Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников
статья по физкультуре

Рангаева Александра Анатольевна

Статья предназначена педагогам дошколных учреждений. Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

Тема: «Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников»

Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребёнка, даёт возможность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко используются сюжетные и несюжетные, а также спортивные игры.

  Игровой метод даёт возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально – волевые качества, формируют поведение ребёнка. Наиболее активно этот метод используется в младших группах, но им широко пользуются в работе также и со старшими дошкольниками.

  Подвижные игры развивают способности адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и реагировать на воспринятое.

  Не менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками и др. повышают кожно–тактильную и мышечно- двигательную функцию рук и пальцев, что имеет особое значение для дошкольников.

  В подвижных играх участникам приходится выполнять различные роли (водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры и пр.), что развивает у них организаторские навыки.

  Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

  Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

  Ситуации на игровой площадке, которые всё время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества – быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие навыки пространственной ориентировки и др.

  Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать своё поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

  Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

  Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает интересными для детей хорошо знакомые игры.

  В младшем дошкольном возрасте при обучении  детей различным движениям широко применяются игровые приёмы. Которые ведут к эмоционально – образному уточнению представлений о характере движений. например, когда детям говорят: «Бегайте тихо, как мышки. Прыгайте. Как зайчики».

   Чтобы заинтересовать малышей подвижными играми, педагоги широко используют обыгрывание игрушек, предметов и картинок, загадки, стихи и другие малые художественные жанры. Это помогает собирать детей на игру, вызвать у них интерес к содержанию.

  Организация малышей требует от воспитателя большой находчивости, потому что их нужно ещё учить играть, формировать интерес к подвижным играм. Поэтому руководитель, привлекая внимание малыщей, демонстративно играет мячом, сопровождая движения стихами: «Мой весёлый звонкий мяч…», или кружится, держась за руки с именинником или куклой и напевая песенку «Каравай»; или, подойдя к детям, таинственным голосом предлагает посмотреть, чьи ушки торчат за кустиком, а начерченный на площадке домик, куда приглашает воспитательница, похож на настоящий – с крышей и трубой…

   Дети среднего дошкольного возраста любят и умеют играть. С ними можно договариваться о месте и сигнале сбора задолго до начала прогулки. Дети младшего возраста не воспринимают таких методов Непосредственно на игровой площадке детей можно собрать при помощи зазывалочек (Раз!Два! Три! Играть скорей беги!; Раз, два, три, четыре, пять! Всех зову играть!» и др.) Можно в интересной форме поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (пока вращается юла, звучит мелодия, размещаются атрибуты). Можно использовать нестандартные звуковые и зрительные сигналы (спортивный свисток, звонок – колокольчик, гроздь надувных шаров, фланелеграф и др.) Эффективны м сюрпризные моменты: играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой, кто сумеет проскользнуть по ледяной дорожке и пр.

    Бесспорно, здесь необходим дифференцированный подход, ведь одним детям интереснее играть в игры спортивного характера, другим – в сюжетные с яркими ролями, образными текстами, а ещё другим – в бессюжетные игры – соревнования, эстафеты. Игры – забавы с предметами (кегли и т.п.). Необходимо учитывать:

1. Склонности и интересы конкретного ребёнка (например, создавать такую предметную среду, чтобы привлечь его к интересным именно для него играм

или движениям, подбирать нужные атрибуты, определять место для игры).

2. Возможности ребёнка, уровень его способностей (в организованных играх ребёнок без должного уровня сформированности двигательных навыков, инициативы, самостоятельности, коммуникабельности будет чувствовать себя неуверенно, не сможет творчески решить, двигательное задание в изменяющихся ситуациях, а при необходимости – найти компромисс при выборе игры, распределении ролей и т.п.). Следует помнить: игровое творчество в подвижных играх развивается неравномерно, противоречиво, здесь особенно заметны индивидуальные особенности детей, к тому же один и тот же ребёнок может проявлять разный уровень творчества в зависимости от содержания игры, своей роли, от отношений с товарищами.  Если цель игры, Сама перспектива активной двигательной деятельности интересны дошкольникам, тогда будет легче приучать их обдумывать и подготовку , и организацию игры ( как собраться, договориться об игре, как распределить роли, следить за соблюдением правил и др.). В такой коллективной подвижной игре, как и в другой творческой деятельности, сталкиваются идеи, замыслы, планы. Это часто порождает споры, решением которых воспитатель может воспользоваться, чтобы развивать у детей уважение к мнению другого, справедливость, формировать качества личности.

  Важную роль в развитии творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению правил. Данную работу целесообразно проводить, начиная со старшей группы. Воспитатель сначала сам, а дальше привлекая к этому детей, подаёт им знакомые игры в разных вариантах. Такая вариативности не только поддержит интерес к двигательной активности, усовершенствует двигательные навыки, но и обогатит двигательный игровой опыт дошкольников, научит их нестандартно, творчески выполнять хорошо знакомые действия и решать новые проблемы. Это можно реализовать. Создавая проблемно – поисковые ситуации: «Как поиграть иначе?». Не следует останавливаться на одних и тех же направлениях вариативности игры. Например, кроме хорошо известного осложнения способов выполнения движений или введения дополнительных двигательных задач, полезно познакомить малышей с варьированием правил, строений игроков, количественных параметров движений, количества ролей, способов воплощения игровых образов, а также выбора физкультурного оборудования и атрибутики, места проведения игры и т.д.

Вначале ведущая роль в варьировании игр принадлежит педагогу, но постепенно детям предоставляется всё больше и больше самостоятельности. После этого детям предлагается самим придумать варианты игр. Из предложенных вариантов выбираются наиболее интересные.

  Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

1. увеличить дозировку( повторность и общую продолжительность игры);

2. усложнить двигательное содержание ( воробышки из домика не выбегают, а выпрыгивают).

3. изменить размещение играющих на площадке ( ловишка не сбоку, а в середине площадки).

4. сменить сигнал ( вместо словенсног8о.- звуковой или зрительный).

5. провести игру в нестандартных условиях ( по песку бежать труднее, в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);

6.  усложнить правила ( в старшей группе пойманных можно выручать; увеличить число ловишек и т.д.).

  Таким образом , показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая своё понимание образа, самостоятельность в решении двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества у детей является придумывания ими новых подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.

  Придумывание новых подвижных игр даётся не всем детям. Причинами этого могут являться индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта и заорганизованность педагогического процесса, не всегда достаточно побуждающего ребёнка к творчеству.

  Каждый раз, применяя разные соответственно возрасту детей способы сбора  их на игру, формирования интереса к ней, распределения ролей. Приёмы оценки и подведения итогов по её окончании, педагог создаёт у воспитанников положительный потенциал средств самоорганизации для совместных игр, творческого самовыражения в них во время произвольной

  ( самостоятельной ) двигательной деятельности. Следует прибегать к различным формам организации подвижных игр ( коллективным, групповым, индивидуальным) и вводить их не только в процессе организованного обучения ( занятия), но и в самостоятельную деятельность, постепенно поощряя самостоятельно придумывать соответствующие игры.

  Правила игры руководитель должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести всё изложенное в действиях, Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре. Неплохо, если руководитель расскажет об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует творческому исполнению в ней ролей. Этим способом можно пользоваться для лучшего усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после физической нагрузки.

  Творческие подвижные игры – это игры, созданные ( придуманные) самими детьми на основе картин, знакомых литературных произведений.

Для воспитания у  детей самостоятельности творчества необходимо вооружить воспитателя соответствующей методикой. Для содержательного и эффективного проведения подвижных игр с детьми необходимо проводить большую подготовительную работу. Прежде всего, при обучении детей двигательным действиям следует формировать их творческую активность. Это обеспечит самостоятельность в применении двигательных навыков в игре. Важно также расширять знания и представления детей об окружающем. Для этого детей знакомят с действиями различных персонажей, читают соответствующую литературу, рассматривают картины. Необходимо проводить беседы, уточнять их представления об игровых персонажах, учить выделять в прослушанных сказках, рассказах эпизод с движениями, вызывая эмоциональное переживание, желание отобразить этот эпизод в игре. Желательно предложить данный эпизод в разных вариантах, привлекая детей к импровизации. В поисках решения тех или иных задач в подвижных играх детям предлагается придумать своё действие. Не похожее на действие других детей, новые правила, решить по – своему двигательную задачу. Постановка соответствующих задач, их решение способствует не только сознательному, творческому движению, но и развитию умственных способностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ Тема: «Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников».

Двигательная сфера - совокупность внешних проявлений активности человека в его взаимодействии с окружающей средой, выступающей в виде моторных реакций, психомоторных действий, психомоторной деятельнос...

Консультация для педагогов ДОУ "Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников".

Правильно организованное физическое воспитание способствует гармоническому развитию ребёнка, выработке основных гигиенических навыков. Состояние здоровья детей — это достаточно важный показ...

Консультация для воспитателей: "Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников"

Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход кразвитию двигательных навыков.Каждое физкультурно-оздоровительное мероприятие, решая общую задачу укрепленияздоровья, тем не м...

Консультация для воспитателей "Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников"

Консультация для воспитателей "Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников"...

Консультация для педагогов"Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы или игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников"

Консультация "Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы или игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников" предназначена для педагогов. Повышение двигательной а...

Консультация для педагогов «Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников»

Консультация для педагогов«Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников»...