 40 см. По числу ворот распределяются на команды. У каждого играющего малый мяч. На расстоянии 3 м от ворот ребёнок катит мяч в ворота. По окончании прокатывания один из команды собирает все мячи и раздаёт своим игрокам. Подсчитывается число мячей, попавших в ворота. Наиболее меткая и быстрая команда объявляется победительницей. Гонка мячей по кругу. Дети стоят в двух кругах. В каждой команде одинаковое количество игроков. У каждого в руках мяч. По сигналу дети начинают передавать мячи в правую сторону. Побеждает та команда, у которой не было ошибок. На второй сигнал мяч передаётся в левую сторону. Проведи мяч. На полу выкладываются в ряд 8 кубиков на расстоянии 1,5 м один от другого. Играющий проводит мяч ногой по дорожке, обходя кубики то справа, то слева. Поймай мяч. Дети распределяются по трое. двое из них становятся на расстоянии 2-3 м и перебрасывают мяч друг другу. Третий встаёт и старается поймать мяч или коснуться его рукой.

Слайд 21

Передал – садись . Играющие становятся в две колонны. Впереди каждой на расстоянии 1 м в кружках водящие, у них по мячу. По сигналу каждый водящий бросает первому в своей колонне. Поймав мяч, ребёнок перебрасывает его водящему и садится на пол. Водящие бросают мяч вторым, затем третьим играющим и т.д. Получив мяч от последнего игрока своей команды, водящий поднимает его вверх, а все участники его команды быстро вскакивают. Выигрывает команда, водящий которой первым поднял мяч и все дети успели быстро подняться. Перестрелка. Зал разделен волейбольной сеткой. По обеим сторонам команды (примерно равное количество), у каждого в руках мяч. По сигналу дети перебрасывают мячи через сетку. Побеждает та команда, в которой наименьшее количество мячей осталось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по физической культуре с элементами школы мяча «Путешествие в Королевство волшебных мячей» для детей старшего дошкольного возраста.

Совершенствование двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста, формирование потребности в ежедневной двигательной активности, поддержание интереса к спортивным играм и  уп...

Открытое интегрированное занятие в подготовительной к школе группе "Школа мяча"

Конспект интегрированного занятия по физической культуре подготовительная к школе группа...

Конспект итогового открытого мероприятия кружка «Школа мяча» для родителей с детьми старших групп «Путешествие в страну веселых мячей»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15152293","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"480"}}]]Цель: поддерживать интерес детей к занятиям физической ку...

«Школа мяча» картотека Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом

laquo; ШКОЛА МЯЧА»КАРТОТЕКА Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом...

«Школа мяча» Картотека подвижных игр с мячом для детей 4–5 лет

laquo;ШКОЛА МЯЧА»Картотека подвижных игр с мячом для детей 4–5 лет...

« Школа мяча» Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста

laquo; Школа мяча»Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста...