Общеразвивающие упражнения
занимательные факты по физкультуре

В статье представлены общеразвивающие упражнения для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл упражнения20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Общеразвивающие упражнения

Общеразвивающие упражнения применяются в гимнастике для равномерного развития всей мышечной системы и всестороннего воздействия на организм занимающегося в целом. Их отличительная особенность избирательное влияние на развитие преимущественно тех или иных мышц или суставов.

Они содействуют совершенствованию координации движений, их точности, выразительности, осознанному владению положениями и движениями тела, используются и в качестве профилактических и корригирующих упражнений.

Избирательное воздействие общеразвивающих упражнений достигается выключением отдельных мышц из активного движения, что позволяет увеличивать нагрузку на работающие в данный момент мышцы и суставы.

Закрепление отдельных частей тела в неподвижном состоянии возможно в результате выбора необходимого исходного положения - положения, занимаемого перед выполнением упражнения. Исходные положения или облегчают, или усложняют упражнения.

В зависимости от преимущественного воздействия на занимающихся общеразвивающие упражнения принято классифицировать по анатомическому признаку: упражнения для развития и укрепления мышц рук и плечевого пояса, ног, туловища.

Общеразвивающие упражнения чрезвычайно многообразны. Они выполняются детьми без предметов и с предметами, проводятся не только на полу, но и на специальных гимнастических пособиях.

В качестве общих исходных положений используются положения стоя, сидя (с упором руками сзади и без него), лежа (на спине и на груди), стоя на коленях, стоя на четвереньках, приседы и др.

Наиболее характерными упражнениями для рук и плечевого пояса являются простейшие движения: поднимание И опускание, отведение и приведение, круговые движения прямыми руками; сгибание и разгибание рук; сведение, разведение, поднимание и опускание плеч; сгибание и разгибание, вращение кистей, сжимание и разжимание пальцев, их разведение и сведение и др. Головой совершаются главным образом наклоны, повороты и вращательные движения.

Движения туловищем состоят из наклонов, поворотов, круговых движений, выпрямления, прогибания, складывания и др.

Для движений ног характерны движения прямыми ногами вперед, назад, в стороны с последующим приставлением, сгибание и разгибание ног, круговые движения, приседания и полуприседания, выпады, поднимание на носки, сгибание, разгибание и вращение ступни, разведение, сведение, сжимание пальцев и др. Сначала все эти движения выполняются детьми изолированно, а затем в несложных сочетаниях.

Широко распространены в работе с детьми дошкольного возраста упражнения с предметами. Среди мелкого физкультурного инвентаря наиболее распространены мячи разных размеров, обручи, скакалки, палки, флажки, кубики и др.

Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям гимнастикой, придает им необходимую эмоциональную окраску.

Выполнение упражнений с предметами повышает их доступность, конкретизирует упражнения, делает более наглядными требования, предъявляемые к их выполнению. Когда дети упражняются с предметами, воспитателю легко следить за правильностью выполнения движений. Упражнения с пособиями помогают детям контролировать свои действия.

С помощью предметов выполняются полезные упражнения которые без предметов нельзя выполнить: перешагивание через палку, веревку, пролезание в обруч и др.

В упражнениях с предметами положение предмета и направление его перемещения (вверх, вниз, вперед и др.) полностью соответствуют аналогичным положениям и движения, рук общеразвивающих упражнении без предметов.

Самыми простыми из общеразвивающих упражнений с предметами являются упражнения с флажками. Все упражнения с флажками основаны на движениях простейших общеразвивающих упражнений без предметов. Наличие флажка не изменяет характера движения, не увеличивает нагрузку, а лишь разнообразит упражнения, делает движения более конкретными, придает им эмоциональную окраску. Аналогичны упражнения с погремушками, кубиками. Эти упражнения наиболее целесообразны в младших группах.

С мячом, помимо упражнений в катании, бросании, ловле, можно выполнять упражнения общеразвивающего характера, например наклоны, повороты, приседания и др.

Для общеразвивающих упражнений пользуются мячами разных размеров. Кроме обычных мячей, хороши и набивные весом не более 1 кг. С набивными мячами проводятся такие же общеразвивающие упражнения, как и с обычными мячами.

В упражнениях с набивными мячами значительно возрастает физиологическая нагрузка, развивается координация, ловкость и сила.

Упражнения с палкой служат для усиления деятельности мышц рук и плечевого пояса, для увеличения амплитуды (размаха) движения при наклонах, поворотах, перешагиваниях.

Упражнения с палками помогают овладеть точными направлениями движений руками (вверх, вперед и др.), создают конкретные представления о движениях и положениях рук по отношению к Телу и полу — вперед — параллельно полу; к плечу —

вдоль туловища и т. п.

Упражнения с палками — самые сложные из упражнений с

предметами. Это связано с тем, что в упражнениях с палками

необходимо принимать определенные и точные положения рук

и ног, поддерживать равновесие, сохранять правильное, указанное воспитателем, направление и положение палки. Для

этого требуется проявление значительных мышечных усилий

детей, концентрация их внимания. Упражнения с палками основаны на простейших движениях.

Помимо индивидуальных упражнений с короткими палками, проводятся некоторые упражнения в парах. С длинными палками организуются групповые упражнения. Групповые упражнения с палкой, так же как и с длинной веревкой, большим

обручем, приучают детей к дружным, совместным действиям

в коллективе. Они интересны и полезны детям, способствуют

повышению плотности занятий, обеспечивают значительную активность.

В упражнениях с обручем можно производить самые разнообразные действия, затевать увлекательные игры. Прокатывание, набрасывание, катание и др. полезны для повышения двигательной активности детей, развития ловкости и самостоятельности.

Многие общеразвивающие упражнения способствуют повышению интенсивности движений плечевого пояса и рук, увеличению размаха движения во время поворотов, наклонов и других упражнений. Круглая форма этого пособия обусловливает

некоторые своеобразные движения, развивающие и укрепляющие преимущественно мелкие мышцы кисти и группы мышц

предплечья (различные кручения обруча в руках, перекладывание из одной руки в другую, вращение обруча на полу и т.д)

Сначала происходит разучивание простейших положений

и движений обруча (вперед, вверх, к груди и пр.), затем эти

элементарные движения связываются в несложные комбинации с разнообразными движениями туловища.

С большим обручем (диаметр 1 – м) проводятся коллективные упражнения сразу с четырьмя или пятью детьми.

Упражнения с длинной веревкой (15-20 м) проводятся одновременно со всей группой. Можно проводить сгибания, разгибания и другие движения рук, наклоны, приседания перешагивания, перепрыгивания и др. из исходного положения стоя, сидя и лежа. Составляя упражнения с длинной веревкой, можно ориентироваться на основные общеразвивающие упражнения без предметов и упражнения с палками и обручами.

С короткой веревкой (70—80 см) или сложенной

пополам скакалкой проделываются все упражнения, предлагаемые для выполнения с гимнастическими палками. Во время

таких упражнений, как наклоны, повороты, приседания, разнообразные движения руками, веревку надо натягивать, иначе

провиснет и не будет способствовать увеличению амплитуды

движений.

Имеется ряд специфических упражнений с короткой веревкой. Некоторые из них очень полезны для развития кисти и стопы. Вот примерные: стоя или сидя, складывать веревку пополам, вчетверо и раскладывать ее; скатывать ее в клубок или скручивать жгутом и др.; собирать разложенную на полу веревку пальцами ног, перекладывать с места на место, расправлять ее на полу тоже при помощи ног. Полезны для старших дошкольников действия с сопротивлением - перетягивание веревки в парах, группами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека общеразвивающих упражнений

Поможет руководителям физического воспитания и воспитателям дошкольных учреждениях в организации и проведении физкультурных занятий....

Общеразвивающие упражнения для детей старших групп

Комплексы упражнений для занятий и утренней гимнастики...

Общеразвивающие упражнения как вид основной гимнастики

1.Правила записи общеразвивающих упражнений.2.Критерий составления комплекса общеразвивающих упражнений....

Классификация общеразвивающих упражнений в ДОУ

Классификация общеразвивающих упражнений...

картотека общеразвивающих упражнений

в картотеки содержится матерьял упрожнений для средней, старшей, подготовительной группы по програме Васильевой...

Понятие «Физическое упражнение». Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников. Влияние физических упражнений на укрепление детского организма.

Понятие «Физическое упражнение».Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.Влияние физических упражнений на укрепление детского организма....

Общеразвивающие упражнения под греческую мелодию «Сиртаки» для детей старшего возраста (5-6 лет). Комплекс упражнений сидя и лёжа.

Данная разработка поможет провести интересно утреннюю зарядку, также можно использовать как часть ОРУ в занятии.Музыкальное сопровождение поднимет детям настроение и пожет выполнять упражнения более р...