Картотека подвижных игр летом на спортивной площадке
картотека по физкультуре

Аксенова Эльмира Ильгизовна

Картотека подвижных игр летом на спортивной площадке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_letom.docx99.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 « Детский сад №53 « Яблонька»

г. Димитровград Ульяновской области»

Картотека подвижных игр летом

 на спортивной площадке

C:\Users\DELL\Downloads\i (1).jpg

«Мы ребята смелые»

Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность. Совершенствовать навыки ползания на четвереньках между предметами – в прямом направлении, по доске, по наклонной доске. Развивать умение согласовывать движения со словами. Формирование навыки безопасного поведения в подвижной игре. Развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие ориентиров.

Оборудование: кубики, кирпичики, доски, шнуры.

Описание. Воспитатель читает стихотворение, а дети ползают и ходят, изображая разведчиков.

Мы ребята смелые, Ловкие, умелые. Проползем здесь и там – по дорогам (в прямом направлении) По мостам (по доске) Влезем на гору высоко (по наклонной доске) Видно нам с нее далёко. А потом найдем дорожку И пройдем по ней немножко (ходьба по извилистой «дорожке», обозначенной шнурами).

«Щенок»

Цель. Воспитывать желание оказывать помощь. Упражнять в лазании по гимнастической стенке, перелезая с одного пролета на другой, быть внимательным, не топиться, действовать по сигналу. Формирование навыки безопасного поведения на гимнастической стенке. Формировать зрительное восприятие предметов окружающей действительности.

Оборудование: гимнастическая стенка, игрушка – собачка.

Описание. На забор залез щенок, А спуститься сам не смог. Высоты мы не боимся И помочь ему стремимся. Воспитатель предлагает детям помочь Щенку спуститься, но для этого надо залезть на гимнастическую стенку. Дети по очереди влезают и дотрагиваются до Щенка, таким образом спасая его.

  1. «Зайчата»

Цель. Воспитывать умение подчиняться правилам игры. Развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание. Развивать ритмичной, выразительной речи и координации движений. Развивать ориентировку в пространстве.

Описание. Воспитатель считалкой выбирает одного ребенка, который будет выполнять роль Волка. Остальные дети – Зайчата. Дети идут к логову Волка, произнося: Мы. Зайчата смелые, Не боимся волка. Спит зубастый серый волк Под высокой елкой. ( волк просыпается и старается поймать зайчат) Мы, зайчата, не просты: Разбежались под кусты. (дети бегут за стулья)

  1. «Ручеек»

Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры. Развивать умение ползать между предметами, пролезать под препятствиями (высота – 50см.), не задевая предметы. Развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие предметов окружающей действительности.

Описание. Дети строятся в колонну и имитируют ручеек и произносят слова:

Ручеек течет, журча, Камни огибает Так водичка ключа В речку попадает.

«Пастух и кровы»

Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность. Совершенствовать навыки ползания на четвереньках. Развивать ориентировку в пространстве.

Описание. Воспитатель – Пастух, дети – коровы. Дети на четвереньках ползут к Пастуху, который в это время произносит:

Милые коровушки, Белые головушки! Злой колдун здесь побывал И коров заколдовал. На зеленом на лугу Я буренкам помогу. Будут все коровы Веселы, здоровы. Дети изображают коров, мычат. Они приближаются к Пастуху. Он касается их рукой, расколдовывая, после чего дети пляшут.

«Лошадки»

Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры. Развивать навыки бега в среднем темпе. Отрабатывать произношение звука – ц. Развивать ориентировку в пространстве.

Описание: Дети бегают по площадке, изображая лошадей.

Цок, цок, цок – Цокают копытца. Бегают лошадки, Им воды б напиться. Топ, топ, топ – Перешли они в галоп. К речке быстро прибежали, Весело заржали! Тпру!

«Меткие стрелки»

Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность. Совершенствовать навыки в бросании мяча в вертикальную цель. Развивать глазомер.

Оборудование: мячи по количеству детей.

Описание. Детям раздают мячи. Воспитатель вместе с детьми произносит:

Крепки руки, меток глаз. Трудно армии без нас. В цель мячи кидаем – Точно попадаем.

«Салют»

Цель. Воспитывать самостоятельность. Упражнять детей в подбрасывании мяча снизу вверх и умении ловить его двумя руками. Развивать глазомер.

Оборудование: мячи по количеству детей.

Описание. Детям раздают мячи разных цветов. Воспитатель вместе с детьми произносит: Это не хлопушки: Выстрелили пушки. Люди пляшут и поют. В небе – праздничный салют!

«Крокодилы»

Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры. Развивать умение пролезать в обруч, лазать по наклонной лесенке, действовать в соответствии со словами текста.

Оборудование: веревка, обруч, лесенка.

Описание. Дети выполняют упражнения.

Жили в долине Нила Три больших крокодила. Звали их так: Мик, Мок, мак. Мик ползать любил, как любой крокодил

Любопытный Мок Пролезал куда мог

А ловкий Мак По горам бродил Такой смельчак Этот был крокодил.

10.«Хитрый лис»

Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры. Упражнять в лазании по гимнастической стенке. Закреплять умение согласовывать движения со словами. Формирование осторожность и осмотрительность на гимнастической стенке.

Оборудование: гимнастическая стенка, шапочки кур и лисицы.

Описание. Дети выполняют движения, проговаривая слова:

В огороде, во дворе Курицы гуляли. Зёрнышки клевали, Червячка искали. (дети ходят, имитируя движения кур)

Вдруг откуда ни возьмись Появился хитрый лис. Куры быстро на насест! А не то всех вас он съест! (дети бегают и забираются на гимнастическую стенку).

.«Собираем урожай»

Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность. Упражнять в метании мяча в горизонтальную цель левой и правой руками. Развивать глазомер.

Оборудование: корзинки, маленькие мячи двух цветов.

Описание. На расстоянии 2 м. от детей стоят корзинки, рядом с детьми лежат маленькие мячи двух цветов. Воспитатель объясняет детям, что они – зайцы, а мячи – это овощи, которые нужно собрать в корзинки.

Соберут зайчата ловко С грядок сочную морковку И хрустящую капусту. В огороде будет пусто.

По очереди дети бросают мячи «овощи» в корзинку: левой рукой – «морковку», а правой – «капусту».

 «Охотники и утки»

Цель. Воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями. Упражнять детей в метании мяча в движущуюся цель. Развивать глазомер.

Описание. Игроки одной команды «охотники» становятся за линией круга _(вокруг озера), а игроки другой команды «утки», располагаются в круге (на озере). Охотники стреляют в «уток» (кидают маленькие мячики). Утки перемещаются в пределах круга. Подбитая «утка» покидает озеро. Игра продолжается до тех пор, пока все «утки» не будут подбиты. После этого команды меняются ролями.

. «Найди свой цвет»

Описание: Воспитатель делит детей на 4 группы и раздает им флажки разных цветов: желтые, красные, синие и зеленые. Каждая группа уходит на свое специально отведенное место. Затем воспитатель устанавливает по одному флажку тех же цветов, что и у детей, в противоположные углы.

Дается сигнал «идите гулять», после которого дети расходятся по комнате и гуляют. Как только они услышат команду «найди свой цвет» сразу же подбегают каждый к своему флажку, по цвету совпадающему с флажком в их руке. В это время воспитатель внимательно наблюдает, какая группа быстрее всех собралась возле соответствующего флажка. Самые первые – это и есть победители.

Продолжительность игры должна быть не больше 5 минут.

. «Птички и птенчики»

Описание: Перед самым началом игры воспитатель рисует на полу круги. Это будут «гнезда» для птенчиков. Одно «гнездо» для одной только группы. Дети делятся на 3-4 группы и расходятся по своим «гнездам». В каждой группе выбирается «птичка — мать». Воспитатель дает команду «полетели». «Птенчики» выходят из своих домиков и «летают» (машут руками, имитируя крылья, и ходят). «Птички – матери» тоже «вылетают» из своих гнезд, но держаться подальше от остальных детей. Они изображают поиск корма, т. е. червячков. Звучит сигнал «домой». Птички-матери возвращаются в гнезда и зовут своих птенцов. Те вновь усаживаются в «гнезда» и птичка-мать начинает кормить своих детей. Игра повторяется заново и так 3-4 раза.

. «Цветные автомобили»

Описание: Дети рассаживаются вдоль стены на стульчики. Их назначают «автомобилями». Каждому раздаются флажки разных цветов. Воспитатель встает перед детьми и держит в руке по одному флажку тех же цветов, что и у детей. Воспитатель поднимает вверх любой флажок, например, красный. Это сигнал для «автомобилей», что пора выезжать из своих «гаражей». Дети, у кого красный флажок встают и ходят по комнате, при этом гудят, изображая автомобиль. Воспитатель опускает флажок. «Автомобили» сразу же останавливаются и не двигаются с места. Звучит команда «пора домой». «Автомобили» разъезжаются каждый на свое место. Воспитатель опять поднимает флажок, но уже другого цвета и игра продолжается – выезжают другие «автомобили». В эту игру можно играть не более 6 минут!

 «Трамвай»

Описание: Дети встают вдоль стены парами в одну колонну и держатся за руки. Свободными руками (один ребенок левой рукой, другой ребенок правой) держаться за веревку, концы которой связаны. Получился «трамвай». Воспитатель отходит от детей и берет в руки три флажка красного, зеленого и желтого цветов. Воспитатель поднимает зеленый флаг и «трамвай» едет. Дети бегут и наблюдают за флажками у воспитателя. Как только зеленый флажок опускается, а вместо него поднимается желтый или красный «трамвай» останавливается и ждет сигнал к новому движению,

«Воробышки и кот»

Описание: Дети – «воробышки», воспитатель – «кот». «Воробышки» сидят на «крыше» (на стульчиках или на скамеечке). Дается команда «воробышки полетели». «Воробышки» спрыгивают с «крыши», и начинают «летать», т. е. бегать и махать руками, точно крыльями. Пока дети бегают «кот» спит. Затем она внезапно просыпается и мяукает «Мяу, мяу». Это сигнал, что кошка вышла на охоту. «Воробышки» сразу разбегаются по своим местам на «крышу», а «кот» их ловит и отводит в свой «домик».

. «Поймай комара»

Описание: Воспитатель стоит в центре круга, который образовали дети, и в руках держит прутик со шнуром на конце. К шнуру привязан игрушечный комар. Воспитатель кружит комара над детскими головками, а те подпрыгивают на обеих ногах и пытаются его поймать. Кому удастся поймать комара, кричит «я поймал». Затем игра продолжается заново пока не пройдет 5 минут.

Рекомендации. Перед началом игры, желательно, чтобы дети потренировались в прыжках на двух ногах.

 «Мыши в кладовой»

Описание: Дети – это «мышки». Воспитатель рассаживает детей на скамейке, которая стоит вдоль стенки помещения. Скамейка играет роль «норки». На противоположной стороне от детей протягивается веревка так, чтобы детки смогли под нее пролезть. Пространство за веревкой – это «кладовая» для мышек. Недалеко от мышек спит «кошка», т. е. воспитатель. Пока кошка спит, мышки выбегают из своих норок и бегут в кладовую. Там они изображают, как будто что-то грызут, к примеру, сухарик. Вдруг, кошка просыпается и начинает ловить мышек. Мышки же, испугавшись, разбегаются по своим норкам. Никого не поймав, кошка возвращается на место и опять засыпает. Мышки вновь бегут в «кладовку». В эту подвижную игру можно играть не более 5 раз!

. «Кролики»

Описание: На одной стороне комнаты рисуются мелом кружки. Они будут «клетками для кроликов». Перед кружками ставятся стульчики с привязанными в вертикальном положении обручами. Вместо обручей можно просто протянуть веревку. У противоположной стены устанавливается стул – «дом для сторожа». На стул садиться воспитатель, играющий роль «сторожа». Промежуток между «клетками» и «домом сторожа» обозначается «лугом».

После всех приготовлений воспитатель делить детей на небольшие группы по 3-4 человека и рассаживает каждую группу- кроликов по своим «клеткам». По команде «кролики в клетке» дети садятся на корточки. Затем «сторож» выпускает «кроликов» из клетки (дети, пролезая через обруч, выходят из очерченного круга и начинают бегать и прыгать по комнате). Дается команда « кролики домой» и дети бегут назад к своим «клеткам», опять пролезая через обручи. Через некоторое время игра начинается заново.

. «Принеси мяч»

Описание: Игроки садятся на стульчики, стоящие вдоль стены. Недалеко от них на расстоянии в 3-4 шага чертится мелом линия. За эту линию встают 5-6 детей и поворачиваются спиной к сидящим детям. Около стоящих детей встает воспитатель с ящиком небольших мячиков. Количество мячиков должно быть такое же, сколько стоят за линией детей. Воспитатель произносит «раз, два, три – беги!» и с этими словами выбрасывает из ящика все мячи. Дети, что стояли, бегут за мячами и пытаются их поймать, а поймав, приносят назад воспитателю и садятся на стульчики. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не принесут свои мячи. Затем группа меняется. Кто стоял садиться, а кто сидел – встает.

. «Что спрятано?»

Описание: Дети садятся на стульчики или на пол. Воспитатель перед ними раскладывает несколько предметов и просит детей постараться их запомнить. После чего дети встают и отворачиваются лицом к стене. Пока никто не видит, воспитатель прячет какой-нибудь предмет и разрешает детям повернуться. Игроки должны вспомнить чего не хватает, но вслух о своей догадке не говорят. Воспитатель к каждому подходит и те уже на ушко рассказывают, что пропало. Когда большинство детей ответят правильно, воспитатель громко говорит о пропаже и игра продолжается заново.

. «Попади в круг»

Описание: Дети встают в круг в центре которого очерчен мелом кружок диаметром не больше 2 метров. Каждому игроку раздают по мешочку с песком. Задача: нужно по команде «бросай» кинуть свой мешочек в нарисованный кружок. Когда все кинут, дается команда «забери мешочек». Дети собирают каждый свой мешочек и вновь встают на свои места.

. «Возьми что хочешь»

Описание: Дети садятся на стульчики или на скамейку. Воспитатель вызывает несколько детей и ставит их вплотную к очерченной линии на полу или земле. Каждому игроку раздается свой мешочек определенного цвета, например, одному синий мешочек, а другому красный. По сигналу «бросай» дети кидают мешочки вдаль. По сигналу «собери мешочки» бегут за своими мешочками и приносят их воспитателю. Воспитатель обращает внимание, кто дальше кинул свой мешочек. Затем дети меняются. Кто бросал, садятся на скамеечку, а на их место встают другие. Игра заканчивается только тогда, когда все дети бросят свои мешочки.

 «Лисичка в избушке»

Описание: С одной стороны площадки перед нарисованной линией ставят скамейки (высотой 20 - 25 см). Это избушка. На противоположной стороне площадки помечают норку для лисички. Середина площадки - двор. Среди детей выбирают "лисичку", остальные дети - "куры". Они ходят по двору, притворяются, что ищут себе покушать. На определенный сигнал воспитателя "лисица!" куры убегают в курятник, прячутся от лисы и взлетают (встают на скамейку). Лиса ловит курочек. Игра заканчивается, когда лиса осалила одну или две курочки (по договоренности).

«Через ручеек»

Описание: В длину площадке положены две ленты на расстоянии 1,5 - 2 м одна от другой - это "ручеек". В четырех местах ручейка положены квадратные доски на расстоянии 15 - 25 см одна от другой. Это - "камушки". Отмеченные воспитателем дети (3 - 4) подходят к ручейку и встают каждый напротив камушка. На сигнал воспитателя: "Переходите ручеек" дети перепрыгивают на доску. Остальные дети сидят на стульчиках и наблюдают. Кто оступился и "замочил ноги", тот идет на свое место "сушится". После того как все дети перейдут через ручеек, игра заканчивается. Выигрывает тот, кто ни разу не попал ногой в ручеек. 27. «Кому катить мячик?»

Описание: Дети делятся на четыре группы. Каждой группе выбирается определенный цвет: красный, зеленый, синий, желтый. По середине площадки начертана линия, на которой лежат мячики по два на каждого ребенка. На расстоянии одного метра от этой линии начерчена вторая, параллельная линия, на которой стоят кубики (на расстоянии 10 - 20 см один от другого). На поднятый воспитателем флаг, например, красного цвета, дети, которым определил воспитатель красный цвет, берут мячики в правую руку и встают напротив своих кубиков. На сигнал воспитателя "раз" дети катят мячики в направлении кубиков, на сигнал "два" катят левой рукой. Воспитатель отмечает детей, попали по кубику. Дети собирают мячики и кладут их на линию, затем садятся на свои места. На поднятый флаг другого цвета, например, зеленый, выходят дети, у которых зеленый цвет, и игра продолжается. Игра заканчивается, когда все группы детей прокатят мячики к кубикам. Воспитатель отмечает группу детей, у которой было больше попаданий и сбито кубиков.

. «Маленький мяч догоняет большой»

Описание: Дети встают в круг. Воспитатель стоит рядом с ними и подает большой мяч ребенку, который стоит с правой стороны. Дети передают мяч по кругу. Когда мяч будет приблизительно у пятого ребенка, воспитатель дает детям мяч, но уже маленький. Дети его тоже передают по кругу. Игра заканчивается только тогда, когда оба мяча будут у воспитателя. Воспитатель отмечает детей, которые правильно и быстро передавали мяч. При повторении игры воспитатель дает мячи с левой стороны.

29. «Два мяча»

Описание: Дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук один от другого. Воспитатель дает два мяча детям, которые стоят рядом. На команду "раз" дети начинают передавать мячи один с правой стороны от себя, а другой - с левой. Когда мячи встретятся у детей, которые стоят рядом, эти дети выходят на середину круга, подбрасывают мяч вверх 2 - 3 раза, ловят его, а потом подходят к детям, которые стоят в кругу рядом, и дают им мяч, а сами встают на свои места. Игра продолжается. Воспитатель отмечает детей, у которых мяч во время передачи ни разу не упал.

 «Попади в предмет»

Описание: Дети сидят вдоль комнаты. В центре комнаты нарисован круг (диаметром (1,5 - 2 м). В середину круга поставить ящик (высотой 40 см). В ящик положить по два мяча или два мешочка (наполненных писком) на каждого ребенка. Воспитатель берет 4 - 5 детей, которые подходят к ящику, берут по два мяча и встают на линию круга на расстоянии 1 м от ящика и на определенном расстоянии один от другого. На сигнал "раз" дети все вместе бросают мячи правой рукой в ящик (цель). На сигнал "два" - бросают мячи левой рукой. Игра заканчивается, когда дети бросят по два мяча каждый.

Найди себе пару

Материал. Флажки (по числу участников — по 2 флажка каждого цвета, один флажок должен остаться без пары).

Ход игры. В игре принимает участие нечетное число детей. Каждый ребенок получает один флажок. По сигналу воспитателя (например, удар в бубен) дети разбегаются по площадке (комнате). По другому сигналу (например, два удара в бубен или слова «найди пару») дети, имеющие одинаковые флажки, становятся рядом.

Один ребенок остается без пары. Обращаясь к нему, все играющие говорят:

Ваня, Ваня (Маша, Оля и др.), не зевай!

Быстро пару выбирай.

Затем по удару в бубен дети опять разбегаются по площадке, и игра повторяется.

Указания к игре. Во время бега дети должны держать свои флажки поднятыми вверх.

Цветные автомобили

Материал. Флажки 3 цветов или круги, кольца (по числу участников и еще по одному флажку каждого цвета).

Ход игры. Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они — автомобили. Каждому из играющих дается флажок какого-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки). Он держит в руке флажки тех же цветов.

Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета. Все дети, имеющие флажок этого цвета, начинают бегать по площадке (в любом направлении); на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и возвращаются на место. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.

Указания к игре. Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вместе, и тогда на площадку выезжают все «автомобили».

Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель дополняет зрительный сигнал словесным «автомобили (называет цвет) остановились».

Воспитатель может заменить цветовой сигнал словесным (например, «выезжают синие автомобили», «синие автомобили возвращаются домой»).

Трамвай

Материал. Шнур, 3 флажка желтого, красного и зеленого цвета.

Ход игры. Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны (один ребенок держится правой рукой, другой — левой). Воспитатель находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флажка. Воспитатель поднимает флажок зеленого цвета, и дети бегут — трамвай двигается. Добежав до воспитателя, дети смотрят, не сменился ли цвет флажка: если поднят зеленый флажок, движение трамвая продолжается; если появился желтый или красный флажок, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый.

Если желающих играть много, можно устроить остановку, на которой сидят дети и ждут прибытия трамвая. Когда трамвай подъезжает к остановке, он замедляет ход и останавливается; одни пассажиры выходят из трамвая, другие — входят. Воспитатель поднимает зеленый флажок: «Поехали!»

Указание к игре. Если детям более знаком автобус или троллейбус, можно трамвай заменить другим видом транспорта.

У медведя во бору...

Ход игры. На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. За чертой на расстоянии 2—3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположном конце площадки линией обозначается дом детей.

Воспитатель назначает одного из играющих медведем. Остальные играющие — дети, они находятся дома.

Воспитатель говорит: «Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирая грибы, ягоды, делая соответствующие движения (наклон и выпрямление корпуса), и одновременно произносят хором стихи:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

Когда играющие произносят слово «рычит», «медведь» с рычанием встает, а дети бегут домой. «Медведь» старается их поймать (коснуться). Пойманного «медведь» отводит к себе в дом. Дети возобновляют сбор грибов и ягод.

Правила игры. Бежать до окончания текста не разрешается ни детям, ни «медведю». Когда будут пойманы 2—3 играющих, выбирают нового медведя.

Указания к игре. Воспитателю следует подчеркнуть, что дети не боятся медведя, что они убегают, лишь когда он бросается за ними. Медведь тоже не сразу бросается ловить: он должен сперва поглядеть на них, поворчать. Медведи выбираются только из числа тех, кто ни разу не нарушил правила и кого не поймали.

Пробеги тихо

Ход игры. Дети делятся на группы по 5—6 человек. Они стоят за чертой на одном конце площадки. Выбирается водящий, он садится посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу воспитателя одна группа бежит мимо водящего на противоположный конец площадки до условленного места (черты). Дети должны бежать бесшумно. Если водящий услышит шум шагов, он говорит «стой» и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, ведущий показывает, откуда слышит шум. Если он указал правильно, дети отходят в сторону; если ошибся, они возвращаются на свои места и бегут снова. Так поочередно пробегают все труппы детей.

Выигрывает та группа, которую не услышал водящий. При повторении игры водящий меняется.

Указание к игре. Эту игру лучше проводить в помещении, когда дети в тапочках или другой легкой обуви и им удобнее бежать на носочках. Кроме того, на участке бесшумно бежать трудно: шуршит песок, листья и пр.

Лошадки

Ход игры. Дети становятся парами: один — лошадка, другой — возчик. Для игры даются вожжи или дети держатся за поясок.

Поехали, поехали

С орехами, с орехами

К дедке по репку,

По пареньку,

По сладеньку,

По горбатеньку.

С окончанием текста дети продолжают бежать в том же ритме под приговаривание воспитателя «гоп, гоп...» или прищелкивая языком до тех пор, пока воспитатель не скажет «тпру-у». При повторении игры дети меняются ролями.

Указания к игре. После того как все освоятся с игрой, воспитатель предлагает во время бега высоко поднимать колени.

Начинать игру следует с одной парой, постепенно увеличивая число участников до 3—4 пар.

Зайцы и волк

Ход игры. Одного из играющих выбирают волком. Остальные дети изображают зайцев.

На одной стороне площадки «зайцы» устраивают себе домики (чертят кружочки). В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках; «волк» — на другом конце площадки (в овраге).

Воспитатель говорит:

Зайки скачут,

Скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают —

Не идет ли волк.

«Зайцы» выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они то прыгают на двух ногах, то присаживаются, щиплют травку и оглядываются, не идет ли «волк». Когда воспитатель произносит последнее слово, «волк» выходит из оврага и бежит за «зайцами», стараясь их поймать (коснуться). «Зайцы» убегают каждый в свой домик. Пойманных «зайцев» «волк» отводит в овраг.

Как только «волк» уходит, воспитатель повторяет текст стихотворения и игра возобновляется. После того как пойманы 2—3 «зайца», выбирается другой волк.

Указание к игре. Надо следить за тем, чтобы дети не делали домики слишком близко один от другого.

Перепрыгнем через ручеек

Ход игры. На площадке рисуется ручеек, с одного конца узкий, а дальше все шире и шире (от 10 до 40 см).

Группе детей предлагается перепрыгивать через ручеек вначале там, где он узкий, затем там, где он пошире, и, наконец, где самый широкий.

Воспитатель отмечает тех, кто сумел перепрыгнуть ручеек в самом широком месте.

Огуречик, огуречик...

Ход игры. На одном конце площадки — ловишка (воспитатель), на другом — дети. Ребята приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Педагог говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают на свои места, а воспитатель их догоняет.

Лиса в курятнике

Ход игры. На одной стороне площадки очерчивается курятник (размер зависит от числа играющих). В курятнике на насесте (на скамейках) сидят «куры». На противоположной стороне площадки огорожена лисья нора. Все остальное место — двор.

Один из играющих назначается лисой. По сигналу воспитателя «куры» спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя «лиса!» «куры» убегают в курятник и взбираются на насест, а «лиса» старается утащить «курицу», не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные «куры» снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется.

Когда «лиса» поймает 2—3 кур, на эту роль назначается другой ребенок.

Охотник и зайцы

Ход игры. На одной стороне площадки воспитатель очерчивает место для «охотника», на роль которого назначают одного из детей. На другой стороне обозначаются кружками места «зайцев». В каждом кружке находится по 2—3 «зайца».

«Охотник» обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев», затем возвращается к себе.

Воспитатель говорит:

— Выбежали на полянку зайцы.

Зайцы выбегают из своих кружков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По сигналу воспитателя «охотник!» «зайцы» останавливаются, поворачиваются к «охотнику» спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот «заяц», в которого «охотник» попал мячом, считается подстреленным, и «охотник» уводит его к себе.

Игра повторяется 3 раза. Затем воспитатель производит подсчет подстреленных зайцев, выбирает другого охотника, и игра продолжается.

Накинь кольцо

Материал. Различные фигурки (слон с поднятым хоботом, гусь с вытянутой шеей, зайчик с поднятой лапой и т.п.); кольца.

Ход игры. Игра заключается в набрасывании колец на различные забавные фигурки.

На расстоянии 1,5—2 м от фигуры проводится черта — граница, с которой дети бросают кольца. Воспитатель показывает, как надо встать, как держать кольцо в горизонтальном положении, как бросать (от себя), чтобы оно оставалось в горизонтальном положении и во время полета (у детей это получается не сразу, поэтому предварительно нужно помогать ребенку, направляя движение его руки).

Мяч через веревку (сетку)

Материал. Веревка (сетка), мяч.

В варианте игры: мячей взять в 2 раза меньше количества участников.

Ход игры. Между деревьями или гимнастическими стойками натягивается веревка или сетка на уровне груди ребенка.

По обе стороны веревки (сетки) на расстоянии 1 м от нее проводятся линии. Группы детей (по 4—6 человек с каждой стороны) становятся на линиях друг против друга.

Тот, кто стоит с краю, получает мяч. По сигналу воспитателя «начинай!» он бросает мяч через сетку ребенку, стоящему напротив. Тот, поймав мяч, перебрасывает его стоящему рядом и т.д. Когда мяч дойдет до последнего играющего, воспитатель отмечает, какие ошибка были у одной и другой группы играющих. При повторении игру начинает другая группа.

Вариант игры. Все дети одной из групп получают мячи и перебрасывают их стоящим напротив.

Яндекс.Директ

http://avatars.mds.yandex.net/get-direct/49642/AavkYusut2BumBSBVWh3Xw/y150Развивающее оборудование в ДОУ!Развивает логику и готовит к школе. Повышает престиж ДОУ. Скачай каталог!umnichkashop.ruАдрес и телефон

Кролики

Материал. Обручи, стульчики (по числу обручей), большой стул.

Ход игры. На одной стороне площадки кладутся обручи — клетки кроликов. Перед ними ставятся стульчики, к которым вертикально привязываются обручи. На противоположной стороне ставится стул — дом сторожа, на этом стуле сидит воспитатель. Между домом и клетками кроликов — луг. Дети маленькими группами по 3—4 человека становятся в кружки.

«Кролики сидят в клетках», — говорит воспитатель, выполняющий роль сторожа; дети присаживаются на корточки. Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает «кроликов» со словами: «Погуляйте, поешьте травки». «Кролики» пролезают в обручи и начинают бегать и прыгать.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Бегите в клетки!» «Кролики» бегут домой, каждый возвращается в свою клетку, пролезая снова в обруч.

«Кролики» до тех пор находятся в клетке, пока сторож снова не выпустит их.

Котята и щенята

Материал. Гимнастическая стенка, скамейки (лесенка).

Ход игры. Игру можно проводить в комнате, где есть гимнастическая стенка, или на участке.

Играющих делят на две группы. Дети одной группы изображают котят, дети другой — щенят. «Котята» находятся около гимнастической стенки; «щенята» — на другой стороне комнаты (в будках за скамейками, за лесенкой, поставленной на ребро).

Воспитатель предлагает «котятам» побегать легко, мягко. На слова воспитателя «щенята!» вторая группа детей перелезает через скамейки. Они на четвереньках бегут за «котятами» и лают «ав-ав-ав!». «Котята», мяукая, быстро влезают на гимнастическую стенку. Воспитатель все время находится рядом.

«Щенята» возвращаются в свои домики. После 2—3 повторений дети меняются ролями, и игра продолжается.

Из-за леса, из-за гор...

Ход игры. Воспитатель, как бы натягивая вожжи, шагает, высоко поднимая колени. Дети следуют за педагогом свободной группой.

Из-за леса, из-за гор (Все шагают.)

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках, (Все скачут галопом.)

Внуки на козлятках.

Гоп, гоп, гоп, гоп...

Гоп, гоп, гоп, гоп...

По слову воспитателя «тпру-у» все останавливаются.

Где купался, Иванушка?

Материал. Небольшой камушек.

Ход игры. Дети садятся на скамейку. Одного из них назначают Иванушкой. Он отходит в сторону, остальные играющие складывают ладони «чашечкой» и кладут их на колени. У воспитателя в ладонях, сложенных вместе, небольшой камушек.

Водящий встает к играющим спиной.

Дети хором произносят:

— Где купался, Иванушка?

— Среди белого камушка.

Белый камень у меня, у меня,

Говорите на меня, на меня...

Белый камень у меня, у меня,

Говорите на меня, на меня...

В это время воспитатель поочередно касается сложенными ладонями всех детей и одному из них незаметно опускает камушек.

К тому времени, когда дети заканчивают произносить текст, все ладошки должны быть закрыты. Иванушка поворачивается к играющим и старается отгадать, у кого камушек.

Если отгадает, садится на место ребенка, у которого был камушек, а тот становится Иванушкой. Если не отгадает, водит еще раз. Не отгадав и на следующий раз, садится на конец скамейки, а Иванушка выбирается вновь.

Когда дети хорошо усвоят игру, они организуют ее самостоятельно, выбирая ведущего и Иванушку с помощью считалки.

Теремок (хороводная игра)

Ход игры. Играющих может быть любое число, но не меньше 6 человек. Дети договариваются, кто будет мышкой, лягушкой, зайцем, лисичкой, волком и медведем. Мышек, лягушек и др. может быть несколько, только медведь-ловишка должен быть один (он выбирается с помощью считалки). Все играющие берутся за руки, идут по кругу и говорят или поют:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

Вот по полю, полю мышка бежит,

У дверей остановилась и стучит.

Все дети-мышки вбегают в круг и говорят:

Кто-кто в теремочке живет,

Кто-кто в невысоком живет?

Никто не отвечает, и они остаются в кругу. Остальные дети снова идут по кругу и снова говорят те же слова, но вместо мышки называют лягушку и т.д.

Каждый раз названные дети выбегают в круг и спрашивают:

Кто-кто в теремочке живет,

Кто-кто в невысоком живет?

Им отвечают все стоящие внутри круга;

Я — мышка-норушка...

Я — лягушка-квакушка... и т.д.

А ты кто?

Услышав соответствующий ответ, говорят: «Иди к нам жить».

Остается один медведь. Он ходит вокруг собравшихся вместе животных и на их вопрос «а ты кто?» говорит: «А я мишка — всех ловишка».

При этих словах все бегут в условное место, медведь старается их поймать. Пойманным детям медвед» сам говорит, кто из них кем будет при повторении игры; остальные роли распределяются по желанию.

Указания к игре. Каждый раз, когда дети идут по кругу, они меняют направление. Участникам игры можно надеть соответствующие шапочки-маски.

«Медведь» выбирается тем же порядком, и игра продолжается.

Сидит, сидит зайка...

Ход игры. У стены на корточках сидит «зайка». «Охотники» (10—12 человек) расположились группой у противоположной стены. Участвующие в игре дети говорят:

Сидит, сидит зайка, («Зайка» поворачивает голову из стороны в сторону и замирает, прислушиваясь.)

Сидит зайка серый

Под кустом, под кустом.

Охотнички едут, («Охотнички» скачут галопом по кругу и задерживаются на том месте, где их застанет речь «зайки».)

Едут, скачут в поле

Во пустом, во пустом.

«Вы, охотнички, скачите, (Говорит один «зайка», стоя во весь рост и слегка сгибая ноги в коленях.)

На мой хвостик погладите: (Делает прыжок, еще прыжок и еще прыжок, поворачиваясь спиной к охотникам.)

Я не ваш,

Я ушел!»

«Зайка» убегает. «Охотники» ловят его, держась за руки и стараясь окружить его. Выбегать из-под рук «охотников» «зайка» не имеет права, если круг замкнулся— он пойман.

На роль зайца назначают другого ребенка, и игра повторяется.

Где постучали?

Материал. Небольшая палочка, косынка (белый бумажный колпак).

Ход игры. Дети садятся на стульчики, расставленные по кругу. Выбирается водящий. Он выходит на середину круга, и ему завязывают глаза. Остальные дети должны сидеть очень тихо. Воспитатель бесшумно проходит позади детей, останавливается возле кого-либо из сидящих и стучит палочкой о спинку стула, а затем прячет палочку за его спиной, чтобы ее не было видно. Потом она тихо отходит в сторону и говорит: «Пора!»

Стоящий в кругу должен отгадать, где постучали, и подойти к тому, у кого спрятана палочка. Отгадав правильно, водящий садится на место того ребенка, у которого была палочка, а тот становится водящим. Если же водящий ошибся, то игра повторяется с ним же. Надо попросить детей сидеть еще тише, чтобы не мешать ему слушать. Если он не отгадает и во второй раз, выбирается другой водящий и игра продолжается.

Указание к игре. Под косынку, которой завязывают глаза детям, надо каждый раз подкладывать кусочек белой бумаги или вместо повязки надевать водящему бумажный колпак.

Лучинки

Материал. Набор из 30—40 лучинок длиной 10—15см, окрашенных в 3—4 цвета.

При усложнении игры добавить лучинки разного размера — от 5 до 15 см, по нескольку штук каждого размера.

Ход игры. Группе детей (3—4 человека), сидящих за столом, воспитатель показывает, какие узоры можно выложить из лучинок. Дети берут из коробки лучинки и выкладывают узоры по образцу. Затем воспитатель предлагает детям самим придумать, что можно выложить из лучинок; напоминает, лучинки какого цвета лучше использовать.

Указание к игре. После того как дети научатся выкладывать узоры, к имеющемуся набору добавляются лучинки разных размеров. Воспитатель предлагает детям выкладывать и несложные сюжеты, например, дом с забором, дерево и т.п.

Наборы лучинок можно изготовить самим из деревянного бруска или тонкой фанеры. Лучинки нужно хорошо обстругать и покрасить несмываемой краской.

Улица 

Материал. Шнуры (санки), физкультурные палки, кольца и т.п.; зеленый и красный кружки; для игры требуется просторная площадка или большой зал.

При усложнении игры: самодельные книжечки или бумажки — пропуска на право езды.

Ход игры. Площадка, где играют дети, превращаетя в улицу, по которой едут лошади, а также автомобили, трамваи и другие виды городского транспорта.

Каждый из играющих выбирает, какой вид транспорта будет изображать. Одни берут вожжи (зимой — санки) и подражают езде на лошади (ходят, высоко поднимая ноги, бегут); другие, с рулями в руках, — езде автомобиля (бегут, подражая гудкам). А вот мчится пожарная машина (один ребенок берется за передние концы физкультурных палок или шнуров, другой — за задние концы, третий — помещается в середине).

Посреди площади, начерченной на земле, стоит «милиционер» (воспитательница, а в дальнейшем дети). «Милиционер» регулирует движение: поворачивается то к одним, то к другим и показывает то красный, то зеленый кружок.

Ездить можно вокруг площади и пересекая ее. Если кто-либо нарушает правила езды, «милиционер» берет штраф (оштрафованный похлопывает по ладошке «милиционера» столько раз, сколько надо уплатить, считая вслух).

«Ночью» движение прекращается: «лошадей» отводят в конюшню (садятся на скамейки или стульчики), «машины» едут в гараж (тоже садятся), «милиционер» уходит с дежурства.

Затем выбирают нового «милиционера» (одного или двух), дети меняются игрушками и ролями, и игра повторяется.

Правила игры. «Лошади» и «автомобили» останавливаются при поднятии красного кружка и начинают двигаться при поднятии зеленого. «Пожарная машина» пропускается вне очереди. Если «милиционер» уходит с поста, все движение останавливается. В дальнейшем вводится дополнительное правило — ездить по правой стороне. Это правило вводится главным образом в играх со старшими детьми.

Указания к игре. Улицы обозначаются двумя параллельными линиями на расстоянии 8 — 10 м одна от другой. Если площадка большая, можно сделать два перекрестка и поставить двух милиционеров. Кроме автомашин и лошадей, можно устроить трамваи. Для этого нужны два шнура, за концы которых берутся два ребенка. У стоящего впереди на груди два цветных кружка, обозначающие трамвайные огоньки.

Зимой для игры можно взять санки. Одни санки, с цветными вожжами, будут обозначать езду на лошади в санях; двое саней, соединенных веревкой, — трамвай с прицепом (ехать могут сразу двое «пассажиров», «вагоновожатый» впереди везет санки, а «кондуктор» позади их подталкивает).

Роли в игре время от времени меняются. Если требуется продлить отдых, можно провести осмотр всех машин и лошадей, выдачу пропусков на право езды (самодельные книжечки или бумажки) и т. п.

Игра может проводиться во время прогулки в средней и старшей группах совместно.

Поезд 

Материал. Красные и зеленые флажки, фуражка, круги-фонари.

Ход игры. Из детей выбираются: паровоз, машинист, кондуктор, начальник станции, стрелочники. Остальные дети изображают вагоны и становятся за «паровозом» (ему в руки дают круги-фонари) и «машинистом», положив руки на плечи впереди стоящему.

«Стрелочники» с красными и зелеными флажками располагается по пути следования поезда, на поворотах. Обозначаются станции, им даются названия.

«Начальник станции» надевает фуражку, он отправляет поезд (поднимает руку). «Машинист» дает гудок (гудит «у-у-у»), паровоз пускает пар — «чш-ш-ш», и после этого поезд трогается. Все дети ритмично повторяют за паровозом: «По-шел, по-шел». Затем, ускоряя ход: «Поехали, поехали, поехали». «Кондуктор» следит, хорошо ли идет поезд, не расцепились ли «вагоны» (если вагоны расцепились, «кондуктор» дает сигнал и останавливает поезд).

На пути поезда можно поставить мост — дети, стоя попарно, соединив руки вверху, образуют арки моста. По мосту дети идут на носках, повторяя в такт: «По мосту, по мосту, по мосту». Пройдя мост, поезд ускоряет ход, «вагончики» приговаривают: «Проехали, проехали».

Так же может быть представлен тоннель, проходя через который дети приговаривают: «Ти-ше, ти-ше, ти-ше, ти-ше». После тоннеля поезд снова ускоряет ход: «Проехали, проехали, проехали».

Приближаясь к станции, «паровоз» кричит: «Пить хоч-у-у-у!» «Вагончики» отвечают, замедляя ход: «Ох, устали, ох, устали, ох, устали!» «Начальник станции» встречает поезд, поезд останавливается.

Правила игры. Выполнять движения согласованно и в соответствии со словами. Не нарушать сцепления между «вагонами» и «паровозом». Соблюдать сигналы.

Указания к игре. Воспитатель играет вместе с детьми, выполняя чаще всего роль вагона. Эта роль наиболее удобна, чтобы регулировать движения детей и прийти им на помощь, если они забудут слова.

Игра проводится на воздухе и в просторном помещении.

На границе 

Материал. Игрушечные винтовки (на 2 меньше числа детей), шнур.

Ход игры. Дети изображают пограничников, двух ребят назначают часовыми с собакой. «Пограничники» отдыхают, например, играют на музыкальных инструментах (изображают игру движениями и поют), собирают для костра шишки (их заранее можно разбросать по площадке), греются у костров (сидят на корточках или в любых позах небольшими группами) и т.д. В другом конце площадки лежат винтовки.

«Часовой» держит «собаку» на привязи (один конец шнура в руке ребенка, изображающего собаку другой — в руке пограничника) и ходит с нею вдоль черты, которой обозначена воображаемая граница. Вдруг «собака» дергает за шнур. «Часовой» кричит: «Тревога!» Услыхав этот сигнал, все «пограничники» должны быстро взять винтовки и построиться вдоль воображаемой границы. Двое детей, которые раньше всех прибегут к черте, будут часовым и сторожевой собакой в следующей игре.

Правила игры. «Пограничники» должны находиться подальше от винтовок. Брать заранее винтовку не разрешается. Кто скорее станет на линию, изображающую границу, будет часовым и сторожевой собакой.

Указания к игре. Винтовки следует разложить прямо на земле подряд на небольшом расстоянии одна от другой. О том, чем будут заниматься пограничники на отдыхе, сговариваются заранее.

При повторении игры следует менять занятия пограничников. Например, первый раз они могут играть на музыкальных инструментах, второй раз — греться у костра, третий раз — собирать шишки, четвертый — заниматься физкультурой и т. п.

Играть можно и в помещении, и на воздухе.

Лиса и гуси (по сказке братьев Гримм)

Ход игры. Обозначаются два дома: для лисы и для гусей. Напротив дома гусей, через площадку, — луг, где пасутся гуси. Все дети становятся в ряд — это гуси на лугу. «Лиса» (воспитатель) говорит: «Гуси, гуси, я вас съем!»

Гуси.

Подожди, лиса, не кушай,

Нашу песенку послушай,

Га-га-га, га-га-га,

Га-га-га, га-га-га!

Лиса.

Надоело слушать вас,

Всех я съем сейчас!

«Гуси» летят домой, «лиса» их ловит. Пойманных отводит в свой дом. Когда «лиса» поймает 3 «гусей», выбирают новую «лису».

Правила игры. Убегать от «лисы» и ловить «гусей» можно лишь после слов «всех я съем сейчас!». Ловить в доме гусей нельзя.

Указания к игре. «Гуси» должны пастись посредине луга, т.е. на равном расстоянии от своего дома и дома лисы. Если «лиса» долго не может поймать положенное число «гусей», пойманные ею «гуси» становятся ее помощниками. Можно также вести счет пойманным «гусям», не задерживая их в доме лисы, а сразу отпуская на волю.

Спасайся от волка

Материал. Шведская стенка (заборчик).

Ход игры. Дети пришли в лес за ягодами, ходят и собирают (время от времени приседают на карточки, наклоняются). Вдруг раздается вой «волка» (волком назначают кого-либо из детей), показывается «волк», дети быстро влезают на деревья (заборчик, шведская лесенка), спасаясь таким образом от «волка». Когда «волк» скрывается, дети снова слезают и продолжают собирать ягоды. Игра повторяется несколько раз, затем по сигналу воспитателя дети уходят из леса, выбирается новый волк, и игра начинается снова.

Правила игры. Влезать на заборчик на 4—5 ступенек, не выше, и только после того, как покажется «волк». «Волк» не ловит, а только пугает детей голосом, высовываясь из своего логова.

Указания к игре. Чтобы дети не свалились с лесенки, спасаясь от «волка», не следует вводить ловлю. «Волка» нужно посадить подальше от лесенки.

Если игра проводится в лесу, дети прячутся от «волка» за деревья.

Роль волка могут выполнять дети по очереди, а воспитатель играет с остальными в сбор ягод. Она помогает детям при влезании на лесенку.

Эту игру следует проводить тогда, когда дети уже умеют лазить, иначе кто-то может упасть.

В качестве отдыха можно ввести привал в лесу, во время которого рассказать что-нибудь близкое игре по содержанию, спеть песню и т. п.

Вариант игры. Собирая ягоды в лесу, дети поют:

Ходила младешенька по борочку,

Брала, брала ягодку-земляничку.

(2 раза)

Наколола ноженьку на былинку.

(2 раза)

Болит, болит ноженька, да не больно.

По окончании песни появляется «волк», и дети бегут к лесенке, будто спасаются от него на деревьях. Затем «волк» скрывается, дети снова собирают ягоды, и игра повторяется.

Догонялки

Ход игры. Дети берутся за руки, идут ровной шеренгой к воспитательнице, которая сидит на некотором расстоянии от них на стульчике. Все говорят:

Мы, веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать.

Ну, попробуй нас догнать.

Сказав последние слова, все бегут, а воспитатель кого-нибудь ловит. Пойманный садится на стульчик, и игра повторяется.

Правила игры. Бежать только после того, как будет сказано последнее слово. Идти ровной шеренгой, согласуя свои шаги с шагами других детей. Не ловить того, кто поддается.

Указания к игре. Игра очень проста по движениям, но требует от детей известной выдержки. Чем ближе расстояние от детей до того, кто догоняет, тем труднее бывает детям удержаться, чтобы не побежать раньше времени. Это надо иметь в виду и начинать с такого расстояния, которого хватит детям, пока они будут говорить стихи. Постепенно надо уменьшать расстояние — с расчетом, чтобы последнюю фразу пришлось сказать, стоя на месте против ловящего. Если дети будут останавливаться слишком далеко, можно нарисовать линию в 2—3 шагах от ловящего — это будет границей, куда дети должны дойти.

В дальнейшем можно ходьбу заменить подскоками с ноги на ногу, но в таком случае дети отпускают руки и передвигаются свободно. При этом особенно важно обозначить линию, где все должны собраться, заканчивая говорить текст. Когда ловишка ловит, дети уже не прыгают, а бегут.

Уголки

Ход игры. Играющие становятся возле деревьев или в обозначенных на земле кружках. Один из играющих, оставшийся в середине, подходит к кому-нибудь из стоящих в кружках и говорит: «Мышка, мышка, продай мне свой уголок!» Та отказывается, тогда он идет с теми же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, а находящийся в середине старается занять кружок одного из перебегающих. Если это ему удалось, оставшийся без уголка становится на середину и игра продолжается в таком же виде.

Если стоящему посередине долго не удается захватить кружок, воспитатель говорит: «Кошка идет!» Все одновременно перебегают из кружка в кружок по кругу вправо, а стоящий в середине старается занять чье-либо место.

Правила игры. Перед тем как бежать, уговориться с тем, с кем хочешь поменяться местами. Не задерживаться в своем уголке, иначе подводишь товарища, который останется без места.

Указания к игре. Эта игра хорошо проходит на большом участке, где много деревьев, расположенных недалеко друг от друга.

Вначале следует уголки располагать поближе, тогда стоящему на середине легче занять чей-нибудь уголок. Постепенно расстояние между уголками увеличивается.

Перегонки

Материал. Флажки (цветной шнур, колышки).

Ход игры. Каждый выбирает себе пару, с кем побежит наперегонки. Пары выстраиваются друг за другом. Заранее устанавливается, куда надо бежать, и это место обозначается флажками или цветным шнуром, протянутым между двумя колышками. «Раз, два, три!» — говорят хором все играющие, и первая пара бежит, стараясь поскорее добежать до границы и вернуться обратно. Вернувшись, дети становятся позади всех, а бежит после сигнала следующая пара и т.д. Когда все пары пробегут по 2 раза, из играющих формируются новые пары и игра начинается сначала.

Правила игры. Бежать только после сигнала. Добегать точно до границы и только тогда возвращаться обратно.

Указания к игре. Расстояние, на которое бегут дети, следует рассчитать по их силам (приблизительно 20—25 м).

Вначале дети сами выбирают себе партнеров по желанию, но при повторении игры воспитатель старается повлиять на этот выбор, чтобы силы у детей в паре были приблизительно равные.

В этой игре у детей имеется достаточно времени, чтобы передохнуть после бега. Если играющих много, ожидание очереди может слишком затянуться, и лучше поставить детей в две колонны, с тем чтобы бежали сразу 2 пары. Можно время от времени выпускать наперегонки всех сразу — это вносит оживление в игру.

Игра станет интереснее, если детям дать различные задания, например: пройти намеченное расстояние шагом или (при значительном уменьшении расстояния) добраться до границы вприпрыжку (с ноги на ногу). Если играют в помещении, можно дать задание добраться до указанного места как можно тише, на носочках или на четвереньках, что особенно нравится детям.

Разумеется, в одной и той же игре недопустимо так много заданий. Их следует группировать приблизительно по два, не увлекаясь разнообразием, чтобы не утомить детей.

Пирожок

Ход игры. Играющие становятся друг за другом в один ряд; при этом каждый обхватывает впереди стоящего за туловище. Первый в ряду (воспитатель) называется булочником, все следующие за ним составляют печь, кроме последнего: он именуется пирожком. Один из детей назначается покупателем.

Подходит «покупатель» и спрашивает: «Где мой пирожок?» «Булочник» отвечает: «Он за печкой лежит». «Пирожок» кричит: «И бежит, и бежит!» С этими словами «пирожок» отрывается от общей цепи, стараясь встать перед «булочником» раньше, чем «покупатель» успеет его поймать. «Булочник» тоже не стоит на месте — он старается передвинуться навстречу «пирожку».

Если «пирожок» успеет встать впереди цепи, он становится булочником, «покупатель» снова приходит покупать, а пирожком будет тот, кто оказался позади цепи.

Если же «пирожок» будет пойман, он становится покупателем, а последний — булочником. Таким образом, роли постоянно меняются.

Правила игры. Задерживать каким-либо образом «покупателя» не разрешается. «Пирожок» не может убегать от «печи» далеко. Образующие печь должны крепко держаться друг за друга и за «булочника».

Указания к игре. Игра может проводиться только с небольшой группой детей (8—12 человек). Если желающих играть много, можно устроить две «печи», выделить двух «покупателей» и двух «булочников».

В более старшем возрасте можно играть и с большим количеством участников. Роль булочника лишь вначале исполняется воспитательницей, затем ее выполнят успешно и сами дети. Воспитатель может быть покупателем, доставляя при этом детям удовольствие своими намеренными промахами, благодаря которым дети смогут быстрее проходить через наиболее интересные для них роли пирожка и булочника.

Чтобы дети могли передохнуть от движений, можно в середине игры объявить, что печь «обрушилась», — все бегут прятаться в разных местах участка, а воспитатель в роли печника идет искать. Собрав всех и построив снова друг за другом, «печник» объявляет, что печь исправлена, и игра начинается сначала.

В эту игру можно играть на воздухе в любое время года, при условии, что на улице не скользко, иначе детям особенно трудно будет удерживать цепь и бегать вокруг нее.

Докати обруч до флажка

Материал. Большой флажок, небольшие красные флажки (в 2—3 раза больше количества участников), обручи (по количеству участников)

Ход игры. Воспитатель выстраивает детей у нарисованной на земле линии и говорит:

— Посмотрим, кто докатит свой обруч до этого флажка и ни разу не уронит его по дороге.

Он становится сбоку и, взмахнув 3 раза красным флажком, дает сигнал к действию.

Подгоняя палочкой свой обруч, дети катят его к большому флажку, который является конечной целью их пробега.

Кто докатит свой обруч к флажку, ни разу не уронив его по пути, получает красный флажок. Дождавшись, когда все соберутся, обручи катят таким же порядком к другому месту, куда передвигается флаг, и т. д.

В конце игры можно сосчитать, у кого больше флажков.

Правила игры. Обруч подталкивать осторожно, не давая ему упасть. Следить за сигналом: если кто-нибудь раньше времени побежит, надо переиграть. Повторять игру можно только тогда, когда все участники добралиь до флажка.

Указания к игре. Игру следует проводить тогда, когда дети уже достаточно наиграются обручами и немного овладеют нужными движениями. Эта игра повысит их интерес к обручам и даст известный толчок к дальнейшим самостоятельным играм.

Начинать надо с небольшого расстояния, постепенно его увеличивая. Когда дети научатся хорошо катить обручи, можно провести игру «Кто быстрее докатит свой обруч к флажку». Здесь можно давать детям флажки разного цвета: самый первый получает красный флажок, второй — зеленый, третий — синий и т. д.

На границах площадки следует поставить скамеечки, чтобы дети ожидали друг друга сидя. Детям удобнее стоять на некотором расстоянии один от другого, когда они начинают игру, иначе во время движения они будут мешать друг другу.

Удобнее разделить детей на две небольшие группы. Когда обручи катит первая группа, остальные смотрят и дожидаются. После игры подсчитываются флажки, которые получила каждая группа. При распределении по группам важно предусмотреть, чтобы силы детей были приблизительно равные и в одной, и в другой группе.

Шарик

Материал. Легкий целлулоидовый шарик (мячик).

В варианте игры: целлулоидовые шарики (мячики) в 2 раза меньше количества участников.

Ход игры. Дети сидят в кругу на ковре (диаметр круга приблизительно 2 м) на некотором расстоянии друг от друга и перекатывают через круг целлулоидовый шарик или мячик. Стоящий на середине ребенок старается перехватить шарик. Если ему это удается, тот, кто неудачно прокатил шарик, идет вместо него на середину.

Правила игры. Катить шарик только через круг. Называть имя ребенка, которому посылаешь шарик.

Указания к игре. Для игры нужен легкий шарик или мячик, чтобы не было больно, если он случайно заденет стоящего в кругу ребенка.

Вариант игры. Можно сидеть не по кругу, а друг против друга (на том же расстоянии). Тогда каждая пара имеет свой шарик. В эту игру интереснее играть, если играющих немного и недолго приходится выжидать, пока шарик попадет в руки каждому.

Шарики и столбики

Материал. Бревнышки (цилиндры) из крупного строительного материала; гимнастические палки (строительный материал) для обозначения линии; 3—4 шарика.

Ход игры. На одной линии ставят несколько бревнышек или цилиндров из крупного строительного материала с промежутками приблизительно 20—30 см. Все играющие сидят на стульчиках. По указанию воспитателя выходят по очереди 3—4 ребенка и становятся у обозначенной линии (линию можно выложить из гимнастических палок или строительного материала). Сидящие дети вместе с воспитателем хлопают в ладоши 3 раза. Последний хлопок — сигнал к прокатыванию шариков. При этом ставятся следующие задания:

1) прокатить шарик через «ворота» (промежуток между цилиндрами);

2) попасть шариком в цилиндр или столбик — стукнуть шариком о столбик;

3) прокатить шарик как можно дальше, например через тоннель (выстроенные в два ряда столбики, покрытые сверху фанерными дощечками или строительным материалом).

Правила игры. Катить шарик, стоя у обозначенной границы. Дожидаться своей очереди. Выполнять конкретное задание.

Указания к игре. Надо начинать игру с небольшого расстояния, постепенно его увеличивая. Задания даются вначале самые простые, а затем усложняются. Не следует торопиться с новыми заданиями, если дети еще затрудняются в выполнении более простых движений. Игра проводится в помещении или на террасе.

Простые кегли

Материал. Несколько крупных кеглей; деревянный шар.

Ход игры. Несколько крупных кеглей составляются вместе. Перед ними на расстоянии 3—4 шагов рисуют линию — отсюда каждый ребенок по очереди пытается попасть своим шаром в кегли. Но важно не только попасть в кегли, но и повалить их все одним ударом шара. Тот, кому это удается, в следующий раз может катить шар уже со второй линии, а затем и с третьей — последней. Тот, кто с третьей линии прокатит свой шарик так хорошо, что повалит все кегли, считается выигравшим. После выявления победителя игру можно начать снова.

Правила игры. Катать шарик надо по очереди. Каждый катит шар по одному разу и передает его следующему. Если кегли не сбиты, в следующую свою очередь надо повторить попытку с прежней позиции.

Указания к игре. Кегли нужно поставить на ровное место и вплотную одну к другой. Если детям трудно будет свалить все кегли сразу, можно для начала считать удачным тот ход, при котором ребенку удалось повалить хотя бы 1—2 кегли. С задачей справиться легче, если дается более крупный и массивный деревянный шар.

Если играет больше десяти детей, следует организовать две игры параллельно, чтобы не утомлять детей продолжительным ожиданием.

Игра в мяч

Материал. Мячи (в 2 раза меньше количества участников).

Ход игры. На земле рисуют 6 линий, параллельных одна другой, на расстоянии приблизительно 0,5 м. Между 2-й 3-й от каждого края линиями поставить детей в две шеренги, друг против друга.

Каждая пара играющих получает по одному мячику. «Раз, два, три!» — говорит воспитатель, это сигнал, что пора начать переброску мячей друг другу. Каждая пара играющих должна три раза подряд перебросить друг другу мяч (туда и обратно). Если при этом мячик ни разу не упал, один из партнеров переходит за следующую линию (делает шаг назад) и расстояние между детьми увеличивается. Если кто-нибудь из пары уронил мячик, подсчет перебросок надо начать снова.

После каждой из трех удачных перебросок мяча то один, то другой играющий отходит назад на одну линию до тех пор, пока оба не станут у последней линии. Затем игра начинается сначала, причем дети могут поменяться парами.

Правила игры. Если мячик упал, надо начать счет сначала. Сдвигаться с нарисованной границы нельзя. Первым переходит на следующую линию тот, кто начал игру, т. е. кто первым бросает мячик.

Указания к игре. Игру нужно показать детям, поиграв с кем-нибудь из детей как с партнером.

Следует расставить пары подальше одну от другой (с промежутками до 0,5м), чтобы они не мешали друг другу ловить. Игру надо начинать с большими мячами, а затем в качестве усложнения можно дать мячи поменьше. Если детям трудно будет ловить на таком расстоянии, можно его уменьшить, и тогда одна линия будет немного к другой ближе.

В эту игру можно играть и коллективно, и индивидуально с отдельными детьми.

Она интересна также для более старших детей, но для них приходится увеличивать расстояния между линиями и прибавлять еще по одной линии с каждой стороны

«Хромая лиса». Эту игру нужно проводить в большом помещении или на открытой площадке. Из группы детей (чем их больше, тем лучше) выбирают «хромую лису». Мелом чертится большой круг. Все дети, кроме лисы, становятся в него. По команде ведущего (взрослый человек) дети начинают бегать по внутреннему краю круга, а «хромая лиса» (ребенок скачет на одной ножке) должна коснуться рукой кого-нибудь из бегущих. Кто попался, тот становится «хромой лисой». Следите за тем, чтобы дети не нарушали правила: лиса должна прыгать на одной ножке, а остальные игроки не имеют права выходить за пределы круга.

«Ястреб». Из группы детей выбирают «ястреба». Это можно сделать с помощью считалки. Остальные участники — «мышки», которым надо убежать от хищной птицы. «Ястреб» становится впереди, ему нельзя оглядываться назад. Сзади него дети размещаются друг за другом по парам. По команде ведущего пары распадаются, и «мыши» разбегаются в разные стороны. Кто попал в лапы «ястребу», сам становится хищной птицей. «Мыши» могут спасаться не только бегством, но и бросать в «ястреба» платком или бумажным комком (только не булыжниками). Если кто-то попал, значит «ястреб» убит, на его место становится другой игрок.

«Кошка». Эта игра похожа на игру в прятки. Но здесь появляется героиня — «кошка», которая умеет хорошо прятаться. Все остальные должны ее искать. «Кошка» помогает себя обнаружить мяуканьем.

ИГРЫ С МЯЧОМ. Если у ребенка в руках оказался мяч, можно считать, что игра уже началась. А если подбрасывать мяч и рассказывать в это время стихотворение С. Я. Маршака «Мой веселый звонкий мяч», то игровое пространство наполняется новым ярким содержанием. Дети в раннем возрасте (от года до трех) любят, чтобы их действия озвучивались текстами. Но и в три-четыре года малыш не откажется от занимательных стихов «в тему». Все игры с мячом развивают зрительное внимание, координацию движений, двигательные навыки (бросать, ловить, метать) и общую моторику. Не расстраивайтесь, если кроха долгое время не может научиться ловить мяч. Этот сложный навык совершенствуется к 4—5 годам. Начинайте бросать друг другу мяч с небольшого расстояния. А также выбирайте мячи среднего размера, чтобы малышу было легче их захватить руками. Поощряйте успех и закрепляйте положительные моменты игры в памяти ребенка.

◈ «Съедобное-несъедобное». В эту простую и познавательную игру дети играют всегда с большим удовольствием. Бросайте ребенку мяч и называйте разные слова (существительные). Все, что можно съесть, малыш должен поймать, а «несъедобное» отбросить. Есть и другой вариант этой игры, которая проводится без мяча: на «съедобное» хлопаем в ладоши, на «несъедобное» хлопаем по коленям. Старайтесь выбирать ряд созвучных слов, чтобы развивать слуховое внимание ребенка. Например: «Ватрушка, пампушка, подушка, лягушка, игрушка...»

◈ «Попади в цель». Для этой игры вам понадобятся два мяча. Один (большой) кладется на табурет, он будет «мишенью». Вторым (маленьким) мячиком малыш пытается сбить большой мяч с табурета, находясь от него на расстоянии 1,5—2 м.

◈ «Собачка». Из группы детей выбирается «собачка». Остальные становятся в круг и быстро передают друг другу мяч. Задача «собачки» — перехватить мяч. Кто его проворонит, тот и становится очередной «собачкой». Чтобы войти в образ, «собачка» может говорить «гав-гав», рычать или подвывать в минуты неудач.

◈ «Перебежчик». На расстоянии 4—5 м необходимо выложить игрушки (или любые предметы) друг напротив друга. Перед ребенком стоит задача — перебегать от одного предмета к другому с одной стороны на другую. Водящий стоит в «коридоре» между игрушками и должен попасть в «перебежчика» мячом. Если водящий попал, то игроки меняются ролями.

Безопасность — прежде всего!

Выбирайте для подвижных игр просторные места, без острых углов. Проверяйте, нет ли на площадке для игр больших камней, веток, битого стекла.

Большинство подвижных игр можно проводить как в помещении, так и на свежем воздухе. Если позволяет время и погодные условия, выбирайтесь на детскую площадку. Там вы найдете веселых и активных компаньонов для подвижных игр. В этом возрасте дети уже способны усвоить простые правила игры и придерживаться их. Играя, они учатся сотрудничать и дружить со своими сверстниками.

«Боулинг». Для этой игры вам понадобится мяч и самодельные «кегли». Их можно сделать из пластиковых бутылок, наполнив песком или водой для устойчивости. Эта игра отлично развивает координацию движения «глаза-рука», общую моторику, равновесие. Проведите линию, за которую ребенок не должен переступать во время броска. Поставьте кегли в форме треугольника на небольшом расстоянии. Покажите, как бросать мяч. Если малыш не справляется с заданием, придвиньте «кегли» ближе. Поощряйте и хвалите за каждое попадание. Не используйте стеклянных бутылок в этой игре!

«Ручеек». Для этой игры вам понадобится кусок ткани шириной 1 м и длиной 2 м. Это и будет ручеек. Положите ее на пол и предложите малышу перепрыгивать через ручей. Сначала сделайте «ручей» узким, свернув ткань. Затем шире и еще шире. Эта игра развивает навык прыгания с места. Когда ручеек станет очень широким, перепрыгивайте его с разбега. Учите ребенка приземляться на полусогнутых ногах. Покажите, как прыгают с места и с разбега.

«Тучка летит». Для проведения этой игры вам понадобится взрослый помощник. Возьмите обычную белую простыню и представьте, что это тучка. Только не простая, а дождевая. Суть игры заключается в следующем. Двое взрослых берутся за простыню по краям и начинают ее плавно поднимать вверх и опускать вниз (простыня будет надуваться парусом). В момент, когда «тучка» находится вверху, дети должны пробежать под ней и не намокнуть. Если простыней накрыло — значит, игроки попали под дождь.

«Птичка». В углу комнаты поставьте стул. Это будет дерево, на котором птичка должна прятаться от дождя. Малыш порхает по всей комнате, размахивая руками-«крыльями». Вдруг вы говорите: «Кажется, дождь начинается!» Ребенок должен залезть на стул и присесть на нем, как птичка на ветке. Дальше вы говорите: «Солнышко выглянуло!» Он снова летает. И так, пока не надоест.

«Птичка» (еще один вариант). Дети любят считать не только ворон, но и других птиц. Когда вы вместе выходите на улицу, обращайте внимание ребенка на то, как птицы щебечут, скачут, летают, садятся на ветки, клюют зерна, чистят перышки и т. д. Предложите крохе тоже стать птицей. Только не спешите объяснять, что нужно делать. Просто спрашивайте: «А как птицы ходят, клюют, летают?» Затем нарисуйте мелом на асфальте (или палкой на земле) кружочки (это будут птичьи гнезда), попросите малыша полетать и вернуться к себе домой. Хорошо, если в игре будет участвовать несколько детей. Каждый будет спешить занять свое «гнездо».

«Веселая эстафета». Эта подвижная игра подходит не только для детей разных возрастов, но и для взрослых. Она незаменима на любом детском празднике, где наблюдается большое скопление детей. Вам понадобятся игроки (они делятся на две команды), разные игрушки, две коробки. Каждой команде выдаются сокровища, которые нужно спрятать в сундуке. Каждый участник берет предмет на старте, бегом относит его в коробку и возвращается назад. За ним бежит следующий игрок. Побеждает та команда, которая быстрее перенесет игрушки в коробку.

«Тоннель». Для этой игры вам понадобится обруч среднего размера и кусок ткани длиной около 3 м. Ткань нужно сшить так, чтобы получилась «труба». Ширины ткани должно хватить на то, чтобы обшить ею обруч по всему кругу. Это и будет вход в тоннель. Попросите кроху по нему пролезть. Попробуйте это сделать сами. Вместе всегда веселее, и не так страшно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Подвижные игры летом"

Картотека для воспитателей и родителей (законных представителей) "Подвижные игры летом"...

Картотека "Подвижные игры летом"

Картотека "Подвижные игры летом"...

Картотека подвижных игр летом

подвижные иргы в летний период в средней группе...

Картотека " Подвижные игры летом"

Активный отдых на свежем воздухе — отличная альтернатива гаджетам. Живое общение, навыки взаимодействия со сверстниками — это то, чему полезно научиться в любом возрасте....

картотека подвижных игр (лето)

Подвижные игры (лето)...

Картотека "Подвижные игры на детской площадке "Весна, весна на улице, весенние деньки..."

Подвижные игры всегда интересовали детей.Весна - время пробуждения природы, первых тёплых деньков. Ребятня с удовольствием гуляет на улице, играет.Предлагаю вашему вниманию Картотеку "Подвижные и...