Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре

Гаврилова Марина Анатольевна

    Основным средством профилактики нарушения осанки является рациональная организация статико-динамического режима, который включает в себя  полный спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребенка. По направленности эти воздействия могут иметь как повреждающий характер (например, длительное нахождение в неправильных статических позах), так и лечебный (физическая культура и специальная гимнастика).

Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений осанки среди современных детей, можно сказать, что статико-динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений, должен сопровождаться постоянным и тотальным «ортопедическим надзором» со стороны родителей и педагогов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста

    Основным средством профилактики нарушения осанки является рациональная организация статико-динамического режима, который включает в себя  полный спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребенка. По направленности эти воздействия могут иметь как повреждающий характер (например, длительное нахождение в неправильных статических позах), так и лечебный (физическая культура и специальная гимнастика).

    Рациональный статико-динамический режим предполагает соблюдение следующих условий:

1. Постель ребенка должна быть полужесткой, ровной, устойчивой, с невысокой, лучше
   ортопедической подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком
   прогибающемся матрасе. Желательно приучать ребенка спать на спине или на боку,
   но не свернувшись «калачиком».

2. В выходные дни и дни, свободные от посещения ДОУ ребенок после обеда должен
   лечь и отдохнуть 1 – 1,5ч для того, чтобы нормализовать тонус мышц спины
   и освободить от нагрузки позвоночник. Только при регулярной смене вертикального
   и горизонтального положений обеспечивается правильный обмен веществ
   в межпозвоночных дисках.

3. Время непрерывного пребывания в положении сидя не должно превышать 45 минут.

4. Ребенок должен ежедневно заниматься оздоровительной или специальной
    гимнастикой. Минимальная продолжительность занятий – 20 минут, оптимальная –
    40 минут.

5. Необходимо рационально организовать рабочее место, освещение должно быть
    рассеянным и достаточным.

6. Детская мебель должна соответствовать следующим требованиям:

  • высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка
    до поверхности стола была около 30см. Это легко проверить путем простого теста: если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаза;
  • высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90°;
  • желательно иметь опору для шейного и грудного отдела позвоночника, а также опору для стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения
    при длительных занятиях в статическом режиме.

7. Необходимо научить ребенка сидеть в правильной рабочей позе во время рисования,
   чтения под контролем педагогов и родителей. Симметричная установка различных
   частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп:

  • стопы в опоре на полу или на скамейке;
  • колени над стулом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым или небольшим тупым углом);
  • равномерная опора на обе половины таза;
  • между грудью и столом – расстояние от 1 до 2см;
  • предплечья симметрично и свободно, без напряжения лежат на столе, плечи симметричны;
  • голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30см;
  • при письме тетрадь повернута на 30°, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.

8. Нужно постоянно бороться с порочными позами. Так называемое косое положение
    плечевого пояса при рисовании, при письме – когда левая рука свешена со стола,
    или косое положение таза – когда ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу,
    или привычно стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене; эти
    и другие порочные позы приводят к нарушению осанки.

9. Нужно освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от всяких
    дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной
    статичной позой.

10. Ребенок должен получать рациональное и сбалансированное питание,
     обеспечивающее, в соответствии с возрастом, достаточное поступление пластических
     и энергетических веществ, макро- и микроэлементов. Характер питания во многом
     определяет состояние костной ткани, связочного аппарата и «мышечного корсета».

    Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений осанки среди современных детей, можно сказать, что статико-динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений, должен сопровождаться постоянным и тотальным «ортопедическим надзором» со стороны родителей и педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

физкультминутка как средство профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

Статья  адресована воспитателям , материал направлен на  правильное соблюдение и организацию  проведения физкультминуток....

Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

Профилактика нарушения осанкиу детей дошкольного возраста.Какие нарушения осанки бывают.Примерный комплекс упражнений  для профилактики  осанки у детей 4-7 летнего возраста....

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто п...

«Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста».

Консультация для  воспитателей  по  использованию  различных  методов по  профилактике нарушения осанки у  дошкольников...

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей.

Консультация содержит коррекционные упражнения по профилактике осанки....

Фитбол - гимнастика, как одно из средств профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

Актуальными для сегодняшней практики становятся вопросы: «Как вырастить здорового красиво сложенного ребенка? Как можно и с помощью чего предупредить нарушение осанки?      Зд...