Картотека пальчиковых игр
картотека по физкультуре

Фазульянова Фарида Ахметзяновна

Картотека пальчиковых игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Для детей дошкольного возраста играет важную роль пальчиковая гимнастика. Положительные моменты гимнастики - это стимуляция моторных и речевых зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи. Значительное взаимодействие этих зон играет большую роль в возрасте от 0 до 3 лет, когда идет активное формирование речи ребенка, поэтому заниматься с ребенком необходимо с младенчества. Сгибая-разгибая пальчики с ребенком, массируя кисти рук, выполняя различного вида движения, мы посылаем импульсы в речевые центры. 

Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.

Все виды движений выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой, затем другой, а потом двумя руками вместе. Также возможна работа только одной рукой. Первоначально дети знакомятся с ладонью, названием пальцев руки, выполняют элементарные движения (хлопки, прятанье рук за спину и т.д.). Имитируются энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик) и т.д. Составляются простые фигуры из пальцев и ладоней (колечко, ковшик), простые фигуры из пальчиков одной руки (зайчик, коза), согласованные действия двумя руками (домик, ворота). Педагог показывает образец положения пальцев во время пальчиковой игры, помогает, поправляет малыша.

Потешки или небольшие стихотворение читаются до игры 3-4 раза, рассматриваются иллюстрации, задаются вопросы: «Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает рот?» и т.д. При необходимости оказывается помощь ребёнку в выполнении движений.

С ребёнком так же рассматриваются фигурки животных, фотографии, отмечаются характерные особенности того или иного объекта, побуждая воспитанника к звукоподражанию.

Перед началом упражнений дети разогревают ладошки лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Разминка

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.

Можно использовать резиновые игрушки.

Ты, утенок, не пищи! 
Лучше маму поищи.

Погладим котенка

Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

- Киса, кисонька, кисуля!

- Позвала котенка Юля.

- Не спеши домой, постой!

- И погладила рукой. 

Моя семья

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Вот дедушка,
Вот бабушка, 
Вот папочка, 
Вот мамочка, 
Вот деточка моя, 
А вот и вся семья. (Ф. Фребель)

Наш малыш

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик - дедушка, 
Этот пальчик - бабушка, 
Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка, 
Этот пальчик - наш малыш.

Шалун

На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.

Качели

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее - двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

Задрожали ветви елей. 
Мы в восторге от качелей. 
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)

Кисточка

Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев.

Мягкой кисточкой покрашу 
Стульчик, стол и кошку Машу. 

Веер

Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

Солнце светит очень ярко, 
И ребятам стало жарко. 
Достаем красивый веер - 
Пусть прохладою повеет. (Т. Сикачева)         

Белка

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

Сидит белка на тележке, 
Продает она орешки: 
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке, 
Мишке толстопятому, 
Заиньке усатому... (Народная песенка)

Детки

Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

Раз-два-три-четыре-пять! 
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные, 
Все такие нужные... (3. Александрова)

Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. Упражнение выполнять вначале одной рукой, затем - второй, а в заключение - двумя руками.

Тише, тише, не шумите, 
Наших деток не будите! 
Птички станут щебетать, 
Будут пальчики вставать.

Встали пальчики

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

Этот пальчик хочет спать, 
Этот пальчик - прыг в кровать, 
Этот пальчик прикорнул, 
Этот пальчик уж заснул. 
Встали пальчики - «Ура!» 
В детский сад идти пора! (М. Кальцова)
             

На работу

Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» - широко расставить пальцы в стороны.

Большой палец встал один. 
Указательный - за ним. 
Средний будит безымянный. 
Тот поднял мизинчик малый. 
Встали братцы все - «Ура!» 
На работу им пора.

За работу

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» - энергично шевелить ими.

Ну-ка, братцы, за работу. 
Покажи свою охоту. 
Большаку дрова рубить, 
Печи все тебе топить, 
А тебе воду носить, 
А тебе обед варить, 
А тебе посуду мыть. 
А потом всем песни петь, 
Песни петь да плясать, 
Наших деток забавлять. 
           

Пальчики

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

Раз-два-три-четыре-пять - 
Вышли пальчики гулять. 
Раз-два-три-четыре-пять - 
В домик спрятались опять.

Мы считаем

Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.

Можно пальчики считать: 
Раз-два-три-четыре-пять. 
На другой руке - опять:
Раз-два-три-четыре-пять.
           

Утята 

Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуков «Пи-пи-пи...» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Раз-два - шли утята. 
Три-четыре - за водой. 
А за ними плелся пятый, 
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал. 
А восьмой уже устал. 
А девятый всех догнал. 
А десятый испугался - 
Громко-громко запищал:
- Пи-пи-пи - не пищи!
- Мы тут рядом, поищи!

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Пальчики здороваются 
Я здороваюсь везде  
Дома и на улице. 
Даже «здравствуй!» говорю 
Я соседской курице. 
--------

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

Повстречал ежонка еж: «Здравствуй, братец! Как живешь?»

Здравствуй

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Здравствуй, солнце золотое! 
Здравствуй, небо голубое! 
Здравствуй, вольный ветерок, 
Здравствуй, маленький дубок! 
Мы живем в одном краю - 
Всех я вас приветствую! (Т. Сикачева)

Воздушные щелчки 

Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (3 раза). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

Во дворе у брата 
Бегали котята. 
Испугавшись щелчка, 
Разбежались кто куда.

Коготочки

Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

У кошкиной дочки
На лапках коготочки. 
Ты их прятать не спеши, 
Пусть посмотрят малыши!

Жук

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».

Я веселый Майский жук.
Знаю все
Сады вокруг,
Над лужайками
Кружу,
А зовут меня
Жу-жу...(А. Береснев) 

Комарик

Указательный палец выдвинуть вперед (это - «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это - «лапки»).

Не кусай, комарик злой! 
Я уже бегу домой.
Сжать кулачок.

Оса

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое - пальцем левой руки. Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Оса села на цветок. 
Пьет она душистый сок.

Большой братец 
Покажи уменье другу, 
Покружись-ка ты по кругу!

Вертолет

Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) - в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это - «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.

Быстро лопасти крути! 
Вертолет, лети, лети!

Человечек

Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу.

«Топ-топ-топ!» - топают ножки. 
Мальчик ходит по дорожке.

Дождик

Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).

Дождик-дождик, 
Полно лить, 
Малых детушек 
Мочить! (Народная потешка)

Коза рогатая

Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это - «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!..» «козу» «напускать» на ребенка.

Идет коза рогатая 
За малыми ребятами. - 
Кто кашку не ест, 
Молоко не пьет, 
Забодаю, забодаю!.. 
(Народная потешка)

Зайчик

Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

Зайка серый скачет ловко
В лапке у него морковка.

Улиточка

Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».

У улитки-крошки 
Подрастают рожки. 
Научу ее ходить, 
Если будут ножки.

Кольцо

Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.

Выйду на крылечко,
Вынесу колечко. 
Я его вместо игрушки 
Подарить хочу Валюшке. 

Зайчик-кольцо

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

а) пальцы - в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

Прыгнул заинька с крылечка 
И в траве нашел колечко. 
А колечко непростое - 
Блестит, словно золотое. 

Очки

Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.

- Что стряслось у тети Вали?
- У нее очки пропали! 
Нет очков у тети Вали - 
Очевидно, их украли! (С. Михалков)

Стульчик

«Стульчик» ты из рук сложи 

И детишкам покажи.

Флажок

Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе. Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно па счет «раз», «два».

Горит на солнышке 
Флажок, 
Как будто я Огонь зажег. (А. Барто)

Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.

Домик

Создать угол - «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».

Дом мы строим 
Выше, выше! 
Есть окошки в нем 
И крыша.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...