Подвижные игры для детей 6 лет
картотека по физкультуре (подготовительная группа)

Климова Галина Владимировна

Подборка подвижных игр для детей 6 лет большой ( игры с бегом, с прыжками, с лазанием, с метанием), средней и малой подвижности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_let-igry.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей 6 лет

Игры большой подвижности

Игры с бегом

Мышеловка

Описание игры. Дети делятся на две неравные группы. Меньшая, примерно 1/3 играющих образуют круг – «мышеловку». Остальные изображают «мышей». Они находятся вне круга.

Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки.

Переловим всех зараз!

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее.

По слову воспитателя «хлоп» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают, – мышеловка считается захлопнутой. Играющие, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают тем самым размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.

Повторить игру можно 3-5 раз.

Правила игры

  1. Опустить сцепленные руки можно только по слову «хлоп».
  2. После того как мышеловка захлопнулась, нельзя «мышам» подлезать под руки стоящих по кругу или разрывать руки.

Указания к проведению игры

  1. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили стихи выразительно, негромко, делая логические ударения, не скандируя каждый слог.
  2. Следует отметить наиболее ловких мышей, которые ни разу не остались в мышеловке.
  3. Словесный сигнал «хлоп» можно заменить ударом на бубне.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость.

Дети упражняются в беге и в приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Игра способствует развитию речи.


Ловишки из круга

Описание игры. Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Ловишка, назначенный воспитателем, находится в центре круга. У него на руке повязка. Играющие двигаются по кругу вправо или влево (по указанию воспитателя), говоря:

Мы, веселые ребята,

Любим бегать и скакать

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три – лови!

При последнем слове все дети разбегаются, а ловишка догоняет их. Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока ловишка не поймает, согласно условию, 2-3 детей. Затем он отдает воспитателю повязку, а пойманные включаются в игру.

По сигналу воспитателя «в круг» все играющие становятся в круг, и назначается новый ловишка. Игра возобновляется.

Общая продолжительность игры 5-7 минут.

Правила игры

  1. Бежать можно только после слова «лови».
  2. Пойманным считается тот, кого коснулся ловишка.
  3. Перебежавшие границу площадки выбывают из игры.

Указания к проведению игры

  1. Вначале ловишка назначается воспитателем, а затем выбирается играющими.
  2. У ловишки должен быть отличительный знак, например лента на руке, завязанная выше локтя.
  3. Воспитатель, заканчивая игру, отмечает ловишек, которые поймали много играющих, а также тех детей, которые ни разу не попались ловишке.
  4. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети не поддавались ловишке.
  5. Если площадка большая, то нужно отметить границы ее флажками или очертить линиями, чтобы играющие, убегая от ловишки, не перебегали границ.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

умение согласовывать движения со словами.

Дети упражняются в ритмической ходьбе,

в беге с увертыванием и в ловле, в построении в круг.


Хитрая лиса

Описание игры. Дети стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается «дом лисы». Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится «хитрой лисой». Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, – не выдаст ли она себя чем-нибудь.

Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) – сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга.

Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!».

Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного, т.е. того играющего, до которого она коснулась рукой, лиса отводит к себе в дом.

После того как лиса поймала 2-3 детей, воспитатель говорит: «В круг!». Играющие снова образуют круг, и игра возобновляется.

Продолжительность игры 6-8 минут.

Правила игры

  1. Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в третий раз хором спросят: «Хитрая лиса, где ты?», и лиса скажет: «Я здесь!».
  2. Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.
  3. Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Указания к проведению игры

  1. Воспитатель следит за тем, чтобы во время выбора хитрой лисы глаза у играющих были закрыты.
  2. Если лиса долго не может поймать кого-нибудь из играющих, игру следует приостановить и назначить новую лису.
  3. Выбирать следующую хитрую лису может, по поручению воспитателя, кто-нибудь из играющих.
  4. Заканчивая игру, следует отметить лису, которая поймала большее число детей, и тех играющих, кто ни разу не был пойман.
  5. Если площадка большая, нужно отметить границы ее флажками или очертить линиями, чтобы играющие, убегая от лисы, не перебегали границ.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

выдержку, наблюдательность.

Дети упражняются в быстром беге с увертыванием,

 в построении в круг, в ловле.


Два мороза

Описание игры. На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два дома. Расстояние между домами 25-30 шагов = 12-15 метров.

Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям, - это Мороз – Красный нос и Мороз – Синий нос. По сигналу воспитателя «начинайте» оба мороза говорят:

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые:

Я Мороз – Красный нос,

Я Мороз – Синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После слова «мороз» се играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а морозы стараются из заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз, и так стоят до окончания перебежки всех остальных играющих. Замороженных подсчитывают, после чего они присоединяются к остальным играющим.

Перебежки повторяются 3-4 раза. После подсчета общего числа замороженных назначаются воспитателем или выбираются при помощи считалки новые морозы, и игра возобновляется.

В конце игры подытоживают, какая пара морозов заморозила большее число играющих.

Общая продолжительность игры 5-7 минут.

Правила игры

  1. Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз».
  2. Кто выбежит из дома раньше, и кто останется в доме, считается замороженным.
  3. Тот, кого коснулся мороз, тотчас же останавливается.
  4. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.

Указания к проведению игры

  1. Перед проведением игры воспитатель разучивает с детьми текст стихов.
  2. Вначале можно выбрать одного мороза, тогда текст соответственно изменяется.

Я Мороз – Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

        Когда дети усвоят игру, вводятся два мороза.

  1. Воспитатель следит за тем, чтобы играющие отвечали дружным хором.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

торможение, умение действовать по сигналу (по слову).

Дети упражняются в беге с увертыванием, в ловле.

 Игра способствует развитию речи.


Совушка

Описание игры. На площадке проводятся линии, за которые играющие не вправе выбегать. В одном из углов площадки очерчивается кружком «гнездо совушки».

Все дети изображают бабочек, жуков. Одного из играющих воспитатель назначает «совушкой». По сигналу воспитателя «день» дети разбегаются по площадке, махая руками, подобно движению крыльев насекомых, и жужжат, подражая жукам. Совушка в это время находится в своем гнезде.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Ночь». После этих слов бабочки, жуки замирают, останавливаясь на том месте, где их застали слова воспитателя, а совушка вылетает из своего гнезда, медленно машет «крыльями» и смотрит, не шевелится ли кто? Того, кто пошевелился, совушка отводит к себе в гнездо.

Воспитатель снова говорит: «День». Совушка улетает к себе в гнездо, а бабочки и жуки опять начинают летать – (бегать) по площадке. Вылет совушки повторяется 2-3 раза. После этого подсчитывается число пойманных бабочек, жуков. Воспитатель выбирает новую совушку. И игра возобновляется.

Общая продолжительность игры 5-7 минут.

Правила игры

  1. Играющие могут двигаться только после сигнала «день».
  2. После сигнала «ночь» шевелиться нельзя. Того, кто пошевелится, совушка отводит к себе в гнездо.
  3. Совушка вылетает ловить бабочек после сигнала «ночь».

Указания к проведению игры

  1. До начала игры надо объяснить детям, что совушка хорошо видит ночью.
  2. Каждый вылет совушки должен продолжаться 15-20 секунд, так как детям трудно оставаться в неподвижном положении, а вылет бабочек – 30-40 секунд.
  3. Надо, чтобы совушка следила за всеми участниками игры, а не сосредоточивала свое внимание на одном.
  4. Подводя итог игры, надо отметить тех, кто ни разу не был отведен в гнездо совушки.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

торможение, наблюдательность,

умение выполнять движения по сигналу (по слову воспитателя).

Дети упражняются в беге.


Скворечники

Описание игры. В разных местах площадки играющие чертят кружки или делают их из шнура, шишек. Это дома для «скворцов» – «скворечники».

В каждом скворечнике помещается одна пара скворцов. Число играющих – неточное, а число скворечников равно половине числа играющих без одного, так что одному скворцу всегда не хватает места.

Дети, изображая скворцов, бегают – «летают» по площадке в разных направлениях. По сигналу воспитателя «скворцы прилетели» они бегут в скворечники. Один опоздавший остается без места и считается проигравшим.

Когда все скворцы разместились, т.е. встали по двое в кружки, воспитатель говорит: «Скворцы летят». Тогда все играющие выбегают из кружков и опять бегают по площадке.

Игра начинается сначала, и дети могут занимать любые кружки.

Продолжительность игры 5-7 минут.

Правила игры

  1. Занимать место в скворечнике можно только по сигналу воспитателя «скворцы прилетели».
  2. Вылетать из скворечника можно только по сигналу «скворцы летят».
  3. Один кружок могут занимать только двое играющих.

Указания к проведению игры

  1. Нужно следить за тем, чтобы играющие подальше отбегали от кружков.
  2. Если играющих четное число, в игру включается воспитатель.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

сообразительность, ориентировку в пространстве

и умение действовать по сигналу.

Дети упражняются в беге.


Ловишка, бери ленту

Описание игры. Дети строятся по кругу. Каждый получает из цветного материала или ленточку, которую он закладывает сзади за пояс или за ворот.

В центре круга становится ловишка, назначаемый воспитателем. По сигналу воспитателя «беги», дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого-нибудь из них ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону.

По сигналу воспитателя «раз, два, три, в круг скорей беги», дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям.

Игра возобновляется с новым ловишкой.

Каждый раз игра длится не больше ½ минуты.

Общая продолжительность игры 5-7 минут.

Правила игры

  1. Ловишка должен брать только ленту, не задерживая играющего.
  2. Играющий, лишившийся ленточки, отходит в сторону.

Указания к проведению игры

  1. Если ловишка в течение ½ минуты не может вытянуть ни одной ленточки, воспитатель назначает другого.
  2. Ленточка должна так закладываться за ворот или за пояс, чтобы конец ее свешивался, и его можно было бы свободно захватить рукой.
  3. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебегали границы площадки.
  4. Заканчивая игру, воспитатель отмечает тех ловишек, которые сумели вытянуть большее число ленточек, и тех детей, которые ни разу не лишились лент.
  5. Если площадка большая, то нужно отметить границы ее флажками или очертить линиями, чтобы играющие, убегая от ловишки, не перебегали границ.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

ловкость, сообразительность.

Дети упражняются в беге с увертыванием,

в ловле и в построении в круг.


Ловля бабочек

Описание игры. Воспитатель выбирает четырех из играющих – это «дети с сачками». Остальные играющие – «бабочки». Дети с сачками отходят в сторону, на конец площадки. Около них воспитатель очерчивает место, куда дети будут собирать пойманных бабочек.

Воспитатель говорит «летите», и все бабочки разлетаются по площадке.

По сигналу «лови» двое детей выбегают ловить бабочек. Они ловят, смыкая руки вокруг пойманного, затем отводят его в условленное место.

В то время, когда дети уводят пойманного, воспитатель говорит: «Бабочки сели на цветы». Бабочки быстро присаживаются на «цветок», и на площадке наступает тишина. Воспитатель говорит: «Летите», и бабочки вылетают.

Когда поймано 3-5 бабочек, отмечают, какая пара поймала больше. Затем выбираются другие дети с сачками, и игра начинается снова.

Повторить игру можно 6-8 раз, но каждый раз она длится не более ½ минуты.

Правила игры

  1. Пойманным считается тот, кого дети сумели окружить и охватить сомкнутыми руками.
  2. Ловить можно только по сигналу воспитателя «лови».

Указание к проведению игры

Если детям долго не удается никого поймать, то воспитатель посылает на ловлю двух других детей, а те, которые ловили, возвращаются на место и отдыхают.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

выдержку и умение действовать по сигналу (по слову).

Дети упражняются в беге с увертыванием

 и в ловле, в приседании.


Рыбаки и рыбки

Описание игры. Площадка представляет пруд. На одном конце площадки отделяется «глубокое место», где укрываются «рыбки». На другом конце поставлены стулья или скамья для пойманных рыб – «садок».

Воспитатель, изображающий рыбака, выбирает себе из числа играющих помощника. Когда начинается игра, рыбки плавают свободно по всему пруду.

Вдоль площадки (вдоль берега) ходит рыбак, а на противоположной стороне – его помощник. В руках старшего рыбака «сеть» (веревка), на конце которой находится небольшой груз – мешочек с песком.

Неожиданно старший рыбак говорит своему помощнику: «Лови!», и бросает ему (по верху) конец веревки с грузом, затем рыбаки окружают сетью (веревкой) рыбок, которые не успели уплыть в глубокое место. Эти рыбки считаются пойманными и помещаются в садок.

По сигналу «рыбки, плывите», рыбки снова выплывают из глубокого места. После того как рыбаки 3-4 раза закинут сеть, производится подсчет пойманных рыбок, и выбирается новый помощник старшего рыбака. И игра возобновляется.

Общая продолжительность игры 6-8 минут.

Правила игры

  1. По сигналу воспитателя «лови» все рыбки должны уплыть в глубокое место.
  2. Рыбаки не могут заходить в глубокое место.
  3. Пойманные рыбки не могут вырываться и вылезать из-под веревки.
  4. Рыбаки могут только окружать рыбок веревкой, но не задерживать руками.

Указания к проведению игры

  1. Роль старшего рыбака должен исполнять воспитатель, а его помощника – кто-нибудь из детей. Помощник назначается воспитателем, так как эту роль может выполнить не каждый ребенок.
  2. В течение игры сменяется 2-3 помощника.
  3. В садке можно поставить скамейку, где пойманные рыбки будут сидеть до окончания ловли.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

ловкость, сообразительность, умение действовать по сигналу.

Дети упражняются в быстром беге с увертыванием и в ловле.


Спрячь руки за спину

(Ловишка)

Описание игры. Воспитатель назначает одного из играющих «ловушкой» или его выбирают путем считалки. Он стоит в середине площадки. Остальные играющие стоят в разных местах площадки и держат руки за спиной. По слову воспитателя «начинай» играющие опускают руки и начинают бегать в любом направлении, но только в пределах границ площадки, обозначенный флажками.

Задача ловишки – поймать (коснуться) кого-либо из играющих, но касаться можно только тех, у кого руки опущены. Если играющий успел заложить руки за спину и сказать «не боюсь», ловишка не может его трогать.

Если в течение 30-40 секунд ловишка не сумел поймать никого из играющих, его сменяет новый, которого назначает воспитатель.

Продолжительность игры 5-7 минут.

Правила игры

  1. Нельзя ловить тех, у кого руки заложены за спину.
  2. Выбежавший за пределы площадки считается пойманным.        
  3. Руки закладываются за спину только в тот момент, когда ловишка близко подходит к играющему.

Указание к проведению игры

Нужно следить за тем, чтобы играющие закладывали руки за спину только при приближении ловишки и хорошо выпрямляли при этом спину. Это обеспечивает хорошую осанку.

Вариант игры

        Ловишка не может касаться тех убегающих, которые успели присесть или встать на одну ногу.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

быстроту реакции на сигнал (приближение ловишки).

Дети упражняются в беге, в ловле, закрепляют правильную осанку.


Перемени флажок (мешочек)

Описание игры. На одной стороне площадки чертится 4-5 кружков диаметром 1 шаг; расстояние между кругами 1 шаг. На противоположной стороне площадки против кругов выстраиваются играющие, образуя 4-5 колонн.

Первые в колоннах располагаются за линией, которая проводится перед всеми колоннами. Каждому первому в колонне дается по флажку или мешочку с песком (вес = 150-200 грамм). Все флажки или мешочки должны быть одного цвета, например синего. В каждый кружок (расположенный против колонны) кладется флажок или мешочек другого цвета, например желтого.

По сигналу воспитателя «раз, два, три – беги» играющие с флажками (мешочками) бегут к кружку против своей колонны, кладут в кружок свой флажок (мешочек) и берут флажок (мешочек) из кружка. Переменив флажок (мешочек), они возвращаются на свое место и поднимают его над головой.

Тот, кто первым поднял флажок (мешочек) над головой, считается выигравшим.

Затем все прибежавшие поворачиваются к стоящим позади, передают им флажки (мешочки), а сами бегут в конец своей колонны. Колонна передвигается к черте. Воспитатель снова дает сигнал, и игра возобновляется.

Когда все играющие пробегут по одному разу, отмечается колонна, в которой больше детей прибежали первыми.

Повторить игру можно 2-3 раза.

Правила игры

  1. Бежать с флажком (мешочком) можно только после слова «беги».
  2. Сменив флажок (мешочек), надо вернуться на свое место в колонне и поднять руку с флажком (мешочком).

Указания к проведению игры

  1. В каждой колонне число играющих должно быть одинаковым, но не более 5 человек, иначе детям придется долго ждать своей очереди.
  2. Вместо флажка (мешочка) можно пользоваться кубиками и другими предметами.
  3. Воспитатель должен следить, чтобы бегущий держал флажок опущенным вниз и не поднимал его до тех пор, пока не вернется на свое место.
  4. Воспитатель требует от детей, чтобы, обменивая флажок (мешочек), они клали его на землю, а не бросали.
  5. Разный цвет флажков (мешочков) позволяет воспитателю контролировать правильность смены их.
  6. Расстояние между линией, на которой стоят бегущие, и кружками, где лежат мешочки (флажки), 12-15 метров.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение

выполнять движения по сигналу (по слову),

воспитывает чувство коллективизма.

Дети упражняются в беге на скорость и в построении в колонну.


Кто первый через обруч к флажку?

Описание игры. На одной стороне площадки разложены 4-6 флажков, на расстоянии одного метра один от другого.

В середине площадки напротив каждого флажка положены обруч. На противоположной стороне площадки проводится линия, за которой размещаются 4-6 звеньевых колонн. Перед началом игры воспитатель назначает 4-6 человек по числу звеньевых колонн, которые берут обручи и, встав на одно колено, держат их вертикально.

После слов воспитателя «раз, два, три – беги», стоящие в колонне первыми бегут к флажкам, пролезая на пути в обруч и, добежав до флажка, поднимают его вверх.

Воспитатель отмечает, кто первый поднял флажок. Затем каждый кладет флажок на место и бежит в конец своей колонны. Тот, кто первым поднял флажок, уносит его с собой, а на место взятого флажка воспитатель кладет другой. Дети, ставшие в колонне первыми, становятся на линию и по сигналу воспитателя бегут к флажкам.

После того, как все стоящие в колоннах пробежали, производится подсчет флажков в каждой колонне. Затем воспитатель назначает других детей держать обруч, и игра возобновляется.

Повторить игру можно 3-4 раза.

Правило игры. Бежать можно только после сигнала «раз, два, три – беги».

Указания к проведению игры

  1. Если в игре участвует небольшое количество играющих, их можно распределить на 2-3 колонны.
  2. Слова «раз, два, три – беги» воспитатель может произносить в различном темпе.
  3. Игру можно закончить ходьбой, причем впереди идет колонна, имеющая большее количество флажков.
  4. Расстояние между играющими и флажками 10-12 метров.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение

выполнять движения по сигналу (по слову),

ловкость, коллективизм.

Дети упражняются в быстром беге и в пролезании.


Коршун и наседка

Описание игры. В игре участвует 8-10 детей. Один из играющих выбирается «коршуном», другой – «наседкой». Остальные дети – «цыплята». Они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держатся друг за друга, а стоящий впереди – за наседку.

На противоположной стороне площадки очерчивается кружок – «гнездо коршуна». По сигналу воспитателя «коршун», он вылетает из гнезда и старается поймать цыпленка, стоящего последним в колонне.

Наседка «распустив крылья» – (вытянув руки в стороны), защищает своих цыплят, не дает коршуну схватить цыпленка.

Все цыплята следят за движениями коршуна и двигаются за наседкой, не разрывая сцепления в колонне, стараясь помешать коршуну, поймать последнего цыпленка. Пойманного цыпленка коршун отводит к себе в гнездо.

Игра возобновляется с новым коршуном и наседкой.

Продолжительность игры 5-6 минут.

Правила игры

  1. Наседка не должна хватать коршуна руками, она может только преграждать ему путь.
  2. Коршун вылетает из гнезда только после слова воспитателя «коршун».

Указания к проведению игры

  1. Если играющих больше 10 человек, то часть детей может играть, другая – смотреть. Затем дети меняются ролями.
  2. Можно одновременно играть с двумя подгруппами детей, в таком случае выбирается два коршуна, две наседки и цыплята образуют две колонны.
  3. Цыплята могут держаться за платье впереди стоящего или положить руки друг другу на плечи.
  4. Продолжительность игры с одной и той же наседкой не более 40-50 секунд.
  5. По окончании игры воспитатель отмечает тех наседок, которые хорошо защищали цыплят.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

сообразительность, ловкость, чувство товарищества.

Дети упражняются в беге колонной.


Игры с прыжками

Не попадись

Описание игры. Чертится круг. Все играющие стоят за ним на расстоянии полушага. Воспитатель назначает одного из играющих водящим, и тот становится внутри круга в любом месте.

Играющие прыгают через линию в круг. Водящий бегает в кругу,  старясь коснуться играющих в то время, когда они находятся внутри круга.

При приближении водящего играющие возвращаются за линию. Тот из играющих, до кого дотронулся водящий, считается проигравшим (но продолжат участвовать в игре).

Через 30-40 секунд воспитатель останавливает игру и считает проигравших. Затем выбирается новый водящий из тех детей, кого ни разу не коснулся предыдущий водящий.

Продолжительность игры 5-7 минут.

Правила игры

  1. Линию круга нельзя переходить, ее можно только перепрыгивать.
  2. Водящий может касаться играющего только тогда, когда он находится в кругу.

Указания к проведению игры

  1. До начала игры воспитатель показывает детям, как нужно перепрыгивать через линию круга, отталкиваясь двумя ногами.
  2. При проведении игры воспитатель следит за тем, чтобы дети не стояли на месте, а прыгали.
  3. Если играющих больше 15 человек, можно ввести двух водящих.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

ловкость, решительность.

Дети упражняются в прыжках в длину с места.


Не оставайся на полу (на земле)

Описание игры. В различных местах площадки (комнаты), ближе к границам ее, расставлены предметы высотой 25-30 сантиметров, на которые дети должны взбираться: лестницы со ступеньками, доски, поставленные на возвышение, невысокие ящики, скамейки (не меньше 25 см шириной).

Выбирается ловишка. Ему надевают на руку повязку. Дети размещаются в разных местах площадки.

Под удары в бубен дети ходят, бегают или прыгают по площадке в зависимости от того темпа и ритма, который дает воспитатель. Ловишка принимает участие в общем движении. По сигналу воспитателя «лови» все дети взбираются на расставленные предметы (возвышения). Ловишка ловит тех, кто не успел вскочить на возвышение. Пойманные садятся в стороне.

После того как игра повторена 2-3 раза, проводится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка.

Игра возобновляется с новым ловишкой.

Общая продолжительность игры 5-7 минут.

Правила игры

  1. Бегать по комнате после слова «лови» нельзя – надо влезать на возвышение.
  2. Занимать можно любое место.
  3. Ловить надо только после слова «лови».

Указания к проведению игры

  1. Воспитатель следит, чтобы дети спрыгивали с возвышения обеими ногами и мягко приземлялись, сгибая колени.
  2. Нужно, чтобы дети разбегались по всей площадке подальше от предметов, на которые они должны взбираться.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

выдержку, ловкость,

умение действовать по словесному сигналу,

быстро ориентироваться в обстановке

(найти свободное возвышение и взобраться на него).

Дети упражняются в беге, прыжках в глубину, в ловле.


Лягушка и цапля

Описание игры. В середине площадки очерчивается квадрат или прямоугольник со сторонами в 4-6 метров. Это «болото», где живут «лягушки».

В углах квадрата вбиваются колышки или кладутся кубики так, чтобы высота колышка или кубиков над землей составляла 10-15 сантиметров. По сторонам квадрата протягивается веревка. К концу каждой веревки привязан груз (мешочек с песком). Концы веревки кладутся на кубики или колышки.

В одном из углов площадки очерчено «гнездо цапли».

Воспитатель назначает одного из играющих цаплей, остальные – «лягушки», которые стоят или прыгают в болоте.

 Когда все играющие разместились на отведенных для них участках площадки, воспитатель дает сигнал «цапля». Высоко поднимая ноги, она направляется к болоту и перешагивает через веревку, чтобы поймать лягушек.

Лягушки, спасаясь от цапли, выскакивают из болота, прыгая через веревку любым способом: отталкиваясь двумя ногами или одной ногой с разбегу – лишь бы убежать от цапли.

Перешагнув через веревку, цапля ловит не успевших выпрыгнуть из болота лягушек. Пойманных цапля уводит к себе в дом, и они временно выбывают из игры (пока не сменится цапля).

Если все лягушки успели выскочить из болота и цапля никого не поймала, она возвращается к себе в дом.

Новая цапля выбирается после того, как будет поймано 2-3 лягушки.

Продолжительность игры 6-7 минут.

Правила игры

  1. Цапля может ловить лягушек только в болоте.
  2. Лягушки должны перепрыгивать, а не перешагивать через веревку.
  3. Лягушка, перешагнувшая через веревку, считается пойманной.

Указания к проведению игры

  1. Веревка должна так накладываться на колышки, чтобы она могла легко упасть, если дети ее заденут.
  2. Если, прыгая через веревку, играющий уронит ее, веревка кладется на колышки воспитателем.
  3. Воспитатель следит, чтобы играющие не толпились у одной из сторон квадрата.
  4. Когда дети усвоят игру, можно усложнить ее введением второй цапли.
  5. Если цапля долго не может поймать лягушек, выбирается новая цапля.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

умение действовать по сигналу, ловкость.

Дети упражняются в прыжках в высоту с места.

Удочка

Описание игры. Дети становятся по кругу, на расстоянии вытянутых в стороны рук. Воспитатель находится в центре круга и вращает по кругу шнур, к концу которого привязан мешочек с песком – это удочка.

Играющие внимательно следят за мешочком и при его приближении подпрыгивают на месте, чтобы мешочек не коснулся их ног.

Тот, кого веревка или мешочек заденет по ногам, считается проигравшим.

Когда удочка заденет одного из играющих, делается небольшой перерыв, а затем игры снова возобновляется.

Продолжительность игры 5-7 минут.

Правило игры. Подпрыгивать нужно только тогда, когда удочка приближается.

Указания к проведению игры

  1. Для проведения игры необходимо иметь шнур длиной 2 метра, вес мешочка с песком 100-200 грамм. Воспитатель удлиняет или укорачивает шнур в зависимости от размера площадки и от количества играющих, беря его рукой ближе или дальше от конца.
  2. Конец шнура с мешочком должен скользить по земле (по полу).
  3. Воспитатель может не поворачиваться, а вращать шнур, перекладывая его из одной руки в другую.
  4. До начала игры воспитатель показывает, как надо прыгать, и проверяет, правильно ли делают это движение дети.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

внимание, ловкость, выдержку.

Дети упражняются в прыжках на месте в высоту.

Волк во рву

Описание игры. По середине площадки проводится две параллельные черты на расстоянии 80-100 сантиметров одна от другой – это «ров». По краям площадки на расстоянии одного-двух шагов от ее границы очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком»; остальные изображают «коз».

Все козы располагаются на одной стороне площадки – «дом». Волк становится в ров.

По сигналу воспитателя «волк во рву», козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк в это время старается их поймать – коснуться рукой. Пойманных он отводит (вправо или влево) в угол рва. Затем воспитатель снова говорит: «Волк во рву», козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров.

После трех-четырех перебежек (согласно условию) все пойманные козы возвращаются в свой дом, и назначается (выбирается) другой волк (но не из числа пойманных коз).

Продолжительность игры 5-7 минут.

Правила игры

  1. Козы выбегают из дома по сигналу «волк во рву».
  2. Волк может ловить коз только во рву.
  3. Коза считается пойманной в том случае, если волк ее коснулся в момент, когда она перепрыгивает ров, или если она попала в ров хотя бы одной ногой.

Указания к проведению игры

  1. Продолжительность игры устанавливается в зависимости от числа перебежек, т.е. числа прыжков, сделанных козами, примерно 12-16 прыжков.
  2. Линии, образующие ров, могут быть не параллельными, т.е. уже с одной стороны, чтобы дети, затрудняющиеся в прыжках, все же могли перепрыгнуть.
  3. Для усложнения игры вместо одного волка можно выбрать двух.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

смелость и ловкость, умение действовать по сигналу.

Дети упражняются в прыжках в длину с разбега.


Игры с лазанием

Перелет птиц

Описание игры. Дети стоят врассыпную на одном конце площадки (комнаты). Они – «птицы». На другом конце площадки помещается вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами.

По сигналу воспитателя «птицы улетают», птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке). По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. Когда воспитатель говорит «буря прекратилась», птицы спускаются спокойно с деревьев (с гимнастической стенки) и продолжают свой путь.

Продолжительность игры 6-8 минут.

Правила игры

  1. По сигналу «буря» все должны влезать на вышку или на гимнастическую стенку.
  2. При спуске нельзя пропускать перекладин или спрыгивать.

Указания к проведению игры

  1. Воспитатель должен находиться возле приборов для лазания, чтобы в случае надобности помочь детям.
  2. Если гимнастическая стенка имеет мало пролетов, нужно включить в игру не всю группу одновременно.
  3. В случае отсутствия приборов для лазания дети могут влезать на скамейки или другие возвышения.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

выдержку, умение двигаться по сигналу.

Дети упражняются в беге, лазании.


Пожарные на ученье

(Кто первый позвонил?)

Описание игры. На расстоянии 5-6 шагов от гимнастической стенки воспитатель проводит черту. Дети строятся лицом к гимнастической стенке в 3-4 колонны, причем первые в колонне стоят на черте. Против каждой колонны на одной и той же высоте подвешивается на рейке гимнастической стенки колокольчик.

По сигналу воспитателя «раз, два, три – беги», все дети, стоящие в колонне первыми, бегут к гимнастической стенке, влезают на нее и звонят (каждый в свой колокольчик), затем они спускаются и становятся в конец своей колонны.

Отмечается, кто первый позвонил.

Колонна продвигается вперед так, чтобы стоящие вторыми оказались на черте. По новому сигналу воспитателя «раз, два, три – беги», дети проделывают то же, что предыдущие. Так игра продолжается до тех пор, пока дети, стоявшие в начале игры первыми, вновь не окажутся на черте.

Выигрывает та колонна, где оказалось большее число играющих, успевших позвонить первыми.

Игру можно повторить 4-5 раз.

Правила игры

  1. бежать можно только после сигнала воспитателя «беги».
  2. Слезать надо с рейки на рейку до последней, не спрыгивая. Нарушившему это правило, хотя бы он и позвонил первым, выигрыш не засчитывается.

Указания к проведению игры

  1. Воспитатель объясняет и напоминает детям, что нарушивший правила игры подводит свою колонну.
  2. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, спускаясь с лестницы, не пропускали ступенек.
  3. Воспитатель должен стоять у гимнастической стенки, чтобы в случае необходимости помочь детям при влезании и слезании с лестницы.
  4. Веревки, на которых привязаны колокольчики, должны быть одинаковой длины.
  5. Каждый раз нужно называть имя ребенка, позвонившего первым.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

чувство коллективизма,

умение выполнять движения по сигналу (по слову воспитателя).

Дети упражняются в лазании и в построении в колонну.


Ловля обезьян

Описание игры. Дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки, где имеются приборы для лазания (стенки, вышки) или скамейки.

На противоположной стороне площадки находятся 4-6 играющих, выделенных воспитателем, это – ловцы обезьян. Обезьяны подражают всему, что видят. Пользуясь этим, ловцы хотят сманить обезьян и поймать их.

Ловцы сговариваются между собой о том, какие движения они будут делать, выходят на середину площадки и воспроизводят задуманные ими движения.

Как только ловцы выходят на середину площадки, обезьяны влезают на вышку и оттуда наблюдают за движениями ловцов.

Проделав движения, ловцы скрываются, а обезьяны слезают с деревьев, т.е. с приборов, приближаются к тому месту, где были ловцы, и повторяют их движения.

По слову воспитателя «ловцы», обезьяны бегут к деревьям и влезают на них. Ловцы ловят тех обезьян, которые не успели влезть на дерево. Пойманных обезьян ловцы уводят к себе.

После двух-трех повторений игры выбираются новые ловцы, и игра возобновляется.

Общая продолжительность игры 5-7 минут.

Правила игры

  1. Обезьяны не должны влезать на лестницу до появления ловцов.
  2. Обезьяны могут убегать, а ловцы ловить только по слову «ловцы».

Указания к проведению игры

  1. Перед проведением игры воспитатель объясняет детям особенности обезьян – подражать и воспроизводить движения, которые они видят.
  2. Воспитатель следит, чтобы обезьяны не спрыгивали с верхних перекладин, а спускались вниз до последней перекладины.
  3. Надо, чтобы ловцы показывали разнообразные, но простые движения, которые детям легко повторить.
  4. Воспитатель помогает тем ловцам, которые затрудняются придумать движения.
  5. Если не имеется гимнастической стенки или вышки, можно влезать на скамейки или на доски, положенные на возвышение.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

 инициативу, наблюдательность, память, ловкость.

Дети упражняются в лазании, в беге.


Игры с метанием

Катай мяч

(Оттолкни мяч)

Описание игры. Играющие образуют круг, опускаются на колени и садятся на пятки. Воспитатель катит мяч кому-нибудь из детей. Тот отталкивает его от себя рукой, не давая коснуться ног. Играющий, к которому докатился мяч, в свою очередь отталкивает его от себя, направляя к другому играющему. Тот, кто не успел оттолкнуть от себя мяч, и он коснулся его тела или укатился за круг, проигрывает и делает шаг из круга. Сидя за кругом, проигравший принимает участие в игре, стараясь «отыграться». Для этого нужно удачно оттолкнуть мяч, направленный к нему кем-нибудь из играющих. После этого он возвращается на свое место в круг.

Продолжительность игры 4-5 минут.

Правила игры

  1. Мяч можно катать правой, левой рукой и двумя руками, но нельзя его бросать.
  2. Играющий, не успевший оттолкнуть мяч, отодвигается на шаг из круга.
  3. Если мяч прокатится между двумя играющими, то отодвигается за круг тот, у которого мяч прошел справа.
  4. Находящийся вне круга возвращается в круг, если удачно оттолкнет мяч.

Указания к проведению игры

  1. Для игры надо брать волейбольный мяч или большой резиновый мяч.
  2. Воспитатель следит за тем, чтобы мяч катался в разных направлениях, а не попадал к одним к одним и тем же детям.
  3. Нужно следить за тем, чтобы мяч катили и к проигравшим с тем, чтобы они имели возможность отыграться.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

выдержку, внимание, ловкость.

Дети упражняются в катании мяча.


Передай мяч

Описание игры. Дети стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель дает одному из играющих мяч (диаметром 6-8 сантиметров). По слову воспитателя «начинай», дети начинают передавать мяч друг другу в одном направлении. Все играющие при этом (хором) четко говорят:

Раз, два, три! Мяч скорей бери!

Четыре, пять, шесть! Вот он, вот он здесь!

Семь, восемь, девять! Бросить, кто умеет?

Я!

На каждое слово играющие передают мяч, поворачиваясь всем корпусом к рядом стоящему, но, не отрывая ног от пола. Тот, у кого на слово «я» окажется мяч, выходит с ним на середину и говорит: «Раз, два, три – беги». После этих слов все дети разбегаются, а стоящий в середине круга, не сходя с места, бросает мяч в убегающих. Тот, в кого попал мяч, временно выходит из игры.

По слову воспитателя «в круг скорей – беги», дети становятся в круг, и игра возобновляется.

 При повторении игры в круг становятся и те из играющих, в кого попал мяч. Мяч при этом начинают передавать в другую сторону.

Игра повторяется 6-8 раз.

Правила игры

  1. Мяч передается от одного играющего к другому, без пропуска.
  2. Бросать мяч можно только в ноги; попадание в другие части тела не засчитывается.

Указания к проведению игры

  1. Воспитатель следит, чтобы дети, передавая мяч, одновременно поворачивали корпус, но не сходили с места и не сужали круг.
  2. Передавать мяч надо попеременно: один раз направо, а при возобновлении игры – налево.
  3. Площадка ограничивается линиями или флажками, чтобы дети далеко не разбегались.
  4. Слова «раз, два» и т.д. должны произноситься четко и в определенном темпе (не быстро), даваемом воспитателем.
  5. Тот, кто при передаче не взял мяч или уронил его, бежит за мячом и становится в круг.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

 умение выполнять движения ритмично,

согласуя со словами, а также по сигналу.

Дети упражняются в передаче мяча,

 в повороте корпуса вправо и влево,

в метании в подвижную цель,

в беге с увертыванием,

закрепляют навык построения в круг.


Ловишки с мячом

Описание игры. Площадка ограничивается линиями или флажками. В центре площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Один из играющих по указанию воспитателя становится в центр круга – это водящий. У его ног лежат 2 небольших мяча, диаметром 6-8 сантиметров.

Водящий называет или проделывает ряд движений: приседание, хлопок над головой и т.п.

Играющие выполняют эти движения по слову или по показу. Внезапно воспитатель говорит: «Беги из круга», и играющие разбегаются в разные стороны, в пределах установленных границ площадки.

Водящий поднимает мяч и старается, не сходя с места, попасть в убегающих. Если он в первый раз не попал, то бросает второй мяч.

Затем по сигналу воспитателя» раз, два, три, в круг скорей беги», дети снова образуют круг; выбирается новый водящий. И игра повторяется.

Так игра проводится 3-4 раза.

Общая продолжительность игры не должна превышать 6-8 минут.

Правила игры

  1. Мяч надо бросать только в ноги бегущих; попадание в другие части тела не засчитывается.
  2. Бежать можно только после слов воспитателя «беги из круга».
  3. Бросая мяч, водящий не должен сходить с места.
  4. Нельзя убегать за отмеченные границы площадки.

Указания к проведению игры

  1. В начале игры воспитатель сам становится в центр, называет или показывает движения, а затем выбирает детей, хорошо выполняющих движения.
  2. Если игра проводится зимой на площадке, мячи заменяются снежками.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

 умение выполнять движения по слову.

Дети упражняются в метании в движущуюся цель

и в беге с увертыванием.


Игры средней подвижности

Угадай, что делали

Описание игры. Воспитатель назначает или выбирает с помощью считалки одного играющего, который отходит от всех детей на 8-10 шагов и поворачивается к ним спиной. Он должен отгадать, что делают остальные играющие.

Дети договариваются, какое действие они будут изображать.

По слову воспитателя «пора!», отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит:

Здравствуйте, дети!

Где вы бывали?

Что вы видали?

Дети отвечают:

Что мы видели - не скажем,

А что делали - покажем.

Все дети изображают какое-нибудь действие, например, играют на гармонии, скачут на лошадках и т.д. Спрашивающий отгадывает. Если он не отгадал, то проигрывает. Дети говорят ему, что они делали, и придумывают новое действие. Он отгадывает снова. Затем на его место выбирается другой играющий, и игра повторяется.

Продолжительность игры 4-6 минут.

Правила игры

  1. Отгадывающий не должен поворачиваться в то время, когда дети договариваются.
  2. Повернуться и подойти к играющим можно только после слова воспитателя «пора».

Указание к проведению игры. Можно провести с детьми другой вариант игры. Дети говорят: «Мы были в магазине и купили разные игрушки. Угадай, какие игрушки мы купили».

Дети изображают в движениях различные игрушки: например, отбивают рукой воображаемый мяч или подбрасывают его вверх; едут, держась друг за друга, или, изображая паровоз и вагоны; бегут и кружатся, изображая волчок; прыгают через воображаемую скакалку, одновременно делая вращательные движения руками и т.д.

Вначале воспитатель помогает детям придумывать и показывать движения, а потом дети придумывают игрушки и движения самостоятельно.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

выдержку (у отгадывающего),

инициативу, воображение - у остальных детей.


Стоп

Описание игры. На расстоянии 10-16 шагов от границы площадки проводится линия – это исходная позиция, на которой близко друг от друга стоят играющие.

На противоположном конце площадки очерчивается кружком (диаметр 2-3 шага) место водящего, назначенного воспитателем. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри, не зевай! Стоп!».

При этих словах все играющие подвигаются по направлению к водящему, делая шаг на каждое слово.

Как только водящий произнес слово «стоп», все останавливаются, водящий быстро оглядывается. Того, кто не успел остановиться после слова «стоп» и сделал добавочное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем он снова поворачивается спиной к играющим и говорит: «Быстро шагай …» и т.д. Все продолжают движение с того места, где их застал сигнал «стоп». Те, которые возвратились на исходную линию, начинают движение оттуда.

Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдет близко к водящему и не встанет в кружок раньше, чем водящий скажет «стоп».

Тот, кому удалось это сделать, становится водящим.

Игра возобновляется с новым водящим.

Общая продолжительность игры 6-8 минут.

Правила игры

  1. Играющие начинают двигаться одновременно со словами водящего.
  2. Водящему не разрешается оглядываться или поворачиваться до слова «стоп».
  3. Играющим нельзя двигаться после слова «стоп».

Указание к проведению игры

Воспитатель должен следить, чтобы водящий правильно отсылал играющих к исходной линии и не огладывался раньше времени, а также, чтобы дети  не бежали, а шли широким шагом.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

выдержку, умение действовать по сигналу, торможение.

Дети упражняются в ходьбе большими шагами.


Не намочи ног

Описание игры. На одной стороне площадки (комнаты) расставлены стулья, скамейки. На них сидят дети. На расстоянии двух-трех шагов от сидящих по назначению воспитателя становятся четверо-пятеро играющих. Перед ними проводится черта.

На противоположной стороне площадки тоже проводится черта, за которой против каждого играющего ставится стул. На стул кладется цветок (веточка, флажок и т.п.). Между чертами находится «болото» - (ручеек).

Каждый из стоящих детей получает по две дощечки. Он должен перебраться через болото (ручеек) по дощечкам до цветка (стула), не замочив ног. По слову воспитателя «начинай» играющий кладет на землю (пол) одну дощечку и становится на нее, затем он кладет впереди себя другую и переходит на нее. Сзади лежащую дощечку он снова кладет впереди себя, - и так до тех пор, пока не доберется до цветка.

Перейдя болото по дощечкам, он подходит к цветку и поднимает его над головой.

        Отмечается, кто первый поднял цветок. Затем все кладут цветы обратно и возвращаются на места, обходя болото.

        Те, которые переходили по дощечкам, садятся на стулья, а дощечки передают другим детям. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не проделают путь через болото.

        Общая продолжительность игры 6-8 минут.

        Правила игры

  1. Нельзя ступать ногами на пол, надо становиться на дощечку.
  2. Начинать перебираться через болото по дощечкам можно только по слову воспитателя «начинай».
  3. Нельзя бросать дощечки, а надо класть их на пол.

Указания к проведению игры

  1. Воспитатель следит за тем, чтобы при повторении игры дети брали дощечки с другой стороны, т.е. если один раз брали справа (вращение корпуса было вправо), то при повторении игры должны брать слева.
  2. Примерная длина дощечки 30 сантиметров, ширина 20 сантиметров.
  3. Расстояние между первоначальной линией и стулом, на котором лежит цветок, 8-10 шагов.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

ловкость, сообразительность.

Дети упражняются в равновесии.

Укрепляются мышцы спины и живота.


Передай – встань

Описание игры. Дети строятся в две колонны, на расстоянии двух шагов одна от другой. В каждой колонне дети стоят друг от друга на расстоянии вытянутых вперед рук. Перед колоннами проводится черта. Воспитатель кладет на черту перед первыми стоящими в колоннах два мяча.

По сигналу воспитателя «сесть» все садятся, скрестив ноги. По сигналу «передай» первые в колоннах берут мячи и передают их через голову позади сидящим, затем они встают и поворачиваются лицом к колонне. Получивший мяч передает его в свою очередь назад через голову, затем встает и тоже поворачивается лицом к колонне, - так до последнего в колонне.

Выигрывает колонна, которая правильно передавала и не роняла мяч. Когда обе колонны встали (спиной к черте), воспитатель дает сигнал «сесть». Все снова садятся и после сигнала воспитателя «передай» повторяют передачу мяча.

Игра повторяется 3-4 раза, после чего воспитатель подсчитывает, какая колонна выиграла большее число раз.

Правила игры

  1. Передавать мяч можно только через голову и в положении сидя.
  2. Вставать можно лишь, после того как мяч передан позади сидящему.
  3. Не сумевший принять мяч (мяч укатился) бежит за ним, садится и продолжает игру.

Указания к проведению игры

  1. В колонне не должно быть более 6-8 детей, причем число играющих в обеих колоннах должно быть одинаковым.
  2. Если детей много, их можно разделить на 3-4 колонны.
  3. Воспитатель следит за правильным положением корпуса при передаче мяча.
  4. При повторении игры воспитатель каждый раз становится лицом к сидящим в колонне.
  5. Мяч можно передавать не только через голову, но также вправо и влево (согласно условию), поворачивая корпус.
  6. За каждый выигрыш можно давать колонне флажок и, заканчивая игру, подытожить число флажков в каждой колонне.

При помощи этой игры педагог воспитывает у детей

чувство товарищества,

развивает ловкость, внимание.

У детей укрепляются мышцы плеч и спины.


Так можно, так нельзя

(Запрещенное движение)

Описание игры. Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. Вместе с детьми, в кругу, стоит воспитатель: он показывает те или иные движения (в определенном темпе), которые дети повторяют. Воспитатель заранее уславливается с детьми, какое движение нельзя повторять, например «поднимать руки вверх».

Дети, повторившие запрещенное движение, делают шаг из круга, но продолжают участвовать в игре.

Если играющий повторит ошибку, он отступает еще на один шаг.

Если играющий при следующем показе не ошибется, т.е. не поднимет руки вверх, то делает шаг к центру круга.

Игра кончается, когда за кругом (вне круга) окажутся 3-5 играющих.

Общая продолжительность игры 4-6 минут.

Правила игры

  1. Ребенок, сделавший запрещенное движение делает шаг из круга.
  2. Выигрывают те дети, кто ни разу не ошибся.

Указания к проведению игры

  1. Запрещенное движение не следует вводить чаще, чем через каждые 3-4 движения.
  2. Каждое движение должно повторяться по несколько раз. Если то или иное движение у детей не удается, надо добиться, чтобы дети выполняли его правильно, а затем чаще включать в игру.
  3. Следует выбирать те движения, которые входят в комплекс утренней гимнастики, а также плясовые движения, прыжки на месте и другие.
  4. Некоторые упражнения для рук, ног можно постепенно ускорять. Например, прыжки ноги вместе, ноги в стороны (врозь), качание рук, полуприседание…
  5. Если играющие удачно повторяют движения воспитателя, то показ движений можно поручить одному из играющих.
  6. Вместо показа движений можно ввести движения по слову воспитателя, т.е. называть движения (простейшие), не произведя их (например, присесть, руки в стороны и т.д.).
  7. Долго играть нельзя, надо делать остановку, потому что внимание у детей рассеивается.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

внимание (не повторять запрещенное движение)

и наблюдательность.

Дети упражняются в различных движениях

(гимнастических, плясовых и др.)


Горелки

Описание игры. Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов от играющих проводится линия. Один из играющих – «ловящий» – становится на эту линию; ему воспрещается оглядываться назад и смотреть по сторонам. Все стоящие в колонне говорят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой слева), стремясь схватиться за руки впереди ловящего. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки.

Если ловящему это удается сделать, то он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим.

Если же ловящему не удается поймать кого-нибудь из пары, он остается в той же роли.

Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу.

Игру можно повторить 2-3 раза.

Правила игры

  1. Нельзя выбегать из колонны раньше слова «беги».
  2. Бегущие дети должны соединиться в пару впереди черты, на которой стоял ловящий игрок.
  3. Нельзя возвращаться в колонну, не соединившись в пару.

Указания к проведению игры

  1. Если ловящему игроку приходится ловить несколько раз, то, во избежание утомления, его надо сменить. Он становится впереди колонны в пару с одним из бежавших, а второй, стоящий в паре, становится ловящим.
  2. Число участвующих не должно превышать 13-15 человек, иначе детям долго придется стоять без движения.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

выдержку, ориентировку в пространстве.

Дети упражняются в быстром беге.


Сбей мяч

Описание игры. На одной стороне площадки проводится черта, на которой ставится несколько табуреток на расстоянии не более трех шагов одна от другой. На каждую табуретку кладется кольцо от серсо, а на кольцо – большой резиновый мяч.

Играющие делятся на группы по 4-5 детей в каждой и становятся колонной лицом к мячу на второй черте, которая проводится на расстоянии 6-8 шагов от табуреток.

Каждому играющему дается цветной мешочек. У каждой группы мешочки одного цвета. Играющий запоминает цвет своего мешочка. Воспитатель назначает наблюдающих, по одному из каждой колонны. Они стоят в стороне от колонн и поднимают сбитый мяч, а также кладут флажок за каждый меткий удар.

По сигналу воспитателя «сбей мяч» стоящие в колоннах первыми одновременно бросают правой рукой мешочек в свой мяч (а при повторении игры – левой рукой). После этого все бегут за своими мешочками и возвращаются, передавая их следующим в колонне. Воспитатель объявляет, в какой группе был сбит мяч.

За каждый сбитый мяч группа получает флажок. После того, как стоящие последними в колонне станут первыми и бросят мешочки, они передают их наблюдающим. Те становятся первыми в своей колонне и сбивают мяч.

После этого подсчитывают число флажков в каждой группе. Выигрывает та группа, которая получила большее число флажков.

Игра повторяется 4-6 раз.

Правила игры

  1. Играющие не должны заходить за черту, перед которой стоят при бросании мяча.
  2. Бросать мешочки можно только после слов воспитателя «сбей мяч!».

Указания к проведению игры

  1. Воспитатель следит за тем, чтобы дети при бросании правой рукой выставляли вперед левую ногу и наоборот.
  2. Если в группе много детей, часть их может наблюдать за игрой.
  3. По окончании игры те дети, которые сидели, начинают играть, а остальные садятся.
  4. В зимних условиях вместо мяча можно сбивать снежками бумажные колпаки со снежных чучел. Размещение играющих и правила игры остаются теми же.
  5. Флажки для отметки попаданий можно втыкать в снежное чучело.

Варианты игры

  1. Дети строятся на одной линии группами по 4-5 человек против каждого мяча. По слову воспитателя «бросай!», все играющие одновременно бросают мешочки (каждая группа в свой мяч) и бегут за ними. Затем все снова становятся в одну линию, каждый на свое место. Группа, сбившая мяч, получает флажок.
  2. Если дети мало еще упражнялись в метании, можно мячи положить на скамейки высотой 30-40 см, а не на табуретки, высота которых 50-60 см, так как метать мешочек ниже уровня глаз легче, чем метать его на уровне глаз.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

чувство товарищества (выигрывает не один человек, а вся колонна).

Дети упражняются в метании в неподвижную цель и в беге.


Игры малой подвижности

Береги руки

Описание игры. Дети образуют круг, стоя на расстоянии шага друг от друга. Воспитатель назначает водящего, который становится в середине круга. Дети вытягивают руки вперед ладонями вверх.

По сигналу воспитателя «береги руки» водящий старается коснуться ладоней одного из играющих. Как только стоящий по кругу заметит, что водящий хочет коснуться его рук, он тотчас прячет их за спину.

Те дети, до ладоней которых дотронулся водящий, считаются проигравшими. Когда будет 2-3 проигравших, водящий выбирает вместо себя другого (но не из числа проигравших) и меняется с ним местом.

Продолжительность игры 4-6 минут.

Правила игры

  1. Нельзя все время держать руки за спиной.
  2. Тот, до руки которого дотронулся водящий, считается проигравшим.

Указания к проведению игры

  1. В начале игры в середину круга становится воспитатель, а затем его сменяют дети.
  2. Если водящий долго (30-40 секунд) не выполнил своей задачи, воспитатель заменяет его другим.
  3. Воспитатель следит, чтобы игра  проводилась живо, и чтобы водящий не стоял на одном месте.
  4. В игре принимают участие не 8 и не более 20 человек с таким расчетом, чтобы дети не долго стояли с вытянутыми вперед руками.
  5. Если игра усвоена детьми, можно ввести двух водящих, разделив играющих на два полукруга.
  6. Воспитатель следит за тем, как дети прячут руки за спину. Закладывать руки за спину надо так, чтобы кисть одной руки держала кисть другой: это обеспечивает хорошее выпрямление туловища.

Вариант игры. Дети образуют круг. Расстояние между ними не менее шага. Воспитатель дает играющим шнур со связанными концами, за который дети держатся двумя руками.

Водящий стремится коснуться руки кого-нибудь из играющих, а играющий в этот момент должен отпустить шнур и спрятать руки за спину. Не успевший спрятать руки проигрывает. Снимать руки со шнура можно только тогда, когда водящий протянул руку к кисти.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

внимание, ловкость, хорошую осанку.


Жмурки с колокольчиком

Описание игры. Дети сидят или стоят по кругу. В центре круга – двое играющих детей. Одному завязывают глаза – это – «жмурка», другому дают колокольчик.

Ребенок с колокольчиком по сигналу воспитателя «беги» начинает бегать по кругу и звонить, а жмурка его ловит. Когда жмурка поймает бегающего с колокольчиком, игра кончается. Затем воспитатель или сами дети выбирают двух других играющих, и игра начинается сначала.

Продолжительность игры 4-6 минут.

Правило игры. Нельзя приподнимать повязку и смотреть из-под нее.

Указания к проведению игры

  1. Если жмурка долго не может поймать бегающего с колокольчиком, надо сменить обоих играющих.
  2. Повязка на глаза делается из нескольких слоев марли так, чтобы сквозь повязку не было видно играющих. В целях гигиены один слой марли надо заменять, когда повязку надевают на глаза другому жмурке.
  3. Можно ввести вариант игры – глаза завязывают и ловящему, и убегающему.
  4. Одна жмурка бегает не более 30-40 секунд.
  5. Надо следить, чтобы бегающий с колокольчиком звонил не все время, а с перерывами.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей слух.

Найди и промолчи

Описание игры. Дети сидят по одной стороне площадки лицом к воспитателю. Воспитатель предлагает всем детям встать, повернуться спиной и закрыть глаза, а сама в это время прячет флажок. Затем по сигналу воспитателя «готово», дети открывают глаза, поворачиваются и начинают поиски флажка. Нашедший флажок должен подойти к воспитателю, тихо сказать на ухо, где он увидел флажок, и сесть на свое место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут флажок. В конце игры отмечается, кто первый нашел флажок.

Игру можно повторить 3-4 раза.

Правила игры

  1. Нельзя открывать глаза, пока воспитатель не скажет «готово».
  2. Заметив флажок, играющий не должен брать его, а только сообщить на ухо воспитателю место спрятанного флажка.
  3. Тот, кто подсмотрел, не участвует в поисках флажка.

Указания к проведению игры

  1. Флажок можно заменить другим предметом.
  2. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не подсматривали во время прятания флажка.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

 выдержку, наблюдательность, сообразительность.


Найди мяч

Описание игры. Дети становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий по назначению воспитателя становится в середину круга, это – водящий. Играющий держат руки за спиной. Одному из играющих воспитатель дает в руки мяч. С этого момента дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Играющий, стоящий внутри круга, старается угадать, у кого мяч. Для этого он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав ему: «Руки». По этому требованию играющий мгновенно протягивает обе руки вперед, ладонями кверху. Тот, у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а на его место идет водящий.

Продолжительность игры 5-7 минут.

Правила игры

  1. Мяч можно передавать в любом направлении – направо или налево.
  2. Мяч передается только соседу, его нельзя передавать через играющего.
  3. Нельзя передавать мяч соседу после требования водящего показать руки, - нужно немедленно протягивать их вперед.

Указания к проведению игры

  1. Для игры нужен мяч диаметром 6 сантиметров. Мяч можно заменить мешочком с песком весом 100-200 грамм.
  2. Если водящий говорит «руки» не тому, у кого мяч, передача мяча не должна останавливаться.
  3. Водящий не должен касаться рукой играющего.
  4. Водящий может передвигаться внутри круга, но не заглядывать за спину играющих детей.
  5. Если стоящий в середине круга долго не может найти мяч, воспитатель должен сменить его.
  6. Вначале дети стоят не очень близко друг от друга, чтобы легче было водящему проследить, у кого мяч. По мере усвоения игры расстояние между стоящими в кругу сокращается.
  7. Игра проходит живее, если число играющих не превышает 18-20 детей.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

наблюдательность и ловкость.

Кто летает?

Описание игры. Дети сидят или стоят по кругу. Воспитатель стоит в кругу рядом с детьми. Он называет (одушевленные и неодушевленные) предметы, которые летают и не летают. В том случае, когда воспитатель называет птиц, насекомых и т.п., играющие поднимают обе руки и одновременно говорят: «Летает». Если воспитатель назовет предмет или животное, которые не летают, играющие должны сказать «нет» и не поднимать рук вверх. Воспитатель же поднимает руки каждый раз. Это заставляет детей более внимательно и осознанно давать ответ. Игра продолжается 5-6 минут.

Правила игры

  1. Дети, ошибочно поднявшие руки, считаются проигравшими и отступают из круга на шаг назад, но продолжают участвовать в игре.
  2. При первом правильном ответе проигравшие возвращаются в круг.

Указания к проведению игры

  1. Вначале воспитатель сама спрашивает детей, а затем поручает это делать наиболее активным и сообразительным детям.
  2. Первый раз игра проводится в медленном темпе, затем темп ускоряется.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

внимание, наблюдательность, сообразительность, воспитывает выдержку.

Кто скорей?

Описание игры. Все дети сидят вдоль стены комнаты или по сторонам площадки. Перед играющими на расстоянии 6-8 шагов ставятся два детских стула спинками друг к другу. Расстояние между стульями 4-5 шагов. На пол кладется скакалка или шнур, один конец которого лежит под одним стулом, другой – под другим. Концы шнура слегка выдаются из-под стульев настолько, чтобы их удобно было взять рукой. Двое детей садятся на стулья спиной друг к другу. По сигналу воспитателя «раз, два, три – беги», они встают и каждый бежит вправо, обегая стулья.

Добежав до своего места, каждый садится на стул и вытаскивает шнур из-под стула. Тот, кому удается это сделать первым, считается выигравшим.

Все сидящие внимательно следят за играющими и определяют, кто первый вытащил шнур. Продолжительность игры 5-6 минут.

Правила игры

  1. Бежать можно только после слов «раз, два, три – беги».
  2. Вытаскивать шнур из-под стула можно только сидя на стуле.

Указания к проведению игры

  1. После объяснения игры двое детей могут показать всем сидящим, как надо обегать стулья.
  2. Игру можно усложнить, поделив детей на две группы. Дети одной группы занимают правый стул, дети другой – левый.
  3. За каждый выигрыш группа получает флажок. По окончании игры подсчитывается, сколько флажков у каждой группы. Группа, получившая большее количество флажков, считается выигравшей.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

выдержку, умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту движений.

Дети упражняются в беге на скорость.

М.М. Конторович, Л.И. Михайлова –

«Подвижные игры в детском саду», Москва, 1957 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.Подвижные игры для детей 2-3 лет

Подвижная игра – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность ребенка с соблюдением определенных правил.Трудно переоценить пользу подвижных игр для малыша. Во время активного движения ...

План-конспект подвижной игры для детей средней группы Тема: Игра «Лиса в курятнике»

Задачи: совершенствовать у детей бег; закреплять умение детей в прыжках с места; развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции....

План-конспект подвижной игры для детей средней группы Тема: Игра «Лиса в курятнике»

Движения, входящие в игруДозировкаТемпОрганизационно методические указанияПримечаниеБег, прыжки4-6 разбыст-рыйНа противоположных сторонах комнаты ставлю скамейкиРебята мы сегодня будем играть и игру «...

ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.Подвижные игры для детей 3-4 лет

Подвижная игра – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность ребенка с соблюдением определенных правил. Трудно переоценить пользу подвижных игр для малыша. Во время активного движения...

Играем вместе с родителями «Подвижные игры для детей 2-3 лет»

Трудно переоценить пользу подвижных игр для малыша. Во время активного движения активизируются: дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме. Помимо этого, подвижные игры развивают координа...

Подвижные игры для детей 4-5 лет с подробным описанием правил игры

Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех учас...

Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Картотека подвижных игр для детей с ОВЗ

в картотеке представлены игры на формирование двигательных умений, развитие физических качеств и личностных особенностей ребенка...