Особенности общеразвивающих упражнений и их роль в физическом воспитании детей
методическая разработка по физкультуре
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма. Систематически воздействуя на крупные группы мышц, общеразвивающие упражнения значительно активизируют обменные процессы, создают благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма.
Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности общеразвивающих упражнений и
их роль в физическом воспитании детей
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма. Систематически воздействуя на крупные группы мышц, общеразвивающие упражнения значительно активизируют обменные процессы, создают благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма.
Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках.
Общеразвивающие упражнения – специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.
Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют навык рациональной осанки.
Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Например, для формирования навыка рациональной осанки подбираются упражнения для укрепления мышечного корсета, расширения функции дыхания (укрепление диафрагмы, межреберных мышц).
В результате систематического повторения общеразвивающих упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых как в жизненной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков.
Наряду с влиянием на формирование опроно-двигательного аппарата ОРУ являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму – основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Ритмичность, аналитический характер движений позволяют формировать навыки рационального дыхания, заключающиеся в умении регулировать силу и длительность вдоха и выдоха, сочетать ритм и частоту дыхания со структурой движения.
Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в общеразвивающих упражнениях способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений.
Упражнения оказывают большое влияние на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное овладение движениями имеют значение и для умственного развития детей.
Как правило, ОРУ выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины.
Выполнение ОРУ под музыку влияет на повышение функциональных процессов организма, содействуя его общему оздоровлению и формированию навыка рациональной осанки, воспитывает художественный вкус, любовь к движениям, вызывает у детей положительный эмоциональный тонус.
Классификация ОРУ
По анатомическому признаку
упражнения
для ног
упражнения
для туловища и шеи
упражнения
для рук и плечевого пояса
Упражнения указанных групп могут быть направлены:
повышение функционального уровня систем организма – упражнения для тренировки дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов.
на развитие свойств психики – внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени и пр.
на развитие отдельных двигательных качеств и способностей – силы, гибкости, ловкости, быстроты, равновесия, координации, ритмичности, пластичности, грациозности и др.
ОРУ могут выполняться:
Требования к отбору ОРУ
При построении комплексов исходят из педагогических задач, учитывают особенности возраста, физическую подготовленность детей, формы работы. В выборе и определении последовательности упражнений руководствуются следующими методическими положениями:
1. Упражнения оказывают разностороннее воздействие. Поэтому в комплекс входят
упражнения для разных частей тела, необходимые для развития разных физических
качеств.
2. Особое внимание уделяют упражнениям на формирование навыка рациональной
осанки, укрепление свода стопы, дыхания.
3. Каждое предыдущее упражнение облегчает выполнение последующего. Поэтому
упражнения для разных мышечных групп чередуются, иначе быстро наступает
утомление местного характера. Например, после упражнений для туловища
(повороты в стороны) следует упражнение для ног и брюшного пресса, затем опять
для туловища , но другого характера (наклоны вперед) и т.д.
4. В работу последовательно включаются разные части тела с постепенным увеличением
нагрузки. Из двух однотипных упражнений одно подбирается простое, другое –
сложное, в котором движения выполняются с большим напряжением.
5. Упражнения, сложные по координации, требующие внимания, предшествуют тем,
которые просты по структуре и выполняются со значительным мышечным усилием
(приседания, упражнения из И.п. лежа и т.д.).
6. Упражнения соответствуют назначению комплекса, например:
- комплекс для утренней гимнастики направлен на укрепление, оздоровление организма, упражнения известные);
- комплекс физкультминутки – предупреждение умственного напряжения, повышение обменных процессов, упражнения известные, предельно простые.
Использование предметов в общеразвивающих упражнениях
Многие ОРУ проводятся с предметами. Они создают у детей интерес к занятиям, оказывают значительное влияние на освоение движений, развитие сенсорных, двигательных качеств и способностей. Активные действия с предметами в процессе упражнений содействуют познанию цвета, веса, формы, качества материала и других свойств предметов. Действие с предметами дает возможность добиться большей отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях.
Зрительные восприятия создают образ движений в его динамике, выразительности, пространственных отношениях. Предметы создают как бы зрительную направленность в развитии пространственных ориентировок, способствуют лучшей координации движений отдельных частей тела.
Слух позволяет выполнить движение в определенном ритме и темпе. Некоторые предметы (например, скакалка, мяч) способствуют отчетливости этих восприятий.
Мышечные ощущения сигнализируют о положении частей тела, напряжении мышц, происходит сложный процесс согласования в работе отдельных мышечных групп, коррекции выполняемого движения с заданном образцом. Использование палок, обручей и других пособий создает ощущение сопротивления. При этом физические усилия становятся отчетливее, лучше осознаются. Некоторые предметы помогают дифференцировать мышечные ощущения (резиновые, набивные мячи и др.).
Поэтому развитие двигательных качеств и способностей в упражнениях с предметами происходит значительно эффективнее. Все упражнения с предметами в той или иной степени требуют работы пальцев рук. Это активизирует деятельность анализаторных систем, влияет на развитие речи, на интеллектуальное развитие в целом. Совершенствование координации движений пальцев важно для учебной деятельности ребенка в детском саду и школе.
В упражнениях с предметами решаются и воспитательные задачи: дети приучаются аккуратно, бережно обращаться с ними, организованно и быстро брать и класть их на место, уступать товарищу предмет, который хотелось бы взять самому, оказывать помощь воспитателю в их подготовке.
Наряду с общим влиянием каждый из предметов в зависимости от физических свойств оказывает своеобразное воздействие – движения приобретают плавность или резкость, четкость, силу и т.п.
Погремушка – первый предмет, который можно дать детям, выполняя упражнения.
- вызывает радость;
- повышает мышечное напряжение;
- оказывает комплексное воздействие на анализаторы: зрительный, слуховой, тактильно-двигательный.
Погремушка должна быть красочной, приятной на ощупь, легкой (лучше из пластмассы), удобной для захватывания всей кистью.
Флажки. Действия с флажками требуют большой координации кистей: их нужно держать так, чтобы они не были опасны. Уже в средней группе детей учат двум способам держания флажков:
- палочка флажка составляет как бы продолжение руки;
- палочка направлена вертикально к руке полотнищем вверх.
Смена способов держания флажка хорошо развивает кисть руки. С флажками удобно выполнять вращательные движения, покачивания, взмахи. Физическую нагрузку флажки увеличивают незначительно, поэтому они применяются преимущественно в младших и средних группах.
Кубики требуют более точных и тонких движений кистей рук. В упражнениях, где нужно положить кубики в определенном месте на пол, друг на друга, рядом и т.п., особенно активно развиваются пространственные ориентировки. Ребенку нужно в динамике и довольно быстром темпе сопоставить положение кубиков по отношению к указанным ориентирам иди друг к другу (например, наклониться, поставить кубики между стоп, ровно, рядом).
Ленты с палочками (без палочек). Динамичность мягкой переливающейся ткани вызывает у детей стремление выполнять упражнение красиво. Ленты помогают более отчетливо выделить в движении плавность, мягкость или стремительность.
Мячи резиновые (разных диаметров – от 20-22 до 6-8 см), волейбольные, теннисные, набивные (весом до 1кг). Мяч – постоянный спутник игр детей, он удовлетворяет активное стремление ребенка к движениям. Упражнения с большими и малыми мячами подготавливают к метанию. Они способствуют, прежде всего, развитию координации, ловкости, быстроты движений и двигательной реакции, развитию глазомера, ориентировки в пространстве. Упражнения с большими и средними мячами проводятся в младших группах. Малыши знакомятся со свойствами мяча, осваивают основные приемы его ловли из разных положений. При этом хорошую нагрузку получают все мышцы туловища, ног, рук, кистей, так как ребенок активно выполняет разнообразные, быстро меняющиеся движения. Малыши могут выполнять и те упражнения с мячом, в которых используются и другие предметы (например, поднять руки с мячом вверх, присесть, коснуться мячом пола и т.п.). В комплексы, помимо этих упражнений, нужно включать и такие, в которых проявляются свойственные мячу качества (например, прокатить мяч вокруг одной, другой ноги). В средних и старших группах используют мячи всех размеров. Дети перекатывают их, перебрасывают и перекладывают из руки в руку, за спиной и т.п. Все упражнения с мячом хорошо развивают силу и ловкость пальцев, координацию, быстроту движения, однако нагрузка на мышцы плечевого пояса, туловища увеличивается незначительно.
Упражнения с набивными мячами более полезны для развития силы мышц, формирования стопы, развития дифференцировки мышечного напряжения.
Гимнастические палки, шест (длина 60-65, 80-90см, 2,5-3м). В упражнениях с ними увеличивается мышечное напряжение, происходит более точная фиксация различных положений рук, туловища, головы и ног. Кроме того, дети лучше контролируют свое выполнений движений. Постоянная нагрузка на кисти, разнообразные способы хвата (двумя или одной рукой, за концы и ближе к середине, снизу и сверху) развивают силу и координацию движений пальцев. Совместные действия с длинными палками, шестом способствуют точности движений.
Гимнастические палки дают детям уже среднего возраста. Из всех предметов гимнастические палки используются чаще, так как они особенно конкретизируют восприятие движений, значительно повышают физическую нагрузку, влияют на формирование осанки. Шесты рекомендуют детям старшего возраста.
Обручи. Упражнения с обручем дают интенсивную физическую нагрузку на все крупные группы мышц. Различные хваты обруча, движение его в руках развивают мышцы кистей и предплечий. Многие упражнения оказывают большее влияние на развитие координации, пространственных ориентировок, чем упражнения с палками.
Упражнения с большими обручами развивают согласованность действий, координацию. Кроме того, в эти упражнения можно включить простейшие элементы художественной гимнастики.
Скакалки, веревки. Упражнения с этими предметами развивают ловкость, координацию, ритмичность движений (при подскоках). Особое влияние они оказывают на укрепление кистей и формирование стопы (в упражнениях босиком в И.п., наступая на скакалку, захватывая пальцами ног скакалку и т.п.). Если скакалка натягивается в прямых руках, перетягивается из одной руки в другую( при поворотах, боковых наклонах) или друг к другу (в парах), то такие упражнения хорошо развивают силу.
Гимнастические скамейки (ширина 20см, длина 4-5м, высота 20-25см).
В упражнениях на скамейке значительно возрастает нагрузка на определенные группы мышц, так как здесь появляются необычные И.п., в которых отдельные части тела закрепляются, фиксируются. При этом приходится преодолевать вес собственного тела, сопротивление опоры – мышцы и связки больше растягиваются, напрягаются. Упражнения на скамейке стоя активно влияют на развитие функции равновесия, особенно если добавляются мелкие предметы (мячи, флажки в руках и т.п.), если к тому же уменьшается площадь опоры (поднимание на носках, стойка на одной). Усложняется и координация: нужно согласовывать движения разных частей тела, одновременно действовать с предметами. И это все происходит на уменьшенной и повышенной площади опоры. Упражнения на гимнастической скамейке целесообразно использовать в работе с детьми старшего возраста.
Гимнастическая лестница создает возможность для увеличения нагрузки на крупные группы мышц (держась за рейку, наклоны вперед, в сторону), постоянно работают кисти при захвате реек. При этом хорошо формируется осанка (укрепляются мышцы, улучшается гибкость позвоночника).
Исходные положения
Положения тела, рук, ног перед началом выполнения упражнения называются исходными. Они имеют существенное значение для выполнения упражнения, от них зависит устойчивость тела, нагрузка на отдельные группы мышц, амплитуда движения, его четкость. Например, при поворотах в стороны нагрузка на мышцы может быть лишь при условии, если в И.п. ступни ног неподвижны. Если же ноги начинают сдвигаться, нагрузка будет соответственно падать. Изменение И.п. ведет к перестройке структуры движения. В общеразвивающих упражнениях для дошкольников используются И.п.:
- для туловища – стоя, сидя, лежа на спине, на животе, на боку, стоя на одном колене, стоя на коленях, на четвереньках;
- в приседе;
- разнообразные И.п. для рук и ног.
Специфика общеразвивающих упражнений
в разных формах работы с дошкольниками
Физическое воспитание в детском саду осуществляется в различных формах, каждая из которых решает свойственные ей педагогические задачи. В соответствии с этим подбирают общеразвивающие упражнения.
Физкультурные занятия
Цель:
создание условий для
целенаправленной физической
подготовки детей.
Утренняя гимнастика
Цель:
создание условий для оздоровления,
укрепления, повышения функционального уровня систем организма, развития физических качеств и способностей, закрепления двигательных навыков.
ОРУ
Физкультминутки
Цель:
создание условий для повышения обменных процессов; снятия утомления с мышц, имеющих статическую или динамическую нагрузку местного характера (напряжение пальцев во время рисования, аппликации и т.п.); сохранения, повышения умственной работоспособности.
Требования
к отбору общеразвивающих упражнений
1. Упражнения должны быть такими, чтобы при их выполнении необходимо было
приложить физические и умственные усилия. Чаще всего это упражнения новые или
более сложные по структуре, координации, организации детей.
Например, упражнения с большими гимнастическими обручами проводятся
подгруппами, дети располагаются в разных пространственных положениях по
отношению к воспитателю и друг другу.
2. Могут быть включены подводящие упражнения для подготовки детей к следующим
наиболее сложным упражнениям.
Например, пружинистые полуприседания помогают выработать у детей мягкое
приземление в прыжках на согнутые ноги.
3. Упражнения могут быть на разных этапах обучения, так как в занятия включаются и
новые, и известные детям движения, поэтому методические приемы разнообразны.
Новые упражнения требуют больше времени.
4. Количество упражнений может колебаться. Это зависит от сложности движений в
других частях занятия. Так, на занятии намечается обучение новому основному
движению, закрепление еще основных двух движений. При этом подбираются
упражнения известные и в меньшем количестве.
Примерное количество упражнений для детей:
- двух лет – 4;
- трех – 5;
- четырех – 5-6;
- пяти – 6-8;
- шести – 8-10.
5. На занятиях широко используются предметы и снаряды. Желательно
общеразвивающие упражнения проводить с такими пособиями, которые используются
в основных движениях.
Методика проведения общеразвивающих упражнений
Организация детей для проведения общеразвивающих упражнений имеет существенное воспитательное значение. Дети учатся быстро реагировать на указания, команды педагога, ориентироваться в пространстве, появляется психологическая настроенность на выполнение заданий.
Педагогу необходимо удобно расположить каждого ребенка, чтобы он хорошо видел образец выполнения движений инструктором. На все это отводится примерно 15-30сек, иначе внимание детей рассеивается.
Раздача и сбор пособий также должны проводиться очень быстро. Инвентарь готовится заранее:
- на пол по кругу;
- на пол в колонны;
- педагог сам раздает;
- мячи можно выкатить из сетки или прокатывать каждому.
Мелкие предметы не должны быть многоцветными (достаточно одного, двух цветов), иначе дети начинают отвлекаться, рассматривать, что есть у товарища. Пособия двух цветов удобны и как пространственные ориентиры: они приучают детей к различению правой и левой стороны. Цвет предмета должен быть насыщенным, ярким (на физкультурных занятиях и утренней гимнастике красные флажки не используются).
Малышей учат пользоваться инвентарем: показывают, где лежат предметы, как их брать, держать. Это проводится в начале года, когда пособие вносится впервые.
Все указания дают детям по ходу действия с предметами. В дальнейшем достаточно краткого указания, напоминания.
Методы и приемы обучения. В работе с малышами особенно ярко выражено комплексное применение наглядных, словесных и практических методов и приемов обучения. Детям нужен постоянный образец для подражания. Словесные методы и приемы в работе с маленькими детьми направлены на то, чтобы усилить действие показа, добиться яркости, убедительности образа, создать радостное настроение.
Правильно выполнить движения помогают зрительные ориентиры, которыми служат предметы, находящиеся в групповой комнате.
По ходу выполнения упражнений педагог дает указания. Они активизируют детей, важны для развития пространственных ориентировок, подготавливают к осознанному самостоятельному выполнению движений. Не все распоряжения понятны каждому ребенку, иногда надо помочь ему принять правильное положение, при котором малыш легко справится с заданием.
Указания в процессе упражнений служат также развитию у детей чувства ритма и темпа, помогают одновременно начинать и заканчивать упражнения.
Таким образом, по мере освоения движений целесообразно варьировать сочетание наглядных и словесных методов обучения, демонстрировать показ всего упражнения с объяснением; частичный показ с пояснением; описание упражнения без показа; установку на мысленное воспроизведение упражнения и его описание детьми и вновь показ всего упражнения с пояснением отдельных сторон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная роль в физическом воспитании детей
Спортивные игры и упражнения играют важную роль в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. В любое время года они проводятся преимущественно на открытом воздухе, что, несомненн...

Самообразование по теме: «Физические и психолого-педагогические особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическ...
Роль общеразвивающих упражнений в физическом воспитании детей раннего возраста
К большому сожалению наши малыши стали чаше болеть , а происходит это потому что они мало двигаются. Родители из- за педагогической безграмотности и занятности на работе не уделяют должного внимания р...

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИХ РОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ИИХ РОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ. Общеразвивающие упражнения занимают значительное место н общей системе физического воспитания детей дошкольного возр...
Виды гимнастики и их роль в физическом воспитания детей
Виды гимнастики и их роль в физическом воспитания детей...

Общеразвивающие упражнения и их роль в физическом воспитание детей»
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления дв...
Консультация по физическому воспитанию дошкольников: «Роль воспитателя по физическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Содержание: Введение. 21. Роль воспитателя по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. 42.Общая характеристика средств физического воспитания дошкольников. 63.Цели и задачи ...





























