Физическое воспитание детей дошкольного возраста в семье
методическая разработка по физкультуре
Физическое воспитание является основой формирования здорового образа жизни, укрепление здоровья, гармоничное физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Объект исследования – процесс физического воспитания в семье.
Предмет исследования – средства и формы физического воспитания детей дошкольного возраста в семье.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 71.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………. | 3 |
Глава I. Роль семьи в физическом воспитании детей …………………. | |
| 6 |
| 8 |
Глава II. Методы и средства физического воспитания дошкольников в семье……………………………………………………………………………. | |
| 11 |
| 12 |
| 15 |
| 18 |
| 20 |
| 21 |
| 24 |
| 25 |
| 25 |
| 26 |
| 27 |
| 29 |
| 32 |
| 32 |
| 33 |
| 37 |
Выводы…………………………………………………………………………. | 38 |
Список используемой литературы….………………………………………. | 40 |
Введение
Воспитание ребенка – серьезный и ответственный процесс, от качества которого зависит будущее ребенка и нового поколения в целом. И так, воспитание, и развитие ребенка, как дисциплина, включает в себя большое количество образовательных программ таких как: воспитание ребенка до одного года, дошкольное воспитание детей, обучение и воспитание детей, программы воспитания детей, воспитание детей родителями, нравственное воспитание детей, физическое воспитание и др.
Ведь в раннем возрасте ребенка начинают прогрессировать жизненно- важные, базовые, двигательные навыки и умения, создается основа двигательного опыта, усваивается алфавит движений и с помощью этой опоры, впоследствии формируется вся двигательная деятельность ребенка, из-за которой малыш вырастет во взрослого и здорового человека.
Воспитание в ребенке основ двигательного опыта и в целом личности - это важный период его жизни, на ребенка оказывает очень сильное влияние его близкое общество, а именно его родители, семья, поэтому воспитание детей начинается, непосредственно, в семье.
Ребенок – это непредсказуемое создание, не каждый раз легко предугадать поведение малыша, какие средства и вещи будут оптимально соответствовать его периоду жизни, чтобы вовремя заложить необходимый фундамент для физического и духовного развития.
Каждый родитель обязан соблюдать правила воспитания не только личности в ребенке, но и организма человека, нужно с полной серьезностью относиться к этим вещам, необходимо вовремя организовывать свои действия, чтобы они были правильными и своевременными.
В последнее время проблеме воспитания детей в семье уделяется много времени: в книгах, статьях газет и журналов, кино, радио и телевидение.
Все эти вещи преподают старшее поколение, как правильно воспитывать молодое поколение для его более гармоничного развития с помощью движений.
Наукой доказано, что подвижные игры и физические упражнения проявляют большее значение на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если упражнения проводятся на улице –они закаливают организм, делают его сильнее. Физическая культура, помогает ребенку создать свою личность, научиться новым навыкам, приобрести множество положительных качеств, таких как: независимость и выдержка, внимание и умение сосредотачиваться, находчивость и мужество, выносливость и другое. Для здоровья ребенка очень важно приобрести определенный опыт, научиться специальным двигательным действиям, нужно понимать, как он будет их выполнять и сможет ли правильно использовать их в игре или же в повседневной жизни. Своевременное развитие основных двигательных навыков почти так же важно, как и своевременное интеллектуальное развитие ребенка – например, развитие речи, но в доисторические времена, люди были в первую очередь в хорошей физической форме, а речи как таковой и не было.
Итак, целью физического воспитания является формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья, гармоничное физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Объект исследования – процесс физического воспитания в семье.
Предмет исследования – средства и формы физического воспитания детей дошкольного возраста в семье.
Цели и задачи исследования:
1) Изучить роль семьи в физическом воспитании детей-дошкольников
2) Изучить, анализируя литературные источники, способы и средства
физического воспитания дошкольников в семье;
Гипотеза исследования – изучение данной проблемы даст возможность родителям более качественно осуществлять процесс физического воспитания ребенка-дошкольника в семье.
Методы исследования:
1. Библиографический розыск, сбор и систематизация литературных источников
2. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
Глава I. Роль семьи в физическом воспитании детей
- Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста.
Период дошкольного возраста – очень важный период в жизни ребенка. В этот период ребенок начинает активно развиваться и параллельно неравномерно, и в целом высокими темпами. Из-за характерных особенностей, а именно - индивидуальных различий в темпах возрастного различия организма и характера ребят, именно по этим причинам родителям и педагогам необходимо уделять большое внимание физической культуре.
В раннем и дошкольном возрасте детей очень сильно развивается нервная система. В результате контакта с окружающим миром у ребят формируются новые навыки и умения, которые в дальнейшем переходят в более сложные. Нервная система детей очень быстро усваивает информацию, запоминает ее, в этом возрасте она очень гибкая по сравнению с взрослыми людьми, поэтому она быстро воспроизводит показанные ему движения. Однако для совершенствования и укрепления любого знания необходимо многократное его повторение.
У детей в младшем возрасте много энергии, они гиперактивные, у их присутствует большая возбудимость, реактивность и пластичность нервной системы, поэтому они быстро запоминают и сложные двигательные действия: ходьбу на лыжах, катание на коньках, плавание. Учителя и семья ребенка должны правильно, с самого начала учить детей двигательным действиям, так как в дальнейшем исправить это будет очень трудно.
Процесс развития опорно-двигательной системы у детей до 7 лет еще не заканчивается. Костная система очень богата хрящевой тканью, содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, из-за этих факторов кости могут деформироваться и приобрести неправильную форму, под влиянием внешних неблагоприятных факторов. Если не присматривать за осанкой ребенка или положением тела во время сна, например, еще за возникновением деформаций позвоночника, грудной клетки, костей
таза, конечностей, то вероятность возникновения деформаций костей очень велика.
Если давать ребенку чрезмерные нагрузки, то его кости, скелет могут не выдержать и испортиться.
А если использовать умеренные нагрузки, например, бег, лазание, прыжки, то они могут помочь дать точку роста костей, повлияют на их укрепление.
А если говорить о мышечной системе, то можно выяснить, что она развита еще слабее, например, такие вещи как сухожилия, фасции, связки развиты слабо. Пресс живота слаб и если давать на него много нагрузок, то это может привести к разным заболеваниям, таких как, грыж и кист.
Но к тому, же можно увидеть, что у детей хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, хотя мелкие мышцы, которые имеют большое значение для поддержания правильного положения слабые. Поэтому важно следить за осанкой ребенка.
Грудной возраст (до 1 года)
Здоровый ребенок в годовалом возрасте, как правило, умеет ходить с помощью взрослого или держась за посторонние предметы, а кто-то уже и самостоятельно.
Младший возраст (от 1 года до 3 лет)
На 2-ом году жизни главная задача родителей - поддерживать врожденное желание малыша к разнообразным движениям, нужно учить его менять позы и положения.
На 3-ем году жизни активно идет процесс развития подвижности рук и ног, малыш набирает силы. Задание родителей – принимать участие во всестороннем развитии ребенка (умение ходить, бегать, прыгать и т.д.)
Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)
На 4-ом году жизни ребенка цель родителей состоит в работе над созданием у ребенка правильной осанки.
На 5-ом году жизни ребенок быстро ориентируется в новых ситуациях, в состоянии выполнять ритмические движения.
В 6 лет ребенок должен показать, что он смог освоить все основные виды движений. Его нужно расположить к школе уже в этом возрасте, а, чтобы это сделать, родитель должен организовать ребенка на интеллектуальном и физическом уровне. Чтобы всего этого добиться нужно в течение дошкольного периода постоянно направлять двигательную активность ребенка в правильное русло.
К 7 годам построение личности человека в основном завершается и в этот период наиболее важна забота родителей о ребенке.
- Роль семьи в воспитании ребенка.
Сохранение и укрепление детского здоровья – одна из основных задач родителей. Большинство проблем, таких как отсутствие аппетита, излишний или недостаточный вес, медленное физическое развитие, легко решаются с помощью периодических занятий спортом. Основы здорового образа жизни уже закладываются в раннем возрасте.
Разностороннее воспитание ребенка, его социализация – главная задача, решаемая обществом и семьей. Именно в окружении ребенка, ребенок будет морально правильно воспитан и социализирован, благодаря должному воспитанию.
Семья – это важная часть общества, ячейка, члены которой взаимосвязаны определенными обязанностями, моральными узами. Вокруг семьи и любящих его родителей, ребенок начинает морально восполнять свои знания о мире и обществе, с помощью которых он постигает нормы общественного поведения, этики. Влияние родителей на формирующуюся личность многостороннее: семья – первая социальная ячейка, для которой подходят под описание такие слова как, уклад жизни и стиль отношений всех членов семьи, их интересы и потребности, которые создают внутри ячейки здоровую обстановку(микроклимат). От микроклимата сильно зависит продуктивность педагогического влияния на ребенка. Если в семье будет содержаться атмосфера дружбы, любви, симпатии и тому подобного, то дитя будет лучше расположен к воспитательской деятельности родителей.
Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным время сопровождением. А такие вещи как совместный досуг и отдых, не только помогают убить время, но и поддерживают здоровые отношения и дух в семье, а также это работает как средство, морального воспитания ребенка. Физическое воспитание имеет большое значение для семьи.
Понятие «Физическое воспитание» - о чем говорит уже сам термин, входит в общее восприятие «воспитания» в объемном смысле слова. Это означает, что, процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач напрямую связан со всеми общими факторами педагогического процесса.
Особенности физического воспитания состоят прежде всего в том, что этот процесс направлен на тренировку и двигательных навыков и развитие физических качеств, закалку здоровья.
Семья в основном решает, дает пример ребенку, определяет его отношение к спорту и физическим упражнениям, семья должна проявлять инициативу и заниматься спортом, поддерживать здоровую обстановку в своем доме. Это происходит благодаря тесному общению родителей и детей, переживание каких – либо чувств, эмоций, например, их совместная деятельность (обсуждения достижений в спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач).
Дети чаще подвержены к мнению родителей, старших людей, их одобрению чего – либо.
Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – Чтобы достичь успеха в физическом воспитании своих детей, нужно преподавать личный пример, как родителя, нужно проводить больше совместных спортивных тренировок, вести здоровый образ жизни – это и есть ключ к правильному физическому воспитанию ребенка.
С помощью семейного воспитания, люди легко могут решить проблему отставания детей в физическом развитии, ведь родители могут научить детей плавать, ходить на лыжах, кататься на коньках, бегать, следить за развитием их организма, скелета, помочь выработать правильную осанку.
Родители могут использовать разные виды физических тренировок, от
простых до сложных, например, утренняя зарядка или же тренировка по избранному виду спорта, футбол, легкая атлетика.
Можно рекомендовать следующие формы занятий физическими упражнениями детей в семье:
- утренняя гигиеническая гимнастика;
- утренняя специализированная гимнастика;
- физкультминутки;
- занятия по общей физической подготовке;
- самостоятельные тренировочные занятия;
- участие в соревнованиях;
- прогулки (пешие, велосипедные, лыжные);
- закаливающие процедуры;
- туризм;
- подвижные и спортивные игры.
Выбор способов физического воспитания зависит от возраста детей, их пола, здоровья и физической подготовки.
Нужно иметь ввиду, что существуют обязательные для каждого ребенка формы занятий физическими упражнениями в семье и формы занятий по выбору.
К обязательным можно отнести такие формы подготовки как: утреннюю гимнастику, физкультпаузы, занятия по общей физической подготовке, прогулки, плавание, закаливающие процедуры, занятия по подготовке к сдаче норм комплекса, участие в соревнованиях, туризм, подвижные и спортивные игры.
А к занятиям по выбору относятся: утренняя специализированная гимнастика (зарядка), тренировка в избранном виде спорта, участие в спортивных соревнованиях по избранному виду спорта.
Выполнение программы в процессе физического воспитания детей в семье способствует: а) обучению детей новым видам двигательных действий и совершенствованию выполнения ранее изученных физических упражнений; б) воспитанию двигательных качеств (силы, выносливости, гибкости, ловкости и быстроты); в) устранению недостатков физического развития и физической подготовленности.
Глава II. Методы и средства физического воспитания дошкольников в семье
- Здоровый образ жизни и его основные составляющие.
Здоровый образ жизни – это способ ведения жизни, укрепляя ее с помощью физических упражнений и тренировок, соблюдения норм и правил, не употреблять ничего вредного.
Воспитать ребенка здоровым – это говорит о том, что родитель обязан с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Его основные факторы: четкий распределенный режим дня, систематические тренировки, использование продуктивной системы закаливания, правильное питание, хорошая психологическая обстановка в семье.
- Закаливание.
Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в глубокой древности.
В России закаливание издавна было массовым. Например, это могло быть деревенской баней с парными и «снежными» ваннами, купание в проруби в день Крещения Христова.
Закаливание – процесс оздоровительных воздействий, которые направлены на устойчивость и невосприимчивость организма к вредной для здоровья окружающей средой и другим факторам. Этого можно достичь только с помощью строгой дисциплины и системного повторения одних и тех же действий на протяжении долгого времени.
Что происходит в организме при закаливании? В первую очередь тренируются нервные окончания, например, на пальцах рук и ног, которые особо восприимчивы к окружающему их климату (холоду, жару). Также природные факторы – солнце, воздух и вода – действуют на сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки.
Эту процедуру можно провести с помощью окружающего воздуха, меняя температуру. В помещениях для детей его температура не должна превышать 200 (это максимум для детей раннего возраста) и 180 (для дошкольников и школьников). Температура в помещении зависит от вида тренировок детей (подвижные игры, физкультурные занятия) воздух должен быть прохладным, при спокойных действиях – более теплым. Следует с самого раннего возраста постепенно приучать ребенка спать в комнате с открытой форточкой, где будет висеть марля.
Дети должны одеваться по погоде, например, зимой они должны носить теплую одежду, но она не должны сковывать движения ребенка, а летом лучше носить одежду из хлопчатобумажных или льняных тканей.
Пребывание человека на открытом воздухе имеет под собой естественный оздоровительный комплекс, например, под действием воздушных ванн, потоков воздуха повышается тонус нервной системы, возрастает работоспособность, улучшается работа сердечно – сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, эндокринных желез.
Школьники и дети младшего возраста должны находиться на свежем воздухе не меньше 4 часов в день, а для малышей полезен дневной сон на свежем воздухе, но воздух должен быть чистым, что, к сожалению, наблюдается редко и в городах, и в поселках.
С давних времен известно, что прогулка босиком – замечательное закаливающее средство. Многие не знают, но на поверхности стопы человека, находится множество температурных рецепторов, которые напрямую связаны со слизистой оболочкой дыхательных путей, а также практически со всеми внутренними органами.
Большинство малышей любят ходить босиком, и родители должны одобрять это. Однако, начиная такое закаливание, нужно соблюдать определенную последовательность, нельзя сразу закаляться и прыгать в холодную воду голышом. На первом этапе закалки лучше ходить в носках, после босиком по коврику или одеялу в течение нескольких минут. Далее это время увеличивается, ребенок может бегать босиком и по полу, летом – по траве на лесной поляне или по песку у реки. Некоторые родители не одобряют бег босиком по траве или другой поверхности, так как боятся, что дети могут поймать какие-либо грибки и заболевания. Но такие страхи безосновательны, потому как, грибки могут проникать только во влажную и нежную кожу. Бороться с этим очень просто – после прогулок босиком вымыть ноги с мылом.
Продуктивность закаливания растет только при проведении определенных процедур, проведении температурных воздействий на организм. Основные требования их правильного применения должны знать все родители: систематичность и последовательность, учет индивидуальных особенностей ребенка, его физиологических и эмоциональных реакций на процедуру, состояние здоровья (процедуры проводятся, когда ребенок здоров), комплексное использование природных факторов и климатогеографических условий.
Обычно люди связывают закалку только с холодом, хотя это совсем не так, и поэтому эффективность закалки в целом снижается.
Также хорошим закаливающим и общеукрепляющим средством могут быть и солнечные ванны, обладающие многосторонним действием на организм. В основном их достоинство состоит в том, что под воздействием ультрафиолетовых лучей большинство бактерий погибает. Но надо иметь ввиду, что превышение нормы солнечной радиации может плохо сказаться на организме человека, поэтому нужно придерживаться требований и норм, касающихся закалкой с помощью солнечных лучей. Хотя у детей и подростков чувствительность к ней ниже, чем у взрослых, тем не менее, при длительном пребывании на солнце, особенно без движения, возможны ожоги и даже тепловые и солнечные удары.
Поэтому первые солнечные ванны, особенно для светловолосых детей, в утренние или послеобеденные часы при температуре воздуха +200 и более не должны превышать 7-10 минут. Через 3-5 дней длительность процедуры можно увеличить на 8-10 минут, а в дальнейшем и чередовать пребывание ребенка на солнце с купанием в воде с интервалами в 15-20 минут.
Полезно проводить время на солнце не только загорая, но и в движении, например, можно играть в какие-либо игры такие как: волейбол или вышибалы, футбол. На ребенке должен обязательно присутствовать легкий головной убор.
Большинство людей считают, что солнечное закаливание происходит под летним солнцем, но зимнее солнце тоже оказывает оздоровительный и закаливающий эффект. Например, в горах оно особенно эффективно. Более сильным, чем воздух, закаливающим средством является вода. Для закаливания воду также применяют с давних времен.
Все обычаи закалки водой делятся на 2 типа: на массовые и местные К первым относятся обтирания, обливания, души, купания, а ко вторым – умывание, мытье рук и ног, игры с водой. А ещё для закаливания детей могут хорошо подойти такие обыкновенные вещи, как обмывание стоп и голеней при постепенном снижении температуры воды (до 0,5 – 1 мин), а также полоскание горла – сначала теплой и после- прохладной водой.
Разные игры и развлечения, связанные с водой, часто поднимают детям настроение и дарят положительные эмоции. И вещи нужно использовать для оздоровления организма. Надо иметь ввиду, что начинать закалку водой нужно в теплое время года, например, летом или в середине весны. Надо умывать ребят прохладной водой, но вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.
Одним из эффективных способов закаливания является контрастное обливание ног: сначала холодной водой – 24-250, затем теплой – 360 и вновь холодной.
Кстати, купание в водоеме является одним из наиболее сильных закаливающих и целебных средств. Для здорового ребенка оно допустимо в возрасте от 2 лет при температуре воздуха 25-280 и воды не менее 220.
Контрастный душ несет в себе большую оздоровительную ценность, как для взрослых, так и для детей раннего возраста. Еще он отлично действует как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.
Итак, солнце, воздух и вода, тепло и холод могут и должны быть друзьями ребенка с первых дней его жизни. Задача родителей – в содружестве с медиками и педагогами сделать все возможное, чтобы закаливание стало обязательным компонентом здорового образа жизни детей.
- Режим дня.
Великий физиолог И.П. Павлов не раз говорил: «Ничто так не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни». Такой определенный распорядок, режим дня чрезвычайно важен абсолютно для всех. В режиме дня нужно обязательно соблюдать его дисциплину, всему своё время, а иначе и работа ладиться не будет, не пойдет на пользу.
Если у человека нет четкого распорядка дня и разные виды его деятельности раскиданы как попало, например, мало сна, отдыха и много работы, то это может привести к истощению нервной системы и в итоге привести к падению работоспособности человека. Именно поэтому семья и школа должны обращать на это большое внимание, правильно организовывать время бодрствования и сна.
Хороший распорядок дня и его обязательное соблюдение избавят от вялости, постоянного чувства усталости. Ребенок будет внимательным, усидчивым и хорошо успевающим, усваивающим новую для него информацию.
Правильно организовать режим дня – это:
- Четкое обозначение границ сна, время ложиться спать и вставать ото сна;
- Постоянный и разнообразный прием пищи;
- Определение времени на проведение досуга;
- время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности, свободных занятий и помощи семье.
Из-за неусидчивости и гиперактивности ребенка, бывает сложно заставить соблюдать его режим дня, но если проявить настойчивость, то ему будет легче все это выполнять и как раз именно здесь начнёт играть свою роль привычка, и ребенок поймет, что режим помогает жить.
Чем младше ребенок, тем больше становится потребность во сне. С возрастом продолжительность сна уменьшается, а время бодрствования к тому же увеличивается.
Большую часть детства ребенку необходимо провести на открытом воздухе.
В свою же очередь у детей дошкольного возраста, чтобы им помочь восстановить работоспособность, они должны спать днем, где-то час-полтора с открытой форточкой.
После домашних учебных занятий ребенку обязательно надо поиграть на открытом воздухе примерно полтора часа. Дети, которые мало двигаются, отстают в развитии, часто имеют избыточный вес, их организм плохо борется с болезнями и инфекциями, не в состоянии быстро приспосабливаться к смене температуры воздуха и атмосферного давления, поэтому часто и длительно болеют, вынуждены пропускать посещение детского сада, отстают от товарищей.
Некоторые родители запрещают детям прогулки и игры на воздухе и наказывают за какие-либо проступки, такие вещи нельзя принимать как норму, совершать такие действия абсолютно неразумно.
Общее время пребывания ребенка на свежем воздухе должно составлять около 4 ч. в день. Каждый лишний час, проведенный на воздухе, очень ценен и полезен для здоровья детей, особенно для тех ребят, которые перенесли какие-то заболевания или малышей с ослабленным организмом.
Обязательно нужно распределить место в режиме дня посильному труду детей – общественно полезному, например, помощь семье либо связанному с личным самообслуживанием.
В свое отдельно отведенное рабочее время, ребенка надо заставлять прибирать за собой игрушки, прибирать комнату, в которой он живет, заправлять свою кровать и так далее.
Для завтрака и для ужина нужно выделить 20-25 минут, и 30-35 минут – для обеда.
После долгого напряжения центральной нервной системы из-за хлопот по дому и подобного, организму нужен отдых, такой отдых ребенок может получить только с помощью сна.
Сон должен быть долгим, чтобы ребенок в течение следующего времени был работоспособным и чувствовал себя хорошо.
Будет хорошо, если перед сном прогуляться примерно пол часа, еще перед сном нужно обязательно проветривать комнату и вечерние гигиенические процедуры: в него следует включить мытье ног водой комнатной температуры.
Спокойному, глубокому сну препятствует и слишком поздний прием пищи, поэтому ужин у ребенка должен быть не позже чем за 1,5 ч. перед сном. Постель – безусловно отдельная, не тесная, не слишком мягкая, но и не жесткая.
Очень важно, чтобы дети и во время сна дышали свежим воздуха. Комнату перед сном нужно хорошо проветрить; еще лучше приучить детей спать при открытой форточке. Температура воздуха в спальне не должна превышать +16-170.
- Рациональное питание.
Правильное питание – важнейшее условие формирования здорового организма. Казалось бы, все это знают, но во всяком случае спорить с этим никто не станет. Но вот позаботиться о том, чтобы иметь хотя бы минимально необходимые представления о рационе и режиме питания, многие родители не считают нужным.
Несмотря на все проблемы в стране, и не только, недокормленных детей немного, но, к сожалению, перекормленных детей достаточно много. Они есть практически в каждой группе детских садов.
Специалистам хорошо известно, что дети с избыточным весом с раннего возраста подвержены частым респираторным и аллергическим заболеваниям. Они обычно поздно начинают ходить. Зачастую у них кривые ноги и так называемая круглая спина. Добавим, что метаболические и другие нарушения, возникающие с ожирением, способствуют развитию атеросклероза в среднем и даже в подростковом возрасте.
Из-за недостаточной физической активности дети-флегматики расходуют энергии меньше, чем получают с пищей, и поэтому полнеют. Возникает порочный круг. Чем толще ребенок, тем больше ему необходимо двигаться, а гиподинамия – прямой путь к полноте. Исследователи считают, что таких детей надо заинтересовать прогулками или физическими упражнениями. Опыт показывает, что сделать это непросто, родители должны приложить много стараний и набраться терпения, чтобы привить любовь к систематическим движениям. Очень важен и личный пример родителей.
Из-за повышения энергетического обмена потребность в пищевых веществах в дошкольном возрасте возрастает- это, в свою очередь, требует увеличения количества таких продуктов, как мясо, рыба и крупы, и постепенного снижения потребления молока. Изменяется и кулинарная обработка продуктов: приготовление блюд для старших дошкольников и младших школьников приближается к «взрослой» кулинарии. Но лишь приближается, а не совпадает. Закуски, приправы и соусы не должны быть слишком острыми; овощи для салатов нарезаются мелко, заправляются растительным маслом или сметаной и посыпаются зеленью петрушки (укропа) с добавлением измельченного чеснока; мясные и рыбные блюда, а также овощи лишь слегка поджариваются (в основном тушатся) и подаются на стол 3-4 раза в неделю. Нельзя давать много сладостей и сладких напитков, особенно в промежутках между едой. Вместо них ребенок может выпить полстакана яблочного или морковного сока. Важно соблюдать питьевой режим, так как детский организм выделяет влагу в большом количестве. Суточная потребность дошкольников в воде – 1-1,3 л.
Существенное значение имеет правильное сочетание обеденных блюд. Если первое блюдо овощное, то гарнир второго блюда может быть из круп или макарон.
В весенне-летний период и в начале осени больше блюд следует готовить из свежей зелени, овощей, фруктов, ягод. Но при этом помнить: рацион ребенка должен включать определенное количество белков, жиров и углеводов, а также минеральных веществ. Примерные их суточные показатели для дошкольников: белков и жиров около 70 г, углеводов около 280 г, кальция 1200 мг, фосфора около 1500 мг, витамина С 50 мг.
На завтрак – каши, яйца (лучше сваренные вкрутую), блюда из творога, мяса, рыбы, чай или кофейный напиток с молоком, хлеб с маслом, сыром. Обед: овощной салат, мясной, куриный или рыбный бульон с овощами, крупами, второе блюдо из мяса, птицы или рыбы с гарниром и десерт в виде киселя, компота, свежих фруктов или ягод, фруктового пюре. В полдник ребенок выпивает стакан молока, кефира или простокваши, съедает печенье, ватрушку или булочку, фрукты. На ужин лучше давать овощные или крупяные блюда в зависимости от завтрака; мясные и рыбные блюда, особенно в жаренном виде, вечером давать не следует.
Если оценить питание в большинстве российских семей, можно сказать, что оно требует улучшения. В первую очередь за счет увеличения потребления овощей и фруктов и уменьшения доли рафинированных продуктов. Технология приготовления детских блюд должна измениться.
Итак, основные принципы правильного питания детей:
- должно быть разнообразным, не избыточным, с достаточным количеством овощей и фруктов.
-Все используемые пищевые продукты растительного и животного происхождения должны быть свежими и доброкачественными, приготовленными по технологии, сохраняющей их пищевую и биологическую ценность.
- Рафинированные продукты питания (сладости, копчености, мясные и рыбные консервы и др.) не стоит включать в рацион, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста, а блюда с острыми специями – вплоть до подросткового возраста.
- Целесообразно придерживаться режима 4-разового питания.
- Средства физического воспитания в семье.
Чтобы решить проблемы воспитания, образования и оздоровления применяются такие средства, как: физические упражнения, игры с элементами спорта, катание на велосипеде, лыжах, коньках, плавание.
Для повышения эффективности воздействий физических упражнений очень важную роль играют все вышеперечисленные составляющие ЗОЖ и психологические факторы.
- Пешие прогулки и походы.
Для укрепления здоровья нужно использовать свое время рационально, ходить на прогулки или в длительные походы, активно проводить отдых. Такие походы помогают детям понимать, что такое командная работа, преодолевать трудности в пути, противостоять окружающим факторам и выживать в среде обитания, такие походы закаливают организм человека и помогают бороться с болезнями. Человек учиться выживать, повышается умение находить выход из разных сложных ситуаций, появляются ловкость, наблюдательность, укрепляются мышцы тела. И также проявляется любовь к родному краю и бережное отношение к природе.
Туристские походы формируют чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи. Различные сложности в походе помогают развивать в себе выдержку, настойчивость, выносливость, сочетают познавательную и двигательную активность. Ребята начинают замечать в каком прекрасном мире мы живем, видят в обычных вещах что-то новое, делают для себя открытия.
С детьми 3-4 лет прогулки в ближайшую среду должны занимать в один конец не более 15-20 минут, для ребят 5-6 лет – 30-40 минут, а для семилетних возможна прогулка до 40-45 минут. При регулярной организации походов дети преодолевают путь примерно 7 км.
Расстояние должно постоянно увеличиваться, а в последующих прогулках должны появляться преграды, которые дети должны преодолеть. Это могут быть различные канавки, пригорки, мостики, деревья, пеньки, камни, дорожки с разным покрытием (песчаные, травянистые) и т.п. Взрослые люди должны быть хорошо осведомлены об окружающей их среде, должны знать местность, которую можно использовать для упражнений детей в разнообразных видах движений.
Прогулки не сильно могут утомить нервную систему, но физически дети могут уставать намного сильнее и быстрее, поэтому не нужно составлять прогулки однообразным методом, нужно всегда добавлять что-нибудь новое.
Было бы отлично, если бы в поход выбиралась не одна семья, а 2-3 семьи, где находились дети примерного одного возраста, чтобы им было не скучно. Нужно иметь ввиду, что постоянного внимания взрослых требуют самые маленькие дети – до 4 лет, а дошкольники 4-7 лет уже выполняют в группе определенные обязанности, берут на себя разные роли. При наличии нескольких взрослых обязанности между ними распределяются так, чтобы чередовались заботы (о пище, организации остановки или ночлега) и отдых, возможность личного досуга.
Если дети находятся в своей группе, а если еще и группа сверстников, то это хорошо скажется на их поведении. С помощью детей своего возраста они легко могут найти с ними общий язык, начинают обсуждать много разных вещей, меньше испытывают негативных эмоций, больше радуются.
Выбор маршрута. Перед тем как идти в первый поход нужно подумать о детях, надо оценить их возможности, что они умеют, а что нет, родители тоже должны оценить себя, свой опыт в таких походах, что они знают, если чего-то не знают, то надо научиться этому.
Подготовка к походу. Прежде чем идти в поход на 2-3 дня, взрослые должны позаботиться об одежде, снаряжении и обуви. Дошкольники принимают самое активное участие в подготовке инвентаря: собирают рюкзак, спортивный инвентарь, игрушки. Родители вместе с ребятами обсуждают намеченный маршрут, чтобы младшие почувствовали причастность к походу, ощутили себя его полноправными участниками.
Дети 3-4 лет в семейном походе проходят в день 4-6 км, в 5-6 лет – 8-10 км. Не следует торопить детей, необходимо рассчитать маршрут так, чтобы были привалы. На опушке леса, полянке предложить интересные игры, соревнования на полосе препятствий. Для детей 3-7 лет предлагается длина трассы с препятствиями 80-100 м, считая по 5-6 м расстояния между отдельными препятствиями.
Препятствия могут быть следующие:
«Лягушатник» - из веток и прутьев: высота 40 см, длина 120 см, 4 барьера с расстоянием между ними 80 см дети перепрыгивают двумя ногами сразу.
«Коридор» - обозначается тесьмой в кустарнике или между деревьями с несколькими поворотами.
«Нора» - устраивается из плащ-палатки или куска ткани размером 1,5-2 м. Один край приподнимается на 70 см, второй прикрепляется колышками свободно к земле, чтобы можно было проползти на четвереньках.
«Бревно» - обрезок ствола длиной 3-4 м с неснятой корой, закрепляется колышками или оставшимися на нижней стороне сучьями.
Необходимо всегда объяснять и показывать детям, как надо преодолевать препятствия, предлагать попробовать выполнить задание, а затем говорить условия соревнования.
Питание и питье. Хорошо сварить на костре свежий обед.
Для привала летом выбирается теневое место с хорошим обзором, в холодную погоду – защищенное от ветра и освещаемое солнцем. После отдыха дети обычно затевают игры. Родители должны создать им для подвижных игр наиболее подходящие условия.
Тяни в круг. На рюкзак кладется мяч. 5-6 детей, взявшись за руки, встают в круг вокруг рюкзака. При помощи различных движений, не расцепляя рук, каждый старается заставить партнера сбить мяч любой частью тела. Сбивший мяч выбывает из игры.
Найди свой домик. Ребята самостоятельно или с помощью взрослого выбирают для себя домики (скамейку, бревно, пенек) и находятся в них. В одном домике может быть двое детей. По сигналу выбегают на площадку, бегают, изображая ловлю бабочек (хлопают в ладоши перед собой и над головой), зайчиков (подпрыгивают на двух ногах), самолеты (бегают с поднятыми в стороны руками). По сигналу «Найди домик!» быстро разбегаются, занимая домики.
Сколько шагов. Детям предлагается задание – выбрать какое-нибудь дерево и попробовать определить на глаз, сколько до него шагов. Затем расстояние измеряется шагами. Побеждает тот, кто назвал наиболее близкое к правильному число шагов.
- Плавание.
Влияние плавания на организм человека очень разнообразно. В воде человек во время плавания расположен горизонтально, что помогает избежать на позвоночник нагрузки массы тела, поэтому создаются хорошие условия для создания правильной осанки. Под действием воды активизируется кровообращение. С помощью того что человек активно выдыхает в воду и преодолевает ее сопротивление, в значительной степени увеличивается глубина дыхания. Долгое пребывание в воде продуктивно влияет на закалку человека, повышается его терморегуляция, легче переносить перепады температур. Во время плавания активизируется обмен веществ, деятельность всей нервной системы, многих групп мышц, суставов и связок. Длительные повторения определенных циклов движений повышают выносливость организма и сопротивляемость к простудным заболеваниям. Поэтому родитель обязан научить ребенка как можно раньше научить его держаться на воде и плавать. Первым навыкам они могут научиться в совсем маленьком возрасте - двух-трех недель, с помощью домашней ванны. Ребенку следует купаться в чистой продезинфицированной ванне, желательно в одно и то же время с утра.
Надо играть с ребенком пока тот находится в воде, он должен запомнить, что вода его друг, во время того как он находится в воде, ребенок должен испытывать удовольствие и хорошие эмоции.
Температура воды в начале обучения должна составлять 36-370. Пребывание ребенка в воде увеличивается постепенно – с 10 до 15-20 минут при снижении температуры воды до 340.
Приобретение навыков плавания зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Особенно терпеливым, внимательным надо быть с тем, кто боится движений в воде. Не нужно спешить освоить сразу несколько новых упражнений, не надо переходить к самостоятельному плаванию. Новые трудные упражнения чередовать с любимыми ребенком, нужно учить ребенка так, чтобы он сам хотел этому научиться, нужно сделать его самостоятельным.
- Лыжные прогулки.
Отличным оздоровительным средством могут служить лыжные прогулки по зимнему лесу, человек наслаждается зимним пейзажем, спуском с гор и холмов, дышит свежим далеким от города воздухом.
Уже с 3-х лет ребенок может встать на лыжи и катиться по белому снегу. Лыжи и палки подбираются по росту ребенка.
В отличие от бега детей нужно учить кататься на лыжах. Самым главным и одновременно сложным - уметь заинтересовать ребенка, дать ему возможность испытать удовольствие от скольжения на лыжах сначала по ровной снежной поверхности, затем по наклонной.
Можно ввести в традицию еженедельный, например, в субботу, выезд в лес или на лыжный курорт. Семья будет проводить отлично время, ребенок получать кучу положительных впечатлений и навсегда запомнит эти яркие моменты, а главное- укрепит свое здоровье.
- Катание на коньках.
Катание на коньках стимулирует двигательную активность дошкольников, улучшает состояние их здоровья и общую физическую закалку. Систематически выполняемые движения на воздухе приводят к благоприятным изменениям в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. При передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжение и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свода стопы. Значительно повышается устойчивость вестибулярного аппарата, повышается чувство равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение.
Катание на коньках – сложный вид движения, состоящий из отталкивания, правильной постановки конька при скольжении, сохранения равновесия. Учить детей этому виду спортивных упражнений начинают с 5 лет.
Не сразу осваивают ребята правильную посадку конькобежца – ноги слегка согнуты, туловище наклонено вперед, спина и плечи расслаблены.
Обучению бегу на коньках следует отводить первое время не более 8-10 минут, так как дети от напряжения быстро утомляются. Выражается это обычно в желании присесть или в жалобе на усталость в ногах. Время для занятий увеличивается постепенно до 20-30 минут.
При катании надо следить за дыханием ребенка, чтобы он дышал через нос и без задержки дыхания. Большого внимания требует ребенок, перенесший ОРЗ, ему разрешается катание при температуре воздуха от +2 до –80.
- Езда на велосипеде.
Езда на велосипеде оказывает сильное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы. У детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость и повышается вестибулярная устойчивость.
Овладевают дети ездой в разные сроки. Некоторые долго держатся напряженно, скованно, не умеют ездить свободно и легко. Взрослый должен четко указать, какую ошибку допускает ребенок, разъяснить, как ее устранить. Летом, когда ребенок хорошо научится кататься, можно устраивать вечерние прогулки на велосипедах.
- Бег.
«Хочешь быть здоровым – бегай!
Хочешь быть красивым – бегай!
Хочешь быть умным – бегай!»- говорили Древнегреческие мудрецы.
Этими словами они подчеркивали огромное значение бега для укрепления здоровья, достижения гармоничного телосложения, развития умственных способностей.
Бег – одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих хорошо регулировать нагрузку, укрепляющих сердечно-сосудистую и дыхательную системы, различные группы мышц, суставы и связки. Бег – естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Оно выполняется преимущественно на свежем воздухе, не требует специального оборудования. Умение быстро и ловко бегать помогает ребенку успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах, спортивных упражнениях. Эффективен бег для воспитания выносливости, улучшения физической работоспособности. Беговые нагрузки дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей: для ослабленных ребят бег на короткое расстояние в невысоком темпе постепенно укрепляет их здоровье, а тренированный ребенок пробегает больше и темп его бега выше. Привычка бегать поможет получить ежедневную дозу движений, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека.
Задания для детей следует разнообразить, чтобы не снижался интерес к бегу.
Кто раньше. Трое – четверо детей стоят в кружках на одной стороне площадки. На противоположной стороне (расстояние 10-15 м) также обозначены кружки по числу играющих. По сигналу дети бегут на другую сторону, стараясь быстрее встать в круг. Выигрывает тот, кто сделает это первым.
Догони обруч. Дети ставят обруч ободом на пол, энергично отталкивают и бегут за ним.
Повышению интереса детей к бегу способствуют более сложные задания, например, остановиться, сменить направление бега, пробежать змейкой между предметами. В этом беге ноги несколько больше согнуты в коленях, нога ставится на переднюю часть стопы, руки помогают сохранять равновесие, поэтому иногда разводятся в стороны.
Дети 5-6 лет любят соревноваться в беге, играя в игры, например, «Кто скорей к мячу», «Кто скорее обежит дерево». Им уже не требуется в таком объеме, как младшим, показывать движения. Они лучше воспринимают объяснения, указания, могут самостоятельно заметить ошибки. Взрослый направляет внимание ребят на тех, кто может служить примером: бежит легко, ритмично, правильно соблюдая технику бега.
Добеги и прыгни. Несколько детей стоят шеренгой. На расстоянии 10 м от них начерчена полоса шириной 30-40 см, над ней подвешены на шнуре ленточки. По сигналу воспитателя дети быстро выбегают вперед и снимают ленточки. Выигрывает тот, кто первым выполнит задание, при этом подпрыгивать он должен в обозначенной полосе.
Догони мяч. Четверо – пятеро детей перебрасывают мяч через веревку, натянутую на высоте 1,5 м, догоняют его и ловят, не давая ему коснуться земли более 1-2 раз. Надо стараться бросать мяч повыше, но недалеко. Бросать можно маленький или большой мяч, одной или двумя руками. Расстояние до веревки – 50-60 см.
Если бег проводится без игровой ситуации, то в этом случае следует выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично, шаги недлинные, движения рук расслабленные.
По возможности надо чаще использовать бег босиком по песку, мелкой воде, земляным и травянистым дорожкам с поворотами и уклонами, убедившись в отсутствии предметов, могущих привести к травмам. Тренировки в беге желательно проводить в теплое время года, весной и осенью, не боясь мелкого моросящего дождя. Помимо закаливания, бег в неблагоприятных условиях укрепляет характер детей, их настойчивость, выдержку, создает привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями.
- Комплексы утренней гимнастики
Можно научить детей выполнять утреннюю зарядку в возрасте 2-х лет. Если родители будут проводить с ребенком хотя бы 10 минут в день на гимнастических упражнениях, то к тому времени, когда ребенок достигнете школьного возраста, у него выработается хорошая привычка начинать день с упражнений в одиночку.
Что включает в себя комплекс упражнений для утренней гимнастики?
Комплекс утренних упражнений для дошкольников не должен содержать более десятка упражнений. Количество повторений каждого упражнения по 5 раз.
Комплекс утренних упражнений для дошкольников обычно включает 3 основных этапа: разминка, развивающие упражнения, и в конце, укрепляющие и закаливающие упражнения.
Главное, что нужно помнить, это то, что ребенок должен быть заинтересован в выполнении комплекса утренних упражнений. Чтобы добиться этого, родители должны сделать утреннюю гимнастику увлекательной игрой - выполнять упражнения под музыку, вводить элементы игры в набор упражнений и т.д.
Комплекс упражнений в ранней гимнастике: разминка. Разминка в комплексе упражнений утренней гимнастики направлена на развитие правильного и легкого движения ребенка, координации движений и навыков преодоления препятствий. Разминка длится около 3-х минут и в основном включает в себя различные виды ходьбы и бега. Эта часть утреннего комплекса упражнений проста и может иметь множество вариаций. Для начинающих достаточно, чтобы ребенок просто ходил по комнате, например, по кругу, чередуя обычную ходьбу с легким бегом. Как вариант, можно добавить бег с изменением направления, зигзаги вокруг препятствий (например, колышков или стульев), ходьбу боком.
Утренняя зарядка: развивающие упражнения. Эта часть утренней гимнастики должна быть дана около 5 минут. В идеале комплекс развивающих упражнений для утренних упражнений должен включать одно упражнение для развития каждой группы мышц: плечевого пояса и плеч, мышц живота и груди, ног и формирования осанки. При выполнении всех упражнений необходимо следить за тем, чтобы ребенок дышал через нос.
Комплекс упражнений утренней гимнастики для мышц плечевого пояса и рук:
1. Упражнение «Ушки»:
И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, смотреть вперед.
1- наклон головы к правому плечу, не поднимая плеч.
2- вернуться и.п.
3- наклон головы к левому плечу, не поднимая плеч
4- вернуться в и.п.
2. Упражнение «Птички»:
И.п. - ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела.
1-развести руки в стороны и помахать ими, чередуя широкие махи («как орел») и маленькие («как воробушек»)
2-Опустить руки.
3. Упражнение «Поезд едет»:
И.п. - ноги слегка расставлены, руки свободно опущены.
1-2 - сгибание и разгибание рук в локтях (делаем круговые движения, как будто крутим колеса паровоза при движении).
Комплекс упражнений утренней гимнастики для мышц туловища
4. Упражнение «Птички поют»:
И.п. - ноги расставлены шире плеч, руки опущены вниз
1-наклон вперед, руки отвести назад, сказать «карр»
2-выпрямиться в и.п..
5. Упражнение «Смотрим в окошко»:
И.п.- сидя на стульчике, ноги параллельно, руки на коленях.
1-наклон вперед, руки немного согнуть в локтях
2-повороты головой вправо-влево (будто выглядываем в окошко).
3- выпрямиться в и.п.
6. Упражнение «Охи-вздохи»
И.п.- с.,ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1-поворот вправо, развести руки в стороны, сказать: «Ох!».
2- вернуться в и.п.
3-4 - То же в левую сторону.
Комплекс упражнений утренней гимнастики для мышц ног
7. Упражнение «мячик»
Произвольные подскоки на месте, чередуемые с ходьбой.
8. Упражнение «с горки на горку»:
Полуприседания, чередуемые с ходьбой - будто поезд едет с горки на горку.
9. Упражнение «Струнка»:
И.п.-стойка, руки на поясе.
1-подняться на носки, вытянуться вверх (как струнка)
2- вернуться в и.п.
Комплекс упражнений утренней гимнастики: общеукрепляющие упражнения.
На этом этапе утренней гимнастики дети расслабляют мышцы и восстанавливают нормальный темп дыхания. Упражнения делают в течение 3- 4 минут.
Общеукрепляющий комплекс упражнений утренней гимнастики может включать упражнения на становление правильного дыхания, разминку для глаз, пальцев рук, упражнения для профилактики плоскостопия. И даже обтирания холодной водой!
Дыхательные упражнения:
1. «Воздушный шарик» (диафрагмальное дыхание)
И.п.- стойка, ладонь на животе.
1-На вдохе живот выпячивается вперед.
2-Задержка дыхания.
3-Выдох через неплотно сжатые губы, произнося звук [с].
Повторить 3 раза.
2. «Насос» (мышечный тренинг)
И.п.- стойка, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки.
1-Наклониться вниз с прямыми ногами, сделать выдох,
произнося звук [ш].
3. Выпрямляясь, сделать вдох через нос.
Повторить 6 – 8 раз.
Упражнения для осанки.
Лежа на животе, оторвать плечи от пола, руки развести в сторону. Затем положить на голову мешочек, набитый песком, и с этим снарядом походить (просто так, затем на носках, на пятках), сесть на пол и встать.
Упражнения для правильного формирования стопы. Сидя, перекладывать с места на место мяч, захватив его ступнями ног. Собрать пальцами ног
разложенную на полу веревку.
- Организация досуга для детей.
Одним из оптимальных видов организации активного отдыха является физкультурный досуг, так как он помогает поднять интерес к подобным физкультурным занятиям, укрепляет организм, дает толчок развитию двигательных навыков и умений, помогает воспитывать чувство коллективизма, ребенок понимает, что значит работать в команде, учит дружбе, развивает терпение, внимание, смелость, упорство, организованность.
- Игры во дворе.
Чаще всего дети играют в такие игры, как «магазинчик», «детский сад», «больницу» и так далее. В таких играх можно увидеть, как дети видят окружающий мир, насколько хорошо понимают ту или иную сферу жизни людей.
Такие игры можно подправлять и добавлять туда задания, которые подразумевают под собой физической нагрузки, которые логично связаны с сюжетом этих игр, с помощью этого можно добиться укрепления здоровья детей.
У детей хорошо развита фантазия и поэтому нужно давать им свободу выбора, как поступать в той или иной ситуации, как использовать какую-нибудь игрушку. В особенности, детей привлекают такие виды игр, где нужно много двигаться, где есть эмоциональные нагрузки (бег наперегонки, с ловлей и увертыванием, длительными прыжками и др.). Такие виды развлечений обязательно должны находиться под присмотром родителей или учителей.
У детей разного возраста пользуются успехом игры – упражнения с индивидуальными физкультурными пособиями: обручами, мячами разных размеров. Старшие дошкольники, которые имеют двигательные навыки и опыт, могут сами придумывать и организовывать разные игры, а малышам способы действий должны показать взрослые, в первое время нужно играть с ними, чтобы они привыкли к такому виду досуга.
- Спортивная площадка.
Родители и уже взрослые дети, могут организовать постройку детских площадок возле дома. Главное, чтобы площадка находилась в безопасной и свободной зоне возле дома. Площадка может быть разных форм и размеров, но главное, чтобы она была ровной и без острых углов.
Оптимальным покрытием может служить – травяное, оно мягкое, приятное на ощупь, на цвет, но оно требует систематического ухода.
По бокам площадки можно расставить разные спортивные снаряды, игрушки, а на середине нужно оставить достаточно свободного места, чтобы там дети могли резвиться и играть в разные подвижные игры.
Оборудуя площадку, нужно иметь ввиду несколько важных требований:
1. Размеры и конструкции гимнастических пособий и снарядов должны соответствовать анатомо-физиологическим особенностям дошкольников, их антропометрическим данным. Так, например, расстояние между перекладинами гимнастической стенки устанавливается с учетом роста детей, диаметр перекладин должен быть у детской руки, высота препятствий для спрыгивания ограничена, так как это может повлечь за собой травмы, развитие плоскостопия.
2. Оборудование должно изготавливаться из высококачественных материалов. Для снарядов из дерева используют твердые породы, обеспечивающие прочность пособий. Все пособия должны быть полированными, покрытыми масляной краской, не должно быть острых углов для избегания травм и ушибов и для легкости очистки от грязи.
3. Снаряды должны сочетаться друг с другом с учетом самых разных движений.
4. Все пособия должны неподвижно стоять на земле, они должны иметь разные упоры, балки, стойки, упорные столбы должны быть врытыми в землю на глубину 50-60 см.
5. Площадка в целом должна вызывать у детей положительные эмоции, желание играть на ней и заниматься, этого можно достичь с помощью окраски или возможностью удачного сочетания разных пособий.
В выходные дни, праздники, во время отдыха, дети могут гулять возле дома на улице, в парках, скверах. Поэтому родители должны вовремя заниматься с ними, делать разные физические упражнения, например, бегать или разминаться на открытом воздухе.
Ходить и бегать можно по любой ровной дорожке – по лесным дорожкам, покрытым слоем хвои, грунта, избегая длительного движения по асфальту.
Для детей постарше придумана специальная беговая дорожка по краю площадки длиной не менее 30-40 м или делается кольцевой длиной примерно 100 м.
Много придумать могут взрослые, оборудуя для ребят пособия для метания. Малыши любят скатывать мяч с горки, прокатывать его в ворота, по желобу, а старшие дошкольники соревнуются в меткости. Горизонтальной целью могут служить корзины, ящики, положенные на землю обручи.
Для упражнений в лазанье к стационарно- закрепленным вертикальным лестницам можно добавить переносную лестницу (шириной 40 см, длиной 2 м) с перекладинами на расстоянии 18-22 см с зацепами. Ее можно положить на землю, приподнять над поверхностью горизонтально или закрепить в различном положении на вертикальной стенке.
Укреплению здоровью детей, их гармоничному физическому развитию, воспитанию хорошей осанки во многом способствуют упражнения в лазанье. На площадке необходима гимнастическая стенка из нескольких пролетов.
Для малышей необходимы низкие заборчики для лазанья (высота их 100 см, ширина 100 см).
Из металлических труб целесообразно сделать дуги для упражнений детей в подлезании.
Для коллективных игр с мячами создаются игровые площадки, соответствующие возможностям дошкольников.
Качели и качалки, упражняющие вестибулярный аппарат, могут быть разной конструкции (одноместные, двухместные, карусель- турникет, качалка-балансир). Используются и различные карусели, приводимые в движение руками и ногами.
В зимнее время прекрасным строительным материалом является снег, из которого можно сделать много интересных построек для веселых игр и развлечений детей. Самое любимое для детей занятие – катание с горки. Выбирая для нее место, следует использовать имеющийся рельеф площадки (бугорок, уклон), что сделает горку более прочной, а раскат – длинным. Строить горку лучше во время оттепели.
Для катка нужна достаточно большая площадка размером 15х20 м. На маленьком катке приходится часто делать повороты, а с ними дети первое время не справляются. Лучше, если есть асфальтовая площадка, ее не надо ровнять.
В большинстве семей дети с раннего возраста имеют санки, лыжи, велосипеды, бадминтон, не говоря уже о мяче, обруче, скакалке, кеглях и
другом мелком оборудовании. Родители знакомят ребят со способами использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием игр. Если знаний в этом вопросе им не хватает, воспитатель оказывает помощь, организуя беседы, консультации, в которых дает рекомендации, как организовать с детьми занятия физической культурой, как помочь им освоить некоторые двигательные навыки, как закреплять то, чем овладели дети в дошкольном учреждении.
- Спортивный уголок дома.
Прекрасно, если дома хранятся спортивные реликвии. Дети очень восприимчивы к тому, что папа был в юности замечательным спортсменом, а мама получила в свое время грамоту за спортивные успехи. В том числе если даже это и маленькие, непрезентабельные успехи в спорте - все равно не стоит пренебрегать ими.
Интерес ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в детском саду, развитию ловкости, самостоятельности. Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более сложным инвентарем различного назначения.
В спортивном уголке дома должны быть мелкие физкультурные пособия: мячи разных размеров, обручи, палки диаметром 2,5 см разной длины, скакалки, веревочная лестницу, канат, невысокую перекладину – турник.
Располагать уголок следует по возможности ближе к свету, чтобы был приток свежего воздуха, у наружной стены с широким окном и балконной дверью. Изначально заниматься под присмотром, а по мере успешного освоения- дети могут заниматься самостоятельно.
У ребенка не должно быть с самого начала отрицательных эмоций от чрезмерно высоких или слишком малых нагрузок, неправильной методики занятий, отсутствия их периодичности, поэтому родители должны хорошо подготовиться к тому, чтобы начать заниматься с ним.
Выводы
1) Забота о формировании у ребенка двигательных навыков, достижении необходимого уровня, является основной задачей матери и отца, прежде чем ребенок пойдет в школу.
Совместные занятия родителей с детьми приносят следующие положительные результаты:
- пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
- углубляют взаимосвязь родителей и детей;
- предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
- позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствует всестороннему развитию ребенка.
Во время совместных занятий взрослый поднимает, носит, качает ребенка, помогает ему подтянуться, подпрыгнуть, взобраться наверх и т.д. Благодаря этому сами родители развиваются физически, становятся более сильными, ловкими и выносливыми. Такое использование свободного времени полезно для обеих сторон. Ребенок восхищается отцом: какой папа сильный, как ловко его поднимает, покачивает, как хорошо выполняет упражнения! Подражает матери в грациозности и координации движений – например, при выполнении упражнений, сопровождающихся пением или музыкой. Родители же, занимая полуактивную позицию, путем ловких движений помогают ребенку выполнить упражнение, подбадривают его и вместе с ним радуются успеху. Позже эти совместные занятия становятся действительно самым счастливым событием дня, и ребенок радуется той минуте, когда кто-то из родителей скажет: «Иди сюда, будем заниматься!» В сегодняшней круговерти дня это – минуты праздника, однако занятия должны быть не по-праздничному редкими и случайными, а регулярными и ежедневными. Только систематическая забота о двигательном развитии ребенка может принести желаемые результаты: систематическое повторение одних и тех же упражнений и логическая преемственность занятий являются основными предпосылками успеха.
2) Формы физического воспитания детей в семье зависят от возраста, пола, здоровья и физической подготовленности. Утреннюю гимнастику, физкульт-паузы, занятия по общей физической подготовке, прогулки, плавание, закаливающие процедуры, занятия по подготовке к сдаче норм комплекса, участие в соревнованиях, туризм, подвижные и спортивные игры- можно отнести к обязательным средствам физического развития. К занятиям по выбору относятся: тренировка в избранном виде спорта, участие в спортивных соревнованиях по избранному виду спорта
Список используемой литературы:
- Антонов, Ю.Е., Кузнецова, М.Н., Саулина, Т.Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. - М.: Аркти, Домодедово, 2000
- Я. Бердыхова. Мама, папа, занимайтесь со мной. М: Физкультура и спорт, 1990;
- Е.Н. Вавилова. Укрепление здоровья детей. Москва, Просвещение, 1986;
- Н.Ф. Виноградова. Воспитателю о работе с семьей. Москва. Просвещение 1989;
- И.И. Гребешкова. М: Медицина 1990 г. Ваш ребенок.
- Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М.Самодурова. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях, Москва 2002
- В. Михайлов, А. Палько. Выбираем здоровье! Москва, Молодая гвардия 1985;
- Ю.Ф. Зиановский. К здоровью без лекарств. Москва, Советский спорт 1990;
- А.Ф. Островская. Педагогические ситуации в семейном воспитании. Москва, Просвещение, 1998;
- Реймерс Н.Ф. Спорт в современной семье. – М.: Дрофа, 2004
- В.И. Теленчи. Гигиенические основы воспитания детей. Москва, Просвещение. 1987;
- Ф.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток. Ради здоровья детей. М; Просвещение, 1985;
- Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика Ф.В. и спорта. Москва 2000;
- А.Г. Хриповская. Мир детства. Москва, Педагогика, 1988.
- В.Христолюбова. Сохранить здоровье ребенка. Как?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Семья и физическое воспитание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста"...

"Физическое воспитание детей дошкольного возраста в семье"
О важности физического воспитания детей дошкольного возраста в семье....
Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста
Роль семьи в деле воспитания положительного отношения к физической культуре очень велика. Правильное физическое воспитание детей предполагает постоянное заботливое отношение к их здоровью в семье....

Консультация для родителей "Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста"
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье,санитарной грамотности и гигиенической культуры. Необходимо стремиться к четкому распорядку жизни и деятел...

«Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста»
laquo;Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста»Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и...

Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра
Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...