Проект «Подвижная игра в жизни ребенка».
проект по физкультуре (старшая группа)

Письменная Елена Юрьевна

В современном обществе огромное внимание уделяется развитию детей, в том числе развитию их физических качеств.Данный проект направлен на изучение влияния подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_igra.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад общеразвивающего вида №8 «Родничок»

МБДОУ детский сад №8 «Родничок»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Приняо                                                                                             Утверждено:

 педагогическом                                                                              Заведующий МБДОУ

совете                                                                                               детского сада № 8 «Родничок»

протокол№                                                                                       Липчанская Л.В.

от                                                                                                        __________________                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                          «____»  «____________» 20 ____ г.                                                                                                          

                                                                                                             

Проект

«Подвижная игра в жизни ребенка».

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств дошкольников с помощью подвижных игр……………………………………………………………………………

1.1Общая характеристика физических качеств…………………….. ..

1.2.Значение подвижной игры для формирования физических качеств старших дошкольников………………………………………………...

1.3.Характеристика двигательной активности старших дошкольников……………………………………………………………………

1.4.Влияние физического развития и физической подготовленности на систему физического воспитания старших дошкольников……………….

1.5Классификация подвижных игр в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..

Выводы по первой главе…………………………………………………

Глава II. Педагогические условия определения уровня физических качеств детей старшего дошкольного возраста с помощью подвижных игр………………………………………………………………………………..

2.1 Методы оценки физических качеств дошкольников………………

2.2 Оценка физических качеств у дошкольников ……………………..

2.3 Сравнительный анализ физических качеств во время проведения подвижных игр………………………………………………………………….

2.4 Система работы  по взаимодействию с семьей по физическому развитию на учебный год ………………………………………………………………….

Выводы по второй главе……………………………………………........

Заключение………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………….

Приложения……………………………………………………………….

 

Инструктор по физической культуре

Письменная Е.Ю..

Автор проекта: Письменная Е.Ю.

Участники проекта: дети старшей группы, родители группы, руководитель по физической культуре, воспитатель.

Вид проекта: групповой, совместный детско-родительский, игровой, долгосрочный

Сроки реализации проекта: сентябрь 2022 учебный год – апрель 2023 учебный год.

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагога на физическое развитие, которое включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным не наносящем ущерба организму выполнением основных видов движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами ( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).[1, 12]

В современном обществе огромное внимание уделяется развитию детей, в том числе развитию их физических качеств. Именно в детстве закладывается основа личности. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личные, морально-волевые и поведенческие качества. Здоровое поколение – основа любого государства, именно поэтому выбранная тема работы является актуальной.

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Актуальность выбранной темы обусловлена ещё и тем, что среди педагогов-теоретиков существует спор о том, на сколько физические качества зависят от врождённых факторов и есть ли необходимость их специального развития у дошкольников.

Исследованием по проблеме физической подготовленности дошкольников занимались Н. Лескова, Л. Ноткина, Е.Я. Бондаревская и др.; тему проблемы развития физических качеств дошкольников исследовали В.Н. Занефский, З.И. Кузнецова, М.Х. Спаева; проблеме организации и использования подвижных игр в ДОУ уделяли внимание в своих работах Я.Э. Степаненкова, В.А. Страновского, Е.А. Тимофеева.

Объектом исследования проекта является влияние подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников.

Предметом исследования проекта выступают физические качества детей старшего дошкольного возраста.

 

Целью проекта является изучение влияния подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Исследовать исторические и теоретические аспекты проблемы;
  2. Определить физические качества детей дошкольного возраста;
  3. Классифицировать подвижные игры;
  4. Составить систему работы по взаимодействию с семьей по физическому развитию на учебный год;
  5. Систематизировать диагностические тесты на выявление уровня физических качеств у дошкольников.

Перед началом исследования выбранной темы выдвигалась гипотеза о том, что подвижные игры способствуют развитию таких физических качеств дошкольников, как сила, ловкость, быстрота и выносливость. Но следует отметить, что положительно сказываются на развитии физических качеств только такие подвижные игры, в которых дети принимают активное участие, то есть, осуществляют сознательную деятельность.

В настоящее время медики обеспокоены тем, что дети физически не развиты. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось - детей 2-й группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и 3-й группы - c хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.

Проблема исследования заключается в разработке и поиске новых методических подходах к использованию подвижных игр в развитии физических качеств старших дошкольников как основы их физической подготовленности. Разработка вопроса развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности если и затрагивалась в ряде работ, то только фрагментарно. В связи с вышеизложенным очевидна актуальность темы дипломной работы, заключающаяся в разработке и поиске новых методических подходов к использованию подвижных игр в развитии физических качеств дошкольников как основы их физической подготовленности.

Методы исследования проекта.

Теоретические:

- анализ педагогической литературы по теме исследования;

- интерпретация литературных источников;

- обобщение;

Эмпирические:

- наблюдение;

- тестирование;

- беседа;

- методы математической обработки данных эксперимента.

Проект проводился на базе МБДОУ детский сад № 8 «Родничок».

 

Заключение

Использование в физическом воспитании дошкольников подвижных игр способствует повышению общей работоспособности мышц и их силы, улучшению подвижности суставов и координации движений.

Известно, что подвижные игры требуют от ребёнка активного проявления разнообразных физических возможностей. В то же время игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на совершенствование личности ребёнка, психическое и умственное развитие.

Подвижные игры полностью удовлетворяют природное состояние ребёнка, его потребность в жизнерадостных движениях, ознакомлении с окружающее средой непосредственно через игру, приобретении трудовых навыков в интересных видах движений. Игра – всегда инициатива, фантазия, творчество, круговорот эмоций. В ней всегда много весёлых неожиданностей, обыденное явление становится необычным, сказочным, чудным. Игра имеет чрезвычайное значение в жизни ребёнка, – «каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

В ходе работы были выделены особенности подвижных игр, которые:

– имеют коллективный характер, которым охватываются все дети;

– развивают творческое мышление, рассуждение, смекалку;

– способствуют выявлению и развивают организаторские способности;

– несут в себе трудовой элемент;

– способствуют общению между собой, взаимопомощи, поддержке.

В играх не только развлечение, но и веселье и радость. Характер многих подвижных игр таков, что они имеют важное  значение в физическом, нравственном, художественном воспитании. Дети ближе знакомятся друг с другом, глубже узнают друг друга.

Подвижные игры гармонично соответствуют естеству самого ребёнка – учитывают его возрастные  способности. Данные игры направлены на развитие гибкости, ловкости, скоростных и силовых качеств ребёнка дошкольного возраста.
Известно, что для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. Критические периоды в развитии ребенка (по Л.С. Выготскому) — 1, 2, 3 года и 6 — 7 лет. Именно в это время происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей.
Существенная особенность раннего детства заключается во взаимосвязи и взаимозависимости состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше болеет, но и лучше развивается психически. Начиная с трехлетнего возраста ребенок многое умеет, очень подвижен. Физические упражнения развивают и укрепляют его опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей воспитываются внимание и наблюдательность, развиваются волевые качества, вырабатывается характер. Следовательно, комплексный анализ физической подготовленности детей и позволяет более объективно судить о процессе физического воспитания.
Цель нашей работы заключалась в разработке методики развития физических качеств в процессе физического воспитания дошкольников 5 — 6 лет на основе применения традиционных подвижных игр.
Старший школьный возраст обоснованно считается одним из наиболее важных периодов в процессе формирования личности человека. Двигательная активность в этом возрасте играет огромную роль в комплексном развитии организма ребенка. В этом возрасте более интенсивно развиваются физические качества, в том числе скоростно-силовые.

Анализ программных и методических материалов по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и организации этого процесса на практике свидетельствуют о том, что основное внимание на занятиях физической культуры уделяется обучению основным движениям. В результате дошкольники не получают необходимой физической нагрузки, которая оказывала бы существенное влияние на развитие физических качеств.

Перед началом эксперимента на занятиях физической культуры дети старшего дошкольного возраста двух групп выполняли тесты скоростно-силовой направленности для подготовки организма к началу эксперимента и освоения техники тестовых упражнений.

Экспертной оценке были подвергнуты множество  игр для пяти и шестилетнего возраста. На основании этого были выявлены подвижные игры с преимущественным развитием физических качеств. Скоростно-силовая подготовленность детей 5 — 6 лет оценивалась с помощью следующих тестов:, прыжки , ходьба, бег, лазание, метание.

На начало эксперимента группы по всем показателям статистически не отличались.

При сравнении показателей тестов участников контрольной и экспериментальной групп по окончании основного эксперимента отмечается, что приросты показателей в экспериментальной группе выше в начале и в конце эксперимента, чем в контрольной группе.

 
После проведения исследования физических качеств контрольной и экспериментальной группы было выявлено, что результаты экспериментальной группы превышают результаты контрольной. Также качественные показатели, из таблиц четко видно, в экспериментальной группе превышают качественные показатели в контрольной группе. Особое внимание в физкультурно-оздоровительной и исследовательской работах уделялось малоактивным детям. Физкультурно-оздоровительная работа по данной методике и индивидуально-дифференцированный подход на занятиях достиг желаемого результата.

 

Используемая литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник /

2.Антонов Ю.Е., Кузнецова М.М., Марченко Т.И. - М.: АРКТИ, 2001.-208 с.

3.Бальсевич В.К. Теоретико-методологическое обоснование концепции формирования физической культуры человека в дошкольном возрасте // Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге XXI века. Томск, 1996, 234с.

4.Бабасян М. Л. Исследование методики скоростно-силовой подготовки на этапе начальной спортивной тренировки// Теория и практика физ.культуры 1970,№6,с.56-59. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования./

5.Веракса Н.Е., Васильева М.А., Комарова Т.С.- М.: Мозаика- синтез, 2010.- 304 с.

6.ВавиловаЕ.Н. Учите бегать, лазать и метать:пособие для воспитателя дет.сада-м.: Просвещение1983г.-144с

7.Вильчковский Ю.В. Исследование скоростно-силовых качеств в онтогенезе человека (3-17 лет): Матер.VI республ. научно-теор. конф. по вопросам физ. воспитания и спорта детей и молодежи. - Ташкент: Еш Гвардия, 1977, с. 23-25. Глушкова Г.В. Физическое воспитание в семье и ДОУ./

8.Глушкова Г.В., Голубева Л.Г., Прилепина И.А. - М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 c.

9Доронова Т.Н. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. /Доронова Т.Н., Л.Г. Голубева, Гордова Н.А. – М.: 2002.- 224 с. 10.Дворкина Н. И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3 – 7 лет на основе подвижных игр: учебно-методическое пособие. – М. : Советский спорт, 2005. – 184с

11. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.-128с

12.Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 c

13.Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.- 64 с.

14.Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду, — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.- 82с. 15.Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания.М.:Издательский дом « Воспитание дошкольника»,2005г.-96 с.

16.Степаненкова Э. Я.Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозайка-Синтез,2011.-144с.

17.Хухлаева Д.В., Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед.уч-щ по спец. №2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» и №2002 «Дошкол.воспитание».–3-е изд., перераб и доп.-М.: Просвещение 1984 г.- 208 с.

18.Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2000. – 79 c.

19.Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие. Минск.: Выш. шк., 2010.- 228 с.

20.Яблонская С.В., Циклис С.А. Развитие физических качеств дошкольников. М., 2008. - 156 с. 21.Д.Б.Юматова. Интерес. Движение. Игра. Развивающая двигательно-коммуникативная деятельность младших дошкольников (3-4 и4-5 лет).-М.:Ювента, 2013.-160с.

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Мастер-класс: « ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО»

1. Мастер-класс для педагогов ДОУ: Организационная часть Педагог: — Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может ...

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....

Проект «Подвижные казачьи игры- основа здорового образа жизни»

Проект «Подвижные казачьи игры-основа здорового образа жизни»...

Проект «Подвижная игра в жизни ребенка».

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественно...