Обучение ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста , как средство совершенствования основных видов движений.
статья по физкультуре (старшая группа)

Уткина Елена Владимировна

Обучение ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста , как средство совершенствования основных видов движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста , как средство совершенствования основных видов движений.

Уткина Елена Владимировна

Научно – исследовательские условия: изучение работ Бутина И. М., Голощекиной М.П, Евстратова В.Д, Осинцева В.В., в которых подробно рассматриваются теоретические и методические положения обучения ходьбе на лыжах.

Методические условия: работа в составе коллектива МАДОУ, участие в разработке методических пособий и наличие пособий в методкабинете ДОО.

Организационно – педагогические условия: здоровье детей группы, отношение родителей к их здоровью; с 2018 года работа в составе творческой группы МАДОУ по теме: «Обучение ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста , как средство совершенствования основных видов движений» и трансляции опыта учреждения (РМО, конкурсы, интернет сообщество).

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования и ФОП ДО особую значимость приобретает оздоровление детей. В целевых ориентирах: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Согласно ФОП ДО обучение ходьбе на лыжах начинается с младшей группы.

Противоречия:

Недопонимание роли ходьбы на лыжах для оздоровления и физического развития ребенка со стороны взрослых в период дошкольного детства.

Подмена как воспитателями, так и родителями катание на лыжах на учебные занятия, просмотры телевизионных передач и компьютерные игры.

Частичное знание и владение педагогами и родителями эффективными методами и приёмами обучения ходьбы на лыжах.

Я составила занятия и этапность обучения детей ходьбе на лыжах.

Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Вовлекаются в работу почти все мышечные группы, что способствует энергичному обмену веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов. Также развивается мышечная чувствительность.

Происходит развитие пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа местности. Повышается интерес детей и любовь к систематическим занятиям, проявляется желание заниматься не только в детском саду, что вовлекает родителей в ходьбу на лыжах, а это является предпосылкой к ведению здоровому образу жизни.

Известный русский педиатр, гигиенист В. В. Гориневский отмечал, что в России издавна стар и млад пользовались лыжами для развлечения и отдыха. Дети, подражая взрослым, рано начинали ходить на лыжах. Уже в начале нашего столетия передовые педагоги все больше и больше уделили внимания лыжному спорту детей. П. Ф. Каптерев говорил о большом значении игр и развлечений на свежем воздухе, однако передвижение детей на лыжах и спуски с гор считал лишь забавой мускульного чувства. В. В. Гориневский считал, что ходьба на лыжах вполне доступна детям младшего дошкольного возраста, и указывал, что лыжи - прекрасное средство физического развития ребенка. Существенный вклад в методику обучения детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах внесла Нина Григорьевна Кожевникова, которая предложила программу и разработала планы обучения. Рекомендации Н. Г. Кожевниковой помогали воспитателям в работе с детьми. Развитие методики обучения ходьбе на лыжах базировалось на прекрасном опыте таких педагогов, как А. В. Аверчук, А. А. Бережнова, Н. И. Зуева, Н. Н. Кильпио, К. М. Лобанова, В. Л. Михневич, З. М. Штокаленко, В. А. Фомина и других.

Основной целью моей работы является формировать умение ходьбы на лыжах у детей старшего дошкольного возраста , как средство совершенствования основных видов движений Цель и задачи, которые мы перед собой ставили вы можете видеть на слайде.

В обучении детей ходьбе на лыжах мы опираемся на образовательную программу дошкольного образования.

Моя ведущая педагогическая идея заключается в том, что обучение ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста будет способствовать совершенствованию основных видо движений.

Оценка динамики достижений воспитанников осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а диагностика детского развития проводится на основе оценки развития. За основу мониторинга физического развития взято пособие Ноткиной Н.А., Казьминой Л.И., Бойнович Н.Н. «Оценка физического и нервно – психического развития детей раннего и дошкольного возраста». На слайде представлены результаты диагностики детей старшего дошкольного возраста на сентябрь 2023 года. Диагностика состояла из следующих критериев:

  • Прыжок в длину
  • Метание мешочка на дальность
  • Метание набивного мяча
  • Гибкость
  • Бег 30 м
  • Прыжок в высоту

По результатам диагностики мы видим, что навыки физического развития находятся в стадии точки роста более чем у половины детей. Так же мы провели анализ групп здоровья воспитанников, результативность вы можете видеть на слайде.

Так же мы провели анкетирование родителей, из которого видно, что родители заинтересованы в вопросах физического развития детей.

Подготовительный период основного этапа начинается еще в середине ноября в зале, когда воспитатели рассказывали детям о зимних видах спорта, в том числе о лыжном, знакомили со знаменитыми спортсменами, рассказывали о разных видах лыж, об истории их создания.

На физкультурных занятиях используются упражнения, укрепляющие мышцы стоп (ходьба на носках, хотьба с перекатом с пятки на носок). Так же мы включали упражнения для лыжной подготовки: «Цапля на левой и правой ноге», «Журавль», ходьба по коррекционным дорожкам. Это способствует тренировке мышц свода стопы. Большое затруднение у детей вызывает координированное движение рук и ног при ходьбе на лыжах. В подготовительный период проводим обучение лазанью разноименным способом по шведской стенке.

Очень важна также тренировка вестибулярного аппарата. С этой целью в физкультурные занятия включаются различные повороты, наклоны туловища, кружение, ходьба по гимнастической скамье, упражнения со скакалкой и др. В этот же период дети знакомятся с лыжами, лыжными креплениями.

На занятии дети учились застегивать лыжи, правильно их переносить, стоять на параллельно лежащих лыжах. Задача инструктора – помочь ребятам освоить новое для них чувство отягощения ног лыжами. С этой целью мы проводили ряд упражнений: постоять на лыжах, несколько раз присесть, поднять поочерёдно каждую ногу с лыжей, переступить препятствие.

Прежде всего, мы учим детей исходному положению (стойка лыжника): ноги на ширине ступни и слегка согнуты в коленях, лыжи параллельны, туловище немного наклонено вперед, руки полусогнуты и опущены, взгляд обращен вперед. Освоению стойки лыжника и основных элементов передвижения на лыжах помогают подготовительные упражнения (как без лыж, так и на лыжах — поочередное поднимание ног, переступание в стороны и т. д.), а также имитация разных способов ходьбы на лыжах.

Большое внимание мы уделяем технике безопасности при ходьбе на лыжах, в частности – технике падения. Падение необходимо совершать на бок, широко раскидывая руки. При падении необходимо напрягать мышцы. И вставать дети учатся правильно (оставляем ноги на лыжне, поднимаемся на руках, перенося вес тела вперед.)

Слайд 13: Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования.

Обучающий период. Во время обучения я распределяю детей по способностям (сильные и более слабые) на подгруппы. Например, с группой сильных ребят я отрабатываю спукс с горки, а более слабые отрабатываю навык передвижения и поворот по прямой. Если необходима помощь, то ребенок всегда на контроле.

Задачами обучающего периода подготовки является обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее, развитие ловкости, решительности, смелости. Наиболее эффективной формой обучения детей ходьбе на лыжах, старшего дошкольного возраста являются организованные занятия под руководством инструктора по физической культуре с подгруппой детей и индивидуальные во время дневной прогулки.

Лыжные занятия и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка: созданию интереса и любви к систематическим занятиям, развивают смелость, настойчивость, решительность, формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи и т.п.

Благодаря хотьбе на лыжах мы достигли следующих результатов:

Воспитанники обучились основным навыкам ходьбы на лыжах: технике ходьбы ступающим и скользящим шагом, добиваясь правильной «посадки лыжника» удлиняя шаг, согласовывать работу рук и ног при ходьбе на лыжах без палок.

Дети овладели чувством ритмичной ходьбы на лыжах, развили равновесие, пространственное ориентирование, координацию движений.

Благодаря хотьбе на лыжах дети стали лучше выполнять основные виды движений.